Великая мечеть Тлемсена
Великая мечеть Тлемсена | |
---|---|
Большая мечеть (арабский) | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Статус | активный |
Расположение | |
Расположение | Тлемсен , Алжир |
Муниципалитет | Тлемсен |
Географические координаты | 34 ° 53'01 ″ с.ш. 1 ° 18'38 ″ з.д. / 34,8837 ° с.ш. 1,3105 ° з.д. |
Архитектура | |
Тип | Мечеть |
Стиль | Мавританский ( Альморавид , Заянид ) |
Дата установления | 1082 |
Завершенный | капитальный ремонт 1136 и 1236 годов. |
Технические характеристики | |
Минарет (а) | 1 |
Высота минарета | 29,15 метра |
Большая мечеть Тлемсена ( араб . الجامع الكبير لتلمسان , эль-Джемаа эль-Кебир литилимсен ) — главная историческая мечеть в Тлемсене , Алжир . Он был основан и впервые построен в 1082 году, но впоследствии несколько раз видоизменялся и украшался. Он считается одним из важнейших примеров архитектуры династии Альморавидов . [1]
История
[ редактировать ]
Мечеть была основана эмиром Альморавидов Юсуфом ибн Ташфином в 1082 году, когда он основал город Таграрт (современный Тлемсен), продолжение более раннего Идрисидов . города Агадира эпохи [2] [3] [1] [4] Однако мечеть была отремонтирована и украшена его сыном и преемником Али ибн Юсуфом . мечети Среди прочего, знаменитый купол возле михраба датируется этой реконструкцией, которая, как указывает надпись под куполом, была завершена в 1136 году. [3] [1] [4] Любопытно, однако, что настоящее имя эмира было стерто из надписи, возможно, Альмохадами, правившими городом после Альморавидов. [2] Также считается, что старый городской дворец Альморавидов, Каср аль-Кадима или Каср аль-Бали («Старый дворец»), непосредственно примыкал к мечети с ее северо-западной стороны. [2] [3] [1]
В 1236 году султан Ягморасан (правил в 1236–1283 гг.), основатель династии Абдалвадидов в Тлемсене, пристроил к мечети минарет возле ее внутреннего двора. [2] [1] [3] Ягморасан также изменил территорию вокруг двора и расширил структуру мечети на север. Первоначальная мечеть, вероятно, имела более крупный прямоугольный двор, положение и пропорции которого были аналогичны дворам более ранних мечетей Аль-Андалуса , тогда как модификации Ягморасана оставили мечеть с квадратным двором, средняя ось которого больше не совпадает со средней осью мечети. мечеть. Менее богато украшенный купол в центре молитвенного зала сегодня, вероятно, также датируется этим временем. [2] [1]
Рядом с мечетью раньше располагался исламский суд ( Махкама ) и исламский университет. В 1875 году, во время французского колониального контроля, мечеть была объявлена вместе с другими крупными памятниками города «Историческим памятником» и помещена под определенные меры защиты. Примерно в это же время французские архитекторы провели первые современные ремонты, реставрации и исследования мечети. [1]
Архитектура
[ редактировать ]
План этажа мечети имеет глубину примерно 50 на 60 метров (160 на 200 футов). [3] [5] Хотя мечеть имеет типичный прямоугольный план, северо-западный угол мечети усечен из-за первоначального присутствия дворца на этой стороне. [3] [1] Как и в большинстве мечетей Северной Африки, здесь есть молитвенный зал в гипостиле и внутренний двор ( сан ). [3]
Молитвенный зал разделен на 13 нефов или проходов 12 рядами подковообразных арок, идущих перпендикулярно юго-восточной стене киблы . [3] Два поперечных ряда арок – один на южной стороне двора, а другой примерно на полпути между двором и стеной киблы – также представляют собой многодольные арки , а еще одна многодольная арка проходит поперечно перед заливом перед михрабом (нишей, символизирующей направление). молитвы ). [3]

Центральный проход перед михрабом шире остальных проходов. В средней точке этого нефа, перед вторым рядом поперечных арок , находится орнаментальный ребристый купол, вероятно, добавленный Ягморасаном в 13 веке. [1] [3] Другой декоративный купол, более древний и замысловатый, покрывает залив перед михрабом. Некоторые арочные колонны возле михраба также украшены мраморными колоннами. Сам михраб представляет собой нишу в стене, открывающуюся через подковообразную арку, обрамленную замысловатым резным лепным декором . Общий дизайн михраба повторяет архитектурные прецеденты михраба Великой мечети Кордовы . [3]
Замысловатый ребристый купол перед михрабом считается изюминкой архитектуры Альморавидов и датируется реконструкцией Али ибн Юсуфа. [1] [6] Структура купола строго орнаментальна и состоит из множества ребер или пересекающихся арок, образующих узор двенадцатиконечной звезды. Он также частично прозрачен, что позволяет небольшому количеству внешнего света проникать сквозь экран из прорезанных и резных арабесок и ажурных украшений, заполняющих пространство между ребрами. [1] [3] [4] Область под этим куполом, максура , когда-то была отделена от остальной части мечети деревянной решетчатой перегородкой богатой работы. [1] С тех пор экран был перенесен в Музей искусства и истории в Тлемсене. На нем есть надпись, датирующая его 1138 годом, то есть примерно во время ремонта Али ибн Юсуфа. [7]
Первоначальная мечеть Альморавид, предположительно, не имела минарета, поскольку нынешний минарет был добавлен Ягморасаном только в 1236 году. Минарет построен из кирпича и имеет типичную квадратную планировку со стороной 6,3 метра (21 фут). Он имеет двухъярусную шахту: главная шахта имеет высоту 26,2 метра (86 футов), а дополнительная фонарная башня над ней увеличивает общую высоту до 29,15 метра (95,6 футов). [8] Четыре фасада главного вала минарета украшены резными панелями с мотивами себки , исходящими из соединенных колонн внизу. Странной деталью является то, что декоративное панно со стороны двора неравномерно: пространство между соединенными колоннами слева шире остальных, что приводит к неравномерности расстояния и в узоре себки над ним. [8] Вершину минарета раньше венчала арабская надпись, выполненная на меди, фрагменты которой до 1903 года были перенесены в местный музей. [9]
Люстра
[ редактировать ]К ребристому куполу в центре молитвенного зала подвешена большая круглая люстра. По народной традиции, его происхождение связывают с пожертвованием Ягморасана в 13 веке. [9] [1] : сноска 15 Вильям и Жорж Марсе предположили, что это могло быть произведение андалузского происхождения. [9] Археолог Люсьен Гольвин предположил, что это было несколько более позднее время, возможно, добыча из заброшенной мечети Маринидов в аль-Мансуре (начало XIV века), где Ибн Марзук описал люстру, которую он сделал и которая была перенесена в Великий Мечеть Тлемсен. [10] Самая большая и самая нижняя часть люстры имела окружность около 8 метров (26 футов) и была сделана из кедрового дерева, облицованного медными листами с цветочными мотивами. [9] В 19 веке люстра пришла в негодность. [11] Его останки были перенесены в местный музей, а замену внутри мечети создал в 20 веке Мухаммед бен Калфате, слесарь и ремесленник из Тлемсена. [10] [12]
Влияния и архитектурное наследие
[ редактировать ]Антонио Альмагро, анализируя архитектуру мечети, утверждал, что ее первоначальная форма и пропорции были аналогичны формам и пропорциям крупных мечетей Аль-Андалуса, таких как Великая мечеть Кордовы, но эта параллель сейчас несколько затенена более поздними модификациями мечети. мечеть. [1] Однако знаменитый декоративный купол и сложные украшения, добавленные к мечети Али ибн Юсуфом, считаются исключительными и важными свидетельствами мастерства Альморавидов, которое редко сохранилось где-либо еще. [2] [3] Дизайн декоративного купола мечети берет свое начало от ребристых куполов X века Великой мечети Кордовы и последующих куполов в Аль-Андалусе. [1] [5] и, в свою очередь, это послужило вдохновением для создания подобных богато украшенных куполов Великой мечети Фес-эль-Дждид и Великой мечети Таза , построенных в более поздний период Маринидов. [3] Альмагро и другие видят дальнейшие параллели между чертами мечети и декоративными элементами, обнаруженными в архитектуре периода Таифас в Аль-Андалусе, особенно с дворцом Альхаферия в Сарагосе . [1] [5] Действительно, есть исторические сообщения о бывшей комнате (ныне исчезнувшей) в Альхаферии, сводчатый потолок которой имел ажурный декор, напоминающий ажурный купол мечети, хотя остатки декора во дворце сегодня позволяют предположить, что он был менее тонким и утонченным, чем купол мечети. . [1]
Джонатан Блум отмечает, что имеющиеся данные просто предполагают, что Альморавиды, особенно на пике своего могущества и культуры при Али ибн Юсуфе, могли позволить себе привозить мастеров из Аль-Андалуса для работы над своими новыми памятниками в Северной Африке. Таким образом, возросшая орнаментальная сложность и изысканность последующей архитектуры Магриби, находящейся под влиянием архитектуры Андалузии, отчасти обусловлены покровительством Альморавидов. [3] Блум также отмечает, что, хотя мы знаем, что Альморавиды построили множество других мечетей, сохранилось лишь несколько примеров их архитектуры, и поэтому Великая мечеть Тлемсена, возможно, не была такой «оригинальной» в свое время, как кажется сейчас, и ее исключительные особенности сегодня могут быть существовали и в других мечетях, которые сейчас исчезли. Например, расширение Альморавидской мечети Каравийин в целом демонстрирует еще более тщательное убранство, чем мечеть Тлемсен, хотя и с использованием других элементов. [3]
См. также
[ редактировать ]- Великая мечеть Алжира
- Великая мечеть Недромы
- Альморавид Кубба
- Мавританская архитектура
- Списки мечетей
- Список мечетей в Африке
- Список мечетей в Алжире
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Альмагро, Энтони (2015). «Великая мечеть Тлемсена и купол ее Максуры » Аль- Кантара 36 (1): 199–257. дои : 10.3989/western.2015.007 . hdl : 10261/122812 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 192–197.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 115–119. ISBN 9780300218701 . Архивировано из оригинала 14 января 2024 г. Проверено 03 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Лафер, Али. «Джамаа аль-Кебир (Великая мечеть)» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кантара — Великая мечеть Тлемсена» . www.qantara-med.org . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 г. Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Тлемсен». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. п. 50.
- ^ Jump up to: а б Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 179. ИСБН 9780300218701 . Архивировано из оригинала 14 января 2024 г. Проверено 03 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Марсэ, Уильям; Марсе, Жорж (1903). Арабские памятники Тлемсена (PDF) (на французском языке). Альберт Фонтемуэнг. стр. 156–158.
- ^ Jump up to: а б Голвин, Люсьен (1987). «Освещение мечетей на мусульманском Западе» . Quaderni di Studi Arabi . 5/6 : 312. ISSN 1121-2306 . JSTOR 25802611 .
- ^ Бросселар, Шарль (1858). Арабские надписи Тлемсена (на французском языке). Бастид, Алесси и Арнолет. стр. 89–90. Архивировано из оригинала 01 февраля 2024 г. Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ L'Age nouveau (на французском языке). Том. 29–32. 1948. с. 122.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- MWNF (Музей без границ), Откройте для себя исламское искусство - включает больше фотографий интерьера и плана этажа.
- Великая мечеть Тлемсена в Архнете - включает больше фотографий интерьера.