Оннагата

Оннагата ( 女形/女方 , букв. «женская роль») , также ояма ( 女形 ) — актеры-мужчины, играющие женские роли в кабуки . театре [ 1 ]
История
[ редактировать ]Современное мужское кабуки изначально было известно как яро кабуки («мужское кабуки»), чтобы отличить его от более ранних форм. В начале 17 века, вскоре после появления этого жанра, во многих театрах кабуки был полностью женский состав ( онна кабуки ), где женщины исполняли мужские роли по мере необходимости. Вакасю кабуки («кабуки-подростки»), актерский состав которого полностью состоит из молодых людей, играющих как мужские, так и женские роли и часто затрагивающих эротические темы, возник примерно в 1612 году. [ 2 ] : 90
И оннагата , и вакасю (или вакасю-гата ), актеры, специализирующиеся на женских ролях-подростках (и обычно сами подростки), были предметом большого признания как со стороны мужчин, так и со стороны женщин-покровителей и часто были проститутками. Полностью мужские составы стали нормой после 1629 года, когда женщинам было запрещено появляться в кабуки из-за широко распространенной проституции актрис и жестоких ссор среди покровителей из-за благосклонности актрис. [ 2 ] : 90–91 Этот запрет не смог решить проблемы, поскольку молодые актеры мужского пола ( вакасю ) также горячо преследовались покровителями. [ нужна ссылка ]
В 1642 году роли оннагата были запрещены, в результате чего в пьесах фигурировали только мужские персонажи. Эти пьесы по-прежнему имели эротическое содержание и, как правило, включали множество ролей вакасю , часто затрагивающих темы нансёку (мужской гомосексуализм); запретили роли вакасю . В ответ официальные лица также [ 2 ] : 92 Запрет на оннагату был снят в 1644 году, а на вакасю — в 1652 году при условии, что все актеры, независимо от роли, перейдут на взрослую мужскую прическу с выбритой макушкой. Актеры Оннагата и вакасю вскоре начали носить небольшой фиолетовый платок ( мурасаки боси ), чтобы прикрыть выбритую часть, который стал знаковым символом их ролей и в конечном итоге приобрел эротическое значение. [ 2 ] : 132 После того, как власти отменили запрет на ношение париков актерами оннагата и вакасю , мурасаки боси был заменен париком и теперь сохранился в нескольких старых пьесах, а также в качестве церемониального аксессуара. [ 3 ]
После того, как в конце 19 века в Японии появился кинематограф, ояма продолжали изображать женщин в кино до начала 1920-х годов. Однако в то время использование настоящих актрис-женщин вошло в моду с появлением реалистических фильмов сингэки . Ояма в 1922 году , устроил протест в Никкацу протестуя против отсутствия работы из-за этого. Кабуки, однако, даже сегодня остается исключительно мужским. [ а ]
Ояма продолжает появляться в кабуки и сегодня, хотя термин оннагата стал использоваться гораздо чаще. Ожидается, что каждый актер кабуки владеет техниками оннагата . К ним относятся изучение макияжа оннагата , который сильно отличается от макияжа мужского персонажа, и принятие традиционных женских манер. Некоторые из техник, которые актерам оннагата приходится освоить за годы обучения и исследований, включают в себя способность изящно перемещаться по сцене в гэта , принятие более женственной позы и физических манер, а также говорить на более высоком тоне на протяжении всего выступления. Многие актеры специализируются на ролях оннагаты , например, Бандо Тамасабуро V.
-
«Два актера, расчесывающих волосы»; Раскрашенный вручную свиток укиё-э , приписываемый Хисикаве Морофусе, около 1700 года. Оннагата в фиолетовом платке расчесывает волосы вакасю-гата (его можно узнать по чубам и частично бритой голове).
-
Накамура Сикан IV и Савамура Таносукэ III в роли куртизанок. Гравюра Тоёкуни 1860 года, года дебюта Савамуры под этим именем на сцене кабуки.
-
Накамура Утаэмон VI в костюме женской роли кабуки в Musume Dojōji , 1951 год.
-
Популярный оннагата Дайгоро Татибана танцует на представлении в театре Миёсибаши в Иокогаме , ноябрь 2007 года. Его герб можно увидеть на красном занавесе позади него.
-
Бандо Тамасабуро V (в центре) в пьесе кабуки Нихонбаши (декабрь 2012 г.)
Значение в Visual Kei
[ редактировать ]
Влияние оннагаты на японскую культуру также сыграло важную роль в субкультуре вижуал-кей . Субкультура подчеркивает гендерно-неконформное выражение, а самоидентифицированные исполнители-мужчины, носящие женскую одежду в рамках этого жанра, называются оннагата . [ 4 ] Японский музыкальный сайт Barks приписывает увеличение числа участников группы оннагата группе Malice Mizer из-за влияния ее гитариста и соучредителя Маны . Сам Мана говорил, что хотел быть величайшим оннагатой . [ 5 ]
Известный оннагата
[ редактировать ]- Bandō Tamasaburō V
- Дайгоро Тачибана
- Катаока Низаэмон XII
- Накамура Джакуэмон IV
- Накамура Ситиносукэ II
- Накамура Утаэмон VI
- Onoe Kikugorō V
- Савамура Таносукэ III (1845–78; лишь изредка Савамура пишется как Савамура ).
- Саката Тоджуро IV
- Тайчи Саотоме
- Ёсидзава Аяме I
См. также
[ редактировать ]- Японский театр
- Отоконо
- Кагема для мужчин-проституток в целом
- Кросс-гендерная игра
- Дрэг-шоу
- Собака
- Пантомима-дама
- Травести (театр)
- Безженская свадьба
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя существуют полностью женские труппы, они представляют собой отдельную традицию, выступая в разных театрах и по большей части не играя никакой роли в «основном» мире кабуки. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Три актера» . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Леупп, Гэри П. (1997). Мужские цвета: развитие гомосексуализма в Токугаве, Япония . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-20900-1 .
- ^ Лейтер, Сэмюэл Л. (2006). Исторический словарь японского традиционного театра . Роуман и Литтлфилд. п. 251. ИСБН 0-8108-5527-5 .
- ^ Джонсон, Адриенн Рене (2 апреля 2020 г.). «Josōor «свободный от пола»? Игриво странный «живет» в вижуалкей». Азиатская антропология . 19 (2). Информа UK Limited: 119–142. дои : 10.1080/1683478x.2020.1756076 . ISSN 1683-478X . S2CID 221063774 .
- ^ «[Интервью] Мана x Кози рассказывает о MALICE MAZER: «Обещание Ками может сбыться» . Баркс (на японском языке). 29 августа 2018 г. Проверено 02 января 2021 г.