Крепления японских мечей


Крепления японского меча представляют собой различные корпуса и сопутствующие приспособления ( тосогу ). [1] которые удерживают лезвие японского меча , когда его носят или хранят. Косираэ ( 拵え ) относится к декоративным креплениям японского меча (например, катаны ), используемым, когда лезвие меча носит его владелец, тогда как сирасая представляет собой простую недекорированную деревянную подставку, состоящую из сая и цука , на которых хранится лезвие меча. когда он не используется.
Компоненты
[ редактировать ]
- Фучи ( 縁 ) : Фучи — это воротник рукояти между цукой и цубой .
- Хабаки ( 鎺 ) : Хабаки представляет собой клиновидный металлический воротник, используемый для предотвращения выпадения меча из сая и для поддержки расположенных внизу деталей; устанавливается на ха-мати и муне-мати, предшествующих накаго .
- Каэсизуно ( 返し角 ) : приспособление в форме крючка, используемое для фиксации сая на оби во время рисования.
- Кашира ( 頭 ) : Кашира — это навершие (или навершие) на конце цука .
- Когай ( 笄 ) : Когай — это шип для укладки волос, который иногда носят как часть катана-коширэ в другом кармане.
- Койгути ( 鯉口 ) : Койгути — это устье сая или его приспособление; традиционно изготавливается из рога буйвола.
- Кодзири ( 鐺 ) : Кодзири — это конец сая или защитное приспособление на конце сая ; также традиционно изготавливается из рога буйвола.
- Кодзука ( 小柄 ) : Кодзука — декоративная ручка, подходящая для когатаны ; небольшой канцелярский нож помещается в карман на сая .
- Куригата ( 栗形 ) : Кури-ката — это выступ на боковой стороне сая для крепления сагео .
- Мекуги ( 目釘 ) : Мекуги — это небольшой колышек, которым цука крепится к накаго .
- Мекуги-ана ( 目釘穴 ) : Мекуги-ана — это отверстия в цука и накаго для мекуги .
- Менуки ( 目貫 ) : Менуки — это украшения на цука (обычно под цука-ито); Первоначально менуки представляли собой крышку мекуги, удерживающую колышки на месте. На тачи: изношенное лезвие обращено вниз к ладони, чтобы ориентировать меч. В катане ориентация меча находится на кончиках пальцев.
- Сагео ( 下げ緒 ) : Сагео — это шнур, используемый для привязывания сая к поясу/оби при ношении.
- Самэ-хада ( 鮫肌 ) : Буквально узор кожи ската.
- Самэ-кава (самегава) ( 鮫皮 ) : самэ-кава кожей ската или акулы . — это обертка цука (рукоятки/рукояти)
- Сая ( 鞘 ) : Сая — деревянные ножны для клинка; традиционно из лакированного дерева.
- Сеппа ( 切羽 ) : сеппа — это шайбы над и под дымом , предназначенные для затягивания фитингов.
- Ситодомэ ( 鵐目 ) : Акцент на курикате в эстетических целях; на современных репродукциях часто из металла золотого цвета.
- Цуба ( 鍔 или 鐔 ) : Цуба — это защита для рук.
- Цука ( 柄 ) : Цука — это рукоять или рукоять; Изготовлен из дерева и завернут в самегаву .
- Цука-маки ( 柄巻 ) : обертка цука , включая наиболее распространенные хинери-маки и кататэ-маки (боевая обертка). Существуют также более сложные и художественные техники обертывания, такие как Джабара маки .
- Цука-ито ( 柄糸 ) : Цука-ито — это оберточный шнур цука , традиционно шелковый, но сегодня обычно хлопок, а иногда и кожа.
-
Два старинных кошираэ : катана (вверху), вакидзаси (внизу) в форме дайсё (совпадающий набор). Период Эдо , 19 век. Токийский художественный музей Фудзи .
-
Крепление вакидзаси украшено изображениями старинных монет. 1800-е годы. Метрополитен-музей
-
Когай (внизу), кодзука (вверху справа) и менюки (вверху слева), созданные Гото Кэндзё. Ранний период Эдо. как особо важный фитинг Отмечено компанией NBTHK .
-
Фучигашира (вверху) и цуба (внизу) работы Исигуро Масаёси. Поздний период Эдо. Обозначается компанией NBTHK как особо важный фитинг.
-
Цуба с мотивом кои и морских водорослей, работа Кансай. Период Эдо. Метрополитен-музей.
-
Цуба, созданная Сунагавой Масаёси. 1800-е годы. Метрополитен-музей.
Ширасая
[ редактировать ]Ширасая ) ( белые ножны , «белые ножны». [2] простой деревянный японский меч сая ( ножны ) и цука ( рукоять ), традиционно изготавливаемый из дерева нуризая и используемый, когда клинок не должен был использоваться в течение некоторого времени и его необходимо было хранить. Внешне они были безликими, если не считать необходимой мекуги-аны. [3] для защиты накаго ( тан ), хотя иногда саягаки присутствовали и (информация о клинке). Необходимость в специальном хранении вызвана тем, что длительная установка кошираэ повредила лезвие из-за таких факторов, как лакированная древесина, удерживающая влагу и способствующая коррозии .
Такие крепления не предназначены для реального боя, поскольку отсутствие цубы (гарды) и правильной обвязки рукоятки было вредным; как таковые, они, скорее всего, никогда не выйдут на поле битвы. Тем не менее, существовали и похожие «скрытые» средства передвижения, такие как сикомидзуэ . Кроме того, многие клинки, относящиеся к более ранней истории Японии , сегодня продаются в таком формате вместе с современными репродукциями; хотя большинство из них представляют собой чисто декоративные копии, некоторые из них имеют функциональные лезвия. [4]
Shirasaya gallery
[ редактировать ]-
Набор дайсё креплений для хранения японских мечей ( сирасая ) для катаны (вверху) и вакидзаси (внизу).
-
Типичная сирасая с саягаки (атрибуция или оценка, написанная на сирасая )
-
Нагината Ширасая
-
Танто ширасая
-
Вакидзаси верхом в Сирасая
-
Яри Ширасая
Коширэ
[ редактировать ]
Слово кошираэ происходит от глагола кошираэру ( 拵える ) , который больше не используется в современной речи. Чаще всего вместо него используется слово «цукуру», причем оба слова означают «создавать, создавать, производить». Более точное слово — тосо ( 刀装 ) , что означает «мебель для меча», где тосогу ( 刀装具 ) — это части крепления в целом, а «канагу» означает те, что сделаны из металла. Гайсо ( 外装 ) — это «внешние» крепления, в отличие от тошина ( 刀身 ) , «тела» меча.
Коширэ . следует представлять с цука ( рукоятью ) слева, особенно в мирное время, поскольку таким образом невозможно легко обнажить меч В период Эдо было введено множество формализованных правил: во время войны рукоять должна быть направлена вправо, чтобы меч можно было легко обнажить.
Коширы предназначались не только для функциональных, но и для эстетических целей, часто использовался семейный мон ( гребень для идентификации ).
Виды кошираэ
[ редактировать ]Тачи
[ редактировать ]
( в стиле тати 太刀) Косирэ — основной стиль крепления, используемый для тати , при котором меч подвешивается ребром вниз на двух вешалках ( аси ), прикрепленных к оби . [5] Рукоять лезвие часто имела немного более сильную кривизну, чем , продолжая классическое увеличение кривизны тати , идущее от кончика к рукояти. Рукоять обычно закреплялась двумя колышками (мекуги) , а не одним колышком для более коротких клинков, включая катану . тати предшествовала в стиле Кошира кошираэ катаны стиле в .
Катана
[ редактировать ]
( в стиле катаны 刀) Кошираэ является наиболее широко известным кошираэ и больше всего ассоциируется с самурайским мечом. Мечи, закрепленные таким образом, носят режущей кромкой вверх, в отличие от крепления тати , при котором меч носят режущей кромкой вниз.
Хан-дачи (полу -тачи )
[ редактировать ]Хан -дачи ( 半太刀 ) кошираэ носили в стиле катаны, но включали в себя некоторые детали, связанные с тати, такие как кабуто-гане вместо каширы .
Айкучи
[ редактировать ]
Айкути для маленьких мечей , ( 合口 или 匕首 ) — это форма кошираэ в которых рукоять и ножны соединяются без перемычки между ними. [6] Это слово буквально означает ай («встреча») + кучи («рот; открытие»), имея в виду то, как рукоять прилегает непосредственно к ножнам. [7] [8] Первоначально использовался на косигатане (предшественнике вакидзаси ) для облегчения ношения рядом с доспехами. [6] [9] он стал модным стилем крепления танто ( буквально «маленький меч», который в настоящее время считается кинжалом ) среди Начиная с периода Камакура, представителей высшего сословия .
Сикомидзуэ
[ редактировать ]Сикомидзуэ или ( 士込みпалка , «подготовленная трость») дзёто ( палка -меч , «меч-посох») [10] японский меч-палка . Он наиболее известен тем, что его использовал вымышленный мастер меча Затоичи . Лезвие меча помещалось в трость ( цуэ ) в качестве укрытия. Эти крепления не следует путать с Ширасая (白鞘, «белые ножны»), которые представляли собой простые деревянные крепления без каких-либо украшений, кроме (иногда) краткого описания содержимого.
Некоторые сикоми-дзуэ также скрывали мэцубуси , цепи, крючки и многое другое. Сикоми-дзуэ можно было носить на публике, не вызывая подозрений, что делало их идеальным инструментом для шиноби .
Все
[ редактировать ]Кайкен длиной 8–10 дюймов . ( 懐剣 ) — одно- или обоюдоострый кинжал [11] без декоративных деталей, помещенный в простое крепление, которое раньше носили мужчины и женщины самураев в Японии. Он был полезен для самообороны в помещении, где длинная катана и промежуточные вакидзаси были неудобны. Женщины носили их в кимоно либо в кармане, как складке, либо в рукаве. [12] для самообороны или для самоубийства путем перерезания яремной вены и сонной артерии на левой стороне шеи. [13] [14]
Коширэ Галерея
[ редактировать ]-
Танто в айкути. в стиле стиле кошираэ
-
Сикомидзуэ кошираэ
-
Тати и тати кошираэ
-
Все (квайкен) танто
-
Вакидзаси кошираэ
-
Танто кошираэ
Части кошираэ
[ редактировать ]Я
[ редактировать ]Сая ( 鞘 ) — японский термин, обозначающий ножны , и конкретно относится к ножнам меча или ножа. Сая кошираэ (ножны для практического использования) обычно изготавливаются из очень легкой древесины и покрываются лаком снаружи. Правильный рисунок и вставка клинка в ножны предполагает контакт муне (задней части клинка), а не ха (края) с внутренней частью ножен. Сая также имеет роговую ручку ( 栗形 , куригата ) с одной стороны для крепления плетеного шнура ( сагео ) и может иметь ситодом (монтажную петлю) для акцентирования куригаты, а также наконечник ( 小尻 , кодзири ). изготовлен из металла. Традиционно койгути (горловина ножен) и кодзири (наконечник ) делались из рога буйвола.
-
Катана я
-
Моя нагината
-
Мой танто
-
Мой вакидзаси
Сая : разделена на части
- Сагео
Сагео — это подвесной шнур из шелка, хлопка ( 下緒 или 下げ緒 ) который продевают через отверстие в куригата ( 栗形 ) японского меча сая или кожи , . Существует несколько различных способов обертывания и привязывания сагео к сая для демонстрации. Другие применения сагео — привязывание меча к самураю и ходзёдзюцу . Самураи чувствовали, что сагео образует духовную связь между ними и мечом, и они очень внимательно следили за тем, чтобы правильно привязать его, когда меч не использовался. [15]
-
Соответствующий набор ( дайсё ) сагео .
- Кури-ката
Куриката (栗形) — это ручка , прикрепленная к ножнам японского меча. Сагео сая (шнур), которым крепится меча к оби (поясу), проходит через отверстие в курикате .
- Кодзири
Кодзири — ( 鐺 ) это наконечник ножен или защитная деталь на конце ножен.
- Когатана и Кодзука
Когатана (小刀), небольшой канцелярский нож, который помещается в карман на ножнах, кодзука — декоративная ручка когатаны .
- когай
Когай (笄) — это шип для укладки волос , который помещается в карман сая .
-
Танто кошираэ показывает когай в кармане
- Умабари
Умабари — небольшой нож , ( 馬針 ) являющийся разновидностью когатаны . Помещается в карман на сая .
Цука
[ редактировать ]Цука — ( 柄 ) это рукоять или рукоять японского меча.
-
Две катаны цука (вверху), вакидзаси (внизу) в форме дайсё ( совпадающий комплект)
-
Катана Цука
-
Тачи Цука
-
Вакидзаси цука
-
Цука построен как единое целое и не имеет отдельных отдельных фучи , каширы и менуки.
Цука : делится на следующие части
- Менуки
Менуки цука (目貫) — это украшения на ( обычно под цука-ито ); чтобы поместиться в ладонь для захвата.
-
Цука с менуки в форме стоящего гуся с бамбуком
-
Менуки с лошадью и всадником
- Самегава
Самэгава (鮫皮) — это кожа ската , используемая для покрытия или обертывания рукоятки.
-
Цука показывает самегаву
-
Танто Цука показывает самегаву
- Цука-ито
Цука-ито (柄糸) — это обертка цука , традиционно шелковая, но сегодня чаще хлопок, а иногда и кожа.
- Фучи
Фучи (縁), воротник или наконечник колпачкового типа, закрывающий отверстие цука японского меча. Острие меча входит в цука через отверстие в фучи .
-
Катана фути
-
Пара дайсё фути
-
Фучи с драконом
-
Фучи с крадущимися львами
- Кашира
Кашира ) ( 頭 ) — это наконечник (навершие цука .
-
Катана Кашира
-
Дайсё кашира , вакидзаси и катана
-
Кашира с самураями
-
Кашира с цаплями и камышом
Курение
[ редактировать ]Цуба обычно представляет собой ( 鍔 или 鐔 ) круглую (или иногда квадратную) гарду на конце рукоятки клинкового японского оружия, такого как катана и ее разновидности, тати , вакидзаси , танто , нагината и т. д. Они способствуют балансу. оружия и защите рук. Цуба . в основном предназначалась для предотвращения соскальзывания руки на лезвие во время уколов, а не для защиты от клинка противника Гарда чудан -но камаэ определяется цубой и кривизной клинка. Диаметр средней катаны- цубы составляет 7,5–8 см (3,0–3,1 дюйма), вакидзаси- цубы - 6,2–6,6 см (2,4–2,6 дюйма), а танто- цубы - 4,5–6 см (1,8–2,4 дюйма).
В периоды Муромати (1333–1573) и Момояма (1573–1603) цуба больше служили функциональностью, чем украшением, поскольку изготавливались из более прочных металлов и имели дизайн. В период Эдо (1603–1868 гг.) в Японии царил мир, поэтому цуба стала более декоративной и изготавливалась из менее практичных металлов, таких как золото.
Цуба обычно красиво украшены и в настоящее время являются предметом коллекционирования. Цубы изготавливали целые династии мастеров, единственным ремеслом которых было изготовление цубы . Обычно они были богато украшены. Помимо того, что они были предметами коллекционирования, они часто использовались как семейные реликвии, передававшиеся из поколения в поколение. Японские семьи с самурайскими корнями иногда украшают свой фамильный герб (мон) цубой . Цубу можно найти в различных металлах и сплавах, включая железо, сталь, латунь, медь и сякудо . В дуэли два участника могут соединить катаны вместе на кончике цубы и толкнуть, пытаясь занять лучшую позицию, из которой можно ударить друг друга. Это известно как цубазериай ( 鍔迫り合い , букв. «приталкивание цуба друг к другу») . Цубазериай — обычное явление в современном кендо .
В современном японском языке слово цубазериай (TSUBAZERIAI) также стало означать «находиться в жесткой конкуренции».
-
Цуба с изображением пятнистого оленя работы Фудзивара Тосиёси. 1800-е годы. Метрополитен-музей.
-
Цуба, созданная Цучия Ясучика. Период середины Эдо. Обозначается компанией NBTHK как особо важный фитинг.
-
изображающие Минамото-но Ёримицу , пытающегося разрезать цутигумо тати Две цубы , по имени «Хидзамару». Сделано Унно Ёсимори I (слева), Музей изящных искусств Готику Садакацу (справа) .
-
Пруд с лотосами
-
Цуба с осенними цветами
-
Цуба с обезьянкой, дразнящей слона палкой
-
Цуба со стрекозой в шибуичи
Кузнец
[ редактировать ]Сеппа (切羽) — это шайбы, используемые перед и позади цубы для затягивания фитингов. Сеппа может быть богато украшенной или простой.
-
Танто цуба и две сеппы
-
Танто цуба и две сеппы
-
Яри танто цуба и две сеппы
-
Цуба и две сеппы
-
Вакидзаси Цуба и одиночная сэппа
Аввакум
[ редактировать ]Хабаки — кусок металла , ( 鎺 ) окружающий основание лезвия японского меча. Он имеет двойную цель: фиксировать цубу (гарду) на месте и удерживать оружие в сая (ножнах).
Важность хабаки проявляется в вынимании катаны из ножен. Его извлекают, захватив ножны в верхней части и нажимая на гарду большим пальцем, чтобы вытащить лезвие ровно настолько, чтобы высвободить хабаки из ножен в процессе, называемом коигучи-но кириката ( 鯉口の切り方 ) «разрезание коигучи» . Лезвие, освободившись, можно очень быстро вытащить. Это известно как коигучи о киру ( 鯉口を切る ) , нукицукэ ( 抜き付け ) или танка о киру ( 啖呵を切る ) «очистка танка » . Выражение « танка о киру » сейчас широко используется в Японии в значении «готовиться что-то начать» или «готовиться говорить», особенно с агрессивным подтекстом.
Хабаки . вызовет нормальный износ внутри ножен, и для решения проблемы может потребоваться либо прокладка, либо полная замена ножен, поскольку со временем они станут слишком свободными снимать хабаки Рекомендуется и смазывать их маслом после резки или раз в несколько месяцев.
-
Хабаки в золоте
-
Сначала он вставляется в лезвие.
-
Затем цуба . вставляется и
-
Пара дайсё с серебряными хабаки.
См. также
[ редактировать ]- Список национальных сокровищ Японии (поделки-мечи)
- Цуба в коллекции Художественной галереи Вулвергемптона , Англия.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Новое поколение японских мастеров меча , авторы Тамио Цучико, Кенджи Мишина, издательство Kodansha International, 2002, стр.191 и стр.191. ISBN 978-4-7700-2854-9
- ^ В этом контексте «белый» можно понимать как простой или неукрашенный .
- ↑ Отверстия в рукояти предназначены для мекуги (колышек), фиксирующих лезвие (см. Катану ).
- ^ Большинство производителей заметят, что такие крепления предназначены только для хранения, демонстрации и транспортировки, а не для фактического использования.
- ^ [1] Искусство самураев: японское оружие и доспехи, 1156–1868 гг ., Авторы Морихиро Огава, Кадзутоши Харада, Издательство Метрополитен-музей, 2009 г., ISBN 1-58839-345-3 , ISBN 978-1-58839-345-6 стр.193
- ^ Jump up to: а б [2] Японский меч , Канзан Сато, Kodansha International, 30 мая 1983 г., стр. 196.
- ^ 1988 , Кокуго Дай Дзитен, исправленное издание (на японском языке), Токио : Shogakukan
- ^ 2006 , 大辞林 ( Дайдзирин ) , Третье издание (на японском языке), Токио : Сансейдо , ISBN 4-385-13905-9
- ^ [3] Самурай: Оружие и дух японского воина , Клайв Синклер, Globe Pequot, 1 ноября 2004 г., стр.88.
- ^ Сейсинкай Будзюцу. «Скрытое и хитрое оружие» . Архивировано из оригинала 28 июля 2014 года . Проверено 5 января 2012 г.
- ^ Глоссарий изготовления, украшения и использования оружия и доспехов: во всех странах и во все времена , Джордж Кэмерон Стоун, Courier Dover Publications, 1999, ISBN 0-486-40726-8 , ISBN 978-0-486-40726-5 . п. 405 .
- ↑ Самурай: Оружие и дух японского воина , Клайв Синклер, Globe Pequot, 1 ноября 2004 г., стр.88.
- ^ Полная энциклопедия оружия и оружия: наиболее полный из когда-либо опубликованных справочников по оружию и доспехам , Клод Блэр , Издательство Bonanza Books, 1986, ISBN 0-517-48776-4 , ISBN 978-0-517-48776-1 стр.306
- ^ Книга меча в Хончо гункико и Книга Саме, Ко хи сэй ги Инаба Цурио , авторы Хакусеки Араи, Цурю Инаба, издатель CE Tuttle, 1963, стр.42
- ^ «Sageo и как носить катану» . обучение боевым искусствам с оружием . Оружие и обучение боевым искусствам. 6 августа 2017 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- CU Гвидо Шиллер. «Кошираэ: Нихон Токен Гайсо Крепления японских мечей» . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г. Проверено 17 июня 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Мастерство японского меча» , Леон и Хироко Каппы, Ёсиндо Ёшихара; Коданша Интернэшнл; ISBN 0-87011-798-X
- «Меч самурая: Справочник» , Джон М. Юмото; Компания Чарльза Э. Таттла; ISBN 0-8048-0509-1
- «Японский меч» , Канзан Сато; Коданша Интернэшнл; ISBN 0-87011-562-6
- Японские мечи , Nobuo Ogasawara Publishing Co, Ltd.; ISBN 4-586-54022-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- История развития Косираэ
- Хабаки – О японских мечах
- Оружие и обучение боевым искусствам — Sageo и как носить катану
- Nihonto Antiques – Пошаговое руководство по вязанию Sageo (фотографии).
- Магазин мечей Усагия – Пошаговое руководство по вязанию Sageo (фото).
- Магазин мечей TakumiWarrior – изучение японских дизайнов цуба (фотографии).