Jump to content

Риад (архитектура)

Сад-риад во дворце Бахия в Марракеше , построенном в конце 19 — начале 20 веков.

Риад исторически или рияд ( арабский : رياض , латинизированный : riyāḍ ) — это тип садового двора, связанный с домашней и дворцовой архитектурой в Магрибе и Аль-Андалусе . [1] [2] [3] [4] Его классическая форма представляет собой прямоугольный сад, разделенный на четыре сектора двумя мощеными дорожками, пересекающимися в центре, где обычно располагается фонтан. Посаженные территории обычно заглублены ниже уровня дорожек. [4] [3] Его происхождение обычно связывают с традиционными персидскими садами , влияние которых распространилось в исламский период . [3] [5] Термин «риад» в настоящее время часто используется в Марокко для обозначения отеля или гостевого дома с общими помещениями общего пользования и отдельными комнатами, часто в отреставрированном традиционном особняке . [6] [7]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «риад» происходит от арабского термина «сады»: رياض ( riyāḍ ), множественного числа от روضة ( raḍa ). [8] [9] Исторически этот термин относился к типу внутреннего сада, распространенному в исторической мавританской архитектуре в Аль-Андалусе ( Пиренейский полуостров ) и Северной Африке . В частности, речь шла о прямоугольном дворовом саду, симметрично разделенном на четыре части по центральным осям и обычно имеющем в середине фонтан. [10] : 57  [8]

Архитектура риада в конечном итоге имеет древние корни в домашней архитектуре Средиземноморья и Ближнего Востока . [10] Дома с внутренними дворами существовали в древнем греко-римском мире , а до этого – на древнем Ближнем Востоке . Внутренние сады также являются древней особенностью домашней архитектуры на Ближнем Востоке, а геометрически расположенные сады исламской архитектуры от иранской цивилизации . происходят , в частности, [10] : 69  [11] : 404  [5] Археологические остатки подобных садов были найдены в древней Месопотамии и вокруг нее , а более позднюю эволюцию таких садов можно найти в великих геометрически расположенных садах иранской и могольской архитектуры , известных как чахар-баг . [10] : 69–70  В дополнение к существующему влиянию греко-римской культуры в Средиземноморье, формирование исламского мира после VII века также распространило и утвердило эти архитектурные модели по всему региону и вплоть до Аль-Андалуса на Пиренейском полуострове . Внутренние сады были популярной особенностью дворцовой архитектуры в исламском мире, поскольку вода и зелень ассоциировались в исламе с образами рая . [10] : 65–66, 69–70  [5]

Внутренний сад в Хенералифе Альгамбры , вариация элемента риада в в Гранаде мусульманской дворцовой архитектуре региона.

Ученые обычно связывают происхождение садов-риад в западном исламском мире с их предшественниками в восточном персидском мире. [11] : 404  [5] [10] : 69  Важные примеры риадов или садов, подобных риадам, в Аль-Андалусе можно найти в Мадинат аль-Захра (10 век), Альхаферии (11 век), Кастильехо Монтеагудо (недалеко от Мурсии , 12 век) и Альгамбре (13 век ). -15 вв.). [10] [11] [5] Однако неясно, в какой степени марокканские риады и дома были вдохновлены моделями, импортированными иммигрантами из Аль-Андалуса, или в какой степени они развивались на местном уровне параллельно с андалузскими версиями. [10] : 66–67  [12] : 77–89  Однако несомненно то, что исторически существовали тесные культурные и геополитические отношения между двумя странами по обе стороны Гибралтарского пролива . [13] : 13  [12] : 77–89 

Когда Альморавиды (основавшиеся в Марокко) завоевали Аль-Андалус в 11 веке, они наняли мусульманских, христианских и еврейских ремесленников из Аль-Андалуса для работы над памятниками в Марокко и по всей своей империи, внося дальнейший вклад в общее архитектурное и художественное наследие. между Аль-Андалусом и Северной Африкой. [14] [15] [13] Самый ранний известный пример настоящего сада-риада (с симметричным разделением на четыре части) в Марокко был найден во дворце Альморавид, построенном Али ибн Юсуфом в Марракеше в начале 12 века, который был частью старой крепости Ксар аль-Хаджар. . [10] : 71  [11] : 404  Эпоха Альморавидов и их династий-преемников (таких как Альмохады , Мариниды и Насриды ) была периодом становления марокканской архитектуры и более широкой мавританской архитектуры, во время которой модель сада-риада была усовершенствована и стала стандартной особенностью. внутренней светской или дворцовой архитектуры региона. [11] : 358–359  Он был особенно успешен и распространен в Марракеше, где сочетание климата и доступного пространства сделало его хорошо подходящим для архитектуры буржуазных особняков и королевских дворцов, построенных в городе. [10] : 72–73 

Хотя от дворцов эпохи Хафсидов в Тунисе мало что осталось, современное описание дворца Рас-эт-Табья - недалеко от современного Бардо в Тунисе. [16] - со второй половины 15-го века указывает на то, что он имел большой крестообразный сад с центральным фонтаном, четырьмя водными объектами и четырьмя павильонами, расположенными крестообразно, что, таким образом, было похоже на дворцы-риады в других местах, включая более поздний дворец Бади в Марракеше. [11] : 312  В Тлемсене , Алжир, Заянидов эпохи дворец Мешуар был описан как имеющий огороженные сады, хотя ничего из них не сохранилось до наших дней. [17]

Дворец Бади в Марракеше , грандиозный дворец в стиле риада, построенный в конце 16 века Саади султаном Ахмадом аль-Мансуром.

Сады риадов были основными элементами более поздних марокканских королевских дворцов, хотя иногда их форма немного отличалась или была более сложной, чем классическое разделение на четыре части. Дворец Бади в Марракеше, роскошный дворец приемов, построенный султаном Ахмадом Саади аль-Мансуром в конце 16 века, по сути представлял собой гигантский прямоугольный двор-риад с симметричными садами, бассейнами и двумя монументальными павильонами, обращенными друг к другу с обоих концов. [18] [19] (Наличие двух павильонов таким образом также напоминало планировку гораздо меньшего Львиного двора в Альгамбре . [19] : 268  [20] ) Саадийский дворец, построенный аль-Мансуром в Агдальских садах , замененный сегодня современными постройками, также имел симметричную планировку двора в стиле риада. [21] [22] Самый большой сад-риад в Марракеше сегодня - это Арсат ан-Нил («Сад Нила»), расположенный в Королевском дворце и построенный во времена правления алауитского султана Мухаммада ибн Абдаллы (1757–1790). Имея размеры около 130 метров по оси север-юг и 70 метров по оси восток-запад, он разделен посередине дорогой с севера на юг, которая, в свою очередь, пересекается несколькими другими перпендикулярными путями, образуя обширную вытянутую версию. риада. [10] : 283–284  [23] : 483  [11] : 397  Риады стали более распространены в Фесе только в последние столетия, поскольку существующая архитектурная структура и наклонный ландшафт города хуже подходят для создания больших садов. [10] : 75  [12] конца XIX века Дворец Дар Бата (ныне музей) в Фесе является большим и ярким примером классического риада. [24]

В марокканской домашней архитектуре

[ редактировать ]
Отреставрированный дом в стиле риад в Фесе

Риад — один из двух основных типов традиционных марокканских домов, часто двухэтажных и более, вокруг внутреннего симметричного сада, сосредоточенного вокруг фонтана. [10] : 55–58  Риады были величественными городскими домами самых богатых граждан, таких как купцы и придворные, которые могли строить особняки с внутренними садами. [25] [26] Стиль этих риадов менялся с годами, но основная форма по-прежнему используется в дизайне.

Во многих случаях, особенно во дворцах, сады были окружены перистильной галереей. [11] Марокканские дома были ориентированы внутрь, что обеспечивало конфиденциальность семьи и защиту от непогоды. Этот внутренний фокус выражался в расположенном в центре внутреннем саду или дворе , а также в отсутствии больших окон на внешних стенах из утрамбованной земли или сырцового кирпича. Этот принцип дизайна также нашел поддержку в социальных нормах исламского общества, которое придавало большое значение конфиденциальности и поощряло разделение частных семейных пространств (где в основном жили и работали женщины) и полуобщественных пространств, где принимали посторонних гостей. [10] : 67–68  Центральные сады традиционных риадов часто засаживали фруктовыми деревьями, такими как апельсиновые или лимонные деревья. Стены риадов могли быть украшены штукатуркой таделакт , лепным декором и плиткой зеллидж , иногда арабской каллиграфией и цитатами из Корана . [25] [27]

Двор гостевого дома риад в Эс-Сувейре ( Riad du Figuier )

В последние годы наблюдается всплеск интереса к использованию традиционных марокканских домов в туристической индустрии страны. В этом контексте термин «риад» стал общепринятым термином для обозначения традиционных марокканских домов в целом, особенно тех, которые переоборудованы в туристические объекты. [6] Этот интерес привел к волне реконструкций в таких городах, как Марракеш, Эс-Сувейра и Фес, где многие из этих часто разрушающихся домов были восстановлены и преобразованы в отели, гостевые дома или рестораны. [27] [6] Многие из полуразрушенных объектов недвижимости в Марракеше были куплены иностранцами. Этот иностранный интерес принес новые проблемы, но инвестиции помогли восстановить объект ЮНЕСКО и возродить многие ремесла и ремесленные профессии, которые постепенно были утрачены до этой тенденции. [28]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2008). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. п. 226. ИСБН  9780812207286 . Рияд - (Магриб) сад во внутреннем дворе.
  2. ^ Петерсен, Эндрю (1996). «риад». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN  9781134613663 . Североафриканский термин, обозначающий огороженный сад.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла. стр. 404 и другие.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. стр. 57–60, 69–75. ISBN  2747523888 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Нафиси, Саид; Марсэ, Жорж и Базми Ансари, AS (1960). «Бустан» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC   495469456 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Проживание в Марокко | Где остановиться в Марокко» . Грубые гиды . Проверено 31 мая 2020 г.
  7. ^ Одинокая планета. «Спящие в Марокко» . Одинокая планета . Проверено 31 мая 2020 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). "Сад". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 87–88. ISBN  9780195309911 .
  9. ^ Блазер, Вернер. (2004). Дворы в Марракеше . Базель, Швейцария: Издательства по архитектуре.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN  2747523888 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рево, Жак; Голвин, Люсьен; Амахан, Али (1985). Дворцы и резиденции Феса. Том I: Мериндийский и Саадийский периоды (14-17 вв.) . Издания Национального центра научных исследований.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  14. ^ Паркер, Р. (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: Baraka Press. стр.14
  15. ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055-1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
  16. ^ Кубиш, Наташа (2011). «Магриб: от Марокко до Туниса; Архитектура». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. п. 319. ИСБН  9783848003808 .
  17. ^ Карпентер, Аньес (2018). Средневековый Тлемсен: градостроительство, архитектура и искусство (на французском языке). Издания де Боккара. стр. 138–139. ISBN  9782701805252 .
  18. ^ Менье, Жан (1957). «Le grand Riad du palais du Badi » . Гесперис . 44 : 129–134. Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 г. Проверено 4 февраля 2021 г.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN  9782359061826 .
  20. ^ Барруканд, Марианна (1989). «Сади Касаба из Марракеша» . Экологический дизайн: Журнал Исламского исследовательского центра экологического дизайна : 18–27.
  21. ^ Наварро, Хулио; Гарридо, Фидель; Алмела, Иньиго (2017). «Агдал Марракеша (двенадцатый-двадцатый века): сельскохозяйственное пространство для халифов и султанов. Часть 1: История». Мукарнас . 34 (1): 23–42. дои : 10.1163/22118993_03401P003 .
  22. ^ Наварро, Хулио; Гарридо, Фидель; Алмела, Иньиго (2018). «Агдал Марракеша (двенадцатый-двадцатый века): сельскохозяйственное пространство для халифов и султанов. Часть II: гидравлика, архитектура и сельское хозяйство». Мукарнас . 35 (1): 1–64. дои : 10.1163/22118993_03501P003 . S2CID   116253890 .
  23. ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
  24. ^ Меззин, Мохамед. «Палас Бата» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 4 февраля 2020 г.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилбо, Квентин; Лебрен, Мишель; МакЭлхерн, Кирк (2008). Марракеш: Тайна домов во дворе . АКР. п. 380. ИСБН  978-2-86770-130-6 .
  26. ^ Мессье, Рональд А. (2010) Альморавиды и значения джихада . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. стр.126
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Листри, Массимо; Рей, Дэниел (2005). Марракеш: жизнь на краю пустыни . Издание изображений. стр. 16–71, 88–103, 138–145, 176–181. ISBN  978-1-86470-152-4 . . В книге представлены фотографии нескольких наиболее элегантно отреставрированных риадов Марракеша.
  28. ^ Джиджио, Энтони (2010). Устойчивость сохранения городского наследия: пример Марракеша (PDF) . Межамериканский банк развития.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc30c81ee9d5b9ed6e926638ba22c302__1721505600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/02/fc30c81ee9d5b9ed6e926638ba22c302.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Riad (architecture) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)