Длинный меч
Длинный меч | |
---|---|
![]() Полутораручный меч, вероятно, немецкий, ок. 14:00–14:30 [ 1 ] | |
Тип | Меч (двуручный, обоюдоострый) |
Место происхождения | Европа |
История обслуживания | |
В эксплуатации | Высокое средневековье , позднее средневековье , Возрождение , ок. 11.00–17.00 |
История производства | |
Произведено | ~1100–1500 |
Технические характеристики | |
Масса | средн. 1,8–3 кг (4,0–6,6 фунта) |
Длина | итого: ср. 100–140 см (39–55 дюймов)
лезвие: ср. 80–110 см (31–43 дюйма) захват: средний. 20–30 см (7,9–11,8 дюйма) |
( Длинный меч также пишется как длинный меч или длинный меч ) — это тип европейского меча, характеризующийся крестообразной рукоятью с рукояткой, предназначенной преимущественно для двуручного использования (около 15–30 см или от 6 до 12 дюймов), прямым двойным мечом. Лезвие с лезвием длиной от 80 до 110 см (от 31 до 43 дюймов) и весом примерно от 2 до 3 кг (от 4 фунтов 7 унций до 6 фунтов 10 унция). [ 2 ] [ 3 ]
Тип «длинного меча» существует в морфологическом континууме со средневековым рыцарским мечом эпохи Возрождения и Цвайхендером . Он был распространен в периоды позднего средневековья и Возрождения (примерно с 1350 по 1550 годы), а раннее и позднее использование достигло XII и XVII веков.
Имена
[ редактировать ]Английский
[ редактировать ]Длинный меч имеет множество названий в английском языке, которые, помимо вариантов написания, включают такие термины, как « бастард-меч » и « полуторный меч ». Из них «бастард-меч» является самым старым, его использование приходится на период расцвета этого оружия.
Французская шпага bâtarde и английский «бастард-меч» возникли в 15 или 16 веке, первоначально в общем смысле «неправильный меч, меч неопределенного происхождения», но к середине 16 века могли относиться к исключительно большим мечам. [ 4 ] На конкурсе «Мастера защиты», организованном Генрихом VIII в июле 1540 года, двуручный меч и полуторный меч рассматривались как два отдельных предмета. [ 5 ] Неизвестно, можно ли использовать этот же термин для других типов мечей меньшего размера, но использование антикваров в 19 веке установило, что использование «бастарда» однозначно относится к этим большим мечам. [ 6 ]
Термин «полутораручный меч» относительно современный (конца XIX века); [ 7 ] это название было дано потому, что баланс меча позволял использовать его как одной рукой, так и двумя. В первой половине 20-го века термин «бастард-меч» также регулярно использовался для обозначения этого типа меча, тогда как «длинный меч» (или «длинный меч»), если он вообще использовался, относился к рапире. (в контексте фехтования эпохи Возрождения или раннего Нового времени). [ 8 ]
Современное использование слов «длинный меч» или «длинный меч» вновь всплыло на поверхность только в 2000-х годах в контексте реконструкции немецкой школы фехтования , перевода немецкого langes schwert . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] До этого термин «длинный меч» просто относился к любому мечу с длинным лезвием; «длинный» — это просто прилагательное, а не классификация.
Другие языки
[ редактировать ]Исторические (15-16 века) термины для этого типа меча включали португальские espada-de-armas , estoque или espada de duas mãos для версии с более длинной ручкой, используемой исключительно обеими руками; Испанский espadón , montante или mandoble , итальянский spada longa (lunga) или spada Due Mani (Болоньезе) и среднефранцузский пассо . Шотландско -гэльское claidheamh mòr означает «большой меч»; На английском языке это слово называлось «клеймор» , оно стало обозначать большой шотландский тип длинного меча с V-образной перекладиной. Историческая терминология совпадает с той, которая применялась к мечу Цвайхандер в 16 веке: французский эспадон , испанский эспадон или португальский монтанте также могут использоваться в более узком смысле для обозначения этих больших мечей. Французская шпага может также относиться к средневековому одноручному мечу, оптимизированному для колющих ударов.
Немецкое («короткий меч») , langes schwert XV и XVI веков («длинный меч») в руководствах обозначает не тип оружия, а технику фехтования обеими руками на рукояти, в отличие от kurzes schwert используемого в фехтовании. тем же оружием, но с захватом одной рукой лезвия (также известного как полумеч ) . [ 12 ] [ 13 ]
Эволюция
[ редактировать ]Для длинного меча характерно не столько более длинное лезвие , сколько более длинная рукоятка, что указывает на оружие, предназначенное для двуручного использования. Мечи с исключительно длинными рукоятками встречаются в эпоху Высокого Средневековья. Например, в Музее искусства и истории Глазго есть длинный меч с маркировкой XIIIa. 5, который ученые датируют периодом между 1100 и 1200 годами из-за стиля рукояти и специфической конусности, но подобные мечи остаются невероятно редкими и не представляют собой идентифицируемую тенденцию до конца 13 или начала 14 века.
Длинный меч как меч позднего средневековья появился в 14 веке как военное стальное оружие на раннем этапе Столетней войны . Его можно идентифицировать как тип в период примерно с 1350 по 1550 год. [ 14 ] Он продолжал использоваться как военное оружие, предназначенное для владельцев, носящих полные латные доспехи пеших или верховых, на протяжении всего периода позднего средневековья. Однако с конца 15 века его также носили и использовали небронированные солдаты или наемники.
Использование двуручного большого меча или Schlachtschwert в пехоте (в отличие от его использования в качестве оружия конных и полностью вооруженных рыцарей), по-видимому, возникло у швейцарцев в 14 веке. [ 15 ] К 16 веку его военное использование в основном устарело, кульминацией которого стал короткий период, когда негабаритные Zweihänder использовались немецкими ландскнехтами в начале-середине 16 века. Ко второй половине XVI века оно сохранялось преимущественно как оружие для спортивных состязаний ( schulfechten ), а возможно, и в рыцарских поединках .

В первой половине 16 века появились отдельные типы рукоятей «бастарда». Юарт Окшотт выделяет двенадцать различных типов. [ 6 ] : 130 Все они, похоже, возникли в Баварии и Швейцарии. К концу XVI века на этом типе меча появляются ранние формы развитой рукояти. Примерно с 1520 года швейцарская сабля ( шнепф ) в Швейцарии стала заменять прямой длинный меч, унаследовав тип его рукояти, а к 1550 году длинный меч вышел из употребления в Швейцарии. На юге Германии он сохранялся до 1560-х годов, но во второй половине 16 века его использование также сократилось. В Швейцарском национальном музее хранятся два поздних образца длинных мечей, оба с вертикальными рифлеными навершиями и тщательно украшенными серебряной инкрустацией, и оба принадлежали швейцарским дворянам, находившимся на французской службе в конце 16 - начале 17 веков, Гугельбергу фон Моосу и Рудольфу фон. Шауэнштайн. [ 6 ] : 133 [ 16 ] Длинный меч, большой меч и бастард также изготавливались в Испании и появились относительно поздно и известны как эспадон , монтанте и бастарда или эспада де мано и медиа соответственно.
Морфология
[ редактировать ]
Мечи, сгруппированные для целей этой статьи как «длинные мечи», объединены тем, что они предназначены для двуручного использования. По типологии клинков они не образуют единой категории. В типологии морфологии клинков Окшотта «длинные мечи» фигурируют как ряд подтипов соответствующих типов одноручных мечей. [ 17 ]
- Типы XIIa и XIIIa представляют собой тип Большого меча или боевого меча, использовавшийся в конце 13-го и в 14-м веках. Они представляют собой увеличенные версии мечей типов XII и XIII, которые были стандартными рыцарскими мечами во время крестовых походов . Они в первую очередь предназначены для резки и имеют рукоятки для использования «полторы руки» или двумя руками. Клинки типа XIIa широкие, плоские, равномерно сужающиеся, с двояковыпуклым поперечным сечением и долом, идущим примерно на две трети длины клинка. Клинки типа XIIIa широкие, с плоским двояковыпуклым сечением, параллельными краями и долом, идущим на половину длины клинка.
- Тип XVa — классический двуручный меч XIV и XV веков (ранние образцы появились в конце XIII века). Эти клинки сильно заостренные, более узкие и тонкие, чем даже одноручный вариант типа XV, с уплощенным ромбовидным поперечным сечением.
- Тип XVIa — классический «длинный меч» XIV и XV веков. Эти лезвия длинные и медленно сужающиеся, с плоским шестиугольным поперечным сечением и долом, проходящим вдоль одной трети лезвия. Они представляют собой оптимальный компромисс между колющей способностью и сохранением хороших режущих характеристик.
- Тип XVII — недолговечный тип, популярный в середине 14 — начале 15 века. Эти клинки длинные, тонкие и остро суженные, приближаясь к очертанию типа XVa, сохраняя при этом узкое шестиугольное поперечное сечение и неглубокий дол, идущий примерно на четверть клинка.
- Типы XVIIIb и XVIIIc представляют собой более поздние длинные мечи середины 15 - начала 16 веков. Они имеют уплощенное ромбовидное поперечное сечение, часто с выраженным средним ребром, некоторые имеют полую шлифовку. Лезвия типа XVIIIb тонкие, сравнимы с лезвиями XVa, но длиннее, размером от 90 до 107 см, с соответственно более длинной рукояткой, часто суженной для удобного использования двумя руками. Клинки типа XVIIIc несколько шире и короче (около 85 см), иногда имеют короткое и узкое долое.
- Клинки типа ХХ широкие, двояковыпуклые или восьмиугольные в поперечном сечении. Их отличительной особенностью является то, что они имеют три дола: неглубокий центральный дол, проходящий вдоль половины длины клинка, и два неглубоких параллельных дола вдоль первой четверти. Они использовались в 14 и 15 веках. Подтип XXa имеет более остро сужающееся лезвие и более острое острие.
Бой длинным мечом
[ редактировать ]Выражение fechten mit dem langen schwert («фехтование длинным мечом») в немецкой школе фехтования обозначает стиль фехтования, при котором используются обе руки на рукоятке; fechten mit dem kurzen schwert («фехтование коротким мечом») используется в бою на полумечах , когда лезвие удерживается одной рукой. Эти два термина во многом эквивалентны «бою без доспехов» ( blossfechten ) и «фехтованию в доспехах» ( fechten im harnisch ).
История
[ редактировать ]

Кодифицированные системы боя длинным мечом существовали с конца 14 века, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал свой взгляд на это искусство. Ганс Тальхоффер, немецкий мастер боя середины 15-го века, вероятно, является самым выдающимся из них, использующим самые разнообразные приемы, большинство из которых приводит к борьбе. Длинный меч был быстрым, эффективным и универсальным оружием, способным наносить смертельные колющие, режущие и рубящие удары. [ 18 ] : 15–16 Клинок обычно держали обеими руками за рукоять, одна из которых лежала рядом с навершием или на нем. Оружие можно держать одной рукой во время разоружения или захвата. На изображении дуэли можно увидеть людей, которые держат в одной руке остроконечные длинные мечи, а другую руку оставляют открытой, чтобы манипулировать большим дуэльным щитом. [ 18 ] : тарелки 128–150
Другой вариант использования связан с использованием доспехов. Полумечение — это способ использования обеих рук, одной на рукояти, а другой на лезвии, чтобы лучше контролировать оружие при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальной, поскольку во многих работах утверждается, что длинный меч обеспечил основу для изучения множества других видов оружия, включая копья , посохи и древковое оружие . [ 18 ] [ 19 ] Однако использование длинного меча в атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые Фехтбюхеры объясняют и описывают использование навершия и креста в качестве наступательного оружия. [ 18 ] : 73–73, табл. 67. Было показано, что крест используется как крюк, чтобы сбить противника с толку или вывести его из равновесия. [ 18 ] : пластина 58 В некоторых руководствах крест даже изображается в виде молота. [ 20 ]
Все, что известно о бое с использованием длинного меча, взято из художественных изображений битвы из рукописей и Фехтбюхеров мастеров Средневековья и Возрождения. В нем были описаны и в некоторых случаях изображены основы боя. Немецкая школа фехтования включает самый ранний известный длинный меч Fechtbuch, руководство примерно 1389 года, известное как GNM 3227a . Это руководство, к несчастью для современных учёных, было написано малопонятными стихами. Именно ученики Лихтенауэра, такие как Зигмунд Рингек , перевели произведение в более понятную прозу. [ 21 ] система стала заметно более систематизированной и понятной. [ 22 ] Другие предоставили аналогичные работы, некоторые с большим количеством изображений, сопровождающих текст. [ 23 ]
Итальянская школа фехтования была еще одной начальной школой владения длинным мечом. В рукописи Фиоре деи Либери 1410 года представлены различные варианты использования длинного меча. Как и в немецких руководствах, оружие чаще всего изображается и преподается с обеими руками на рукоятке. Тем не менее, раздел об использовании одной рукой входит в том и демонстрирует приемы и преимущества, такие как внезапный дополнительный вылет, игры на длинном мече одной рукой. [ 24 ] В руководстве также представлены приемы владения полумечом как неотъемлемая часть бронетанкового боя.
Обе школы пришли в упадок в конце 16 века, когда более поздние итальянские мастера отказались от длинного меча и сосредоточились в первую очередь на фехтовании на рапирах . Последним известным немецким руководством, включающим обучение длинному мечу, было руководство Якоба Сутора , опубликованное в 1612 году. В Италии обучение спадоне , или длинному мечу, сохранялось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере, до середины 17 века ( Ло Спадоне Альфьери из 1653), с поздним трактатом о «двуручном мече» некоего Джузеппе Коломбани , дантиста из Венеции, датируемого 1711. Традиция обучения, основанная на этом, сохранилась в современном французском и итальянском бою на палках . [ 25 ]
Немецкая школа фехтования
[ редактировать ]Блоссфехтен
[ редактировать ]
Bloßfechten ( blosz fechten ) или «голый бой» — это техника боя без значительных защитных доспехов, таких как пластины или кольчуги .
Отсутствие значительной защиты туловища и конечностей приводит к использованию большого количества режущих и рубящих приемов в дополнение к уколам. Эти методы могут почти мгновенно привести к летальному исходу или вывести из строя, поскольку удар в череп, сердце или крупный кровеносный сосуд может привести к массивной травме. Точно так же сильные удары могут прорезать кожу и кости, фактически ампутируя конечности. Кисти и предплечья являются частой целью некоторых порезов и порезов при оборонительном или наступательном маневре, служащих как для вывода противника из строя, так и для выравнивания фехтовальщика и его оружия для следующей атаки.
Упряжное фехтование
[ редактировать ]
Harnischfechten , или «битва в доспехах» (нем. kampffechten , или Fechten по-харниш цу Фусс , буквально «сражающийся в доспехах пешком»), изображает бой в полных латных доспехах . [ 26 ]
Повышенная защитная способность человека, облаченного в полный доспех, привела к радикальному изменению использования меча. Хотя рубящие атаки все еще были умеренно эффективны против пехоты, носящей полупластинчатые доспехи, режущие и рубящие атаки против противника, носящего пластинчатые доспехи, были почти полностью неэффективны в нанесении каких-либо режущих ран, поскольку меч просто не мог прорезать сталь, хотя боец мог целиться в щели в доспехах, иногда с большим успехом. [ 27 ] Вместо этого энергия удара становится, по сути, чистой сотрясающей энергией . Позднее закаленные пластинчатые доспехи с гребнями и веревками представляли угрозу для неосторожного нападавшего. Считается возможным, что сильные удары меча по пластинчатым доспехам повреждают лезвие меча, что потенциально делает его гораздо менее эффективным при рубке и оказывает только сотрясающий эффект на противника в доспехах.
Чтобы преодолеть эту проблему, мечи стали использовать в первую очередь для колющих ударов. Оружие применялось в виде полумеча, держа на клинке одну или обе руки. Это увеличило точность и силу уколов и предоставило больше возможностей для Ringen am Schwert или «борьбы на мече». Кроме того, рука на лезвии увеличивает его жесткость, что полезно при колющих ударах. Эта техника сочетает в себе использование меча с борьбой, предоставляя возможность споткнуться, обезоружить, сломать или бросить противника и поставить его в менее подходящую для нападения и защиты позицию. Во время полумеча весь меч работает как оружие, включая навершие и перекладину. Одним из примеров такого использования меча является удар кончиком перекладины в голову противника сразу после парирования удара. Другой техникой может быть Mordstreich (букв. «убийственный удар»), где оружие удерживается за клинок (рукоять, навершие и крестовина, служащая импровизированной головкой молотка) и поворачивается, используя преимущество баланса, находящегося близко к рукояти, чтобы увеличить сотрясающий эффект (см. бойца справа на картинке Кодекса Валлерштейна). [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]- Эсток — французское название варианта длинного меча.
- Одачи , разновидность традиционного японского большого меча.
- Спата — римский и раннесредневековый длинный меч.
- Zweihänder (нем. «двуручный»), длинный меч позднего Возрождения.
- Английская школа длинного меча
- Исторические европейские боевые искусства
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Полутораручный меч» . Метрополитен-музей . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Лоудс, Майк (2010). Мечи и мечники . Великобритания: Книги о ручке и мече. ISBN 978-1-84884-133-8 .
- ^ «Полутораручный меч» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 19 июля 2017 года . Проверено 1 декабря 2017 г.
Вес 3 фунта 7 унций (1560 г)
- ^ Рабле, Франсуа (1741). Ле Дюша, Джейкоб (ред.). Работы (на французском языке). п. 129 (сноска 5). Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 4 октября 2016 г.
Который не был ни Франсуазой, ни испанцем, ни собственно Ланскнеттом, но был крупнее любого из этих сильных мечей. ([Меч], который не был ни французским, ни испанским, ни собственно ландскнехтом [немецким], но был крупнее любого из этих великих мечей.
- ^ Стратт, Джозеф (1801). Спорт и развлечения жителей Англии с древнейших времен: включая сельские и домашние развлечения, майские игры, празднества, театрализованные представления, шествия и помпезные зрелища . Метуэн и компания. п. 211. Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Окшотт, Юарт (1980). Европейское оружие и доспехи: от Возрождения до промышленной революции . Бойделл и Брюэр, Инкорпорейтед. стр. 129–135. ISBN 9780851157894 .
- ^ Как засвидетельствовано в Выставка Королевского Дома Тюдоров . Лондон: Новая галерея. 1890. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 23 января 2020 г.
+ полторы руки.
- ^ См., например, Общий путеводитель по коллекции Уоллеса . Канцелярский офис HM. 1933. с. 149. Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Одноразовое свидетельство о «длинном мече» в смысле «тяжелого двуручного меча» можно найти в Кезер, Клод Д. (1983). Принципы сценического боя . Публикации IE Кларка. ISBN 9780886801564 . Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Тимм, Карл А. (31 мая 1999 г.). Полная библиография по фехтованию и дуэлям . Пеликан Паблишинг. ISBN 9781455602773 . использует «длинный меч ( Швердт )» на стр. 220. Архивировано 7 января 2014 года в Wayback Machine как прямой перевод немецкого текста 1516 года, а также «длинный меч или длинная рапира» в отношении Джорджа Сильвера (1599 г.) на стр. 269. Архивировано . 7 января 2014 года в Wayback Machine .
- ^ Систематическое использование этого термина только с 2001 г., начиная с Тоблер, Кристиан Генри; Рингек, Зигмунд; Лихтенауэр, Иоганн (2001). Секреты немецкого средневекового фехтования . Рыцарская книжная полка. ISBN 9781891448072 .
- ^ Паурфейндт, Андре (1516). искусства фехтования Фонд рыцарского (на немецком языке). Вена: Иероним Виетор. п. 3.
- ^ «Что такое длинный меч» . Лонгсворд.com. Архивировано из оригинала 7 января 2017 года . Проверено 5 января 2017 г.
- ^ Юарт Окшотт (1994). Меч в эпоху рыцарства (PDF) . Вудбридж: Boydell Press. п. 56. ИСБН 978-0-85115-715-3 . OCLC 807485557 . ОЛ 26840827М . Викиданные Q105271484 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 декабря 2013 года . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Бохайм, Венделин (1890). Справочник по оружейной науке: Оружие в его историческом развитии . Издательство Seemann. п. 261 и далее. ISBN 9783845726038 . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «Питер Файнер» . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года.
Еще два инкрустированных серебром меча с навершиями этого типа можно увидеть в Швейцарском земельном музее в Цюрихе ... Первый принадлежал Гансу Гугельбергу фон Моосу (запись 1562–1618 гг.), а второй Рудольфу фон Шауэнштайну (записано в 1587–1626 гг.), чье имя указано на клинке вдоль с датой 1614 г.
- ^ Типология средневекового меча Окшотта. Краткое изложение. Архивировано 4 декабря 2010 года в Wayback Machine , Albion Swords (2005).
- ^ Jump up to: а б с д и Тальхоффер, Ганс (2000). Ректор Марк (ред.). Средневековый бой: Иллюстрированное руководство пятнадцатого века по фехтованию и ближнему бою . Книги Гринхилла. ISBN 1853674184 .
- ^ Линдхольм, Дэвид (2006). Бой с посохом: современное исследование техники эпохи Возрождения . Хайленд-Виллидж, Техас: Рыцарская книжная полка. п. 32. ISBN 9781891448362 .
- ^ Тальхоффер, Ганс (1467). Фехтбух (на немецком языке).
- ^ Рингек, Зигмунд. МС Дрезд. С 487 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2013 года . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Линдхольм, Дэвид; Свард, П. (2003). Рыцарское искусство владения длинным мечом Зигмунда Рингнека . Боулдер, Колорадо: Paladin Press. п. 11. ISBN 1581604106 .
- ^ Тальхоффер, Ганс. Тотт 290 2 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2013 года . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ деи Либери, Фиоре. Flos Duellatorum (PDF) (на итальянском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2014 года . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ↑ См., например, «Теоретический и практический трактат Джузеппе Черри по фехтованию на палках» 1854 года.
- ^ Клементс, Джон. «Терминология фехтования Средневековья и Возрождения» . Архивировано из оригинала 1 января 2007 года . Проверено 29 ноября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Линдхольм, Дэвид; Меч, Питер (2006). Зигмунд Рингек, «Рыцарские боевые искусства» . Боулдер, Колорадо: Paladin Press. стр. 219. ISBN 1581604998 .
- Цвет, Дэвид М. (февраль 2002 г.). «Исследование разрушительных возможностей европейского длинного меча» . Журнал западного боевого искусства .
- Доусон, Тимоти (февраль 2005 г.). «Клуб с преимуществом» . Журнал западного боевого искусства .
- Хеллквист, Бьорн (ноябрь 2000 г.). «Типология Окшотта – Введение» . Журнал западного боевого искусства .
- Мелвилл, Нил Х.Т. (январь 2000 г.). «Происхождение двуручного меча» . Журнал западного боевого искусства .
- Шор, Энтони (октябрь 2004 г.). «Большой двуручный меч: облегчение проблемы веса» . Журнал западного боевого искусства .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Типология средневекового меча Окшотта: краткое изложение» Albion Armorers, 2005.
- Чад Арноу, В центре внимания : типы Окшотта XIII , XV , XVI , XVII , XVIII , XX (myarmoury.com, 2004)
- Ричард Марсден, (ограниченное издание) История длинного меча (2019)
- Росс Коуэн, Халфланг и Туа Хандит: полутораручные и двуручные шотландские мечи [ постоянная мертвая ссылка ] , Средневековая война I-1 (2011).