Кенджи Мидзогучи
Кенджи Мидзогучи | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 24 августа 1956 г. Киото , Япония | (58 лет)
Национальность | японский |
Род занятий | Кинорежиссер, сценарист |
Годы активности | 1923–1956 |
Заметная работа |
|

Кенджи Мидзогучи ( Кэндзи Мидзогучи , Kenji Mizoguchi , 16 мая 1898 — 24 августа 1956) — японский кинорежиссёр, снявший за свою карьеру в период с 1923 по 1956 год около ста фильмов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Среди его наиболее известных работ — «История последних хризантем» (1939), «Жизнь Охару» (1952), «Угэцу» (1953) и «Сансё-пристав» (1954). [ 4 ] [ 5 ] причем последние три были награждены на Венецианском международном кинофестивале . Постоянной темой его фильмов было угнетение женщин в исторической и современной Японии. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] Вместе с Акирой Куросавой и Ясудзиро Одзу Мидзогучи рассматривается как представитель «золотого века» японского кино. [ 7 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Мизогути родился в Хонго, Токио , и был вторым из троих детей в семье Зэнтаро Мигути, плотника-кровельщика, и его жены Масы. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Семья была относительно скромной до тех пор, пока отец не потерпел неудачу в бизнесе по продаже плащей японским войскам во время русско-японской войны . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Семья была вынуждена переехать в центральный район Асакуса и отдать на усыновление старшую сестру Мидзогучи Сузу, что по сути означало продажу ее в профессию гейши . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
погостить к дяде в Мориока на севере Японии. В 1911 году родители Мидзогучи, слишком бедные, чтобы продолжать платить за обучение своего сына в начальной школе, отправили его на год [ 8 ] [ 9 ] где он закончил начальную школу. [ 9 ] Его возвращение совпало с началом тяжелого ревматоидного артрита . [ 9 ] что позволило ему ходить пешком до конца жизни. [ 8 ] В 1913 году его сестра Сузу устроила его учеником дизайнера у производителя юката , а в 1915 году, после смерти матери, привела обоих младших братьев в свой дом. [ 8 ] [ 9 ] Мидзогучи записался на курс в художественную школу Аойбаши Йога Кенкюко в Токио, где преподавали западные техники живописи. [ 8 ] [ 9 ] и проявил интерес к опере, особенно в Королевском театре в Акасаке , где он помогал декораторам с дизайном и постройкой декораций. [ 8 ] [ 10 ]
В 1917 году сестра снова помогла ему найти работу, на этот раз в качестве художника по рекламе в газете «Юйсин Ниппон» в Кобе . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Кинокритик Тадао Сато указал на совпадение между жизнью Мидзогучи в ранние годы и сюжетами драм шинпа , в которых характерно документально задокументированы жертвоприношения гейш от имени молодых людей, с которыми они были связаны. Вероятно, из-за семейных обстоятельств «тема женских страданий является основополагающей во всех его работах; в то время как жертва – в частности, жертва, которую сестра приносит ради брата – занимает ключевое место в ряде его фильмов, включая некоторые из величайшие из них ( , Сансё-пристав/Сансё Дайю [1954]).» например [ 8 ] Однако менее чем через год в Кобе Мидзогучи вернулся «к богемным прелестям Токио» (Марк Ле Фаню). [ 8 ] В 1920 году Мидзогучи вошел в киноиндустрию в качестве помощника режиссера на студии Никкацу в Мукодзиме, Токио. [ 2 ] [ 3 ] Три года спустя состоялся его режиссерский дебют с фильмом «Ai ni yomigaeru hi» ( «Воскресение любви »). [ 2 ] [ 3 ]
Кинокарьера
[ редактировать ]После землетрясения 1923 года в Токио Мидзогучи переехал в студию Никкацу в Киото . Его ранние работы включали ремейки немецкого экспрессионистского кино. [ 2 ] [ 3 ] и адаптации Юджина О'Нила и Льва Толстого . [ 8 ] Работая в Киото, он изучал театр кабуки и но , а также традиционные японские танцы и музыку. [ 10 ] Он также был частым посетителем чайных домов, танцевальных залов и борделей в Киото и Осаке . [ 8 ] что в свое время привело к широко освещаемому инциденту, когда на него напала ревнивая проститутка, а затем любовница, с бритвой. [ 8 ] [ 9 ] [ 11 ] Его «Страсть женщины-учительницы» 1926 года ( Kyōren no onna shishō ) был одним из немногих японских фильмов, показанных в то время во Франции и Германии, и получил внимательную похвалу. [ 5 ] но в настоящее время он утерян, как и большинство его фильмов 1920-х и начала 1930-х годов. [ 6 ] К концу десятилетия Мидзогучи снял серию левых « тенденциозных фильмов », в том числе «Токийский марш» и «Метрополитен-симфония» ( Tokai kokyōkyoku ). [ 2 ] [ 3 ] [ 8 ]
В 1932 году Мидзогучи покинул Никкацу и работал в различных студиях и продюсерских компаниях. [ 8 ] «Волшебник воды» (1933) и «Оризуру Осэн» (1935) — мелодрамы, основанные на рассказах Кёка Идзуми , изображающие женщин, которые жертвуют собой, чтобы обеспечить образование бедному молодому человеку. Оба были названы ранними примерами его повторяющейся темы женских проблем и « одна сцена-один кадр ». техники камеры [ 2 ] [ 6 ] который станет его торговой маркой. [ 12 ] Диптих « Осакская элегия и сестры Гиона» 1936 года о современных молодых женщинах ( мога ), восстающих против своего окружения, считается его ранним шедевром. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Сам Мидзогучи назвал эти два фильма произведениями, с помощью которых он достиг художественной зрелости. [ 16 ] «Осака Элегия» также была его первым полностью звуковым фильмом. [ 17 ] и положило начало его длительному сотрудничеству со сценаристом Ёсикатой Йодой . [ 13 ] [ 18 ]
1939 год, год, когда Мидзогучи стал президентом Гильдии режиссёров Японии . [ 8 ] увидел выход «Истории последних хризантем» , которую многие критики считают его главным предвоенным произведением. [ 16 ] если не лучшая его работа. [ 19 ] [ 20 ] Здесь молодая женщина поддерживает борьбу своего партнера за достижение артистической зрелости в качестве актера кабуки ценой своего здоровья.
Во время Второй мировой войны Мидзогучи снял серию фильмов, патриотический характер которых, казалось, поддерживал военные действия. Самый известный из них — пересказ классической самурайской сказки «47 ронинов» (1941–42), эпическая дзидайгэки (историческая драма). Хотя некоторые историки считают, что это работы, над созданием которых его заставили, [ 21 ] другие полагают, что он действовал добровольно. [ 22 ] Коллега-сценарист Мацутаро Кавагути в интервью Cahiers du Cinéma в 1964 году назвал Мидзогучи (которого он в остальном высоко уважал) «оппортунистом» в своем искусстве, который следовал течениям времени, отклоняясь от левых к левым. право наконец стать демократом. [ 23 ]
В 1941 году также была госпитализирована его жена Чиеко (м. 1927). [ 8 ] которого он ошибочно считал заразившимся венерическим заболеванием. [ 24 ]
Международное признание
[ редактировать ]
В первые послевоенные годы после поражения страны Мидзогучи снял серию фильмов, посвященных угнетению женщин и женской эмансипации как в исторических (в основном эпохе Мэйдзи ), так и в современных условиях. Все они были написаны или написаны в соавторстве с Йодой, и в них часто играла главную роль Кинуё Танака , которая оставалась его постоянной ведущей актрисой до 1954 года, когда оба поссорились друг с другом из-за попытки Мидзогучи помешать ей снять свой первый собственный фильм. [ 25 ] [ 26 ] «Утамаро и его пять женщин » (1946) был заметным исключением из фильмов дзидайгэки эпохи Эдо , снятых во время оккупации считали этот жанр по своей сути националистическим или милитаристским , поскольку цензоры союзников . [ 16 ] [ 27 ] Из его работ этого периода «Пламя моей любви » (1949) неоднократно отмечалось непоколебимой подачей темы. [ 6 ] [ 28 ] Танака играет молодую учительницу, которая покидает свою традиционалистскую среду, чтобы бороться за свою цель - женское освобождение, только для того, чтобы обнаружить, что ее якобы прогрессивный партнер все еще питает привычное отношение к мужскому превосходству.
Мидзогучи вернулся в обстановку феодальной эпохи с фильмами «Жизнь Охару» (1952), «Угецу» (1953) и «Сансё-пристав» (1954), которые принесли ему международное признание, в частности, со стороны критиков Cahiers du Cinéma, таких как Жан-Люк Годар , [ 2 ] Эрик Ромер [ 5 ] и Жак Риветт , [ 29 ] и были награждены на Венецианском кинофестивале. [ 2 ] [ 3 ] В то время как «Жизнь Охару» повествует о социальном упадке женщины, изгнанной из императорского двора в эпоху Эдо, Угецу и судебный пристав Сансё исследуют жестокие последствия войны и насилия в отношении небольших общин и семей. В перерывах между этими тремя фильмами он снял «Гейшу» (1953) о давлении, оказываемом женщинам, работающим в послевоенном районе развлечений Киото. После двух цветных исторических фильмов ( «Сказания о клане Тайра» и «Принцесса Ян Квэй Фей» , оба 1955 г.), [ 30 ] [ 31 ] Мидзогучи еще раз исследовал современную среду (бордель в районе Ёсивара ) в черно-белом формате в своем последнем фильме « Улица позора» 1956 года .
Мидзогучи умер от лейкемии в возрасте 58 лет. [ 9 ] [ 30 ] [ 32 ] в Муниципальной больнице Киото. [ 24 ] На момент смерти Мидзогучи работал над сценарием «Истории Осаки» , который позже был реализован Кодзабуро Ёсимурой . [ 33 ]
Наследие
[ редактировать ]В 1975 году Канэто Синдо , художник-постановщик, главный помощник режиссёра и сценарист Мидзогучи в конце 1930-х и 1940-х годов, выпустил документальный фильм о своём бывшем наставнике « Кендзи Мидзогучи: Жизнь кинорежиссёра» . [ 24 ] а также публикацию о нем книги в 1976 году. [ 34 ] Уже в своем автобиографическом дебютном фильме «История любимой жены » (1951) Синдо упомянул Мидзогучи в образе персонажа «Сакагути». [ 35 ] режиссер, который воспитывает молодого начинающего сценариста.
Фильмы Мидзогучи регулярно фигурируют в опросах «лучшие фильмы», например, Sight & Sound в «100 величайших фильмах всех времён» ( Угэцу и судебный пристав Сансё ). [ 36 ] и « «200 лучших критиков Kinema Junpo» по версии Kinema Junpo ( Жизнь Охару» , «Угэцу» и «Распятые любовники »). [ 37 ] Ретроспектива из 30 дошедших до нас фильмов, представленная Музеем движущегося изображения и Японским фондом , в 2014 году обошла несколько американских городов. [ 38 ] Среди режиссеров, восхищавшихся работой Мидзогучи, — Акира Куросава, [ 39 ] Орсон Уэллс , [ 40 ] Андрей Тарковский [ 41 ] Мартин Скорсезе , [ 42 ] Вернер Херцог , [ 43 ] Тео Ангелопулос [ 44 ] и многие другие. Историк кино Дэвид Томсон писал: «Использование камеры для передачи эмоциональных идей или разумных чувств - это определение кино, заимствованное из фильмов Мидзогучи. Он превосходно реализует внутренние состояния во внешних взглядах». [ 45 ]
Фильмография
[ редактировать ]Немые фильмы (утеряны, если не указано иное)
- 1923: Воскрешение любви ( Ai ni yomigaeru hi )
- 1923: Родной город ( Кокё )
- 1923: Мечты юности ( Сэйшун но юмэдзи )
- 1923: Город желаний ( Жоэн но Чимата )
- 1923: Песня неудачи ( Haisan no uta wa kanashi )
- 1923: 813: Приключения Арсена Люпена ( 813 )
- 1923: Туманная гавань ( Кири но минато )
- 1923: Ночь ( Ёру )
- 1923: В руинах ( Хайкё но нака )
- 1923: Кровь и душа ( Чи то Рей )
- 1923: Песня горного перевала ( Tōge no uta )
- 1924: Грустный идиот ( Канашики Хакути )
- 1924: Смерть на рассвете ( Ака цуки но ши )
- 1924: Королева современности ( Гендай но дзё )
- 1924: Сильная женщина ( Хосе ва цуёси )
- 1924: Этот пыльный мир ( Джинкио )
- 1924: Индейки в ряд ( Ситименчо но юкуэ )
- 1924: Смерть полицейского» ( Itō junsa no shi ). Совместная режиссура «
- 1924: Хроники майского дождя ( Самидаре зоси )
- 1924: Топор, разбивающий любовь ( Koi o tatsu ono ), совместная режиссура
- 1924: Канраку-но онна ( Женщина, доставляющая удовольствие )
- 1924: Королева цирка ( Джо из цирка )
- 1925: Ах, специальный линкор Канто ( Ā tokumukan Kanto ), совместное руководство
- 1925: Учиен Пучан
- 1925: Выход из колледжа ( Gakusō o idete )
- 1925: Земля улыбается: Часть 1 ( Daichi wa hohoemu: Daiichibu )
- 1925: Плач белой лилии ( Сираюки ва нагеку )
- 1925: Сияние на красном закате ( Akai yūki ni terasarete ) Самый ранний из сохранившихся фильмов.
- : Песня доме о 1925
- 1925: Уличные зарисовки ( Shōhin eigashū: Machi no suketchi ), совместное руководство
- 1925: Человек ( Нинген )
- 1925: Генерал Ноги и Кума-Сан ( Ноги Тайсё Кума-Сан )
- 1926: Король медных монет ( Докао )
- 1926: Шепот весны бумажной куклы ( Kaminingyō haru no sasayaki )
- 1926: Моя ошибка, новая версия ( Синсэцу оно га цуми )
- 1926: Страсть женщины-учительницы ( Кёрэн но онна сишо )
- 1926: Морской мальчик ( Каикоку дандзи )
- 1926: Деньги ( Кейн )
- 1927: Императорская милость ( Кон )
- 1927: Кукушка ( Дзихисинчо )
- 1928: Жизнь мужчины: Деньги - все в жизни ( Хито но иссё: Дзинсэй бандзи канэ но маки )
- 1928: Жизнь человека: Этот плавучий мир сложен ( Хито но иссё: Укиё ва цурай не но маки )
- 1928: Жизнь человека: Медведь и тигр снова встречаются ( Хито но иссё: Кума то тора сайкай но маки )
- 1928: Моя любимая дочь ( Мусуме кавайя )
- 1929: Мост Японии ( Нихонбаши )
- 1929: Светит утреннее солнце ( Asahi wa kagayaku ), совместная режиссура. Сохранилось несколько минут.
- 1929: Токийский марш ( Tōkyō kōshinkyoku ) Сохранилось несколько минут
- : Столичный симфонический оркестр 1929
- 1930: Родной город ( Фуддзивара Ёсиэ но фурусато ) Сохранившийся фильм
- 1930: Окичи, любовница иностранца ( Тодзин Окичи ) Сохранилось несколько минут
- 1931: И все же они продолжаются ( Сикамо карера ва юку )
- 1932: Человек момента ( Токи но удзигами )
- : Рассвет Маньчжурии и 1932 Монголии.
- 1933: Водный маг ( Таки но сирайто ) Сохранившийся фильм
- 1933: Фестиваль Гион ( Гион мацури )
- 1934: Группа Дзинпу ( Джимпурен )
- 1934: Горный перевал любви и ненависти ( Айзо тогэ )
- 1935: Падение Осэна ( Оризуру Осэн ) Сохранившийся фильм
Звуковые фильмы (сохранившиеся, если не указано иное)
- 1935: Дева Оюки ( Мария-но Оюки )
- 1935: Мак ( Губиджинсо )
- 1936: Осака Элегия ( Нанива эредзи )
- 1936: Сестры Гиона ( Gion no kyōdai )
- 1937: Проливы любви и ненависти (爱 разрыв обиды, Aien kyō )
- 1938: Песня лагеря ( Roei no uta )
- 1939: История последних хризантем ( Zangiku monogatari )
- 1940: Женщина из Осаки ( Нанива онна ) Потерянный фильм
- 1941: Жизнь актера ( Гейдо Ичидай Отоко )
- 1941–42: 47 ронинов, также известных как 47 верных ронинов эпохи Гэнроку ( Genroku chūshingura )
- 1944: Три поколения Дандзюро ( Данджуро сандай )
- : Миямото Мусаси 1944
- 1945: Знаменитый меч ( Мэйто Бидзомару )
- 1945: Песня Победы ( Хисшока ), совместная постановка с Масахиро Макино и Хироши Симидзу
- : женщин Победа 1946
- 1946: Утамаро и его пять женщин ( Utamaro o meguru gonin no onna )
- 1947: Любовь актрисы Сумако ( Joyū Sumako no Koi )
- 1948: Женщины ночи ( Ёру но оннатати )
- 1949: Пламя моей любви ( Waga koi wa moenu )
- 1950: Портрет мадам Юки , он же «Портрет мадам Юки» ( Юки фудзин эдзу )
- 1951: Мисс Ою ( Ою-сама )
- 1951: Леди Мусасино ( Musashino fujin )
- 1952: Жизнь Охару ( Сайкаку ичидай онна )
- 1953: Угецу ( Угецу моногатари )
- 1953: Гейша , она же Фестивальная музыка Гион ( Гион баяси )
- 1954: Судебный пристав Саншо ( Сансё даю )
- 1954: Женщина по слухам, она же Распятая женщина ( Уваса но онна )
- 1954: Распятые любовники , также известные как История Чикамацу ( Чикаматсу моногатари )
- 1955: Принцесса Ян Квэй Фей ( Ёкихи )
- 1955: Сказки клана Тайра ( Син хейке моногатари )
- 1956: Улица позора ( Акасен читай )
Релизы для домашних СМИ (с английскими субтитрами)
[ редактировать ]- Поздний Мидзогучи ( Ою-сама, Угецу моногатари, Гион баяси, Саншо даю, Уваса но онна, Чикамацу моногатари, Ёкихи, Акасен читай ) – Эврика Мастера кино (регион B Blu-ray)
- Коллекция Мидзогучи ( Осака Элегия, Сестры Гиона, История последней хризантемы, Утамаро и его пять женщин ) – Искусственный глаз (Blu-ray региона B, DVD региона 2 PAL)
- Падшие женщины Кендзи Мизогути ( «Осака Элегия», «Сестры Гиона», «Женщины ночи», «Улица позора» ) – The Criterion Collection (регион 1 NTSC)
- История последней хризантемы ( Zangiku monogatari , 1939) - Искусственный глаз (Blu-ray региона B), Домашнее видео Shochiku (Blu-ray региона A), The Criterion Collection (DVD NTSC региона 1, Blu-ray региона A)
- 47 ронинов ( Genroku chūshingura , 1941) - Image Entertainment (DVD региона 0 NTSC), UniOne Media (DVD региона 0 NTSC)
- Леди Мусасино ( Musashino fujin , 1951) — Искусственный глаз (регион 2 PAL)
- Жизнь Охару ( Сайкаку Ичидай Онна , 1952) - Искусственный глаз (DVD-диск PAL для региона 2), Коллекция Criterion (DVD для региона 1 NTSC, Blu-ray для региона A или B)
- Угецу моногатари (1953) - Бо Ин (DVD «Регион 0 PAL»), Эврика! Masters of Cinema (DVD региона 2 NTSC, Blu-ray региона B), The Criterion Collection (DVD региона 1 NTSC, Blu-ray региона A)
- Судебный пристав Сансё ( Sansho dayu , 1954), The Criterion Collection (DVD региона 1, регион A Blu-ray)
- Чикамацу моногатари (1954) — Эврика! Masters of Cinema (DVD региона 2 NTSC), The Criterion Collection (DVD региона 1 NTSC, Blu-ray региона A)
- Talking Silents 1 ( The Water Magician , Токийский марш ) – Digital MEME (DVD региона 2, NTSC)
- Talking Silents 2 ( Падение Осена , Окичи, любовница иностранца ) – Digital MEME (DVD региона 2, NTSC)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кендзи Мидзогучи» . База данных японских фильмов (на японском языке) . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Кендзи Мидзогучи» Kinenote ( на японском языке) . Проверено 6 октября 2022 года .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Кендзи Мидзогучи» на ( японском языке) . Проверено 6 октября 2022 г. .
- ^ «Сказки и трагедии Кендзи Мидзогучи» . Гарвардский киноархив . 2014 . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джейкоби, Александр (октябрь 2002 г.). «Мизогути, Кендзи» . Чувства кино . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джейкоби, Александр (2008). Критический справочник японских кинорежиссеров: от эпохи немого кино до наших дней . Беркли: Stone Bridge Press. ISBN 978-1-933330-53-2 .
- ^ Шарп, Джаспер (15 мая 2015 г.). «Кендзи Мидзогучи: 10 незаменимых фильмов» . Британский институт кино . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ле Фаню, Марк (2005). Мидзогучи и Япония . Лондон: Издательство BFI. ISBN 978-1-84457-057-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Эндрю, Дадли ; Эндрю, Пол (1981). Кенджи Мидзогучи: Путеводитель по ссылкам и ресурсам . Бостон: ГК Холл. ISBN 9780816184699 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сато, Тадао (2008). Кендзи Мидзогучи и искусство японского кино Блумсбери. ISBN 9781847882318 .
- ^ Филлипс, Аластер; Стрингер, Джулиан, ред. (2007). Японское кино: тексты и контексты . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 95. ИСБН 9780415328470 .
- ^ Томас, Кевин (6 января 1997 г.). «Более внимательный взгляд на японского мастера» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 23 ноября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Элегия Ланхуа» Kinenote ( на японском языке) . Проверено 1 октября 2022 года .
- ^ «Элегия Ланхуа» ( . на японском языке) Проверено 2 октября 2022 года .
- ^ Андерсон, Джозеф Л.; Ричи, Дональд (1959). Японский фильм – искусство и индустрия . Ратленд, Вермонт и Токио: Компания Чарльза Э. Таттла.
- ^ Перейти обратно: а б с « Лучший японский фильм каждого года – с 1925 года по настоящее время » . Британский институт кино . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Макдональд, Кейко (зима 1982 г.). «Форма и функция в «Осакской элегии» ». Комментарий к фильму . Том. 6, нет. 2. С. 35–44.
- ^ «Осака Элегия» . Тайм-аут . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Розенбаум, Джонатан. «История последних хризантем» . Чикагский читатель . Чикаго . Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ Макферсон, Дон. «История поздних хризантем» . Тайм-аут . Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ Дугилл, Джон (2006). Киото: культурная и литературная история . Сигнальные книги. ISBN 9781904955139 .
- ^ Берч, Ноэль (1979). Дальнему наблюдателю: форма и смысл в японском кино . Издательство Калифорнийского университета. п. 243. ИСБН 9780520038776 .
- ^ «Шесть интервью о Мидзогучи: Кавагути Мацутаро». Каье дю Синема . Полет. ХXVII. Август – сентябрь 1965. стр. 5–8.
- ^ Перейти обратно: а б с Ару eiga-kantoku no shōgai Mizoguchi Kenji no kiroku [ Кэндзи Мидзогучи: Жизнь кинорежиссера ] (DVD) (на японском языке, Асмик Эйс).
- ^ Фостер, Гвендолин Одри (март 2018 г.). «Вечная грудь Кинуйо Танаки (1955)» . Чувства кино . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Гонсалес-Лопес, Ирен (2017). Танака Кинуё: нация, слава и женская субъективность . Издательство Эдинбургского университета. п. 14. ISBN 978-1-4744-4463-7 .
- ^ Фрайберг, Фреда (март 2003 г.). «Утамаро и его пять женщин» . Чувства кино . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ МакШейн, Род. «Моя любовь горит» . Тайм-аут . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Риветт, Жак (март 1958 г.). «Мизогути, вид отсюда». Каье дю Синема . № 81.
- ^ Перейти обратно: а б Шарп, Джаспер (2011). Исторический словарь японского кино . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 9780810857957 .
- ^ «Йокихи» . Венале (на немецком языке) . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Джейкоби, Александр (26 августа 2006 г.). «Кендзи Мидзогучи: непреходящая актуальность мастера кино» . Еженедельник «Джапан таймс» . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ «Осака Моногатари (1957)» . Kinenote (на японском языке) Проверено 8 октября 2022 года .
- ^ Шиндо, Кането (27 апреля 1976 г.) Ару Эйга Кантоку - Мидзогучи Кэндзи То Нихон Эйга [ Кинорежиссер - Кендзи Мидзогучи и японское кино ]. Иванами Синсё (на японском языке, том 962. ISBN) . 4-00-414080-3 .
- ^ Меллен, Джоан (1976). Волны у дверей Гэндзи: Япония через ее кино . Книги Пантеона. п. 250.
- ^ «100 величайших фильмов всех времен» . Британский институт кино . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ «200 лучших критиков Кинема Дзюнпо» . МУБИ . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ «Кендзи Мидзогучи получит ретроспективу в Moving Image, 5/2–6/8» . Бродвейский мир . 11 апреля 2014 года . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Дональд Ричи (20 января 1999 г.). Фильмы Акиры Куросавы, третье издание, расширенное и обновленное . Издательство Калифорнийского университета. п. 97. ИСБН 978-0-520-22037-9 .
- ^ Уэллс, Орсон; Богданович, Петр (1998). Это Орсон Уэллс . Да Капо Пресс. п. 146.
- ^ «Выбор Тарковского» . Архивировано из оригинала 6 июля 2009 г. Проверено 13 апреля 2009 г.
- ^ «Список 10 лучших людей Мартина Скорсезе» . Коллекция критериев . 29 января 2014 года . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Кронин, Пол (2019). Вернер Херцог: Путеводитель для растерянных . Фабер и Фабер. ISBN 9780571336067 .
- ^ Хортон, Эндрю (1997). «Ангелопулос, непрерывное изображение и кино». Фильмы Тео Ангелопулоса: кино созерцания . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691011417 .
- ^ Томсон, Дэвид (2010). Новый биографический словарь кино (Пятое изд.). п. 674.
Внешние ссылки
[ редактировать ]