Глоссарий японских мечей
Это глоссарий японских мечей , включающий основные термины, которые случайный читатель может найти полезными для понимания статей о японских мечах . В определениях слова, выделенные жирным шрифтом, имеют значения в других местах глоссария.
А
[ редактировать ]- аши ( 足 , «нога») — тонкая линия, проходящая через линию закалки ( хамон ) к режущей кромке ( ха ). [1]
- аясуги-хада ( 綾杉肌 ) – регулярный волнистый рисунок поверхности ( джихада ). Также известен как гасан-хада по названию школы, которая обычно производила мечи этого типа. [2] [3]
Б
[ редактировать ]- бокуто ( 木刀 ) — деревянный (тренировочный) меч (или другое клинковое оружие) оригинальной формы.
- боси ( 帽子 ) — линия закалки ( хамон ) острия клинка ( киссаки ). (см. изображение ) (см. также ко-мару ) [4]
С
[ редактировать ]- Чикей ( 地景 ) — чёрные блестящие линии нэ , которые появляются в джи . [5]
- чиримен-хада ( 縮緬肌 , рисунок крепа ) - отчетливо видимый мокумэ-хада с более четкой сталью, чем в аналогичных, но более грубых узорах. [6]
- тёдзи мидаре ( 丁子乱れ , «гвоздичное расстройство») — неправильный узор хамон , напоминающий гвоздику , с круглой верхней частью и узкой, суженной нижней частью. [7]
- Тёкуто ( 直刀 , букв. прямой меч) — прямой меч, производившийся в основном в древний период ( дзёкото ). Их определение как тати ( 大刀 ) носит чисто хронологический характер, поскольку оно относится исключительно к древним мечам до Хэйан, в отличие от тати ( 太刀 ), которое относится к более поздним мечам. Эти древние японские мечи также известны как дзёкото ( 上古刀 , древний меч) . [8]
- чокен ( 長剣 , длинный меч) — обычно используется как калька для самого широкого определения (европейских) длинных мечей .
- Тёто ( 長刀 , букв. длинный меч) — либо нагакатана (из-за длинного лезвия), либо нагината (из-за длинной рукоятки). [9]
Д
[ редактировать ]- дайсё ( 大小 , букв. большой (и) маленький) — в контексте любая пара японских мечей разной длины ( дайто и сёто ), носимых вместе.
- дайто ( 大刀 , букв. большой меч) — любой тип японского длинного меча , больший в паре дайсё . Обычно катана .
Ф
[ редактировать ]- фукура ( 脹 ) — режущая кромка ( ха ) острия клинка ( киссаки ). (см. изображение ) [4]
- фунбари ( 踏ん張り ) – сужение лезвия от основания ( мати ) к острию ( киссаки ) [10]
Г
[ редактировать ]- гасан-хада ( 月山肌 ) – см. аясуги-хада . [2]
- гендайто ( 現代刀 , современные мечи) – мечи, произведенные после 1876 года. Также название периода в истории меча с 1876 года по настоящее время, т. е. периода, пришедшего на смену периоду синсинто . [11]
- гобан кадзи ( 御番鍛冶 , «почетные кузнецы ротации») в отставке вызывал - кузнецы, которых император Го-Тоба для работы в своем дворце ежемесячно. [12]
- гокаден ( 五ヶ伝 , Пять традиций) — пять основных стилей мечей, которые в период кото были связаны с провинциями: Ямасиро , Ямато , Бидзэн , Сагами /Сосю и Мино . [13] [14]
- гомабаси . пара параллельных – желобков, идущих частично вверх по лезвию, напоминающих палочки для еды [15]
- Гуномэ ( 互目 ) — волнообразный контур линии закалки ( хамон ), составленный из полукругов одинакового размера. [16] [17]
ЧАС
[ редактировать ]- ха ( 刃 , лезвие) – закаленная режущая кромка клинка. Сторона, противоположная муне . Также называется хасаки или яиба . (см. изображение ) [18]
- хаджими ( 刃染 ) — туманные пятна на линии закалки ( хамон ), возникающие в результате многократной шлифовки или неправильной закалки. [19]
- хамачи ( 刃区 ) — выемка на режущей кромке ( ха ), отделяющая собственно клинок от хвостовика ( накаго ). (см. изображение ) [4] [18]
- хамон ( 刃文 ) – граница между закаленной частью ха (режущей кромки) и незакаленной частью остальной части меча; линия темперамента. (см. изображение ) [4] [18]
- хасаки ( режущая кромка ) – см. ха .
- хатараки ( 働 , деятельность, работа) — узоры и формы, такие как линии, полосы, точки и туманные отражения, которые появляются в дополнение к рисунку зерен ( джихада ) и линиям закалки ( хамон ) на поверхности стали и являются результатом полировки меча. [20] [21]
- хидзики-хада ( Као Нахада ) — см. Мацукава-хада .
- сколько ( 平 ) – см. хирадзи . [4]
- Хирадзи ( 平地 ) — изогнутая поверхность между гребнем ( синоги ) и линией закалки ( хамон ). Также называется хира . Если отполировать, хираджи кажется сине-черным. (см. изображение ) [4]
- хира-дзукури ( 平造 ) — почти плоский клинок без гребня ( синоги ) или ёкотэ . (см. изображение ) [22]
- хитацура ( 皆焼 ) — линия закалки ( хамон ) со следами закалки, видимыми вокруг гребня и возле края лезвия. [16]
- хон-дзукури ( хонзо , основной стиль) — см. синоги-дзукури .
я
[ редактировать ]- ичимаи боси ( 一枚帽子 ) — полностью закаленная точка ( киссаки ), потому что хамон поворачивает назад, не дойдя до точки. [19] [23]
- итимондзи каэри ( 一文字返り ) — боси , который поворачивается назад по прямой горизонтальной линии с коротким каэри . [19]
- икуби-киссаки ( 猪首切先 , «острие кабаньей шеи») — короткое, короткое острие клинка ( киссаки ). [24]
- иори ( 庵 ) — верхний гребень заднего края ( муне ), задний гребень. (см. изображение ) [4]
- итаме-хада ( 板目肌 ) — узор на поверхности ( джихада ) из разбросанных неправильных овалов, напоминающих текстуру древесины . Узор с мелкими/крупными зернами этого типа называется ко-итаме-хада/о-итаме-хада. [3]
Дж
[ редактировать ]- дзи ( 地 ) — область между хребтом ( синоги ) и хамоном . [18]
- джигане ( 地鉄 ) – обычно используется для обозначения материала лезвия. [3]
- джихада ( 地肌 , зерно , текстура ) — видимый рисунок поверхности стали, возникающий в результате ковки и складывания во время строительства . (также см. масамэ-хада , мокуме-хада , итаме-хада и аясуги-хада ) [3]
- джи-ни ( 地流え ) – ние , появляющееся в хирадзи . [5]
- дзёкото ( 上古刀 , древний меч) — меч, изготовленный до середины периода Хэйан . В отличие от более поздних клинков, это прямые мечи. Этот термин также используется для обозначения соответствующего периода фехтования, за которым последовал период кото . [8] [25]
- дзюка тёдзи ( 重化丁子 , «двойной гвоздик») — множественные перекрывающиеся гвоздики в форме узоры тёдзи мидаре . [7]
- дзюкен ( штык , «огнестрельный меч») – штык .
К
[ редактировать ]- каэри ( 返り ) — часть линии закалки ( хамон ), идущая от кончика боси до заднего края ( мунэ ). [26]
- Кайкен ( 懐剣 ) — кинжал, спрятанный в одежде. [27]
- касане ( 重ね ) — толщина клинка, измеряемая по задней кромке ( мунэ ). (см. также мотокасане и сакикасане ) [28] [29]
- катана ( 刀 ) — изогнутый меч с длиной лезвия ( нагаса ) более 60 см (24 дюйма). Изношенная тяга через ремень острием лезвия ( ха ) направлена вверх. Он заменил более старые тати ( 太刀 ), начиная с периода Муромати , после 1392 года. [30] Также (ныне редкий) общий термин для однолезвийных клинков, см. tō .
- катаочи гуномэ ( плечо-взаимное ) — гуноме с прямой вершиной и общим наклоном. [31]
- кавадзуко тёдзи мидаре ( 蛙子丁子乱れ , «головастик-гвоздичное расстройство») — вариация рисунка тёдзи мидаре с вершинами, напоминающими головастиков . [7]
- кэн ( 剣 ) – обоюдоострый клинок (меч/кинжал) любого размера и формы. [27]
- кинсудзи ( 金筋 , золотая линия) — короткая прямая тонкая сияющая черная линия нэ , появляющаяся на линии темперамента ( хамон ). [21] [32]
- киссаки ( 切先 ) – веерообразное острие клинка; отделен от корпуса меча ёкотэ . (см. изображение ) [4] [18]
- когай ( 笄 ) — шампур для прически владельца, носимый в кармане ножен катаны и вакидзаси на стороне, противоположной кодзуке . [33] [34]
- когатана ( 小刀 ) — любой нож, особенно небольшой канцелярский нож, который носят в кармане ножен катаны и вакидзаси .
- ко-итаме-хада ( койтаме-хада ) – см. итаме-хада . [35]
- ко-мару ( 小丸 , маленький круг) — боси , который проходит параллельно режущей кромке области острия ( киссаки ), а затем образует небольшой круг, поворачиваясь назад к заднему краю ( мунэ ). [23]
- ко-мокуме-хада ( комокуме -хада ) – см. мокуме-хада . [35]
- ко-синоги ( 小鎬 ) — диагональная линия, отделяющая острие клинка ( киссаки ) от синогидзи и продолжающая гребень ( синоги ) до заднего края ( муне ) в области киссаки . (см. изображение ) [35]
- коси-дзори ( 腰反 ) — кривизна ( сори ) клинка с центром изгиба, лежащим рядом или внутри хвостовика ( накаго ) . [36]
- кото ( 古刀 , «старый меч») — меч периода до Эдо в отличие от синто . Годом перехода обычно считается 1596 год. Этот термин также используется для обозначения соответствующего периода фехтования, где нижний предел определяется появлением изогнутых мечей в середине периода Хэйан . Период кото пришел на смену периоду дзокото . [33]
- Кодзука ( 小柄 ) — рукоятка небольшого канцелярского ножа ( когатана ), которую носят в кармане ножен катаны и вакидзаси на стороне, противоположной когаю . Также используется для обозначения всего ножа, то есть рукояти плюс лезвия. [33]
- Кёхо Мэйбуцучо ( 享保名物帳 , реестр знаменитых изделий эпохи Кёхо) — Реестр шедевральных мечей ( мейбуцу ), составленный семьей Хонами в эпоху Кёхо . [37]
М
[ редактировать ]- мати ( 区 ) — насечки, отделяющие клинок от хвостовика . (также см. мунемачи и хамачи ) [4]
- масамэ-хада с прямыми ( ) рисунок поверхностями . [3]
- Масамунэ дзюттецу ( Масамунэ Дзютецу , Десять великих учеников Масамунэ) — десять отличных учеников Масамунэ : Го Ёсихиро, Норисигэ, Канеудзи, Кинджу, Рай Куницугу, Хасебе Кунисигэ, Осафуне Канемицу, Чоги, Самондзи, Сэкиси Наоцуна. [38]
- мацукава-хада ( 松皮肌 ) — рисунок поверхности ( джихада ), напоминающий кору сосны. Разновидность о-мокуме-хада или о-итаме-хада с толстым чикей . Также известен как хидзики -хада. [38]
- Мэй ( 銘 ) — подпись, обычно выгравированная на хвостовике ( накаго ). [38]
- мейбуцу ( 名物 , «знаменитый продукт») – мечи, признанные шедеврами. Иногда используется для обозначения мечей, перечисленных в Кёхо Мейбуцучо . [38]
- мекуги ( 目釘 ) — бамбуковый или роговой колышек, который проходит через мекугиану и закрепляет хвостовик в рукоятке . [39]
- мекугиана ( 目釘孔 ) — отверстие в хвостовике ( накаго ) для удерживающего штифта ( мэкуги ), фиксирующего хвостовик в рукоятке . (см. изображение ) [39] [40] [41]
- мидареба ( 乱刃 ) – неровная линия темперамента ( вызов ). (также см. предложение ) [16]
- мидаре коми ( 乱込み ) — неровная линия темперамента ( мидареба ), продолжающаяся в острие ( киссаки ). [26]
- михаба ( 身幅 , ширина лезвия) — расстояние от края лезвия ( ха ) до заднего края ( муне ). (также см. сакихаба и мотохаба ) [28] [29]
- мидзикагатана ( . букв. короткий меч) см. танто – [42]
- мицукадо ( 三つ角 , три угла) – точка, в которой встречаются ёкотэ , синоги и ко-синоги . (см. изображение ) [38]
- мокумэ-хада ( 杢目肌 ) — узор на поверхности ( джихада ) из маленьких овалов и кругов, напоминающий кап — текстуру древесины. Узор с мелкими/крупными зернами этого типа называется ко-мокуме-хада/о-мокуме-хада. [3] [35]
- мотохаба ( 元幅 , нижняя ширина) — ширина лезвия ( михаба ) внизу лезвия ( мати ). [28] [29]
- мотокасанэ ) касанэ в – толщина лезвия ( ) нижней части лезвия ( мати . [28] [29]
- муне ( 棟 ) – задняя кромка клинка, т. е. сторона, противоположная режущей кромке ( ха ). (см. изображение ) [39]
- мунэмати ( 棟区 ) — выемка на заднем крае ( мунэ ), отделяющая собственно клинок от хвостовика ( накаго ). (см. изображение ) [4] [18]
Н
[ редактировать ]- нагакатана ( 長刀 , букв. длинный меч) — любой меч с лезвием длиннее танто , особенно исключительно большие (например, нодати ). Также называется тёто .
- нагамаки (長巻, «длинная упаковка») — большой меч с лезвием, обычно размером с катану , и очень длинной рукоятью примерно такой же длины. Дизайн-преемник Одачи / нодачи .
- нагината ( 薙刀, 長刀 ) — древковое оружие , наносимое большими размашистыми ударами. Обычно с широким лезвием, длинным хвостовиком и без ёкотэ . Часто на нем имеется характерная резная канавка. Также называется тёто . [43]
- накаго ( 茎 , тан ) — неполированная часть клинка, скрытая рукоятью . (см. изображение ) [18] [39]
- накагодзири ( 茎尻 ) — конец хвостовика ( накаго ) , т. е. обух клинка. (см. изображение ) [39]
- нагаса ( 長さ , длина) — длина клинка, измеряемая от острия до выемки на задней кромке ( мунэмачи ). [40]
- нашиджи-хада ( 梨地肌 ) — рисунок поверхности ( джихада ), напоминающий мякоть нарезанной груши (яп. наши ); т.е. по существу тонкая плотная ко-мокуме-хада с поверхностной ниэ по всей длине. [43]
- ни ( 沸え ) — небольшие отчетливые кристаллические частицы мартенсита , аустенита , перлита или троостита , которые выглядят как мерцающие звезды. [43]
- нихонто ( 日本刀 , японский меч ) — изогнутый клинок с гребнем ( синоги ). [43]
- ниои ( 匂い ) — неразличимые кристаллические частицы мартенсита , аустенита , перлита или троостита , которые появляются вместе, как звездное небо. [43]
- ниой кузурэ ( перерыв запаха ) – увидимся .
- нодачи ( 野太刀 , букв. полевой меч) — очень большой и тяжелый меч длиной ( нагаса ) до 120–150 см (47–59 дюймов) для использования в полевых боях. Носится через спину. [44] [45]
- нотаре ( 湾れ ) — слегка волнистая линия темперамента ( хамон ). [43]
ТО
[ редактировать ]- Одачи ( 大太刀 ) — очень большой меч, изобретенный в 14 веке. длиной ( нагаса ) 4–5 футов (1,2–1,5 м). Поношенный, свисающий с плеча. [46]
- О-фея ( 大肌 ) – крупный узор ( джихада ).
- О-итаме-хада ( 大盘目 Мышца ) — см. итаме-хада . [47]
- О-мокуме-хада ( 大杢目хада ) – см. мокумэ-хада . [47]
- Отати ( 大太刀 ) — альтернативное прочтение Одачи .
С
[ редактировать ]- сакихаба ( 先幅 , ширина верха) — ширина клинка ( михаба ) у ёкотэ . [28] [29]
- сакикасанэ ( нахлест ) – толщина клинка ( касанэ ) у ёкотэ . [28] [29]
- саки-дзори ( 先反 ) — кривизна ( сори ) клинка с центром изгиба, лежащим вблизи острия. [36]
- сансаку боси ( 三作帽子 ) — боси , встречающиеся в работах трех мастеров меча: Осафунэ Нагамицу, Кагемицу и Саненага: хамон продолжается в виде прямой линии внутри области острия ( киссаки ), идущей к кончику клинка. Непосредственно перед тем, как достичь кончика, боси поворачивается по небольшому кругу ( ко-мару ) на небольшом расстоянии до заднего края ( мунэ ), остающегося внутри киссаки . [48]
- син гунто ( 新軍刀 , неоармейский меч) — меч Императорской японской армии с металлическими ножнами ( сая ), выпускавшийся с 1930-х годов до конца Второй мировой войны в 1945 году. [49]
- синкэн ( 真剣 , букв. настоящий меч) — настоящий меч в отличие от незаточенного или деревянного тренировочного оружия ( бокуто ). [50]
- синоги ( 鎬 , гребень) — гребень, идущий вдоль боковой стороны меча, обычно ближе к задней части ( муне ), чем к режущей кромке ( ха ). (см. изображение ) [4] [18]
- синогидзи ( 鎬地 ) — плоская поверхность между гребнем ( синоги ) и задним краем ( мунэ ). (см. изображение ) [4]
- синоги-дзукури ( 鎬造 ) — изогнутый клинок с ёкотэ и гребнем ( синоги ) довольно близко к задней кромке ( мунэ ). Также известен как хон-дзукури ( 本造 , основной стиль) . (см. изображение ) [22]
- синсинто ( 新々刀 , «новый-новый меч») — период в истории меча, характеризующийся возрождением старых стилей меча, особенно тех, что относятся к периоду Камакура . Он следует за периодом синто и обычно датируется концом 18 века примерно 1876 годом, когда ношение мечей было запрещено. Этот термин также используется для обозначения мечей, изготовленных в этот период. [51]
- синто ( 新刀 , «новый меч») — мечи периода пост-Эдо , изготовленные после окончания периода кото (после 1596 года) и до периода возрождения старых стилей в конце 18 века, известного как синсинто . Этот термин также используется для обозначения соответствующего периода владения мечом. [51]
- сёбу-дзукури ( 菖蒲造 ) — изогнутый клинок без ёкотэ и гребня ( синоги ) довольно близко к заднему краю ( мунэ ); в основном синоги-дзукури без ёкотэ. (см. изображение ) [22]
- Сёто ( 小刀 , букв. маленький меч) — любой тип японского короткого меча , меньший в паре дайсё . Обычно это вакидзаси .
- сори ( 反り , кривизна) — кривизна меча, измеряемая как наибольшее перпендикулярное расстояние между задней кромкой ( муне ) и хордой, соединяющей выемку на задней кромке ( мунэмати ) с острием клинка. [40]
- сугата ( 姿 , форма) — общая форма клинка. [52]
- Сугуха ( 直刃 ) – прямая линия темперамента ( хамон ). (также см. мидареба ) [16]
- Сумиганэ ( 墨鉄 , «чернильное железо») — простые темные пятна на дзи , которые значительно отличаются от рисунка поверхности как по цвету, так и по текстуре. [20]
- сунагаси ( 砂流 , поток песка) — отметки на линии закалки ( хамон ), напоминающие узор, оставленный метлой, проносящейся по песку. [21] [32]
Т
[ редактировать ]- тати ( 大刀 ) — прямой меч ( тёкуто ), производившийся в древние времена, с длиной клинка ( нагаса ) более 60 см (24 дюйма). Не путать с тати ( 太刀 ) . [30]
- тати ( 太刀 ) — изогнутый меч с длиной лезвия ( нагаса ) более 60 см (24 дюйма) и обычно 70–80 см (28–31 дюйм). Носится через бедро лезвием ( ха ) вниз. В основном производился в период кото . Не путать с тати ( 大刀 ) . [18] [30]
- танкен ( 短剣 , короткий меч) — нож или кинжал (строго говоря, только последний) длиной ( нагаса ) короче 30 см (12 дюймов) и обычно около 26 см (10 дюймов). Обычно построен в плоском стиле ( хира-дзукури ). (также см. танто , кайкен ) [27] Обычно используется как калька для самого широкого определения (европейских) коротких мечей .
- танто ( 短刀 , букв. короткий меч) — нож или кинжал (строго говоря, только первый) длиной ( нагаса ) короче 30 см (12 дюймов) и обычно около 26 см (10 дюймов). Обычно построен в плоском стиле ( хира-дзукури ). Также называется мидзикагатана . (также см. танкен , кайкен ) [27]
- то ( 刀 ) – однолезвийные клинки (сабля/нож) любого размера и формы.
- тобияки ( 飛焼 ) — закалённое место внутри дзи, не связанное с основной линией закалки ( хамон ). [53]
- токен ( 刀剣 ) — общий термин для всех одно- и обоюдоострых лезвий любого размера и формы.
- Тории-дзори ( 華表反り ) — кривизна ( сори ) клинка, при которой центр изгиба лежит примерно в центре клинка, напоминая горизонтальную перекладину тории . [36]
- тосу ( 刀子 ) — древний ( дзокото ) очень короткий нож с длиной лезвия ( нагаса ) 10 см (3,9 дюйма) или меньше. [54] [55]
- цуба ( 鍔 или 鐔 ) меча – охрана ; обычно круглая металлическая пластина с центральным клиновидным отверстием для лезвия и, при необходимости, до двух отверстий меньшего размера для кодзука или когай. [54]
- цуруги ( 剣 ) — симметричное обоюдоострое колющее оружие, популярное в эпоху Нара и раннего Хэйан . [56] [57] Также (ныне редкий) общий термин для обоюдоострых лезвий, см. ken .
В
[ редактировать ]- учи-дзори ( 內反 ) — кривизна ( сори ) клинка с небольшим изгибом в сторону режущей кромки ( ха ). [36]
- уцури ( 映り , «отражение») – туманное отражение дзи или синогидзи , обычно сделанных из более мягкой стали. [5]
В
[ редактировать ]- вакидзаси ( 脇差 ) — лезвия длиной ( нагаса ) от 30 до 60 см (от 12 до 24 дюймов). Более короткий из двух мечей, которые носили воины периода Эдо . [30]
И
[ редактировать ]- яиба ( лезвие ) – см. ха .
- якицумэ ( 烧诘 ) – без пути назад ( каэри ); боси , продолжающийся прямо до заднего края ( мунэ ). [26]
- ясуримэ ( 鑢目 ) — файловые метки на тан ( накаго ), наносимые как своего рода дополнительная подпись и перед гравировкой настоящей подписи ( мэй ). (см. изображение ) [54]
- йо ( 葉 , «листья») – активность ( хатараки ) линии темперамента ( хамон ), напоминающая опавшие листья или крошечные следы. После позднего периода Сэнгоку (конец 16 века) его стали называть ниой кудзуре. [1]
- ёкотэ ( 横手 ) — линия, перпендикулярная ребру ( синоги ), отделяющая киссаки от остальной части клинка. (см. изображение ) [4] [18]
- ёрой тоши ( 鎧通し , букв. «Просквозь доспех») — кинжал, используемый для прорезания доспехов. Их длина ( нагаса ) первоначально была зафиксирована на уровне 9,5 солнца (29 см), значение, которое позже было уменьшено до 7,5 солнца (23 см). Первоначально носилась тяга вертикально через заднюю часть ремня; позже носили со стороны езды, рукоятью вперед и лезвием вверх. [58]
- Юбасири ( 湯走 ) — место или места, где нэ концентрируется на дзи . [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Цучико и Мишина 2002 , стр. 46.
- ^ Jump up to: а б Нагаяма 1998 , с. 84
- ^ Jump up to: а б с д и ж Капп, Капп и Йошихара 2002 , с. 28
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Нагаяма 1998 , с. 50
- ^ Jump up to: а б с д Нагаяма 1998 , с. 86
- ^ Нагаяма 1998 , с. 337
- ^ Jump up to: а б с Цучико и Мишина 2002 , стр. 40.
- ^ Jump up to: а б Нагаяма 1998 , с. 12
- ^ « Нагато» (на японском языке).
- ^ Такайва и др. 2006 , с. 172
- ^ Нагаяма 1998 , с. 338
- ^ Нагаяма 1998 , с. 18
- ^ Сато и Эрл 1983 , с. 23
- ^ Нагаяма 1998 , с. 116
- ^ Капп, Капп и Йошихара 2002 , стр. 26
- ^ Jump up to: а б с д Сато и Эрл 1983 , с. 22
- ^ Нагаяма 1998 , с. 92
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сато и Эрл 1983 , с. 15
- ^ Jump up to: а б с Нагаяма 1998 , с. 339
- ^ Jump up to: а б Цучико и Мишина 2002 , стр. 36.
- ^ Jump up to: а б с Капп, Капп и Йошихара 2002 , с. 32
- ^ Jump up to: а б с Нагаяма 1998 , с. 53
- ^ Jump up to: а б Такайва и др. 2006 , с. 34
- ^ Сато и Эрл 1983 , с. 20
- ^ Сато и Эрл 1983 , с. 28
- ^ Jump up to: а б с Нагаяма 1998 , с. 108
- ^ Jump up to: а б с д Нагаяма 1998 , с. 49
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нагаяма 1998 , с. 52
- ^ Jump up to: а б с д и ж Капп, Капп и Йошихара 2002 , с. 20
- ^ Jump up to: а б с д Нагаяма 1998 , с. 48
- ^ Цучико и Мишина 2002 , стр. 39.
- ^ Jump up to: а б Нагаяма 1998 , с. 99
- ^ Jump up to: а б с Сато и Эрл 1983 , с. 198
- ^ Юмото 1979 , с. 48
- ^ Jump up to: а б с д Нагаяма 1998 , с. 342
- ^ Jump up to: а б с д Сато и Эрл 1983 , с. 18
- ^ Нагаяма 1998 , с. 31
- ^ Jump up to: а б с д и Нагаяма 1998 , с. 343
- ^ Jump up to: а б с д и Сато и Эрл 1983 , с. 199
- ^ Jump up to: а б с Сато и Эрл 1983 , с. 16
- ^ Нагаяма 1998 , с. 72
- ^ Значение словаря "Мджикавата"
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нагаяма 1998 , с. 344
- ^ Нагаяма 1998 , с. 25
- ^ Стоун 1999 , с. 472
- ^ Стоун 1999 , с. 473
- ^ Jump up to: а б Нагаяма 1998 , с. 345
- ^ Такайва и др. 2006 , с. 186
- ^ Юмото 1979 , с. 50
- ^ Стоун 1999 , с. 559
- ^ Jump up to: а б Сато и Эрл 1983 , с. 200
- ^ Нагаяма 1998 , с. 59
- ^ Цучико и Мишина 2002 , стр. 44.
- ^ Jump up to: а б с Сато и Эрл 1983 , с. 201
- ^ Сато и Эрл 1983 , с. 43
- ^ Сато и Эрл 1983 , с. 30
- ^ Нагаяма 1998 , с. 347
- ^ Стоун 1999 , с. 678
Библиография
[ редактировать ]- Капп, Леон; Капп, Хироко; Ёшихара, Ёсиндо (2002). Современные японские мечи и оружейники: с 1868 года по настоящее время (иллюстрированное изд.). Коданша Интернэшнл. ISBN 4-7700-1962-9 .
- Нагаяма, Кокан (1998). Книга знатока японских мечей . Международный кодекс. ISBN 4-7700-2071-6 .
- Сато, Канзан; Эрл, Джо (1983). Японский меч . Библиотека японского искусства. Том. 12 (иллюстрированное изд.). Коданша Интернэшнл. ISBN 0-87011-562-6 .
- Стоун, Джордж Кэмерон (1999). Глоссарий конструкции, украшения и использования оружия и доспехов во всех странах и во все времена: вместе с некоторыми тесно связанными темами (иллюстрировано под ред.). Публикации Courier Dover. ISBN 0-486-40726-8 .
- Такайва, Сэцуо; Ёшихара, Ёсиндо; Капп, Леон; Капп, Хироко (2006). Искусство полировки японских мечей . Серия «Искусство и дизайн» (иллюстрированная ред.). Коданша Интернэшнл. ISBN 4-7700-2494-0 .
- Цучико, Тамио; Мишина, Кенджи (2002). Новое поколение японских мастеров меча (иллюстрированное ред.). Коданша Интернэшнл. ISBN 4-7700-2854-7 .
- Юмото, Джон М. (1979). Самурайский меч: справочник (15-е изд.). Издательство Таттл. ISBN 0-8048-0509-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Викискладе есть медиафайлы по теме «Глоссарий частей японского меча» .