Фумио Хаясака
Фумио Хаясака | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 15 октября 1955 г. | ( 41 год
Другие имена | Фумио Хаясака |
Занятие | Композитор |
Фумио Хаясака 19 августа ( 1914 — 15 октября 1955) — японский композитор классической музыки и музыки к фильмам. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хаясака родился в городе Сендай на главном японском острове Хонсю . В 1918 году Хаясака и его семья переехали в Саппоро на северный остров Хоккайдо . В 1933 году Хаясака и Акира Ифукубе организовали Лигу новой музыки, которая через год провела новый музыкальный фестиваль.
Хаясака получил ряд призов за свои ранние концертные работы; в 1935 году его пьеса «Futatsu no sanka e no zensōkyoku» получила первую премию на радиоконкурсе, а другая концертная пьеса, «Kodai no bukyoku» , получила премию Вайнгартнера 1938 года. Другие ранние произведения включают Ноктюрн (1936) для фортепиано и оркестровый «Древний танец» (1938). В 1939 году Хаясака переехал в Токио , чтобы начать карьеру композитора для кино. К началу 1940 года Хаясака считался «крупным композитором японского кино». [ 2 ]
Послевоенная музыка из фильмов
[ редактировать ]После войны Хаясака продолжил работу над фильмами, быстро завоевав признание своих способностей. В 1946 году он получил премию в области музыки к фильму за фильм «Враг народа» ( Minshū no Teki , 1946) на первой ежегодной премии Mainichi Film Awards . [ 3 ] Год спустя, в 1947 году, Хаясака получила премию Майничи в номинации « Тейносукэ Кинугаса » Актриса («Дзёю»).
В конце 1940-х Хаясака пригласил своего друга Акиру Ифукубе написать вместе с ним музыку к фильму на студии Toho Studios. [ 4 ] Первой музыкой к фильму «Тохо», которую Ифукубе написал в 1947 году, была « Сэнкичи Танигучи » Снежная тропа («Гинрей без ненависти»). [ 4 ] Тоширо Мифунэ , который впоследствии снялся в большинстве фильмов Куросавы, впервые встретился с Куросавой на предварительном показе этого фильма. [ 5 ]
состоялась премьера концерта Фумио Хаясаки 22 июня 1948 года в Токио с Хироши Кадзивара в качестве солиста на рояле и Симфоническим оркестром Тохо (сегодняшний Токийский симфонический оркестр ) под управлением Масаси Уэда. [ 6 ]
Отношения с Акирой Куросавой
[ редактировать ]У Фумио Хаясаки был знаменитый союз с выдающимся японским режиссером Акирой Куросавой, который продлился недолго из-за ранней смерти Хаясаки. Фильм 1948 года «Пьяный ангел» (Ёидоре тенси) стал первым фильмом режиссера Акиры Куросавы, для которого Хаясака написал музыку. Режиссер и композитор совместно протестировали «оппозиционное отношение к музыке и исполнению». [ 3 ] Их сотрудничество переросло в очень глубокие творческие отношения: Хаясака внес свой вклад в визуальную часть фильма. [ 7 ] В своей автобиографии Куросава сказал, что работа с Хаясакой изменила его взгляды на то, как следует использовать музыку для фильмов; с тех пор он рассматривал музыку как «контрапункт» образу, а не просто «аккомпанемент». [ 8 ] Это также первый фильм, в котором Куросава использовал Тоширо Мифунэ в качестве актера. [ 5 ]
Среди фильмов, написанных Хаясакой для Куросавы, — «Бродячая собака » (1949) , «Расёмон» (1950), «Икиру» (1952) и «Семь самураев» (1954). В 1950-е годы Хаясака также написал музыку к некоторым заключительным работам другого японского режиссера, Кендзи Мидзогучи . Хаясака написал музыку для «Угэцу» (1953), «Саншо-судебный пристав» (1954) и «Распятые любовники» (1954).
Особое значение для Хаясаки имел фильм 1950 года «Расёмон» . Этот фильм получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля 1951 года и считается первым японским фильмом, широко показанным на Западе. [ 9 ] В японской кинокультуре режиссеры обычно хотели, чтобы музыка звучала как известные западные произведения; Куросава специально попросил Хаясаку сочинить музыку, которая звучала бы как Мориса Равеля «Болеро» . [ 10 ] Масару Сато , тогда еще молодой композитор, был настолько впечатлен музыкой, что решил учиться у Хаясаки. [ 11 ] Этот фильм также был связан с атомным шрамом японской культуры; хотя американские оккупационные силы запретили японским СМИ «критиковать роль Америки в трагедии» Хиросимы и Нагасаки, Расёмон изображает историческую эпоху Японии, когда ее города находятся в руинах и царит социальный хаос. [ 12 ]
Хаясака постоянно работал продуктивно в течение многих лет, предшествовавших его смерти. В 1950 году он основал Ассоциацию киномузыки. [ 13 ] В фильме 1953 года « Угэцу » режиссера Кэндзи Мидзогучи была использована музыка Хаясаки; фильм получил серебряный приз на Венецианском кинофестивале 1953 года . [ 14 ] Годом позже, в 1954 году, Хаясака снялся в еще одном фильме Мидзогучи — « Дзидай-гэки Сансё-судебный пристав» (Сансё даю) . Этот фильм разделил приз «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля 1954 года с Казани «На набережной» , » Феллини «Страда и Куросавы «Семь самураев» . [ 15 ]
«Семь самураев» , фильм Куросавы дзидай-геки, также включает музыку Хаясаки. В то время это был крупнейший японский кинопроизводитель за всю историю. [ 16 ] В этом фильме использован сильный режиссерский выбор музыки, тесно связанной с западной симфонической концертной музыкой. [ 17 ] Масару Сато помогал с оркестровкой партитуры Хаясаки. [ 11 ] В партитуре использован лейтмотив — метод композиционной организации, заимствованный из западных опер. [ 18 ]
Во время своего пребывания в Токио Хаясака также написал несколько заметных концертных произведений, в том числе «Древние танцы левых и правых» (1941), Концерт для фортепиано с оркестром (1948) и оркестровую сюиту «Юкара» (1955).
Хаясака был музыкальным наставником Масару Сато и Туру Такемицу .
Смерть
[ редактировать ]В 1955 году Хаясака умер от туберкулеза в Токио в возрасте 41 года. Он умер во время работы над партитурой к « Я живу в страхе» (Запись живого существа, Икимоно но кироку) , поэтому Масару Сато завершил партитуру. [ 11 ] Глубина отношений Хаясаки и Куросавы показана в том, что этот фильм основан на разговоре двух друзей. [ 19 ] Хаясака в то время был очень болен и размышлял о страхе собственной смерти. Слабый и болезненный из-за туберкулеза, он сказал Куросаве, что «поскольку эта болезнь угрожает моей жизни, я не могу работать». Куросава был глубоко потрясен смертью своего друга и «впал в глубокую депрессию». [ 20 ] Фильм «Запись живого существа» объединил его депрессию и японский атомный шрам, чтобы создать фильм, иллюстрирующий «человеческий опыт в атомный век». [ 21 ]
Влияние на других композиторов
[ редактировать ]студии Toho Акира Ифукубе, вдохновленный Хаясакой в работе с фильмами, написал музыку к фильму «Годзилла» , закрепив за собой славу композитора музыки для японских фильмов ужасов . [ 22 ] Этот фильм был еще одним из серии послевоенных фильмов, показывающих страх японцев перед последствиями атомного оружия . [ 23 ]
Закончив музыку Хаясаки к фильму « Я живу в страхе» , Масуро Сато написал музыку еще к семи фильмам Куросавы. Сохраняя западно-оркестровое влияние Хаясаки, для фильма Куросавы дзидай-гэки 1957 года « Трон крови» (Кумоносу-дзё) Сато написал партитуру, которая также заимствована у западного композитора Верди . [ 11 ] Сато продолжал использовать глубокие западные влияния на протяжении всей своей карьеры, что делало его музыку (и фильмы, которые они сопровождают) «особенно доступными для невосточных слушателей». [ 24 ] Это был еще один фильм Куросавы, в котором косвенно упоминалась атомная бомба, действие которого происходило в «период после катастрофического разрушения центра японской жизни и политической власти». [ 25 ]
В его память, как дань уважения, Туру Такемицу написал в 1957 году свой Реквием для струнных .
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Ранний музыкальный стиль Хаясаки был поздним романтическим с влиянием традиционной японской музыки. За годы до смерти его стиль сместился в сторону атональности и модернизма. Следуя традициям и требованиям кинематографистов, при озвучивании фильмов его музыка была тесно связана с западной оркестровой музыкой (и часто заимствована из нее).
Избранный список классических произведений
[ редактировать ]Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Прелюдия к двум гимнам (1936)
- Древний танец (1938)
- Увертюра ре мажор (1939)
- Адажио для струнных (1940)
- Древние танцы слева и справа (1941)
- Сказка о дереве Муку (1946)
- Фортепианный концерт (1948)
- Метаморфозы для оркестра (1953)
- Юкара (1955)
Камерно-инструментальные произведения
[ редактировать ]- Кунши-но Иори , для фортепиано (1934)
- Ноктюрн № 1 , для фортепиано (1937)
- Фортепианные пьесы для камерной музыки (1941)
- Четыре песни без аккомпанемента на стихи Харуо Сато для сопрано соло (1944)
- Романс , для фортепиано
- Ноктюрн № 2 , для фортепиано (1947)
- Осень , для фортепиано (1947)
- Струнный квартет (1950)
- Сюита в семи частях (1952)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хумиво Хаясака
- ^ Ларсон и Сато 1986–1987 , с. 121
- ^ Перейти обратно: а б Цузуки, Масааки. «Работа с Фумио Хаясакой», из книги Куросава Акира: Соно Нинген но Кенкю (Акира Куросава: Исследование человека). Токио: Maruju Company/Internal Publishing, (1976), 1: 290–99, любезно предоставлено издателем. Перевод Майкла Баскетта для «Перспективы Акиры Куросавы» под редакцией Джеймса Гудвина, Нью-Йорк: GK Hall & Co., 1994 Джеймс Гудвин. Стр. 76
- ^ Перейти обратно: а б Ларсон и Сато 1986–1987 , с. 39
- ^ Перейти обратно: а б Мифунэ, Тоширо «Мифунэ Тосиро ва Катару: Сацуэй Генба де Дзитаку де Шаберу Акахигэ то иу Отоко но Ханаси», Jumpo , 5 сентября 1964 г. (специальный выпуск № 10): 93-95. Перевод Майкла Баскетта. Kinema об Акире Куросаве , под редакцией Джеймса Гудвина, Нью-Йорк: GK Hall & Co., 1994 Джеймс Гудвин.
- ^ Хумиво Хаясака
- ^ Гудвин 1994 , с. 14
- ^ Куросава, Акира. Что-то вроде автобиографии , пер. Оди Э. Бок (Нью-Йорк: Винтаж, 1982), 191–198. Авторские права принадлежат Акире Куросаве, 1982 г. Напечатано в журнале «Перспективы Акиры Куросавы» под редакцией Джеймса Гудвина, Нью-Йорк: GK Hall & Co., 1994 Джеймс Гудвин.
- ^ Берган, Рональд (20 августа 1999 г.). «Некролог Кадзуо Миягавы » Хранитель Лондон . Получено 9 мая.
- ^ Андерсон, Джозеф Л. и Ричи, Дональд, Японский фильм. Grove Press, Inc. Нью-Йорк, 1959. стр. 342
- ^ Перейти обратно: а б с д Ларсон и Сато 1986–1987 , с. 35
- ^ Гудвин 1994 , стр. 124–125.
- ^ Музыкальный онлайн-словарь Grove
- ^ Бюрер 1990 , с. 74
- ^ Бюрер 1990 , с. 88
- ^ Бюрер 1990 , с. 89
- ^ Чанг, Крис. Призрачные тона, статья из Film Comment vol. 42 нет. 2, март/апрель 2006 г., с. 16. Киносообщество Линкольн-центра, март/апрель 2006 г.
- ^ Ларсон, Рэндалл. «Винтажная партитура: Семь самураев», анализ в Cinemascore: The Film Music Journal. Том. 15, зима 1986 г./лето 1987 г. 1987 Fandom Unlimited, Саннивейл, Калифорния. Стр. 121
- ^ Гудвин 1994 , с. 128
- ^ Цузуки, Масааки. «Работа с Фумио Хаясакой», из книги Куросава Акира: Соно Нинген но Кенкю (Акира Куросава: Исследование человека). Токио: Maruju Company/Internal Publishing, 1976), 1: 290-99, любезно предоставлено издателем. Перевод Майкла Баскетта для «Перспектив Акиры Куросавы» под редакцией Джеймса Гудвина, Нью-Йорк: GK Hall & Co., 1994 Джеймс Гудвин. стр. 81
- ^ Гудвин 1994 , с. 140
- ^ Ларсон, Рэндалл. Музыка из фильма Акиры Ифукубе, статья в Cinemascore: The Film Music Journal. Том. 15, зима 1986/лето 1987. 1987 Fandom Unlimited, Саннивейл, Калифорния. Стр. 39
- ^ Гудвин 1994 , с. 129
- ^ Ларсон и Сато 1986–1987 , с. 37
- ^ Гудвин 1994 , с. 124
Библиография
[ редактировать ]- Ларсон, Рэндалл; Сато, Масару (зима 1986 г. - лето 1987 г.). Cinemascore: Журнал Film Music Journal . Том. 15.
{{cite magazine}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - Гудвин, Джеймс (1994). «Акира Куросава и атомный век». В Джеймсе Гудвине (ред.). Взгляды на Акиру Куросаву . Нью-Йорк: GK Hall & Co.
- Бюрер, Беверли Бэр (1990). Японские фильмы: фильмография и комментарии, 1921–1989 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фумио Хаясака в The Allmusic
- Фумио Хаясака на IMDb
- 1914 рождений
- 1955 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Японские композиторы ХХ века
- Японские музыканты-мужчины 20-го века
- Японские композиторы-классики
- Японские композиторы музыки к фильмам
- Японские композиторы-мужчины-классики
- Японские композиторы-мужчины для фильмов
- Музыканты из Сендая
- Смертность от туберкулеза в Японии
- Исполнители Varèse Sarabande Records