Jump to content

Ниндзя

Страница полузащищена

Рисунок архетипического ниндзя из серии зарисовок Хокусая . Ксилографическая печать на бумаге. Том. шесть, 1817.

Ниндзя яп ( . « 忍者 , букв. «тот, кто невидим»; [ɲiꜜɲdʑa] ) или синоби ( яп. : 忍び , букв. тот, кто крадется»; [ɕinobi] ) был агентом проникновения, наемником или партизанской войной и позже эксперт -телохранитель в феодальной Японии . Их часто использовали для осады , шпионских миссий и военного обмана . [1] Они часто появляются в исторических записях периода Сэнгоку . [2] хотя предшественники могли существовать еще в 12 веке. [3] [4]

В период существования воюющего государства в Японии и дзидзамурай кланы крестьян-воинов в провинции Ига прилегающем районе Кока сформировали икки – «восстания» или «лиги» – как средство самообороны.

После прихода сёгуната Токугава в 17 веке ниндзя канули в безвестность. [5] Ряд руководств шиноби , часто основанных на китайской военной философии , был написан в 17 и 18 веках, в первую очередь «Бансэнсюкай» (1676 г.). [6]

Слово «ниндзя» кандзи . написанное

Ниндзя — это онёми ( под влиянием раннего среднекитайского языка ), два кандзи «忍者». В местном прочтении кунёми оно произносится как синоби , сокращенная форма синоби-но-моно (忍びの者). [7] Слово синоби появляется в письменных источниках еще в конце 8-го века в стихах Манъёсю . [8] [9] Основное значение слова синоби ( ) означает «ускользнуть; спрятаться» и, в более широком смысле, «воздерживаться», отсюда его ассоциация со скрытностью и невидимостью. Моно ( ) означает «человек». [ нужна ссылка ] Слово «ниндзя» было необычным, и появилось множество региональных разговорных выражений, описывающих то, что позже будет названо «ниндзя». [5] Первое известное использование слова «ниндзя» в английском языке произошло в 1964 году. [10] Куноичи изначально на жаргоне означает «женщина»; [11] : стр. 168 предположительно оно происходит от иероглифов くノ一 (соответственно хирагана ку , катакана но и кандзи ичи ), которые составляют форму кандзи, обозначающего «женщина» (女). [11] : стр. 168 В художественной литературе, написанной в современную эпоху, куноичи означает «женщина-ниндзя». [11] : стр.167

Ко времени Реставрации Мэйдзи в 1868 году синоби стали темой популярной культуры в Японии, которая фигурирует во многих легендах и фольклоре, где они ассоциировались со многими сверхъестественными способностями.

Обзор

Считалось, что шпионская деятельность ниндзя была связана с китайской военной стратегией , такой как «Искусство войны» Сунь Цзы . [12] Согласно традиционной оценке, ниндзя были солдатами-невидимками и наемниками, нанятыми в основном даймё . [13]

Несмотря на множество популярных народных сказок, исторических свидетельств о ниндзя мало. Историк Стивен Тернбулл утверждает, что ниндзя в основном набирались из низшего сословия, и поэтому к ним не проявлялось особого литературного интереса. [14] Социальное происхождение ниндзя рассматривается как причина, по которой они соглашаются действовать тайно, обменивая свои услуги на деньги без чести и славы. [15] Недостаток исторических свидетельств также демонстрируется в таких военных эпосах, как «Сказка о Хогене» (Hōgen Monogatari) и «Сказка о Хэйке» (Heike Monogatari) , в которых основное внимание уделяется аристократическим самураям, чьи деяния, по-видимому, были более привлекательными для аудитории. [16] Историк Киёси Вататани утверждает, что ниндзя были обучены особенно скрытно рассказывать о своих действиях и существовании:

Так называемые техники ниндзюцу , короче говоря, представляют собой навыки синоби-но-дзюцу и синобидзюцу , целью которых является обеспечение того, чтобы противник не знал о его существовании, и для которых проводилась специальная подготовка. [17]

Однако в некоторых книгах по ниндзюцу конкретно описывается, какую тактику ниндзя должен использовать в бою, и на основе этой тактики можно вывести сценарии, в которых может оказаться ниндзя. Например, в рукописи второго тома «Канрин Сэйё» (間林清陽), которая является оригинальной книгой Бансеншукая (万川集海), есть 48 пунктов боевых приемов ниндзя, таких как, как сделать макибиси из бамбука, как сделать изготовить бесшумную обувь, методы боя в окружении множества врагов, меры предосторожности при использовании меча в ночное время, как прислушиваться к тихим звукам, кудзи-кири, предотвращающий лай сторожевых собак, и так далее. [18] [19]

Эта диаграмма из «Бансэнсюкай» использует гадание и эзотерическую космологию ( онмёдо ), чтобы указать идеальное время для совершения определенных действий.

Позже в истории ниндзя Кога стали рассматриваться как агенты Токугава бакуфу , в то время, когда сёгунат использовал ниндзя в разведывательной сети для наблюдения за региональными даймё , а также за императорским двором . [20] В это время существуют некоторые точные термины для классификации их деятельности, такие как шпионаж ( канчо ), разведка ( тейсацу ), засада ( кисю ) и агитпроп ( конран ). [21] Кланы ниндзя объединились в более крупную конфедерацию со своими территориями. [20] Существовала система рангов. Ранг джоунин («высший человек»). За ним следует ранг чуунина («средний человек»), задачей которого является личный помощник джоунина . ранг генина («низший человек»), полевые агенты, набираемые из низшего класса для полевых операций. [22] Стажеры ниндзя также изучали выживание, яды и взрывчатые вещества . [23] Физическая подготовка включала в себя бег на длинные дистанции, скалолазание, скрытную ходьбу. [24] Обучение маскировке также преподавалось. [23] Некоторые свидетельства медицинской подготовки можно получить из одного рассказа, где ниндзя Ига оказал медицинскую помощь Ии Наомасе , генералу Токугавы, который был ранен в результате обстрела в битве при Сэкигахара. [25]

Набор навыков агентов ниндзя, известный в наше время как ниндзюцу ( 忍術 ) , включает в себя множество навыков шпионажа и выживания , каждый из которых имеет свои уникальные характеристики для каждой школы ниндзюцу. Некоторые рассматривают ниндзюцу как свидетельство того, что ниндзя не были простыми наемниками, поскольку тексты содержали не только информацию о боевой подготовке, но и информацию о повседневных потребностях, включая даже методы добычи полезных ископаемых. [26] Руководство для повседневной работы также включало элементы, которые позволяли ниндзя понять боевые качества даже самой черной работы. [26] Эти факторы показывают, как ниндзюцу утвердило среди класса ниндзя фундаментальный принцип адаптации . [26]

Тактика

Страница из «Сёнинки» (1681 г.) с подробным списком возможных маскировок.

Ниндзя обычно работали в команде, чтобы взобраться на стену, предоставляя человеческую платформу, чтобы помочь членам своей команды достичь вершины стены. [27] Микава Го Фудоки приводит отчет о том, как скоординированная группа лазутчиков обычно использует пароли для общения, чтобы распознавать членов своей команды во время операций по маскировке, поскольку они одеты в ту же одежду, что и враг. [28]

В своем «Буке Мёмокушо » военный историк Ханава Хокиноити пишет о ниндзя, что они, замаскировавшись, путешествуют по чужим территориям, чтобы разведать вражеские силы, поджигают вражеский замок, совершают убийства и совершают убийства. [29] и тактика проникновения . [15] [29] Шпионаж был главной ролью ниндзя. С помощью маскировки ниндзя собирали информацию о местности противника и характеристиках зданий, а также получали пароли и сообщения. Вышеупомянутое дополнение к Ночи Кагами кратко описывает роль ниндзя в шпионаже, поскольку Стивен Тернбулл заявил, что ниндзя Ига и Кока обычно проникали во вражеские замки. [30] Тернбулл далее добавил, что ниндзя приобрели известность как наемники в 15 веке, использовавшие множество асимметричных тактик ведения войны, таких как разведка, набеги, поджоги и даже терроризм . что считается отвратительным среди членов класса самураев. В период Сэнгоку требования к таким нетрадиционным операциям возросли. [31] [1] Между тем Тернбулл также заявил, что нет никаких доказательств того, что ниндзя активно работали в качестве профессиональных убийц, поскольку можно утверждать, что они могли быть просто наемными бандитами. [32] Современный историк Тацуо Фудзита высказал мнение, что, основываясь на исторических текстах 16 века Наито Мунэкацу, вассала клана Миёси , воинов-ниндзя на самом деле боялись как наемников, которые были опытными в боевых действиях при осаде замка. [33] Здания были построены с ловушками и растяжками, прикрепленными к тревожным звонкам, чтобы предотвратить проникновение вражеских ниндзя. [34] В бою ниндзя также использовались, чтобы вызвать замешательство среди противника. [35] Степень психологической войны при захвате вражеских знамен можно увидеть в « Оу Эйкей Гунки» , где ниндзя однажды украл знамя лорда самураев Наоэ Канэцугу и поднял его на следующий день, чтобы деморализовать армию Канэцугу на войне. [36]

Большинство техник ниндзюцу, записанных в свитках и руководствах, вращаются вокруг способов избежать обнаружения и методов побега. [6] Эти методы были свободно сгруппированы по соответствующим природным элементам. Некоторые примеры:

  • Хицуке : Практика отвлечения охраны путем разжигания огня вдали от запланированной точки входа ниндзя. Подпадает под «огненные техники» ( катон-но-дзюцу ). [37]
  • Тануки-гакуре : практика лазания по дереву и маскировки под листвой . Подпадает под «деревянные техники» ( мокутон-но-дзюцу ). [37]
  • Укигуса-гакуре : практика бросания ряски в воду, чтобы скрыть движение под водой. Подпадает под «водные техники» ( суитон-но-дзюцу ). [37]
  • Узура-гакуре : практика сворачиваться в клубок и оставаться неподвижным, чтобы выглядеть как камень . Подпадает под «техники земли» ( дотон-но-дзюцу ). [37]

Использование маскировки широко распространено и хорошо документировано. Маскировка пришла в виде священников, артистов, гадалок, торговцев, ронинов и монахов. [38] В Букэ Мёмокушо говорится, что их задачей было замаскироваться под сборщиков дров и получить информацию о враге. [30] Горные аскетические одежды ( ямабуси ) облегчали путешествия, поскольку были обычным явлением и могли свободно перемещаться между политическими границами. Свободные одежды буддийских священников также позволяли прятать оружие, такое как танто . [39] Одежда менестреля или саругаку могла позволить ниндзя шпионить во вражеских зданиях, не вызывая подозрений. Маскировка под комусо , нищенствующего монаха, известного игрой на сякухати , также была эффективна, поскольку большие шляпы-корзины, которые они традиционно носили, полностью закрывали голову. [40]

Инструменты и вооружение

Антикварная японская гаппа (дорожная накидка) и тканевый зукин (капюшон) со скрытым под ним кусари (кольчугой).

Считалось, что ниндзя использовали большое количество разнообразных инструментов и вооружения, которые описаны и проиллюстрированы в записи 17 века Бансеншукай . [41] включая альпинистское снаряжение, выдвижные копья, [25] реактивные стрелы, [42] и небольшие складные лодки. [43] Хотя считалось, что ниндзя носили черные одежды ( синоби сёдзоку ) во время своей работы, как это показано в современных средствах массовой информации, нет никаких доказательств существования такой одежды. [44] вместо этого ниндзя обычно действовали под видом гражданских лиц. [29]

Сообщения о существовании доспехов Ниндзя не могут быть проверены. На изображениях известных людей, позже считавшихся ниндзя, они часто изображаются в японских доспехах . со скрытыми типами доспехов, изготовленными из кусари (японских кольчужных доспехов) и карута (доспехов) , которые могли носить ниндзя, включая катабиру (куртки), сделанные из доспехов, скрытых между слоями ткани. Предполагается, что защита голеней и рук, а также усиленные металлом капюшоны также составляют броню ниндзя. [29]

Страница из Нинпидена , показывающая инструмент для взлома замков.

Инструменты, используемые для проникновения и шпионажа, являются одними из наиболее распространенных артефактов, связанных с ниндзя. Веревки и крюки были обычным явлением и привязывались к поясу. [41] изображена складная лестница В Бансенсюкае с шипами на обоих концах, которые фиксируют лестницу. [45] Альпинистское снаряжение с шипами или крючками, которое носили на руках и ногах, также служило оружием. [46] Другие инструменты включают долота , молотки , сверла , кирки и т. д.

Ниндзя также использует мизугумо , чтобы ходить по воде. [43] Эта пара обуви распределяет вес пользователя по широкой нижней поверхности обуви, позволяя ему ходить по поверхности воды. Название этого снаряжения «мидзугумо» произошло от аборигенного названия японского водяного паука ( Argyroneta aquatica japonica ). Подобная обувь укидари также существовала в форме плоского круглого ведра , хотя, возможно, более нестабильная в использовании. [47]

Гошики-май (го, пять ; сики, цвет ; май, рис ) цветные (красный, синий, желтый, черный, фиолетовый) [48] зерна риса использовались в кодовой системе, [49] [50] и проложить следы, по которым можно будет пойти позже. [51] [52] [53]

Ниндзя часто использовали в качестве оружия катану , которую носили на спине. [40] Ножны катаны меча ниндзя можно было вытянуть из меча и использовать в качестве длинного зондирующего устройства. [54] Меч также можно было использовать, чтобы взобраться на стену, используя цубу . [55] нет никакой известной исторической информации о прямых ниндзято до 20 века. Первая фотография ниндзято появилась в буклете Хэиситиро Окусэ в 1956 году. [56] [57] Ниндзя также используют в качестве оружия дротики , шипы, ножи и сюрикены . [58] Цепь и серп ( кусаригама ) также использовались ниндзя. [59] такие варианты взрывчатых веществ, как гранаты в мягкой оболочке, предназначенные для выпуска дыма или отравляющего газа, а также железные или керамические шрапнельные взрывчатые вещества. Сообщается, что они также использовали [27]

История

В «Сакура доки онна гёрэцу» эту оннагату сопровождают три куроко .
В «Найсе Мурасаки Инака Гэндзи» к Асикаге Мицудзи неосознанно приближается ниндзя.
Две гравюры с изображением пьес кабуки . В японском театре ниндзя часто одеваются как куроко , рабочие сцены в черных костюмах, чтобы их атаки казались более неожиданными. Эта практика породила их стереотипные черные наряды. [60]

Ранняя история

Ямато Такеру, одетый как служанка, готовится убить лидеров Кумасо. Ксилографическая печать на бумаге. Ёситоси , 1886 год.

Термин «ниндзя» был ретроспективно приписан принцу Японии II века Ямато Такеру . [61] В Кодзики Такеру, переодевшись женщиной, убил двух лидеров группы Кумасо . [62] Хотя маловероятно, что это связано с широко известными ниндзя более поздней эпохи. Самые ранние зарегистрированные действия ниндзя относятся к периоду правления принца Сётоку в VI веке. [31] Подросток-агент шпионажа Хасецукабе-но Кохарумару был казнен за шпионаж против повстанца Тайра-но Масакадо . [63] Позже в хрониках Тайхэйки XIV века зафиксировано множество действий ниндзя. [61] [64]

В 1541 году « Тамон-ин Никки » (16 век) — дневник, написанный настоятелем храма Кофуку-дзи Эйшуном , — описывает диверсионную операцию. Отряд ниндзя Ига тайно проник в замок Касаги и поджег несколько жилищ священников. Они также подожгли хозяйственные постройки в различных местах внутри Сан-но-мару . Они захватили Ичи-но-мару (внутренний двор ) и Ни-но-мару (второй двор). [65]

В 1558 году Роккаку Ёсиката нанял отряд из 48 ниндзя, чтобы сжечь замок Саваяма , которым руководил чунин (термин ниндзя для капитана отряда). Для проведения операции отряд ниндзя также украл фонарь, рисунок семьи которого ( мон ) принадлежит вражескому клану, и воссоздал копии фонарей с аналогичным гербом. Используя эти фонари, стража позволила им войти в замок. Войдя в замок, они сразу же его подожгли. [66]

В 1561 году генералы Кидзава Нагамаса наняли 3 ниндзя Ига во время захвата замка в Майбаре , который принадлежал Роккаку Ёситака, который ранее также был нанимателем ниндзя Ига. [67] Однако эти агенты-ниндзя отказались подчиняться приказам и пригрозили покинуть операцию, если им не позволят провести операцию самостоятельно. Поскольку в конце концов был устроен пожар, позволивший армии Нагамасы захватить замок. [67]

Каждый клан Кога

Равнины Иги , окруженные уединенными горами, породили деревни, специализирующиеся на обучении ниндзя.

Ниндзя Ига и Кога на самом деле были кланами дзидзамурай, населявшими провинцию Ига (современная префектура Миэ ) и близлежащий регион района Кока, Сига , названный в честь деревни в современной префектуре Сига . [68] Удаленное расположение Иги, возможно, способствовало скрытному развитию ниндзя. [22] В хронике Го Кагами Фуроку говорится, что происхождение этих кланов ниндзя восходит к семье Каваи Аки-но-ками из Иги. [69] Это также подтверждается дополнительными записями к Ноти Кагами , историческим записям сёгуната Асикага . [30]

Кланы Ига и Кола стали профессионалами, специально обученными асимметричной тактике ведения войны ниндзя. [21] Эти ниндзя-наемники часто нанимались даймё между 1485 и 1581 годами. [21] В частности, профессионалов Ига ценили за их навыки ведения осадной войны, или «широтори», которые включали ночные атаки и засады. [70] К 1460-м годам ведущие семьи регионов добились фактической независимости от своих сюго .

В 1560 году, после битвы при Окехазаме , Токугава отправил группу из 80 ниндзя Кока под командованием Томо Сукэсада, которым было поручено совершить набег на форпост клана Имагава . Это нападение записано в хронике Микава Го Фудоки , где те Кока подожгли его башни и убили кастеляна вместе с 200 защитниками гарнизона. [28]

В 1571 году ниндзя Кока Сугитани Дзэндзюбо попытался убить Нобунагу с помощью двух винтовок Танегасима . Однако его попытки провалились, поскольку его выстрелы не смогли пробить броню Нобунаги. [32] Сугитани был схвачен 4 года спустя и замучен до смерти. [32]

В 1573 году Манабэ Рокуро, вассал даймё Хатано Хидехару , попытался убить Нобунагу, проникнув в замок Адзути . Однако миссия провалилась, и Рокуро был вынужден покончить жизнь самоубийством. [32] Согласно документу, иранки , когда Нобунага инспектировал провинцию Ига после войны Тэнсё Ига , трое ниндзя попытались убить его из винтовок, но потерпели неудачу и вместо этого убили только семерых слуг Нобунаги. [71] Кока - икки просуществовала до 1574 года, когда была вынуждена стать вассалом Оды Нобунаги . Ига - икки продолжалась до 1581 года, когда Нобунага напал на провинцию Ига и уничтожил те кланы, которые восстали против него. [72] Выжившие из клана Ига бегут в горы Кии , но другие убегают, чтобы поступить на службу под началом Токугавы Иэясу . [73] До завоевания Коки в 1574 году две конфедерации работали вместе как минимум с 1487 года. [ нужна ссылка ] После подавления провинции Ига Нобунагой некоторые из них бежали из провинции и искали убежища в клане Токугава . Одним из наиболее выдающихся был Фудзибаяси Ясумаса, сын Фудзибаяси Ясутойо из клана Фудзибаяси. [74]

Переправа Ига Токугавы Иэясу

После убийства Оды Нобунаги ниндзя Ига и Кока, согласно традиции, помогли Иэясу пройти трудное путешествие , чтобы спастись от врагов Нобунаги в Сакаи и вернуться в Микаву . Однако их путешествие было очень опасным из-за присутствия «Очимуся-гари» . на пути групп [а] Во время этого путешествия генералы Токугавы, такие как Ии Наомаса , Сакаи Тадацугу и Хонда Тадакацу, пробивались сквозь рейды и преследования со стороны банд Очимуся-гари (охотников-самураев), чтобы обеспечить путь Иэясу, а иногда также давали взятки некоторым из наиболее сговорчивых Банды Очимуша-гари. [78] Когда они достигли Када, района между городом Камеяма и Игой, [79]

Местные ниндзя Кока-Икки и ниндзя Ига-Икки под командованием Ханзо, которые помогли Иэясу добраться до безопасного места, насчитывали 300 ниндзя. [80] Кроме того, Уэдзима Хидэтомо, исследователь истории ниндзя Ига, заявил, что существуют исследования, которые показали, что Хаттори Ясудзи, один из ниндзя, сопровождавших Иэясу в его путешествии по провинции Ига, также служил телохранителем и офицером шпионажа под началом сёгуна Муромати Асикага Ёсиаки. . [81] Атаки Очимуся-гари наконец прекратились, когда они достигли бывшей территории Кока-икки, дружественных клану Токугава. Ниндзя Кока помогли группе сопровождения Токугавы устранить угрозы со стороны преступников Очимуся-гари, а затем сопровождали их до тех пор, пока они не достигли провинции Ига , где они были дополнительно защищены другой группой из Ига-икки, которая сопровождала группу Иэясу, пока они благополучно не достигли Микавы. Журнал Ietada nikki сообщает, что группа сопровождения Иэясу потеряла около 200 человек во время пути из Осаки. [82] [83]

Однако современный учёный, такой как Тацуо Фудзита, сомневался в достоверности теории армии ниндзя Хаттори Хаттори Ханзо, поскольку она впервые появилась в Ига-ся юисёгаки записях , которые распространялись в период Эдо во время правления сёгуна Токугавы Ёсимунэ . [79] Во время своего правления Ёсимунэ был известен тем, что основал учреждение тайной полиции Онивабан , члены которого были выходцами из воинов конфедерации районов Кока и Ига. [84] [85] [86] Утверждалось, что распространение мифа об армии ниндзя Хаттори Ханзо, помогающей Иэясу, было создано как пропаганда для повышения престижа конфедераций кланов Ига и Кока в сёгунате Токугава. [79]

Дальнейшая деятельность после 1582 г.

В нераскрытое время Нобунага послал ниндзя по имени Хатисука Тензо убить даймё Такэда Сингена , но это закончилось неудачей. [87] было совершено покушение Есть запись о том, что на Тоётоми Хидэеси , хотя оно было предотвращено. Ниндзя по имени Киригакуре Сайзо (возможно, Киригакуре Сикаэмон) попытался убить Хидэёси копьем, но безуспешно, так как его попытка была сорвана ниндзя, работавшим под командованием Хидэёси, который курил его место. [88] Однако достоверность этой истории была признана вымышленными публикациями, поскольку это был тот же издатель, который изобразил Сайзо одним из легендарных Десяти храбрецов Санады . [89]

В 1600 году, во время кампании Сэкигахара после победы Восточной армии при Сэкигахаре, Ига выступали в качестве охраны внутренних территорий замка Эдо , а Кока действовали как полицейские силы и помогали охранять внешние ворота. [90] Было сказано, что однажды группа ниндзя клана Могами проникла в лагерь Наоэ Канэцугу , украв его боевой штандарт, который позже был поднят на воротах замка Хаседо, что по сути сильно деморализовало войска Уэсуги. [91]

В 1603 году группа ниндзя из клана Ига во главе с Миурой Ёэмоном была передана под командование бригад Красных Демонов Ии Наомаса, даймё Хиконэ под сёгунатом Токугава. [92] [93]

В 1608 году Иэясу поручил даймё по имени Тодо Такатора контролировать Цу , недавно созданное владение, которое охватывало части провинций Ига и Исэ . Домен на первом этапе стоит 220 000, [94] затем рост производительности будет продолжаться до общего дохода в 320 000 коку под управлением Такатора. [95] [96] Сообщалось, что Тодо Такатора нанимает ниндзя Ига-рю . [97] [98] Помимо ниндзя, он также нанимает местные кланы провинции Ига как «Мусокунин», класс самураев, работающих по совместительству, которым разрешено сохранить название своего клана, но они не владеют ни землей, ни ханом . Мусокунины и в мирное время работали земледельцами, а во время войны обязаны брать в руки оружие. [99] [97] [100]

В 1614 году воины провинции Ига участвовали в боевых действиях во время осады Осаки . Такатора привел вспомогательные войска Мусокунина из провинции Ига для осады замка Осака во время зимней фазы. [101] [97] Тем временем отряды ниндзя провинции Ига были развернуты под командованием нескольких командиров, таких как Хаттори Ханзо , Ямаока Кагецугэ и Ии Наотора , наследник Наомаса, который также передал контроль над отрядом ниндзя Красных Демонов клана Ии после смерти Наомасы. [102] [103] Позже, в 1615 году, во время летней фазы осады Осаки, ниндзя Красных Демонов клана Ии во главе с Миурой Ёэмоном, Симотани Сандзо, Окуда Касаэмоном и Сага Китаэмоном снова приняли участие в боевых действиях во время битвы при Тэннодзи . Сообщается, что они сражались вместе с регулярной армией Токугава, штурмовавшей южные ворота замка Осака. [104] В 1614 году в первой «зимней кампании» при осаде Осаки ниндзя снова использовались. Миура Ёэмон, ниндзя на службе Токугавы, набрал агентов из провинции Ига и отправил 10 своих членов в замок Осака , чтобы распространять слухи и дезинформацию, чтобы ослабить силы противника внутри страны. [105] Позже, во время сражений в Осаке, эти наемные ниндзя сражались вместе с регулярными войсками в битве при Тэннодзи . [105]

Историческая иллюстрация ниндзя, эпоха Мэйва, ок. 1770 г.

Последний, но подробный отчет о ниндзя, участвовавших в открытой войне, произошел во время восстания Симабара (1637–1638). [106] Ниндзя Кога были завербованы сёгуном Токугавой Иэмицу против христианских повстанцев во главе с Амакуса Сиро , которые сделали последний бой в замке Хара в провинции Хидзэн . Дневник, который вел член клана Мацудайра , Амакуса Гунки , повествует: «Мужчины из Кога в провинции Оми, которые скрывали свою внешность, каждую ночь подкрадывались к замку и заходили внутрь, когда им заблагорассудится». [107]

В дневнике Укаи, написанном потомком Укая Канемона, есть несколько записей, описывающих разведывательные действия, предпринятые Кога.

Им [Кога] было приказано разведать план строительства замка Хара и обследовать расстояние от оборонительного рва до ни-но-мару (второй двор ), глубину рва, состояние дорог, высоту стены и формы бойниц. [107]

Запись: 6-го числа 1-го месяца
Руины замка Хара

Подозревая, что припасы в замке могут быть на исходе, командующий осадой Мацудайра Нобуцуна приказал совершить набег на продовольствие в замке. Здесь Кога захватили мешки с вражеской провизией и ночью проникли в замок, получив секретные пароли. [108] Несколько дней спустя Нобуцуна приказал провести миссию по сбору разведданных, чтобы определить запасы в замке. Несколько ниндзя Кога — некоторые, очевидно, произошли от тех, кто участвовал в нападении на замок клана Имагава в 1562 году — вызвались добровольцами, несмотря на то, что их предупредили, что шансы на выживание невелики. [109] В небо был произведен залп выстрелов, в результате чего защитники, готовясь, потушили огни замка. Под покровом тьмы ниндзя, замаскированные под защитников, проникли в замок, захватив знамя христианского креста . [109] Дневник Укай пишет:

Мы разогнали шпионов, готовых умереть в замке Хара. ...вышедшие на разведку боем захватили вражеский флаг; И Аракава Ситиробей, и Мотидзуки Ёэмон встретили крайнее сопротивление и страдали от серьезных ран в течение 40 дней. [109]

Запись: 27 числа 1-го месяца

По мере того, как осада продолжалась, из-за крайней нехватки еды защитникам пришлось питаться мхом и травой. [110] Это отчаяние привело к бесполезным обвинениям повстанцев, которые в конечном итоге потерпели поражение от армии сёгуната. Позже Кога примут участие в завоевании замка:

Начались все новые и новые генеральные набеги, банда ниндзя Кога под непосредственным контролем Мацудайры Нобуцуна захватила ни-но-мару и сан-но-мару (внешний двор)... [111]

Запись: 24 числа 2-го месяца

С падением замка Хара восстание Симабара подошло к концу, и христианство в Японии было вынуждено уйти в подполье . [112] Эти письменные отчеты — последнее упоминание о ниндзя на войне. [113] почти не было крупных войн или сражений После восстания Симабара до эпохи бакумацу . Чтобы заработать на жизнь, ниндзя должны были наниматься на работу в правительства своего Хань (владения) или менять профессию. Многие лорды по-прежнему нанимали ниндзя не для сражений, а в качестве телохранителей или шпионов. В их обязанности входило шпионаж за другими владениями, охрана даймё и пожарное патрулирование. [114] Некоторые княжества, такие как Цу , Хиросаки и Сага, продолжали нанимать своих ниндзя и в эпоху бакумацу , хотя их точное количество неизвестно. [115] [116]

Многие бывшие ниндзя были наняты в качестве охранников сёгунатом Токугава , хотя роль шпионажа была передана недавно созданным организациям, таким как онмицу и онивабан . [117] Другие использовали свои знания ниндзюцу , чтобы стать врачами, продавцами лекарств, торговцами, мастерами боевых искусств и производителями фейерверков. [118] Некоторые безработные ниндзя были доведены до бандитизма, такие как Фума Котаро и Исикава Гоэмон . [119]

Ниндзя, работавшие в каждом домене, период Эдо. [120]
Хан (домен) Количество ниндзя
Домен Кишу 200+
Домен Кисивада 50
Кофейный домен 50
Домен Мацуэ 30
Домен Хиросаки 20
Домен Фукуи 12
Домен Хиконэ 10
Окаяма Домен 10
Поддержка доменов 5

Онивабан

В начале 18 века сёгун Токугава Ёсимунэ основал онивабан («хранители сада») — разведывательное агентство и секретную службу . Члены онивабана были агентами, занимавшимися сбором информации о даймё и правительственных чиновниках. [121] Скрытный характер онивабан - наряду с более ранней традицией использования членов клана Ига и Кога в качестве дворцовой стражи - побудил некоторые источники определить онивабансю как «ниндзя». [122] В 1649 году был принят закон сёгуната Токугава о военной службе: синоби считались профессией, поскольку только даймё с доходом более 10 000 коку разрешалось нанимать ниндзя или синоби. [123] ряд руководств по ниндзюцу В последующие два столетия потомками Хаттори Ханзо, а также членами клана Фудзибаяси, ответвления Хаттори, был написан . Основные примеры включают Нинпиден (1655 г.), Бансеншукай (1675 г.) и Сёнинки (1681 г.). [6]

Известный ниндзя

Многие известные люди в истории Японии были связаны или идентифицированы как ниндзя, но их статус ниндзя трудно доказать, и он может быть продуктом более позднего воображения. Слухи о знаменитых воинах, таких как Кусуноки Масасигэ или Минамото-но Ёсицунэ, иногда описывают их как ниндзя, но доказательств этим утверждениям мало.

Некоторые хорошо известные примеры включают в себя:

Кумавакамару убегает от преследователей, перемахнув через ров на бамбуке . [124] Ксилографическая печать на бумаге. Куниеси , 1842–1843 гг.
  • Кумавакамару (13–14 века): юноша, чей изгнанный отец был приговорен к смерти монахом Хоммой Сабуро. Кумакава отомстил, пробравшись в комнату Хоммы, пока он спал, и убив его собственным мечом. [125] Он был сыном старшего советника императора Го-Дайго , а не ниндзя. Ямабуси Дайзенбо , который помог Кумавакамару отомстить, был Суппа, своего рода ниндзя. [126] [127]
  • Кумавака (XVI век): суппа (ниндзя), служивший Обу Торамасе (1504–1565), вассалу Такэда Сингэна . [128]
  • Ягю Мунетоши (1529–1606): известный фехтовальщик школы Синкагэ-рю . Внук Мунэёси, Дзюбэй Мунэёси, рассказывал истории о статусе своего деда как ниндзя. [13]
  • Хаттори Ханзо (1542–1596): самурай, служивший под началом Токугавы Иэясу . Его происхождение из провинции Ига, а также руководства по ниндзюцу, опубликованные его потомками, позволили некоторым источникам определить его как ниндзя. [129]
  • Исикава Гоэмон (1558–1594): Гоэмон, по общему мнению, пытался закапать яд из нитки в рот Оды Нобунаги через укрытие в потолке. [130]
  • Фума Котаро (ум. 1603): ниндзя, по слухам, убивший Хаттори Ханзо, с которым он предположительно был соперником. вымышленное оружие Фума-сюрикен . В его честь названо [ нужна ссылка ]
  • Мотидзуки Тиёме (16 век): жена Мочизуке Моритоки. Чиёме создала школу для девочек, в которой обучали навыкам, необходимым для гейши , а также навыкам шпионажа. [131]
  • Момоти Сандаю (16 век): лидер кланов ниндзя Ига, предположительно погибший во время нападения Оды Нобунаги на провинцию Ига. Существует мнение, что он избежал смерти и жил фермером в провинции Кии . [132] Момоти также является ветвью клана Хаттори. [ нужна ссылка ]
  • Фудзибаяси Нагато (16 век): считается одним из трёх «величайших» Ига дзёнинов , двое других — Хаттори Ханзо и Момочи Сандаю. Потомки Фудзибаяси написали и отредактировали « Бансэнсюкай» .
  • Като Данзо (1503–1569): знаменитый мастер ниндзя 16-го века периода Сэнгоку, также известный как «Летающий Като».
  • Татеока Досун (16 век): предполагаемый ниндзя Ига периода Сэнгоку.
  • Карасава Генба (16 век): самурай периода Сэнгоку, 16 века нашей эры, служивший важным вассалом клана Санада.
  • Вада Коремаса (1536–1571): могущественный ниндзя-самурай Кока, который в 1568 году вступил в союз с сёгунатом Асикага и Ода Нобунагой , после чего переехал в провинцию Сетцу .
  • Симоцугэ-но Кидзару (16 век): влиятельный ниндзя Ига, который в 1560 году успешно возглавил нападение на замок Тоити .
  • Такино Дзюробей (16 век): командир последнего сопротивления Оде Нобунаге во время его вторжения в Игу. Момочи Сандаю, Фудзибаяси Нагато-но Ками и Хаттори Ханзо служили его офицерами.

В истории также зафиксированы ниндзя неяпонского происхождения. 25 февраля 2018 года Ямада Юдзи, профессор Университета Миэ и историк Наканиси Го, объявил, что они выявили трех человек, добившихся успеха в Уресино раннего Нового времени , в том числе ниндзя Бэнкэй Мусо (弁慶夢想). [116] [133] Считается, что Мусо — это тот же человек, что и Денринбо Райкей (伝林坊頼慶), китайский ученик Марумэ Нагаёси . [133]

Джирайя сражается с гигантским питоном с помощью своей призванной жабы . Ксилографическая печать на бумаге. Куниёси , ок. 1843 год .

Образ ниндзя вошел в массовую культуру в период Эдо , когда были задуманы народные сказки и пьесы о ниндзя. Истории о ниндзя обычно основаны на исторических личностях. Например, существует много подобных историй о даймё, бросающем вызов ниндзя, чтобы доказать свою ценность, обычно украв его подушку или оружие, пока он спал. [134]

Исторические оценки современной эпохи

Копия легендарной 40-страничной книги «Канринсейё», созданной в 1748 году.

Между 1960 и 2010 годами были обнаружены артефакты, относящиеся к осаде Одавары (1590 г.) , которые, по мнению экспертов, являются оружием ниндзя. [135] Ниндзя были шпионами и диверсантами и, вероятно, участвовали в осаде. [135] не Клан Ходзё смог спасти замок от сил Тоётоми Хидэёси . [135] Обнаруженные плоские метательные камни, вероятно, являются предшественниками сюрикенов . [135] Глиняные кальтропы предшествовали портативным кальтропам. [135] Археолог Ивата Акихиро из Музея истории и фольклора префектуры Сайтама сказал, что плоские камни для метания использовались, чтобы не дать преследователям двигаться. [135] Также считалось, что глиняные кальтропы могут остановить осаждающих врагов. Это оружие было изготовлено наспех, но эффективно и использовалось отрядом ниндзя. [135]

В отчете за 2015 год в городе Ига прошел «Симпозиум ниндзя», в котором приняли участие передовые исследователи истории ниндзя и ниндзюцу, в том числе Ацуми Накадзима, председатель Ассоциации боевых искусств Корю; Джиничи Каваками, 21-й глава партии Кога и профессор социального сотрудничества в Университете Миэ ; профессор Юдзи Ямада и доцент Юя Ёсимару с факультета гуманитарных наук университета Миэ; и Тосицунэ Ватанабэ, бывший председатель Ассоциации исследований ниндзюцу Кога. На симпозиуме обсуждалось предполагаемое соперничество двух самых известных групп ниндзя, базирующихся в Иге и Коке. Однако причиной предполагаемого соперничества между ними были ниндзя Ига, в основном известные своей службой клану Токугава, а Кока - своей службой клану Тоётоми. Битвы между двумя группами были беллетризированы и драматизированы современными средствами массовой информации и развлечениями, такими как роман Ямада Футаро «Кога Нинпочо», опубликованный в 1959 году. Икеда Ютака, старший ниндзя Исследовательской группы ниндзя Ига, организовавший симпозиум, сказал, что Ниндзя Ига и Кога на самом деле были союзниками и иногда поднимали восстания. Он также добавил, что между этими двумя группами также было много браков, а фамилия Хаттори, которая представляет Ига, также встречается во многих семьях Кога. [136]

В декабре 2016 года мэр города Ига Сакаэ Окамото, который также является коллекционером местных материалов, обнаружил каталог, присланный ему из магазина подержанных книг в Киото. Он был куплен на городские средства и в марте этого года признан городской культурной ценностью. Это письменное обязательство, данное по 10 представителям Ига Сококу Икки и Кока Гунтюсо, автономным организациям кланов Ига и Кока, которые собрались вместе, чтобы совместно вынести решение о праве пользования общей землей. [33]

В 2012 году Джиничи Каваками , последний подлинный наследник ниндзюцу , решил не передавать своё учение кому-либо из учеников, заявив, что искусству ниндзюцу нет места в наше время. [137] Вместо этого Каваками является почетным директором Музея ниндзя Ига-рю и исследует ниндзюцу в качестве специально назначенного профессора в Университете Миэ . [138] [139]

В 2017 году Университет Ми основал первый в мире исследовательский центр, посвященный ниндзя. В 2018 году открылся аспирантура магистратуры. Она расположена в Иге (ныне префектура Мие ). Ежегодно набирается около 3 студентов. Студенты должны пройти вступительный тест по истории Японии и уметь читать исторические документы ниндзя. [140] Научные исследователи и учёные разных дисциплин изучают древние документы и то, как их можно использовать в современном мире. [141] Еще один средневековый документ, на который обращает внимание профессор Миэ Тацуо Фудзита, - это «Генеральный магистрат Кока-гун и Генеральный магистрат Ига Ренсё Кисёмон» 1573 года (первый год эпохи Тэнсё). [33]

В 2020 году 45-летний Геничи Мицухаси стал первым студентом, окончившим магистерский курс обучения ниндзя в Университете Миэ. В течение 2 лет он изучал исторические записи и традиции боевого искусства. Подобно оригинальному ниндзя, днем ​​он был фермером и выращивал овощи, а днем ​​​​учился ниндзя и занимался боевыми искусствами. [140]

В июне 2022 года город Кока в префектуре Сига выпустил копию «Канринсейё», источника художественной записи ниндзюцу под названием «Бансеншукай» 1676 года, которая была найдена на складе храма Кадзураки. [142] Копия изготовлена ​​в 1748 году. [143] В книге описаны 48 видов ниндзюцу. [142] Он содержит информацию о некоторых техниках ниндзюцу, таких как прикрепление слоев хлопка к нижней части соломенных сандалий для предотвращения шума при подкрадывании, самозащита в окружении нескольких противников, бросание обугленного порошка, чтобы скрыть свое присутствие, и произнесение заклинаний . [142] Он также содержит практические методы изготовления и использования таких инструментов, как тростниковые мечи и «макибиси» (японский кальтроп). [142]

Развлечения

Многие повсеместные стереотипы о ниндзя сложились в театре Эдо. К ним относятся их черная одежда, которая должна была имитировать наряды Куроко , рабочих сцены, которых публика должна была игнорировать; и использование ими сюрикэнов , которые должны были контрастировать с использованием мечей самураями на сцене. В театре кабуки ниндзя были «бесчестными и часто колдовскими аналогами» самураев и обладали «почти, если не полностью, магическими средствами маскировки». [60]

Растущая популярность этики ниндзя в манге также росла в 1960-1970-е годы, благодаря таким сериалам, как Ninja Bugei-cho . [144] Ниндзя появляются во многих формах японских и западных популярных средств массовой информации, включая книги ( «Кога Нинпочо» ), фильмы ( «Выход ниндзя» , «Месть ниндзя» , «Ниндзя-убийца» ), телевидение ( «Акакаге» , «Мастер » , «Воин ниндзя» ), видеоигры ( «Синоби» , Ninja Gaiden , Tenchu , Sekiro , Ghost of Tsushima ), аниме ( Наруто , Ninja Scroll , Gatchaman ), манга ( Василиск , Ниндзя Хаттори-кун , Азуми ), западная анимация ( Ninjago: Masters of Spinjitzu ) и американские комиксы ( Teenage Mutant) Черепашки ниндзя ). От древней Японии до современных мировых средств массовой информации популярные изображения варьируются от реалистичных до фантастически преувеличенных, как фундаментально, так и эстетически. [ нужна ссылка ]

Легендарные способности

Актер, играющий Никки Дандзё, злодея из пьесы кабуки «Сэндай Хаги» . Изображен с руками в печати кудзи-ин , которая позволяет ему превращаться в гигантскую крысу. Ксилографическая печать на бумаге. Кунисада , 1857 год.

Ниндзя изображались с некоторыми сверхчеловеческими или сверхъестественными способностями, такими как полет , невидимость , изменение формы , телепортация , разделение изображений, вызов животных ( кучиёсэ ) и контроль над пятью классическими элементами . Считается, что эти мифические истории возникли из народного воображения о загадочном статусе и японского искусства периода Эдо . Считалось, что такие истории о магических силах были результатом собственной дезинформации ниндзя . Например, Накагава Сёсюнджин, основатель Накагава-рю 17 века, в своей работе ( Окуфудзи Моногатари ) утверждал, что обладает способностью превращаться в птиц и животных. [123]

Использование ниндзя воздушных змеев для полетов и сбрасывание бомб с неба также стало еще одним предметом легенд. [43] Тернбулл предполагает, что воздушные змеи, поднимающие человека в воздух, могли быть технически осуществимы, но заявляет, что использование воздушных змеев для создания человеческого « дельтаплана » находится в области фантастики. [145]

Использование Кудзи-кири перешло в некоторые школы будзюцу (боевых искусств) и ниндзюцу , где, как говорили, оно имело множество целей. [146]


См. также

Приложение

Сноски

  1. ^ По словам Иматани Акиры, профессора Университета Цуру , и Исикавы Тадаси, доцента Университета Центральной Флориды , в период Сэнгоку особенно опасные группы, называемые «Очимуся-гари» возникли или группы «падших воинов-охотников». эти группы представляли собой бесправных крестьян или ронинов , перемещенных войной. Они сформировали силы самообороны, действующие вне закона, хотя на самом деле они часто прибегали к охоте на самураев или солдат, потерпевших поражение в войнах. [75] [76] [77]

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, 2003 г. , стр. 5–6.
  2. ^ Стивен Тернбулл (2003). Ниндзя, 1460–1650 гг . Издательство Оспри . п. 5. ISBN  978-1-84176-525-9 . Архивировано из оригинала 6 мая 2012 года . Проверено 1 октября 2011 г.
  3. ^ Крауди 2006 , с. 50
  4. ^ Фредерик 2002 , с. 715
  5. ^ Перейти обратно: а б Грин 2001 , с. 355
  6. ^ Перейти обратно: а б с Грин 2001 , с. 358; Судя по разным прочтениям, Нинпиден также известен как Шиноби Хиден , а Бансеншукай также может быть Мансеншукаем .
  7. ^ Происхождение слова ниндзя. Архивировано 2 мая 2011 г. в Wayback Machine .
  8. ^ Такаги, Гоми и Оно 1962 , стр. 191; полное стихотворение: « Ёродзу йо ни / Кокоро ха токете / Вага сэко га / Цумиши те митцуцу / Шиноби канэцумо ».
  9. ^ Сатаке и др. 2003 , с. 108; Маньёгана , используемая для обозначения « синоби », — это 志乃備, ее значение и символы не связаны с более поздними шиноби- наемниками .
  10. ^ Оксфордский словарь английского языка , 2-е изд.; Словарь американского наследия , 4-е изд.; Dictionary.com Полный (версия 1.1).
  11. ^ Перейти обратно: а б с Юя Ёсимару (доцент Университета Миэ ) (апрель 2017 г.). «Что такое куноичи?». В журнале Юя Ёсимару и Юдзи Ямада (ред ) . .  978-4-585-22151-7 .
  12. ^ Ратти и Уэстбрук 1991 , с. 324
  13. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл 2003 , с. 29
  14. ^ Тернбулл 2003 , с. 5
  15. ^ Перейти обратно: а б Аксельрод, Алан (2015). Наемники: Путеводитель по частным армиям и частным военным компаниям . Вашингтон, округ Колумбия: CQ Press. ISBN  978-1-4833-6467-4 .
  16. ^ Тернбулл 2003 , с. 6
  17. ^ Тернбулл 2007 , с. 144.
  18. ^ Оригинальный текст книги о ниндзюцу был обнаружен в Кока. Заклинание, которое не дает сторожевой собаке лаять, также называется «Мабаяси Сэйё» (48 статей). (на японском языке). Санкей Симбун . 19 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2022 года.
  19. ^ Первая рукопись каллиграфии, лежащая в основе книги ниндзюцу, найдена в городе Кока, доме ниндзя. (на японском языке). НХК . 19 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2022 года.
  20. ^ Перейти обратно: а б Ратти и Уэстбрук 1991 , с. 327
  21. ^ Перейти обратно: а б с Тернбулл 2003 , с. 9
  22. ^ Перейти обратно: а б Дрегер и Смит 1981 , с. 121
  23. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, 2003 , стр. 14–15.
  24. ^ Грин 2001 , стр. 359–360.
  25. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл 2003 , с. 48
  26. ^ Перейти обратно: а б с Зугари, Касем (2010). Ниндзя: Древние теневые воины Японии (Тайная история ниндзюцу) . Норт-Кларендон, Вирджиния: Tuttle Publishing. стр. 47 . ISBN  978-0-8048-3927-3 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл 2003 , с. 22
  28. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, 2003 , стр. 44–46.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Тернбулл 2003 , с. 17; Тернбулл использует имя Букэ Мэймокусё , альтернативное прочтение того же названия. Цитируемый здесь Букэ Мёмокушо является гораздо более распространенным чтением.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Тернбулл 2003 , с. 27
  31. ^ Перейти обратно: а б Ратти и Уэстбрук 1991 , с. 325
  32. ^ Перейти обратно: а б с д Тернбулл 2003 , с. 31
  33. ^ Перейти обратно: а б с «Хаттори Ханзо — это «высшая форма невольного ниндзя», об этом говорит профессор Университета Миэ » . Sankei Oneline (на японском языке). The Sankei Shimbun. 2018. стр. 1–3 . Проверено 27 июня 2024 г.
  34. ^ Дрегер и Смит 1981 , стр. 128–129.
  35. ^ Тернбулл 2003 , с. 42
  36. ^ Тернбулл 2007 , с. 149
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Дрегер и Смит 1981 , с. 125
  38. ^ Крауди 2006 , с. 51
  39. ^ Сделка 2007 , с. 161
  40. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл 2003 , с. 18
  41. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл 2003 , с. 19
  42. ^ Тернбулл 2003 , с. 60
  43. ^ Перейти обратно: а б с Дрегер и Смит 1981 , с. 128
  44. ^ Тернбулл 2003 , с. 16
  45. ^ Тернбулл 2003 , с. 20
  46. ^ Мол 2003 , с. 121
  47. ^ Тернбулл 2003 , с. 62
  48. ^ Руннебаум, Ахим (22 февраля 2016 г.). «7 вещей, которые вы не знали о ниндзя» . Япония Дейли . Проверено 14 апреля 2022 г. В зависимости от комбинации выпавших цветов или количества зерен Ниндзя мог составить более 100 различных кодов.
  49. ^ «10 скрытных инструментов ниндзя, о которых вы не слышали» . Все о Японии . 28 февраля 2017 г. Проверено 14 апреля 2022 г.
  50. ^ «Общение ниндзя» . Энциклопедия ниндзя . Япония: ниндзя, скрывающийся в истории. Архивировано из оригинала 3 июля 2022 года . Проверено 14 апреля 2022 г.
  51. ^ Йода, Хироко; Альт, Мэтт (2013). Атака ниндзя!: Правдивые истории об убийцах, самураях и преступниках . Издательство Таттл. ISBN  978-1-4629-0882-0 . Госики-маи: эти окрашенные рисовые зерна использовались для создания незаметных следов, по которым мог идти либо первоначальный капельница, либо зоркие товарищи.
  52. ^ Булл, Бретт; Курои, Хиромицу (2008). Еще секреты ниндзя: их обучение, инструменты и приемы . Токио: DH Publishing Inc., с. 95. ИСБН  978-1-932897-51-7 . DH Publishing — издатель №1 в Токио книг о японской поп-культуре для англоязычного мира.
  53. ^ «Будзинкан Будо Тайдзюцу Оружие» . Онлайн боевые искусства . Проверено 14 апреля 2022 г.
  54. ^ Адамс 1970 , с. 52
  55. ^ Адамс 1970 , с. 49
  56. ^ Окусэ, Хэиситиро (1956 Ниндзюцу , Осака, Кинки Ниппон Тецудо). {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  57. ^ Тернбулл, Стивен (2018). Ниндзя: разоблачая миф . Фронтовые книги . ISBN  978-1-4738-5042-2 .
  58. ^ Мол 2003 , с. 119
  59. ^ Адамс 1970 , с. 55
  60. ^ Перейти обратно: а б Камм, Бьёрн-Оле (2022). «Воспроизведение прошлого Японии, которого никогда не было: ниндзя в туризме и ролевых играх» . Тематические исследования реконструкции: глобальные перспективы экспериментальной истории : 146–170. дои : 10.4324/9780429445668-10 . Проверено 7 марта 2023 г.
  61. ^ Перейти обратно: а б Уотерхаус 1996 , стр. 34.
  62. ^ Чемберлен 2005 , стр. 249–253; Том 2, раздел 80
  63. ^ Пятница 2007 , стр. 58–60.
  64. ^ Тернбулл 2003 , с. 7
  65. ^ Тернбулл 2003 , с. 28
  66. ^ Тернбулл 2003 , с. 43
  67. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, 2003 , стр. 43–44.
  68. ^ Сделка 2007 , с. 165
  69. ^ Тернбулл 2003 , стр. 23.
  70. ^ Накагава, Такааки (2015). Лекция № 4: «Силы самураев в Кинаи (столичном регионе) и Иге» – (2 семестр) . Конференция при сотрудничестве Iga по культуре ниндзя . Университет Миэ . ; Кенджи, Касаи (2012). Лекция №2: Деятельность Игашу в период Сэнгоку . Конференция при сотрудничестве Iga по культуре ниндзя . Университет Миэ . Из написанного мы можем сделать вывод, что людям конца периода Сэнгоку уже было хорошо известно, что скрытность и ночные атаки были любимой тактикой ниндзя.
  71. ^ Тернбулл 2003 , стр. 31–32.
  72. ^ Грин 2001 , с. 357
  73. ^ Тернбулл 2003 , стр. 9–10.
  74. ^ Маэкава 2019 .
  75. ^ Фудзики Хисаси (2005) Охота на мечах: Люди, которые запечатали свое оружие на японском языке, ISBN). (  4004309654 . Кунио Янагита «История японских фермеров».
  76. ^ Кирино Сакуто (2001 Синсэцу Хоннодзи (Gakken M Bunko R Ki 2-2) на японском языке, стр. 218–9). (  4059010421 Цитата Тадаси Исикавы
  77. ^ Акира Иматани (1993) Император и Император Синдзинджин Ораиша, стр. 152–153, 157–158, 167. ISBN.  4404020732 . Акира Иматани «Практика нападения на павших воинов»; 2000 г.; стр.153 глава 4
  78. ^ Мицухиса Такаянаги (1958). Инцидент Сэнгоку Сэнки Хоннодзи / Битва при Ямазаки (1958) (на японском языке, стр. 65. мая 2024 г. 9 Луис Фроис ; Получено Годовой отчет Нихон Ёсо-кай). Японские исторические материалы также показывают, что Иэясу раздавал своим подчинённым большое количество золота и серебра) Некий "Исикава Тадаси Сосё
  79. ^ Перейти обратно: а б с Тацуо Фудзита (2005). Пересмотр «перехода Ками-кун Ига»» Исследование истории . Айти 1–15 префектуры : « .
  80. ^ Ямада Юдзи (2017). «7. Токугава Иэясу проходит через Игу». КНИГА НИНДЗЯ: Новый Мансеншукай . Перевод Ацуко Ода. Факультет гуманитарных наук, права и экономики Университета Ми . Проверено 10 мая 2024 г.
  81. ^ Кенширо Каваниши (2023). « Кросс Ига». История сопровождающего ниндзя известна Иэясу и Ёсиаки Асикаге ?]. Санкей онлайн (на японском языке). Дата обращения 24 июня 2024 года .
  82. ^ Масахико Ивасава (1968). «(Редакционная статья) Относительно оригинала дневника Иэтады» (PDF) . Историография Токийского университета № 2. Проверено 16 ноября 2022 г.
  83. ^ Моримото Масахиро (1999). Война и повседневная жизнь вассалов Иэясу. Чтение дневника Иэтады Мацудайры (Кадокава София Бунко), издание Kindle . КАДОКАВА . Проверено 10 мая 2024 г.
  84. ^ Касем Зугари, доктор философии. (2013). Ниндзя — древние теневые воины Японии (Тайная история ниндзюцу) . Издательство Таттл. п. 65. ИСБН  9781462902873 . Проверено 10 мая 2024 г.
  85. ^ Самураи Энциклопедия культурных воинов Японии . Издательство Блумсбери США. 2019. с. 203. ИСБН  9781440842719 . Проверено 10 мая 2024 г.
  86. ^ Стивен Тернбулл (2017). Ниндзя, разоблачающий миф . Книги о ручке и мече. ISBN  9781473850439 . Проверено 10 мая 2024 г.
  87. ^ Тернбулл 2003 , с. 30
  88. ^ Тернбулл 2003 , с. 32
  89. ^ Нихон Хакугаку Курабу 2006 , стр. 36.
  90. ^ Адамс 1970 , с. 43
  91. ^ Стивен Тернбулл (2012 , стр. 58)
  92. ^ Стивен Тернбулл (2008 , стр. 55)
  93. ^ Стивен Тернбулл (2012 , стр. 48)
  94. ^ Накаяма 2015 .
  95. ^ Юджи Ямада (2017). КНИГА НИНДЗЯ: Новый Мансеншукай . Перевод Ацуко Ода. Факультет гуманитарных наук, права и экономики Университета Ми . Проверено 11 мая 2024 г.
  96. ^ Оиси, Гаку (2020 г. Эдо 500 доменов — узнайте все о местных доменах Чуокорон-Синша). ISBN  978-4128001354 . (на японском языке)
  97. ^ Перейти обратно: а б с 254: Мушокудзин, который за кулисами поддерживал клан Тодо (на японском языке). Промоутерский совет Рекиси Кайдо . Проверено 11 мая 2024 года .
  98. ^ Стивен Тернбулл (2008 , стр. 55)
  99. ^ Кенджи Фукуи (2018 , стр. 165)
  100. ^ Ивата Нисидзава (1917 , стр. 695)
  101. ^ Кенджи Фукуи (2018 , стр. 165)
  102. ^ Стивен Тернбулл (2008 , стр. 55)
  103. ^ Стивен Тернбулл (2012 , стр. 48)
  104. ^ Стивен Тернбулл (2012 , стр. 48)
  105. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл 2003 , с. 50
  106. ^ Тернбулл 2003 , с. 55
  107. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл 2003 , с. 51
  108. ^ Тернбулл 2003 , с. 52
  109. ^ Перейти обратно: а б с Тернбулл 2003 , с. 53
  110. ^ Тернбулл 2003 , с. 54
  111. ^ Тернбулл 2003 , стр. 54–55.
  112. ^ Мортон и Оленик 2004 , с. 122
  113. ^ Крауди 2006 , с. 52
  114. ^ Ямада 2019 , стр. 176–177.
  115. ^ Ямада 2019 , стр. 188–189.
  116. ^ Перейти обратно: а б «В Уресино было три ниндзя! Ранний период Эдо — конец периода Эдо. Город заказал опрос и определил их имена » . Архивировано из оригинала 20 августа 2018 года . Проверено 20 августа 2018 года .
  117. ^ Ямада 2019 , стр. 174–175.
  118. ^ Ямада 2019 , стр. 178–179.
  119. ^ Ямада 2019 , с. 180
  120. ^ Ямада 2019 , с. 176
  121. ^ Тацуя 1991 , с. 443
  122. ^ Кавагути 2008 , с. 215
  123. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл 2003 , с. 13
  124. ^ Маккалоу 2004 , с. 49
  125. ^ Маккалоу 2004 , с. 48
  126. ^ храма Озен Туристическое бюро Садо
  127. ^ Котобанк
  128. ^ Кумавака Справочник ниндзя
  129. ^ Адамс 1970 , с. 34
  130. ^ Адамс 1970 , с. 160
  131. ^ Грин 2001 , с. 671
  132. ^ Адамс 1970 , с. 42
  133. ^ Перейти обратно: а б «Результаты опроса ниндзя Урешино: Бэнкэй Мусоу [мастер боевых искусств/Ямабуси/ранний период Эдо]» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2019 года . Проверено 20 августа 2018 года .
  134. ^ Тернбулл 2003 , с. 14
  135. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Оуэн Джарус (14 февраля 2022 г.). «Вероятно, обнаружено 430-летнее оружие ниндзя» . Живая наука . Архивировано из оригинала 11 марта 2022 года.
  136. ^ «Историческое примирение в «День ниндзя»… «Ига против Коги» — это художественная литература, созданная на основе аниме и романов! ? [ Историческое примирение в «День ниндзя»... «Ига против Коги» — художественная литература, созданная на основе аниме и романов!?]. Sankei Oneline (на японском языке). The Sankei Shimbun. 2018. С. 1–4 . Проверено 27 июня 2024 г.
  137. ^ Ой, Марико (23 ноября 2012 г.). «BBC News – Японские ниндзя на грани исчезновения» . BBC.co.uk. ​Проверено 30 октября 2013 г.
  138. ^ «Учёба/Кружки|Ниндзя Ига-рю - Музей ниндзя Ига-рю» . Iganinja.jp . Проверено 30 октября 2013 г.
  139. ^ « Последний ниндзя» становится профессором университета ниндзюцу» . Кранчиролл. 31 января 2012 года . Проверено 30 октября 2013 г.
  140. ^ Перейти обратно: а б «Японский университет вручает первую в мире степень по изучению ниндзя» . АФП, Yahoo! Новости. 26 июня 2020 г. Проверено 26 июня 2020 г.
  141. ^ «Японский университет создаст центр исследований ниндзя» . Телангана сегодня. 11 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 26 июня 2020 г.
  142. ^ Перейти обратно: а б с д «Копия легендарной книги об искусстве ниндзя, найденная в святилище в городе на западе Японии» . Майнити Дейли Ньюс . 21 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 21 июня 2022 года.
  143. ^ Кейси Бэйсил (27 июня 2022 г.). «Обнаружен первый экземпляр многовекового руководства по обучению ниндзя, он не понимает собак» . Сораньюс 24 . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года.
  144. ^ Роберт Сквиллаче; Анджела Джейн Вейсл (2024). Средневековье в глобальную эпоху . Бойделл и Брюэр. п. 56. ИСБН  978-1843847038 . Проверено 30 июня 2024 г.
  145. ^ Тернбулл 2003 , стр. 22–23.
  146. ^ Уотерхаус 1996 , стр. 31–33.

Библиография

Дальнейшее чтение

  • Фудзибаяси, Масатаке; Накадзима, Ацуми (1996): Ниндзюцу Дэнсё Токио: Синджинбуцу Орайша. OCLC   222455224 .
  • Фудзита, Сейко (2004) Сайго но Ниндзя Дорондорон Токио: Синпуша. ISBN   978-4-7974-9488-4 .
  • Фукаи, Масауми (1992) Эдодзё онивабан: Токугава Сёгун но мими для меня Токио: Тюо Коронша. ISBN   978-4-12-101073-5 .
  • Хокиноичи, Ханава. (1923–1933). Букэ Мёмокушо . Токио: Ёсикава Кобункан. OCLC   42921561 .
  • Исикава, Масатомо (1982 Шиноби но сато но кироку Токио: Суйёша. ISBN   978-4-88066-110-0 .
  • Масару Хираяма (Ю Хираяма) (1964) периода Воюющих Ниндзя царств ). (на японском языке ISBN  978-4-04-082359-1 . Проверено 14 июля 2024 г.
  • Мол, Серж (2016). Такеда Синоби Хиден: Раскрытие секретного наследия ниндзя Такэда Сингена . Эйбуша. стр. 1–192. ISBN  978-90-813361-3-0 .
  • Мол, Серж (2008). Невидимые доспехи: введение в эзотерическое измерение классического воинского искусства Японии . Эйбуша. стр. 1–160. ISBN  978-90-813361-0-9 .
  • Нава, Юмио (1972). Хиссо но хейхо ниндзюцу но кенкю: гендай о икинуку мичи Токио: Ничибо Шуппанша. OCLC   122985441 .
  • Нава Юмио (1967). Синоби но буки Токио: Дзинбуцу Орайша. OCLC   22358689 .
  • Окусэ, Хэиситиро (1967) Ниндзюцу: соно рекиси ниндзя Токио: Джинбуцу Орайша. ОСЛК   22727254 .
  • Окусэ, Хэиситиро (1964) Нинпо: Соно Хидэн Токио: Дзинбуцу Орайша. OCLC   51008989 .
  • Тернбулл, Стивен (2017). Ниндзя: разоблачая миф . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Frontline Books. ISBN  978-1-4738-5042-2 .
  • Вататани, Киёси (1972) Бугэй рюха хякусен Токио: Акита Сётэн. OCLC   66598671 .
  • Ямагути, Масаюки (1968) Ниндзя но сейкацу Токио: Юзанкаку. OCLC   20045825 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30dbe074efb1db0111923376a681a976__1722543960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/76/30dbe074efb1db0111923376a681a976.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ninja - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)