Ёсидзава Аяме I
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
Ёсидзава Аяме I Ирисы Ёсизава первого поколения. | |
---|---|
![]() Ёсидзава Аяме I на иллюстрации из на дереве гравюры 1693 года «Амайо но Самбай Киген» . | |
Рожденный | 1673 |
Умер | |
Другие имена | Ёсидзава Кикунодзё, Ёсидзава Гонсичи, Сюнсуй, Тачибаная |
Ёсидзава Аяме I (初代 吉沢 菖蒲) (1673–15 июля 1729) был одним из первых актеров кабуки и самым знаменитым оннагата (специалистом по женским ролям) своего времени. Его мысли об актерском мастерстве, и оннагата в частности об актерском мастерстве , были записаны в «Аямегуса» (菖蒲草, «Слова Аяме»), одном из разделов знаменитого трактата об актерском мастерстве Кабуки « Якуша Ронго» (役者論語, « Аналекты актеров »). ).
А.С. Скотт писал, что «Ёсидзава Аяме I считался величайшим оннагатой или женщиной, имитирующей женщину своего времени, и был талантливым художником, разработавшим уникальную технику, которая должна была стать моделью для актеров будущего. Его идеи и секреты были записано в книге под названием «Аямегуса», которая впоследствии считалась Библией женщины-имитатора». [ 1 ]
Аяме известна тем, что выступает за то, чтобы оннагата вел себя как женщина во всех отношениях, как на сцене, так и за ее пределами. В «Аямегуса » он цитируется, что «если [актер] не живет своей обычной жизнью, как если бы он был женщиной, его нельзя будет назвать умелым оннагатой ». [ 2 ] Следуя своему собственному совету, Аяме развивал свою женственность на протяжении всей своей закулисной жизни, и его коллеги-актеры часто обращались с ним как с женщиной. Говорят, что его наставник Араши Сан'эмон и другие неоднократно хвалили его за его преданность его искусство.
Имена
[ редактировать ]Хотя Ёсидзава наиболее известен как Аяме, он взял сценические псевдонимы Ёсидзава Кикунодзё во время непродолжительного выступления в Эдо и Ёсидзава Гонсичи, когда выступал в роли татияку (в мужских ролях). Он также использовал имя «Гоншичи» в качестве прозвища (替名, каэна ), которое использовалось при посещении борделя или ресторана. Его хаймё (俳名, поэтическое имя) было Сюнсуй, а имя его гильдии (家名, камей ) Татибаная , в честь его наставника Татибаны Горозаэмона .
Родословная
[ редактировать ]У Аяме было четыре сына, которые последовали примеру своего отца в актерском мастерстве. Это были Ёсидзава Аяме II , Ёсидзава Аяме III , Ямасита Мататаро I и Накамура Томидзюро I. Ёсидзава Аяме V и Ёсидзава Мататаро II были его внуками, а Ёсидзава Ироха II — его правнуком.
У Аяме также было несколько учеников, в том числе Ёсидзава Сэнгику , Ёсизава Такегоро и Ёсидзава Тамазума .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Аяме родился в Киото , где он был проституткой, прежде чем заняться более законным театральным миром. Тачибана Городзаэмон, самурай из провинции Танба , стал его покровителем, организовав для него обучение сначала у сямисэниста Мидзушимы Сиробея в труппе актера Араси Санъэмона I, а затем у самого Санъэмона.
Обученный игре на сямисэне и стилям Кабуки, Аяме, известный в детстве как Аяносукэ, стремился Но также научиться пению и актерскому мастерству, ища уроки у Татибаны, но получил отказ. Его покровитель настаивал на том, чтобы он сосредоточился на том, чтобы научиться быть оннагатой , и не позволял изучению Но или других дисциплин искажать его стиль пения, танцев и актерского мастерства. В первые годы своей карьеры на сцене Ёсидзаву часто сравнивали с Ёсидой Аяме , другим оннагата актером , и затмевали его; однако говорят, что как только Ёсида начал брать уроки Но, его кабуки пострадало и вскоре потеряло популярность из-за Ёсидзавы. Затем Ёсидзава взял имя гильдии «Татибаная», а также прозвище Татибаны «Гонсичи» в честь своего покровителя и в благодарность за его руководство.
Аяме впервые побывал в Эдо в 1690 году и выступал в Морита-дза и Накамура-дза в течение трех лет . Он снова ненадолго вернется в Эдо в ноябре 1695 года, выступая в Ямамура-дза под сценическим псевдонимом Ёсидзава Кикунодзё. Однако в Камигате (Киото и Осака) он всегда пользовался Аяме. По возвращении из Эдо, в 1693 году, он впервые выступил вместе с Татияку Саката Тодзюро I на премьере « Буцумо Маясан Кайчо» известного драматурга Чикамацу Мондзаэмона . Аяме и Тоджуро выступали в качестве партнеров бесчисленное количество раз на протяжении своей карьеры.
Выступая в основном в Киото, с некоторыми короткими выступлениями в Осаке, Аяме играл в бесчисленных пьесах и стал очень уважаемым в театральном мире Камигаты. В 1711 году он был причислен к Киото хёбанки (регулярному изданию с рейтингом актеров и представлений) как гоку-дзё-дзё-кичи (極上上吉экстремально-превосходно-превосходно-превосходно). Три года спустя он достиг такого же рейтинга в Эдо, что является редким достижением, учитывая, что большинство актеров не добились успеха ни в Камигате, ни в Эдо, а многие вообще не путешествовали между двумя регионами.
После многих успехов на сцене в 1721 году Аяме решил стать татияку . Он выступал в мужских ролях в течение двух лет, но не пользовался популярностью в этих ролях и стал оннагатой снова в 1723 году. Позже в том же году он в последний раз покинул Киото, поселившись в Осаке и в последний раз появившись на сцене в 1728. [ 3 ]
Обучение
[ редактировать ]Драматург Фукуока Ягосиро, лично знавший Аяме, изложил ряд тренировочных приемов, которые он перенял от Аяме (и других, работавших с ним), в главе под названием « Слова Аяме» , которую можно найти в « Аналектах актера» . В главе излагаются секреты, которые Аяме использовал для совершенствования своего мастерства внутри себя и других.
- Тщательно помните о мягкости женщины.
- 竜 (японский иероглиф, обозначающий дракона) слишком сильный, чтобы использовать его в имени оннагаты .
- Даже играя волевых женщин, надо иметь в виду мягкое сердце.
- Нельзя есть пищу, которая заставила бы его показаться неженственным.
- Помните об аудитории, несмотря на то, что произойдет в реальном мире. Сохраняйте баланс между реализмом и воображением.
- Играя жену самурая , нужно уметь владеть мечом лучше, чем муж. Это символизирует преданное сердце жены самурая .
- Актер должен прожить свою жизнь как женщина, чтобы стать по-настоящему искусным оннагатой.
- Не переживайте от похвалы публики. Это заставит вас повторить то, что было сделано раньше, и тем самым предать искусство.
- Не пытайтесь рассмешить публику.
- Нет актера, который мог бы сыграть и мужчину, и женщину.
- Оннагата , который чувствует, что не способен сыграть женщину, «не знает чувств женщины».
- Оннагата должна помнить , что всегда следует оставаться женственной, но в то же время никогда не чувствовать себя совершенно непринужденно.
- Оннагата . всегда должна играть роль добродетельной женщины
- Не будьте эгоистичным актером.
- Всегда думайте о том, чтобы давать и получать вместе со своим партнером на сцене.
- Актеру следует сосредоточиться на одном виде театра, чтобы по-настоящему отточить свое мастерство.
- Используйте свои навыки, чтобы меньшие актеры казались хорошими актерами.
- Актер должен быть готов отклониться от успешной модели игры.
- По-настоящему успешный оннагата останется оннагатой даже в раздевалке.
- Актер должен беречь детское сердце.
- Актерская игра должна создавать правду на сцене.
- Не заставляйте привычку уйти. Это приведет к потере концентрации.
- Актер не может допустить, чтобы текст оскорблял его лично.
- Если оннагату называют «молодым», это означает, что он хорошо выступил на сцене. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]- Ёсидзава Аяме — линия актеров, носящая это имя.
Ссылки
[ редактировать ]- Ёсидзава Аяме I на Kabuki21.com
- Данн, К. и Б. Ториго (1969). Аналитики актеров . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 49–66.
- Коминц, Лоуренс Р. (1997). Звезды, создавшие Кабуки . Токио: Коданша Интернэшнл. стр. 181–223.