Jump to content

Алавийский султанат

Алавийский султанат
1666–1912
Флаг
Один из флагов династии Алави.
Примерные территории под властью Султаната в конце 17-19 веков[1]
Примерные территории под властью Султаната в конце 17-19 веков. [1]
Статус Правящая династия Марокко
Капитал
Общие языки арабский , берберский языки
Религия
Суннитский ислам
Demonym(s) Марокканский , Мавританский [2]
Правительство Монархия ( Султанат )
Султан  
• 1666–1672
ар-Рашид
• 1908–1912
Абд аль-Хафид
Законодательная власть нет ( правило указом )
История  
• Захват Феса
1666
• Захват Марракеша
1668
• Правление Мулая Исмаила
1672–1727
• Политическая нестабильность
1727–1757
1757–1790
1830
1844
1859
в Хафидии Кризис
1907–1908
1912
Население
• 1820 [3]
2,689,000
Предшественник
Преемник
Получил султанат
Французский протекторат в Марокко
Испанский протекторат Марокко

Алавийский султанат , [4] [а] официально известный как Шарифский султанат ( араб . السلطنة الشريفة ) и как Султанат Марокко , был государством, которым управляла династия Алави на территории современного Марокко , с момента их прихода к власти в 1660-х годах до Фесского договора 1912 года , ознаменовавшего Начало французского протектората .

Династия, которая сегодня остается правящей монархией Марокко, возникла из региона Тафилальт и пришла к власти после распада султаната Саади в 17 веке. Султан ар-Рашид ( годы правления 1666–1672 ) первым установил свою власть над всей страной. Султанат достиг апогея политической власти во время правления его преемника Мулая Исмаила ( годы правления 1672–1727 ), который осуществлял сильное центральное правление.

После смерти Исмаила Марокко переживало периоды беспорядков и обновления при разных султанах. Длительный период стабильности вернулся при Сиди Мохаммеде ибн Абдалле ( годы правления 1757–1790 ). Региональная стабильность была нарушена французским вторжением в Алжир в 1830 году, после чего Марокко столкнулось с серьезными проблемами в результате европейского вторжения в регион .

Марокко оставалось независимым под властью алави до 1912 года, когда оно перешло под контроль французского протектората. Султаны-алавиты продолжали действовать как номинальные монархи под французским колониальным правлением до тех пор, пока Марокко не восстановило независимость в 1956 году, а султан-алавиты Мухаммед V стал его сувереном. В 1957 году Мухаммед V официально принял титул «короля», и Марокко теперь официально известно как Королевство Марокко.

Имя и этимология

[ редактировать ]

Марокко со времен правления династии Саади иногда называлось Шарифским султанатом в знак притязаний правящей династии на благородное происхождение. [8] Это было переведено на французском языке как l'Empire chérifien ( араб . الإيالة الشريفة ; букв. « Шарифская империя » ) согласно Фесскому договору . [9] Это название официально использовалось до 1956 года, когда Марокко восстановило свою независимость от колониального правления. [10] [11] [12] [13] На английском языке он также назывался Султанатом Марокко, в том числе в англо-марокканском договоре 1856 года. [14]

Династия Алави заявляет о своем происхождении от Мухаммеда через Хасана , сына Али . Имя Алави ( араб . علوي ) происходит либо от имени Али, либо от имени Али. [15] от которого династия в конечном итоге ведет свое происхождение, или от имени раннего основателя династии Али аль-Шарифа из Тафилальта . [16]

Происхождение

[ редактировать ]
Иллюстрация Уолтера Бертона Харриса с изображением оазиса Тафилальт, откуда зародилась династия Алави, 1895 год.

Правящая династия Султаната, Алави ( букв. « потомки Али » ; иногда переводимые Филали Шарифы), возникла из поселения Сиджилмасса в восточном оазисе Тафилальт . [17] Мало что известно об их истории до 17 века, но к этому столетию они стали главными лидерами Тафилальта. [6]

Считается, что алавиты были потомками иммигрантов из Янбу в Хиджазе , которые поселились в Северной Африке во время засухи, поразившей этот регион в 13 веке. [18] [19] Династия заявляет о своем происхождении от Пророка Мухаммеда через его внука Хасана , сына Али и дочери Мухаммеда Фатимы . [20] [16]

Их статус шурафов (потомков Пророка) был одной из причин их успеха, поскольку в эту эпоху многие общины в Марокко все чаще рассматривали шарифский статус и благородное происхождение как лучшее право на политическую легитимность. Династия Саадитов , правившая Марокко в XVI веке и предшествовавшая алавитам, также заявляла о своем шарифском происхождении и сыграла важную роль в укоренении этой модели политико-религиозной легитимности в марокканском обществе. [21] [6] [22] [23] : 228 

Считается, что патриархом династии является Мулай Хасан бен аль-Касим ад-Дахиль , который основал религиозную аристократию со своим шарифским происхождением по всему оазису. [24] [25] Считалось, что он, известный своим глубоким благочестием, переехал в Сиджилмассу в 1265 году под властью Маринидов по просьбе местных жителей, которые назначили его имамом Тафилальта и считали присутствие шарифов в регионе полезным для религиозной легитимности. [26] [16]

Он оставил после себя сына Мохамеда, у которого, в свою очередь, был только один потомок, носивший то же имя, что и его дедушка. [19] Один из сыновей этого потомка, Мулай Али Шериф [ фр ] , совершил паломничество в Мекку и участвовал в мароккано-португальских войнах 16 века, а также был приглашен Насридами для борьбы против Кастилии на Пиренейском полуострове во время Гранадской войны . [23] Он отказался поселиться в Гранаде по просьбе городских учёных, а поселился на многие годы в Фесе и Сефру, прежде чем вернуться в Тафилальт. [19]

Прийти к власти

[ редактировать ]

Приход семьи к власти произошел в Марокко начала-середины 17 века, когда власть саадских султанов Марракеша серьезно падала, а за контроль над страной боролись многочисленные региональные фракции. Среди наиболее могущественных из этих фракций была Далайя (также пишется Дилайя или Дилаиты), федерация амазигов (берберов) в Среднем Атласе, которая в это время все больше доминировала в центральном Марокко, достигнув пика своей власти в 1640-е годы. Другим был Али Абу Хасун ас-Семлали (или Абу Хасун), который стал лидером долины Су с 1614 года. [23] : 222, 228  Когда Абу Хасун распространил свой контроль на регион Тафилальт в 1631 году, Далайя, в свою очередь, направила войска для усиления своего влияния в этом районе. Местные жители выбрали своим лидером главу семьи Алави Мухаммада аш-Шарифа , известного как Маулай Али аш-Шариф. [16] Маулай аш-Шариф, или Мухаммед I [22] – признав его султаном . [23] : 222, 228  Маулай аш-Шариф возглавил атаку на гарнизон Абу Хассуна в Табусамте в 1635 или 1636 году (1045 г. хиджры), но не смог их изгнать. Абу Хасун заставил его отправиться в изгнание в долину Су, но также хорошо с ним обращался; среди прочего, Абу Хассун подарил ему рабыню-наложницу, которая позже родила одного из его сыновей, Маулая Исмаила . [23] : 228  [21] : 224 

Пока их отец оставался в изгнании, сыновья аль-Шарифа включились в борьбу. Его сын Сиди Мухаммед (или Мухаммед II [22] ), стал лидером после 1635 года и успешно возглавил еще одно восстание, в результате которого войска Абу Хасуна были изгнаны в 1640 или 1641 году (1050 г. хиджры). Благодаря этому успеху он был провозглашен султаном вместо своего отца, уступившего ему трон. [23] : 228–229  [21] : 224–225  Однако Далайя снова вторглись в этот регион в 1646 году и после своей победы при Аль-Каа вынудили его признать их контроль над всей территорией к западу и югу от Сиджилмасы. Не имея возможности противостоять им, Сиди Мохаммед вместо этого решил расширяться в противоположном направлении, на северо-восток. [23] : 228–229  [21] : 224–225  [27] : 22  Он продвинулся до аль-Агвата и Тлемсена в Алжире в 1650 году. Его набеги на Алжир вызвали ответ со стороны лидеров Османского Регентства Алжира , которые послали армию, которая преследовала его обратно в Сиджилмасу. В ходе переговоров с миссией из Алжира Сиди Мохаммед согласился больше не пересекать территорию Османской империи, и река Тафна была установлена ​​​​их северной границей. [27] : 79  [23] : 228–229  [21] : 224–225  В 1645 и 1652 годах Сиди Мухаммед также установил свою власть в Туате , оазисе в Сахаре на юго-востоке. [28] [23] : 232 

Несмотря на некоторые территориальные неудачи, влияние алавитов медленно росло, отчасти благодаря их продолжающемуся союзу с некоторыми арабскими племенами региона. В июне 1650 года лидеры Феса (или, точнее, Фес-эль-Бали , старого города) при поддержке местных арабских племен отвергли власть Далайи и пригласили Сиди Мохаммеда присоединиться к ним. Однако вскоре после его прибытия армия Далайя подошла к городу, и местные лидеры, понимая, что у них недостаточно сил, чтобы противостоять им, остановили восстание и попросили Сиди Мохаммеда уйти. [23] : 229 

Аль-Шариф умер в 1659 году, и Сиди Мухаммед был вновь провозглашен сувереном. Однако это спровоцировало столкновение за престол между Сиди Мохаммедом и одним из его младших сводных братьев, ар-Рашидом . Подробности этого конфликта обширны, но в конечном итоге Ар-Рашид, похоже, бежал из Сиджилмасы, опасаясь своего брата, и укрылся у Далайи в Среднем Атласе. Затем он путешествовал по северному Марокко, проводя время в Фесе, прежде чем поселиться в Ангаде (сегодня северо-восток Марокко). Ему удалось заключить союз с теми же арабскими племенами Бану Макил , которые ранее поддерживали его брата, а также с Айт Язнасин (Бени Снассен), племенем зената- амазигов. Эти группы признали его султаном в 1664 году. [29] примерно в то же время Сиди Мохаммед построил для себя новую базу на западе, в Азру . Могущество Далайи пришло в упадок, и оба брата пытались этим воспользоваться, но оба стояли на пути друг друга. Когда 2 августа 1664 года Сиди Мохаммед напал на Ангада, чтобы заставить своего мятежного брата подчиниться, вместо этого он был неожиданно убит, а его армия потерпела поражение. [30] [23] : 229  [21] : 225 

Стены Касбы Черарда в Фесе, гарнизонного форта, построенного Маулаем ар-Рашидом для размещения некоторых из его гуичей . племен

К этому времени царство Далайи, которое когда-то простиралось над Фесом и большей частью центрального Марокко, в значительной степени отошло к своему первоначальному дому в Среднем Атласе. Ар-Рашид остался под контролем сил алавитов, и менее чем за десять лет ему удалось распространить контроль алавитов почти на всю территорию Марокко, воссоединив страну под властью новой шарифской династии. [12] [23] : 229  Вначале он привлек на свою сторону больше сельских арабских племен и интегрировал их в свою военную систему. Также известны как племена гуич («армейские» племена, также транслитерируются как гиш) . [22] ), они стали одним из важнейших его средств установления контроля над регионами и городами. В 1664 году он взял под свой контроль Тазу , но Фес отверг его власть, и осада города в 1665 году провалилась. После дальнейшей кампании в регионе Риф , где он получил дополнительную поддержку, Ар-Рашид вернулся и добился сдачи города в июне 1666 года. [23] : 230  [31] : 83  Он сделал город своей столицей, но поселил свои военные племена в других землях и в новой касбе за пределами города ( сегодня Касба Черарда ), чтобы предотвратить жалобы жителей города на их поведение. Затем он разбил остатки Далайи, вторгшись и разрушив их столицу в Среднем Атласе в июне 1668 года. В июле он захватил Марракеш у Абу Бакра бен Абдул Карима аль-Шабани, сына узурпатора, который правил городом с тех пор. убийство своего племянника Ахмада аль-Аббаса , последнего султана Саадов. [23] : 230  Войска Ар-Рашида захватили долину Су и Анти-Атлас на юге, вынудили Сале и его пиратскую республику признать его власть, а на севере, за исключением европейских анклавов, он контролировал весь Риф, включающий Ксар аль- Атлас. -Кебир , Тетуан и Ужда на северо-востоке. Таким образом, Ар-Рашиду удалось воссоединить страну под одним правлением. Однако он не смог долго наслаждаться этим успехом и умер молодым в 1672 году в Марракеше. [21] : 225  [12]

Правление Маулая Исмаила

[ редактировать ]

После смерти Ар-Рашида султаном стал его младший сводный брат Маулай Исмаил. 55-летнее правление Исмаила на посту султана было одним из самых продолжительных в истории Марокко. [22] [21] Он отличился как правитель, который хотел создать единое марокканское государство как абсолютную власть на земле, независимое от какой-либо конкретной группы внутри Марокко – в отличие от предыдущих династий, которые опирались на определенные племена или регионы в качестве основы своей власти. [23] : 230  Частично он преуспел в этом, создав новую армию, состоящую из черных рабов ( « Абид аль-Бухари» ) из стран Африки к югу от Сахары (или потомков ранее импортированных рабов), многие из которых были мусульманами, чья лояльность принадлежала только ему. Сам Маулай Исмаил был наполовину черным, его мать была чернокожей рабыней, наложницей Мухаммеда аш-Шарифа. [32] [23] : 231  Эта постоянная армия также эффективно использовала современную артиллерию. [6] Он постоянно вел военные кампании против повстанцев, соперников и европейских позиций вдоль марокканского побережья. На практике ему все еще приходилось полагаться на различные группы для контроля над отдаленными территориями, но, тем не менее, ему удалось вернуть себе многие прибрежные города, оккупированные Англией и Испанией, и сумел обеспечить прямой порядок и высокие налоги на всей своей территории. Он положил окончательный конец попыткам Османской империи получить влияние в Марокко и установил Марокко на более равной дипломатической основе с европейскими державами, отчасти заставив их выкупать христианских пленников при его дворе. Эти христиане в основном были захвачены марокканскими пиратскими флотами, которые он активно спонсировал как средство дохода и ведения войны. Находясь в плену, заключенных часто заставляли работать на его стройках. Все эти действия и политика создали ему репутацию безжалостного и жестокого человека среди европейских писателей, а также неоднозначную репутацию среди марокканских историков, хотя ему приписывают объединение Марокко под сильным (но жестоким) руководством. [23] : 230–237  [21] : 225–230  [22]

Баб Мансур , монументальный вход в императорский дворец Маулая Исмаила в Мекнесе , построенный в 1732 году.

Он также перенес столицу из Феса в Мекнес , где построил обширную имперскую касбу , укрепленный город-дворец, строительство которого продолжалось на протяжении всего его правления. [33] Он также построил укрепления по всей стране, особенно вдоль ее восточной границы, где разместились гарнизоны многих из его абидских войск . Частично это было ответом на продолжающееся турецкое вмешательство в Марокко, которое Исмаилу удалось остановить после многих трудностей и восстаний. [23] : 231–232  Аль-Хадр Гейлан, бывший лидер северного Марокко, бежавший в Алжир во время наступления Ар-Рашида, вернулся в Тетуан в начале правления Исмаила с помощью Алжира и возглавил восстание на севере, к которому присоединились жители Феса. . Он признал султаном племянника Исмаила, Ахмада ибн Махриза, который, в свою очередь, сумел взять под свой контроль Марракеш и был признан также племенами долины Су. Гейлан потерпел поражение и был убит в 1673 году, а месяц спустя Фес был снова взят под контроль. Ахмад ибн Махриз потерпел поражение и был убит только в 1686 году под Тарудантом . [23] : 231–232  Тем временем османы поддерживали дальнейших диссидентов через Ахмада ад-Далаи, внука Мухаммада аль-Хаджа , который привел Далайю к господству над большей частью Марокко в начале того же столетия, до прихода к власти Ар-Рашида. Далайцы были изгнаны в Тлемсен, но они вернулись в Средний Атлас по наущению Алжира и под руководством Ахмада в 1677 году. Им удалось разбить силы Исмаила и какое-то время контролировать Тадлу, но они потерпели поражение в апреле 1678 года. недалеко от Вади аль-Абид. Ахмад ад-Далаи сбежал и в конце концов умер в начале 1680 года. [23] : 231–232  После поражения Далайцев и своего племянника Исмаил, наконец, смог без серьезных проблем навязать свое правление всему Марокко и дать отпор османскому влиянию. После поражения Гейлана он совершал набеги и военные экспедиции в Алжир в 1679, 1682 и 1695–96 годах. [23] : 232  [21] : 226  Последняя экспедиция 1701 года закончилась неудачно. [21] : 226  Мир был восстановлен, и обе стороны согласились признать ранее существовавшую взаимную границу. [23] : 232  [21] : 226 

Исмаил также стремился продемонстрировать обновленную власть Марокко за рубежом и на бывших территориях. После упадка центрального правления в конце саадского периода в начале того же века пашалик Тимбукту , созданный после Ахмада аль-Мансура в вторжения империю Сонгай , стал де-факто независимым, и транссахарские торговые пути пришли в упадок. Алави стали хозяевами Туата в 1645 году, который после этого много раз восставал, но Исмаил установил там прямой контроль с 1676 года. [23] : 232  В 1678–79 он организовал крупную военную экспедицию на юг, вынудив эмираты Трарза и Бракна стать его вассалами и распространив свое господство до реки Сенегал . [21] : 227  В 1694 году он назначил кади управлять Тагазой (современный север Мали ) от имени Марокко. [23] : 232  Позже, в 1724 году, он послал армию для поддержки эмира Трарзы (современная Мавритания ) против французского присутствия в Сенегале , а также использовал возможность назначить своего собственного губернатора в Шинките (Шингетти) . [23] : 232  Несмотря на восстановление контроля, транссахарская торговля не возобновилась в долгосрочной перспективе на том уровне, который существовал до 17 века. [23] [21]

В 1662 году контролируемый португальцами Танжер был передан под контроль Англии как часть Екатерины Браганской приданого Карлу II . Маулай Исмаил безуспешно осадил город в 1679 году, но это давление, а также нападения местных мусульманских моджахедов (также известных как « Армия Рифа ») [34] ), убедил англичан эвакуировать Танжер в 1684 году. Маулай Исмаил немедленно заявил права на город и спонсировал его переселение мусульман, но предоставил местную власть Али ар-Рифи, губернатору Тетуана, который играл активную роль в осаде города. и примерно в это же время стал вождем северного Марокко. [35] [34] [23] : 239  Исмаил также завоевал контролируемую Испанией Махдию в 1681 году, Аль-Араиш (Лараш) в 1689 году и Асилу в 1691 году. [23] [21] : 226  Более того, он спонсировал марокканских пиратов, охотившихся на европейские торговые суда. Несмотря на это, он также разрешил европейским купцам торговать внутри Марокко, но строго регулировал их деятельность и заставлял их вести переговоры со своим правительством о разрешении, что позволило ему эффективно собирать налоги на торговлю. Исмаил также позволял европейским странам, часто через доверенных лиц испанских монахов-францисканцев , вести переговоры о выкупе за освобождение христиан, захваченных пиратами или в бою. Он также поддерживал отношения с французским Людовиком XIV , начиная с 1682 года, надеясь заключить союз против Испании, но Франция была менее заинтересована в этой идее, и отношения в конечном итоге рухнули после 1718 года. [23] : 232–233 

Мавзолей Маулая Исмаила в Мекнесе, в котором находится его могила и могила его сына Ахмада ад-Захаби.

Беспорядки и гражданская война при сыновьях Исмаила

[ редактировать ]

После смерти Маулая Исмаила Марокко погрузилось в один из величайших периодов беспорядков между 1727 и 1757 годами, когда сыновья Исмаила боролись за контроль над султанатом и никогда не удерживали власть надолго. [22] Исмаил оставил после себя сотни сыновей, которые теоретически имели право на трон. [23] Конфликт между его сыновьями усугублялся восстаниями против облагающего налогами и авторитарного правительства, которое ранее установил Исмаил. [6] Более того, Абид . во время правления Исмаила обрел огромную власть и мог назначать или свергать султанов в соответствии со своими интересами на протяжении всего этого периода, хотя им также приходилось конкурировать с племенами гуичей и некоторыми племенами амазигов (берберов) . [12] [23] : 237–238  Мекнес оставался столицей и местом большинства этих политических изменений, но Фес также был ключевым игроком. [23] : 237–238  Ахмад ад-Захаби был первым, кто стал преемником своего отца, но сразу же подвергся сомнению и правил дважды, лишь ненадолго, до своей смерти в 1729 году, а его брат Абд аль-Малик правил в период между его правлением в 1728 году. После этого его брат Абдалла правил большую часть период между 1729 и 1757 годами, но был свергнут четыре раза. [12] [22] [23] : 237–238  Первоначально Абдаллу поддерживали Абид, но в конечном итоге он стал их врагом после 1733 года . он вначале оттолкнулся, но позже примирился). [23] : 238  Этот союз неуклонно ослаблял Абидов и проложил путь к их подчинению во второй половине власть XVIII века. [23] : 238–240 

В этот период север Марокко также стал практически независимым от центрального правительства, вместо этого им правил Ахмад ибн Али ар-Рифи, сын Али аль-Хамами ар-Рифи, которому Маулай Исмаил предоставил местную власть в регион Танжер. [34] [23] : 239  Ахмад аль-Хамами ар-Рифи использовал Танжер в качестве столицы своей территории и получал прибыль от торговли оружием с англичанами в Гибралтаре, с которыми он также установил дипломатические отношения. Султан Ахмад ад-Дахаби пытался назначить своего губернатора в Тетуане, чтобы подорвать власть Ар-Рифи в 1727 году, но безуспешно. Ахмад ар-Рифи изначально не интересовался политикой, разворачивающейся в Мекнесе, но оказался втянутым из-за союза, который он заключил с аль-Мустади, одним из эфемерных султанов, поставленных на престол «Абидом, установленным в мае 1738 года. Когда Аль-Мустади» был, в свою очередь, свергнут в январе 1740 года, чтобы обеспечить возвращение Абдаллы к власти, Ар-Рифи выступил против последнего и вторгся в Фес в 1741 году. Союз фракций Маулая Абдаллы смог окончательно победить и убить его на поле битвы в 1743 году, и вскоре после того, как султан власть была восстановлена ​​в прибрежных городах Марокко. [23] : 239  В 1647 году Абдалла стратегически назначил двух своих сыновей халифами ( наместниками ) в политически важных городах. Его старший Маулай Ахмед был назначен халифом Рабата . [36] и его младший. Сиди Мохаммед, халиф Марракеша. [36] Его старший сын умрет раньше него в 1750 году. [37] После 9 лет непрерывного правления Абдалла умер в Дар-Дбибеге 10 ноября 1757 года. [37]

Восстановление власти при Мухаммеде ибн Абдалле

[ редактировать ]

Порядок и контроль были прочно восстановлены только при сыне Абдаллы, Сиди Мухаммеде ибн Абдалле (Мохаммеде III), который стал султаном в 1757 году после десяти лет пребывания на посту наместника в Марракеше. [38] Многие из Абидов к тому времени покинули свои контингенты и присоединились к простому населению страны, а Сиди Мохаммед III смог реорганизовать тех, кто остался, в свой собственный элитный военный корпус. [23] : 239–240  Удайя, которые поддерживали его отца, но были обузой для населения Феса, где они жили, стали главным вызовом власти нового султана. В 1760 году он был вынужден отправиться с армией в Фес, где арестовал их лидеров и уничтожил их отряды, убив многих их солдат. После этого султан создал новый, гораздо меньший по размеру полк Удайя, который получил новых командиров и вместо этого разместил гарнизон в Мекнесе. [23] : 240  Позже, в 1775 году, он попытался отстранить Абидов от власти , приказав перевести их из Мекнеса в Танжер на севере. Абид оказал ему сопротивление и попытался провозгласить султаном своего сына Язида (позже Маулая Язида ), но последний вскоре передумал и примирился со своим отцом. После этого Сиди Мохаммед III рассредоточил контингенты Абида по гарнизонам в Танжере, Лараше , Рабате, Марракеше и Су, где они продолжали создавать проблемы до 1782 года. Эти беспорядки усугублялись засухой и сильным голодом между 1776 и 1782 годами, а также вспышкой чумы в 1779–1780 годах, в результате которой погибло много марокканцев и вынудили султана импортировать пшеницу, снизить налоги и раздать еду и средства местным жителям и вождям племен, чтобы облегчить страдания. Однако к настоящему времени возросший авторитет султана позволил центральному правительству выдержать эти трудности и кризисы. [23] : 240 

Ворота и укрепления в порту Эс-Сувейра сегодня, основанном в 1764 году султаном Мухаммадом ибн Абдаллой как порт для европейских купцов.

Сиди Мохаммед ибн Абдалла поддерживал мир отчасти за счет относительно более децентрализованного режима и более низких налогов, вместо этого полагаясь на расширение торговли с Европой для покрытия доходов. [6] В соответствии с этой политикой в ​​1764 году он основал Эс-Сувейру , новый портовый город, через который он осуществлял европейскую торговлю с Марракешем. [16] [39] Последний португальский форпост на марокканском побережье, Мазаган ( сегодня Эль-Джадида ), был захвачен Марокко в 1729 году, остались только испанские анклавы Сеута и Мелилья . в результате чего в качестве оставшихся европейских форпостов в Марокко [22] [12] Мухаммед также подписал Договор о дружбе с Соединенными Штатами в 1787 году, став первым главой государства, признавшим новую страну. [40] Он интересовался научными занятиями, а также поддерживал продуктивные отношения с улемами , или мусульманскими религиозными учеными, которые поддерживали некоторые из его инициатив и реформ. [23] : 241 

Однако открытие Сиди Мохаммедом Марокко для международной торговли некоторыми не приветствовалось. После его смерти в 1790 году его сын и преемник Маулай Язид правил с еще большей ксенофобией и насилием, наказывал еврейские общины и предпринял злополучную атаку на удерживаемую испанцами Сеуту в 1792 году, в ходе которой он был смертельно ранен. [16] После его смерти ему наследовал его брат Сулейман (или Маулай Слиман), хотя последнему пришлось победить еще двух братьев, оспаривавших трон: Масламу на севере и Хишама в Марракеше на юге. [16] Сулейман практически остановил торговлю с Европой. [21] : 260  Хотя он был менее жестоким и фанатичным, чем Язид, европейские источники все же изображали его как ксенофоба. [16] Отчасти это отсутствие взаимодействия с Европой, вероятно, было следствием наполеоновских войн , во время которых Англия блокировала некоторые части Европы, а Франция и Испания угрожали Марокко, заставив его не принимать чью-либо сторону. [16] После 1811 года Сулейман также продвигал фундаменталистскую ваххабитскую идеологию дома и пытался подавить местные суфийские ордена и братства, несмотря на их популярность и несмотря на его собственное членство в ордене Тиджания . [21] : 260 

Европейское вторжение и реформы

[ редактировать ]

Преемник Сулеймана, Абд аль-Рахман ( годы правления 1822–1859 ), пытался укрепить национальное единство, вербуя местную элиту страны и организуя военные кампании, призванные укрепить его имидж как защитника ислама от посягательств европейских держав. [16] Однако французское завоевание Алжира в 1830 году дестабилизировало регион и поставило султана в очень трудное положение. Это ознаменовало серьезный сдвиг в дипломатической и военной ситуации Марокко. До этого европейские державы вызывали периодические опасения, но теперь они стали постоянными, влияние которых росло в политике, экономике и обществе. [41] : 7  [21] : 264  Впоследствии французские завоевания в регионе постепенно окружили Марокко, в то время как колониальное вторжение в само Марокко было замедлено, главным образом, из-за соперничества между европейскими державами. [21] : 264 

Широкая народная поддержка алжирцев против французского вторжения побудила Марокко разрешить приток помощи и оружия движению сопротивления во главе с эмиром Абд аль-Кадиром , в то время как марокканские улемы вынесли фетву в поддержку джихада в 1837 году. Абд аль-Рахман не хотел давать французам четкую причину для нападения на Марокко, если он когда-либо вмешается. Ему удавалось сохранять видимость нейтралитета до 1844 года, когда он был вынужден предоставить убежище Абд аль-Кадиру в Марокко. Французы под предводительством маршала Бюжо преследовали его и полностью разгромили марокканскую армию в битве при Исли 14 августа , недалеко от . Ужды , 16 августа. После этого 18 марта 1845 года Марокко подписало Конвенцию Лалла-Магнии. Договор ясно прояснил превосходство Франции и вынудил султана признать французскую власть над Алжиром. Абд аль-Кадир восстал против султана и укрылся в регионе Риф до своей капитуляции французам в 1848 году. [21] : 264–265  [16]

Между 1848 и 1865 годами Великобритания, Франция и Испания боролись за влияние в Марокко. Великобритания стремилась держать Францию ​​на расстоянии в регионе, тем более что Марокко располагалось рядом с Гибралтаром . [41] : 22  Представитель Великобритании в Марокко Джон Х. Драммонд Хэй оказал давление на Абд ар-Рахмана, чтобы тот подписал англо-марокканский договор 1856 года , который вынудил султана снять ограничения на торговлю и предоставил особые преимущества британцам. Среди последних было создание протеже системы- , с помощью которой Великобритания могла предоставлять юридическую «защиту» отдельным лицам в Марокко. [41] : 23 

Влияние Великобритании в Марокко побудило другие державы искать преимущества. Испанское правительство стремилось расширить свое присутствие в Африке, чтобы отвлечься от собственных внутренних проблем. [41] : 24  Следующим прямым противостоянием между Марокко и Европой стала испано-марокканская война , которая продолжалась с 1859 по 1860 год. Последующий договор Вад-Рас побудил марокканское правительство взять крупный британский заем, превышающий его национальные резервы, для погашения своего военного долга. в Испанию. [41] : 24–27 

Прямо перед войной Абд ар-Рахман умер, и ему наследовал его сын Мухаммед IV ( годы правления 1859–1873 ). После войны новый султан был полон решимости проводить политику реформ, направленную на устранение слабостей государства. Эти реформы проводились постепенно и поэтапно. [41] : 28–29  Султан пытался увеличить доходы за счет оптимизации налогообложения плодородных регионов Марокко, заставляя платить ежегодную фиксированную сумму вместо более гибкого режима налогообложения, существовавшего ранее. Это было более эффективно, но нанесло тяжелый урон сельской экономике и продовольственной безопасности ее населения. [41] : 30–31  В то же время городское население росло вместе с международной торговлей, что способствовало возникновению городской буржуазии, как мусульманской, так и еврейской, что стимулировало дальнейшие социальные изменения. [41] : 31–32  Несмотря на этот рост, государство по-прежнему испытывало финансовые трудности, отчасти из-за девальвации марокканской валюты. [41] : 32–33 

Хасан I в 1873 году

Мухаммед IV также реорганизовал государство и начал институционализировать более профессиональную, регулярную администрацию и армию, часто следуя западноевропейским моделям. Эту тенденцию развил его талантливый преемник Хасан I ( годы правления 1873–1894 ). [23] : 33–41  [23] : 304  Хасан I также неустанно вел кампанию по сбору налоговых поступлений и восстановлению центрального правления в отдаленных провинциях. [23] : 304–305  [41] : 41–42 

Во второй половине XIX века нестабильность в Марокко привела к тому, что европейские страны вмешались, чтобы защитить инвестиции и потребовать экономических уступок. Хасан I созвал Мадридскую конференцию 1880 года в ответ на злоупотребления Францией и Испанией системой протеже , но результатом стало увеличение европейского присутствия в Марокко — в виде советников, врачей, бизнесменов, авантюристов и даже миссионеров. [41] : 47 

Кризис и установление французского и испанского протекторатов

[ редактировать ]

После того, как султан Абдельазиз назначил своего брата Абдельхафида наместником Марракеша, последний стремился свергнуть его, разжигая недоверие к европейским связям Абдельазиза. [42] Абдельхафиду помогал Мадани эль-Глауи , старший брат Тхами , одной из девиц Атласа. В обучении его войск ему помогал Эндрю Белтон , британский офицер и ветеран Второй англо-бурской войны . [43] В течение короткого периода Абдельазиз правил из Рабата, в то время как Абдельхафид правил в Марракеше и Фесе, после чего последовал конфликт, известный как Хафидия (1907–1908). В 1908 году Абдельазиз потерпел поражение в бою. В 1909 году Абдельхафид стал признанным лидером Марокко . [42]

Отречение Абд аль-Хафида , султана Марокко в 1912 году, после подписания Фесского договора , положившего начало французскому колониальному правлению.

В 1911 году вспыхнуло восстание против султана. Это привело к Агадирскому кризису , также известному как Второй марокканский кризис. Эти события привели Абдельхафида к отречению от престола после подписания Фесского договора 30 марта 1912 года. [44] что сделало Марокко французским протекторатом . [45] Он подписал свое отречение только тогда, когда был на пристани в Рабате, где его уже ждал корабль, который отвезет его во Францию. Когда новость о договоре, наконец, просочилась к марокканскому населению, она была встречена немедленной и жестокой реакцией в виде Интифады в Фесе . [46] Его брат Юсеф был провозглашен султаном французской администрацией несколько месяцев спустя (13 августа 1912 г.). [47] В то же время большая часть северного Марокко оказалась под контролем Испании .

Правительство и политика

[ редактировать ]

Марокканские авторы времен султаната классифицировали его как халифат и имамат . [48] В Марокко существовала абсолютная монархия без четких правил наследования . [49]

Королевский дворец Феса , известный как Дар аль-Махзен ( букв. « Дом Махзена » )

Правящая администрация в Марокко, известная как Махзен ( букв. « склад » ), представляла собой иерархическую администрацию, правившую в соответствии с исламским правом . [50] [51] Власть султана в Марокко была как политической, так и религиозной, причем его власть вращалась вокруг его титула повелителя правоверных ( амир аль-муминин ) и клятв верности ( байатов ), принесенных племенами султану. [48] [52]

Султанат был разделен на провинции, возглавляемые пашами , и регионы, возглавляемые каидами , которые назначались Махзеном и были описаны Робертом Монтанью как местные деспоты « » . [53] [51]

Этим служанкам не платили зарплату до 1856 года, когда британский консул Джон Драммонд-Хей предложил султану Мухаммеду IV выплачивать государственным служащим заработную плату из казны Махзена. [49] Несколько кадидов консолидировали власть и приняли деспотизм, установив форму олигархии с участием трех семей: кланы Эль-Глауи (через Мадани Эль-Глауи ), Гонтафи и кланы Мтугги. [51] [54]

Степень власти султана была разделена на две категории, в основном на основе налогообложения. [50] Блед-эль-Махзен ( букв. « Земля Махзена » страны ), который включал большую часть атлантического побережья и городских территорий и находился под прямым управлением и налогообложением Махзена под прямым правлением султана. [50] [52] Напротив, Блед-эс-Сиба ( букв. « Земля анархии » ) обладала племенной автономией и самоуправлением, но приносила присягу на верность султану и признавала его религиозный и духовный статус, но отказывалась платить налоги Махзену. [50] [48] [55]

Несмотря на это, различие между Блед-эль-Махзеном и Блед-эс-Сибой оставалось расплывчатым и неопределенным. [48] Решение некоторых племен отказаться платить налоги Махзену иногда использовалось как разменная монета для получения благосклонности, а не несогласия со стороны султана. [48] Во многих случаях губернаторы Блед-эс-Сибы сообщали о своем введении в должность султану. [52]

судебная власть

[ редактировать ]
Иллюстрация из британской газеты, показывающая казнь путем замуровывания Хаджа Мохаммеда Месфиуи , серийного убийцы , осужденного за убийство более 36 человек в Марракеше в 1906 году.

В Билад-эль-Махзене дела общего права , а также некоторые гражданские и уголовные дела рассматривались в залах суда, которые управлялись исламским правом и возглавлялись кади (судьей), где стороны могли выбрать укиля (совет; эквивалент адвоката), который представлял бы интересы они в суде и представляют фетвы (советы), написанные факихом ( юристом), использующим исламскую юриспруденцию для представления своей позиции или защиты. [56] [57] [58] После оглашения приговора губернатору Махзена было поручено обеспечить исполнение этого решения. [58] Контракты и свидетельства о браке регистрировались двумя адулами (нотариусами) и подписывались также кади . [57] [59]

Большинство гражданских и уголовных дел рассматривалось в зале суда, которым руководил Махзен и возглавлял паша (губернатор) или каид (командир), который применял тазирские наказания в уголовных делах. [57] [58] [59] Суды Махзена часто отдавались предпочтение перед религиозными судами из-за быстрых судебных разбирательств . [58] [59] Однако юрисдикция квазисветских судов Махзена и религиозных судов часто пересекалась, и сторона в споре Махзена могла обратиться с просьбой о передаче дела в религиозный суд. [57] [56] мог Смертный приговор быть вынесен только с разрешения султана. [49]

Марокканским евреям была предоставлена ​​судебная автономия и разрешено создавать залы судов, которые обеспечивали соблюдение еврейского закона и раввинской юриспруденции между собой. Однако исламские религиозные суды предпочитали выносить решения по делам, касающимся как евреев, так и мусульман. [57] Дела, касающиеся европейцев, решались консулом их родной страны. Если к марокканцу предъявлялся иск со стороны европейца, консул подавал жалобу в здание суда Махзена от имени европейца. [59]

В Блед-эс-Сибе племена Марокко создали несколько залов сельских судов, которые выносили решения на основе сочетания берберского обычного права и исламского права . В их число входили третейский «суд» в деревнях по гражданским спорам и племенной «апелляционный суд» по уголовным или апелляционным делам. В некоторых случаях заявителям разрешалось добиваться исполнения судебных решений в свою пользу посредством насилия. [55]

Королевская гвардия окружает султана разноцветными флагами; Фрагмент картины «Бунтари Дернье» , Жан-Жозеф Бенжамен-Констан , 1880 г.

Говорят, что алавиты приняли простой красный флаг в 17 веке. [60] [61] Такой красный флаг использовался до 1915 года, когда к нынешнему марокканскому флагу добавилась зеленая звезда . [62] [63] Было предложено различное происхождение красного флага. Марокканский исследователь Набиль Мулин предположил, что он был принят, когда султан ар-Рашид захватил Рабат, который в то время был населен андалузцами, использовавшими красный флаг. Другие утверждали, что красный цвет представляет собой заявление алавитов о шарифском происхождении, подобно тому, как шарифы Мекки (которые также заявляли о своем происхождении от исламского пророка Мухаммеда) использовали красный флаг. [60] Набиль Мулин предполагает, что алавиты также использовали зеленый флаг. [64]

Карта основных мистических орденов (тарикатов) в Султанате

Ислам в Марокко в первую очередь определялся доктриной Малики, переплетенной с суфизмом . [65]

Вдохновленный ваххабизмом подавление суфийских братств и мистических орденов ( тарикатов возглавил , Мулай Слиман ) в стране за действия, которые он считал греховными. [66] Эти репрессии прекратились во время правления Мулая Абдеррахмана бен Хишама , что помогло ему укрепить свое правление. [19]

Культура

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
Первая страница рукописи аль-Хавзали XVIII века «Аль-Хавх» на языке Тачелхит, написанной магрибским письмом.

Одним из основных литературных жанров Марокко в этот период были произведения, посвященные описанию истории местных суфийских « святых » и учителей, распространенные с XIV века. Таких произведений из Феса, например, особенно много в период с 17 по 20 века. [67] : 54, 108 

ряд поэтов Тачелхита В 18 веке возник , в том числе Мухаммад ибн Али аль-Хавзали в Таруданте и Сиди Хамму Талеб в Мулае Брахиме . [68] Ахмед ат-Тиджани (ум. 1815), родом из Айн-Мадхи в Алжире , жил в Фесе и позже основал суфийский орден Тиджания . Он был связан с литературной элитой Северной Африки, а религиозные ученые ордена Тиджания были одними из самых плодовитых производителей литературы в Магрибе. [69]

К началу 20 века марокканская литература начала диверсифицироваться, и в это время все более распространенными стали полемические или политические произведения. Например, существовали Мухаммада бин Абдул-Кабира аль-Каттани антиколониальное периодическое издание «Ат-Таун» (араб. الطاعون , букв. «Чума») и его дяди Мухаммада ибн Джакфара аль-Каттани популярный журнал «Насихат ахль аль-Ислам». («Советы людям ислама»), опубликованные в Фесе в 1908 году, обе книги призывали марокканцев объединиться против европейского вторжения. [41] : 68, 86 

Средства массовой информации пришли в Марокко в 1860 году через испаноязычную газету El Eco de Tetuan в Тетуане , которая была основана вскоре после заключения Вад-Расского договора . 1880 Мадридский договор года позволил создать две газеты: « Аль-Могреб аль-Акса» , напечатанную на испанском языке издательством GT Abrines , и « Times of Morocco» , напечатанную на английском языке Эдвардом Микином . [70] [71] Три года спустя франкоязычное издание Le Réveil du Maroc было основано Авраамом Леви-Коэном , марокканским еврейским бизнесменом. [71]

Выпуск 58 журнала «Лиссан-уль-Магриб» , посвященный проекту конституции 1908 года.

Во время попыток модернизации марокканского государства под руководством Мулая Абдельхафида с целью противодействия европейскому влиянию проект конституции был опубликован в октябрьском номере газеты «Лиссан-уль-Магриб» за 1908 год в Танжере. [72] были подчеркнуты и систематизированы концепции разделения властей , добросовестной гражданственности и прав человека . В проекте, состоящем из 93 статей , впервые в истории страны [72] [73]

Проект, написанный анонимным автором и никогда не подписанный Мулаем Абдельхафидом, был вдохновлен конституциями Османской империи , Египта и Персии конца XIX века . [74] В 2008 году аль-Массае заявил, что проект был написан членами «Марокканской ассоциации единства и прогресса», состоящей из элиты, близкой к Мулаю Абдельхафиду , которая поддержала свержение его предшественника Абдельазиза . [74] [75]

Архитектура

[ редактировать ]
Двор Завии Мулая Идриса II в Фесе, перестроенный Мулаем Исмаилом в начале 18 века. [76]

Начиная с Саадитов и заканчивая алави, марокканское искусство и архитектура часто описываются историками искусства как относительно консервативные; это означает, что он продолжал воспроизводить более ранний испано-магребский архитектурный стиль с высокой точностью, но не привносил серьезных новых инноваций. [77] : 421–422  [78] [79] : 194  Многие мечети и дворцы, стоящие сегодня в Марокко, в тот или иной момент были построены или восстановлены при алавитских султанах. [80] [81] [31] [77] [78] Религиозные памятники, которые были построены или перестроены в этот период, включают Завию Мулая Идриса II в Фесе, [82] мечеть Лалла Ауда в Мекнесе, [83] и нынешняя мечеть Бен Юсефа в Марракеше. [84]

Баб Мансур , парадные главные ворота касбы Мулая Исмаила в Мекнесе (начало 18 века)

Мулай Исмаил ( годы правления 1672–1727 ) известен строительством обширного императорского дворцового комплекса в Мекнесе, где остатки его монументальных построек можно увидеть и сегодня. [85] [82] В эту эпоху ценные архитектурные элементы из более ранних зданий, построенных династией Саади, таких как огромный дворец Бади в Марракеше, также были демонтированы и повторно использованы в зданиях в других местах во время правления Мулая Исмаила. [79] : 264–272  Другие султаны-алавиты построили или расширили королевские дворцы в Фесе , Марракеше и Рабате . [77] [78]

Резной и расписной деревянный потолок во дворце Бахия (конец 19 - начало 20 века).

В 1684 году, во время правления Мулая Исмаила, Танжер также был возвращен под контроль Марокко, и большая часть нынешней исламской архитектуры города датируется периодом его правления или после него. [35] [80] В 1765 году Мухаммед ибн Абдалла начал строительство нового портового города Эс-Сувейра, посредством которого он пытался контролировать европейскую торговлю. [82] : 264  Он нанял европейских архитекторов для проектирования города, в результате чего получился относительно уникальный марокканский город с западноевропейской архитектурой, особенно в стиле его укреплений. Подобные прибрежные укрепления или бастионы , обычно известные как скала , были построены в то же время в других портовых городах, таких как Анфа (современная Касабланка ), Рабат, Лараш и Танжер. [77] : 409 

Султаны-алавиты и их министры продолжали строить роскошные дворцы за десятилетия до французского протектората. Многие из них сейчас используются как музеи или туристические достопримечательности, например дворец Бахия в Марракеше, Дар-Джамай в Мекнесе и Дар-Бата в Фесе. [86]

Экономика

[ редактировать ]

Банковское дело

[ редактировать ]
Бывшее здание Управления долга в Танжере

Первым марокканским банком на валютном рынке был Pariente Bank of Tangiers, основанный в 1844 году Моисеем Париенте, сотрудничавшим с Англо-египетским банком . [87] [88] [89] филиал французского Banque Transatlantique открыл в Танжере В 1881 году бизнесмен Хаим Бенчимоль . [90]

В рамках усилий по реструктуризации долга в 1904 году была создана Марокканская долговая администрация , которая позже объединилась в 1907 году и стала Государственным банком Марокко в качестве центрального банка. [87] [90] Государственный банк Марокко был позже реструктурирован после окончания французского колониализма в Марокко и переименован в Банк Аль-Магриб в 1959 году и до сих пор служит центральным банком Марокко. [91] [92]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

В доколониальном Марокко преобладающая экономическая структура была сосредоточена на модели сельского хозяйства . Местные фермы обычно принадлежали коллективно и назывались « блед-эль-джемаа» . Установленные обычаи регулировали использование и распределение земли между семьями. [93] Несмотря на периодические экономические неудачи, гражданские конфликты как на национальном, так и на местном уровне, а также примитивные орудия труда, значительный упор по-прежнему уделялся эксплуатации почвы, а сельское хозяйство составляло основное занятие для большинства сельских жителей. Многочисленные земли становились спорными территориями между различными группами и племенами, что иногда побуждало махзенов вмешиваться для разрешения споров. [94]

Пьер Тралль , французский пленник, который также участвовал в строительстве Мекнеса в течение семилетнего периода до 1700 года, в своем отчете о ситуации в Марокко подчеркнул плодородие земли, которую он считал приспособленной для производства высококачественных урожаев. [94]

Несмотря на открытие торговли в конце 19 века, Марокко столкнулось с ограничениями из-за нехватки сельскохозяйственных излишков и устаревшей транспортной системы, которая препятствовала коммерческой деятельности. До колонизации владение иностранной землей было в значительной степени недостижимо, хотя европейские державы установили юридические исключения, разрешающие спекуляцию землей вокруг крупных гаваней, посредством таких договоров, как Мадридский договор 1880 года и Альхесирасский договор 1906 года. [93]

Во второй половине XIX века возрос интерес к ирригации и сельскохозяйственной деятельности, особенно во время правления Мухаммеда IV, когда он еще был халифом Марракеша. Этот интерес привел к созданию различных источников воды в регионе и строительству канала, берущего начало из Вади-Н'Фисс [ фр ] , а также еще одного канала под названием Fitout River , который транспортировал воду из Тастаута на равнины, окружающие Земран и Рахамну. и Срагна . На протяжении 19 века регион Чауя превратился в важный центр экспорта зерна и домашнего скота через порт Анфа , несмотря на правительственную политику, ограничивающую экспорт. [94]

Важный сдвиг в типах выращиваемых культур наблюдался во многих регионах до установления протектората. Выращивание оливковых деревьев, когда-то распространенное на прибрежных равнинах вдоль прибрежных районов Атлантического океана и Рифа , значительно сократилось. [94]

Атлантические равнины славились качеством пшеницы , ячменя и обильными виноградниками , тогда как выращивание овощей в основном концентрировалось вблизи городских центров. Марокко также производило апельсины , миндаль , грецкие орехи и инжир . Внедрение новых культур, таких как алоэ вера из Америки и картофеля из Европы, повлияло на сельское хозяйство Марокко. В 19 веке выращивание таких растений, как хна , лен , гашиш и куркума , приобрело известность. Лесные массивы сохранили свое первоначальное расположение и состав, включая дубы и аргании , а также другие породы, такие как ивы , можжевельник и сосны . [94]

Налогообложение

[ редактировать ]

Во время правления Мулая Исмаила доходы султаната в основном поступали от налогов, двумя основными источниками которых были Ашур и Грама . Ашур Гхрама собирался натурой, составляя одну десятую всей сельскохозяйственной продукции, а выплачивался наличными в зависимости от благосостояния людей. Губернаторы определяли размер этих налогов, исходя из своего знания населения и состояния урожаев. [19]

Чеканка монет

[ редактировать ]

Алави не инициировали разработку новой национальной валюты до 1668 года, вместо этого разрешив местным валютам обращаться в течение длительного периода. В 1668 году Мулай Рашид решил ввести новую серебряную валюту под названием музуна , состоящую на 20% из меди, с конечной целью стимулирования региональной торговли. [94] [95] Предыдущие золотые валюты Саади и Дилайда продолжали находиться в обращении до правления Мулая Исмаила , который решил выпустить новый золотой динар, названный бундуки . [95]

Последствия: колониальное правление и независимость

[ редактировать ]

При колониальном правлении институт султана формально сохранялся как часть французской политики непрямого правления или, по крайней мере, видимости косвенного правления. Под французским протекторатом султаны-алавиты все еще имели некоторые прерогативы, такие как право подписывать дахиры (указы) или накладывать вето. В испанской зоне назначался халиф («заместитель»), который действовал как представитель султана. Однако на практике султан был марионеткой нового режима, и многие части населения считали династию пособниками французов. Французскую колониальную администрацию возглавлял французский генерал-резидент , первым из которых был Юбер Лиоте , который провел многие политики, задавшие тон колониальному режиму Франции в Марокко. [41] [96]

В конце концов, в ходе процесса деколонизации в Тунисе и войны за независимость в Алжире в 1950-х годах французы согласились провести переговоры о независимости Марокко на конференции 23 августа 1955 года. Изгнанный алавитский султан Мухаммед V приземлился в аэропорту Рабат-Сале. в 11:42 16 ноября. [96] Французско-марокканская Декларация независимости была официально подписана 2 марта 1956 года, и позже в том же году Танжер был реинтегрирован в состав Марокко. В 1957 году Мухаммед V принял официальный титул «Король», который с тех пор использовался его преемниками Хасаном II и Мухаммедом VI . [41] [96]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Имя Алави также переводится на английский язык как Алауит , « Алавид» , [5] [6] или алавит [7]
  1. ^ Слаглетт, Питер; Карри, Эндрю (2015). Атлас исламской истории . Рутледж. п. 68. ИСБН  978-1-317-58897-9 .
  2. ^ Лирд, Артур (1876). Марокко и мавры .
  3. ^ Мэддисон, Ангус (20 сентября 2007 г.). Контуры мировой экономики 1-2030 гг. н. э.: Очерки макроэкономической истории . Издательство Оксфордского университета. п. 229. ИСБН  978-0-19-164758-1 .
  4. ^ Примеры: Различные авторы также называют это другими терминами, например, алави Марокко . См. например:
  5. ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). «Алавиды или Филали Шарифы». Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748621378 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Уилфрид, Дж. Ролман (2009). «Династия Алавидов». В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195305135 .
  7. ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0521337674 .
  8. ^ Энсель, Ремко (2022). Святые и служители в Южном Марокко . Брилл. п. 21. ISBN  978-90-04-49171-7 .
  9. ^ Ласкиер, Майкл М. (01 сентября 2019 г.). «Прелюдия к колониализму: марокканские мусульмане и евреи глазами Запада, 1860–1912» . Европейский иудаизм . 52 (2): 111–128. дои : 10.3167/ej.2019.520209 . ISSN   0014-3006 .
  10. ^ Нельсон, Гарольд Д. (1985). Марокко, страновое исследование . Штаб-квартира Министерства армии (правительство США). стр. XXIV, 30.
  11. ^ Тено, Сильви (2019). «Конец империи в Магрибе: общее наследие и разные судьбы Марокко, Алжира и Туниса» . В Томасе, Мартин; Томпсон, Эндрю (ред.). Оксфордский справочник концов империи . Издательство Оксфордского университета. стр. 299–316. ISBN  9780198713197 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Террас, Анри (2012). «Алависы». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
  13. ^ Жюльен, Шарль Андре (1970). История Северной Африки: Тунис, Алжир, Марокко, от арабского завоевания до 1830 года, Том 2 . Рутледж и К. Пол. ISBN  9780710066145 .
  14. ^ Лирд, Артур (1879). Визит в суд Марокко . С. Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон.
  15. ^ Резетт, Роберт (1975). Западная Сахара и границы Марокко . Nouvelles Editions Latines. п. 47. Мулай Рашид, действительно основавший династию в 1664 году, родился в Тафилалете в семье, пришедшей из Аравии.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Беннисон, Амира К. (2007). «Династия Алави» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, третье издание . Брилл. ISBN  9789004150171 .
  17. ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). «Алавиды или Филали Шарифы». Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748621378 .
  18. ^ Кори, Стивен (2020), «Создание Магриба: Марокко (1510-1822)» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки , doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.691 , ISBN  978-0-19-027773-4 , получено 6 апреля 2024 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д и Абитболь, Мишель (2014). Histoire du Maroc (на французском языке). Перрин Издания. дои : 10.3917/perri.abitb.2014.01 . ISBN  978-2-262-03816-8 .
  20. ^ Бенуа-Мешен, Жак; Деко, Ален (2010). История алавитов: 1268 – 1971 гг . Коллекция для истории. Пэрис: Перрен. ISBN  978-2-262-03207-4 .
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Ривет, Дэниел (2012). История Марокко: от Мулая Идриса до Мухаммеда VI . Фаярд.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). «Алавиды или Филали Шарифы» . Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. стр. 53–54. ISBN  9780748621378 .
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0521337674 .
  24. ^ Огот, Бетвелл А.; ЮНЕСКО, ред. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Общая история Африки. Лондон: Беркли, Калифорния, США: Париж: Хайнеманн; Калифорнийский университет Press; ЮНЕСКО. ISBN  978-0-435-94811-5 .
  25. ^ Моджуетан, Бенсон Акуце (1969). Возвышение династии Алави в Марокко 1631-1672 гг . (докторская диссертация). Лондонский университет SOAS.
  26. ^ Эрбати, Эларби; Фовель, Франсуа-Ксавье; Менсан, Ромен (2020). Сиджилмаса, исламский город средневекового Марокко: мароккано-французские археологические исследования 2011-2016 гг . ВЕСАМ. ИНСАП.
  27. ^ Jump up to: а б пер. с арабского Эжена Фюме, Ахмеда бен Халеда Эннасири (1906). Китаб Элистикса ли-Ахбари дуал Эльмагриб Элакса ["Книга углубленного исследования событий крайних династий Магрибов"], т. IX: Хроника династии Алави в Марокко (PDF) (на французском языке). Эрнест Леру. Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2021 г. Проверено 10 декабря 2021 г.
  28. ^ Мерсер, Патрисия Энн (1974). Политические и военные события в Марокко в ранний период Алави (1659-1727 гг.) (PDF) . Лондонский университет SOAS. п. 48.
  29. ^ О. Худас, Абу аль-Касим ибн Ахмад аз-Зайани (1886). Марокко с 1631 по 1812 год / Абулкасем бен Ахмед Эззиани (на французском языке). Пэрис, Эрнест Леру. п. 14.
  30. ^ пер. с арабского Эжена Фюме, Ахмеда бен Халеда Эннасири (1906). Китаб Элистикса ли-Ахбари дуал Эльмагриб Элакса ["Книга углубленного исследования событий крайних династий Магрибов"], т. IX: Хроника династии Алави в Марокко (PDF) (на французском языке). Эрнест Леру. п. 41. Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2021 г. Проверено 10 декабря 2021 г.
  31. ^ Jump up to: а б Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
  32. ^ Эль Хамель, Чуки (2013). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета.
  33. ^ Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. стр. 309–312.
  34. ^ Jump up to: а б с Мансур, Мохамед Эль (2012). «Тандаджа». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
  35. ^ Jump up to: а б Миллер, Сьюзан Гилсон (2005). «В поисках порядка в марокканском городе: Хубус Великой мечети Танжера как фактор городских перемен». Мукарнас . 22 : 265–283. doi : 10.1163/22118993_02201012 — через JSTOR.
  36. ^ Jump up to: а б пер. с арабского Эжена Фюме, Ахмеда бен Халеда Эннасири. Китаб Элистикса ли-Ахбари дуал Эльмагриб Элакса ["Книга углубленного исследования событий крайних династий Магрибов"], т. IX: Хроника династии Алави в Марокко (на французском языке). Эрнест Леру. п. 265.
  37. ^ Jump up to: а б пер. с арабского Эжена Фюме, Ахмеда бен Халеда Эннасири. Китаб Элистикса ли-Ахбари дуал Эльмагриб Элакса ["Книга углубленного исследования событий крайних династий Магрибов"], т. IX: Хроника династии Алави в Марокко (на французском языке). Эрнест Леру. п. 251.
  38. ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
  39. ^ Сеналь, П. де; Труэн, Ж.-Ф. (2012). «Аль-Сувайра». В Бирмане, П.; Бьянкис, Теория; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
  40. ^ Робертс, Присцилла Х.; Талл, Джеймс Н. (июнь 1999 г.). «Дипломатические инициативы марокканского султана Сиди Мухаммада ибн Абдаллы в отношении Соединенных Штатов, 1777–1786». Труды Американского философского общества . 143 (2): 233–265. JSTOR   3181936 .
  41. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Миллер, Сьюзан Гилсон (2013). История современного Марокко . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139619110 .
  42. ^ Jump up to: а б «Абд аль-Хафид » энциклопедия Британская Том. I: A-Ac – Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc. 2010. стр. 101-1. 14 . ISBN  978-1-59339-837-8 .
  43. ^ «Империя мира» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 4 ноября 1908 года.
  44. ^ Харрис, В. (2002). Марокко - это было . Эланд. ISBN  0-907871-13-5 .
  45. ^ Лонг, Дэвид Э.; Бернард Райх (2002). Правительство и политика Ближнего Востока и Северной Африки . п. 393.
  46. ^ Мохаммед Кенбиб. «Беспорядки в Фесе (1912)». Энциклопедия евреев в исламском мире. Исполнительный редактор Норман А. Стиллман. Брилл Онлайн, 2014 г.
  47. ^ «Официальный журнал» (PDF) . 1 ноября 1912 года . Проверено 22 октября 2013 г.
  48. ^ Jump up to: а б с д и Клэсс, Ален (1992), Сантуччи, Жан-Клод (редактор), «Махзен сегодня» , Современное Марокко: модернизация в зеркале традиции? , Знание арабского мира (на французском языке), Экс-ан-Прованс: Институт исследований арабского и мусульманского мира, стр. 285–310, ISBN  978-2-271-08130-8 , получено 7 июня 2024 г.
  49. ^ Jump up to: а б с Журнал Общества искусств . Общество. 1877.
  50. ^ Jump up to: а б с д Н'Гайд, Абдеррахман (2003), «От Билада эль-Махзена к Биладу эль-Сибе. Историческая преемственность или возрождение?» , Транссахарские отношения в наше время , Мужчины и общества (на французском языке), Париж: Картала, стр. 319–336, ISBN  978-2-84586-475-7 , получено 7 июня 2024 г.
  51. ^ Jump up to: а б с БЕРДУЗИ, Мохамед (8 февраля 2012 г.). Структуры доколониального Марокко: критика Роберта Монтаня (PDF) (докторская диссертация). Университет Мухаммеда V, факультет юридических, экономических и социальных наук.
  52. ^ Jump up to: а б с Стора, Бенджамин; Элляс, Акрам (1999), «МАХЗЕН. (Марокко)» , 100 дверей Магриба , Точки опоры (на французском языке), Éditions de l'Atelier, стр. 218–220, ISBN  978-2-7082-3434-5 , получено 7 июня 2024 г.
  53. ^ Эль Мансур, Мохамед (1992), Сантуччи, Жан-Клод (редактор), «Улемы и махзены в доколониальном Марокко» , Текущее Марокко: модернизация в зеркале традиции? , Знание арабского мира (на французском языке), Экс-ан-Прованс: Институт исследований арабского и мусульманского мира, стр. 3–15, ISBN  978-2-271-08130-8 , получено 9 июня 2024 г.
  54. ^ Хаммуди, Абдалла. Мастер и ученик: культурные основы марокканского авторитаризма . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
  55. ^ Jump up to: а б Краус, Вольфганг (2022). «В поисках справедливости среди доколониального Айт-Хдидду (Центральное Марокко)» . Etudes et Documents Berbères (на французском языке). 48 (2): 113–128. дои : 10.3917/edb.048.0113 . ISSN   0295-5245 .
  56. ^ Jump up to: а б Н'Диай, Марием (26 октября 2012 г.). Конституционная политика на Юге: восстановление семейного права в Сенегале и Марокко (докторская диссертация) (на французском языке). Университет Монтескье - Бордо IV.
  57. ^ Jump up to: а б с д и Марглин, Джессика (2012), Абекассис, Фредерик; Диреш, Карима; Ауад, Рита (ред.), «Современное право в Марокко: еврейские протеже, консульские суды и исламское право» , Приветствие и прощание , Описание Магриба (на французском языке), Еврейские и мусульманские мигранты в Магрибе (15-20 вв.) век), Марокко: Центр Жака-Берка, стр. 167–189, ISBN  979-10-92046-08-3 , получено 7 июня 2024 г.
  58. ^ Jump up to: а б с д Аззиман, Омар (1992), Сантуччи, Жан-Клод (ред.), «Исламская правовая традиция в эволюции марокканского частного права» , Текущее Марокко: модернизация в зеркале традиции? , Знание арабского мира (на французском языке), Экс-ан-Прованс: Институт исследований арабского и мусульманского мира, стр. 251–272, ISBN  978-2-271-08130-8 , получено 7 июня 2024 г.
  59. ^ Jump up to: а б с д ХАММУМИ, Мохамед (01 октября 2020 г.). «Историческая эволюция правосудия в Марокко» (PDF) . Национальная высшая школа управления . п. 18.
  60. ^ Jump up to: а б Боуэн, Патрик Д. (2017). История обращения в ислам в Соединенных Штатах, Том 2: Исламское возрождение афроамериканцев, 1920–1975 гг . Брилл. п. 26. ISBN  978-90-04-35437-1 .
  61. ^ Отчет: Развивающиеся страны Марокко, 2007 г. Оксфордская бизнес-группа. 2007. с. 10. ISBN  978-1-902339-76-4 .
  62. ^ Минахан, Джеймс (2010). Полное руководство по национальным символам и гербам . Гринвуд Пресс. п. 617. ИСБН  978-0-313-34500-5 . Флаг Марокко до 1915 года представлял собой простое красное поле.
  63. ^ Пике, Виктор (1918). Le Maroc: география - история - mise en valeur ... (на французском языке). А. Колин. п. 263. Флаг Шарифской империи, который был полностью красным, с конца 1915 года стал красным с зеленой звездой в форме кольца Соломона.
  64. ^ Мулин, Набиль (2024). Флаги Марокко (на французском языке). Издания Sochepress. стр. 70, 136. ISBN  9789920500203 .
  65. ^ Терем, Этти (2014). Старые тексты, новые практики: исламская реформа в современном Марокко (1-е изд.). Издательство Стэнфордского университета. doi : 10.2307/j.ctvqsdtrj . ISBN  978-0-8047-8707-9 . JSTOR   j.ctvqsdtrj .
  66. ^ Пейрон, М. (1 апреля 1995 г.). «Деркауа, Деркауа, Даркава» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (15): 2279–2283. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.2244 . ISSN   1015-7344 .
  67. ^ Сансеверино, Руджеро Вимеркати (2014). Фес и святость, от основания до появления Протектората (808–1912): Агиография, духовная традиция и пророческое наследие в городе Маулай Идрис . Рабат: Центр Жака-Берка. ISBN  979-10-92046-17-5 . Архивировано из оригинала 17 августа 2020 г. Проверено 15 июня 2020 г.
  68. ^ Руис, Теофило Фабиан (2018). Западное Средиземноморье и мир: с 400 г. н. э. по настоящее время . Блэквеллская история мира. Хобокен (Нью-Джерси): Уайли Блэквелл. ISBN  978-1-4051-8817-3 .
  69. ^ Бригалья, Андреа. «Суфийское возрождение и исламская грамотность: сочинения Тиджания в Нигерии двадцатого века» . Ежегодный обзор ислама в Африке . 12 (1): 102–111. Архивировано из оригинала 18 ноября 2019 года.
  70. ^ Бабас, Латифа; Абулфараж, Зайнаб (3 мая 2018 г.). «История: Когда Испания познакомила Марокко с журналистикой через «Эль Эко де Тетуан» » . Ябилади (на французском языке) . Проверено 15 мая 2024 г.
  71. ^ Jump up to: а б Тайеби, Хамза (1 июля 2013 г.). «Печатная журналистика в Марокко: от доколониального периода до наших дней» . Средиземноморский журнал социальных наук . дои : 10.5901/mjss.2013.v4n6p497 .
  72. ^ Jump up to: а б Насири, Халед (3 июля 2009 г.). «Марокканское конституционное право или постепенное созревание развивающейся системы» . Университет Святого Иосифа в Бейруте . Проверено 03 мая 2024 г.
  73. ^ Исмаилит, Омар; Абделуахед, Айша (01 июля 2022 г.). «Вопросы образования и языков в конституционной истории Марокко» (PDF) . Акофена (6).
  74. ^ Jump up to: а б Айсауи, Саид (15 декабря 2017 г.). «В 1908 году в проекте конституции говорилось о свободе личности в Марокко» . Ябилади (на французском языке) . Проверено 03 мая 2024 г.
  75. ^ «1908–2008: Давайте отметим столетие конституционного вопроса в Марокко » . Плантатор . Проверено 03.05.2024 .
  76. ^ Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации (на французском языке). Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. п. 127. ИСБН  2723301591 .
  77. ^ Jump up to: а б с д Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла. стр. 383–422.
  78. ^ Jump up to: а б с Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; VII ок. 1500–1900 гг.; Э. Марокко». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. стр. 188–189. ISBN  9780195309911 .
  79. ^ Jump up to: а б Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN  9782359061826 .
  80. ^ Jump up to: а б Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие в живом искусстве (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN  978-3902782311 .
  81. ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
  82. ^ Jump up to: а б с Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 263–267. ISBN  9780300218701 .
  83. ^ Терраса, Анри (1938). «Мечеть Лалла Ауда в Мекнесе». 4-й Конгресс Федерации научных обществ Северной Африки : 595–606.
  84. ^ Сениваль, Пьер де (2007) [новое издание статьи 1913–1936 годов]. «Марракеш» . В Босворте, Клиффорд Эдмунд (ред.). Исторические города исламского мира . Брилл. п. 331. ИСБН  978-90-04-15388-2 .
  85. ^ Барруканд, Марианна (18 ноября 2019 г.), Бушерон, Патрик; Шиффоло, Жак (ред.), «Отношения между городом и дворцовым комплексом в марокканских «имперских городах»: Марракеш и Мекнес» , Дворцы в городе: Городские пространства и места общественной власти в средневековом Средиземноморье , Сборник средневековой истории. и археология, Presses universitaire de Lyon, стр. 325–341, ISBN  978-2-7297-1086-6 , получено 7 июня 2020 г.
  86. ^ Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press.
  87. ^ Jump up to: а б Шапперт, Магали (1975). «Проект Французского государственного банка Марокко, 1889-1906» . За границей. Обзор истории . 62 (229): 567–593. дои : 10.3406/outre.1975.1872 .
  88. ^ «Первая известная банковская операция в Марокко датируется 1802 годом» . Замане (на французском языке). 20 мая 2020 г. Проверено 7 июня 2024 г.
  89. ^ «Стэнли Абенсур '47» . Еженедельник выпускников Принстона . 01.10.2021 . Проверено 7 июня 2024 г.
  90. ^ Jump up to: а б «И родился Государственный банк Марокко…» . Замане (на французском языке). 12.11.2019 . Проверено 7 июня 2024 г.
  91. ^ «Абделлатиф Джуари, «независимый» хранитель казначейства Марокко — Jeune Afrique.com» . JeuneAfrique.com (на французском языке) . Проверено 7 июня 2024 г.
  92. ^ «Какова роль Банка Аль-Магриб?» . БАНК АЛЬ-МАГРИБ Образовательное пространство . Проверено 7 июня 2024 г.
  93. ^ Jump up to: а б Салем, Ариана (2021). Негативное воздействие колонизации на местное население: данные Марокко
  94. ^ Jump up to: а б с д и ж Харакат, Ибрагим (2016). Марокко на протяжении всей истории, Часть 3 (на арабском языке). Дар Аль-Рашад Модерн. ISBN  9781000079869 .
  95. ^ Jump up to: а б «БАНК АЛЬ-МАГРИБ - Шарифские империи» . www.bkam.ma. Проверено 6 июня 2024 г.
  96. ^ Jump up to: а б с Вирцен, Джонатан (2015). «Султан-король и символические силы поля» . Создание Марокко: колониальная интервенция и политика идентичности . Издательство Корнельского университета. стр. 248–272. ISBN  9781501704246 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b87bf6831edf29674ef8496ec1dc020b__1721536740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/0b/b87bf6831edf29674ef8496ec1dc020b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alawi Sultanate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)