Кубок клетки



Чашка -клетка , также vas diatretum , множественное число диатрета , или «сетчатая чашка» — это тип роскошного позднеримского стеклянного сосуда, найденный примерно в 4 веке и «вершина римских достижений в производстве стекла ». [1] Диатрета состоит из внутреннего стакана и внешней клетки или декоративной оболочки, выступающей из тела чашки, к которой она прикреплена короткими ножками или ножками. Сохранилось около пятидесяти чашек или, чаще, фрагментов. [2] и лишь немногие из них находятся в почти полном состоянии. У большинства из них есть клетка с круглыми геометрическими узорами, часто с «надписью» или буквенной фразой над сетчатой областью. У некоторых есть фланец или зона выступающего открытого карниза над нижними узорами и под надписью (здесь только показана чашка одеколона в галерее).
Еще реже встречаются примеры со сценами с фигурами, из которых Чаша Ликурга в Британском музее является единственным сохранившимся полным образцом, хотя есть и другие фрагменты. В этом случае остальная часть «клетки» состоит из виноградной лозы, захватывающей Ликурга. Ни у кого нет ноги. Все они были явно сложны в изготовлении и, несомненно, очень дороги, как и другие впечатляющие виды роскошного римского стекла — [3] стеклянные предметы-камеи, такие как Портлендская ваза . И технология их изготовления, и способ их применения до сих пор являются предметом споров среди специалистов.
Технология
[ редактировать ]Чаши-клетки, диатрета , упоминаются в римской литературе. [4] а даты, присвоенные примерам (не обязательно одними и теми же людьми), варьируются примерно от середины третьего до середины четвертого века, [5] одновременно с позднеримскими камеями стеклянных сосудов. Судя по всему, они были сделаны из похожих стаканов, и есть также свидетельства того, что некоторые поздние сосуды могли быть комбинацией техник камеи и чашки-клетки. [6] Основное разделение происходит на чашки с фигурками, с сетчатым узором или без него, и без него. Некоторые имеют надписи и фланцы с орнаментом оволо ; другие этого не делают. Большинство из них имеют узкую форму стакана, а другие — более широкую чашеобразную форму. [7]
Со времени первой публикации на эту тему в 1680 году в основном считалось, что чашки-клетки были изготовлены путем резки и шлифовки чистого сосуда из твердого толстого стекла - трудоемкая техника, в которой греки и римляне были очень опытны из-за своей страсти к резьбе по твердому камню. и гравированные драгоценные камни в полудрагоценных камнях. Альтернативная теория, когда-то отвергнутая, но недавно возрожденная, предполагает, что это справедливо только в отношении края сосудов и разреза фиксированной клетки, но не в отношении соединения стакана и его клетки; они должны были быть изготовлены отдельно и сплавлены в горячем состоянии. [8] Например, утверждается, что гладкие стыки мюнхенской чашки свидетельствуют о слиянии клетки с основной чашкой, хотя сама клетка вырезана. На этих плавных стыках также изображены чашки Кельна и Плевля выше. фрагментарная чаша, найденная в Коринфе Это остается спорным, и говорят, что в 1960-х годах, при исследовании под микроскопом не обнаружила никаких следов соединений в месте соединения клетки с основной чашей . [9] Кроме того, немецкий археолог-экспериментатор и гравер по стеклу Йозеф Венцель воспроизвел несколько исторических чашек-клеток, в том числе одеколонскую чашку, сначала придав форму массивной чашке, добавив цветное стекло снаружи в виде толстых полос и пластин, а затем вырезав их, как это Технология была широко распространена в районе Рейна, где ее использовали для огранки драгоценных камней. [10]
Помимо резных драгоценных камней, небольшой фрагмент ажурного узора из сетчатого серебра сохранился в большом кладе римского серебра, расколотого в V веке на слитки и захороненного в Шотландии в Трапрен-Ло , ныне находящегося в Королевском музее Шотландии . На фрагменте изображен узор, основанный на кругах, который очень похож на стеклянную диатрету , что позволяет предположить, что тот же стиль, возможно, использовался в серебряной пластине, хотя неизвестно, что появилось раньше. [11]
Некоторые образцы усложняют производственный процесс за счет использования клеток разного цвета, как, например, чашки «Милан» и «Кельн», но большинство из них изготовлено из простого стекла, как в Мюнхене и Корнинге . О специальной технологии дихроичного стекла, которое меняет цвет при прохождении через него света, читайте в статье о лучшем образце — Чаше Ликурга .
Функция
[ редактировать ]
Функция чашек клетки обсуждается. Надписи убедительно свидетельствуют о том, что это были чашки, которые использовались и, возможно, раздавались для церемониального питья на пирах, но было высказано предположение, что форма вывернутого края кубков и отсутствие подставки у всех известных сосудов означают, что все диатреты были похожи на образец в Музее стекла Корнинга , который почти наверняка представлял собой масляную лампу, предназначенную для подвешивания. Чашка Corning, безусловно, предназначалась для подвешивания, так как в комплекте с ней была обнаружена фурнитура из медного сплава; под ободом имеется круглая лента, а также три части, состоящие из части цепи и части стержня, ведущие к кольцу и одиночному стержню, а также различные чашки для трех креплений, [12] очень похоже на подвесную корзину в современных садах и устройство, которое, как известно, использовалось римлянами для ламп. [13] Праздничные посвящения, встречающиеся на нескольких экземплярах, аналогичны основаниям многих римских золотых стеклянных чашек, найденных в основном в Риме.
Чаша Ликурга не имеет вывернутого обода, но, возможно, была изменена или снабжена металлическим ободом, подобным современному. Как и чашка Констебля-Максвелла, чашка Corning намного шире, чем другие известные образцы, по форме больше напоминает чашу, чем чашку, хотя, за исключением отсутствия надписей, в остальном очень похожа по форме на более узкие чашки. Таким образом, чашки, вероятно, образуют две группы: группу ламп в форме чаши без надписей и группу в форме стакана для питья с надписями. [14] Чашки для питья с закругленным дном, которые способствуют более быстрому потреблению, поскольку их нужно либо держать, либо ставить краем вниз (и пустыми) на такую поверхность, как стол, известны из разных культур, например, современные дворовые стаканы и другие типы. из «рюмки».
Источник
[ редактировать ]Декоративное римское стекло высочайшего качества, как правило, относят к Риму или Александрии , последняя упоминается как источник чрезмерно сложного стекла сатириком I века Марсьялем и другими источниками.
Однако большинство находок диатреты происходят из римских стоянок вдоль Рейна или вблизи него, что позволяет предположить, что они были произведены в этом районе, возможно, в Августе Треверорум , современный Трир . Это был крупнейший город римской Германии и главная резиденция Константина I на протяжении многих лет, совпавших с периодом, когда, кажется, изготавливались кубки. [15] Колония Клаудия Ара Агриппиненсиум , современный Кельн , является еще одним возможным вариантом. [16]
Несколько более поздних открытий, в том числе, по общему мнению, чашки Корнинга и Констебля-Максвелла, были сделаны в Восточной Империи, поэтому центров производства могло быть два. [17]
Примеры
[ редактировать ]

Они представляют собой большинство наиболее хорошо сохранившихся примеров.
- В форме стакана:
- Чашка «Кёльнская клетка» в Романо-германском музее в Кёльне . Его греческие буквы гласят: ΠΙΕ ΖΗCΑΙC ΚΑΛѠC ΑΕΙ ( pie zēsais kalōs aei ): «Пей, живи хорошо вечно». Это несколько озадачивает археологов, так как остальной погребальный инвентарь , найденный в той же могиле, был весьма обыденным. [18]
- Coppa Diatreta Trivulzio в Археологическом музее Милана , единственный экземпляр, не получивший вообще никаких повреждений. На нем надпись: BIBE VIVAS MVLTIS ANNIS : «Пейте, и вы будете жить долгие годы». Это IV век, найденный в 17 веке в саркофаге между коммунами Манделло Витта и Кастеллаццо Новарезе (Новара), в 18 веке приобретенный аббатом Тривульцио, а в 1935 году городом Миланом. [19]
- На мюнхенском кубке в Мюнхене Staatliche Antikensammlungen , найденном в Кельне, была надпись BIBE MVLTIS ANNIS : «Пейте [и вы будете жить] много лет».
- Кубок Ликурга ; надписи нет, но стекло дихроичное , меняющее цвет при освещении сзади. Его происхождение неизвестно, но, вероятно, оно всегда было над землей. Это значительно больше, чем геометрические стаканы, их высота составляет 158,8 мм (6,25 дюйма). [20]
- Дарувар «Нетцбехер» («сетевой стакан») в Вене, найденный в 1785 году в Даруваре , Хорватия , и ныне находящийся в Музее истории искусств . Чашка была высотой 9,5 см, разобранная на части, много чего не хватало. На нем есть буквы FAVENTIBVS , что означает удачу (возможно, сокращение от «Faventibus ventis» - «с попутным ветром», распространенное выражение). [21]
- Рейнский земельный музей, Трир , найден в 1950 году в саркофаге в Писпорт -Нидереммель, высотой 18 сантиметров и объёмом 1,5 литра. [22]
- Чашка -клетка Плевля , найденная в 1975 году в Комини/Комине недалеко от города Плевля в Черногории ; IV век с прозрачным корпусом и синей клеткой и надписью по краю: VIVAS PANELLENI BONA M («Живи, Панэллениус, в доброй памяти»). Он находится в Музее наследия Плевля . [23]
- Чаша Отена , фрагментированный, но полный диатретум с надписью VIVAS FELICITER («Живи в блаженстве»), обнаруженный в 2020 году в саркофаге IV века некрополя Сен-Пьер-л'Эстрие в Отене, античном Августодунуме, командой INRAP. и сейчас находится в Музее Ролена в Отене. [24] В нем содержалась амбра , старейшее свидетельство его ароматического использования. [25]
- Фрагментированная «ваза диатретум», раскопанная в Сердике (София) в 2001 году в римском саркофаге конца IV века.
- Фигуративная чаша из сокровищ Беграма , очевидно изображающая Фароса Александрийского , найденная в кладе в Баграме и ныне находящаяся в Национальном музее Афганистана в Кабуле .
- Фрагмент, раскопанный в 2009 году в domus dei «Putti danzanti» (вилле танцующих путти ) в Аквилее . [26]
- Чашеобразная:
- Чашка Corning Cage Cup в Музее стекла Корнинг , Корнинг, Нью-Йорк , более широкая чаша, чем предыдущие примеры, высота 7,4 см, ширина 12,2 см. Предназначался конечно для подвеса, так как в комплекте с ним была обнаружена фурнитура из медного сплава, как описано выше. [27] [28]
- Чашка Констебля-Максвелла, широкий образец, такой как чашка Корнинга, высота 4 дюйма (10 см), ширина 7 1/8 дюйма (18,2 см). Он до сих пор находится в частной коллекции, продан в 1979 году за ок. 1,2 миллиона долларов США в Британский железнодорожный пенсионный фонд , затем в 1997 году - 2 311 000 фунтов стерлингов, [29] и снова в 2004 году за 2 646 650 фунтов стерлингов, [30] мировая рекордная цена за кусок римского стекла.
- Чаша Хоэн -Зюльцена , самая ценная из шести стаканов, найденных в 1869 году в двух римских саркофагах. За исключением бутылки Диониса в Ландесмузеуме Майнца , все они пропали без вести с 1945 года. [31]
- Кубок Мюнхена
- Кубок Отена, Музей Ролена , Отен
- , Чаша Ликурга освещенная спереди.
Историография
[ редактировать ]До 1950-х годов о группе мало говорили. В 1950 году Виктор, лорд Ротшильд, попросил Британский музей исследовать его чашку Ликурга, которую он впоследствии продал музею в 1958 году. В 1956 году немецкий ученый Фриц Фремерсдорф опубликовал отчет об их изготовлении путем резки и шлифования, который остается общепринятой теорией. опубликовали подробный отчет о Кубке Ликурга В 1959 году Дональд Харден и Джоселин Тойнби , в котором также обсуждалась диатрета впервые эффективно как группа. Крупная выставка 1987 года «Стекло Цезаря», организованная Музеем стекла Корнинга и показанная в Британском музее, Кельне и Милане, объединила несколько ведущих образцов, а ее каталог, под редакцией Хардена, остается ключевой работой. . [32] Современные копии чашек изготавливались несколько раз, отчасти для проверки гипотез этого метода. Предположительно, ранний немецкий экземпляр, изготовленный в 1906 году, был наполнен праздничным напитком шампанского , а затем сломался по краю, когда катер начал пить. [33]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Новый учёный
- ^ Бонэмс
- ^ Бонэмс
- ^ Мартин, Сьюзан Данбар - Imperitia: ответственность квалифицированных рабочих в классическом римском праве, Американский филологический журнал - том 122, весна 2001 г., стр. 107–129, в отношении закона, связанного с калицем диатретумом , упомянутого Ульпианом
- ↑ В частности, было высказано предположение, что Кубок Ликурга относится к политическому событию 324 года.
- ^ Уайтхаус, Д., Позднеримское камео-стекло, в Annales du 11e Congres. 1990: Амстердам.
- ^ Бонэмс
- ^ Основным нынешним сторонником является немецкий историк стекла Розмари Лирке - см. Внешние ссылки на ее веб-сайт, на котором есть английские отчеты о ее теориях, противоречивых по этому и другим вопросам.
- ^ Уайтхаус, 83-84; Кубок Корнинг Кейдж
- ^ Технические отчеты по стеклу, том 60, Издательство Немецкого общества технологий стекла, Оффенбах, 1987, стр. 224. Доступно в Google Books.
- ^ Флеминг, 110
- ^ Корнелиус Штекнер: Фарокантарои и Киликейя. Дионисийские легкие суда в архитектурном контексте, AIHV Annales du 11e Congrès (Издательство Антверпенского университета), 1988, 257–270.
- ^ Музей стекла Корнинга . Для получения более подробной информации нажмите красную ссылку «(87.1.1)».
- ^ Бонэмс
- ^ Рандерс-Персон, 27–30.
- ^ Бродман, 328
- ^ Бонэмс
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 13 мая 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 17 февраля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Британский музей
- ^ «Музей истории искусств» . Архивировано из оригинала 3 октября 2011 г. Проверено 16 февраля 2010 г.
- ^ Рандерс-Персон, 29 лет; Местный совет по туризму. Архивировано 30 апреля 2019 г. в Wayback Machine ; ч/б фотография. Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Из эпиграфика Клаусса Слаби - Datenbank : "Belegstelle: ArchIug-1974-34 / EDCS-ID: EDCS-56900017 / Провинция: Далмация / Орт: Плевля / Municipium S [] /Vivas Pan(h)elleni bona [m(emoria?)]»; Музеи Черногории , стр. 175, Правительство Черногории, буква «H» не указана.
- ^ Фоссюрье, Кэрол (13 ноября 2020 г.). «Пресс-релиз: аристократические гробницы эдуев и античный некрополь в Отене» (PDF) . INRAP Национальный институт археологических превентивных исследований . Архивировано (PDF) из оригинала 8 октября 2021 г.
- ^ «Исключительная диатретовая ваза из Отена содержала амбру» . Национальный институт превентивных археологических исследований ИНРАП . 22 октября 2021 г. . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ «Новостной сюжет (на итальянском языке)» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 27 сентября 2010 г.
- ^ Музей стекла Корнинга . Для получения более подробной информации нажмите красную ссылку «(87.1.1)».
- ^ «Чашка-клетка» . Музей стекла Корнинга, Коллекция стекла . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Антикварное стекло , Аксель фон Зальдерн, с. 398
- ^ Бонэмс
- ^ Михаэль Кляйн / Дунья Зобель-Кляйн: «Бутылка Диониса из Хоэнсюльцена и мастерская Линкеуса» (в: «Римское искусство стекла и настенная живопись», Майнц (Филипп фон Заберн) 1999): «В целом, открытие Хоэн-Зюльцена В 1869 году из двух саркофагов были извлечены шесть стаканов, в том числе стекло Диатре, возможно, самое ценное стекло, которое когда-либо находилось на попечении музея. К сожалению, из шести стаканов сейчас в коллекции Государственного музея Майнца находится только одно: «Дионис». -Бутылка Все остальные стаканы этой ценной находки пропали со времен войны. Это тем более трагично, что особенно ценные предметы коллекции дома, в том числе стакан Диатрета и бутылка Диониса из Хоэн-Зюльцена, были перевезены в Эрбах. Оденвальд Когда в сентябре 1943 года были проверены вывезенные фонды, оба стекла все еще находились там. Когда после войны произведения искусства были возвращены в музей Майнца через Центральный пункт сбора в Висбадене, они были переупакованы и временно хранились в наличии. Нынешнее местонахождение диатретного стекла неизвестно. Так что в Майнц вернулась только бутылка Динонисуса».
- ^ Бонэмс; Британский музей
- ^ New Scientist, см. также Музей Корнинга, с копией их чашки.
Ссылки
[ редактировать ]- База данных коллекции Британского музея , Кубок Ликурга (дополнительные источники см. в статье)
- Бордман, редактор Джона, Оксфордская история классического искусства , 1993, OUP, ISBN 0-19-814386-9
- "Bonhams": The Constable-Maxwell Cage-Cup, каталог продажи 2004 г. от Bonhams , лот 18, распродажа 11380 - Antiquities, 14 июля 2004 г., Нью-Бонд-стрит
- Флеминг, С.Дж., Роман Гласс; размышления о культурных изменениях . 1999, Филадельфия: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета, книги Google.
- « Новый учёный », 18 февраля 1988 г. , с. 51, рецензия на «Бокал Цезаря».
- Прайс, Дженнифер, Гласс , глава 10 в: Хениг, Мартин (редактор), Справочник римского искусства , Файдон, 1983, ISBN 0-7148-2214-0
- Рандерс-Персон, Джастин Дэвис. Варвары и римляне: борьба за рождение Европы, 400–700 гг. н.э. , 1983, Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-7099-2266-3 , ISBN 978-0-7099-2266-7
- Штекнер, Корнелиус, Диатрет как легкие сосуды , с. 110–114 в: Льерке, изд. Розмари, Античная стеклянная керамика: забытая глава в истории стекла , Ф. фон Заберн, 1999 г. ISBN 3-8053-2442-1
- Уайтхаус, Дэвид, римское стекло в Музее стекла Корнинга , Музей стекла Корнинга
- Уайтхаус, Дэвид, Чашки в клетке: роскошные позднеримские очки , Музей стекла Корнинг, 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харден, Д.Б.: Бокал Цезаря . Эксх. кат., организованный: Музеем стекла Корнинга, Корнинг, Нью-Йорк, Британским музеем, Лондон, Римско-Немецким музеем, Кельн; Оливетти, Милан, 1987 год.
- Мередит, Халли Г. Слово становится изображением: ажурные сосуды как отражение позднеантичной трансформации , Archaeopress Archaeology, 2015.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Технология фьюзинга римского стекла , сайт Розмари Лиерке
- Лампы , заархивированные 22 июля 2012 г. в Wayback Machine.