Заянидская архитектура

Архитектура Заянидов зародилась в Королевстве Тлемсен между 13 и 16 веками в северо-западном регионе современного Алжира . Это продолжение западных исламских архитектурных традиций , часто известных как «испано-мавританский стиль», с элементами, которые получили дальнейшее развитие для создания отличительных проектов, сохраняющихся на протяжении веков. [1] [2] [3] Этот архитектурный стиль находился под значительным влиянием Халифата Альмохадов и андалузской архитектуры , что привело к созданию прочного наследия мавританских архитектурных достижений. [4]
Историческая справка
[ редактировать ]После битвы при Лас-Навас-де-Толоса в исламском Магрибе, начиная с 13 века, возникли три основные династии: династия Хафсидов в Ифрикии, династия Заянидов в центральном Магрибе и династия Маринидов в западном Магрибе. [5] Это разделение было неизбежным результатом напряженной политической ситуации в регионе в то время, которая приводила к конфликтам и войнам. По мере ослабления государства Альмохадов каждая из этих династий стремилась установить свое правление и определить свои границы за счет других. [6] [7]
Когда принц Ягмурасен ибн Зиан провозгласил свою независимость от правления Альмохадов в 1235 году, [8] он стремился укрепить целостность государства и заложить его основы. Он назначил город Тлемсен политической столицей династии Бени Абд аль-Вад. [9] база Центрального Магриба и центр культурного влияния в исламском Магрибе в средние века . [10] Тлемсен играл значительную роль в различных областях, особенно в торговле. Тлемсен стал основным торговым центром, превзойдя Тиарет в регионе. Здесь располагались европейские торговые центры, которые облегчали связи между африканскими и европейскими купцами. [11] [12] Тлемсен играл жизненно важную роль в торговле африканским золотом , которое попадало в руки европейцев через этот ключевой город. [11] Династия Заянидов пережила замечательное развитие и процветание в области урбанизма. Несмотря на периоды политических и социальных волнений в Тлемсене при правлении Заянидов, в религиозных, гражданских и военных зданиях наблюдалась заметная активность. Кроме того, появилось большое количество ученых, [13] Оставляя после себя влияние на области науки и архитектуры в регионе. В результате город Тлемсен , столица Заянидов, также считался одним из наиболее хорошо полицейских и цивилизованных городов мира. [13]
Архитектура мечети
[ редактировать ]
Абд аль-Вадиды обладали опытом в исламской архитектуре , оставив после себя структуры, характеризующиеся отчетливым использованием местных зеллидж и керамических украшений. [14] Одним из примеров является мечеть Сиди Бель Хасана . Считающийся одним из хорошо сохранившихся сооружений архитектуры Заянидов, он был украшен изысканными декоративными и художественными элементами. Еще два примера — мечети Улед Аль-Имам и Сиди Ибрагим. Заяниды возвели минареты для уже стоящих мечетей, таких как минарет мечети Агадира, минарет мечети Алжира и два минарета Большой мечети в Тлемсене и Недроме . [15] [2]
Минарет
[ редактировать ]Заяниды оставили по всему своему королевству различные минареты , которые сохранились до наших дней, причем большая часть из них построена в их столице Тлемсене . Эти минареты имеют квадратную форму и обычно состоят из двух этажей. [16]
Эти минареты можно отнести к периоду Заянидов в центральном Магрибе. Среди них восемь минаретов, в том числе минарет мечети Сиди Абу Аль-Хасана, минарет мечети Сиди Ибрагима, минарет Великой мечети Тлемсена , минарет мечети Надор, минарет Агадира, минарет Улед Эль -Мечеть Имама, минарет Великой мечети Алжира и минарет мечети Мустур. [17]

Заянидов Минареты характеризуются своей квадратной формой и расположением по углам задней стены мечети, за исключением мечетей Тлемсена и Алжира, где минарет расположен в центре задней стены, на одной линии с михрабом. [18] Они также примечательны своей умеренной высотой, которая пропорциональна размеру мечети, большой или маленькой. [17]
Минареты Зайянидов как по своему внешнему виду, так и по декоративным элементам находились под влиянием минаретов Альмохадов . [2] Свидетельством этого влияния является тот факт, что минареты Заянидов имеют два этажа вместо трех. [17]
Что касается внутреннего устройства минарета, то оно поразительно напоминает минарет мечети Калат Бани Хаммад . [7] [17]
Внешний вид
[ редактировать ]
Мечети во времена правления Абд аль-Вадидов приняли прямоугольную архитектурную форму, ориентированную с севера на юг в мечетях Сиди-Бель-Хасан и Сиди-Ибрагим и с востока на запад в мечети Улед-эль-Имам. Большая часть минарета занимает один из углов прямоугольника, например, юго-восточный угол в мечети Сиди-Бель-Хасан , северо-западный угол в мечети Сиди-Ибрагима и северо-восточный угол в мечети Улед-эль-Имам. [14]
Что касается входов, то их форма, расположение и количество варьируются от одной мечети к другой. Главный вход в мечеть Сиди-Бель-Хасан расположен в середине восточной стены и представляет собой заметный памятный вход. Второй вход открывается с юго-западной стороны и представляет собой простой и обычный вход, исторически напоминающий три входа мечети Улед Эль-Имам: один на восточной стене, а два других на северной стене с видом на общий двор с медресе . [14]
Мечеть Сиди Ибрагима включает в себя три выдающихся памятных входа, занимающих три стороны мечети, за исключением юго-восточной стороны. Они организованы сбалансированно и скоординировано. [19]
Крыши трех мечетей снаружи имеют форму наклонной или усеченной пирамиды. Этот стиль кровли соответствует климату региона, поскольку помогает дождевой воде стекать зимой и обеспечивает охлаждение внутри мечети летом. Крыши кажутся покрытыми твердой блестящей черепицей зеленого цвета и проходят вертикально вдоль стены киблы в мечетях Сиди-Бель-Хасан и Улед-эль-Имам, а также параллельно в мечети Сиди-Ибрагим, где ее купол находится перед михрабом. слегка выдающийся наружу с небольшими окнами для освещения и вентиляции, некоторые из которых открыты, а другие закрыты. В стенах трех мечетей открыты дополнительные окна для освещения и вентиляции. [14]
Внешний вид интерьера
[ редактировать ]
Мечети Заянидов действительно сохранили свою архитектурную основу, за исключением мечети Эль-Мешуар , которая претерпела полное изменение своей архитектурной формы. [20] сохранив только минарет . в качестве оригинального элемента [20] [21] В действительности мечети Заянидов имеют небольшие размеры по сравнению с предыдущими мечетями Альморавидов в Тлемсене , что подтверждает их второстепенную функцию, очевидную из их общих размеров. Например, мечеть Сиди-Бель-Хасан имеет длину около 10,20 метра и ширину 9,70 метра и характеризуется отсутствием внутреннего двора. [19] Мечеть Улед Эль-Имам имеет длину около 9 метров и ширину 6,30 метра. Мечеть Сиди Ибрагима считается самой большой и просторной, ее молитвенный зал имеет длину около 19 метров и ширину 15,40 метра. [19]
В каждой мечети есть небольшая дверь, ведущая на минарет . Входы в мечети Сиди Бель Хасан и Улед Эль Имам напрямую соединяются с молитвенным залом, а два входа в мечеть Сиди Ибрагим ведут в заднюю часть молитвенного зала, а один ведет в открытый центральный двор. [22]
Дворцы
[ редактировать ]Строительство дворцов было широко распространено на протяжении всей эпохи Заянидов по всему королевству ; султаны династии Заянидов проявляли большой интерес к строительству. Среди важных архитектурных сооружений, построенных в эпоху Заянидов, были дворцы, в том числе дворец Эль-Мечуар . [21] [3]
Ягмурасен имел большой интерес к строительству и строительству, и он передал эту страсть своему сыну Усману и внуку Абу Хамму I в создании как религиозных, так и городских архитектурных сооружений. [23] Исторические записи свидетельствуют, что султан Абу Хамму I построил дворец недалеко от города Мазуна , когда завоевал его в 1311 году. [24] Его сын Абу Ташуфин I (1318-1337 гг. н.э.) также интересовался строительством, что сделало его эпоху периодом городского процветания в Тлемсене . Число домов и особняков в его время достигло около шестнадцати. [23] Он особенно любил строить дворцы, и среди его дворцов было три знаменитых: Дар Аль-Малик, Дар Аль-Сурур и дворец Абу Фера в комплексе Эль-Мечуар . [25] Однако мы не знаем их точного местоположения, поскольку они были разрушены Маринидами, когда Абу аль-Аббас Ахмед напал на Тлемсен в 1387 году. [26]
Эль-Мешуар
[ редактировать ]
Это королевский дворец и главная резиденция султанов династии Заянидов . Он был построен Ягмурасеном ибн Зьяном , а позже расширен Абу Хаму Мусой I. [27] [28] который добавил к нему некоторые удобства. Одним из наиболее важных исторических текстов, в которых упоминается дворец Эль-Мешуар , является точное описание, данное путешественником Хасаном Аль-Ваззаном , который сказал: «Королевский дворец Эль-Мечуар расположен к югу от города и окружен высокими стенами в в форме крепости. В нем есть и другие небольшие дворцы с садами и фруктовыми садами, все они хорошо построены и украшены прекрасными архитектурными украшениями. Дворец имеет двое ворот, одни выходят на открытую местность, а другие - в центр города. где проживает начальник стражи». [29]
Стены дворца были богато украшены зеллями и замысловатой резной лепниной . [3] Кроме того, это сооружение украшало искусство исламской каллиграфии . [30] Остатки одного из дворцов привлекли внимание современных археологов центральной нишей в большом зале аудиенций. Эта особенность , вдохновленная более ранними дворцами Зиридов , отличала его от современных дворцовых проектов в других регионах. [31] В 2010–2011 годах над этими руинами была возведена современная реконструкция. [32] который имеет неясную связь с дизайном первоначального дворца. [33]
Внутри дворцового комплекса множество жилых домов, павильонов и садов окружали ландшафт, дополненный такими важными объектами, как мечеть и хаммам . [30]
В эпоху Заянидов возникли четыре выдающихся дворца: Дар аль-Малик ( арабский : дал аль-Малик ), Дар Абу Фахр ( арабский : در عربي Fahr ), Дар аль-Сурур ( арабский : Дар аль-Сурур ) и Дар аль-Сурур. -Раха ( араб.) : Дом покоя . [30] Абу Ташуфин I во время своего правления с 1318 по 1337 год был провидцем, стоящим за строительством трех таких дворцов. [25]
Архитекторы спроектировали некоторые из этих дворцов так, чтобы они соответствовали разным временам года. Летняя резиденция, построенная из сырцового кирпича , сохраняла освежающую прохладу, а зимняя резиденция, построенная из камня, обеспечивала тепло в холодные месяцы. [30]
Примечательно, что дворец Эль-Мечуар является выдающейся достопримечательностью Королевства Тлемсен , демонстрируя искусство и архитектуру Зайянидов с очевидным влиянием андалузского стиля. [27]
Укрепления
[ редактировать ]
Во время своего правления Заяниды предприняли значительные меры по укреплению нескольких городов Магриба-аль-Аусата, включая Хонаин , Недрому , Тенес и их столицу Тлемсен . Например, Алжир был окружен величественными стенами под командованием султана Абу Ташуфина I. [34] В то время как большая часть их усилий была сосредоточена в Тлемсене из-за частых набегов Маринидов , окруживших свою столицу глубоким рвом, окружавшим город, укрепленным высокими стенами, построенными из глины, песка и известняка. [35]
Политические и военные обстоятельства, с которыми столкнулось государство Заянидов , а также события среди соседних Маринидов и Хафсидов , побудили их сосредоточиться на создании разнообразных военных укреплений , которые соответствовали преобладающим политическим и военным условиям и укрепили их позиции. Следовательно, эти военные укрепления стали оплотом региона. [36]
В середине 13 века Тлемсен был основан путем слияния двух древних городов, Таграрта и Агадира, в единый город под властью султана Ягмурасена . [37] Под его властью Тлемсен превратился в единый город, защищенный высокими стенами, состоящими на некоторых участках примерно из семи слоев. [38] Ягморасен также инициировал строительство внушительных стен Качут в 1265 году. Марокканский путешественник описал эти стены как «самые прочные и прочные стены», что свидетельствует об их высоте и непобедимости. [39]
Султаны Заянидов также построили многочисленные крепости , замки , башни и другие укрепления. В Тлемсене они построили оборонительные башни, чтобы укрепить свою столицу, в том числе форт и замок Эль-Машуар и форт Эль-Калаа. Строительство этих сооружений активизировалось во время осады Беджая и других нападений на Хафсидов , таких как Темзездект, снабженный тремя тысячами солдат. [40] Абу Тачуфин также построил дополнительные укрепления на восточной стороне королевства, чтобы укрепить свои позиции в этом районе, включая Бакр и форт Якут. [41]
- Баб-эль-Хемис, одни из старых ворот Тлемсена .
- Остатки зианидской крепости Тимзиздект.
- Современное изображение входа в Эль-Мешуар .
Другие конструкции
[ редактировать ]Медресе
[ редактировать ]
Династия Заянидов была первыми правителями, построившими медресе на территории, контролируемой Королевством Тлемсен в центральном Магрибе, так же, как соседние с ними династии, Хафсиды и Мариниды , открыли первые медресе в восточном и западном Магрибе. [42] Первое медресе было построено в 1310 году в Тлемсене и Абу Хамму I называлось «аль-медресе аль-Кадима» или «Старое медресе» (ныне медресе Улед Эль-Имам). [42]

Правители Абд аль-Вадида проявили большой интерес к строительству медресе, стремясь возродить школу Малики и искоренить корни школы Альмохадов. Более того, создание школ было направлено на распространение образования и культуры в Тлемсене , а также на руководство предметами. Это также ознаменовало развитие научной и культурной жизни. В медресе королевства была библиотека для студентов, а также частное крыло для размещения как студентов, так и путешественников. [23] Финансовая поддержка этих учреждений исходила как от центральной власти, так и от богатых купцов и ученых. [43]
Школы широко распространились в городе Тлемсен в эпоху Заянидов и служили убежищем для изучающих знания. Путешественник Аль-Хасан Аль-Ваззан много прекрасных мечетей упомянул об этих медресе, заявив: «В городе Тлемсене с имамами и проповедниками, а также пять хорошо построенных и украшенных школ». [29] Ибн Аль-Ахмар также упомянул об этих медресе, указав, что число школ, созданных в городе Тлемсене во времена династии Зайянидов, составило пять крупных школ. [44]
Наиболее ярким примером школ Заянидов является медресе Ташфиния (ныне снесенное), построенное Абу Ташуфином I в начале 14 века. [2] это было второе медресе [3] и великий памятник города Тлемсена . Наиболее заметной особенностью орнамента медресе было использование яркой плитки зеллидж , украшающей многочисленные грани здания. Этот изысканный стиль включал умелое соединение кусочков плитки различных оттенков, таких как бирюзовый, голубой, черный и белый, в замысловатые мозаики , в результате чего получались сложные арабески и геометрические мотивы . [3] [2] Это сделало ее поистине крупнейшей школой в Центральном Магрибе того времени, и она продолжала выполнять свою научную миссию до конца XVI века. Среди его известных учителей был учёный -маликит Абу Муса аль-Мушаддали, который был одним из ведущих учёных. [45]
Гражданская работа
[ редактировать ]
Во время правления Заянидов в Тлемсене было построено значительное количество гражданской инфраструктуры и зданий, служащих различным целям. Исторические тексты подчеркивают наличие многочисленных хаммамов , разбросанных по всему городу . Один марокканский путешественник засвидетельствовал чистоту Хаммама Аль-Ала, получившего широкую известность. [46] Кроме того, Заяниды построили несколько фондуков (жилых помещений) для размещения европейских торговцев в Тлемсене. [47] а также город Оран . Хасан аль-Ваззан , путешественник того времени, отметил существование фундуков с внушительными стенами во время своего путешествия в город . [48] В Тлемсене, учитывая значительное торговое значение города, султан Абу Хамму I значительные площади на северной и южной сторонах выделил для этих фундуков . [49] Некоторые гражданские сооружения эпохи Зайянидов все еще стоят сегодня, такие как мост Сафсаф и большой бассейн Тлемсена, построенный во время правления Абу Ташуфина I , который использовался для распределения по полям и домам во время засухи и для того, чтобы противостоять осады во время войны. [50] [51]
Украшение
[ редактировать ]Геометрические узоры
[ редактировать ]Один из ярких геометрических узоров в постройках Зайянидов можно наблюдать в мечети Сиди-Бель-Хасан , которая включала в себя геометрические формы, сочетающиеся с цветочными и каллиграфическими элементами. Примеры включают геометрические фризы, содержащие формы обоих орнаментов. Однако некоторые геометрические мотивы в форме звезд стояли отдельно, без дополнительных украшений, что является редкостью в архитектуре Заянидов, например, многоугольники . [52] Другие геометрические формы пересекались, образуя квадраты или многоугольники , часто служившие основой для каллиграфического орнамента , особенно на фасаде михраба . Подобные узоры были нанесены и на минарет, украшенный геометрическими фигурами из зеллидж плиток . Перекрещивающиеся мотивы с меньшими пересечениями внутри них образовали структуру, этот дизайн также присутствует в минарете мечети Улед Эль-Имам. [53] Кроме того, в различных других конструкциях использовались геометрические узоры, проявленные через зелли, отображенные в квадратах, многоугольных звездах и их производных с несколькими цветами. [54] в форме звезд Кроме того, среди украшений Заянидов также встречаются многоугольники и гипсовые украшения, включая керамические решетки. [55]
Цветочные и растительные мотивы
[ редактировать ]
Растительному цветочному и орнаменту уделялось значительное внимание в период Заянидов. Это отражено в разнообразии элементов, используемых в различных структурах, включая мечеть Сиди-Бель-Хасан . Среди этих мотивов — пальметты в различных формах: простые, двойные или тройные. [56] кроме винтовых и изогнутых стеблей, и трехлопастные листья , а также четырехлистные, наряду с виноградной лозой , также присутствовали в украшениях альморавидских мастеров. [52] : 156 Все постройки Заянидов имеют один и тот же стиль орнамента с небольшими вариациями. Например, мечеть Улада Аль-Имама украшена растительными украшениями, представленными простыми пальметтами с пятиугольными листьями .Среди компонентов этого ботанического украшения — «махарра», [56] : 27 от которого отходят пальмовые листья. Этот элемент также присутствует в дизайне мечети Сиди Ибрагима. [52] : 173
Каллиграфические орнаменты
[ редактировать ]Исламская каллиграфия также использовалась в сочетании с другими геометрическими и растительными орнаментами. Она формируется в письме Насх , которое охватывает большую часть заметок на полях в различных сочинениях. [57] многие из которых представляют собой стихи Корана , это был наиболее используемый сценарий в период Заянидов, в отличие от альморавидов , которые больше использовали куфический сценарий . Куфическое письмо также присутствовало в михрабе мечети Сиди-Бель-Хасан. [52] : 161 и комплекс Сиди Ибрагима. Его также использовали в капителях и на памятных досках. [58] и заметно появлялся в таких мечетях, как Сиди Ибрагим, [58] : 253 а также минареты, такие как Великая мечеть Недрома и минарет мечети Эль-Мечуар . [53] : 212
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Блум и Блэр 2009 , стр. 155, 158.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Блум 2020 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шарпантье 2018 .
- ^ Филали 2002 , с. 110.
- ^ Абу-Наср 1987 .
- ^ Жюльен 1994 , с. 485.
- ^ Перейти обратно: а б Кантара 2008 .
- ^ Ниан 1984 , стр. 93.
- ^ Руано 2006 , с. 309.
- ^ Бел 1993 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б Талби 1997 , с. 29.
- ^ Абу-Наср 1987 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б Писс 1862 , с. 239.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бешенство 1991 , стр. 101–125.
- ^ Марсе 1954 , с. 108.
- ^ Аззуг 2006 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с д аззуг 2006 , с. 52.
- ^ Буруиба 1969 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б с Ильес и Хамма 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Кантара (аль-Мишвар) .
- ^ Перейти обратно: а б Лафер .
- ^ Лафер 2023 .
- ^ Перейти обратно: а б с Филали 2002 , с. 116.
- ^ Халдун и Бел 1913 , с. 129.
- ^ Перейти обратно: а б Шарпантье, 2018 , стр. 137–144.
- ^ Хаджиат 1974 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Филали 2002 , с. 115.
- ^ де ла Веронн 2002 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Леон Африканский 1526 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ватан н.д. Аль -
- ^ Шарпантье 2018 , с. 146.
- ^ Шарпантье 2018 , с. 140.
- ^ Арнольд 2017 , стр. 223–224.
- ^ Милли 2004 , с. 486.
- ^ Филали 2002 , с. 114.
- ^ аль-Джазаири 2018 , с. 130.
- ^ Хамма, Джедид и Уисси 42–60.
- ^ Рикар 1924 , с. 225.
- ^ аль-Абдари 1968 , с. 11.
- ^ Бруншвиг 1940 .
- ^ Филали 2002 , стр. 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б Марсе 1954 , стр. 284–285.
- ^ Филали 2002 , с. 141.
- ^ Исмаил 2001 , с. 48.
- ^ Эль-Тенесси 1830 , с. 141.
- ^ аль-Абдари 1968 , стр. 21–28.
- ^ Филали 2002 , с. 136.
- ^ Леон Африканец 1526 , с. 30.
- ^ Нукади 2012 , стр. 167–178.
- ^ Шоу 1830 , с. 242.
- ^ Филали 2002 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б с д Абу Тарн, Мубарак (2011). Религиозные здания в Центральном Магрибе . Муассасат Кунуз аль-Хикма лил-Нашр ва-ат-Таузи. п. 161.
- ^ Перейти обратно: а б Абдельмалек, Муссауи (2012). Искусство украшения совпадает между Тлемсеном и Андалусией . стр. 36–37, 75.
- ^ Абдельмалек, Муссауи (2011). Искусство украшения в исламской архитектуре в Тлемсене . Дар Аль-Сабиль по издательству и распространению - Алжир. п. 81.
- ^ Марсе, Уильям (1903). Арабские памятники Тлемсена . А. Фонтемуэнг. стр. 432–435.
- ^ Перейти обратно: а б Фаиза, Мохтари. Украшение мечетей Заяния и Маринид в Тлемсене . Ревиста Аргелина. п. 25.
- ^ Набила, мой источник существования. Лепной декор в архитектуре Среднего Магриба и Андалусии . п. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Буруиба, Рашид. Книга археологических сочинений в алжирских мечетях . Национальная издательская и дистрибьюторская компания. п. 77.
Источники
[ редактировать ]- Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 052133767-4 .
- аль-Абдари, Абу Абдулла Мухаммад бин Мухаммад (1968). Марокканское путешествие [ Марокканское путешествие ] (на арабском языке). Мухаммеда V. Университет п. 11.
- аль-Джазаири, Ибн аль-Аннаби (2018). Похвальное занятие в солдатской системе [ Похвальное преследование в солдатской системе ] (на арабском языке). Дар аль-Вай. п. 130. ИСБН 978-993137632-3 .
- Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. стр. 223–224. ISBN 978-019062455-2 .
- Аззуг, Абделькрим (2006). Китаб Татавер Аль-Маадин в Аль-Джазайре Книга о развитии минаретов в Алжире [ Книга о развитии минаретов в Алжире ] (на арабском языке). Каир: Мактабат Захра Эль-Шарк. п. 52 – через Интернет-архив .
- Бел, А. (1993). « Абдалвадидес» . Первая энциклопедия ислама: 1913-1936 гг . БРИЛЛ. п. 65. ИСБН 978-90-04-09796-4 .
- Блум, Джонатан; Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. стр. 155, 158. ISBN. 978-019530991-1 .
- Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 187. ИСБН 978-030021870-1 .
- Буруиба, Рашид (1969). Мусульманское религиозное искусство в Алжире с 11 по 14 века на ( французском языке). Университет Экс-ан-Прованса . п. 186.
- Бруншвиг, Роберт (1940). La Berbérie Orientale sous les Hafsides, des origines à la fin du XVe siècle [ Восточное берберийское побережье при Хафсидах, от их истоков до конца 15 века ] (диссертация D.Litt) (на французском языке). Алжир: Алжирский университет.
- Карпентер, Аньес (2018). Средневековый Тлемсен: градостроительство, архитектура и искусство (на французском языке). Издания де Боккара. ISBN 978-270180525-2 .
- Эль-Тенесси (1830 г.). История Бени Зейяна (на арабском языке). Национальный фонд типографского искусства, Алжир. п. 141 – через Интернет-архив .
- Филали, Абдельазиз (2002). Тлемсен в эпоху Заяни [ Тлемсен в эпоху Заянидов: политическое, архитектурное, социальное и культурное исследование ]. Алжир: Национальный фонд типографского искусства. п. 116 – через Интернет-архив .
- Хаджиат, Абдельхамид (1974). Китаб Абу Хаму Мусса аз-Заяни . Алжир: Национальная компания по изданию и распространению. п. 60 – через Интернет-архив .
- Хамма, Валид; Джедид, Абделькадер; Уисси, Мохаммед Набиль (лето 2016 г.). «Разграничение городского наследия исторического города Тлемсен в Алжире» ( PDF) . Пять континентов (на французском языке). 6 (13): 42–60.
- Илес, Сиди Мохаммед; Хамма, Валид (2019). «Мечети Зианидов в Тлемсене: архитектурное исследование» (PDF) . Международный журнал населенных пунктов (на французском языке). 3 (2).
- Исмаил, Ибн аль-Ахмар (2001). История государства Заянидов в Тлемсене (на арабском языке). Библиотека религиозной культуры, Египет – через Интернет-архив .
- Жюльен, Шарль-Андре (1994). История Северной Африки [ История Северной Африки ] (на французском языке). Париж: издание Payot. ISBN 978-2-228-88789-2 .
- Халдун, Яхья ибн Мухаммад ибн; Бел, Альфред (1913). Бугхят аль-руввад в зикре аль-мулуке Бани Абд аль-Вада (на французском и арабском языках). Восточная каменная фонтанная печать. п. 129.
- Лафер, Али. «Мечеть и минарет Мешуар (цитадель)» . Откройте для себя исламское искусство – музей без границ . Проверено 26 июля 2022 г.
- Лафер, Али (2023). «Мечеть Сиди Ибрагима» . Перевод Марии Влотидес. Музей без границ.
- Ларадж, Абдель Азиз (15 декабря 1991 г.). Мечеть Заяния в Тлемсене, «ее архитектура и особенности» Мечеть Заяния в Тлемсене, «ее архитектура и особенности». Анналы Университета Алжира (на арабском языке). 6 (1): 101–125.
- Леон Африканский, Жан (1526). История и описание Африки [ История и описание Африки ] (на французском языке). Париж: Э. Леру. п. 20 – через Галлику .
- Марсе, Жорж (1954). Восточная исламская архитектура ( на французском языке). Париж: Графика и ремесла. стр. 284–285.
- Милли, Мубарак бин Мохаммед (2004). История Алжира древняя и современная [ История Алжира, древняя и современная ] (на арабском языке). Алжирская библиотека эпохи Возрождения. п. 486. ИСБН 996192026-0 .
- «Мечеть и минарет аль-Мечуар (аль-Мишвар) » Кантара: Средиземноморское наследие . Получено 8 октября.
- Ниан, Джибрил Тамсир (1984). Африка с двенадцатого по шестнадцатый век: 4 . Издательство Калифорнийского университета. п. 93. ИСБН 978-0-435-94810-8 .
- Нукади, Саид Мухаммад (31 декабря 2012 г.). Городское развитие города Тлемсена от Альморавидов до начала французской оккупации: полевое исследование Городское развитие города Тлемсена от Альморавидов до начала французской оккупации: полевое исследование. Идеи и перспективы (أفكار وآفاق) (на арабском языке). 2 (3): 167–178.
- Писс, Луи (1862). Историко-описательный маршрут Алжира: включая Телль и Сахару [ Историко-описательный маршрут Алжира: включая Телль и Сахару ] (на французском языке). Топор . п. 239.
- Рикар, Проспер (1924). Понять мусульманское искусство в Северной Африке и Испании [ Понимание мусульманского искусства в Северной Африке и Испании ] (на французском языке). Топор. п. 225.
- Руано, Дельфина С. (2006). «Хафсиды». В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия . Рутледж. ISBN 0-415-96691-4 .
- Шоу, Томас (1830). Путешествие в регентство Алжира (на французском языке). Марлин. п. 242 – через Интернет-архив .
- Талби, М. (1997). «Распространение цивилизации в Магрибе и его влияние на западную цивилизацию». В Ки-Зербо, Джозеф; Ниан, Джибрил Т. (ред.). Всеобщая история Африки, том. IV: Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . ЮНЕСКО, James Curry Ltd. и Univ. Калифорния Пресс. ISBN 0-85255-094-4 .
- де ла Веронн, Шанталь (2002). Ягмурасан: первый правитель берберской династии Абд-аль-Вадидов Тлемсена, 633/1236–681/1283 (на французском языке). Бушен. п. 48. ИСБН 978-291294629-4 .
- ЮБ (2008). «Абдельвадиды » Кантара: Средиземноморское наследие .
- « Машвар: историческая достопримечательность, повествующая главы правления королей Тлемсена». Замок Аль- Аль-Ватан (на арабском языке) . Проверено 7 января 2018 г.