Он был
Яри ( пистолет ) | |
---|---|
![]() Выкованный Яри Этидзэн Канэнори, период Эдо 17-го века (слева), Сасахо Яри, выкованный Татибаной-но Тэрумаса, 1686 год, период Эдо (в центре), и Дзюмондзи Яри, выкованный Канабо Хёэно Дзё Масасадой, период Муромати 16-го века (справа) | |
Тип | Копье |
Место происхождения | Япония |
История производства | |
Произведено | Период Нара (710–794) для Хоко яри , Период Муромати (1333–1568) для Яри, с 1334 г. [ 1 ] |
Технические характеристики | |
Масса | 1,27 кг (2,8 фунта) |
Длина | 1–6 м (3 фута 3 дюйма – 19 футов 8 дюймов) |
Длина лезвия | 15–60 см (5,9–23,6 дюйма) |
лезвия Тип | несколько форм лезвий |
рукояти Тип | Дерево, рог, лак |
Ножны / ножны | Лакированное дерево |

Яри ( пистолет ) — термин, обозначающий японский клинок традиционного изготовления (日本刀; нихонто ). [ 2 ] [ 3 ] в форме копья , точнее, копья с прямым наконечником. [ 4 ] Боевое искусство владения яри называется содзюцу .
История
[ редактировать ]
Предшественником яри считается хоко яри, произошедшее от китайского копья . эти хоко яри Считается, что относятся к периоду Нара (710–794 гг.). [ 5 ] [ 6 ]
Термин «яри» впервые появился в письменных источниках в 1334 году, но этот тип копья не стал популярным до конца 15 века. [ 1 ] Первоначальная война буси не была уделом простолюдинов; обычно это был ритуальный бой между двумя воинами, которые бросали вызов друг другу посредством стрельбы из лука верхом. [ 7 ] В конце периода Хэйан пешие сражения стали увеличиваться, и нагината , клинковое древковое оружие, стала основным оружием наряду с юми (длинным луком) . [ 8 ]
Попытки монгольского вторжения в Японию в 1274 и 1281 годах были одним из факторов, изменивших японское вооружение и военные действия. Монголы нанимали китайских и корейских пехотинцев, вооруженных длинными пиками, и сражались плотными порядками. Они двигались большими отрядами, чтобы отразить натиск кавалерии. [ 7 ] Древковое оружие (включая нагинату и яри ) имело гораздо большее военное применение, чем мечи, из-за их значительно большей досягаемости, меньшего веса на единицу длины (хотя в целом древковое оружие было бы довольно тяжелым) и их большой колющей способности. [ 7 ]
В период Нанбокучо пешие групповые сражения стали обычным явлением, и важность нагинаты еще больше возросла, но яри еще не были основным оружием. Однако после Войны Онин в 15 веке в период Муромати начались крупномасштабные групповые сражения, в которых мобилизованные асигару (пешие крестьянские отряды) сражались пешими и в ближнем бою, а яри , юми (длинный лук) и танегасима (японские фитильные ружья) стал основным оружием. Это сделало нагинату и тати устаревшими на поле боя, и их часто заменяли нагамаки и короткими, легкими катанами . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Примерно во второй половине 16 века асигару с пиками ( нагаэ яри ) длиной от 4,5 до 6,5 м (от 15 до 21 фута) стали основной силой в армиях. Они выстроились в ряд вместе с солдатами, вооруженными огнестрельным оружием танегасима и короткими копьями. Копейщики выстроились в линию в два или три ряда и были обучены двигать пиками в унисон под командой. Не только асигару , но и самураи сражались на поле боя, используя яри в качестве одного из своих основных оружий. Например, Хонда Тадакацу был известен как мастер владения одним из Трех Великих Копий Японии — Тонбокири (蜻蛉切). Одно из Трех Великих Копий Японии, Нихонго ( ja:日本号 ), ценилось как подарок, и его владельцем стали император Огимати , сёгун Асикага Ёсиаки , Ода Нобунага , Тоётоми Хидэёси , Фукусима Масанори и так далее. дошло до наших дней. [ 12 ] [ 13 ]
С наступлением периода Эдо яри вышел из употребления. Больший упор уделялся мелкомасштабному ближнему бою, поэтому удобство мечей привело к их доминированию, а древковое оружие и стрельба из лука потеряли свое практическое значение. В мирный период Эдо яри все еще производились (иногда даже известными кузнецами), хотя они существовали в основном либо как церемониальное оружие, либо как полицейское оружие. [ 12 ]
Описание
[ редактировать ]
Яри характеризовались прямым лезвием , длина которого могла составлять от нескольких сантиметров до 3 футов (0,91 м) и более. [ 4 ] Лезвия изготавливались из той же стали ( тамахаганэ ), из которой традиционные японские мечи и наконечники стрел, и были очень прочными. выковывали [ 4 ] множество вариаций прямого лезвия яри На протяжении всей истории производилось , часто с выступами на центральном лезвии. Лезвия яри часто имели чрезвычайно длинный хвостовик ( накаго ; 中心); обычно он длиннее заостренной части лезвия. Хвостовик выступал в усиленную полую часть рукоятки ( тачиути или татиуке ), в результате чего стержень был очень жестким, что делало лезвие практически невозможным упасть или сломаться. [ 4 ]
Древко ( нагайе или эбу ) имело разную длину, ширину и форму; Изготовленные из твердой древесины и покрытые лакированными бамбуковыми полосками, они имели овальное, круглое или многоугольное поперечное сечение. Их, в свою очередь, часто обматывали металлическими кольцами или проволокой ( догане ) и прикрепляли к металлическим навершием ( исизуки торцу ; 石突). Древки яри часто украшались инкрустациями из металла или полудрагоценных материалов, таких как латунные булавки, лак или чешуйки жемчуга. Ножны ( сая ; 鞘) также были частью полного яри . [ 4 ]
Вариации яри клинков
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Существовали различные типы острий или лезвий яри. Самым распространенным клинком был прямой, плоский клинок, напоминающий обоюдоострый кинжал с прямым лезвием . [ 4 ] Этот тип лезвия мог резать, а также колоть, и был заточен, как бритва. Хотя «яри» — это общий термин для обозначения «копья», его обычно различают между «кама яри» , которые имеют дополнительные горизонтальные лезвия, и простыми «су яри» ( чоку-со ) или прямыми копьями. Яри также можно отличить по типам поперечного сечения клинка: треугольные секции назывались «санкаку яри» , а ромбовидные — «рё-синоги яри» . [ 4 ]
- Санкаку-яри ( 三角槍 , «треугольное копье») имеет острие, напоминающее узкий шип треугольного сечения. Таким образом, у санкаку -яри не было режущей кромки, только острый конец на конце. Таким образом, санкаку -яри лучше всего подходил для пробивания брони, даже металлической, для которой стандартный яри не подходил. [ 4 ] Существует два типа санкаку-яри : сэй санкаку-яри , клинки яри с треугольным, равносторонним поперечным сечением, и хира санкаку-яри , яри с треугольным, равнобедренным поперечным сечением.
- Рё-синоги яри — клинок с ромбовидным поперечным сечением.
- Фукуро-яри ( 袋槍 , «сумка» или «копье с гнездом») крепились к древку с помощью металлического гнезда вместо хвостовика. Головка и лезвие откованы из одной детали.
- Кикучи-яри ( 菊池槍 , «копье Кикучи») — один из самых редких видов яри , имевший только одно лезвие. В результате было создано оружие, которое можно было использовать для взлома и которое очень напоминало танто . Кикучи-яри — единственные яри , использующие хабаки .
- Ядзири нари яри ( 鏃形槍 , «копье в форме лопаты») имел очень широкую голову в форме лопаты. Ядзири нари яри часто имела пару отверстий по центру двух яйцевидных половин.

- Дзюмондзи яри ( 十文字槍 , «крестообразное копье») , также называемое магари яри ( 曲槍 , «изогнутое копье») , выглядело чем-то похожим на трезубец или партизан и размахивало двумя изогнутыми боковыми лезвиями, направленными вверх. его иногда называют «мага яри» В текстах по современному оружию .
- Дзёгекама яри — дзюмондзи яри, у которого одно боковое лезвие направлено вниз, а другое — вверх.
- Каригата яри , дзюмондзи яри с двумя боковыми лезвиями, направленными вниз.
- Гьяку яри , дзюмондзи яри с двумя боковыми лезвиями, напоминающими пару рогов буйвола.
- Кама-яри ( 鎌槍 , «серп-копье») получил свое название от крестьянского оружия или инструмента, называемого кама (буквально «серп» или «коса»).

- Ката камаяри ( 片鎌槍 , «одностороннее серповидное копье») имело конструкцию оружия с двусторонним лезвием. Вместо того, чтобы быть построенным как военная вилка , прямое лезвие (как в су яри ) пересекалось чуть ниже его средней части перпендикулярным лезвием. Это лезвие было немного короче основного, имело изогнутые кончики, образующие параллелограмм, и было смещено от центра так, что только 1/6 его длины выступало на другой стороне. Это сформировало грубую форму буквы «L».
- Цуки нари яри ( 月形槍 , «копье в форме луны») вообще почти не походил на копье. Древковое оружие с серповидным лезвием вместо наконечника копья, которым можно было рубить и зацеплять.
- Каги яри ( 鉤槍 , «копье с крюком») представляло собой копье в форме ключа с длинным лезвием и боковым крюком, очень похожее на то, что встречается на фошаре . Его можно было использовать, чтобы поймать другое оружие или даже спешиться с всадника верхом на лошади.
- Бисямон яри ( 毘沙門槍 ) обладал одними из самых богато украшенных дизайнов любого копья. Параллельно длинному центральному лезвию шли два лезвия в форме полумесяца, обращенные наружу. Они были прикреплены в двух местах короткими перекладинами, благодаря чему голова напоминала геральдическую лилию .
- Хоко яри , старая форма яри, возможно, периода Нара (710–794 гг.), [ 14 ] копье стражника с древком длиной 6 футов (1,8 м) и лезвием длиной 8 дюймов (200 мм), листовидным или волнистым (например, керис ); серповидный рог, выступающий с одной или обеих сторон на стыке лезвия. [ 15 ] У хоко-яри было полое гнездо, как у фукуро-яри более позднего периода, для того, чтобы в него помещался шест, а не длинный хвостовик. [ 16 ]
- Сасахо яри ( 笹穂槍 ) , широкий яри , имеющий форму «листа» или «форму бамбукового листа». [ 17 ]
- Су яри ( 素槍 , «простое копье») (алао, известное как сугу яри ), прямой обоюдоострый клинок. [ 18 ]
- Оми не год ( оми год ), а удлиненное лезвие су год . [ 18 ]
- Макура-яри ( копье-подушка , «копье-подушка»)
- Тёку-яри ( « прямое копье») [ 19 ]
Вариации были валы
[ редактировать ]Длина древка яри может варьироваться от 1 до 6 метров (от 3 футов 3 дюймов до 19 футов 8 дюймов), а некоторые превышают 6 метров.
- Нагаэ яри («копье с длинным древком») : длина от 16,4 до 19,7 футов (от 5,0 до 6,0 м), тип пики, используемой асигару . [ 20 ] [ 21 ] Он особенно использовался клана Ода, асигару начиная с правления Оды Нобунаги ; Самурайская традиция того времени гласила, что солдаты сельской провинции Овари были одними из самых слабых в Японии. Канто был хаотичным местом; Кансай был домом для сёгуната , кланов Уэсуги , Такэда , Имагава и Ходзё , а также пиратских налётчиков из Сикоку . Кроме того, Кюсю был домом для одного из самых воинственных кланов Японии — клана Симадзу . Из-за этого Нобунага вооружил своих неэффективных солдат- асигару сверхдлинными пиками, чтобы они были более эффективными против бронированных противников и кавалерии, а также сражались группами и формированиями.
- Моти яри ( 持ち槍 , «ручное копье») — длинное копье, используемое асигару и самураями. [ 22 ]
- Куда яри ( 管槍 , «трубчатое копье») . Древко проходит через полую металлическую трубку, которая позволяла копью поворачиваться во время укола. Этот стиль содзюцу характерен для школы Овари Кан Рю .
- Макура яри ( 枕槍 , «копье-подушка») . Яри с коротким простым древком , который хранился у кровати для защиты дома. [ 23 ]
- Тэ яри ( 手槍 , «ручное копье») . Яри с коротким древком , который использовался самураями и полицией для поимки преступников. [ 24 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Кикучи яри
-
Смыть это
-
Санкаку яри
-
Рё синоги фукуро яри
-
Тачиучи или тачиуке , усиленная верхняя часть древка.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Пятница, Карл (2004). Самураи, война и государство в раннесредневековой Японии . Рутледж. п. 87. ИСБН 0-415-32962-0 .
- ^ Развитие противоречий: от периода раннего Нового времени до дискуссионных онлайн-форумов , Том 91 журнала Linguistic Insights. Исследования в области языка и коммуникации, автор Манучехр Моштаг Хорасани, издатель Питер Ланг, 2008 г., ISBN 3-03911-711-4 , ISBN 978-3-03911-711-6 стр.150
- ^ «Полное руководство идиота по мировой мифологии» , «Полное руководство идиота», авторы Эванс Лансинг Смит, Натан Роберт Браун, издатель Penguin, 2008 г., ISBN 1-59257-764-4 , ISBN 978-1-59257-764-4 стр.144
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ратти, Оскар; Адель Уэстбрук (1991). Тайны самураев: Боевые искусства феодальной Японии . Издательство Таттл. п. 484. ИСБН 978-0-8048-1684-7 .
- ^ Япония и Китай: Япония, ее история, искусство и литература , Фрэнк Бринкли, TC & EC Jack, 1903, стр.156.
- ^ Книга знатока японских мечей , Кокан Нагаяма, Kodansha International, стр.
- ^ Перейти обратно: а б с Дил, Уильям Э (2007). Справочник по жизни в средневековой и ранней современной Японии . Издательство Оксфордского университета. п. 432. ИСБН 978-0-19-533126-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Базовые знания плавания и плавания. Музей японского меча в Нагое, Touken World
- ^ Оружие для боя – копья, мечи, луки. Музей японского меча в Нагое, Touken World
- ^ Казухико Инада (2020), Энциклопедия японских мечей . стр42. ISBN 978-4651200408
- ^ Историк , сентябрь 2020 г., стр. 40–41. ASIN B08DGRWN98.
- ^ Перейти обратно: а б Историк, сентябрь 2020 г., стр. 128–135. ASIN B08DGRWN98.
- ^ Три великих копья Японии. Музей японского меча в Нагое, Touken World.
- ^ Новое поколение японских мастеров меча , Тамио Цучико, Кенджи Мишина, Kodansha International, 2002, стр.15.
- ↑ Американская энциклопедия: библиотека универсальных знаний , том 15 Encyclepedia Americana Corp., 1919, стр.745.
- ^ Японский меч Канзан Сато, Kodansha International, 1983, стр.63.
- ^ Книга знатока японских мечей , Кокан Нагаяма, Kodansha International, 1998, стр.
- ^ Перейти обратно: а б Книга знатока японских мечей , Кокан Нагаяма, Kodansha International, 1998, P.
- ^ Армстронг, Хантер Б. «Скользящий Яри Овари Кан Рю» . www.koryu.com . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Боевые приемы восточного мира, 1200–1860 гг. Н.э.: снаряжение, боевые навыки и тактика , Авторы Майкл Э. Хаскью, Кристер Джорегенсен, Эрик Нидерост, Крис Макнаб, Издательство Macmillan, 2008 г., ISBN 0-312-38696-6 , ISBN 978-0-312-38696-2 стр.44
- ^ Асигару 1467–1649 , Стивен Тернбулл, Ховард Джеррард, Osprey Publishing, 2001, стр.19
- ^ Асигару 1467–1649 , авторы Стивен Тернбулл, Говард Джеррард, иллюстрировано Говардом Джеррардом, издательство Osprey Publishing, 2001, ISBN 1-84176-149-4 , ISBN 978-1-84176-149-7 стр.23
- ^ Самурай: Оружие и дух японского воина , автор Клайв Синклер, издательство Globe Pequot, 2004, ISBN 1-59228-720-4 , ISBN 978-1-59228-720-8 стр.119
- ^ Тайхо-дзюцу: закон и порядок в эпоху самураев , Автор, Дон Каннингем, Издательство Tuttle Publishing, 2004, ISBN 0-8048-3536-5 , ISBN 978-0-8048-3536-7 стр.44
Внешние ссылки
[ редактировать ]