Риад (архитектура)
Риад исторически или рияд ( арабский : رياض , латинизированный : riyāḍ ) — это тип садового двора, связанный с домашней и дворцовой архитектурой в Магрибе и Аль-Андалусе . [1] [2] [3] [4] Его классическая форма представляет собой прямоугольный сад, разделенный на четыре сектора двумя мощеными дорожками, пересекающимися в центре, где обычно располагается фонтан. Посаженные территории обычно заглублены ниже уровня дорожек. [4] [3] Его происхождение обычно связывают с традиционными персидскими садами , влияние которых распространилось в исламский период . [3] [5] Термин «риад» в настоящее время часто используется в Марокко для обозначения отеля или гостевого дома с общими помещениями общего пользования и отдельными комнатами, часто в отреставрированном традиционном особняке . [6] [7]
Этимология
[ редактировать ]Часть серии о |
Арабская культура |
---|
Термин «риад» происходит от арабского термина «сады»: رياض ( riyāḍ ), множественного числа от روضة ( raḍa ). [8] [9] Исторически этот термин относился к типу внутреннего сада, распространенному в исторической мавританской архитектуре в Аль-Андалусе ( Пиренейский полуостров ) и Северной Африке . В частности, речь шла о прямоугольном дворовом саду, симметрично разделенном на четыре части по центральным осям и обычно имеющем в середине фонтан. [10] : 57 [8]
История
[ редактировать ]Архитектура риада в конечном итоге имеет древние корни в домашней архитектуре Средиземноморья и Ближнего Востока . [10] Дома с внутренними дворами существовали в древнем греко-римском мире , а до этого – на древнем Ближнем Востоке . Внутренние сады также являются древней особенностью домашней архитектуры на Ближнем Востоке, а геометрически расположенные сады исламской архитектуры от иранской цивилизации . происходят , в частности, [10] : 69 [11] : 404 [5] Археологические остатки подобных садов были найдены в древней Месопотамии и вокруг нее , а более позднюю эволюцию таких садов можно найти в великих геометрически расположенных садах иранской и могольской архитектуры , известных как чахар-баг . [10] : 69–70 В дополнение к существующему влиянию греко-римской культуры в Средиземноморье, формирование исламского мира после VII века также распространило и утвердило эти архитектурные модели по всему региону и вплоть до Аль-Андалуса на Пиренейском полуострове . Внутренние сады были популярной особенностью дворцовой архитектуры в исламском мире, поскольку вода и зелень ассоциировались в исламе с образами рая . [10] : 65–66, 69–70 [5]
Ученые обычно связывают происхождение садов-риадов в западном исламском мире с их предшественниками в восточном персидском мире. [11] : 404 [5] [10] : 69 Важные примеры риадов или садов, подобных риадам, в Аль-Андалусе можно найти в Мадинат аль-Захра (10 век), Альхаферии (11 век), Кастильехо Монтеагудо (недалеко от Мурсии , 12 век) и Альгамбре (13 век ). -15 вв.). [10] [11] [5] Однако неясно, в какой степени марокканские риады и дома были вдохновлены моделями, импортированными иммигрантами из Аль-Андалуса, или в какой степени они развивались на местном уровне параллельно с андалузскими версиями. [10] : 66–67 [12] : 77–89 Однако несомненно то, что исторически существовали тесные культурные и геополитические отношения между двумя странами по обе стороны Гибралтарского пролива . [13] : 13 [12] : 77–89
Когда Альморавиды (основавшиеся в Марокко) завоевали Аль-Андалус в 11 веке, они наняли мусульманских, христианских и еврейских ремесленников из Аль-Андалуса для работы над памятниками в Марокко и по всей своей империи, внося дальнейший вклад в общее архитектурное и художественное наследие. между Аль-Андалусом и Северной Африкой. [14] [15] [13] Самый ранний известный пример настоящего сада-риада (с симметричным разделением на четыре части) в Марокко был найден во дворце Альморавид, построенном Али ибн Юсуфом в Марракеше в начале 12 века, который был частью старой крепости Ксар аль-Хаджар. . [10] : 71 [11] : 404 Эпоха Альморавидов и их династий-преемников (таких как Альмохады , Мариниды и Насриды ) была периодом становления марокканской архитектуры и более широкой мавританской архитектуры, во время которой модель сада-риада была усовершенствована и стала стандартной особенностью. внутренней светской или дворцовой архитектуры региона. [11] : 358–359 Он был особенно успешен и распространен в Марракеше, где сочетание климата и доступного пространства сделало его хорошо подходящим для архитектуры буржуазных особняков и королевских дворцов, построенных в городе. [10] : 72–73
Хотя от дворцов эпохи Хафсидов в Тунисе мало что осталось, современное описание дворца Рас-эт-Табья - недалеко от современного Бардо в Тунисе. [16] - со второй половины 15-го века указывает на то, что он имел большой крестообразный сад с центральным фонтаном, четырьмя водными объектами и четырьмя павильонами, расположенными крестообразно, что, таким образом, было похоже на дворцы-риады в других местах, включая более поздний дворец Бади в Марракеше. [11] : 312 В Тлемсене , Алжир, Заянидов эпохи дворец Мешуар был описан как имеющий огороженные сады, хотя ничего из них не сохранилось до наших дней. [17]
Сады риадов были основными элементами более поздних марокканских королевских дворцов, хотя иногда их форма немного отличалась или была более сложной, чем классическое разделение на четыре части. Дворец Бади в Марракеше, роскошный дворец приемов, построенный султаном Ахмадом Саади аль-Мансуром в конце 16 века, по сути представлял собой гигантский прямоугольный двор-риад с симметричными садами, бассейнами и двумя монументальными павильонами, обращенными друг к другу с обоих концов. [18] [19] (Наличие двух павильонов таким образом также напоминало планировку гораздо меньшего Львиного двора в Альгамбре . [19] : 268 [20] ) Саадийский дворец, построенный аль-Мансуром в Агдальских садах , замененный сегодня современными постройками, также имел симметричную планировку внутреннего двора в стиле риада. [21] [22] Самый большой сад-риад в Марракеше сегодня - это Арсат ан-Нил («Сад Нила»), расположенный в Королевском дворце и построенный во времена правления алауитского султана Мухаммада ибн Абдаллы (1757–1790). Имея размеры около 130 метров по оси север-юг и 70 метров по оси восток-запад, он разделен посередине дорогой с севера на юг, которая, в свою очередь, пересекается несколькими другими перпендикулярными путями, образуя обширную вытянутую версию. риада. [10] : 283–284 [23] : 483 [11] : 397 Риады стали более распространены в Фесе только в последние столетия, поскольку существующая архитектурная структура и наклонный ландшафт города хуже подходят для создания больших садов. [10] : 75 [12] конца XIX века Дворец Дар Бата (ныне музей) в Фесе является большим и ярким примером классического риада. [24]
В марокканской домашней архитектуре
[ редактировать ]Риад — один из двух основных типов традиционных марокканских домов, часто двухэтажных и более, вокруг внутреннего симметричного сада, сосредоточенного вокруг фонтана. [10] : 55–58 Риады были величественными городскими домами самых богатых граждан, таких как купцы и придворные, которые могли строить особняки с внутренними садами. [25] [26] Стиль этих риадов менялся с годами, но основная форма по-прежнему используется в дизайне.
Во многих случаях, особенно во дворцах, сады были окружены перистильной галереей. [11] Марокканские дома были ориентированы внутрь, что обеспечивало конфиденциальность семьи и защиту от непогоды. Этот внутренний фокус выражался в расположенном в центре внутреннем саду или дворе , а также в отсутствии больших окон на внешних стенах из утрамбованной земли или сырцового кирпича. Этот принцип дизайна также нашел поддержку в социальных нормах исламского общества, которое придавало большое значение конфиденциальности и поощряло разделение частных семейных пространств (где в основном жили и работали женщины) и полуобщественных пространств, где принимали посторонних гостей. [10] : 67–68 Центральные сады традиционных риадов часто засаживали фруктовыми деревьями, такими как апельсиновые или лимонные деревья. Стены риадов могли быть украшены штукатуркой таделакт , лепным декором и плиткой зеллидж , иногда арабской каллиграфией и цитатами из Корана . [25] [27]
Туризм
[ редактировать ]В последние годы наблюдается всплеск интереса к использованию традиционных марокканских домов в туристической индустрии страны. В этом контексте термин «риад» стал общепринятым термином для обозначения традиционных марокканских домов в целом, особенно тех, которые переоборудованы в туристические объекты. [6] Этот интерес привел к волне реконструкций в таких городах, как Марракеш, Эс-Сувейра и Фес, где многие из этих часто разрушающихся домов были восстановлены и преобразованы в отели, гостевые дома или рестораны. [27] [6] Многие из полуразрушенных объектов недвижимости в Марракеше были куплены иностранцами. Этот иностранный интерес принес новые проблемы, но инвестиции помогли восстановить объект ЮНЕСКО и возродить многие ремесла и ремесленные профессии, которые постепенно были утрачены до этой тенденции. [28]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2008). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. п. 226. ИСБН 9780812207286 .
Рияд - (Магриб) сад во внутреннем дворе.
- ^ Петерсен, Эндрю (1996). «риад». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN 9781134613663 .
Североафриканский термин, обозначающий огороженный сад.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла. стр. 404 и другие.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. стр. 57–60, 69–75. ISBN 2747523888 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Нафиси, Саид; Марсе, Жорж и Базми Ансари, AS (1960). «Бустан» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469456 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Проживание в Марокко | Где остановиться в Марокко» . Грубые гиды . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ Одинокая планета. «Спящие в Марокко» . Одинокая планета . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). "Сад". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 87–88. ISBN 9780195309911 .
- ^ Блазер, Вернер. (2004). Дворы в Марракеше . Базель, Швейцария: Издательства по архитектуре.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN 2747523888 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рево, Жак; Голвин, Люсьен; Амахан, Али (1985). Дворцы и резиденции Феса. Том I: Мериндийский и Саадийский периоды (14-17 вв.) . Издания Национального центра научных исследований.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Паркер, Р. (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: Baraka Press. стр.14
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055-1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
- ^ Кубиш, Наташа (2011). «Магриб: от Марокко до Туниса; Архитектура». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. п. 319. ИСБН 9783848003808 .
- ^ Карпентер, Аньес (2018). Средневековый Тлемсен: градостроительство, архитектура и искусство (на французском языке). Издания де Боккара. стр. 138–139. ISBN 9782701805252 .
- ^ Менье, Жан (1957). «Le grand Riad du palais du Badi » . Гесперис . 44 : 129–134. Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 г. Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN 9782359061826 .
- ^ Барруканд, Марианна (1989). «Сади Касаба из Марракеша» . Экологический дизайн: Журнал Исламского исследовательского центра экологического дизайна : 18–27.
- ^ Наварро, Хулио; Гарридо, Фидель; Алмела, Иньиго (2017). «Агдал Марракеша (двенадцатый-двадцатый века): сельскохозяйственное пространство для халифов и султанов. Часть 1: История». Мукарнас . 34 (1): 23–42. дои : 10.1163/22118993_03401P003 .
- ^ Наварро, Хулио; Гарридо, Фидель; Алмела, Иньиго (2018). «Агдал Марракеша (двенадцатый-двадцатый века): сельскохозяйственное пространство для халифов и султанов. Часть II: гидравлика, архитектура и сельское хозяйство». Мукарнас . 35 (1): 1–64. дои : 10.1163/22118993_03501P003 . S2CID 116253890 .
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Меззин, Мохамед. «Дворец Бата» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилбо, Квентин; Лебрен, Мишель; МакЭлхерн, Кирк (2008). Марракеш: Тайна домов во дворе . АКР. п. 380. ИСБН 978-2-86770-130-6 .
- ^ Мессье, Рональд А. (2010) Альморавиды и значения джихада . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. стр.126
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Листри, Массимо; Рей, Дэниел (2005). Марракеш: жизнь на краю пустыни . Издание изображений. стр. 16–71, 88–103, 138–145, 176–181. ISBN 978-1-86470-152-4 . . В книге представлены фотографии нескольких наиболее элегантно отреставрированных риадов Марракеша.
- ^ Джиджио, Энтони (2010). Устойчивость сохранения городского наследия: пример Марракеша (PDF) . Межамериканский банк развития.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Наварро Паласон, Хулио; Хименес Кастильо, Педро (2011). «Южане: Дом и сад в Аль-Андалусе». В Клапсте, Ян (ред.). Археология средневековой Европы, Том. 2: Двенадцатый-шестнадцатый века . Орхусский университет. ISBN 978-87-7124-426-7 .
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2011). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812207286 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с риадами в Марокко, на Викискладе?