хетты
Хеттская империя 𒄩𒀜𒌅𒊭 ( Ḫattuša ) | |
---|---|
в. 1650 г. до н.э. – ок. 1180 г. до н.э. | |
Королевская печать последнего короля Шуппилулиума II | |
Капитал | Хаттуса , Тархунташша (при правлении Муваталли II ) |
Общие языки | Хеттский , хаттский , лувийский , аккадский |
Религия | Хеттская религия |
Правительство | Абсолютная монархия (Старое Королевство) Конституционная монархия (Среднее и Новое царство) [1] |
Король | |
• в. 1650 г. до н.э. | Лабарна I (первый) |
• в. 1210–1180 гг. до н. э. | Свинец II (грузовой) |
Историческая эпоха | Бронзовый век |
• Учредил | в. 1650 г. до н.э. |
• Упразднено | в. 1180 г. до н.э. |
Сегодня часть | Турция Сирия Ливан Кипр |
Хетты , ( / ˈ h ɪ t aɪ t s / ) были анатолийским индоевропейским народом сформировавшим одну из первых крупных цивилизаций бронзового века в Западной Азии . Возможно, происходящий из-за Черного моря , [2] они поселились на территории современной Турции в начале 2-го тысячелетия до нашей эры . Хетты сформировали ряд государств в северо-центральной Анатолии , включая царство Куссара (до 1750 г. до н. э.), царство Канеш или Неша ( ок. 1750–1650 до н. э.) и империю с центром в Хаттусе (около 1650 г. до н. э.). [3] [4] Известная в наше время как Хеттская империя , она достигла своего пика в середине 14-го века до нашей эры при Шуппилулиуме I , когда она охватывала большую часть Анатолии и части северного Леванта и Верхней Месопотамии .
Между 15 и 13 веками до нашей эры хетты были одной из доминирующих держав Ближнего Востока , вступая в конфликт с Новым Египетским царством , Среднеассирийской империей и империей Митанни . К 12 веку до нашей эры большая часть Хеттской империи была аннексирована Среднеассирийской империей, а оставшаяся часть была разграблена фригийскими пришельцами в регион. С конца XII века до нашей эры, во время краха позднего бронзового века , хетты раскололись на несколько небольших независимых государств , некоторые из которых просуществовали до восьмого века до нашей эры, прежде чем поддаться Неоассирийской империи ; не имея объединяющей преемственности , их потомки рассеялись и в конечном итоге слились с современным населением Леванта и Месопотамии . [5]
Хеттский язык , называемый его носителями нешили , «язык Несы », был отдельным членом анатолийской ветви индоевропейской языковой семьи ; наряду с близкородственным лувийским языком , это старейший исторически засвидетельствованный индоевропейский язык. [6] История хеттской цивилизации известна главным образом из клинописных текстов, найденных на их бывших территориях, а также из дипломатической и коммерческой переписки, найденной в различных архивах Ассирии , Вавилонии , Египта и всего Ближнего Востока ; расшифровка этих текстов стала ключевым событием в истории индоевропейских исследований . культурные связи с доисторической Скандинавией . Также были предложены [7] [8]
Ученые когда-то приписывали развитие выплавки железа хеттам, которые, как полагали, монополизировали обработку железа в эпоху бронзы. Эта теория все чаще оспаривается в XXI веке. [9] с крахом позднего бронзового века и последующим железным веком , когда наблюдалось медленное, сравнительно непрерывное распространение технологий обработки железа по всему региону. есть некоторые железные предметы Хотя из Анатолии бронзового века , их количество сопоставимо с количеством железных предметов, найденных в Египте и в других местах того же периода; и лишь небольшое количество этих предметов являются оружием. [10] Рентгенофлуоресцентная спектрометрия предполагает, что «большая часть или все железо бронзового века произошло из» метеоритов . [11] Хеттская армия также успешно использовала колесницы . [12]
Современный интерес к хеттам возрос с основанием Турецкой Республики в 1923 году. Хетты привлекли внимание турецких археологов, таких как Халет Чамбель и Тахсин Озгюч . В этот период новая область хеттитологии также повлияла на названия турецких учреждений, таких как государственный Этибанк («Хеттский банк»), [13] и основание Музея анатолийских цивилизаций в Анкаре , построенного в 200 километрах (124 милях) к западу от хеттской столицы Хаттусы, где находится самая полная в мире выставка хеттского искусства и артефактов.
Этимология
[ редактировать ]Хетты называли свое царство Хаттуса ( Хатти по-аккадски), имя, полученное от хаттов , более раннего народа, населявшего и управлявшего центральным Анатолийским регионом до начала второго тысячелетия до нашей эры и говорившего на несвязанном с ним языке, известном как хаттский . [14] народа Хаттусы с библейскими хеттами XIX века Современное условное название «хетты» связано с первоначальным отождествлением археологами . Хетты называли себя чем-то ближе к «нешитам» или «нешианцам» в честь города Неша, который процветал около двухсот лет, пока где-то около 1650 года царь по имени Лабарна не переименовал себя в Хаттусили I (что означает «человек Хаттусы»). и основал свою столицу Хаттусу. [15]
Археологическое открытие
[ редактировать ]Библейский фон
[ редактировать ]До археологических открытий, раскрывающих хеттскую цивилизацию, единственным источником информации о хеттах была еврейская Библия. Фрэнсис Уильям Ньюман выразил критическую точку зрения, распространенную в начале 19 века, о том, что «ни один хеттский царь не мог сравниться по силе с царем Иудеи …». [16]
Поскольку открытия, сделанные во второй половине XIX века, раскрыли масштабы Хеттского царства, Арчибальд Сэйс утверждал, что Анатолийскую цивилизацию «[достойно] сравнивать не с Иудеей, а с разделенным Египетским царством», и был «бесконечно более могущественным, чем у Иуды». [17] Сэйс и другие ученые также отметили, что Иуда и хетты никогда не были врагами в еврейских текстах; в Книге Царств они снабжали израильтян кедрами, колесницами и лошадьми, а в Книге Бытия были друзьями и союзниками Авраама . Урия Хеттеянин был военачальником армии царя Давида и считался одним из его «сильных людей» в 1 Паралипоменон 11.
Первые открытия
[ редактировать ]Французский ученый Шарль Тексье обнаружил первые хеттские руины в 1834 году, но не определил их как таковые. [13] [18]
Первые археологические свидетельства о хеттах появились в табличках, найденных в каруме Канеша (ныне называемом Кюльтепе ), содержащих записи о торговле между ассирийскими купцами и некой «землей Хатти ». Некоторые имена в табличках не были ни хаттскими, ни ассирийскими, а явно индоевропейскими . [19]
Было обнаружено, что письмо на памятнике в Богазкале «народа Хаттуса» , обнаруженном Уильямом Райтом в 1884 году, соответствует своеобразным иероглифическим письмам из Алеппо и Хамы в Северной Сирии . В 1887 году при раскопках Амарны в Египте была обнаружена дипломатическая переписка фараона Аменхотепа III и его сына Эхнатона . Два письма из «царства Хета » — очевидно, расположенного в том же регионе, что и месопотамские упоминания о «земле Хатти » — были написаны стандартной аккадской клинописью, но на неизвестном языке; хотя учёные могли интерпретировать его звуки, никто не мог его понять. Вскоре после этого Сейс предположил, что Хатти или Хатти в Анатолии тождественны «царству Хета », упомянутому в этих египетских текстах, а также библейским хеттам. Другие, такие как Макс Мюллер , соглашались с тем, что Хатти , вероятно, был Хетой , но предлагали связать его с библейским Киттимом , а не с библейскими хеттами . Идентификация Сэйса получила широкое признание в начале 20 века; а название «хеттская» закрепилось за цивилизацией, обнаруженной в Богазкёе. [20]
Во время спорадических раскопок в Богазкее ( Хаттуса ), начавшихся в 1906 году, археолог Хьюго Винклер нашел королевский архив с 10 000 табличками, написанными клинописью на аккадском языке и на том же неизвестном языке, что и египетские буквы из Хеты , что подтвердило идентичность двух имен. Он также доказал, что руины Богазкея были остатками столицы империи, которая когда-то контролировала север Сирии. [21]
Под руководством Немецкого археологического института раскопки в Хаттусе ведутся с 1907 года с перерывами во время мировых войн. Раскопки Кюльтепе успешно проводил профессор Тахсин Озгюч с 1948 года до его смерти в 2005 году. Раскопки меньшего масштаба также проводились в ближайших окрестностях Хаттусы, включая скальное святилище Язылыкая , которое содержит многочисленные наскальные рельефы, изображающие хеттских правителей и богов. хеттского пантеона. [22]
Сочинения
[ редактировать ]Хетты использовали разновидность клинописи, называемую хеттской клинописью . Археологические экспедиции в Хаттусу обнаружили целые наборы царских архивов на клинописных табличках, написанных либо на аккадском языке , дипломатическом языке того времени, либо на различных диалектах Хеттской конфедерации. [23]
Музеи
[ редактировать ]В Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре , Турция, хранится богатейшая коллекция хеттских и анатолийских артефактов. [ нужна ссылка ]
География
[ редактировать ]Хеттское царство было сосредоточено на землях, окружающих Хаттусу и Нешу (Кюльтепе), известных как «земля Хатти» ( ПРЕИМУЩЕСТВА Ха-ат-ти ). После того как Хаттуса стала столицей, территория, окруженная излучиной реки Кызылырмак (хетт. Marassantiya, греч. Halys ), считалась ядром Империи, и некоторые хеттские законы проводят различие между «этой стороной реки» и «той стороной реки». берег реки». Например, награда за сбежавшего раба, убежавшего за реку, выше, чем за раба, пойманного на ближнем берегу. [ нужна ссылка ]
К западу и югу от основной территории лежал регион, известный как Лувия в самых ранних хеттских текстах . Эта терминология была заменена именами Арзава и Киццуватна с возникновением этих королевств. [24] Тем не менее хетты продолжали называть язык, зародившийся в этих областях, лувийским . До возвышения Киццуватны сердце этой территории в Киликии впервые называлось хеттами как Адания . [25] После его восстания от хеттов во время правления Аммуны , [26] он принял название Киццуватна и успешно расширился на север, охватив нижние горы Антитавра также . На севере жили горные люди, называемые каскийцами . К юго-востоку от хеттов лежала хурритская империя Митанни .
На пике своего развития во время правления Муршили II хеттская империя простиралась от Арзавы на западе до Митанни на востоке и включала многие Каскские территории на севере до Хаяса-Ацци на крайнем северо-востоке, а также на юге. в Ханаан, недалеко от южной границы Ливана . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Предки хеттов пришли в Анатолию между 4400 и 4100 годами до нашей эры, когда анатолийская языковая семья отделилась от (прото)-индоевропейской. [27] Недавние генетические и археологические исследования показали, что носители протоанатолийского языка прибыли в этот регион где-то между 5000 и 3000 годами до нашей эры. [28] Протохеттский язык возник около 2100 г. до н. э. [29] Считается, что сам хеттский язык использовался в Центральной Анатолии между 20 и 12 веками до нашей эры. [30]
Хетты впервые связаны с царством Куссара где-то до 1750 г. до н.э. [31]
Хетты в Анатолии в эпоху бронзы сосуществовали с хаттами и хурритами либо путем завоевания, либо путем постепенной ассимиляции. [32] [33] В археологическом плане связи хеттов с эзерской культурой Балкан и культурой Кавказа майкопской ранее рассматривались в рамках миграции. [34]
Анализ, проведенный Дэвидом В. Энтони в 2007 году, пришел к выводу, что степные пастухи, которые были архаичными носителями индоевропейского языка, распространились в долину нижнего Дуная примерно в 4200–4000 годах до нашей эры, либо вызвав, либо воспользовавшись распадом Старой Европы . [35] Он считал, что их языки «вероятно, включали архаичные протоиндоевропейские диалекты, частично сохранившиеся позже в анатолийском языке». [36] и что их потомки позже переселились в Анатолию в неизвестное время, но, возможно, уже в 3000 году до нашей эры. [37]
Дж. П. Мэллори также полагал, что вполне вероятно, что анатолийцы достигли Ближнего Востока с севера либо через Балканы, либо через Кавказ в 3-м тысячелетии до нашей эры. [38] По мнению Парполы, появление носителей индоевропейского языка из Европы в Анатолию и появление хеттов были связаны с более поздними миграциями носителей протоиндоевропейского языка из ямной культуры в долину Дуная около ок. 2800 г. до н.э., [39] [40] что соответствовало «обычному» предположению, что анатолийский индоевропейский язык был завезен в Анатолию где-то в третьем тысячелетии до нашей эры. [41]
Однако Петра Гедегебууре показала, что хеттский язык заимствовал много слов, связанных с сельским хозяйством, из культур на их восточных границах, что является свидетельством того, что он прошел через Кавказ. [42]
Преобладающими коренными жителями Центральной Анатолии были хурриты и хатты, говорившие на неиндоевропейских языках . Некоторые утверждают, что хаттский язык был языком Северо-Западного Кавказа , но его принадлежность остается неопределенной, в то время как хурритский язык был почти изолированным (т.е. он был одним из двух или трех языков хурро-урартской семьи ). также были ассирийские в этом регионе Во времена Древней Ассирийской империи (2025–1750 гг. До н. э.) колонии; именно от ассирийцев Верхней Месопотамии хетты переняли клинопись . Прошло некоторое время, прежде чем хетты утвердились после распада Старой Ассирийской империи в середине 18 века до нашей эры, как это ясно из некоторых текстов, включенных сюда. В течение нескольких столетий существовали отдельные хеттские группы, обычно сосредоточенные в различных городах. Но затем сильным правителям с центром в Хаттусе (современный Богазкале) удалось объединить их и завоевать большую часть центральной Анатолии, чтобы основать Хеттское царство. [43]
Ранний период
[ редактировать ]Хеттское государство образовалось из множества мелких государств в Северо-Центральной Анатолии, на берегах реки Кызылырмак , в эпоху средней бронзы (ок. 1900–1650 до н. э.). [44] Ранняя история Хеттского царства известна благодаря четырем табличкам в форме «подушки» (классифицированным как KBo 3.22, KBo 17.21+, KBo 22.1 и KBo 22.2), сделанным не в Хаттуше, но, вероятно, созданных в Кусаре , Неше или еще одно место в Анатолии, которое, возможно, впервые было написано в 18 веке до нашей эры, [45] [4] на старохеттском языке, причем три из них используют так называемую «старую письменность» (ОС); [46] хотя большинство сохранившихся табличек сохранились лишь в виде аккадских копий, сделанных в XIV и XIII веках до нашей эры. Они раскрывают соперничество внутри двух ветвей королевской семьи вплоть до Среднего царства; северная ветвь сначала базировалась в Залпуве , а затем в Хаттусе , а южная ветвь базировалась в Куссаре (до сих пор не найдена) и бывшей ассирийской колонии Канеш . Их можно отличить по именам; северяне сохранили языковые обособленные хаттские имена, а южане переняли индоевропейские хеттские и лувийские имена. [47]
Залпува впервые напал на Канеша при Уне в 1833 году до нашей эры. [48] И в этот период карума , когда на этом месте процветала торговая колония Старой Ассирийской империи, и до завоевания Питаны , в Канеше правили следующие местные цари: Курмили (до 1790 г. до н. э.), Пахану (непродолжительное время в 1790 г. до н.э.), Инар ( ок. 1790–1775 до н.э.) и Варшама ( ок. 1775–1750 до н.э.). [49]
Один набор табличек, известный под общим названием « Текст Анитты» , [50] начнем с рассказа о том, как Питана , царь Кусары, завоевал соседнюю Нешу ( Канеша ), [31] это завоевание произошло около 1750 г. до н.э. [51] Однако настоящим персонажем этих табличек является Питаны сын Анитта ( годы правления 1745–1720 до н.э.), [52] который продолжил с того места, на котором остановился его отец, и завоевал несколько северных городов: в том числе Хаттусу, которую он проклял, а также Залпуву. Вероятно, это была пропаганда южной ветви королевской семьи против северной ветви, сделавшей Хаттусу столицей. [53] Другой сборник, «Сказание о Залпуве», поддерживает Залпуву и освобождает более позднего Хаттушили I от обвинения в увольнении Канеша . [53]
На смену Анитте пришел Зуццу ( годы правления 1720–1710 до н.э.); [52] но где-то в 1710–1705 гг. до н. э. Канеш был разрушен, унеся с собой давно сложившуюся систему ассирийской купеческой торговли. [48] Дворянская семья Кусарана выжила, чтобы бросить вызов семье Залпуван/Хаттусан, хотя неизвестно, были ли они прямой линией Анитты. [54]
Тем временем лорды Залпы продолжали жить. Хуззия I , потомок Хуззии из Залпы, принял Хатти. Его зять Лабарна I , южанин из Хурмы, узурпировал трон, но позаботился о том, чтобы усыновить внука Хуззии Хаттушили своим собственным сыном и наследником. Считается, что земля Хурмы находится в горах к югу от Куссары . [55]
Старое Королевство
[ редактировать ]Основание Хеттского царства приписывается либо Лабарне I, либо Хаттусили I (у последнего также могло быть личное имя Лабарна), [56] который завоевал территорию к югу и северу от Хаттусы. Хаттусили I прошел кампанию до семитского аморейского царства Ямхад в Сирии , где напал, но не захватил его столицу Алеппо . Хаттусили I в конце концов захватил Хаттусу, и ему приписывают основание Хеттской империи.
«Хаттусили был царем, и его сыновья, братья, родственники, члены семьи и войска были едины. Куда бы он ни шел в поход, он силой контролировал вражеские земли. Он разрушал земли одну за другой, отнимал у них власть и сделал их границами моря. Однако, когда он вернулся из похода, каждый из его сыновей отправился куда-то в свою страну, и в его руках процветали большие города. Но когда позже слуги князей развратились, они. начали пожирать имущество, постоянно составляли заговоры против своих хозяев и начали проливать их кровь».
Этот отрывок из «Эдикта Телепину» , датируемый 16 веком до нашей эры, должен иллюстрировать объединение, рост и процветание хеттов под его правлением. Это также иллюстрирует коррупцию «принцев», которые, как полагают, были его сыновьями. Отсутствие источников приводит к неопределенности в отношении того, как была решена проблема коррупции. На смертном одре Хаттусили I он выбрал своего внука Мурсили I (или Муршилиш I). своим наследником [57]
Мурсили продолжил завоевания Хаттусили I. В 1595 г. до н. э. ( средняя хронология ) или 1587 г. до н. э. (низкая средняя хронология) Мурсили I совершил великий набег по реке Евфрат, обойдя Ассирию и разграбив Мари и Вавилон , изгнав правителей Старого аморейских Вавилонская империя в процессе. Вместо того, чтобы включить Вавилонию в состав хеттских владений, Мурсили, похоже, передал контроль над Вавилонией своим касситским союзникам, которые должны были править ею в течение следующих четырех столетий. Из-за страха перед восстаниями внутри страны он оставался в Вавилоне недолго. Эта длительная кампания истощила ресурсы Хатти и оставила столицу в состоянии, близком к анархии. Мурсили был убит своим зятем Хантили I во время его возвращения в Хаттусу или вскоре после возвращения домой, и Хеттское царство погрузилось в хаос. Хантили занял трон. Он смог избежать нескольких покушений на себя, однако его семья этого не сделала. Его жена Харапсили и ее сын были убиты. Кроме того, были убиты и другие члены королевской семьи. Зиданта I , который затем был убит собственным сыном Аммуной . Все внутренние волнения среди хеттской царской семьи привели к упадку власти. Хурриты, народ, живший в горном районе вдоль верховьев рек Тигр и Евфрат на современном юго-востоке Турции, воспользовались ситуацией, чтобы захватить Алеппо и прилегающие территории, а также прибрежный район Адания, переименовав его в Киццуватну. (позже Киликия ). На протяжении оставшейся части XVI века до нашей эры хеттские цари удерживались на своей родине из-за династических ссор и войн с хурритами. Хурриты стали центром власти в Анатолии. [58] [59] Кампании в Амурру и южную Месопотамию, возможно, ответственны за повторное появление клинописи в Анатолии, поскольку хеттское письмо сильно отличается от письма предыдущего ассирийского колониального периода.
Хетты вступили в слабую фазу неясных записей, незначительных правителей и сокращенных владений. Эта модель расширения при сильных царях, за которой следовал спад при более слабых, повторялась снова и снова на протяжении 500-летней истории Хеттского царства, из-за чего события в периоды упадка трудно реконструировать. Политическая нестабильность этих лет Древнего Хеттского царства может быть частично объяснена характером хеттского царства в то время. Во времена Древнего Хеттского царства до 1400 г. до н. э. его подданные считали царя хеттов не «живым богом», как египетские фараоны , а скорее первым среди равных. [60] Лишь в более поздний период с 1400 г. до н.э. по 1200 г. до н.э. хеттское царство стало более централизованным и могущественным. Кроме того, в предыдущие годы преемственность не была закреплена юридически, что позволяло соперничать в стиле «Войны роз» между северной и южной ветвями.
Следующим известным монархом после Мурсили I был Телепину ( ок. 1500 г. до н.э. ), который одержал несколько побед на юго-западе, очевидно, объединившись с одним хурритским государством (Киццуватна) против другого (Митанни). Телепину также пытался обеспечить порядок преемственности. [61]
Среднее царство
[ редактировать ]Последний монарх Старого царства Телепину правил примерно до 1500 г. до н.э. Правление Телепину ознаменовало конец «Старого царства» и начало длительной фазы слабости, известной как «Срединное царство». [62] Период 15 века до нашей эры практически неизвестен, сохранилось лишь несколько записей. [63] Частично причина как слабости, так и безвестности заключается в том, что хетты находились под постоянными нападениями, в основном со стороны каскиев, неиндоевропейского народа, поселившегося по берегам Черного моря . Столица снова переместилась сначала в Сапинуву , а затем в Самуху . В Сапинуве есть архив, но он до сих пор не переведен должным образом.
Он переходит в собственно «период Хеттской империи», который датируется периодом правления Тудхалии I с ок. 1430 г. до н.э.
Одним из нововведений, которое можно отнести к этим ранним хеттским правителям, является практика заключения договоров и союзов с соседними государствами; Таким образом, хетты были одними из первых известных пионеров искусства международной политики и дипломатии. В это же время хеттская религия переняла у хурритов несколько богов и ритуалов.
Новое Королевство
[ редактировать ]С правлением Тудхалия I (который, возможно, на самом деле не был первым носителем этого имени; см. также Тудхалия ), Хеттское царство вновь вышло из тумана безвестности и вошло в «период Хеттской империи». За это время произошло множество изменений, не последним из которых было усиление королевской власти. Заселение хеттов продолжалось в период Империи. [60] Однако хетты, как правило, селились на старых землях южной Анатолии, а не на землях Эгейского моря. По мере продвижения этого урегулирования заключались договоры с соседними народами. [60] В период Хеттской империи королевская власть стала наследственной, царь приобрел «сверхчеловеческую ауру», и хеттские граждане стали называть его «Мое Солнце». Цари периода Империи начали выступать в качестве первосвященников всего царства: ежегодно совершая обход хеттских священных городов, проводя фестивали и контролируя содержание святилищ. [60]
Во время своего правления ( около 1400 г. до н.э. ) король Тудхалия I, снова объединившись с Киццуватной, затем завоевал хурритские государства Алеппо и Митанни и расширился на запад за счет Арзавы (лувийского государства).
После Тудхалии I последовала еще одна слабая фаза, и враги хеттов со всех сторон смогли продвинуться даже к Хаттусе и разрушить ее. Однако королевство вернуло свою былую славу при Шуппилулиуме I ( ок. 1350 г. до н.э. ), который снова завоевал Алеппо. Митанни попал в вассальную зависимость от ассирийцев под предводительством его зятя, и он победил Кархемиша , еще один аморейский город-государство. Поскольку его собственные сыновья были поставлены во главе всех этих новых завоеваний, а Вавилония все еще находилась в руках союзных касситов , это сделало Шуппилулиума верховным посредником в известном мире, наряду с Ассирией и Египтом, и вскоре Египет начал искать союза. от брака другого из его сыновей с вдовой Тутанхамона . Этот сын, очевидно, был убит до того, как достиг места назначения, и этот союз так и не был заключен. Однако Среднеассирийская империя (1365–1050 до н.э.) снова начала расти с приходом к власти Ашур-убаллита I в 1365 г. до н.э. . Ашур-убаллит I напал на Маттивазу, царя Митанни, и победил его, несмотря на попытки хеттского царя Шуппилулиумы I, который теперь опасался растущей ассирийской мощи и пытался сохранить свой трон с помощью военной поддержки. Земли митаннов и хурритов были должным образом присвоены Ассирией, что позволило ей вторгнуться на территорию хеттов на востоке. Малая Азия , и Адад-нирари I аннексировали Каркемиш и северо-восточную Сирию из-под контроля хеттов. [64]
Во время правления Шуппилулиума I Хеттская империя была эпидемией туляремии опустошена . Эпидемия поразила хеттов на протяжении десятилетий, а туляремия убила Шуппилулиума I и его преемника Арнуванду II . [65] После правления Шуппилулиумы I и недолгого правления его старшего сына Арнуванды II другой сын, Мурсили II королем стал ( ок. 1330 г. до н. э. ). Унаследовав сильную позицию на востоке, Мурсили смог обратить свое внимание на запад, где атаковал Арзаву. В тот момент, когда хетты были ослаблены эпидемией туляремии, арзаванцы напали на хеттов, которые отразили нападение, отправив к арзаванам зараженных баранов. Это было первое зарегистрированное применение биологического оружия . Мурсили также напал на город, известный как Миллаванда ( Милет ), находившийся под контролем Аххиявы . Более поздние исследования, основанные на новых прочтениях и интерпретациях хеттских текстов, а также материальных свидетельств контактов микенцев с материковой Анатолией, пришли к выводу, что Аххиява имел в виду Микенскую Грецию или, по крайней мере, часть ее. [66] [67] [68] [69]
Битва при Кадеше
[ редактировать ]Процветание хеттов в основном зависело от контроля над торговыми путями и источниками металлов. Из-за важности Северной Сирии для жизненно важных путей, связывающих Киликийские ворота с Месопотамией, защита этой территории имела решающее значение и вскоре была подвергнута испытанию египетской экспансией под руководством фараона Рамсеса II . Исход битвы при Кадеше неизвестен, хотя кажется, что своевременное прибытие египетских подкреплений предотвратило полную победу хеттов. [70] Египтяне вынудили хеттов укрыться в крепости Кадеш , но собственные потери не позволили им выдержать осаду. Эта битва произошла в 5-й год правления Рамсеса ( ок. 1274 г. до н. э. по наиболее распространенному летоисчислению).
Падение и упадок королевства
[ редактировать ]После этой даты могущество как хеттов, так и египтян снова начало снижаться из-за могущества ассирийцев. [71] Ассирийский царь Салманасар I воспользовался возможностью, чтобы победить Хуррию и Митанни, занять их земли и распространиться до верховья Евфрата , в то время как Муваталли был занят египтянами. Хетты тщетно пытались сохранить Митаннийское царство при помощи военной поддержки. [64] Ассирия теперь представляла такую же большую угрозу для торговых путей хеттов, как и Египет. Сын Муваталли, Урхи-Тешуб , взошел на трон и правил в течение семи лет как Мурсили III, прежде чем был свергнут своим дядей Хаттусили III после короткой гражданской войны . В ответ на усиление ассирийской аннексии хеттской территории он заключил мир и союз с Рамсесом II (также опасавшимся Ассирии), подав руку своей дочери замуж за фараона. [71] , Кадешский договор один из старейших полностью сохранившихся договоров в истории, зафиксировал их взаимные границы в южном Ханаане и был подписан в 21-й год правления Рамсеса (ок. 1258 г. до н.э.). Условия этого договора включали брак одной из хеттских принцесс с Рамсесом. [71] [72]
Сын Хаттусили, Тудхалия IV , был последним сильным хеттским царем, способным по крайней мере в некоторой степени удержать ассирийцев от центра хеттов, хотя он тоже уступил им большую территорию и потерпел тяжелое поражение от Тукульти-Нинурты I из Ассирии в Битва при Нихрии . Он даже временно присоединил к себе остров Кипр , до этого тоже перешедший к Ассирии. Последнему королю Шуппилулиума II также удалось одержать несколько побед, в том числе в морском сражении против Алашии у берегов Кипра. [73] Но ассирийцы под руководством Ашур-реш-иши I к этому времени аннексировали большую часть хеттских территорий в Малой Азии и Сирии, изгнав и победив вавилонского царя Навуходоносора I , который также положил глаз на хеттские земли. [ сомнительно – обсудить ]
уже Народы моря начали свое продвижение вдоль побережья Средиземного моря , начиная с Эгейского моря и продолжая путь до Ханаана, основав государство Филистия , отняв Киликию и Кипр у хеттов на пути и отрезав их желанные торговые пути. Это сделало родину хеттов уязвимой для атак со всех сторон, и Хаттуса была сожжена дотла где-то около 1180 г. до н.э. в результате совместного нападения новых волн захватчиков: каскийцев, фригийцев и бригов . Таким образом, Хеттское царство исчезло из исторических записей, а большая часть территории была захвачена Ассирией. [74] Наряду с этими нападениями, многие внутренние проблемы также привели к распаду Хеттского царства. Конец королевства был частью более масштабного краха бронзового века . [75] Исследование годичных колец можжевеловых деревьев, растущих в этом регионе, показало переход к более засушливым условиям с 13 века до нашей эры на 12 век до нашей эры с засухой в течение трех лет подряд в 1198, 1197 и 1196 годах до нашей эры. [76]
Постхеттский период
[ редактировать ]К 1160 г. до н.э. политическая ситуация в Малой Азии сильно отличалась от той, которая была всего 25 лет назад. В том же году ассирийский царь Тиглатпаласар I разгромил мушек (фригийцев), которые пытались вторгнуться в ассирийские колонии в южной Анатолии с Анатолийского нагорья, и народ каска, старых врагов хеттов с северных холмов. страна между Хатти и Черным морем, по-видимому, вскоре присоединилась к ним. Фригийцы, по-видимому, захватили Каппадокию с запада, и недавно обнаруженные эпиграфические свидетельства подтверждают их происхождение как балканского племени «бригес», вытесненного македонцами.
возник ряд так называемых сиро-хеттских государств Хотя в этот момент Хеттское царство исчезло из Анатолии, в Анатолии и северной Сирии . Они были преемниками Хеттского царства. Самыми известными сиро-хеттскими царствами были Каркемиш и Мелид . Правящая семья в Каркемише, как полагают, была кадетской ветвью тогда несуществующей центральной правящей хеттской линии. Эти сиро-хеттские государства постепенно попали под контроль Неоассирийской империи (911–608 гг. до н.э.). Кархемиш и Мелид стали вассалами Ассирии при Салманасаре III (858–823 до н. э.) и полностью вошли в состав Ассирии во время правления Саргона II (722–705 до н. э.).
Большое и могущественное государство, известное как Табал, занимало большую часть южной Анатолии. Известные как греческий Тибареной ( древнегреческий : Τιβαρηνοί ), латинский Тибарени , Тобелес у Иосифа Флавия , их язык, возможно, был лувийским, [77] Об этом свидетельствуют памятники, написанные анатолийскими иероглифами . [78] Это государство также было завоевано и включено в состав обширной Неоассирийской империи.
В конечном итоге и лувийские иероглифы, и клинопись устарели из-за нововведения — алфавита , который, по-видимому, проник в Анатолию одновременно из Эгейского моря (с бригами, которые изменили свое название на фригийцы), а также от финикийцев и соседних народов в Сирии.
Правительство
[ редактировать ]Самая ранняя известная конституционная монархия была создана хеттами. [79] [80] Главой хеттского государства был царь, за которым следовал наследник. Король был верховным правителем страны, выполняя функции военного командира, судебной власти, а также первосвященника. [81] Однако некоторые чиновники осуществляли независимую власть над различными ветвями власти. Одной из наиболее важных должностей в хеттском обществе была должность галь меседи (начальника королевской гвардии ). [82] Его заменил ранг галгестина ( начальника винных управляющих), который, как и гал меседи , обычно был членом королевской семьи. Бюрократию королевства возглавлял гал дубсар (начальник писцов), власть которого не распространялась на лугал дубсара , личного писца короля.
Египетские монархи вели дипломатию с двумя главными хеттскими резиденциями, расположенными в Кадеше (городе, расположенном на реке Оронт ) и Кархемише (расположенном на реке Евфрат в Южной Анатолии). [83]
Религия ранних хеттов
[ редактировать ]Поселение Анкува в Центральной Анатолии , дом дохеттской богини Каттахи и поклонение другим хаттским божествам, иллюстрирует этнические различия на территориях, которые хетты пытались контролировать. Каттахе первоначально дали имя Ханниккун. Использование термина Каттаха вместо Ханниккун, по словам Рональда Горни (руководителя регионального проекта Алисар в Турции), было способом принизить дохеттскую идентичность этого женского божества и приблизить ее к хеттской традиции. . Их реконфигурация богов на протяжении всей их ранней истории, например, в случае с Каттахой, была способом узаконить их власть и избежать конфликта идеологий во вновь включенных регионах и поселениях. Преобразуя местных божеств в соответствии со своими обычаями, хетты надеялись, что традиционные верования этих общин поймут и примут изменения, чтобы лучше соответствовать политическим и экономическим целям хеттов. [84]
Панкус
[ редактировать ]Царь Телипину (годы правления ок. 1525 – ок. 1500 до н. э.) считается последним царем Старого хеттского царства. Он захватил власть в ходе династической борьбы за власть. Во время своего правления он хотел покончить с беззаконием и урегулировать царскую преемственность. Затем он издал Эдикт Телипина . В этом указе он назначил Панкус, генеральное собрание, высшим судом по конституционным преступлениям. Такие преступления, как убийство, наблюдались и осуждались Панкусами. Сами короли также подпадали под юрисдикцию Панкуса. Панкус также служил консультативным советом при короле. Правила и положения, установленные указом, а также создание Панкуса оказались очень успешными и продолжались до конца Нового царства. [85]
Панкус установил правовой кодекс, согласно которому насилие не является наказанием за преступление. Такие преступления, как убийство и кража, которые в то время карались смертью в других королевствах Юго-Западной Азии, не считались преступлениями, караемыми смертной казнью, согласно хеттскому законодательству. Большинство уголовных наказаний предусматривали реституцию. Например, в случае воровства наказанием за это преступление будет возмещение украденного в равной стоимости. [86]
Язык
[ редактировать ]Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Хеттский язык зафиксирован фрагментарно примерно с 19 века до нашей эры (в текстах Кюльтепе см. Ишара ). Он использовался примерно до 1100 г. до н.э. Хеттский язык является наиболее засвидетельствованным членом анатолийской ветви индоевропейской языковой семьи и индоевропейского языка, для которого существуют самые ранние сохранившиеся письменные свидетельства, с отдельными хеттскими заимствованиями и многочисленными личными именами, появляющимися в древнеассирийском контексте еще с раннего периода. как 20 век до нашей эры. [ нужна ссылка ]
Язык табличек Хаттусы в конечном итоге был расшифрован чешским лингвистом Бедржихом Грозным (1879–1952), который 24 ноября 1915 года объявил о своих результатах на лекции в Ближневосточном обществе в Берлине. Его книга об открытии была напечатана в Лейпциге в 1917 году под названием « Язык хеттов»; Его структура и членство в индоевропейской языковой семье . [87] Предисловие книги начинается словами:
- «Настоящая работа призвана установить природу и структуру до сих пор загадочного языка хеттов и расшифровать этот язык [...] Будет показано, что хеттский язык является в основном индоевропейским языком».
Дешифровка, как известно, привела к подтверждению теории гортани в индоевропейской лингвистике, предсказанной за несколько десятилетий до этого. Из-за заметных различий в структуре и фонологии некоторые ранние филологи , в первую очередь Уоррен Каугилл , даже утверждали, что его следует классифицировать как родственный язык индоевропейским языкам ( индо-хеттскому ), а не дочерний язык. К концу Хеттской империи хеттский язык стал письменным языком администрации и дипломатической переписки. Население большей части Хеттской империи к этому времени говорило на лувийском языке, другом индоевропейском языке анатолийской семьи, зародившемся к западу от хеттского региона. [88]
По мнению Крейга Мельхерта , в настоящее время существует тенденция предполагать, что протоиндоевропейский язык развился и что «доисторические носители» анатолийского языка оказались изолированы «от остальной части речевого сообщества PIE, чтобы не участвовать в некоторых общих нововведениях». " [89] Хеттский язык, как и его анатолийские родственники, на ранней стадии отделился от праиндоевропейского языка , сохранив тем самым архаизмы, позднее утраченные в других индоевропейских языках. [90]
В хеттском языке много заимствований, особенно религиозной лексики, из неиндоевропейских хурритских и хаттских языков. Последний был языком хаттов, местных жителей земли Хатти до того, как они были поглощены или вытеснены хеттами. Священные и магические тексты из Хаттусы часто писались на хаттском, хурритском и лувийском языках, даже после того, как хеттский язык стал нормой для других письменностей. [ нужна ссылка ]
Искусство
[ редактировать ]Учитывая размеры империи, остатков хеттского искусства относительно немного. К ним относятся впечатляющие монументальные резные фигурки, ряд наскальных рельефов , а также изделия из металла, в частности бронзовые штандарты Аладжа Хёюк , резная слоновая кость и керамика, в том числе вазы Хюсейндеде . Ворота Сфинкса Аладжа Хёюк и Хаттуса с памятником у источника Эфлатун Пинар являются одними из крупнейших построенных скульптур, наряду с рядом больших лежащих львов, из которых статуя Вавилонского льва в Вавилоне является самой большой, если она действительно хеттский. Почти все заметно изношены. Скальные рельефы включают рельеф Ханьери и рельеф Хемита . Стела Нигде конца VIII века до нашей эры — лувийский памятник постхеттского периода, найденный в современном турецком городе Нигде .
Религия и мифология
[ редактировать ]Хеттская религия и мифология находились под сильным влиянием своих хаттских , месопотамских , ханаанских и хурритских аналогов. В более ранние времена индоевропейские еще можно ясно различить элементы.
Боги грозы занимали видное место в хеттском пантеоне. Тарханта ( Тешуб у хурритов ) называли «Завоевателем», «Царем Куммии», «Царем Небес», «Владыкой земли Хатти». Он был главным среди богов, и его символом был бык. В образе Тешуба он изображался бородатым мужчиной верхом на двух горах и с дубинкой в руках. Он был богом битвы и победы, особенно когда в конфликте участвовала иностранная держава. [91] Тешуб также был известен своим конфликтом со змеем Иллуянкой . [92]
Хеттских богов также чтят фестивалями, такими как Пурули весной, фестиваль нунтаррияшас осенью и фестиваль КИ.ЛАМ у ворот, где изображения Бога Бури и до тридцати других идолов выставлялись напоказ по улицам. . [93]
Закон
[ редактировать ]Хеттские законы, как и другие записи империи, записывались на клинописных табличках, сделанных из обожженной глины. То, что считается Хеттским сводом законов, происходит в основном из двух глиняных табличек, каждая из которых содержит 186 статей, и представляет собой собрание практиковавшихся законов раннего Хеттского царства. [94] Помимо табличек, в центральной Анатолии можно найти памятники с хеттскими клинописными надписями, описывающими правительство и законы империи. [95] Таблички и памятники датируются периодом от Старого Хеттского царства (1650–1500 до н.э.) до так называемого Нового Хеттского царства (1500–1180 до н.э.). [96] Между этими периодами времени можно найти разные переводы, которые модернизируют язык. [97] и провести серию правовых реформ, в ходе которых многие преступления [94] [96] назначаются более гуманные наказания. Эти изменения, возможно, можно объяснить появлением новых и разных королей по всей исторической империи или новыми переводами, которые меняют язык, используемый в сводах законов. [96] В любом случае своды законов хеттов предусматривают очень конкретные штрафы или наказания, которые должны налагаться за конкретные преступления. [96] [98] и имеют много общего с библейскими законами, найденными в книгах Исход и Второзаконие . [98] Помимо уголовных наказаний, кодексы законов также содержат инструкции относительно определенных ситуаций, таких как наследование и смерть. [ нужна ссылка ]
Использование законов
[ редактировать ]В статьях законов, используемых хеттами, чаще всего описываются весьма конкретные преступления или правонарушения как против государства, так и против других лиц, и предусматриваются наказания за эти правонарушения. Законы, высеченные на скрижалях, представляют собой совокупность устоявшихся социальных условностей со всей империи. В хеттских законах того времени во многих случаях наблюдается явное отсутствие равенства в наказаниях, перечисляются отдельные наказания или компенсации для мужчин и женщин. [94] [98] Свободные мужчины чаще всего получали больше компенсации за обиды против них, чем свободные женщины. Рабы, мужчины или женщины, имели очень мало прав и легко могли быть наказаны или казнены своими хозяевами за преступления. [94] [98] В большинстве статей описывается уничтожение имущества и причинение телесных повреждений, наиболее распространенным наказанием за которые является выплата компенсации за утраченное имущество. Опять же, в этих случаях мужчины зачастую получают большую сумму компенсации, чем женщины. [94] [98] В других статьях описывается, как следует относиться к бракам рабов и свободных людей. В любом случае разлуки или отчуждения свободный человек, будь то мужчина или женщина, оставил бы себе всех детей, кроме одного, родившихся в результате брака. [96] [98]
Случаи, в которых в статьях рекомендуется применение смертной казни, чаще всего связаны с дореформенными приговорами за тяжкие преступления и запрещенные сексуальные связи. Многие из этих случаев включают публичные пытки и казни в качестве наказания за серьезные преступления против религии. Большинство этих приговоров начали отменять на более поздних этапах существования Хеттской империи, когда начали происходить крупные правовые реформы. [94] [96]
Правовая реформа
[ редактировать ]Хотя на протяжении всей истории империи можно было увидеть разные переводы законов, [97] Хеттское мировоззрение права изначально было основано на религии и предназначалось для сохранения власти государства. [94] Кроме того, наказания преследовали цель предотвращения преступности и защиты прав собственности личности. [94] Цели профилактики преступности можно увидеть в строгости наказаний, назначенных за отдельные преступления. Смертная казнь и пытки особо упоминаются в качестве наказания за более тяжкие преступления против религии и суровые штрафы за утрату частной собственности или жизни. Таблички также описывают способность короля прощать определенные преступления, но конкретно запрещают помилование человека за убийство. [94] [96]
В какой-то момент в 16 или 15 веке до нашей эры хеттские законы отходят от пыток и смертной казни к более гуманитарным формам наказания, таким как штрафы. [94] [96] Если старая правовая система была основана на возмездии и возмездии за преступления, то новая система предусматривала гораздо более мягкие наказания, отдавая предпочтение денежной компенсации перед физическим или смертным наказанием. [94] Почему произошли эти радикальные реформы, не совсем ясно, но вполне вероятно, что наказание за убийство казнью не принесло пользы ни одному человеку или семье. [94] [96] Эти реформы коснулись не только сферы смертной казни. Там, где должны были быть уплачены крупные штрафы, можно увидеть серьезное снижение штрафа. Например, до этих крупных реформ плата за кражу животного в тридцать раз превышала стоимость животного; после реформы штраф был снижен до половины первоначального штрафа. Одновременно в этот период реформ можно наблюдать попытки модернизировать язык и изменить словоблудие, используемое в сводах законов. [94] [95] [96] [97]
Примеры законов
[ редактировать ]Как в старом, так и в реформированном хеттском законодательстве можно увидеть три основных типа наказания: смерть, пытки или компенсация/штраф. [94] Статьи, изложенные на клинописных табличках, предусматривают весьма конкретные наказания за преступления, совершенные против хеттской религии или против отдельных лиц. Во многих, но не во всех случаях, статьи, описывающие схожие законы, группируются вместе. Более дюжины последовательных статей описывают разрешенные и запрещенные сексуальные пары. [96] [98] Эти пары в основном описывают мужчин (иногда их называют свободными мужчинами, иногда просто мужчин вообще). [98] иметь отношения, по обоюдному согласию или нет, с животными, сводными семьями, родственниками супругов или наложницами. [94] Многие из этих статей не предусматривают конкретных наказаний, но до реформы законодательства преступления против религии чаще всего карались смертной казнью. К ним относятся кровосмесительные браки и сексуальные отношения с некоторыми животными. [96] [98] Например, в одной статье говорится: «Если мужчина вступает в половую связь с коровой, это недопустимое сексуальное соединение: он будет казнен». [98] Подобные отношения с лошадьми и мулами не подлежали смертной казни, но преступник не мог впоследствии стать священником. [94] [96] Действия за счет других лиц чаще всего приводят к выплате преступником какой-либо компенсации, будь то деньги, животные или земля. Эти действия могут включать разрушение сельскохозяйственных угодий, смерть или ранение скота или нападение на человека. [98] В нескольких статьях также конкретно упоминаются деяния богов. Если бы животное умерло при определенных обстоятельствах, человек мог бы заявить, что оно умерло от руки бога. Клянувшись, что то, что они утверждают, было правдой, их вроде бы освободили от выплаты компенсации владельцу животного. [96] [98] Вреды, причиненные животным, принадлежащим другому лицу, почти всегда компенсируются либо прямой выплатой, либо обменом раненого животного на здоровое животное, принадлежащее правонарушителю. [98]
Не все законы, прописанные в табличках, касаются уголовного наказания. Например, указания о том, как заключать брак рабов и разделять их детей, даны в группе статей: «Рабыня берет на себя большую часть детей, а раб-мужчина - одного ребенка». [98] Аналогичные указания даны и в отношении брака свободных людей и рабов. Другие действия включают в себя то, как следует поступать при разрыве обязательств. [96] [98]
Библейские хетты
[ редактировать ]Библия упоминает «хеттов» в нескольких отрывках, начиная от Книги Бытия и заканчивая Ездрой-Неемией после плена . Хеттов обычно изображают как народ, живущий среди израильтян – Авраам покупает Патриаршее захоронение Махпела у «Ефрона ХаХити», Ефрона Хеттеянина; а хетты служат высшими офицерами в . армии Давида Однако во 2 Царств 7:6 они представляют собой народ со своими собственными царствами (в этом отрывке говорится о «царях» во множественном числе), очевидно, расположенный за пределами географического Ханаана и достаточно могущественный, чтобы обратить в бегство сирийскую армию. [99]
Является предметом серьезных научных споров о том, означали ли библейские «хетты» кого-либо или всех из: 1) первоначальных хаттийцев; 2) их индоевропейские завоеватели, сохранившие за Центральной Анатолией название «Хатти» и ныне именуемые «хеттами» (тема настоящей статьи); или 3) ханаанская группа, которая могла быть связана, а могла и не быть связана с одной или обеими анатолийскими группами, и которая также может быть идентична, а может и не быть идентична более поздним сиро-хеттским государствам . [100] [101]
Другие ученые-библеисты (вслед за Максом Мюллером ) утверждали, что вместо того, чтобы быть связанным с Хеттом, сыном Ханаана, анатолийская земля Хатти вместо этого упоминалась в еврейской библейской литературе и апокрифах как « Киттим » (Читтим), народ, который, как говорят, был назван в честь сына Джавана . [102]
В древнегреческой мифологии
[ редактировать ]Одно единственное упоминание о троянском союзнике по имени Кетеяне ( греч . Κητειοι ) сделано Гомером в « Одиссее» . Некоторые ученые предполагают, что гомеровские кетеианцы соответствуют хеттам бронзового века. [103] [104]
См. также
[ редактировать ]- Хеттская чума
- Список хеттских царей
- Список артефактов, имеющих значение для Библии
- Краткая хронология
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Драпкин, Израиль (1989). Преступление и наказание в древнем мире . Лексингтонские книги. п. 29. ISBN 0-669-01279-3 .
- ^ «Хетты | Определение, история, достижения и факты | Британника» . www.britanica.com . 1 октября 2023 г. Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Клоекхорст и Ваал 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Клоекхорст 2020 .
- ^ Энциклопедия древней истории. «Народы моря». Сентябрь 2009 г. Народы моря . Архивировано 18 июня 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ «Вершины и впадины Хетта» . 7 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2017 г. . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ Кристиансен, Кристиан; Ларссон, Томас Б. (2005). Возникновение общества бронзового века . Издательство Кембриджского университета . стр. 342–343. ISBN 9780521843638 . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Кристиансен, Кристиан; Ларссон, Томас Б. (2005). Возникновение общества бронзового века . Издательство Кембриджского университета . п. 249. ИСБН 9780521843638 . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Мули, Джеймс Д. (2003). «Металлообработка/горное дело в Леванте». В Ричарде, Сюзанна (ред.). Ближневосточная археология . Айзенбрауны. стр. 174–183. ISBN 1-57506-083-3 .
- ^ Вальдбаум, Джейн К. От бронзы к железу . Гетеборг: Пауль Астёмс Фёрлаг (1978): 56–58.
- ^ Джамбон, Альберт (24 ноября 2017 г.). «Железо бронзового века: метеоритное или нет? Химическая стратегия» (PDF) . Журнал археологической науки . 88 : 47–53. Бибкод : 2017JArSc..88...47J . дои : 10.1016/j.jas.2017.09.008 . S2CID 55644155 .
- ^ «Хетты» . Британский музей . Лондон : Попечители Британского музея. Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 7 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эримтан, кан. (2008). Хетты, османы и турки: Агаоглу Ахмед-бей и кемалистское строительство турецкой государственности в Анатолии. Архивировано 22 сентября 2018 г. в Wayback Machine , Anatolian Studies, 58, 141–171.
- ^ Ардзинба, Владислав. (1974): Некоторые заметки о типологическом родстве между хаттскими и северо-западно-кавказскими (абхазо-адыгскими) языками. В: «Международная конференция исследователей клинописи социалистических стран», Будапешт, 23–25. Апрель 1974 г. Краткое содержание лекций (Assyriologica 1), стр. 10–15.
- ^ Клайн, Эрик Х. (2021). «Об оружии и человеке». 1177 г. до н. э.: год падения цивилизации . Издательство Принстонского университета. п. 32. ISBN 9780691208015 .
- ^ Фрэнсис Уильям Ньюман (1853 г.). История еврейской монархии: от правления Самуила до вавилонского плена (2-е изд.). Лондон: Джон Чепмен. п. 179 примечание 2.
- ^ Хетты: история забытой империи Арчибальд Генри Сэйс, Королевский колледж, Оксфорд. Октябрь 1888 г. Введение.
- ^ Тексье, Шарль (1835). «Отчет, прочитанный 15 мая 1835 года в Королевской академии надписей и изящной словесности института, о посылке, сделанной г-ном Тексье и содержащей рисунки барельефов, обнаруженных им близ села Богаз — Кеуи, в Малой Азии» [Отчет, прочитанный 15 мая 1835 года в Королевскую академию надписей и беллетристики института, по донесению, составленному г-ном Тексье и содержащему рисунки барельефов, обнаруженных им близ селения Богаз -Кеуи в Малой Азии]. Journal des Savants (на французском языке): 368–376. Архивировано из оригинала 28 апреля 2019 года . Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ Клоекхорст 2014 .
- ^ «Повторное открытие хеттов» . www.hethport.uni-wuerzburg.de . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Гютербок, Ганс Густав (1 января 2002 г.). Последние достижения в хеттской археологии и истории: статьи памяти Ганса Г. Гютербока . Айзенбрауны. п. 101. ИСБН 978-1-57506-053-8 . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Хатыр, Эргюн; Корканч, Мустафа; Шахнер, Андреас; Индже, Исмаил (1 сентября 2021 г.). «Метод глубокого обучения применяется для обнаружения и картирования разрушения камней в святилищах под открытым небом хеттского периода в Анатолии» . Журнал культурного наследия . 51 : 38–39. дои : 10.1016/j.culher.2021.07.004 . ISSN 1296-2074 . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Хеттская империя . Глава V. Ваан Куркджян
- ^ Джон Марангозис (2003) Краткая грамматика иероглифического лувийского языка
- ^ Бил 1986 .
- ^ Бил 1986 , с. 426.
- ^ Клоекхорст, Элвин, (2022). «Анатолийский» , в: Томас Оландер (редактор), Индоевропейская языковая семья: филогенетическая перспектива, Cambridge University Press, стр. 78: «...анатолийский раскол может быть датирован периодом между 4400–4100 гг. до н. э.. Если бы протоанатолийский язык действительно впервые распался на свои дочерние языки примерно в тридцать первом веке до н. 1300–1000 лет, чтобы претерпеть определенные инновации, которые выделят анатолийский язык как отдельную ветвь...»
- ^ Лазаридис, Иосиф и др., (2022). «Генетическая история Южной дуги: мост между Западной Азией и Европой» , в: Science, 26 августа 2022 г., том 377, выпуск 6609, [Резюме исследовательской статьи, стр. 1]: «Около 7000-5000 лет назад люди с Кавказа [...] двинулись на запад, в Анатолию [...] Некоторые из этих мигрантов, возможно, говорили на исконных формах анатолийского языка [...]»
- ^ Клоекхорст, Элвин, (2022). «Анатолийский» , в: Томас Оландер (редактор), Индоевропейская языковая семья: филогенетическая перспектива, Cambridge University Press, стр. 75: «...протохеттский язык-предок, на котором, возможно, говорили всего за несколько поколений до самых старых свидетельств канишитского хеттского языка (двадцатый век до н.э.), то есть около 2100 г. до н.э....»
- ^ Кроонен, Гуус и др., (2018). «Лингвистическое дополнение к Дамгаарду и др. 2018: Ранние индоевропейские языки, анатолийский, тохарский и индоиранский» , в Zenodo 2018 , стр. 3: «...Анатолийская ветвь - это вымерший субклад индоевропейской языковой семьи, засвидетельствованный с 25 века до н.э. и далее (см. Ниже), который состоит из хеттского (известного 20–12 веков до н.э.), лувийского (известного 20–7 веков до н.э.) века до нашей эры), а также ряд менее известных представителей, таких как карийцы, ликийцы, лидийцы и палайцы…»
- ^ Перейти обратно: а б Курт, Амели (1995). Древний Ближний Восток, Том I. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 226–27 . ISBN 978-0-415-16763-5 .
- ^ Пухвел, Дж. (1994). «Анатолийский: автохтон или нарушитель». Журнал индоевропейских исследований . 22 (3 и 4): 251–264. .
- ^ Штайнер, Г. (1990). «Переосмысление иммиграции первых индоевропейцев в Анатолию». Журнал индоевропейских исследований . 18 (1 и 2): 185–214. .
- ^ Мэллори, JP (1989). В поисках индоевропейцев: язык, археология и миф . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05052-1 . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Энтони 2007 , с. 133.
- ^ Энтони 2007 , с. 229.
- ^ Энтони 2007 , с. 262.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , стр. 12–16.
- ^ Парпола 2015 , стр. 37–38.
- ^ Энтони 2007 , стр. 345, 361–367.
- ^ «Анатолийские языки» . Британская онлайн-энциклопедия . Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года . Проверено 1 мая 2016 г.
- ^ Петра Гедегебюре | Анатолийцы в движении: от Курганов до Канеша (лекция памяти Марии Гимбутас) , Восточный институт, Чикагский университет , получено 23 ноября 2021 г.
- ^ Леманн, Уинфред П.; Слокам, Джонатан. «Хеттский онлайн» . Центр лингвистических исследований . Техасский университет в Остине: Колледж свободных искусств. Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 года . Проверено 12 апреля 2010 г.
- ^ Матесси, Альвизе, (2021). «Пути империи: непрерывность и изменение ландшафтов маршрутов через Тавр в хеттский период (ок. 1650–1200 до н.э.)» , в: Журнал антропологической археологии, том 62, июнь 2021 г.: «... хеттское государство возник в Хатти, в излучине Кызылырмака, из мозаики кантональных государств, занимавших Северо-Центральную Анатолию в эпоху средней бронзы (MBA; ок. 1900–1650 до н.э.)».
- ^ Kloekhorst & Waal 2019 , с. 189.
- ^ Клоекхорст, Алвин и Виллемейн Ваал (2019). «Хеттская традиция писцов, предшествовавшая коллекциям табличек Хаттуша?: Происхождение табличек в форме подушки KBo 3.22, KBo 17.21+, KBo 22.1 и KBo 22.2». , в: Zeitschrift Für Assyriologie Und Vorderasiatische Archäologie, 109 (2), с. 190 : «...Три из четырех документов, имеющих эту своеобразную «подушкообразную форму», обычно считаются демонстрирующими старое письмо (ОС): KBo 3.22, KBo 17.21+ и KBo 22.1...»
- ^ Форланини 2010 , стр. 115–135.
- ^ Перейти обратно: а б Форланини 2010 , с. 121.
- ^ Клоекхорст, Элвин (2021). «Новая интерпретация древнехеттского текста Залпы (CTH 3.1): Неша как столица при Хуззии I, Лабарне I и Хаттушили I» , в Журнале Американского восточного общества, том 141, № 3 , стр. 564.
- ^ ред. СтБоТ 18
- ^ Клоекхорст, Элвин (2021). «Новая интерпретация древнехеттского текста Залпы (CTH 3.1): Неша как столица при Хуззии I, Лабарне I и Хаттушили I» , в Journal of the American Oriental Society , Vol. 141, № 3, с. 564: «...Около 1750 г. до н.э. Питхана, царь Кушшары, завоевал Нешу и взял власть. Ему наследовал его сын Анитта...»
- ^ Перейти обратно: а б Форланини 2010 , с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б Форланини 2010 , с. 130.
- ^ Брайс 2005 .
- ^ Йост Бласвайлер (2020), Королевство Хурма во время правления Лабарны и Хаттусили. Часть I. academia.edu
- ^ Форланини 2010 , с. 119.
- ^ Марк, Джошуа (28 апреля 2011 г.). «Хетты» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Робак 1966 , с. 93.
- ^ «Хетты – ресурсы Древней Анатолии» . Перикл Пресс . Май 2017. Архивировано из оригинала 6 марта 2017 года . Проверено 5 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Робак 1966 , с. 94.
- ^ Форланини 2010 , стр. 115–116.
- ^ Герни 1966 , с. 25.
- ^ Герни 1966 , стр. 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б Ру, Жорж (1993). Древний Ирак . Пингвин (Неклассика). ISBN 978-0140125238 .
- ^ Цукерман, Молли К.; Мартин, Дебра Л. (2016). Новые направления биокультурной антропологии (1-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл. п. 297. ИСБН 978-1118962961 .
- ^ Тревисанато, С.И. (2007). «Хеттская чума», эпидемия туляремии и первое упоминание о биологической войне» . Медицинские гипотезы . 69 (6): 1371–1374. дои : 10.1016/j.mehy.2007.03.012 . ПМИД 17499936 .
- ^ Виндл, Иоахим Латач (2004). Трой и Гомер: к разгадке старой загадки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 121–122. ISBN 978-0-19-926308-0 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 года . Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ Брайс 2005 , стр. 57–60.
- ^ Бекман, Гэри М.; Брайс, Тревор Р.; Клайн, Эрик Х. (2012). «Писания древнего мира: Тексты Аххиява» (PDF) . Письма Древнего мира . Атланта: Общество библейской литературы: 6. ISSN 1570-7008 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 апреля 2016 года . Проверено 2 апреля 2016 г.
По крайней мере, возможно, мы можем сказать, что проблема/вопрос Аххиявы в конце концов решена и на нее дан ответ, поскольку теперь мало сомнений в том, что Аххиява была ссылкой хеттов на часть или весь микенский мир бронзового века.
- ^ Герни 1966 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б с Герни 1966 , с. 36.
- ^ «Мирный договор между Рамзесом II и Хаттусили III» . Древний Египет: введение в историю и культуру . Декабрь 2006 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 г. Проверено 27 января 2013 г.
- ^ Герни 1966 , с. 39.
- ^ Шпильволгель, Джексон (2011). Западная цивилизация . Бостон, Массачусетс: Обучение Уодсворта Cengage. п. 30. ISBN 978-1111342142 .
- ^ «Засуха, возможно, обрекла древнюю Хеттскую империю, показывает исследование деревьев» . Хранитель . 8 февраля 2023 г. Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Барнетт, Р.Д., «Фригия и народы Анатолии в железном веке», Кембриджская древняя история, Том. II, Часть 2 (1975) с. 422
- ↑ Грузинский историк Иване Джавахишвили считал Табал, Тубал , Джабал и Джубал древними грузинскими племенными обозначениями и утверждал, что они говорили на картвельских языках , неиндоевропейском языке.
- ^ «Хетты» , smie.co , 12 сентября 2008 г., заархивировано из оригинала 20 октября 2017 г. , получено 1 сентября 2020 г. [ нужен лучший источник ]
- ^ Акургал 2001 , с. 118.
- ^ «Хетты» . все о Турции . 5 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2017 года . Проверено 5 мая 2017 г.
- ^ Брайс 2002 , с. 22.
- ^ «Империя хеттов». Студент Ветхого Завета . 4 (1): 32–34. 1 сентября 1884 г. doi : 10.1086/469493 . JSTOR 3156304 .
- ^ Горни, Рональд (август – ноябрь 1995 г.). «Хеттский империализм и антиимперское сопротивление глазами Алишара Хойюка». Археология империи в Древней Анатолии (299/300): 69–70. дои : 10.2307/1357346 . JSTOR 1357346 . S2CID 163346233 .
- ^ «Телипин хеттский царь» . Британника . 5 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 11 сентября 2017 года . Проверено 5 мая 2017 г.
- ^ Эдульджи, Кентукки (5 мая 2017 г.). «Хетты» . Институт наследия . Архивировано из оригинала 5 мая 2017 года . Проверено 5 мая 2017 г.
- ^ Грозный, Бедржих, Язык хеттов: его структура и принадлежность к индоевропейскому языковому фонду: попытка расшифровки (Лейпциг, Германия: JC Hinrichs, 1917).
- ^ Хокинс, Дэвид (февраль 1986 г.). «Письмо в Анатолии: импортированные и местные системы». Мировая археология . 17 (3): 363–376. дои : 10.1080/00438243.1986.9979976 . JSTOR 124701 .
- ^ Мельхерт 2012 , с. 7.
- ^ Ясанофф 2003 , с. 20 со сноской 41.
- ^ Сирена, Кристофер Б. « Хеттская/хурритская мифология REF 1.2», Мифы и легенды » . Комкаст.нет . Архивировано из оригинала 6 июля 2004 года . Проверено 8 февраля 2011 г.
- ^ Кершоу, Стивен П. (2013). Краткий путеводитель по греческим мифам . Литтл, Группа Брауновой книги. ISBN 978-1472107541 .
- ^ Брайс 2002 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Таш, Илькнур; Динлер, Вейсел (1 января 2015 г.). «Хеттское уголовное право в свете современных парадигм: поиск следов современного уголовного права в прошлом» . Арамазд Армянский журнал ближневосточных исследований . 9 : 73–90.
- ^ Перейти обратно: а б Сэйс, А.Х. (1905). «Хеттские надписи» . Библейский мир . 26 (1): 30–40. дои : 10.1086/473607 . JSTOR 3140922 . S2CID 143295386 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Рот, Марта. «Сборники законов Месопотамии и Малой Азии» (PDF) . Сочинения Древнего мирового общества библейской литературы . 6 : 213–246. Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2019 года . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хоффнер, Гарри А. (1981). «Старая хеттская версия законов 164–166». Журнал клинописных исследований . 33 (3/4): 206–209. дои : 10.2307/1359903 . JSTOR 1359903 . S2CID 159932628 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Куган, Майкл Дэвид (2013). Читатель древних ближневосточных текстов: источники для изучения Ветхого Завета . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195324921 . OCLC 796081940 .
- ^ Библия короля Иакова, 4 Царств 7:6: Ибо Господь сделал войско Сирийское услышанным шум колесниц и шум коней, даже шум большого войска; и они сказали друг другу: вот Царь Израилев нанял против нас царей Хеттских и царей Египтян, чтобы они напали на нас.
- ^ Брайс 2005 , стр. 355–356.
- ^ Вудстра, Мартен (1981). Книга Иисуса Навина . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 60. ИСБН 978-0802825254 . Архивировано из оригинала 16 мая 2016 года . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ «Полный текст книги «Хетты, миттанцы и арийцы индоарийской суперстраты в митаннийском Интернете» » . archive.org . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Келдер, Йоррит (2005). «Колесницы Аххиявы» (PDF) . Дакия : 65 . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Пелед, Илан (4 ноября 2019 г.). «ХЛ (Хеттские законы)». Закон и гендер на Древнем Ближнем Востоке и еврейской Библии . Рутледж. п. 85. ИСБН 9781000733457 .
Источники
[ редактировать ]- Акургал, Экрем (2001). Хаттская и Хеттская цивилизации . Анкара: Министерство культуры. ISBN 9789751727565 .
- Энтони, Дэвид В. (2007), Лошадь, колесо и язык. Как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир , Princeton University Press
- Арчи, Альфонсо (2010). «Когда хетты начали писать по-хеттски?» . Pax Hethitica: Исследования хеттов и их соседей в честь Итамара Зингера . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 37–46. ISBN 9783447061193 .
- Бачварова, Мэри Р. (2010). «Мужские поступки: история наставления хеттов и дидактический эпос Восточного Средиземноморья» . Эпос и история . Чичестер: Джон Уайли и сыновья. стр. 66–85. ISBN 9781444315646 .
- Барьямович, Гойко (2011). Историческая география Анатолии в период старой ассирийской колонии . Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. ISBN 9788763536455 .
- Бил, Ричард Х (1986). «История Киццуватны и дата Шунашшурского договора». Ориенталия . Том. 55. стр. 424 и далее.
- Дж. Бринкман, Хеттские дипломатические тексты , Scholars Press, 1999, ISBN 0-7885-0551-3
- Веб-архив правительства Великобритании Брайс, Т., «Вечный договор» с точки зрения хеттов», BMSAES 6, стр. 1–11, 2006 г.
- Брайс, Тревор Р. (2002). Жизнь и общество в хеттском мире . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199241705 .
- Брайс, Тревор Р. (2005) [1998]. Королевство хеттов (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199279081 .
- Брайс, Тревор Р. (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: Ближний Восток от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781134159079 .
- Брайс, Тревор Р. (2012). Мир неохеттских царств: политическая и военная история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191505027 .
- Брайс, Тревор Р. (2016). «Возвращение к Земле Хиявы (Кве)». Анатолийские исследования . 66 : 67–79. дои : 10.1017/S0066154616000053 . JSTOR 24878364 . S2CID 163486778 .
- Керам, CW (2001) Тайна хеттов: открытие древней империи . Феникс Пресс, ISBN 1-84212-295-9 .
- Форланини, Массимо (2010). «Попытка реконструкции ветвей хеттской царской семьи периода раннего царства» . Pax Hethitica: Исследования хеттов и их соседей в честь Итамара Зингера . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 115–135. ISBN 9783447061193 .
- Гилан, Амир. «Эпос и история в хеттской Анатолии: в поисках местного героя». В Konstan & Raaflaub (2010) , стр. 51–65.
- Гилан, Амир (2018). «В поисках далекого прошлого: формы исторического сознания в хеттской Анатолии» (PDF) . Анадолу . 44 : 1–23. Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2021 года . Проверено 5 января 2021 г.
- Жилиберт, Алессандра (2011). Сиро-хеттское монументальное искусство и археология перформанса: каменные рельефы в Кархемише и Зинджирли в начале первого тысячелетия до нашей эры . Берлин-Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110222258 .
- Гудник-Вестенхольц, Джоан (1997). Легенды о царях Аккаде: Тексты . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 9780931464850 .
- Гудник-Вестенхольц, Джоан . «Исторические события и процесс их трансформации в аккадских героических традициях». В Konstan & Raaflaub (2010) , стр. 26–50.
- Герни, Орегон (1966). Хетты . Пингвин. ISBN 0-14-020259-5 .
- Гютербок, Ганс Густав (1983) «Хеттская историография: обзор», в ред. Х. Тадмора и М. Вайнфельда. История, историография и интерпретация: исследования библейской и клинописной литературы , Magnes Press, Еврейский университет, стр. 21–35.
- Хоффнер-младший, HA (1973) «Хетты и хурриты», в DJ Wiseman « Народы времен Ветхого Завета» , Clarendon Press, Оксфорд.
- Хеттские исследования в честь Гарри А. Хоффнера-младшего по случаю его 65-летия . Айзенбраунс, 2003 г., ISBN 1-57506-079-5
- Джасанофф, Джей Х. (2003). Хеттский и индоевропейский глагол . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-924905-3 .
- Клоекхорст, Элвин (2007). Этимологический словарь хеттской наследственной лексики . Брилл. ISBN 978-90-04-16092-7 .
- Клоекхорст, Элвин (19 июня 2014 г.). Личные имена из Каниша: древнейший индоевропейский лингвистический материал . Прощальный симпозиум Мишеля де Ваана. Лейден.
- Клоекхорст, Элвин; Ваал, Виллемейн (2019). «Хеттская писцовая традиция, предшествовавшая появлению табличных коллекций Хаттуши?». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 109 (2): 189–203. дои : 10.1515/za-2019-0014 . hdl : 1887/3199128 . S2CID 208141226 .
- Клоекхорст, Элвин (2020). «Авторство старых хеттских дворцовых хроник (CTH 8): Дело Анитты». Журнал клинописных исследований . 72 : 143–155. дои : 10.1086/709313 . S2CID 224830641 .
- Констан, Дэвид; Раафлауб, Курт А., ред. (2010). Эпос и история . Чичестер: Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781444315646 .
- Маккуин, Дж. Г. (1986) Хетты и их современники в Малой Азии , исправленные и дополненные, серия «Древние народы и места» (под ред. Г. Дэниела), Темза и Гудзон, ISBN 0-500-02108-2 .
- Мэллори, Япония ; Адамс, DQ (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-884964-98-5 . Проверено 24 марта 2012 г.
- Мелчерт, Крейг (2012). «Позиция Анатолии» (PDF) .
- Мелчерт, Крейг (2020). «Лювиан» . Спутник древних ближневосточных языков . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 239–256. ISBN 9781119193296 .
- Менденхолл, Джордж Э. (1973) Десятое поколение: истоки библейской традиции , Издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 0-8018-1654-8 .
- Ной, Эрих (1974) Der Anitta Text , ( StBoT 18), Отто Харрассовиц, Висбаден.
- Орлин, Луи Л. (1970) Ассирийские колонии в Каппадокии , Мутон, Гаага.
- Парпола, Аско (2015), Корни индуизма. Ранние арийцы и цивилизация Инда , Oxford University Press
- Веб-архив правительства Великобритании Суренхаген, Д., «Предшественники договора Хаттусили-Рамсеса», BMSAES 6, стр. 59–67, 2006 г.
- Патри, Сильвен (2007), Синтаксическое выравнивание в индоевропейских языках Анатолии ( StBoT 49), Отто Харрассовиц, Висбаден, ISBN 978-3-447-05612-0
- Робак, Карл (1966). Мир древних времен . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Виден, Марк (2013). «После хеттов: царства Каркамиш и Палистин в Северной Сирии» (PDF) . Вестник Института классических исследований . 56 (2): 1–20. дои : 10.1111/j.2041-5370.2013.00055.x .
- Якубович, Илья (2020). «Хеттский» . Спутник древних ближневосточных языков . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 221–237. ISBN 9781119193296 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Билгин, Тайфун (2018). Чиновники и администрация в хеттском мире . Берлин: де Грюйтер. ISBN 9781501516627 .
- Жак Фрей и Мишель Мазуайе, От истоков до конца древнего Хеттского царства, Хетты и их история, Том 1, Коллекция Кубаба, L'Harmattan, Париж, 2007 г.
- Жак Фрей и Мишель Мазуайе, Начало новой Хеттской империи, Хетты и их история, Том 2, Коллекция Кубабы, L'Harmattan, Париж, 2007 г.
- Жак Фрей и Мишель Мазуайе, Апогей новой Хеттской империи, Хетты и их история, Том 3, Коллекция Кубабы, L'Harmattan, Париж, 2008 г.
- Жак Фрей и Мишель Мазуайе, Упадок и падение Хеттской империи, Хетты и их история, Том 4, Коллекция Кубабы, L'Harmattan, Париж, 2010 г.
- Жак Фрей и Мишель Мазуайе, Неохеттские царства, Хетты и их история, Том 5, Коллекция Кубабы, L'Harmattan, Париж, 2012 г.
- Импарати, Фиорелла. «Аспекты организации Хеттского государства в юридических и административных документах». Журнал экономической и социальной истории Востока 25, вып. 3 (1982): 225–67. дои : 10.2307/3632187
- де Мартино, Стефан, изд. (2022). Справочник Хеттской империи . Грютер Ольденбург. ISBN 978-3-11-066178-1 .
- Стоун, Дэмиен. Хетты: утраченные цивилизации. Великобритания, Reaktion Books, 2023.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Новое исследование предполагает, что засуха ускорила распад Хеттской империи - Phys.org, 8 февраля 2023 г.
- Видеолекция в Институте Востока - Отслеживание границ Хеттской империи. Архивировано 11 апреля 2014 г. в Wayback Machine.
- Фотографии Богазкёй, одного из группы важных объектов.
- Фотографии Язылыкая, одного из ряда важных объектов.
- Текст Der Anitta (в TITUS)
- Тахсин Озгюч
- Hittites.info
- Портал хеттитологии Майнца Академии наук Майнца, корпус текстов и обширная библиография по всему хеттскому языку.
- «Итальянская археологическая миссия в Ушаклы Хёюк | MAIAC» . usaklihoyuk.org (на итальянском языке) . Проверено 17 января 2023 г.
- Карта Хеттской Анатолии