Тетуан
Тетуан Тетуан | |
---|---|
Псевдоним(ы): | |
Координаты: 35 ° 34' с.ш. 5 ° 22' з.д. / 35,567 ° с.ш. 5,367 ° з.д. | |
Страна | Марокко |
Область | Танжер-Тетуан-Эль-Хосейма |
Провинция | Тетуан |
Правительство | |
• Мэр | Мустафа Баккури |
Самая высокая точка | 205 м (673 фута) |
Самая низкая высота | 2 м (7 футов) |
Население (2014) [3] | |
• Общий | 380,787 |
• Классифицировать | 11-е место в Марокко |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
Почтовый индекс | 93000 |
Веб-сайт | Официальный веб-сайт |
Официальное название | Медина Тетуана (ранее известная как Титавин) |
Тип | Культурный |
Критерии | ii, iv, v |
Назначен | 1997 г. (21-я сессия ) |
Справочный номер. | 837 |
Область | арабские государства |
Тетуан ( арабский : تطوان , латинизированный : tiṭwān , [титван] ) — город на севере Марокко . Он расположен вдоль долины Мартиль и является одним из двух крупнейших портов Марокко на Средиземном море , в нескольких милях к югу от Гибралтарского пролива и примерно в 60 километрах (37 миль) к востоку от Танжера . По данным марокканской переписи 2014 года , население города составило 380 787 жителей. [3] Он является частью административного округа Танжер-Тетуан-Аль-Хосейма .
Город пережил множество циклов развития, охватывающих более 2000 лет. Первые поселения, обнаруженные в нескольких милях от современной городской черты, принадлежали древним мавританцам и датируются III веком до нашей эры. Столетие спустя здесь торговали финикийцы , а после них это место, известное сейчас как древний город Тамуда , стало римской колонией при императоре Августе . [4] [5]
В конце 13 века Мариниды начали с строительства касбы и мечети на территории нынешнего старого города. Вскоре после этого, в 1305 году, масштабы поселения были расширены султаном Абу Сабитом Амиром , который укрепил это место. [6] Примерно в начале 15 века кастильцы разрушили поселение в отместку за пиратство.
Современная история города начинается примерно в конце 15 века. Он был перестроен и укреплен Али аль-Мандри , который эмигрировал из Насридов города Гранады за десять лет до того, как он попал в руки католических монархов Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской после Гранадской войны. завершения в 1492 году. Тысячи мусульман и евреев из Андалусии поселились на севере Марокко и на руинах города Тетуан. [7] Город пережил период процветающего восстановления и роста в различных областях и стал центром приема андалузской цивилизации. Его часто связывают с Гранадой и называют «Дочью Гранады»; [1] [8] некоторые семьи до сих пор хранят ключи от своих старых домов в Гранаде. [7] также прозвали его «Пекенья Иерусалим» (Маленький Иерусалим) Евреи-сефарды . [9] [10] Подавляющее большинство населения составляют мусульмане, также существуют небольшие христианские и еврейские общины. [11] хотя их присутствие резко сократилось в последние десятилетия.
столицей испанского протектората Марокко , которым управлял Халифа (марокканский принц, исполнявший обязанности наместника султана В 1913 году Тетуан стал испанский « Альто Комисарио ), и аккредитованный при нем ». Он оставался столицей до 1956 года, когда Марокко восстановило свою полную независимость.
Тетуан — известный мультикультурный центр. [12] Медина с Тетуана является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО 1997 года. [13] С 2017 года он также является частью Сети творческих городов ЮНЕСКО в области ремесел и народного искусства. [14] [15]
Этимология
[ редактировать ]По словам Льва Африканского , название происходит от того, что готы передали управление городом одноглазой женщине, а жители называли его Теттегин , что на их языке означает «глаз». [16]
Нынешнее название впервые упоминается в арабских хрониках 9 века, после смерти Идриса II . [17]
История
[ редактировать ]Финикийское и римское присутствие
[ редактировать ]В нескольких милях от городской черты находится древний город Тамуда . на окраине города Ранние поселения древних мавританцев датируются III веком до нашей эры. были найдены артефакты как финикийской, так и римской На месте Тамуда эпохи . [4] [5] Он стал римской колонией при императоре Августе .
Восстановление города-государства
[ редактировать ]В 1286 году Мариниды построили здесь касбу и мечеть. Первый крупномасштабный строительный проект состоялся в 1305 году, когда поселение было расширено султаном Абу Маринидов Табитом Амиром . [6] Он укрепил это место и сделал его базой для нападений на Сеуту , которая недавно перешла под власть мятежного члена династии Маринидов. В 1431 году он был разрушен кастильцами , поскольку пираты использовали его для своих нападений. Португальцы уже оккупировали соседнюю Сеуту , и в 1436 году ее командующий Педро де Менезеш, 1-й граф Вила-Реаль, отправил отряд своего гарнизона под командованием своего сына Дуарте де Менезеша для набега на Тетуан, который восстанавливался после кастильского разрушения, чтобы не допустить, чтобы это стало угрозой для будущих операций Португалии. [18]
К концу 15 века он был перестроен беженцами из Реконкисты (отвоевания Испании, завершившегося падением Гранады в 1492 году), когда андалузские мавры во главе с Али аль-Мандри , капитаном верных Боабдил , последний король Насридского королевства Гранады , укрылся в разрушенном городе. Сначала они возвели стены, а затем заполнили территорию домами. Эти андалузцы вступили в конфликт с племенем Бени Хозмар, поселившимся на землях Джебала , после чего попросили Ваттасидов защиты у султана . В ответ он послал 80 воинов (по одной летописи, 40 уроженцев Феса и 40 рифов). В свою очередь, андалузцы платили большую сумму мискаля , гарантируя таким образом свою автономию. Мгновенно андалузцы при помощи племен с окрестных гор начали преследовать испанские владения на марокканском побережье. Эти нападения привели к разрушению городской гавани испанцами в 1565 году. В это время городом управлял андалузец Абу Хасан аль-Мандри, и город оставался автономным от султанов Саади, при этом Саади постоянно пытались отстоять свою власть. власть.
Пиратство и подземелья
[ редактировать ]Еще в 1530-х и 1540-х годах, когда Испания и Османская империя оспаривали контроль над западной частью Средиземноморья, пиратство распространялось, и вскоре Тетуан стал одним из главных центров пиратства в регионе. [19] Корсары считали это формой возмездия против испанской Реконкисты , которая привела к потере их домов еще в Аль-Андалусе . [20] особенно то, что время совпало с первым притоком мориско в Тетуан из-за принудительного обращения, с которым они столкнулись в Испании между 1501 и 1526 годами. [21] Среди их пособников были английские и голландские ренегаты. [22] которые были в основном протестантами , хотя некоторые обратились в ислам . [23]
В то время как гавань служила портом, откуда отправлялись пиратские миссии, пленников отправляли в подземелья . Существовали подземные тюремные комплексы с рядом соединенных между собой раскопанных пещер, называемых Мазморрас . Пленникам грозила продажа на рынок рабства , если не будет уплачен выкуп. [24] Эти подземные сооружения были вновь открыты в начале 20 века. Также были обнаружены часовня площадью 90 квадратных метров и несколько алтарей . [25] Священное место, названное Нуэстра-Сеньора-де-лос-Долорес (Богоматерь Скорби), использовалось пленниками и спасителями, такими как их родственники, а также испанскими францисканцами и португальскими иезуитами , которые часто посещали его, чтобы договориться об освобождении пленников-христиан. [26]
Мигель Де Сервантес , который сам был пленником в Алжире, Алжир, между 1575 и 1580 годами, ссылается на Мазморраса в «El juez de los divorcios» («Судья по разводам»), где главный герой сравнивает свой брак с «пленением в пещерах Тетуана». [27] Он также упоминает его в «Дон Кихоте» , помимо разговоров о Тетуане в «El trato de Argel» , «La gran sultana» и «La ilustre fregona» . Считается, что он общался с некоторыми заключенными, которые рассказали ему о жестокости подземелий Тетуана. [28] Дипломат и исследователь Лев Африканский , посещая город, упоминает в своей книге «Описание Африки» , что здесь было 3000 пленников, хотя некоторые историки оспаривают эту цифру. [26] Другие рассказы исходили от самих пленников, таких как Жермен Муэтт , который рассказывал об ужасных условиях, в которых жили внутри этих мазморрас в конце 17 века. Пиратство продолжалось, и в 1829 году Австрийская империя в отместку обстреляла город. [29]
Подземная тюрьма была исследована в 1922 году Сезаром Луисом де Монтальбаном на основании отчета археолога Мануэля Гомеса-Морено Мартинеса . [30] Затем администрация испанского протектората поручила архитектору Карлосу Овило изучить это место, но выяснилось, что никакие раскопки невозможны без риска повредить жилые дома над этим местом. С тех пор раскопки не проводились, хотя недавно некоторые исследователи и гражданские ассоциации призвали власти расширить исследование и реставрацию, прежде чем открыть его для публики. [31]
Поздняя военная история
[ редактировать ]В 17 веке городом управляла богатая семья ан-Наксис. В конце века город взял алауитский султан Мулай Исмаил , встретивший ожесточенное сопротивление. Тетуан оставался хрупким, пока его не захватил алауитский губернатор Танжера и лидер марокканской армии, оккупировавшей Танжер после того, как англичане эвакуировали владения . Губернатор Алауита положил начало периоду стабильности в Тетуане, построив многие достопримечательности города, такие как дворец Мешвар и мечеть Паша, старейшую действующую мечеть в Тетуане. После его смерти город снова восстал и лишь номинально контролировался центральным правительством.
Элементы военных построек можно найти в первоначальных укреплениях, таких как три форта, семь ворот и большие внешние стены, окружающие старую Медину. [32] [33] Они выжили, несмотря на изменения, произошедшие в результате расширения, известного городу в течение нескольких периодов.
Тетуан принял ряд алжирских иммигрантов после французского вторжения в Алжир в 1830 году. По словам Булилы, они представили пахлаву , кофе и тесто варка , которое теперь используется в пастиле . [34] [35] По мнению Гиля Маркса, именно евреи-сефарды ввели османскую варку, которой марокканцы заменили испанскую выпечку. [36]
Испано-марокканская война и испанский протекторат
[ редактировать ]В 1844 году Марокко проиграло войну французам , а в 1856 году подписало англо-марокканские договоры о дружбе с британцами. Испанцы считали поражение Марокко в 1844 году и договоры, подписанные в 1865 году, признаком своей слабости. Вдохновленная национальной страстью к завоеванию Африки, Испания объявила войну Марокко в 1859 году после конфликта из-за границ Сеуты.
Через несколько месяцев, 4 февраля 1860 года, Тетуан был взят под командованием генерала Леопольдо О'Доннелла , который был потомком старой ирландской королевской семьи О'Доннеллов из Тирконнелла . Он стал потомственным герцогом Тетуаном , а позже занимал пост премьер-министра Испании . Однако два года спустя, в мае 1862 года, испанцы эвакуировались.
В 1913 году он стал столицей испанского протектората Марокко , которым управлял Халифа (марокканский принц, исполнявший обязанности наместника султана), и аккредитованный при нем испанский « Альто Комисарио », и оставался его столицей до 1956 года. .
Националистическое движение
[ редактировать ]Тетуан был одним из самых активных марокканских городов, сопротивлявшихся колониализму. [37] Националистическое движение в Тетуане возглавляли харизматический лидер Абдельхалек Торрес и другие личности, такие как Абдессалам Беннуна и историк Мохаммед Дауд . [38] Движение было частью панарабского националистического движения . Они установили глубокие связи с арабскими националистическими лидерами, такими как бывший президент Египта Гамаль Абдель Нассер и друзский принц и интеллектуал Шакиб Арслан . Когда Арсалан хотел посетить Марокко в августе 1930 года, французский протекторат не дал ему разрешения , поэтому вместо этого он отправился в Танжер, который тогда имел международный статус под управлением иностранных колониальных держав, а оттуда в Тетуан, где он встретился с группой. [39] Многие из членов позже присоединились к Национальной партии Истикляль . Другие присоединились к некоторым другим националистическим партиям, многие члены которых были женщинами. [40]
Еврейское присутствие
[ редактировать ]Тетуан был домом для значительной еврейской общины сефардов , иммигрировавшей из Испании после Реконкисты и испанской инквизиции . Эта еврейская сефардская община говорила на иудео-испанском языке, известном как хакетия . [41] По данным Всемирного еврейского конгресса, к 2015 году в Тетуане оставалось всего 100 марокканских евреев . [42]
В 1790 году произошёл погром , устроенный султаном Язидом . Мелла . , где жили евреи, была разграблена, а многие женщины изнасилованы [43] В этот момент произошла эмиграция евреев Тетуани в Гибралтар , где большое еврейское население поддерживает связи с общиной Тетуана.
В 1807 году султан Слиман перенес меллу к югу от Медины, чтобы построить большую мечеть на прежнем месте внутри медины. [44]
Мелла испано Тетуана была разграблена во время -марокканской войны 1860 года, когда здесь было от 16 до 18 синагог. [45] За этим последовали призывы европейской еврейской прессы поддержать еврейские общины, подобные той, что в Тетуане, что привело к созданию международного проекта под названием «Фонд помощи Марокко». [46] международная Базирующаяся в Париже еврейская организация Alliance Israélite Universelle вместе с раввином Исааком Бен Валидом из Тетуана открыла свою первую школу в Тетуане в 1862 году. [47] [48]
После исхода евреев из Марокко после 1948 года в Тетуане осталось очень мало евреев . [49] К 1967 году их осталось всего 12 (Лопес Альварес, 2003). В этот период многие эмигрировали в Южную Америку , а намного позже в Израиль , Испанию , Францию и Канаду . Сегодня единственной сохранившейся синагогой является синагога раввина Исаака Бенгуалида , которая служит музеем.
Современная история
[ редактировать ]Тетуан был еще больше расширен, когда он стал столицей испанского протектората в Марокко в период с 1913 по 1956 год. Испанская администрация построила несколько новых кварталов за пределами обнесенной стеной Медины. Город претерпел интенсивную городскую трансформацию, в результате которой его новые кварталы и здания, получившие название « Энсанче » (что означает «расширение»), приобрели имидж, очень похожий на образ других испанских городов того времени. Его структура была организована вокруг большой круглой площади , которая теперь называется «Плаза Мулай эль Мехди» (ранее Пласа Примо де Ривера ). [50] Влияние протектората оставалось важным даже после обретения страной независимости в 1956 году.
В январе 1984 года, в разгар « Годов лидерства» во время правления короля Хасана II (умер в 1999 году), восстание распространилось на несколько городов на несколько дней из-за повышения цен на основные товары после введения в действие решений МВФ и Всемирного банка перестройки Программа структурной . Восстание было подавлено военной интервенцией. [51] Двадцать человек были убиты в Тетуане, многие другие были арестованы и приговорены к суровым приговорам. [52]
Многие люди в городе до сих пор говорят по-испански . На дорожных знаках имена часто пишутся как на испанском, так и на арабском языках , хотя многие знаки написаны на арабском и французском языках , втором языке современного Марокко.
Культура
[ редактировать ]Культура
[ редактировать ]Тетуан славится своим тонким мастерством и музыкальной изысканностью и с 2017 года является частью Сети творческих городов ЮНЕСКО в области ремесел и народного искусства. [14] [15] Его культурное наследие является продуктом взаимодействия различных культурных влияний на протяжении веков. Он в основном характеризуется андалузским стилем и образом жизни. [53] но присутствуют также берберские, еврейские и колониальные испанские влияния.
Литература
[ редактировать ]На протяжении веков в городе родилось множество ученых в разных дисциплинах. [54] Одна из первых газет Марокко, El Eco de Tetuan , вышла в городе в 1860 году. [55] [56] В колониальный период, когда Франция принимала меры по цензуре публикаций на арабском языке на территории, находящейся под ее контролем , Тетуан, столица северной испанской территории , стал центром издательского дела и столицей марокканской литературной жизни. [57] Многие исторические газеты издавались на тетуане, в том числе первое националистическое издание в Марокко «Ас-Салам» , октябрь 1933 г., [58] за ним следовали аль-Хуррия и другие. [59] Они были опубликованы членами этого интеллектуального круга на Тетуане, в который входили такие личности, как Абдесалам Беннуна , Мухаммад Дауд , Абдельхалек Торрес и Абделла Геннун . [57] [59]
Религия
[ редактировать ]Подавляющее большинство населения – мусульмане . Есть небольшая христианская община. За последние десятилетия численность еврейской общины резко сократилась. В 2014 году она насчитывала не более десятка человек. [11] Известные духовные лидеры включают суфийского святого Ахмада ибн Аджибу и еврейских раввинов Йосефа Маймона и Исаака Бен Валида . В Тетуане также существовала яркая еврейская община сефардов, связанная с Аль-Андалусом . [60] [61]
Архитектура
[ редактировать ]Улицы довольно широкие и прямые, и многие дома, принадлежащие аристократическим семьям, потомкам тех, кто был изгнан из Аль-Андалуса в результате испанской Реконкисты, имеют мраморные фонтаны и рощи, засаженные апельсиновыми деревьями. В домах и риадах потолки часто изысканно вырезаны и расписаны в испано-мавританском стиле, например, в Альгамбре в Гранаде , а плитку, которой известен Тетуан, можно увидеть на полах, колоннах и дадо . [62] В городе есть семь ворот, которые закрывались на ночь вплоть до начала 20 века. Многие суфийские завии разбросаны внутри окруженного стеной старого города.
Еда
[ редактировать ]Тетуан имеет богатые кулинарные традиции, уникальные для марокканской кухни . [63] и влияние арабов , амазигов [63] Андалузский , турецкий и испанский [63] Кухня отличается разнообразием блюд и выпечки. [64]
Амазигская и арабская кухня присутствуют в основных продуктах марокканской кухни, таких как кускус и рафисса или трид соответственно. [63]
Как и в других марокканских городах, таких как Сале и Фес, Тетуан унаследовал кулинарные традиции Андалусии через волны миграции, завершившиеся с прибытием изгнанных мориско в 1609–1614 годах. [63] Это проявляется в таких классических блюдах, как пастила . Однако пастила, традиционно приготовленная в Тетуане, скорее соленая, чем сладкая, с более сохранным лимоном и без сахара или миндаля. [63]
Тетуан также находился под влиянием алжирской и османской кухни, и это связано с волной мигрантов из Алжира после французского завоевания Алжира . [63] [65] Это влияние заметно проявляется в сладостях Тетуана, к которым относятся катаеф и пахлава . [63]
Ремесла
[ редактировать ]Традиционное ремесло сосредоточено в старой Медине, где у каждой отрасли есть свой одноименный квартал, где расположены мастерские и магазины. Среди них — зеллиге (плитка), керамика , гравюра на гипсе , вышивка , инкрустация серебряной проволокой, изготовление желтых туфель на толстой подошве, почитаемых кремневых ружей и художественных полотенец, используемых в качестве накидок и юбок женщинами Джебала в сельской местности. [62]
Музеи и фестивали
[ редактировать ]Музей религиозного наследия Лукаса расположен в историческом медресе Лукаса в Тетуане. [66] Помимо археологических музеев, музеев традиционного и современного искусства, а также архивной библиотеки, в Тетуане есть музыкальная школа и множество ремесленных школ. [67] В Тетуане можно найти различные музыкальные жанры местного или регионального происхождения. Традиционная андалузская классическая музыка является самой популярной, а народные певцы, такие как Абдессадек Чекара, широко известны в Марокко. Другие популярные местные жанры, такие как Тактока Джабалия, также существуют и обычно исполняются на свадьбах.
В Тетуане проводится множество международных фестивалей, таких как Международный фестиваль средиземноморского кино и Международный фестиваль уда и женского голоса (أصوات نسائية).
20 ноября 2013 года был открыт городской Centro de Arte Moderno (Центр современного искусства), в котором в настоящее время хранится от 180 до 200 произведений искусства как художников-самоучек, так и выпускников Национального института изящных искусств города . [68]
Диалект
[ редактировать ]В городе свой диалект, [69] [70] особый цитадина вариант нехилальского арабского языка, который отличается от арабского джеблиа . [71] [72] Однако преобладает Джеблия, диалект дариджи, поскольку люди из соседних сельских районов поселились в городе во время сельских переселений в 20 веке. [73] Использование испанского и французского языков по-прежнему широко распространено, особенно среди бизнесменов и интеллектуальной элиты, из-за прошлых колониальных связей и географической близости к Европе.
География
[ редактировать ]Город расположен примерно в 60 км к востоку от города Танжер и в 40 км к югу от Гибралтарского пролива . К югу и западу от города расположены горы. Тетуан расположен посреди пояса садов , в которых растут апельсины , миндаль , гранаты и кипарисы . Горы Риф находятся неподалеку, так как город расположен в долине Мартил . Он живописно расположен на северном склоне плодородной долины, по которой течет река Мартиль, в устье которой находится гавань Тетуана, Мартиль . Позади возвышаются скалистые массивы, южная стена страны Анджера, когда-то практически закрытая для европейцев; Поперек долины расположены холмы, образующие северную границу еще более непроходимого Рифа . [62]
Климат
[ редактировать ]В Тетуане средиземноморский климат с климата Кеппена классификацией Csa . В Тетуане, расположенном вдоль Средиземного моря, погода мягкая, холодная и дождливая зимой, жаркая и сухая в летние месяцы.
Климатические данные для Тетуана: норма за 1991–2020 годы, экстремальные значения с 1961 года по настоящее время. | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 25.4 (77.7) | 27.5 (81.5) | 31.0 (87.8) | 30.3 (86.5) | 35.1 (95.2) | 38.9 (102.0) | 42.5 (108.5) | 43.1 (109.6) | 36.2 (97.2) | 34.8 (94.6) | 34.0 (93.2) | 30.1 (86.2) | 43.1 (109.6) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 17.4 (63.3) | 17.7 (63.9) | 19.0 (66.2) | 20.7 (69.3) | 23.4 (74.1) | 27.1 (80.8) | 30.0 (86.0) | 30.3 (86.5) | 27.6 (81.7) | 24.2 (75.6) | 20.5 (68.9) | 18.2 (64.8) | 23.0 (73.4) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 13.4 (56.1) | 13.9 (57.0) | 15.3 (59.5) | 16.7 (62.1) | 19.1 (66.4) | 22.5 (72.5) | 25.1 (77.2) | 25.9 (78.6) | 23.6 (74.5) | 20.3 (68.5) | 16.6 (61.9) | 14.4 (57.9) | 18.9 (66.0) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | 9.3 (48.7) | 10.0 (50.0) | 11.5 (52.7) | 12.9 (55.2) | 15.2 (59.4) | 18.4 (65.1) | 20.7 (69.3) | 21.4 (70.5) | 19.5 (67.1) | 16.4 (61.5) | 12.7 (54.9) | 10.5 (50.9) | 14.9 (58.8) |
Рекордно низкий °C (°F) | −2.3 (27.9) | −1.0 (30.2) | −0.5 (31.1) | 0.0 (32.0) | 4.0 (39.2) | 7.0 (44.6) | 10.4 (50.7) | 5.4 (41.7) | 10.9 (51.6) | 0.0 (32.0) | 0.0 (32.0) | 0.0 (32.0) | −2.3 (27.9) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 93.4 (3.68) | 86.6 (3.41) | 73.1 (2.88) | 62.4 (2.46) | 30.1 (1.19) | 7.6 (0.30) | 0.6 (0.02) | 4.7 (0.19) | 28.8 (1.13) | 74.8 (2.94) | 92.2 (3.63) | 100.4 (3.95) | 654.7 (25.78) |
Среднее количество осадков в днях (≥ 1 мм) | 7.6 | 7.4 | 7.4 | 6.8 | 4.4 | 1.0 | 0.2 | 0.6 | 3.1 | 6.8 | 7.7 | 8.7 | 61.7 |
Средняя относительная влажность (%) (в 7:00) | 83 | 83 | 86 | 85 | 79 | 78 | 75 | 77 | 84 | 85 | 86 | 82 | 82 |
Среднемесячное количество солнечных часов | 176.7 | 180.0 | 182.9 | 201.0 | 282.1 | 306.0 | 325.5 | 306.9 | 237.0 | 204.6 | 159.0 | 167.4 | 2,729.1 |
Среднесуточное количество солнечных часов | 5.7 | 6.3 | 5.9 | 6.7 | 9.1 | 10.2 | 10.5 | 9.9 | 7.9 | 6.6 | 5.3 | 5.4 | 7.5 |
Источник 1: НОАА. [74] | |||||||||||||
Источник 2: Метеорологическая служба Германии (влажность, солнце, 1961–1990 гг.). [75] Климатическая погода (экстремальные условия) [76] |
Образование
[ редактировать ]Образование и национальное движение
[ редактировать ]В 1920-е годы активисты национального движения на севере Марокко, особенно в Тетуане, находящемся под протекторатом Испании , сделали науку и образование высшей целью своей борьбы по борьбе с колониализмом. В 1924 году, после значительных усилий и решимости, они основали начальную школу и назвали ее «Аль-Мадраса аль-Алия» ( араб . المدرسة الأهلية, что означает «Национальная школа»). Среди них были историк Мохаммед Дауд , Абдель Салам Беннуна и Мустафа Афилал. С этой целью члены Национального движения провели народную кампанию под руководством созданного в 1934 году Комитета специального образования. Летом 1935 года группа активистов встретилась в доме Мустафы Афилаля и после долгих дебатов о образовательные аспекты, материальные ресурсы и другие вещи, группа заключила, одобрив создание специального среднего учебного заведения. Название учреждения оставалось приостановленным до конца года. После дополнительных встреч лидер националистов и профессор Абдельхалек Торрес , впечатленный ролью, которую сыграли «свободные люди» в эпоху Второй Испанской республики , сказал своим коллегам: большинство людей науки, мысли и освобождения в Испании окончили мадридский Instituto Libre . Поэтому я надеюсь и предлагаю вам назвать наш институт Свободным институтом ( араб . المعهد الحر) . После того, как это было одобрено, 5 ноября 1935 года был основан Свободный институт. [77]
Студенты института были одними из первых, кто выступил на демонстрацию и протест против испанской администрации. Вехой в его истории стал 1948 год, когда произошли кровавые события между гражданами, требовавшими независимости, и испанским колониализмом, когда студент института был убит колониальными агентами. Испанская администрация начала брать на себя управление институтом. Весь персонал был арестован и заключен в тюрьму в Сеуте . Однако несколько недель спустя к институту присоединился историк Тухами аль-Ваззани , который тогда был директором начальной школы, и попросил студентов колледжа помочь обучать младших школьников, чтобы институт не прекратил преподавание вообще. С тех пор среднее образование прекратилось и по сей день ограничивается начальным образованием. [77] Многие выпускники продолжили высшее образование в Испании, Каире и Багдаде .
Другие школы и высшие учебные заведения
[ редактировать ]В Тетуане находится Национальный институт изящных искусств (L'Institut National des Beaux-Arts), единственное национальное художественное высшее учебное заведение в Марокко . Он был основан в 1945 году. [78] Его промоутером и первым директором был испанский -востоковед художник Мариано Бертучи . [79] В городе также находится Ecole Nationale d'Architecture Национальная архитектурная школа .
в Тетуане Государственный университет имени Абдельмалека Эссаади был основан в 1993 году. Марокканский султан XVI века Абу Марван Абд аль-Малик I Саади является тезкой университета. В университете обучается 86 000 студентов, что является одним из крупнейших в Марокко. Факультет теологии ( араб . كلية أصول الدين) был основан в 1963 году и был филиалом престижного университета Аль-Карауин в Фесе до 2015 года, когда он был присоединен к Университету Абдельмалека Эссаади. [80]
- Ремесленная школа
- Пуэрто школа
- Калифорнийская школа
- Айя Аль Мадина
- ИТСН-Технический институт наук
- Школа Хала Андалусия
- Аль-Кади ибн Аль-Араби
Есть также несколько испанских международных школ, находящихся в ведении Министерства образования этой страны :
- Испанская школа Хасинто Бенавенте
- Испанский институт Хуана де ла Сьервы
- Испанский институт Богоматери Пилар
- Институт Сервантеса
Зарубежные культурные центры
[ редактировать ]В Тетуане расположены несколько зарубежных культурных центров:
- Испанский институт Сервантеса
- Французский институт Франции
- Американский языковой центр
Экономика и инфраструктура
[ редактировать ]Экономика города основана в основном на туризме и торговле. Другие отрасли дохода включают рыболовство и сельское хозяйство. Гражданский аэропорт Тетуана Аэропорт Сания Рамель , который стал международным аэропортом, выполняющим рейсы в Западную Европу, находится в ведении Управления аэропортов Марокко и расположен в 6 км (4 мили) к востоку.
Железнодорожная линия Сеута -Тетуан ( эс ) была первой испанской международной железнодорожной линией, которая объединила города Сеута и Тетуан. Он был открыт 17 марта 1918 года Карлосом де Бурбоном и Халифой Мохаммедом Мехеди Ульд Бен Исмаэлем . [81] Линия больше не используется. Тетуан связан с Танжером , Ксар-эль-Кебиром , Ларашем , Шефшауэном , Баб-Себтой (граница с Сеутой) и Уэд-Лау современными национальными автомагистралями. протяженностью 28 км Скоростная автомагистраль Тетуан-Фнидек была построена в 2005 году.
Прибрежная зона является основным туристическим направлением в летний период. Он простирается от Фнидека , небольшого города недалеко от Сеуты , до пляжей небольшой деревни Эль-Джебха по пути в Эль-Хосейму . Несколько пристаней для яхт и пляжных курортов разбросаны между различными деревнями вдоль побережья. Порт Мдик - главный рыболовный порт, обслуживающий город. В Мдике есть еще один порт, предназначенный для отдыха. Оба порта недавно были расширены с целью улучшения туристических предложений и увеличения пропускной способности порта. Можно швартовать лодки длиной до 50 метров и глубиной почти пять метров. [82]
В последние годы также получил развитие культурный туризм. Многие исторические места и памятники находятся внутри и за пределами старого города (медины). [83]
В 20 веке в Тетуане было несколько процветающих отраслей, таких как производство бумаги , которым руководила компания Papelera de Tetuán . [84] Позже компания была объединена со своим конкурентом Cellulose du Maroc , ее деятельность была остановлена в Тетуане, а штаб-квартира переведена в Касабланку . [85]
Скудо Система распределения воды
[ редактировать ]Исторический центр оборудован подземной системой водопровода для распределения воды по улицам. Фактически, до начала 1970-х годов снабжение питьевой водой в старой Медине в основном осуществлялось через эту традиционную сеть под названием «Скудо» (Эль Абделлауи, 1986). [86] Он развивался примерно в 16 веке параллельно со строительством первых домов во время его обновления андалузскими беженцами. Он проникает в древний город с крайнего севера до крайнего юга. Она начинается на вершине горы Дерса и проходит под землей под каналами и трубами из глины. Хотя это не единственная древняя водная система в Марокко, другие были расположены в Фесе и Шефшауэне , но она остается единственной, которая все еще действует. Однако плохое состояние глиняных труб в сочетании с пренебрежением и другими техническими проблемами делает воду непригодной для питья, хотя некоторые реставрационные работы продолжаются. [87] Скудо оказал явное влияние на различные социально-экономические показатели города. Система обслуживала не только дома, но и мечети, общественные туалеты, хаммамы, кожевенные заводы и общественные фонтаны, расположенные в каждом районе старой Медины. [88]
Споры о контрабанде
[ редактировать ]Уже несколько десятилетий, а также из-за близости города к испанскому анклаву Сеута , многие люди полагаются на контрабанду . Жителям Тетуана не нужна виза для въезда в Сеуту. До 1990-х годов паспорт не требовался, и было достаточно марокканского удостоверения личности. В последние годы на границе произошло множество инцидентов, таких как давки. [89] Правозащитные группы часто критиковали ситуацию, в которой женщины несут тяжелые грузы, что послужило причиной прозвища «женщины-мулы». [90] до открытия следственных дел. [91] [92] В 2018 году Марокко приостановило коммерческое таможенное оформление с испанскими анклавами Сеута и Мелилья, чтобы бороться с контрабандой нелегальных продуктов в Марокко из двух городов, влияющих на экономический рост страны. Ранее марокканские таможенники оценивали стоимость товаров, ввозимых в Марокко через границу Сеуты, в сумму от 6 до 8 миллиардов дирхамов (от 550 до 730 миллионов евро) в год. Правительство Марокко уже давно утверждает, что ситуация требует «радикального» решения, чтобы навсегда положить конец контрабандным пересечениям границы с Мелильей и Сеутой». [93]
В 1917 году в Тетуане появились первые футбольные клубы: «Спортинг Тетуана» и «Эль-Испано-Марроки» («Испанско-марокканский»). Год спустя эти два клуба и третий под названием «Эль Радио» объединились, в результате чего родился «Атлетический клуб Тетуан». Новый клуб был основан в 1922 году баскскими фанатами «Атлетико Мадрид», жившими в Тетуане. Вначале он был известен как Спортивный клуб Тетуан — по испанскому написанию города. После гражданской войны в Испании и в соответствии с требованиями генерала Франко (запретить неиспанские имена) он стал известен как Клуб Атлетико Тетуан. Именно поэтому команда всегда играла в красно-белых полосках и синих шортах, как и их коллеги из Мадрида, которым они должны были подражать. Под испанским протекторатом Северного Марокко Тетуан был частью испанской лиги в течение 33 лет, пока независимость не была достигнута в 1956 году. Самым ярким событием той эпохи стала их неожиданная победа в испанской Segunda División (южная группа) в сезоне 1950–51. сезон [94] и их продвижение в дивизион Primera в 1951–52 годах . Клуб по сей день остается единственной африканской командой, когда-либо игравшей в высшем дивизионе Европы.
Сегодня в городе есть один профессиональный футбольный клуб «Могреб Атлетик Тетуан» , который выступает в Ботоле , высшем уровне марокканского футбола. Домашние матчи команда проводит на стадионе «Саниат Рмель» , старейшем футбольном стадионе Африки. Начиная с сезона 2018–19, команда будет играть на новом стадионе «Тетуан», вместимостью более 41 000 человек. Могреб Атлетик Тетуан выиграл свой первый чемпионский титул в сезоне 2011–12 Лиги Ботолы , став первым клубом Чамали, когда-либо выигравшим чемпионский титул. Сегодня МАТ считается одним из пяти крупнейших футбольных клубов Марокко наряду с Раджа Касабланка, Видад Касабланка, ФАР Рабат и Магриб Фес. Новый футбольный стадион в средиземноморском городе Тетуан в настоящее время строится на 36 гектарах к северу от жилых районов, вдоль новой автомагистрали А6. Он займет бывшие сельскохозяйственные угодья и станет центральной спортивной ареной агломерации, заменив сильно устаревший стадион «Саниат Рмель». Стадион рассчитан на 60 000 зрителей; первоначальные планы предусматривали вместимость 40 000 человек, но она была увеличена до 60 000, чтобы соответствовать последним правилам ФИФА. Строительство Гранд Стад Де Тетуан по проекту марокканского архитектора. Науфаль Бахат , начавшийся в 2015 году и первоначально планировалось завершить в 2018 году. Проект несколько раз останавливался, погряз в спорах относительно авторства его проектных планов, [95] и дата завершения также была перенесена. По состоянию на январь 2020 года он еще не завершен. Королевство Марокко подало в ФИФА заявку на проведение чемпионата мира по футболу 2026 года , который пройдёт в трёх разных странах. [96]
Достопримечательности города Тетуан и его окрестностей
[ редактировать ]- Медина ЮНЕСКО (старый город) Тетуана внесена в всемирного наследия Список . [97] Внутренний город очень характерен и традиционен. Там можно найти много белых домов, особенно невысоких. Повсюду в городе есть люди, занимающиеся своим ремеслом: ткачи, ювелиры, кожевники. Уличные продавцы часто пытаются продать ковры и туристам. Тетуан входит в сеть творческих городов ЮНЕСКО и в 2017 году был назван «Городом ремесел и народного искусства». [15]
- расположен Археологический музей Тетуана в центре города, в ста метрах от Королевского дворца . В музее представлены артефакты разных периодов, принадлежащие коренной, финикийской, римской, еврейской и арабской культурам. Музей был построен в 1943 году. [98]
- Музей современного искусства расположен напротив сада Riad Al Ochak.
- Мечуар . Королевского дворца расположен недалеко от одного из входов в старую медину Перед ним находится общественная площадь.
- Риад Аль Очак (буквально означает «Сад влюбленных»), официально известный как Сад Мулай Рашид, представляет собой общественный сад, оформленный в мавританском стиле. Он расположен у подножия холмов на дороге, ведущей в долину Мартил .
- Касба рядом с на вершине горы Дерса с руинами бывших казарм Регуларес расположена кладбищем местных мучеников.
- Тетуан имеет обширную береговую линию, которая простирается от границы с Сеутой до дороги на Эль-Хосейму . В летнее время здесь обычно очень оживленно, и здесь расположено множество международных клубов, отелей, гольф-курортов и пристаней для яхт, таких как Club Med , Sofitel и Ritz-Carlton, расположенных в районе залива Тамуда между Мдиком и Фнидеком . [99] Ближайший пляж — популярный город Мартиль . Другие деревни включают Кабо-Негро , Уэд Лао , Эль-Джебха .
- Тетуан окружен двумя горами — Дерсой и Горгизом. Здесь имеется несколько природных мест, и популярны пешие походы.
- Сцена из узких улочек старой Медины
- Здание возле Баб Оклы , одних из семи главных ворот города.
- Риад Аль Очак Сквер
- Кожевенные заводы Дар Дбага
- Сук в Тетуане (популярный рынок)
- Минарет Завья Мулай Абделькадер, примыкающий к зданию Феникс возле Королевского дворца.
- Католическая церковь Тетуана , построенная во времена испанского протектората в Марокко и действующая до сих пор, считается одним из лучших примеров испанского влияния и наследия на Тетуане. [100] [101] [102] [103]
- Мешуар Королевского дворца (ранее Аль-Феддан )
- Руины Алькасаба-де-лос-Адивес возле бывших казарм Регуларес
- Корниш Мартиля
- Плотина Смир возле Мдика
Известные люди
[ редактировать ]- Амина, бинт аль-Хадж Абд аль-Латиф (1802-12), марокканский юрист и писец
- Абдельхалек Торрес (1910–1970), марокканский националистический лидер
- Абдессадек Чекара (1931–1998), марокканский музыкант
- Ахмад ибн Аджиба (1747–1809), суфийский святой.
- Ахмед Чавки (1982 г.р.), марокканский певец и автор песен.
- Али аль-Мандри (15 век), основатель города.
- Бтиссам Садини (1998 г.р.), марокканский каратист
- Файсал Азизи (1986 г.р.), марокканский певец и автор песен
- Леопольдо О'Доннелл, 1-й герцог Тетуан (1809–1867), испанский государственный деятель и потомок старой ирландской королевской семьи О'Доннеллов Тирконнеллских .
- Лоло Сайнс (1940 г.р.), испанский баскетболист и тренер
- Мохамед Абархун (1989-2020), бывший международный футболист
- Мохаммед аль-Хайк , поэт и музыкант XVIII века.
- Мохаммед Дауд (1901–1984), марокканский историк
- Мохаммед Фадель Беньяич , марокканский хирург и личный врач короля Хасана II.
- Мохамед Ялух (2005 г.р.), марокканский изобретатель
- Омар Аззиман (1947 г.р.), королевский советник
- RedOne (1972 г.р.), музыкальный продюсер
- Сайида аль-Хурра (1485–1561), королева пиратов Тетуана и королева Марокко
- Тухами аль-Ваззани (1903–1972), марокканский историк
- Йосеф Маймон (1741–1822), еврейский духовный лидер.
- Закария Эль Варди — марокканский футболист.
- Зухаир Феддал (1989 г.р.), марокканский футболист
Города-побратимы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Все страницы с заголовками, начинающимися с Тетуана
- Все страницы с заголовками, содержащими Тетуан
- Титуан
- Команда Атлетико Тетуан
- Испанское Марокко
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уасти, Буссиф (1996). «Тетуан де Дело» или «Девушка из Гранады»: увиденная французским путешественником на пороге 20 века (на французском языке). Ассоциация социальной и культурной деятельности факультетов литературы и гуманитарных наук Тетуана.
- ^ «Тетуан «Белый голубь» Даниэль Хиггинс - USAC» . blog.usac.edu . 28 мая 2015 г. Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «ЛЕГАЛЬНОЕ НАСЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ, ПРОВИНЦИЙ, ПРЕФЕКТУР, МУНИЦИПАЛИТЕТОВ, РАЙОНОВ И ОБЩИН КОРОЛЕВСТВА ПО ИТОГАМ РГПХ 2014» (на арабском и французском языках). Высокая комиссия по планированию, Марокко. 8 апреля 2015 года . Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б М. Тарраделл, Древнее поселение на реке Мартин , Тамуда, IV, 1957, с. 272
- ^ Jump up to: а б Г-н Эль Азифи, «Древняя среда обитания долины Мартиль» в Revue de la Faculté des Lettres de Tétouan , 1990, 4 и год, № 4, с. 65-81. (на арабском языке)
- ^ Jump up to: а б Али ибн-аби-Зар (1326 г.) - Рауд Аль-Киртас (История правителей Магриба и анналы города Феса. Французский перевод Огюста Боумье. Издания La Porte, Рабат, 1999, стр. 325)
- ^ Jump up to: а б Дюран, Халид (1992), «Ностальгия Андалусии по прогрессу и гармоничной ереси» , Middle East Report 178 , получено 1 октября 2018 г. - через Ближневосточный исследовательский и информационный проект.
- ^ Куссеров, Мурад (2018). «Мавританско-испанское наследие Магриба – Андалусия начинается на севере Марокко» . Qantara.de . Перевод Нины Кун.
- ^ Историческая проекция Испании в трех ее культурах: Кастилия и Леон, Америка и Средиземноморье. История и история Америки . Хунта Кастилии и Леона. 1993. с. 387. ИСБН 978-8478461905 .
- ^ «Тетуан, маленький Иерусалим, с Хакобо Исраэлем Гарсоном | Радио Сефарад» . www.radiosefarad.com (на европейском испанском языке) . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Беннабуд, М'Хаммад (2014). «Мусульмане и евреи Тетуана» . Qantara.de (Интервью).
- ^ Новая Британская энциклопедия (15-е изд.). Чикаго: Британская энциклопедия. 1997. С. 659 . ISBN 978-0852296332 . ОСЛК 35581195 .
- ^ «Медина Тетуана (ранее известная как Титавин)» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Тетуан | Сеть творческих городов» . ru.unesco.org . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Тетуан присоединяется к Сети творческих городов ЮНЕСКО | MAP» . www.mapnews.ma . Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 г. Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Лео, Африканский (2010). История и описание Африки и содержащихся в ней примечательных вещей . Браун, Роберт, 1842–1895 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 511. ИСБН 9781108012881 . OCLC 717137503 .
- ^ Тетуан , Халима Ферхат, Энциклопедия ислама , Том. Х, 549.
- ^ Жюльен, Шарль Андре (1972). История Северной Африки: Тунис, Алжир, Марокко . Пайот. п. 195. ОСЛК 848005 .
- ^ Валенсия, Адриана (2011). Миграция и город: городские последствия изгнания Мориско (Диссертация). Калифорнийский университет в Беркли. п. 49.
- ^ Факарос, Дана; Паулс, Майкл (1981). Путешествие по островам Средиземноморья: Испанские острова: справочник для самостоятельного путешественника . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. п. 223. ИСБН 978-0882545882 . ОСЛК 8035048 .
- ^ Монтер, Уильям (2002). Границы ереси: испанская инквизиция от баскских земель до Сицилии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 126. ИСБН 978-0521522595 . OCLC 49594009 .
- ^ Херсензон, Даниэль Бернардо. Испания раннего Нового времени и создание средиземноморского плена, торговли и знаний (Докторант). п. 11. ОСЛК 949200820 .
- ^ Багдианц Маккейб, Ина (2008). Ориентализм в ранней современной Франции: евразийская торговля, экзотика и Ancien Régime . Оксфорд: Берг. стр. 86–87. ISBN 9781847884633 . OCLC 423067636 .
- ^ Армстронг-Рош, Майкл (2010). Эпический роман Сервантеса: империя, религия и мечта героев Персилеса . Связи с библиотекой Гибсона. Торонто [Онтарио]: Издательство Университета Торонто. п. 52. ИСБН 9781442687578 . OCLC 635459383 .
- ^ «Подземелья Тетуана, действие Сервантеса» . ЭЛЬМУНДО (по-испански) . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Слепой водопроводчик из Тетуана | VQR Online» . www.vqronline.org . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ «Марокко, вдохновение для Сервантеса» . Ла Разон (на европейском испанском языке) . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ ИНФОРМАЦИЯ. «Подземелья, которых боялся Сервантес» . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ « Абд ар-Рашам» . Британская энциклопедия . Том. И: А-Ак - Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc., 2010. стр. 17 . ISBN 978-1-59339-837-8 .
- ^ Бенабуд, Мхамамд (26 июня 2015 г.). «Подземелья Тетуана» . Диван Круг (Интервью) (на европейском испанском языке). Беседовал Хулио Либерто Корралес . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ «Исследователи из Университета Аликанте отправляются в Тетуан, чтобы восстановить старые темницы Медины, где был заключен Сервантес » . Университет Аликанте (на испанском языке). 12 апреля 2017 года . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ Военный мир: ежемесячный журнал, Том 8 . Университет Висконсина-Мэдисона. 1915.
- ^ Кристина., Осборн (1994). Марокко (1-е изд.). Эшборн: MPC. стр. 107–108. ISBN 978-0861905409 . OCLC 32382633 .
- ^ Галл, Анни (27 ноября 2019 г.). «Бастила и архивы неписаных вещей» . Майдан . Проверено 13 декабря 2019 г.
Меня особенно заинтересовала пахлава Тетуани, выпечка, которая обычно ассоциируется с восточным Средиземноморьем, а не с западом. Пахлава, которую мы пробовали, имела форму спирали, в отличие от ромбовидной версии, с которой я был более знаком по левантийской кухне. Но его текстура и вкус – тонкие, намазанные маслом слои хрустящего бумажного теста, хрустящие вокруг сладкой начинки с медовыми орехами – были безошибочными. Вместо фисташек, обычных для восточной пахлавы, версия Эль Мофаддала была покрыта поджаренным миндалем. Была ли паклава тем средством, которое завезло тесто филло в Марокко?
Существует веский аргумент в пользу тюркского происхождения теста фило, а техника формирования его смазанных маслом слоев вокруг сладких и ореховых начинок, вероятно, была разработана на императорских кухнях Стамбула. Поэтому моим следующим шагом было найти вероятную траекторию, по которой тесто филло могло пройти из османских земель на кухни северного Марокко.
Так получилось, что один из коллег доктора Беджита, историк Идрисс Бухлила, недавно опубликовал книгу о миграции алжирцев в Тетуан в девятнадцатом-тринадцатом веке. Его работа объясняет, как волны алжирцев мигрировали в Тетуан, спасаясь от насилия французского вторжения 1830 года. В него входит глава, в которой прослеживается влияние османских алжирцев на культурную и социальную жизнь города. Турецкий язык и культура наполнили северное Марокко новыми словами, предметами одежды и потребительскими привычками, включая обычай пить кофе и ряд продуктов, особенно сладостей, таких как пахлава. Хотя Бухлила признает, что большинство жителей Тетуана считают бастилу андалузским, он предполагает, что само это слово имеет турецкое происхождение и пришло с алжирцами».
...
«Исследование Бухлилы подтвердило теорию о том, что уарка толщиной с бумагу, используемая для приготовления бастилы, а также название самого блюда были завезены в Марокко через кухню Тетуани где-то после 1830 года. - ^ Идрисс Бухлила. Алжирцы в Тетуане в 13 веке хиджры/19 году нашей эры . стр. 128–129.
- ^ Маркс, Гил (17 ноября 2010 г.). Энциклопедия еврейской еды . Хм. ISBN 978-0-544-18631-6 .
- ^ Лоуренс, Адриа (16 сентября 2013 г.). Имперское правление и политика национализма: антиколониальный протест во Французской империи . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. стр. 169–173. ISBN 9781107037090 . OCLC 841515692 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Р., Пеннелл, К. (2000). Марокко с 1830 года: история . Лондон: Hurst & Co., с. 233. ИСБН 978-1850652731 . OCLC 42954024 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Р., Пеннелл, К. (2000). Марокко с 1830 года: история . Лондон: Hurst & Co., с. 233. ИСБН 978-1850652731 . OCLC 42954024 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Женщины Тетуана от вооруженного сопротивления политической борьбе за независимость (Часть 2) Тетуанские женщины от вооруженного сопротивления политической борьбе за независимость (Часть 2)]. canaltetouan.com (на арабском языке). 17 января 2014 года . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Палома, Ванесса (28 сентября 2012 г.), Абекассис, Фредерик; Ауад, Рита; Диреш, Карима (ред.), «Иудео-испанский язык в Марокко: язык, идентичность, разделение или интеграция?» , приветствие и прощание | 1: Еврейские и мусульманские мигранты в Магрибе (15-20 века) , Описание Магриба, Центр Жака-Берка, стр. 103–112, ISBN 9791092046083
- ^ Еврей в Марокко
- ^ Норман А. Стилман (1979) Евреи арабских стран. История и справочник. , 309; « В субботу, второго числа вышеупомянутого месяца Шаабан, наш Учитель аль-Язид — да дарует ему Бог победу — приказал разграбить Меллу Тетуана. Они напали на еврейских женщин. и лишили их девства, и не оставили ни одного из них » .
- ^ «БКмед» . www.bcmediterranea.org . Архивировано из оригинала 16 октября 2019 г. Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Лопес Альварес, Ана Мария (2003). Ишака Бар Вида аль-Хасерфати раввина Еврейская община Тетуана, 1881-1940: ономастика и социология в книге рекордов по обрезанию . Толедо, Испания: Сефардский музей. п. 80. ИСБН 978-8436936803 . OCLC 55502651 .
- ^ Миллер, Сьюзен Гилсон (2013). История современного Марокко . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 45. дои : 10.1017/cbo9781139045834 . ISBN 978-1-139-04583-4 .
- ^ А., Тесслер, Марк (1994). История израильско-палестинского конфликта . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 29. ISBN 978-0253358486 . ОСЛК 28799186 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Салама, Хафиз Абу (25 марта 2015 г.). «Репортаж: Евреи Тетуана имеют здесь следы своих предков и гробы с их экстравагантными останками, и они продали 16 из них » . Город Медиа (на арабском языке) . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ «Интервью с Мхаммадом Беннабудом: мусульмане и евреи Тетуана - Qantara.de» . Qantara.de - Диалог с исламским миром . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Сьерра Очоа, Альфонсо де (1960). Карта города Тетуан . стр. 20, 21, 25. OCLC 163789170 .
- ^ Камм, Генри (23 января 1984 г.). «Начались беспорядки, утверждают марокканцы» . Нью-Йорк Таймс . п. Раздел А, Страница 3 . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Камм, Генри (24 января 1984 г.). «По оценкам посланников, в результате беспорядков в Марокко погибло 60 человек» . Нью-Йорк Таймс . стр. Раздел А, стр. 2 . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Хасна., Леббади (2009). Феминистские традиции в андалузско-марокканских устных рассказах (1-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 19. ISBN 9780230100732 . OCLC 650248804 .
- ^ Или. 0017 - аль-Анис аль-мутриб би-равдат аль-киртас фи ахбар мулук аль-Магриб ва-мадинат Фас - ff. 169 , дои : 10.1163/9789004223196.srg-62
- ^ Ябилади.com. «1860 год, когда Испания познакомила Марокко с журналистикой через El Eco de Tetuan» . ru.yabiladi.com . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Тайеби, Хамза (2013). «Печатная журналистика в Марокко: от доколониального периода до наших дней» . Средиземноморский журнал социальных наук . 4 (6): 497–506. дои : 10.5901/mjss.2013.v4n6p497 .
- ^ Jump up to: а б «Абдулла Каннун 1 — Марокко » . Документальный фильм Аль-Джазиры (на арабском языке). 24 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
- ^ «Дават аль-Хакк — журнал «Аль-Салам», первая марокканская национальная газета » . www.habous.gov.ma . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «История арабского сострадания – Аль-Магриб» История арабской прессы - Марокко [История арабской прессы - Марокко]. Документальный фильм Аль-Джазиры [ Документальный фильм Аль-Джазиры ] (на арабском языке). 11 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
- ^ Шахбар, Абдул Азиз, автор. Аспекты истории еврейской общины Тетуан: отпечатки пальцев сефардов на марокканском пространстве . OCLC 1049318872 .
- ^ Салама, Хафиз Абу (25 марта 2015 г.). «Репортаж: Евреи Тетуана имеют здесь следы своих предков и гробы с их экстравагантными останками, и они продали 16 из них » . Город Медия (на арабском языке) . Проверено 03 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Микин, 1911 год .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Анни Галл: «Кухня города Тетуан» , получено 3 апреля 2020 г.
- ^ Фатема., Хэл (2012). Аутентичные рецепты из Марокко . Хамон, Жан., Барби, Бруно. Нью-Йорк: Паб Tuttle. ISBN 9781462905409 . OCLC 792688555 .
- ^ «Алжирско-османские миграции в Тетуан » . Пресса Тетуан - Новости Тетуана (на арабском языке). 01.01.1970 . Проверено 03 апреля 2020 г.
- ^ «Музей Логаша в Тетуане » . www.habous.gov.ma . Проверено 03 апреля 2020 г.
- ^ «Тетуан | Марокко» . Британская энциклопедия . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Барути, Тина (8 июля 2019 г.). «Нашей мечтой было спасти: сохранить прошлое и подготовить будущее в Центре современного искусства Тетуана» . Проект Испания-Северная Африка . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ Л. Мессауди, Cahiers de Sociolinguistique № 6 (2001), Лингвистические вариации: городские и социальные образы, стр.87-98.
- ^ С. Леви, EDNA № 1 (1996), Ориентиры для лингвистической истории Марокко, стр. 127-137.
- ^ Доминик Кабе, Анкета по диалектологии Магриба. Архивировано 6 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ (на французском языке) Хорди Агуаде, Патрис Крессье, Анхелес Висенте: Peuplement et arabization au Maghreb Occidental , Casa de Velázquez, 1998 ( ISBN 8486839858 ) [1]
- ^ (на французском языке) М. Лазар, Международная миграция и рост городов на северо-западе Марокко: случаи Тетуана и Танжера (Марокко) , в «Урбанизация арабского мира», № 28 (1995), стр. 145-150. ( ISSN 0760-3819 )
- ^ «Климатические нормы Тетуана 1991–2020 гг.» . Климатологические стандартные нормы Всемирной метеорологической организации (1991–2020 гг.) . Национальное управление океанических и атмосферных исследований. Архивировано из оригинала 10 сентября 2023 года . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «Климатическая таблица Тетуана (Тетуана) / Марокко» (PDF) . Базовые климатические значения (1961-1990 гг.) со станций всего мира (на немецком языке). Немецкая метеорологическая служба . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ «Станция Тетуан 1961-2020» . Климатическая погода . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Очень важная информация об исторической достопримечательности . » Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Салиу, Беренис. «Национальный институт изящных искусств Тетуана – Когда спонтанность и экспериментирование становятся формами» .
- ^ Атлас мирового искусства . Онианс, Джон, 1942 г.р. Лондон: Паб Laurence King. 2004. с. 291. ИСБН 978-1856693776 . OCLC 56535119 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «О колледже | Факультет основ религии в Тетуане » . www.fod.ac.ma (на арабском языке) . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Испанская железная дорога» Архив блога » Железная дорога от Сеуты до Тетуана, Западный протекторат Марокко» . www.spanishrailway.com (на европейском испанском языке) . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Синицын, Александр. "Contents" . www.argolis-yacht.ru . Retrieved 2018-10-03 .
- ^ Бальбо, Марчелло (2012). Медина: восстановление и сохранение исторических исламских городов . ИБ Таурис. ISBN 9781848857131 . OCLC 855045724 .
- ^ Объемы и цены латиноамериканского экспорта и импорта , с. 208, дои : 10.1787/888932906331
- ^ Марокко, 2011 год . [Место публикации не указано]: Oxford Business Group. 2010. с. 68. ИСБН 978-1907065309 . OCLC 943709613 .
- ^ Мохамед., Эль Абделлауи (1986). Медина Тетуана и ее недавнее исследование эволюции городской географии . [сн] OCLC 490592558 .
- ^ «Программа модернизации города Тетуан» .
- ^ «Слепой водопроводчик из Тетуана | VQR Online» . www.vqronline.org . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «В давке на границе между испанской Сеутой и Марокко погибли две женщины» . www.efe.com . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Пресса, Защити Демократию. «Женщины-мулы» Марокко | Защитите демократию Press» . www.defenddemocracy.press . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Письменный вопрос – Незаконная торговля и нарушения прав человека на границе Сеуты – E-009698/2016» . www.europarl.europa.eu . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Марокко начинает расследование ситуации с «человеками-мулами» на контрольно-пропускных пунктах Сеуты» . Мировые новости Марокко . 13 июля 2018 г. Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Касрауи, Сафаа. «Испания обеспокоена неопределенностью в отношении коммерческой таможни Сеуты и Мелильи» . www.moroccoworldnews.com . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Испания - Список чемпионов второго дивизиона
- ^ «Rififi autour du Grand Stade de Tétouan» [Суета вокруг Гранд Стад де Тетуан]. leconomiste.com (на французском языке). 3 января 2019 года . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ «Чемпионат мира 2026 года: хозяева, команды и телеинформация расширенного турнира» . цель.com . 25 июля 2019 года . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Медина Тетуана - unesco.org
- ^ «Археологический музей, Тетуан | Морокко-канал» . www.morocco.com . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Роскошные отели и курорты | Ритц-Карлтон» . Ритц-Карлтон . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Паркс, Лорна (2017). Одинокая планета Марокко . Одинокая планета. п. 111. ИСБН 9781787010093 .
Церковь Нуэстра-Сеньора-де-лас-Викториас: эта римско-католическая церковь была построена в 1926 году и действительна до сих пор. Мы не можем вспомнить другого места в Марокко, где церковные колокола отбивают свой час.
- ^ «Приходская церковь Богоматери Победы Тетуан - Марокко» (PDF) . DioceseTanger.org. 20 января 2017 г.
- ^ «Путеводитель по Тетуану» . Insightguides.com. 20 января 2017 г.
Неподалеку, недалеко от площади Мулай-эль-Мехди, находится красивая испанская церковь Бактурии, в которой каждое воскресенье до сих пор проводятся римско-католические мессы.
- ^ «Экскурсии из Танжера: Тетуан» . Тангерпорт. 20 января 2017 г.
Испанское влияние на Тетуан все еще живо и сегодня, и нигде это не проявляется так явно, как в единственной сохранившейся церкви города, Иглесия-де-Бактурия. Первоначально построенная в 1917 году, церковь все еще действительна и обслуживает немногочисленных католиков города. и звонить в колокола каждый час. Ежедневная месса проводится в Мулае Слимане в 19:00 и по воскресеньям в 11:00.
- www.tetouanet.com. Архивировано 31 августа 2015 г. в Wayback Machine Tetouanet - Путеводитель по городу Тетуан.
- свободном доступе : Микин, Кейт Альберта (1911). « Тетуан ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 672. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в