Саншо, судебный пристав
Саншо, судебный пристав | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Кенджи Мидзогучи |
Автор сценария | Фудзи Яхиро Ёсиката Йода |
На основе | «Сансё-пристав» Мори Огай |
Продюсер: | Масаичи Нагата |
В главных ролях | Кинуё Танака Ёсиаки Ханаяги Кёко Кагава Эйтаро Синдо |
Кинематография | Кадзуо Миягава |
Под редакцией | Мицузо Мията |
Музыка | Фумио Хаясака Тамекичи Мотидзуки Киншичи Кодера |
Распространено | Дайэй Фильм |
Дата выпуска |
|
Время работы | 124 минуты |
Страна | Япония |
Язык | японский |
Сансё-судебный пристав ( японский : 山椒大夫 , Хепберн : Сансё Даю , известный под своим японским титулом в Соединенном Королевстве и Ирландии) . [ 1 ] ) - японский исторический фильм 1954 года , снятый Кендзи Мидзогучи, основанный на одноименном рассказе Мори Огая 1915 года (переведенном на английский как «Саншо-управляющий»), который, в свою очередь, был основан на сэккё-буси ( устное предание), появившееся в письменной форме в 17 веке. [ 2 ] [ 3 ] В нем рассказывается о двух детях аристократов, проданных в рабство.
«Сансё-пристав» несет в себе многие отличительные черты Мидзогучи, такие как изображение бедности и тщательно поставленные длинные кадры . Сегодня этот фильм часто ставят рядом с «Угецу» (1953) как одну из лучших работ Мидзогучи. [ 4 ]
Сюжет
[ редактировать ]«Сансё-пристав» — это дзидай-гэки, действие которого происходит во второй половине одиннадцатого века, в период Хэйан в феодальной Японии .
Добродетельный губернатор изгнан феодалом в далекую провинцию. Его жена Тамаки и дети Дзусио и Андзю отправляются жить к ее брату. Незадолго до того, как они разлучены, отец Дзусио говорит ему: «Без милосердия человек подобен зверю. Даже если ты строг к себе, будь милостив к другим». Он призывает сына запомнить его слова и дарит ему статуэтку Каннон , богини милосердия.
Спустя годы жена и дети отправляются в его изгнанную страну, но по пути их обманывает коварная жрица. Мать продают в проституцию на Садо , а детей продают работорговцы в поместье, где с рабами жестоко обращаются и клеймят, когда они пытаются сбежать. Поместьем, находящимся под охраной министра прав , управляет одноименный Сансё. Сын Сансё, Таро, второй руководитель, является гораздо более гуманным хозяином и убеждает детей выжить, прежде чем они смогут сбежать и найти свою мать.
Дети вырастают до совершеннолетия в лагере рабов. Андзю все еще верит в учение своего отца, но Дзусио подавил свою человечность, став одним из жестоких надзирателей, полагая, что это единственный способ выжить. На работе Анджу слышит песню новой рабыни из Садо, в тексте которой упоминаются она и ее брат, что заставляет ее поверить, что их мать все еще жива. Она пытается убедить Дзусио сбежать, но он отказывается, ссылаясь на трудности и отсутствие денег.
Дзусио приказано вывести Намидзи, тяжелобольную пожилую женщину, из лагеря рабов, чтобы она умерла в пустыне. Андзю сопровождает их, и пока они ломают ветки, чтобы прикрыть умирающую женщину, они вспоминают аналогичный поступок из своего раннего детства. Дзусио передумал и просит Андзю сбежать с ним, чтобы найти их мать. Андзю просит его взять с собой Намидзи, убеждая брата, что она останется, чтобы отвлечь охранников. Дзусио обещает вернуться за Андзю. Однако после побега Дзусио Андзю совершает самоубийство, войдя в озеро и утопившись, чтобы ее не пытали и не заставили раскрыть местонахождение своего брата.
После побега Дзусио он находит Таро в императорском храме. Дзусио просит его позаботиться о Намидзи, чтобы он мог поехать в Киото и обратиться к главному советнику по поводу ужасных условий рабства. Хотя поначалу он отказывался его видеть, главный советник понимает, кто такой Дзусио, после того, как увидел его статуэтку Каннон . Затем он сообщает Дзусио, что его изгнанный отец умер годом ранее, и предлагает ему пост губернатора Танго, провинции, где расположено поместье Сансё.
Будучи губернатором Танго, Дзусио издает указ, запрещающий рабство как на общественных, так и на частных основаниях. Никто не верит, что он сможет это сделать, поскольку губернаторы не имеют власти над частными землями. Хотя Сансё оказывает первоначальное сопротивление, Дзусио приказывает арестовать его и его людей, освобождая рабов. Когда он ищет Андзю среди рабов Саншо, он узнает, что его сестра пожертвовала собой ради его свободы. Поместье сожжено бывшими рабами, а Саншо и его семья изгнаны. Дзусио сразу же после этого уходит в отставку, заявляя, что сделал то, что намеревался сделать.
Дзусио отправляется на Садо за своей престарелой матерью, которая, по его мнению, все еще куртизанка. Услышав, как мужчина заявил, что она погибла в результате цунами , он идет на пляж, на котором она предположительно умерла. Он находит дряхлую старуху, сидящую на пляже и поющую ту же песню, которую он слышал много лет назад. Понимая, что она его мать, он раскрывает ей свою личность, но ослепший Тамаки предполагает, что он обманщик, пока не дает ей статуэтку Каннон, которую она узнает на ощупь. Дзусио сообщает ей, что Андзю и их отец умерли, и извиняется за то, что не пришел за ней на помпезном посту своего губернатора. Вместо этого он последовал пословице своего отца, выбрав милосердие по отношению к другим, освободив рабов Сансё. Он говорит своей матери, что был верен учению своего отца, что она с горечью признает.
Бросать
[ редактировать ]Актер | Роль |
---|---|
Кинуё Танака | Тамаки |
Кёко Кагава | Анджу |
Эйтаро Синдо | Саншо |
Ёсиаки Ханаяги | Дзусио |
Ичиро Сугай | Министр юстиции Нио |
Кен Мицуда | Fujiwara no Morozane |
Масахико Цугава | Дзусио в детстве |
Масао Симидзу | Тайра-но Масаудзи |
Чиеко Нанива | Убатаке |
Кикуэ Мори | Жрица |
Желая Коно | Таро |
Рёсуке Кагава | Донмё Рицуши |
Прием
[ редактировать ]Сансё получил « Серебряного льва» за лучшую режиссуру на 15-м Венецианском международном кинофестивале , что снова привлекло внимание западных критиков и кинематографистов к Мидзогучи после «Жизни Охару» (международная премия, 1952) и «Угецу» («Серебряный лев», 1953). ).
В , проведенных Британским институтом кино в 2012 году опросах Sight & Sound , судебный пристав Саншо занял 59-е место в опросе критиков, при этом за фильм проголосовали 25 критиков. [ 5 ] Исследование Sight & Sound считается одним из самых важных опросов «величайших фильмов всех времен». В 2022 году компания Sight and Sound повторила опрос, и судебный пристав Саншо оказался на совместном 75-м месте, разделив рейтинг с Spirited Away и Imitation of Life . [ 6 ]
журнала New Yorker Кинокритик из Энтони Лейн написал в своем обзоре о Мидзогучи в сентябре 2006 года: «Я видел Сансё только один раз, десять лет назад, выходящим из кинотеатра сломленным человеком, но спокойным в своей убежденности, что я никогда не видел ничего лучше; не осмелился посмотреть его еще раз, не желая разрушить чары, но еще и потому, что человеческое сердце не предназначено для того, чтобы выдержать такое испытание». [ 7 ]
В статье для RogerEbert.com Джим Эмерсон превозносил фильм: «Я не верю, что когда-либо существовал более великий фильм на каком-либо языке. В этом фильме жизнь и память рассматриваются как ручей, впадающий в озеро, затем в реку и в море. ." [ 8 ]
Фред Кэмпер в книге «Маленькая черная книга фильмов» (под редакцией Криса Фудзивары) называет «Сансё» «одним из самых разрушительно трогательных фильмов».
Мартин Скорсезе включил «Сансё» в свой список «39 важнейших иностранных фильмов для молодого режиссера». [ 9 ]
Кинокритик Робин Вуд , которого попросили составить список 10 лучших фильмов для веб-сайта The Criterion Collection, поставил «Сансё» на первое место, назвав его «сильным кандидатом на звание величайшего фильма, когда-либо созданного». Совершенный и глубокий шедевр, с которым может соперничать только его фильм. рядом с компаньоном Угецу . [ 10 ]
Профессор Ричард Пенья ( Колумбийский университет ) в своей статье о Сансё в книге «1001 фильм, которую вы должны увидеть, прежде чем умереть » называет Сансё «одним из величайших эмоциональных и философских путешествий, когда-либо совершенных в кино», и «[возможно, кульминацией] в непрерывной череде шедевров, созданных Кэндзи Мидзогучи незадолго до его смерти».
Сценическая постановка
[ редактировать ]В 1990 году продюсеры Роберт Майкл Гейслер и Джон Робердо ( «Стримеры» , «Тонкая красная линия ») поручили режиссеру Терренсу Малику написать пьесу по мотивам «Саншо-судебного пристава» . Частный мастер-класс по пьесе был проведен осенью 1993 года в Бруклинской музыкальной академии. Режиссер Анджей Вайда, декорации и костюмы Эйко Ишиока , освещение Дженнифер Типтон , звук Ханса Питера Куна, хореография Сузуши Ханаяги и большой азиатский актерский состав, включая Бай Лин . Весной 1994 года Гейслер-Робердо под собственным руководством Малика организовал мастерскую меньшего масштаба в Лос-Анджелесе. Планы постановки спектакля на Бродвее были отложены на неопределенный срок.
Аниме фильм
[ редактировать ]Отдельный анимационный фильм «Андзю и Дзусиомару » был снят в 1961 году компанией Toei под руководством Тайдзи Ябушиты и Юго Серикавы. В нем было много сверхъестественных антропоморфных элементов, таких как говорящие животные, как в других аниме-фильмах Тоэя того времени.
Выпускать
[ редактировать ]Домашние СМИ
[ редактировать ]Сансё был недоступен на DVD в англоязычном мире до 2007 года, когда он был выпущен The Criterion Collection в регионе 1 , в то время как Masters of Cinema выпустили его в регионе 2 под названием Sanshō Dayū в двойной упаковке DVD с Гионом Баяси . Masters of Cinema переиздали единственный фильм на Blu-ray и DVD в двухформатном формате в апреле 2012 года. [ 1 ] Sansho был выпущен The Criterion Collection на Blu-ray в регионе А 26 февраля 2013 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Страница Саншо Даю в онлайн-каталоге дистрибьютора «Мастера кино» . Эврика . Проверено 16 января 2013 г.
- ^ Фридрих, Ли (01 марта 2006 г.). «Голосом современного Мико: пересказ Хироми Ито легенды Сансё Даю» . Исследования по Азии . 3 (3): 1–20.
- ^ «Вопрос для современности: Управляющий Сансё: Мнение: Тюо Онлайн: ЁМИУРИ ОНЛАЙН» . yab.yomiuri.co.jp . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Ле Фаню, Марк. «Сансё-пристав: Уроки Саньсё» . Токи . Коллекция критериев . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ «Голосует за Саншо Даю (1954)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 27 ноября 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ «Величайшие фильмы всех времен» . Британский институт кино . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Лейн, Энтони (11 сентября 2006 г.). «Супермены: «Голливудленд» и фильмы Кэндзи Мидзогучи» . Житель Нью-Йорка .
- ^ «Избран: 100 иностранных фильмов, которые стоит посмотреть» . rogerebert.com . 19 сентября 2007 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Мартин Скорсезе составляет список из 39 незаменимых иностранных фильмов для молодого режиссера» . Открытая культура. 15 октября 2014 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 года . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ «Топ-10 Робина Вуда» . критерий.com . 21 ноября 2008 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эндрю, Дадли ; Кавано, Кэрол (2000). Сансё даю . Британский институт кино. ISBN 0-85170-541-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Саншо, судебный пристав на IMDb
- Саншо, судебный пристав в AllMovie
- Саншо, судебный пристав в Rotten Tomatoes
- Судебный пристав Сансё в базе данных японских фильмов (на японском языке)
- « Сансё-пристав : Уроки Саньсё» — эссе Марка Ле Фаню из Criterion Collection.
- фильмы 1954 года
- Драматические фильмы 1954 года
- Японские драматические фильмы
- Японскоязычные фильмы 1950-х годов
- Дзидайгэки фильмы
- Фильмы режиссёра Кенджи Мидзогучи
- Фильмы по сценарию Ёсиката Йоды
- Фильмы по мотивам короткометражных игр
- Фильмы, написанные Фумио Хаясакой
- Фильмы продюсера Масаичи Нагата
- Фильмы о рабстве
- Фильмы о братьях и сестрах
- Японские черно-белые фильмы
- Японские фильмы 1950-х годов