Император Го-Тоба
Император Го-Тоба Император Готоба | |||||
---|---|---|---|---|---|
Император Японии | |||||
Царствование | 8 сентября 1183 г. - 18 февраля 1198 г. | ||||
Интронизация | 4 сентября 1184 г. | ||||
Предшественник | Антоку | ||||
Преемник | Цучимикадо | ||||
Сёгун | Минамото-но Ёритомо | ||||
Рожденный | 6 августа 1180 г. Годзё-мати но Тей (Годзё-мати но Тей), Хэйан-кё | ||||
Умер | 28 марта 1239 г. Карита Госё, острова Оки , сёгунат Камакура | (58 лет) ||||
Похороны | Охара-но Мисасаги (Мавзолей Охара) (Киото) | ||||
Супруг | |||||
Проблема более... | |||||
| |||||
Дом | Императорский Дом Японии | ||||
Отец | Император Такакура | ||||
Мать | Фудзивара-но Сёкуси (Ситидзё-ин) |
Император Го-Тоба ( 後鳥羽天皇 , Го-Тоба-тэнно , 6 августа 1180 — 28 марта 1239) — 82-й император Японии согласно традиционному порядку престолонаследия. Его правление продолжалось с 1183 по 1198 год. [ 1 ]
Этот государь XII века был назван в честь императора Тоба , а го- (後) буквально переводится как «позже»; и поэтому его иногда называют «Поздним императором Тоба». Японское слово « го» также переводится как «второй»; а в некоторых более старых источниках этот император может быть идентифицирован как «Тоба Второй» или «Тоба II».
Генеалогия
[ редактировать ]До восшествия на Хризантемовый трон его личное имя (его imina ) [ 2 ] был Такахира -синно ( принц Цзунчэн ) . [ 3 ] Он также был известен как Таканари -синно. [ 4 ]
Он был четвертым сыном императора Такакуры и, таким образом, внуком императора Го-Сиракавы . Его матерью была Бомон Сёкуси (вдовствующая императрица Ситидзё-ин, Ситиджоин), дочь Бомона Нобутаки (Бомон Нобутака) из клана Фудзивара .
Супруги и дети
[ редактировать ]- Императрица ( тюгу ): Фудзивара-но Нинси / Такако (藤原任子), позже Гисюмон-ин (宜秋門院), Кудзё Канезане дочь
- Первая дочь: императорская принцесса Сёси (生子内принц), позже Сюнкамон-ин (春华门院, 1195–1211) - незамужняя императрица, приемная мать императора Дзюнтоку.
- Супруга: Минамото-но Дзаиси / Арико (Минамото Дзаиси), позже Сёмеймон-ин (Сёмеймон-ин; 1171–1257), приемная дочь Минамото-но Мичичика и дочь священника Ноэна.
- Первый сын: императорский принц Тамехито, позже император Цучимикадо.
- Супруга: Фудзивара-но Сигэко (Фудзивара Сигэко), позже Шумеймон-ин (Сюмеймон-ин; 1182–1264), дочь Такакура Норисуэ.
- Третий сын: императорский принц Моринари (принц Шоучэн), позже император Дзюнтоку.
- Императорский принц Масанари (сослан после войны Дзокю )
- Императорский принц-священник Сонкай (尊凯法принц, 1204–1246) – главный священник храма Энряку-дзи ( Тэндай Засу , Тендай Засу)
- Придворная дама: Бомон-но Цубоне (Бюро Бомон), дочь Бомона Нобукиё.
- Императорский принц Нагахито (1196–1249), позже императорский принц-священник Додзё, стал восьмым главным священником Нинна-дзи. храма
- Третья дочь: императорская принцесса Рейши (1200–1273), позже Кайомон-ин.
- Императорский принц Ёрихито (1201–1264) (сослан после инцидента с Дзёкю)
- Придворная дама: Хёэ-но-ками но Цубоне (Хё-но-ками но Цубоне), дочь Минамото-но Нобуясу.
- Придворная дама: замужем за Цубоне (尾張局, ум.1204), дочерью священника Кенсея.
- Императорский принц Докаку (Докаку Хосино; 1204–1250) - главный священник храма Энряку-дзи ( Тэндай Засу , Тендай Засу)
- Придворная дама: Омия-но Цубоне (Бюро Омия), дочь Фудзивара-но Садаёси.
- Императорский принц Сон'эн (1207–1231) - главный священник храма Мийдера.
- Гёэцу (行超) - священник храма Эмрякудзи.
- Придворная дама: Сёнагон но Сукэ (Shonagon no Suke)
- Дошу – священник
- Придворная дама: Камегику, танцовщица (Сирабёси)
- Придворная дама: Таки (водопад; ум. 1265), танцовщица (Сирабёси)
- Императорский принц Какунин (覚仁法王) (1198–1266) - главный священник храма Ондзё-дзи.
- Придворная дама: Танец с Цубоне (丹波局), Иши (石), танцором (Сирабёси)
- Императорская принцесса Хироко (兕子内 Императорский принц, р. 1205) - Сайо служил в храме Исэ во время правления императора Дзюнтоку и императора Чукё (1215–1221 гг.).
- Придворная дама: Химехоши, танцовщица (Сирабёси)
- Какуё – священник
- Дои (道伊) - священник храма Ондзё-дзи.
- Доэн (道縁) - священник храма Нинна-дзи.
- Мать неизвестна:
- Сын: принц Итидзё (Итидзё, 1201–1213)
- принцесса (1202–1207)
События из жизни Го-Тоба
[ редактировать ]Го-Тоба взошел на престол в трехлетнем возрасте.
- 8 сентября 1183 г. ( 2 Цзюэй , 20-й день 8-го месяца ): на 3-м году правления Антоку -тенно ( 安徳天皇三年) император бежал из столицы, чтобы не поддаться давлению по поводу своего отречения. В отсутствие Антоку бывший император Го-Сиракава, затворившийся в монастырь , своим указом возвысил младшего брата Антоку; и маленькому ребенку было дано принять обряд отречения ( джузэн ). [ 5 ] Фракция противников Тайры намеревалась правопреемство ( senso получить ); и вскоре после этого, как говорят, император Го-Тоба взошел на трон ( сокуи ). [ 6 ]
Хотя эти формальные обряды и церемонии проходили в Хэйан-кё, императорские регалии по-прежнему принадлежали Антоку. Таким образом, сэнсо и сокуи Го-Тоба стали первыми в истории, которые исключили ритуальную передачу священных сокровищ от государя к его преемнику. [ 5 ]
В 1192 году Го-Сиракава умер, и первый сёгунат был основан Минамото-но Ёритомо , а номинальным главой стал император. [ 7 ]
В 1198 году Го-Тоба отрекся от престола в пользу своего сына, императора Цучимикадо .
Го-Тоба правил как император-затворник с 1198 по 1221 год, во время правления трех императоров, но его власть была более ограниченной, чем у бывших императоров-затворников в период Хэйан .
Именно в это время Го-Тоба постановил, что последователи секты Чистой Земли в Киото во главе с Хоненом должны быть изгнаны или, в некоторых случаях, казнены. Первоначально это было вызвано жалобами духовенства Киото, обеспокоенных ростом популярности новой секты, но Го-Тоба лично приказал принять указ после того, как две его фрейлины обратились в секту без его ведома. [ 8 ]
В 1221 году сёгун назначил императором трёхлетнего внука Го-Тобы, императора Тюкё , но Го-Тоба решил организовать восстание в попытке вернуть себе трон и свергнуть сёгунат Камакура . Этот конфликт известен как Война Дзокю , названная в честь эпохи , в которой он произошел. [ 7 ] : 377–382 Самураи вокруг Киото, которые были против сёгуната, поддерживали его, но большинство самураев, особенно в Канто , поддерживали сёгунат при поддержке Ходзё Масако , вдовы Ёритомо. Она убедила самураев, собравшихся в Камакуре, что, если они не поддержат Сёгунат, то современный статус и привилегии, достигнутые самураями, будут потеряны, а двор и кугэ восстановят свою власть и влияние. Восстание Го-Тобы было подавлено, и Чукё был заменен на посту императора Го-Хорикавой , племянником Го-Тобы.
После восстания Го-Тоба был сослан на острова Оки . Он умер и был похоронен там.
Неполитическая деятельность
[ редактировать ]«Позволяя сиянию своей силы и величия сиять беспрепятственно, он в то же время развлекался всеми видами искусства и достижений. Во всем этом он не имел себе равных, так что люди задавались вопросом, когда и как он достиг такого мастерства. И многие из тех, кто был экспертом в том или ином из этих искусств, благодаря интересам бывшего императора смогли достичь славы и богатства. Говорят, что Будда ведет всех людей к спасению, даже тех, кто виновен в десяти злах и пяти смертных грехах. Со своей стороны, бывший государь проявлял интерес ко всем свершениям, даже к тем, которые казались самыми тривиальными и незначительными, так что к нему вызывались, где были самые разные люди, имевшие какие-либо претензии на знание этих дел. Похоже, они могли свободно ходатайствовать о его благосклонности.
Можно сказать, что среди всех этих искусств его мастерство в японской поэзии не дает возможности подобрать превосходную степень. Люди могут подумать, что говорить таким образом — значит делать много из ничего. Но поскольку многие сочинения экс-государя легко можно найти в различных сборниках, каждый может судить сам. Можно себе представить, какими должны были быть его способности в других искусствах и достижениях. Но пока сохраняются тексты его поэтических сочинений в том виде, в каком их записали и сохранили люди, даже отдаленные поколения смогут увидеть своими глазами степень его поэтического мастерства».— Минамото Иэнага, личный секретарь Дзенчукай. [ 9 ]
Несмотря на ограничения своих политических полномочий, он развил навыки каллиграфа , художника, музыканта, поэта, критика. [ 10 ] и редактор, хотя большая часть его деятельности происходила после его отречения в возрасте 18 лет (поскольку отречение освободило его из «церемониальной тюрьмы императорского дворца»). [ 11 ]
Помимо его увлечения стрельбой из лука , конным спортом и фехтованием , [ 12 ] Го-Тоба сам был большим любителем мечей и в течение нескольких лет призывал к своему двору самых талантливых оружейников страны, где им давали почетные титулы и приглашали обучать императора своему ремеслу. Он сам стал уважаемым кузнецом, и именно его покровительство и поощрение этого искусства положили начало «золотому веку» японского искусства изготовления клинков. Его вклад в искусство до сих пор пользуется таким большим уважением, что даже сегодня в литературе о мечах сохраняется традиция, согласно которой он является первым кузнецом, о котором идет речь.
Его величайший вклад в литературу — « Син Кокинсю» («Новая антология древних и современных вака »), которую японцы считают одной из трёх главных влиятельных антологий вака наряду с Манъёсю и Кокин Вакасю . Он заказал ее создание и принял участие в рабочей группе в качестве редактора. Он возродил Управление Вака (和歌所) и сделал его штаб-квартирой этого издания. Он провел множество утакай (вечеринок вака) и утаавасэ (соревнований вака). Не только создатель и организатор, он выступал как критик, писал стиль вака в целом и критиковал своих современных поэтов.
Во время своего изгнания он продолжал сочинять сотни вака и в течение 18 лет редактировать как антологии своего творения на островах Оки, так и частное издание Син Кокинсю , избавившись от около 400 вака из предыдущего издания, в то время как его издание было официально признано. было объявлено завершенным в 1204 году, а дальнейшие разработки завершились даже в 1216 году. Хотя он заявил, что его частное издание должно быть подлинным, сегодня версия 1216 года считается аутентичной, а другие - вариантами. Его издание сегодня называется Оки-бон Син Кокинсю (издание Оки). Вероятно, во время ссылки он также написал « Го-Тоба но ин гокудэн» («Тайные учения»), небольшой труд по эстетической критике; «Тайные учения» особенно ценны как важный источник о сложных отношениях Го-Тоба с его бывшим клиентом, величайшим поэтом того времени – Фудзивара-но Тейка. [ 13 ]
Одно из его 31-сложных стихотворений было выбрано Фудзивара-но Тейка под номером 99 в популярной антологии «Хякунин Иссю» .
Кугё
[ редактировать ]Кугё (公卿) — собирательный термин, обозначающий очень немногих самых влиятельных людей, прикрепленных к двору императора Японии в эпоху до Мэйдзи .
В целом в эту элитную группу одновременно входило всего три-четыре мужчины. Это были потомственные придворные, чей опыт и биография привели бы их к вершине жизненной карьеры. Во время правления Го-Тоба эта вершина Дайдзё-кан включала:
- Сэссё , Коноэ Мотомичи , 1160–1233 гг. [ 14 ]
- Сэссё , Мацу Мори, 1172–1238 гг. [ 14 ]
- Сэссё , Кудзё Канезанэ . [ 14 ]
- Дайдзё-дайдзин , Кудзё Канезанэ. [ 14 ]
- Дайдзё-дайдзин , Кудзё Канефуса, ум. [ 15 ]
- Садайдзин , Оимикадо Цунэмунэ, 1119–1189 гг. [ 14 ]
- Садайдзин , Тодайдзи Санесада, 1139–1191 гг. [ 16 ]
- Садайдзин , Сандзё Санэфуса , 1147–1225 гг. [ 16 ]
- Садайдзин , Оимикадо Ёридзанэ, 1155–1225 гг. [ 16 ]
- Удайджин , Токудайджи Санесада. [ 16 ]
- Удайджин , Сандзё Санэфуса. [ 16 ]
- Удайдзин , Оимикадо Ёридзанэ. [ 16 ]
- Надайджин , Мацу Мори. [ 14 ]
- Надайджин , Токудайджи Санесада. [ 14 ]
- Надайджин , Коноэ Мотомичи. [ 14 ]
- Надайджин , Кудзё Канефуса. [ 14 ]
- Надайдзин , Кудзё Ёшимичи , 1167–1188 гг. [ 16 ]
- Надайджин , Фудзивара Тудачида, ум. [ 16 ]
- Надайдзин , Кудзё Ёсицынэ, 1169–1206 гг. [ 17 ]
- Дайнагон
Эпохи правления Го-Тоба
[ редактировать ]Годы правления Го-Тоба более конкретно идентифицируются более чем одним названием эпохи или нэнго . [ 18 ]
Родословная
[ редактировать ]Предки императора Го-Тоба [ 19 ] |
---|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Титсингх, Исаак. (1834 г.). Летопись императоров Японии, стр. 207–221; Браун, Делмер и др. (1979). Гукансё , стр. 10-11. 334–339; Варли, Х. Пол. (1980). Мать Шоток . пп. 215–220.
- ^ Браун, стр. 264; Обратите внимание: вплоть до времен императора Дзомэя личные имена императоров (их имина ) были очень длинными, и люди обычно их не использовали. После правления Джомея количество символов в каждом имени уменьшилось.
- ^ Варлей, с. 215.
- ^ Титсингх, с. 207; Браун, с. 334.
- ^ Перейти обратно: а б Варлей, с. 216.
- ^ Титсингх, стр. 206–207;] Браун, стр. 206–207;] Браун, стр. 206–207; 334; Варлей, с. 44; отдельный акт чувств Обратите внимание: до императора Тэндзи не признавался ; и все правители, кроме Дзито , Ёдзей , Го-Тоба и Фусими, имели сэнсо и сокуи в один и тот же год до правления императора Го-Мураками .
- ^ Перейти обратно: а б Сансом, Джордж (1958). История Японии до 1334 года . Издательство Стэнфордского университета. п. 331. ИСБН 0804705232 .
- ^ «О Хонен Сёнин», Архивировано из оригинала 31 октября 2013 года в Wayback Machine Jōdo shū.
- ^ Издание Исиды и Сацукавы; как переведено на стр. 7 книги Брауэра, 1972 г.
- ^ «Возможно, самый талантливый из многих поэтов-императоров Японии, Го-Тоба также был проницательным и чувствительным критиком». стр. 5, Брауэр, 1972 г.
- ^ Брауэр, Роберт Х. «Тайные учения бывшего императора Го-Тоба»: Го-Тоба нет в Гокудене. Гарвардский журнал азиатских исследований, Vol. 32, (1972), стр. 7.
- ^ Брауэр, с. 6.
- ^ Брауэр, стр. 5–70.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Браун, с. 335.
- ^ Браун, с. 335; Кстати, Канефуса был братом Цзиена , автора Гукансё .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Браун, с. 336.
- ^ Браун, с. 337.
- ^ Титсингх, стр. 107-1. 207; Браун, с. 337.
- ^ «Генеалогия» . Рейхсархив (на японском языке). 30 апреля 2010 года . Проверено 9 ноября 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Делмер М. и Ичиро Исида, ред. (1979). Гукансё: будущее и прошлое. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03460-0 ; ОСЛК 251325323
- Браунли, Джон С. (1991). Политическая мысль в японских исторических сочинениях: от Кодзики (712 г.) до Токуси Ёрона (1712 г.). Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье. ISBN 0-88920-997-9
- Брауэр, Роберт Х. «Тайные учения бывшего императора Го-Тоба»: Го-Тоба-но в Гокудене. Гарвардский журнал азиатских исследований, Vol. 32, (1972), стр. 5–70.
- Понсонби-Фейн, Ричард Артур Брабазон . (1959). Императорский дом Японии. Киото: Мемориальное общество Понсонби. ОСЛК 194887
- Титсингх, Исаак. (1834 г.). Нихон Одай Ичиран ; или «Анналы императоров Японии». Париж: Королевское азиатское общество, Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии. ОСЛК 5850691
- Варли, Х. Пол. (1980). Джинно Сётоки: Хроники богов и правителей. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-04940-5 ; ОСЛК 59145842
- Смитс, Иво (1998) «Поэт и политик: Тейка и сборник Синчокусенсю » Monumenta Nipponica 53 (4): стр. 427–472, стр. 446
- Император Го-Тоба
- Императоры Японии
- Японские повстанцы
- 1180 рождений
- 1239 смертей
- Японские поэты XIII века.
- Жители Японии периода Хэйан
- Жители Японии периода Камакура
- 1180-е годы в Японии
- 1190-е годы в Японии
- Японские монархи XII века
- Поэты Хякунин Иссю
- Буддийское духовенство периода Камакура
- Японские буддийские монархи
- Японские императоры, отрекшиеся от престола
- Люди из Киото
- Сыновья японских императоров