Jump to content

Чикамацу Монзаэмон

Чикамацу Монзаэмон
Рожденный
Сугимори Нобумори

1653  ( 1653 )
Умер 6 января 1724 г. (70–71 год) ( 1724-01-06 ) [ 1 ]

Чикамацу Мондзаэмон ( Чикаматсу Монзаэмон , настоящее имя Сугимори Нобумори 1653 — 6 января 1725) японский драматург дзёрури , род . , формы кукольного театра, который позже стал известен как бунраку , и драмы с живым актёром. кабуки . написала Британская энциклопедия , что он «широко считается величайшим японским драматургом». [ 2 ] Его самые известные пьесы посвящены двойным самоубийствам влюбленных, связанных честью. Из его кукольных пьес около 70 — это дзидаймоно (時代物) (исторические романы) и 24 — севамоно (世話物) (домашние трагедии). Домашние пьесы сегодня считаются основой его художественных достижений, особенно такие произведения, как «Курьер в ад» (1711 г.) и «Любовные самоубийства в Амидзиме» (1721 г.). Его истории рассматриваются менее позитивно, хотя «Битвы при Коксинге» (1715 г.) по-прежнему хвалят.

Биография

[ редактировать ]

Чикамацу родился Сугимори Нобумори. [ 3 ] в самурайскую семью. Существуют разногласия относительно места его рождения. Самая популярная теория [ 4 ] предполагает, что он родился в провинции Этидзэн , но есть и другие вероятные места, в том числе Хаги , провинция Нагато . Его отец, Сугимори Нобуёси, служил у даймё врачом Мацудайры в Этидзэн. Младший брат Чикамацу стал врачом, а сам Чикамацу написал книгу о здравоохранении.

Гробница Чикамацу в храме Косайдзи

В те времена врачи, обслуживавшие даймё , имели статус самураев. Но отец Чикамацу лишился своего поста и стал ронином , самураем без хозяина. В какой-то момент, будучи подростком, между 1664 и 1670 годами, Чикамацу вместе со своим отцом переехал в Киото. [ 5 ] где он несколько лет служил малоизвестным пажом знатного рода, но кроме этого об этом периоде жизни Чикамацу мало что известно. В этот период он опубликовал свое первое известное литературное произведение — хайку , появившееся в 1671 году. [ 5 ] После службы пажом он затем появляется в записях храма Гонсё-дзи (近松寺) (давно предполагаемого происхождения его псевдонима «Чикаматсу», который является куном прочтения 近松) в провинции Оми , в наши дни. Префектура Сига .

С постановкой в ​​1683 году в Киото кукольного спектакля о братьях Сога ( «Наследники Сога» или «Наследник Сога»; Ёцуги Сога ) Чикамацу стал известен как драматург. Считается, что «Преемники Соги» были первой пьесой Чикамацу, хотя иногда утверждается, что 15 более ранних анонимных пьес также были написаны Чикамацу. Чикамацу также писал пьесы для театра кабуки в период с 1684 по 1695 год, большинство из которых предназначалось для исполнения известным актером того времени Саката Тодзюро (1647–1709). [ 3 ] После 1695 и до 1705 года Чикамацу писал почти исключительно пьесы Кабуки, а затем резко почти полностью отказался от этого жанра. Точная причина неизвестна, хотя ходят предположения: возможно, куклы были более послушными и управляемыми, чем амбициозные актеры кабуки, или, возможно, Чикамацу не чувствовал, что кабуки стоит писать, поскольку Тоджуро собирался уйти на пенсию, или, возможно, растущая популярность марионетки театр был экономически непреодолимым. К. Эндрю Герстл утверждает, что сотрудничество Чикамацу с различными исполнителями повлияло на его развитие как драматурга. Его сотрудничество с практикующими кабуки привело к созданию более реалистичных персонажей, а его более позднее сотрудничество с Такэда Идзумо привело к усилению театральности. [ 6 ]

В 1705 году Чикамацу стал «штатным драматургом», как было объявлено в ранних изданиях « Зеркала мастеров императора Ёмэя» . В 1705 или 1706 г. [ 7 ] Чикамацу уехал из Киото в Осаку, где кукольный театр пользовался еще большей популярностью. [ 8 ] Популярность Чикамацу достигла пика благодаря его домашним пьесам о любовных самоубийствах и успеху блокбастера « Битвы при Коксинга» в 1715 году, но после этого вкусы посетителей обратились к более сенсационным кровавым праздникам и в остальном более грубым выходкам; Пьесы Чикамацу выйдут из употребления, поэтому во многих пьесах будет утеряна даже сама музыка. Он умер 6 января 1725 года в Амагасаки в Хёго . [ 2 ] или Осака .

В 1706 году он написал трехактную кукольную пьесу под названием « Гобан Тайхэйки» («Хроника великого мира, разыгранная на шахматной доске»), основанную на истории о сорока семи ронинах ; это стало основой более позднего и гораздо более известного Тюшингуры .

В настоящее время подтверждено, что 130 пьес были написаны Чикамацу, и еще 15 пьес (в основном ранние произведения Кабуки), предположительно, также были написаны им.

Котировки

[ редактировать ]
  • «Искусство – это нечто, что лежит на тонкой грани между реальным и нереальным». — Чикамацу Монзаэмон, Нанива Мияге [ 2 ]

пьесы Чикамацу бунраку ( дзёрури ), из которых 24 — севамоно (домашние пьесы), [ 9 ] стала считаться высокой литературой в эпоху Мэйдзи и Тайсё . [ 10 ] Многие утверждали, что его гениальность заключалась в «мастерском изображении страстей, навязчивых идей и иррациональности человеческого сердца». (исторические пьесы) Чикамацу В то время как дзидаймоно считались более важными в его время, домашние трагедии теперь «в центре внимания критического внимания и чаще исполняются». [ 11 ] хвалят за то, что они глубоко увлечены изображением простолюдинов. «Любовные самоубийства в Сонезаки» (1703 г.), одна из первых отечественных пьес кукольного театра, стали хитом, возродившим судьбу театра Такемото в Осаке. [ 12 ] Хотя он не считается таким сильным, как его более поздняя пьеса «Любовные самоубийства в Амидзиме » (1721), Дональд Кин похвалил этот отрывок из текста как «один из самых красивых отрывков в японской литературе». [ 13 ] было написано Кроме того, в «Ранней современной японской литературе: антология, 1600–1900» , что «Барабан волн Хорикавы» (1707) «представляет значительный интерес благодаря исследованию женской сексуальности и скрытой критике жизни низших слоев общества». самурай». [ 14 ] Рей Сасагути назвал эту же пьесу одним из самых ярких произведений бунраку Чикамацу наряду с «Курьерами любви в иной мир» . [ 15 ]

«Любовные самоубийства в Амидзиме» обычно считаются величайшими из его домашних пьес. [ 16 ] хотя «Курьер ада» (1711 г.), «Вырванная с корнем сосна» (1718 г.) и «Женщина-убийца и масляный ад» (1721 г.) также получили высокую оценку как произведения «исключительной силы». [ 17 ] Последний из трех изначально не был принят хорошо и приобрел высокую репутацию только в конце 19 века. [ 18 ] Роберт Николс писал, что «Альманах любви » (1715 г.) пользуется большим уважением. [ 19 ] Кеннет П. Кирквуд утверждал, что произведение несколько тонкое по текстуре, но «тем не менее раскрывает мастерство драматурга в создании драматического сюжета из малейшего материала». [ 20 ] В рецензии на «Чикамацу: пять поздних пьес » Герстла Кэтрин Зальцман-Ли похвалила «глубину характера», достигнутую в « Близнецах на реке Сумида » (1720) посредством различных намеков. [ 6 ]

Истории в основном считаются более слабыми, поскольку Николс пишет, что персонажи в них имеют тенденцию подчиняться сюжету. [ 19 ] Однако «Битвы при Коксинге» (1715 г.) продолжались семнадцать месяцев и стали классической моделью для более поздних исторических пьес. Он остается в репертуаре как традиций бунраку , так и кабуки . [ 21 ] а Дональд Кин назвал его единственным дзидаймоно , «имеющим настоящую литературную ценность». [ 22 ] Кэйсэй Хотокэ Но Хара (1699 г.) и Кэйсэй Мибу Дайнембуцу (1702 г.) являются одними из самых известных пьес кабуки. [ 23 ] [ 24 ] хотя Кин утверждал, что даже они «уступают во всех отношениях» произведениям дзёрури , написанным примерно в тот же период. Николс назвал «Ладан куртизанки» , «Привязанный конь » и «Прекрасные дамы за игрой в карты со стихами» как лучшие рассказы. [ 19 ] Энн Уолтхолл из Калифорнийского университета в Ирвайне сказала, что «яркое изображение межличностных отношений и индивидуальности [в «Любовных самоубийствах накануне фестиваля Косин ]» является прекрасным доказательством того, почему домашние пьесы Чикамацу стали более популярными, чем его исторические драмы». [ 25 ] «Остров Дьявола», вторая сцена второго акта «Хэйке и остров женщин» (1719), стала частью репертуара кабуки в XIX веке и сегодня обычно исполняется на языках дзёрури и кабуки как одна пьеса. [ 26 ]

Адаптации

[ редактировать ]

Киноадаптации

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • В вымышленном мире Наруто первого кукловода-ниндзя зовут Чикамацу Монзаэмон, что является отсылкой к кукольным пьесам Чикамацу.
  • В мультимедийной франшизе Digimon марионетка Дигимон по имени Монзаэмон — очевидная дань уважения Чикамацу — была одним из первых персонажей в оригинальной линейке виртуальных питомцев.

Основные работы

[ редактировать ]
Статуя Чикамацу Монзаэмона в Амагасаки, Хёго

Критическая работа

[ редактировать ]
  • Нанива Миягэ (1738; написано другом и сохранило ряд высказываний Чикамацу об искусстве кукольного театра)

Переводы на английский язык

[ редактировать ]
  • Основные пьесы Чикамацу , переведенные и представленные Дональдом Кином. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. 1961/1990.
  • Чикамацу: Пять поздних пьес в переводе К. Эндрю Герстла. 2001 г. Состоит из:
    • Близнецы у реки Сумида (Футаго Сумидагава, 1720 г.)
    • Пруд влюбленных в провинции Сэцу (Цу но куни мэото-икэ, 1721 г.)
    • Битвы при Кава-накадзиме (Синш кава-накадзима кассен, 1721 г.)
    • Любовные самоубийства накануне фестиваля Кисин (Синдзю ёйгосин, 1722 г.)
    • Привязанный конь и восемь провинций Канто (Канхассю цунаги-ума, 1724 г.)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Камикадзи, Ай (2003). «Обзор Чикамацу: пять поздних пьес» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 66 (3): 520–522. ISSN   0041-977X . «[...] все надежные источники, которые я нашел в Японии, ясно утверждают, что Чикамацу умер в 1724 году, хотя возраст драматурга на момент смерти указан как 72 года. В традиционных японских расчетах возраста новорожденному ребенку исполняется один год. его первый год жизни, и каждый Новый год к его возрасту прибавлялся год. Поэтому я считаю, что, возможно, следует объяснить, что по григорианскому календарю Чикамацу умер в возрасте 71 года в 1724 году».
  2. ^ Jump up to: а б с « Чикаматсу Мондзаэмон ». 2006. Британская энциклопедия Интернет . 12 ноября 2006 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Введение», Четыре основные пьесы Чикамацу , с. 4 .
  4. ^ Мори, Шу, Чикамацу Монзаэмон , стр. 12–15 .
  5. ^ Jump up to: а б «Введение», Четыре основные пьесы Чикамацу , с. 3 .
  6. ^ Jump up to: а б Зальцман-Ли, Кэтрин (2002). «Обзор Чикамацу: пять поздних пьес» . Азиатский театральный журнал . 19 (2): 358. ISSN   0742-5457 – через JSTOR.
  7. В Британской энциклопедии говорится, что «он переехал в 1705 году из Киото в Осаку, чтобы быть поближе к кукольному театру Гидаю, Такэмото-дза. Чикамацу оставался штатным драматургом этого театра до своей смерти». хотя Кин утверждает, что переехал в 1706 году.
  8. ^ «Введение», Четыре основные пьесы Чикамацу , стр. 4–6 .
  9. ^ Класс, О. (2000). Энциклопедия литературного перевода на английский язык: AL Тейлор и Фрэнсис. п. 275. ИСБН  9781884964367 .
  10. ^ Канемицу, Дженис Шизуэ. «Кишки и слезы: Кинпира Джорури и его текстовые трансформации» (PDF) . Университет Колорадо в Боулдере .
  11. ^ Ширане 2002 , с. 283.
  12. ^ Ширане 2002 , с. 242.
  13. ^ «Чикаматсу Монзаэмон» . Washburn.edu . Проверено 12 июля 2019 г.
  14. ^ Ширане 2002 , с. 260.
  15. ^ Сасагути, Рей (20 февраля 2002 г.). «Хозяин жизненных радостей и печалей» . Джапан Таймс . Проверено 12 июля 2019 г.
  16. ^ Ширане 2002 , с. 313.
  17. ^ Гасснер, Джон; Куинн, Эдвард (1 января 2002 г.). Читательская энциклопедия мировой драмы . Курьерская корпорация. п. 125. ИСБН  9780486420646 .
  18. ^ Чикамацу, Монзаэмон (1990). Основные пьесы Чикамацу . Издательство Колумбийского университета. п. 425. ИСБН  9780231074155 .
  19. ^ Jump up to: а б с Николс 2010 , с. 42.
  20. ^ Кирквуд, Кеннет П. (21 августа 2012 г.). Возрождение в Японии: культурный обзор семнадцатого века . Издательство Таттл. ISBN  9781462912094 .
  21. ^ Ширане 2002 , с. 241.
  22. ^ Кин 1999 , с. 263.
  23. ^ Таро; Ивао, Сейичи (1975). ) » . Чикамацу Канадзава, Тадаси, Ицудзи; Сакамато , Мондзаэмон ( 1653–1724 –35.
  24. ^ Кин 1999 , с. 251.
  25. ^ Уолтхолл, Энн (2002). «Обзор Чикамацу: пять поздних пьес» . Памятник Ниппонике . 57 (2): 247. ISSN   0027-0741 – через JSTOR.
  26. ^ Ширане 2002 , с. 301.
  27. ^ «КУБО Маяко: Деньги из «Синдзю Тэн но Амедзима» » . www.nntt.jac.go.jp. ​Проверено 8 ноября 2020 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Круги фантазии: Конвенция в пьесах Чикамацу К. Эндрю Герстла. 1986 (критическое исследование пьес Чикамацу).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f12c9e11c8ac14a62cf46c7a34d52af__1710916200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/af/8f12c9e11c8ac14a62cf46c7a34d52af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chikamatsu Monzaemon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)