Король Южной Империи
Король Южной Империи | |
---|---|
950–1865 гг. | |
![]() Острова в сфере влияния Тонганской империи | |
Капитал | Первый |
Правительство | Монархия |
Король Тонги | |
• 950 г. н.э. | Завтра |
• 1827–1865 | Лауфилитонга |
История | |
• Ахоэйту привел свою фракцию в Самоа | 950-е годы |
• титул короля Тонги | 1865 |
Империя Туи Тонга , или Тонганская империя , — это описание, которое иногда дают тонганскому экспансионизму и прогнозируемой гегемонии в Океании , которая началась около 950 г. н. э. и достигла своего пика в период 1200–1500 гг.
Его центр находился в Тонге на острове Тонгатапу со столицей в Муа . Современные исследователи и эксперты в области культуры подтверждают широкое влияние Тонги, свидетельства трансокеанской торговли и обмена материальными и нематериальными культурными артефактами.
Капитан Джеймс Кук наблюдал и записывал свои рассказы о королях Туи Тонга во время своих визитов на Дружественные острова Тонга. [ 3 ] [ 4 ]
История
Начало тонганского экспансионизма
Когда Самоа в морская империя Туи Мануа начала приходить в упадок, на юге возникла новая империя. [ 5 ] Примерно в 950 году нашей эры первый тонганский король Тонги начал расширять свое правление за пределы Тонги . По мнению ведущего тонганского учёного доктора. Августин Махина, первый король Тонги, был сыном их бога Тангалоа . [ 5 ] Ранние короли Тонги считали острова Мануа в Самоа священными. [ 6 ] Ко времени правления 10-го Туи Тонга Момо и его преемника Туитатуи Империя Туи Тонга разрослась и включила в себя большую часть бывших владений Туи Фити и Туи Мануа, причем группа Мануа была единственным исключением, оставаясь под властью Туи Мануа. правило. Чтобы лучше управлять большой территорией, трон туи Тонга был перенесен в лагуну в Лапахе , Тонгатапу . Влияние Туи Тонга было известно во всем Тихом океане, и многие соседние острова участвовали в широкомасштабной торговле ресурсами и новыми идеями. [ 7 ]
Расширение (1200–1600)
При 10-м Туи Тонга Момо и его сыне Туи-та-туи (11-й Туи Тонга) империя находилась на пике расширения, и говорят, что дань для Туи Тонга взималась со всех подчиненных вождеств империи. Эта дань была известна как «Инаси» и проводилась ежегодно в Муа после сезона сбора урожая, когда все страны, подпадающие под власть Туи Тонга, должны были принести дар богам, которые были признаны Туи Тонга. [ 8 ] Капитан Джеймс Кук стал свидетелем церемонии Инаси в 1777 году. [ 3 ] [ 4 ]
Лучшие циновки Самоа (ie tōga) неправильно переводятся как «тонганские циновки»; правильное значение - «заветная ткань» («т.е.» = ткань, «тога» = женские товары, в отличие от «олоа» = мужские товары). [ 9 ] Многие прекрасные циновки попали во владение королевских семей Тонги в основном в результате браков с самоанскими дворянками, такими как Тохуиа, мать первого Туи Канокуполу, Нгата, приехавшего из Сафаты, Уполу, Самоа. Эти коврики, в том числе Maneafaingaa и Tasiaeafe, считаются жемчужинами нынешней линии Tupou. [ 10 ] (который происходит по материнской линии от Самоа). [ 11 ] Успех Империи во многом был основан на Имперском флоте. Самыми распространенными судами были двухместные каноэ дальнего следования с треугольными парусами. Самые большие каноэ типа «тонганская калиа» могли перевозить до 100 человек. Наиболее известными из них были Тонгафуэсия , Акихеухо , Ломипо и Такаипомана . Следует отметить, что Такаипомана на самом деле была самоанской калией; Согласно королеве Салоте и Дворцовым записям, это было самоанское каноэ с двойным корпусом, которое привезло Тохуию Лимапо из Самоа, чтобы жениться на Туи Хаатакалауа. [ 11 ] Большой флот позволил Тонге разбогатеть благодаря большому объему торговли и дани, поступающему в королевскую казну. [ 7 ]
Путешествие под водой во времена Империи Туи Тонга простиралось до архипелага Тувалу . Устная история Нанумеа описывает предка-основателя как выходца из Тонги. [ 12 ] Устная история Нютао напоминает, что в XV веке тонганские воины потерпели поражение в битве на рифе Нютао. Тонганские воины также вторглись в Нютао позже, в 15 веке, и снова были отброшены. Третье и четвертое вторжение в Тонгу произошло в конце 16 века, и снова тонганцы потерпели поражение. [ 13 ]
Во время вторжений Тонги на острова Уоллис и Футуна в 15 и 16 веках острова защищались с разным уровнем сопротивления, но также принимали разную степень ассимиляции. Футуна сохранила больше своих дотонганских культурных особенностей , в то время как Уоллис ( Увеа ) претерпел более серьезные фундаментальные изменения в своем обществе, языке и культуре. [ 14 ]
Упадок Туи Тонга и две новые династии
Упадок Туи Тонга начался из-за многочисленных войн и внутреннего давления. В 13 или 14 веках самоанцы изгнали тонганцев со своих земель после того, как Туи Тонга Талакайфаики потерпел поражение в битве от братьев Туна, Фата и Савеа, прародителей семьи Малиетоа . В ответ были созданы фалефа в качестве политических советников Империи. Чиновникам фалефа поначалу удавалось поддерживать некоторую гегемонию над другими подчиненными островами, но растущее недовольство привело к убийству нескольких правителей подряд. Наиболее известными были Хавеа I (19-й TT), Хавеа II (22-й TT) и Такалауа (23-й TT), которые были известны своим тираническим правлением. В 1535 году нашей эры Такалауа был убит двумя иностранцами во время купания в лагуне Муа . Его преемник Кауулуфонуа I преследовал убийц до самого Увеа , где он убил их. [ 15 ]
Из-за большого количества покушений на Туи Тонга, Кауулуфонуа основал новую династию под названием Хаа Такалауа в честь своего отца и дал своему брату Моунгамотуа титул Туи Хаатакалауа . Эта новая династия должна была иметь дело с повседневными решениями империи, в то время как Туи Тонга должен был быть духовным лидером нации, хотя он по-прежнему контролировал последнее слово в жизни и смерти своего народа. Империя Туи Тонга в этот период становится самоанской по ориентации, поскольку сами короли Туи Тонга стали этническими самоанцами, которые женились на самоанских женщинах и проживали в Самоа. [ 16 ] Мать Кауулуфонуа была самоанкой из Мануа, [ 17 ] Туи Тонга Кауулуфонуа II и Туи Тонга Пуипуифату якобы были скорее самоанцами, чем «тонганцами». [ 18 ]
Влияние Самоа и возникновение Туи Канокуполу
В Самоа верховный вождь Сафаты Ама Леле женился на Солиаи, дочери Туи Мануа. У них родился сын Песета, который должен был стать следующим Ама, и дочь Тохуиа Лимапо. При этом указывается связь с королевской родословной Тонги через Тохуиа Лимапо. Лимапо отправилась в Тонгу со своим отцом Амой Леле по явной просьбе 6-го Туи Хаатакалауа Тонги, чтобы жениться на дочери Амы Леле Лимапо. Лимапо путешествовал с большой свадебной группой, состоящей из семьи Ама и воинов Сафата под командованием Ама Леле.
Результатом этого брака стал Нгата. В 1610 году 6-й Туи Хаа Такалауа, Моунгатонга, создал должность Туи Канокуполу для полусамоанской Нгаты, которая разделила региональное правление между ними, хотя со временем власть Туи Канокуполу становилась все более и более доминирующей над Тонгой. Этот титул предоставил Нгате значительную власть и обеспечил прочную основу для его нового титула Туи Канокуполу (переводится как «Сердце Уполу»), что является прямым уважением к наследию его матери. Династия Туи Канокуполу курировала импорт и учреждение многих самоанских политик и титулов, и, по мнению тонганских ученых, эта «самоанская» форма правления и обычаев сохраняется и сегодня в современном Королевстве Тонга. [ 19 ] Так продолжалось и дальше. Первые европейцы прибыли сюда в 1616 году, когда голландские исследователи Виллем Схоутен и Якоб Ле Мэр заметили тонганцев в каноэ у берегов Ниуатопутапу . [ 20 ] за ним последовал Абель Тасман , который прошел мимо островов 20 января 1643 года. [ 21 ] Однако эти визиты были краткими и существенно не изменили острова. [ 20 ] [ 21 ]
Разделительной линией между двумя фрагментами была старая прибрежная дорога под названием Хала Фонуа моа (сухопутная дорога). Современные вожди, черпающие свою власть из Туи Тонга, до сих пор называются Кау Хала Ута (люди внутренних дорог), а вожди из Туи Канокуполу известны как Кау Хала Лало (люди с низкой дорогой). Что касается сторонников Туи Хаатакалауа: когда это разделение возникло в 15 веке, они, конечно же, были Каухалалало. Но когда Туи Канокуполу настигли их, они перешли на сторону Каухалаута. [ нужна ссылка ]
Современная стипендия
Современная археология, антропология и лингвистические исследования подтверждают широкое культурное влияние Тонги, которое варьируется в широких пределах. [ 22 ] [ 23 ] через Восточную Увеа, Ротуму, Футуну, Самоа и Ниуэ, части Микронезии (Кирибати и Понпеи), Вануату, Новую Каледонию и острова Луайоте, [ 24 ] и хотя некоторые ученые предпочитают термин «морское вождество», [ 25 ] другие утверждают, что, хотя «империя» сильно отличается от других примеров, вероятно, наиболее удобный термин». [ 26 ]
См. также
Ссылки
- ^ Брески, Роберто. «Флаги: прошлое и настоящее – Тонга» . rbvex.it .
- ^ «Тонга Пулеанга Тонга, Королевство Тонга» . fotw.info .
- ^ Jump up to: а б Адриенн Л. Кэпплер (июнь 1971 г.). «Тонга восемнадцатого века: новые интерпретации тонганского общества и материальной культуры во времена капитана Кука» . Человек — Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии . 6 (2) (1): 204–220. дои : 10.2307/2798262 . JSTOR 2798262 .
- ^ Jump up to: а б «Очерк Тонги восемнадцатого века - Глава 1: Взгляд капитана Кука на Тонгу» . Журнал Полинезийского общества : 11–55. 15 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б см. сочинения Аты Коловая в «О Тама а Айга» Моргана Туималеалиифано; сочинения Махины, а также коронационное издание журнала «Спасифик» «Тихоокеанские острова: энциклопедия» под редакцией Лала и Фортуны, стр. 133 и т. д.
- ^ «Тихоокеанские острова: энциклопедия», под редакцией Лала и Фортуны, стр. 133
- ^ Jump up to: а б Элизабет Ботт при содействии Тави (1982). Тонганское общество во время визитов капитана Кука: дискуссии с Ее Величеством королевой Салоте Тупоу . Веллингтон, Новая Зеландия: Полинезийское общество.
- ^ Сент-Картмейл, Кейт (1997). Искусство Тонги . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. п. 39. ИСБН 978-0-8248-1972-9 .
- ^ тонганский лингвистический аналог - «тоонга», см. http://collections.tepapa.govt.nz/objectdetails.aspx?oid=535267&coltype=pacific%20culturals®no=fe011574.
- ^ Ки Хингоа, «Именованные коврики», «le Tôga» «Хорошо». Маты и другие ценные ткани Самоа и Тонги. Журнал Полинезийского общества, специальный выпуск 108 (2), июнь 1999 г.
- ^ Jump up to: а б см. «Песни и стихи королевы Салоте» под редакцией Элизабет Вуд-Эллем.
- ^ Талакатоа О'Брайен (1983). Тувалу: История, Глава 1, Бытие . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу.
- ^ Согивалу, Пулекау А. (1992). Краткая история Нютао . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. ISBN 982-02-0058-Х .
- ^ Санд, Кристоф (2006). «Взгляд с Запада: Самоа в истории культуры Увеа (Уоллис) и Футуны (Западная Полинезия)». Журнал исследований Самоа . 2 :5–15.
- ^ Томсон, Бэзил (январь 1901 г.). «Записка о туземцах острова Дикого, или Ниуэ» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 31 : 137–145. дои : 10.2307/2842790 . JSTOR 2842790 .
- ^ «Тихоокеанские острова: энциклопедия», под редакцией Лала и Фортуны, стр. 133; Гансон, Нил (1997). «Великие семьи Полинезии: связи между островами и модели брака». Журнал тихоокеанской истории . 32 (2): 139–179. дои : 10.1080/00223349708572835 . ; «Тонгийское общество», Эдвард Гиффорд; «Тонганское общество во время визитов капитана Кука», королева Салоте, Ботт и Тави.
- ^ Гансон, Нил (1997). «Великие семьи Полинезии: связи между островами и модели брака». Журнал тихоокеанской истории . 32 (2): 139–179. дои : 10.1080/00223349708572835 . ; также «Деконструкция группы островов», Австралийский национальный университет.
- ^ Гансон, Нил (1997). «Великие семьи Полинезии: связи между островами и модели брака». Журнал тихоокеанской истории . 32 (2): 139–179. дои : 10.1080/00223349708572835 . ; «Тонгийское общество», Эдвард Гиффорд; «Тонганское общество во время визитов капитана Кука», королева Салоте, Ботт и Тави.
- ^ см. «Планета Тонга » Архивировано из оригинала 0 марта 2006 г. Проверено 5 марта 2006 г. История Тонги; «Кастом Махина 2004 г.; и журнальные статьи
- ^ Jump up to: а б Куанчи, Макс (2005). Исторический словарь открытия и исследования островов Тихого океана . Пугало Пресс. ISBN 0810853957 .
- ^ Jump up to: а б Бизли, Чарльз Рэймонд (1911), , в Чисхолме, Хью (редактор), Британская энциклопедия , том. 26 (11-е изд.), Cambridge University Press, стр. 437–438
- ^ Последние достижения в археологии региона Фиджи/Западной Полинезии». Архивировано 18 сентября 2009 г. в Wayback Machine 2008: Том 21. Исследования Университета Отаго в области доисторической антропологии.]
- ^ «Гавайки, Наследственная Полинезия: Очерк исторической антропологии» , Патрик Винтон Кирч; Роджер С. Грин (2001)
- ^ «Джерати, П., 1994. Лингвистические свидетельства существования Тонганской империи» , Джерати, П., 1994, в «Языковых контактах и изменениях в австронезийском мире: стр.236-39.
- ^ «Монументальность в развитии морского вождества Тонги» , Кларк, Г., Берли, Д. и Мюррей, Т. 2008. Antiquity 82 (318): 994-1004»
- ^ [«Путешествие по Тихому океану после периода исследования»], NEICH, R. 2006 в КР Хоу (ред.) Вака Моана, путешествия предков: открытие и заселение Тихого океана: 198-245. Окленд: Дэвид Бейтман. стр230
Внешние ссылки
