Ажур
Ажур или ажур — это термин в истории искусства , архитектуре и смежных областях, обозначающий любую технику, которая создает украшение путем создания отверстий, пирсингов или зазоров, которые проходят сквозь твердый материал, такой как металл, дерево, камень, керамика, ткань, кожа. , или слоновая кость . [2] Подобные техники очень широко использовались во многих культурах.
Этот термин довольно гибок и используется как для аддитивных методов, создающих дизайн, как, например, для большинства крупных элементов в архитектуре, так и для тех, которые берут простой материал и делают в нем надрезы или отверстия. В равной степени такие методы, как литье с использованием форм, создают весь дизайн за один этап и распространены в ажуре. Хотя эффект многих ажуров зависит от того, что зритель видит объект насквозь, в некоторых работах за ажуром в качестве фона размещается другой материал.
Разновидности
[ редактировать ]Техники или стили, в которых обычно используется ажур, включают все виды кружев и ришелье в текстиле, включая английское вышивку и многие другие. Резьба по дереву используется для изготовления различных видов предметов. всегда широко использовался ажур В украшениях , не в последнюю очередь для экономии дорогих материалов и веса. Например, opus interrasile — это вид украшения, использовавшийся в древнеримских и византийских ювелирных изделиях, при котором пробойниками прокалываются тонкие полоски золота. [3] В других методах использовалось литье в формы или создание конструкции из проволоки или небольших полосок металла. По существу плоские предметы легко отливать с использованием форм из глины или других материалов, и эта техника была известна в древнем Китае еще до династии Шан ок. 1600–1046 гг. до н.э. [4] В более крупных масштабах в отделке металла, кованого и чугунного железа чаще всего использовался ажур.
Скифские изделия из металла , которые обычно носили на человеке или, по крайней мере, перевозили в повозке, широко использовали ажурную резьбу. [5] вероятно, отчасти для экономии веса. Сукашибори (примерно переводится как «прозрачная работа») — японский термин, обозначающий ряд ажурных техник, которые были очень популярны в японском искусстве . [6]
В керамике, если исключить такие предметы, как сита (ажурные основы для них существовали на Западе с классических времен), декоративный ажур долгое время оставался преимущественно особенностью восточноазиатской керамики, причем корейская керамика с давних времен особенно любила эту технику. [7] Часто эта керамика имеет двойные стенки, что позволяет твердой внутренней поверхности удерживать жидкость.
Он мало использовался в европейской керамике до XVIII века, когда конструкции, в основном с использованием решетчатых панелей, были популярны в в стиле рококо керамических «корзинах» , а позже и в английских серебряных подносах. Ажурные участки можно изготовить либо путем врезания в обычное твердое тело перед обжигом, либо наращиванием с помощью полосок глины, причем последнее часто применяют при имитации рыхлого плетения. В стекле ажур встречается гораздо реже, но в эффектных древнеримских чашках-клетках он используется в качестве декоративного наружного слоя.
Некоторым типам предметов естественным образом подходит или даже требуется ажур, обеспечивающий приток воздуха через ширмы, курильницы или курильницы , помандеры , [8] спринклеры, вентиляционные решетки и панели, а также различные детали систем отопления. Для наружных экранов ажурные конструкции позволяют смотреть наружу, но не заглядывать внутрь. Для ворот и других типов экранов требуется безопасность, но может потребоваться и обзорность.
Двойной ажур и тройной ажур.
[ редактировать ]Термины «двойной ажур» и «тройной ажур», также называемые сетчатыми, обычно связаны с керамическими изделиями, созданными с двумя или тремя стенками. Корейский керамист Ким Се Ён создает ажурные изделия. [9]
Архитектура
[ редактировать ]В архитектуре ажур принимает множество форм, включая узоры , балюстрады и парапеты , а также различные виды ширм. Разнообразные типы экранов, особенно распространенные в исламском мире, включают каменные джали и их эквиваленты из дерева, такие как машрабия . Колокольни и колокольни обычно включают в себя открытые или полуоткрытые элементы, позволяющие слышать звук на расстоянии, и их часто используют в декоративных целях. В готической архитектуре ажурными являются некоторые целые шпили . Последний из двух шпилей западного фасада Шартрского собора в основном ажурный. Помимо камня и дерева, в ассортимент материалов входит кирпич , который можно использовать для окон, обычно незастекленных, и экранов. Такие конструкции, как Эйфелева башня в Париже, также называют ажурными. Здесь ажурная конструкция имела решающее значение для инженерной мысли, снижая не только вес, но и сопротивление ветру . [10]
Начиная со шпиля начала четырнадцатого века во Фрайбургском соборе , в котором пронизанная каменная кладка скреплялась железными скобами, ажурный шпиль, по словам Роберта Борка, представляет собой «радикальное, но логичное продолжение готической тенденции к скелетной структуре». [11] 18 ажурных шпилей храма Антонио Гауди Святого Семейства в Барселоне представляют собой результат этой готической тенденции. Спроектированные и начатые Гауди в 1884 году, они остались незавершенными и в XXI веке.
Галерея
[ редактировать ]- Головка китайского бронзового топора, династия Шан
- Литая луристанская бронзовая ажурная булавочная головка, Иран, около 1000–650 гг. до н.э.
- Кельтские декоративные золотые крепления, около 420 г. до н.э.
- Бронзовая мемориальная доска культуры Ордоса , восточная часть скифского искусства , IV век до нашей эры; олень напал на волка
- Бронзовая пряжка, грузинская , 1-4 века нашей эры.
- Японское ритуальное знамя навеса, позолоченная бронза, VII век.
- Тодай-дзи , 8 век.
- Англосаксонская брошь из клада Пентни.
- Шкатулка для ароматов с ажурной крышкой, Корея, династия Корё , 11–12 век, бронза.
- Китайский нефритовый орнамент с виноградными лозами, династия Цзинь.
- Персидская курильница , ок. 11 век
- Французский пикс , 1220–1240 гг.
- Глава эфиопского процессионного креста, 13 или 14 век.
- Шкатулка из слоновой кости, исламская Испания или Египет, 13 или 14 век.
- Китайская ширма из дерева и лака
- Стальная табличка из Ирана. Один из набора из 8 штук, вероятно, для крепления к дереву, возможно, в королевской гробнице, 17 век.
- Ажурная шестиугольная керамическая чаша Ко-Киемидзу, ок. 1731–1752, Япония, художник неизвестен, керамика с надглазурными эмалями.
- Американский стул, 1760–1780 гг., По проекту Томаса Чиппендейла.
- Чашка в форме лотоса с ажурной ручкой, Китай, вероятно XIX век нашей эры, носорога . рог
- Японская цуба , начало 19 века.
- Головной убор африканской танцовщицы, дерево.
Галерея архитектуры
[ редактировать ]- В Боробудоре внутри ажурных ступ сидят сотни статуй Будды; здесь ближайшее частично разобрано
- Западный фасад Шартрского собора . Башня слева во многом ажурная.
- Окно в Альгамбру
- Хардвик-Холл , Англия, 1590-е годы.
- Кирпичные окна в австрийском сарае
- стиле готического возрождения Балюстрада в в Германии
- Чугунный кронштейн для газовой лампы , Вена.
- Ажурный фасад башни Проста , Варшава
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Британский музей Ref: 1994,0408.29.
- ^ "Ажур." Grove Art Online , Оксфордское искусство онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 26 мая 2015 г., требуется подписка . В их статье полностью написано: «Любая перфорированная форма украшения». ОЭД «Ажур», 1, где все примеры, приведенные ранее 1894 года, написаны через дефис, хотя сейчас это встречается реже, чем одно слово.
- ^ Дайан Фавро и др. «Рим, древний, с 5, ii». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 27 мая 2015 г., требуется подписка.
- ^ Отдел азиатского искусства. «Династии Шан и Чжоу: Бронзовый век Китая» . В Хайльбрунне «Хронология истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. (октябрь 2004 г.)
- ^ Тимоти Тейлор. «Скифо-сарматское искусство». Grove Art Online , Оксфордское искусство онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 27 мая 2015 г., требуется подписка.
- ^ Токийский национальный музей (1976), стр . 132/133 (переработанное издание; первое издание 1964 г.), стр. 132/133.
- ^ Уитфилд, Роджер (редактор), Сокровища Кореи: искусство через 5000 лет , стр. 68, 1984, Публикации Британского музея, ISBN 0-7141-1430-8 , 9780714114309. Ажурные основания и пьедесталы «стали характерными и доминирующими формами в керамике» в период конфедерации Гая .
- ^ Афтель, Мэнди, Аромат: Тайная жизнь аромата , 2014, Пингвин, ISBN 1101614684 , 9781101614686, с. 129
- ^ Лим, Ман-таек (07 сентября 2023 г.). «MR O Commerce-Mirae Asset Securities проводит сентябрьский пригласительный семинар по финансам и искусству! MR O Commerce-Mirae Asset Securities проводит пригласительный сентябрьский семинар по финансам и искусству!» . Медиапия (на корейском языке) . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Харрисс, Джозеф (1975). Эйфелева башня: символ эпохи . Лондон: Пол Элек . п. 63. ИСБН 0236400363 .
- ^ Роберт Борк, «В воздухе: Франция, Германия и изобретение ажурного шпиля» The Art Bulletin 85.1 (март 2003 г., стр. 25–53), стр. 25.
- ^ Весь фрагмент , LACMA