Jump to content

Федерико Феллини

Федерико Феллини
Феллини в 1965 году
Рожденный ( 1920-01-20 ) 20 января 1920 г.
Умер 31 октября 1993 г. ( 1993-10-31 ) (73 года)
Рим , Италия
Место захоронения Монументальное кладбище Римини
Занятия
  • Кинорежиссер
  • Сценарист
Годы активности 1945–1992
Супруг

Федерико Феллини Кавалер Большого Креста OMRI ( Итальянский: [fedeˈriːko felˈliːni] ; 20 января 1920 — 31 октября 1993) — итальянский кинорежиссёр и сценарист. Он известен своим самобытным стилем, в котором образы фэнтези и барокко сочетаются с приземленностью. Он признан одним из величайших и влиятельных режиссеров всех времен. Его фильмы получили высокие оценки в критических опросах, таких как Cahiers du Cinéma и Sight & Sound , в которых указан его фильм 1963 года. «8 + 1 как 10-й по величине фильм.

Среди самых известных фильмов Феллини: «Вителлони» (1953), «Страда» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1960), «8½» (1963), «Джульетта духов» (1965), «Сатирикон Феллини» (1969). , Рим (1972), Амаркорд (1973) и «Казанова» Феллини (1976).

Феллини был номинирован на 17 премий «Оскар» За свою карьеру , выиграв в общей сложности четыре в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (самый высокий показатель для любого режиссера за всю историю вручения премии). Он получил почетную награду за заслуги перед жизнью на 65-й церемонии вручения премии Оскар в Лос-Анджелесе. Феллини также получил Золотую пальмовую ветвь за фильм «Сладкая жизнь» в 1960 году, дважды на Московском международном кинофестивале в 1963 и 1987 годах и «Золотого льва карьеры» на 42-м Венецианском международном кинофестивале в 1985 году. В списке Sight & Sound за 2002 год. Из величайших режиссеров всех времен Феллини занял 2-е место в опросе режиссеров и 7-е место в опросе критиков.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Римини (1920–1938)

[ редактировать ]

Феллини родился 20 января 1920 года в семье представителей среднего класса в Римини , тогдашнем небольшом городке на берегу Адриатического моря . 25 января в церкви Сан-Николо он крестился Федерико Доменико Марчелло Феллини. [1] Его отец, Урбано Феллини (1894–1956), родившийся в семье романьольских крестьян и мелких землевладельцев из Гамбеттолы , переехал в Рим пекаря в 1915 году в качестве ученика на макаронной фабрике Пантанелла. Его мать, Ида Барбиани (1896–1984), происходила из буржуазно- католической семьи римских купцов . Несмотря на яростное неодобрение ее семьи, она сбежала с Урбано в 1917 году, чтобы жить в доме его родителей в Гамбеттоле. [2] религиозная церемония состоялась в Санта-Мария-Маджоре Гражданский брак последовал в 1918 году, а год спустя в Риме.

Пара поселилась в Римини, где Урбано стал коммивояжером и оптовым торговцем . У Феллини было двое братьев и сестер: Риккардо (1921–1991), режиссер-документалист телеканала RAI , и Мария Маддалена (м. Фаббри; 1929–2002).

В 1924 году Феллини пошел в начальную школу в институте, которым руководили монахини Сан-Винченцо в Римини, а два года спустя поступил в государственную школу Карло Тонини. Внимательный ученик, он проводил свободное время за рисованием, постановкой кукольных спектаклей и чтением Il corriere dei piccoli — популярного детского журнала, воспроизводившего традиционные американские мультфильмы Уинзора Маккея , Джорджа Макмануса и Фредерика Берра Оппера . Оппера ( Счастливый хулиган стал визуальным источником вдохновения для Джельсомины в фильме Феллини 1954 года «Ла Страда» Маккея ; «Маленький Немо» напрямую повлиял на его фильм 1980 года «Город женщин» .) [3] В 1926 году он открыл для себя мир Гран-Гиньоля , цирка с Пьерино клоуном Гвидо Бриньоне ( и кино. «Мацисте в аду» 1925, «Мацисте в аду» ), первый фильм, который он увидел, ознаменовал его связь с Данте и кинематографом на протяжении всей его карьеры. [4]

Поступив в Ginnasio Giulio Cesare в 1929 году, он подружился с Луиджи Титтой Бензи, впоследствии известным юристом из Римини (и моделью для молодого Титты в «Амаркорде» (1973)). В Авангардиста Италии Муссолини Феллини и Риккардо стали членами « » , обязательной фашистской молодежной группы для мужчин. Впервые он посетил Рим вместе с родителями в 1933 году, в год первого плавания трансатлантического океанского лайнера SS Rex (который показан в «Амаркорде »). Морское существо, найденное на пляже в конце «Сладкой жизни» (1960), основано на гигантской рыбе, выброшенной на пляж Римини во время шторма в 1934 году.

Хотя Феллини адаптировал ключевые события своего детства и юности в таких фильмах, как «Вителлони» (1953), 8 + 1 2 (1963) и Амаркорд (1973) он настаивал на том, что такие автобиографические воспоминания были выдумками:

В моих фильмах доминирует не память. Сказать, что мои фильмы автобиографичны, — это слишком поверхностная ликвидация, поспешная классификация. Мне кажется, что я выдумал почти все: детство, характер, ностальгию, мечты, воспоминания — ради удовольствия пересказывать их. [5]

В 1937 году Феллини вместе с художником Демосом Бонини открыл Febo, портретный магазин в Римини. Его первая юмористическая статья появилась в разделе «Открытки нашим читателям» миланской газеты Domenica del Corriere . Решив карьеру карикатуриста и шутника, Феллини в 1938 году отправился во Флоренцию , где опубликовал свою первую карикатуру в еженедельнике « 420» . По словам биографа, Феллини находил школу «раздражающей». [6] и за год пропустил 67 занятий. [7] Не сдав экзамен по военной культуре, он окончил среднюю школу в 1939 году. [8]

В сентябре 1939 года он поступил на юридический факультет чтобы Римского университета Сапиенца, угодить своим родителям. Биограф Холлис Альперт сообщает, что «нет никаких записей о том, что он когда-либо посещал занятия». [9] Поселившись в семейном пансионе , он встретил еще одного друга на всю жизнь, художника Ринальдо Геленга. Отчаянно бедные, они безуспешно объединили усилия, чтобы рисовать зарисовки посетителей ресторанов и кафе. В конце концов Феллини нашел работу начинающим репортером в ежедневных газетах Il Piccolo и Il Popolo di Roma , но ушел после непродолжительного пребывания, ему наскучили задания местных судебных новостей.

Через четыре месяца после публикации своей первой статьи в Marc'Aurelio , очень влиятельном юмористическом журнале, выходящем раз в две недели, он присоединился к редакционной коллегии, добившись успеха благодаря регулярной колонке под названием « Но ты слушаешь?» . [10] Описанный как «определяющий момент в жизни Феллини». [11] журнал предоставил ему постоянную работу в период с 1939 по 1942 год, когда он общался с писателями, шутниками и сценаристами. Эти встречи в конечном итоге привели к появлению возможностей в шоу-бизнесе и кино. Среди его сотрудников в редколлегии журнала были будущий режиссер Этторе Скола , теоретик марксизма и сценарист Чезаре Заваттини , а также Бернардино Заппони , будущий сценарист Феллини. Проведение интервью для CineMagazzino также оказалось полезным: когда его попросили взять интервью у Альдо Фабрици , самого популярного эстрадного исполнителя Италии, он установил настолько непосредственный личный контакт с этим человеком, что они начали профессионально сотрудничать. Специализируясь на юмористических монологах, Фабрици заказывал материалы у своего молодого протеже. [12]

Карьера и дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Ранние сценарии (1940–1943)

[ редактировать ]
Федерико Феллини в 1950-е годы.

Оставшись по делам в Римини, Урбано в 1940 году отправил жену и семью в Рим, чтобы они делили квартиру со своим сыном. Феллини и Руджеро Маккари, также работавшие в команде Марка Аурелио , начали писать радиозарисовки и шутки для фильмов.

Ему еще не исполнилось двадцати лет, и с помощью Фабрици Феллини получил свою первую экранную роль в качестве сценариста комедии в фильме Марио Маттоли « Il pirata sono io» ( «Сон пирата» ). Быстро продвигаясь к многочисленным совместным работам над фильмами в Cinecittà , его круг профессиональных знакомств расширился, включив в него писателя Виталиано Бранкати и сценариста Пьеро Теллини. После объявления Муссолини войны Франции и Великобритании 10 июня 1940 года Феллини открыл для себя Кафки » « Метаморфозы , Гоголя , Джона Стейнбека и Уильяма Фолкнера, а также французские фильмы Марселя Карне , Рене Клера и Жюльена Дювивье . [13] В 1941 году он опубликовал Il mio amico Pasqualino , 74-страничный буклет в десяти главах, описывающий абсурдные приключения Паскуалино, альтер-эго. [14]

Сочиняя для радио, пытаясь избежать призыва, Феллини познакомился со своей будущей женой Джульеттой Мазиной в офисе студии итальянской общественной радиовещательной компании EIAR осенью 1942 года. Хорошо оплачиваемый голос Паллины в радиосериале Феллини « Чико и Паллина». Масина также была известна своими музыкально-комедийными передачами, которые поднимали настроение аудитории, подавленной войной.

Джульетта практична, и ей нравится тот факт, что она получает солидный гонорар за свою работу на радио, тогда как в театре никогда не платят хорошо. И, конечно, слава тоже что-то значит. Радио — это быстро развивающийся бизнес, и рецензии на комедии имеют широкую и преданную публику. [15]

В ноябре 1942 года Феллини был командирован в Ливию , оккупированную фашистской Италией, для работы над сценарием фильма «I cavalieri del Deserto» ( «Рыцари пустыни» , 1942), поставленного Освальдо Валенти и Джино Таламо. Феллини приветствовал это назначение, поскольку оно позволило ему «обеспечить еще одно продление срока действия его призыва». [16] Отвечая за экстренный переписывание сценария, он также снял первые сцены фильма. Когда Триполи попал под осаду британских войск, он и его коллеги чудом спаслись, сев на немецкий военный самолет, летевший на Сицилию . Его африканское приключение, позже опубликованное в «Марке Аурелио » под названием «Первый полет», ознаменовало «появление нового Феллини, уже не просто сценариста, работающего и делающего зарисовки за своим столом, а режиссера, работающего в полевых условиях». [17]

Аполитичный Феллини был наконец освобожден от призыва, когда авианалет союзников на Болонью уничтожил его медицинские записи. Феллини и Джульетта прятались в квартире ее тети до падения Муссолини 25 июля 1943 года. После девяти месяцев знакомства пара поженилась 30 октября 1943 года. Несколько месяцев спустя Масина упала с лестницы и у нее случился выкидыш. 22 марта 1945 года она родила сына Пьерфедерико, но ребенок умер от энцефалита 11 дней спустя, 2 апреля 1945 года. [18] Других детей у Мазины и Феллини не было. [19] Трагедия имела непреходящие эмоциональные и художественные последствия. [20]

Обучение неореалистам (1944–1949).

[ редактировать ]

После освобождения Рима союзниками 4 июня 1944 года Феллини и Энрико Де Сета открыли магазин Funny Face Shop, где они пережили послевоенную рецессию, рисуя карикатуры на американских солдат. Он увлекся итальянским неореализмом , когда Роберто Росселлини , работая над «Историями прошлых лет» (позже «Рим», «Открытый город» ), встретил Феллини в его магазине и предложил ему внести в сценарий шутки и диалоги. Зная о репутации Феллини как «творческой музы» Альдо Фабрици, [21] Росселлини также просил его попытаться убедить актера сыграть роль отца Джузеппе Морозини , приходского священника, казненного эсэсовцами 4 апреля 1944 года.

В 1947 году Феллини и Серджио Амидей получили номинацию на «Оскар» за сценарий фильма « Рим, открытый город» .

Работая одновременно сценаристом и помощником режиссера в фильме Росселлини «Пайса» ( Paisan ) в 1946 году, Феллини было поручено снимать сицилийские сцены в Майори . В феврале 1948 года его познакомили с Марчелло Мастроянни , тогда еще молодым актером театра, игравшим в пьесе с Джульеттой Мазиной. [22] Установив тесные рабочие отношения с Альберто Латтуадой , Феллини стал соавтором режиссерских «Senza pietà» ( «Без жалости» ) и «Il mulino del Po» ( «Мельница на реке» ). Феллини также работал с Росселлини над фильмом-антологией «Любовь» (1948), соавтором сценария и в одном из фрагментов под названием «Чудо», играя вместе с Анной Маньяни . Чтобы сыграть роль бродяги-плута, которого Маньяни принял за святого, Феллини пришлось перекрасить свои черные волосы в светлый цвет.

Ранние фильмы (1950–1953)

[ редактировать ]
Феллини, Масина, Карла дель Поджо и Альберто Латтуада, 1952 год.

В 1950 году Феллини вместе с Альберто Латтуада выступил продюсером и режиссером своего первого художественного фильма «Огни варьете » ( «Luci del varietà» ). Закулисная комедия, действие которой происходит в мире мелких путешествующих артистов, с участием Джульетты Масины и жены Латтуады, Карлы Дель Поджо . Его выпуск, получивший плохие отзывы и ограниченное распространение, оказался катастрофическим для всех заинтересованных сторон. Продюсерская компания обанкротилась, в результате чего Феллини и Латтуада остались с долгами, которые нужно было выплачивать более десяти лет. [23] В феврале 1950 года «Пайса» был номинирован на «Оскар» за сценарий Росселлини, Серджио Амидеи и Феллини.

После поездки в Париж на конференцию по сценарию с Росселлини по поводу «Европы-51» , Феллини в сентябре 1951 года приступил к производству фильма «Белый шейх» , своего первого сольного режиссерского фильма. Фильм с Альберто Сорди в главной роли представляет собой переработанную версию трактовки, впервые написанной Микеланджело Антониони в 1949 году и основанной на «Фотороманци» — сфотографированных романтических мультфильмах, популярных в то время в Италии. Продюсер Карло Понти поручил Феллини и Туллио Пинелли написать сценарий, но Антониони отверг разработанную ими историю. Вместе с Эннио Флаяно они переработали материал в беззаботную сатиру о молодоженах Иване и Ванде Кавалли ( Леопольдо Триест , Брунелла Бово) в Риме с визитом к Папе. Наглая маска респектабельности Ивана вскоре разрушается одержимостью его жены Белым Шейхом. Подчеркивая музыку Нино Роты , фильм был выбран в Каннах (среди конкурсных фильмов был « » Орсона Уэллса ) Отелло , а затем отозван. Показан на 13-м Венецианском международном кинофестивале. , он был раскритикован критиками в «атмосфере футбольного матча». [24] Один рецензент заявил, что Феллини «не имел ни малейших способностей к режиссуре кино».

В 1953 году И. Вителлони снискал расположение критиков и публики. Получив премию «Серебряный лев» в Венеции, Феллини стал его первым международным дистрибьютором.

За пределами неореализма (1954–1960)

[ редактировать ]
Чинечитта – Театр 5, любимая студия Феллини. [25]

Феллини поставил «Ла Страду» по сценарию, написанному в 1952 году Пинелли и Флаяно. За последние три недели съемок Феллини почувствовал первые признаки тяжелой клинической депрессии. [26] С помощью своей жены он прошел краткий период терапии у фрейдистского психоаналитика Эмилио Сервадио. [26]

Феллини пригласил американского актера Бродерика Кроуфорда на роль стареющего мошенника в «Бидоне» . Частично основываясь на историях, рассказанных ему мелким вором во время съемок « Ла Страды» , Феллини превратил сценарий в медленное нисхождение мошенника. Чтобы воплотить «напряженное, трагическое лицо» роли, Феллини первым выбрал Хамфри Богарта . [27] но, узнав о раке легких у актера, выбрал Кроуфорда, увидев его лицо на театральном плакате « Вся королевская рать» (1949). [28] Съемки фильма проходили с трудностями, связанными с алкоголизмом Кроуфорда. [29] Разгромленный критиками на 16-м Венецианском международном кинофестивале , фильм имел жалкие кассовые сборы и не получал международного проката до 1964 года.

Осенью Феллини исследовал и разработал метод лечения, основанный на экранизации Марио Тобино романа «Свободные женщины Мальяно» . Проект, действие которого происходило в психиатрической больнице для женщин, был прекращен, когда финансовые спонсоры сочли, что у объекта нет никакого потенциала. [30]

Феллини во время съемок фильма «Ночи Кабирии» , 1956 год.

Весной 1956 года, готовя «Ночи Кабирии» , Феллини узнал о смерти своего отца от остановки сердца в возрасте шестидесяти двух лет. Продюсированный Дино Де Лаурентисом и с Джульеттой Масиной в главной роли, фильм был вдохновлен новостными сообщениями об отрубленной голове женщины, найденной в озере, и рассказами Ванды, проститутки из трущоб, которую Феллини встретил на съемках фильма «Бидоне» . [31] Пьер Паоло Пазолини был нанят для перевода диалога Флаяно и Пинелли на римский диалект и для руководства исследованиями в пострадавших от порока пригородах Рима. Фильм получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке на 30-й церемонии вручения премии «Оскар» и принес Масине награду за лучшую женскую роль в Каннах за ее игру. [32]

Вместе с Пинелли он разработал «Путешествие с Анитой» для Софи Лорен и Грегори Пека . «Изобретение, рожденное из сокровенной правды», сценарий был основан на возвращении Феллини в Римини с любовницей на похороны его отца. [33] Из-за недоступности Лорен проект был отложен и возрожден двадцать пять лет спустя как «Любовники и лжецы» (1981), комедия режиссера Марио Моничелли с Голди Хоун и Джанкарло Джаннини . Для Эдуардо Де Филиппо он стал соавтором сценария «Фортунеллы» . [34]

Феномен Голливуда на Тибре 1958 года, когда американские студии получили прибыль от дешевой студийной рабочей силы, доступной в Риме, предоставил фотожурналистам возможность украсть снимки знаменитостей на Виа Венето. [35] Скандал, спровоцированный импровизированным стриптизом турецкой танцовщицы Хаиш Наны в ночном клубе, захватил воображение Феллини: он решил закончить свой последний сценарий « Моральдо в городе » ночной «оргией» на приморской вилле. , сделанные Пьерлуиджи Пратурлоном Фотографии Аниты Экберг после вечера, проведенного с актрисой в ночном клубе Рима, послужили дополнительным вдохновением для Феллини и его сценаристов. [36]

Изменив название сценария на «Сладкая жизнь» , Феллини вскоре столкнулся со своим продюсером по поводу кастинга: режиссер настаивал на относительно неизвестном Мастроянни, в то время как Де Лаурентис хотел, чтобы Пол Ньюман был страховкой от его инвестиций. Зайдя в тупик, Де Лаурентис продал права издательскому магнату Анджело Риццоли . Съемки начались 16 марта 1959 года, когда Анита Экберг поднималась по лестнице к куполу собора Святого Петра в гигантском декоре, построенном в Чинечитте . Статуя Христа, пролетевшая на вертолете над Римом на площадь Святого Петра, была вдохновлена ​​реальным событием в средствах массовой информации 1 мая 1956 года, свидетелем которого стал Феллини.

«Сладкая жизнь» побила все рекорды кассовых сборов. Несмотря на то, что спекулянты продают билеты по 1000 лир, [37] толпы людей часами стояли в очереди, чтобы посмотреть «аморальный фильм», прежде чем цензура его запретила. На эксклюзивном показе фильма в Милане 5 февраля 1960 года один возмущенный посетитель плюнул на Феллини, в то время как другие оскорбляли его. Заместитель министра христианских демократов Доменико Магри, осужденный в парламенте правыми консерваторами, потребовал терпимости к спорным темам фильма. [38] L' лоббировал Официальный орган печати Ватикана Osservatore Romano цензуру, в то время как Совет римских приходских священников и Генеалогический совет итальянской знати подвергли фильм критике. В одном задокументированном случае, связанном с положительными отзывами, написанными иезуитами Сан-Феделе, защита La Dolce Vita имела серьезные последствия. [39] На конкурсе в Каннах вместе с «Приключением» Антониони фильм получил Золотую пальмовую ветвь, присуждаемую председателем жюри Жоржем Сименоном . Бельгийского писателя тут же «ошипела» неодобрительная фестивальная толпа. [40]

Художественные фильмы и мечты (1961–1969)

[ редактировать ]
Федерико Феллини

Главным открытием Феллини после периода его итальянского неореализма (1950–1959) стали работы Карла Юнга . После встречи с юнгианским психоаналитиком доктором Эрнстом Бернхардом в начале 1960 года он прочитал автобиографию Юнга « Воспоминания, сны, размышления» (1963) и экспериментировал с ЛСД . [41] Бернхард также рекомендовал Феллини обратиться к « И Цзин» и записать свои сны. То, что Феллини раньше считал «своими экстрасенсорными способностями». [42] теперь интерпретировались как психические проявления бессознательного. Сосредоточение Бернхарда на глубинной психологии Юнга оказало наибольшее влияние на зрелый стиль Феллини и ознаменовало поворотный момент в его творчестве от неореализма к кинопроизводству, которое было «в первую очередь онейрическим». [43] Как следствие, основополагающие идеи Юнга об аниме и анимусе , роли архетипов и коллективного бессознательного напрямую повлияли на такие фильмы, как «8 + 1 (1963), «Джульетта духов» (1965), «Сатирикон Феллини» (1969), «Казанова» (1976) и «Город женщин» (1980). [44] Другие ключевые влияния на его творчество включают Луиса Бунюэля , [а] Чарли Чаплин , [б] Сергей Эйзенштейн , [с] Бастер Китон , [45] Лорел и Харди , [45] братья Маркс , [45] и Роберто Росселлини . [д]

Воспользовавшись успехом «Сладкой жизни » , финансист Анджело Риццоли в 1960 году основал независимую кинокомпанию Federiz для Феллини и менеджера по производству Клементе Фракасси, чтобы открывать и воспитывать новые таланты. Несмотря на самые благие намерения, их излишне осторожные редакционные и деловые навыки вынудили компанию закрыться вскоре после отмены проекта Пазолини « Аккатоне» (1961). [46]

Осужден как «публичный грешник», [47] на «Сладкую жизнь » Феллини ответил «Искушениями доктора Антонио» , отрывком из сборника « Боккаччо 70-х» . Его второй цветной фильм, это был единственный проект, получивший зеленый свет в Федерисе. Пропитанный сюрреалистической сатирой, характерной для работ молодого Феллини в «Марке Аурелио» , фильм высмеивает борца с пороком в интерпретации Пеппино Де Филиппо , который сходит с ума, пытаясь подвергнуть цензуре рекламный щит Аниты Экберг, пропагандирующий достоинства молока. [48]

В письме своему коллеге Брунелло Ронди в октябре 1960 года Феллини впервые изложил свои идеи фильма о человеке, страдающем от творческого кризиса: «Ну, тогда парень (писатель? Любой профессиональный человек? Театральный продюсер?) должен прервать обычный ритм его жизни в течение двух недель из-за не слишком серьезного заболевания. Это тревожный звоночек: что-то блокирует его систему». [49] Не зная сценария, его названия и профессии своего главного героя, он обследовал места по всей Италии, «ища фильм». [50] в надежде разрешить его замешательство. Флайано предложил La bella Confusione (буквально «Прекрасное замешательство в качестве названия фильма »). Под давлением продюсеров Феллини наконец остановился на 8 + 1 2 , самоотносящийся заголовок, относящийся главным образом (но не исключительно) [51] к количеству фильмов, которые он снял к тому времени.

Отдав приказ начать производство весной 1962 года, Феллини подписал контракт со своим продюсером Риццоли, назначил даты, построил декорации, выбрал Мастроянни, Анук Эме и Сандру Майло на главные роли и провел кинопробы на студии Scalera Studios в Риме. Он нанял оператора Джанни Ди Венанцо в число ключевых сотрудников. Но помимо того, что он назвал своего героя Гвидо Ансельми, он все еще не мог решить, чем его персонаж зарабатывал на жизнь. [52] Кризис достиг апогея в апреле, когда, сидя в своем офисе в Чинечитте, он начал писать Риццоли письмо, в котором признался, что «потерял свой фильм» и был вынужден отказаться от проекта. Прервано главным машинистом с просьбой отпраздновать запуск 8 + 1⁄2 , . Феллини отложил письмо и отправился на съемочную площадку Подняв тост за съемочную группу, он «почувствовал стыд… Я оказался в безвыходной ситуации. Я был режиссером, который хотел снять фильм, который он уже не помнит. И, о чудо, в тот самый момент все стало на свои места». . Я сразу проник в суть фильма. Я бы рассказал все, что со мной происходило, я бы сделал фильм, рассказывающий историю режиссера, который уже не знает, какой фильм он хочет снять». [53] Самозеркальная структура делает весь фильм неотделимым от его отражающей конструкции.

Съемки начались 9 мая 1962 года. Озадаченная, казалось бы, хаотичной и непрерывной импровизацией на съемочной площадке, Дина Бойер, в то время американский пресс-атташе режиссера, попросила объяснение. Феллини сказал ей, что надеется передать три уровня, «на которых живут наши умы: прошлое, настоящее и условность — царство фантазии». [54] После завершения съемок 14 октября Нино Рота сочинил различные цирковые марши и фанфары, которые впоследствии стали фирменными мелодиями кинематографа маэстро. [55] Номинирован на четыре премии «Оскар», «8 + 1 получил награды за лучший фильм на иностранном языке и лучший дизайн костюмов в черно-белом режиме. В Калифорнии для церемонии Феллини совершил поездку по Диснейленду с Уолтом Диснеем на следующий день .

Все больше увлекаясь парапсихологией , Феллини познакомился с туринским антикваром Густаво Ролем в 1963 году. [56] Рол, бывший банкир, познакомил его с миром спиритизма и сеансов . В 1964 году Феллини принял ЛСД. [57] под руководством Эмилио Сервадио, его психоаналитика во время постановки «Ла Страда» в 1954 году . [58] В течение многих лет сдержанно рассказывая о том, что на самом деле произошло в тот воскресный день, в 1992 году он признал, что

...предметы и их функции уже не имели никакого значения. Все, что я воспринимал, было само восприятие, ад форм и фигур, лишенных человеческих эмоций и оторванных от реальности моего нереального окружения. Я был инструментом в виртуальном мире, который постоянно обновлял свой бессмысленный образ в живом мире, который сам воспринимался вне природы. И поскольку появление вещей было уже не окончательным, а безграничным, то это райское осознание освободило меня от реальности, внешней по отношению к моему «я». Огонь и роза как бы стали одним целым. [59]

Галлюцинаторные прозрения Феллини получили полный расцвет в его первом цветном фильме «Джульетта духов» (1965), изображающем Джульетту Мазину в роли Джульетты, домохозяйки, которая справедливо подозревает неверность своего мужа и поддается голосам духов, вызванных во время сеанса в ее доме. Ее сексуально ненасытная соседка Сьюзи ( Сандра Майло ) знакомит Джульетту с миром раскрепощенной чувственности, но Джульетту преследуют детские воспоминания о ее католической вине и подруге-подростке, покончившей жизнь самоубийством. Сложный и наполненный психологической символикой фильм поставлен на веселую музыку Нино Роты .

Ностальгия, сексуальность и политика (1970–1980)

[ редактировать ]

Чтобы способствовать продвижению «Сатирикона» в США, Феллини в январе 1970 года прилетел в Лос-Анджелес для интервью с Диком Каветтом и Дэвидом Фростом . Он также встретился с кинорежиссером Полом Мазурски , который хотел взять его на главную роль вместе с Дональдом Сазерлендом в его новом фильме « Алекс в стране чудес» . [60] В феврале Феллини искал в Париже места для съемок «Клоунов» , документального фильма для кино и телевидения, основанного на его детских воспоминаниях о цирке и «последовательной теории клоунады». [61] По его мнению, клоун «всегда был карикатурой на устоявшееся, упорядоченное, мирное общество. Но сегодня все временно, беспорядочно, гротескно. Кто еще может смеяться над клоунами?... Весь мир теперь играет клоуном». ." [62]

В марте 1971 года Феллини приступил к производству фильма «Рома» — на первый взгляд случайного набора эпизодов, основанных на воспоминаниях и впечатлениях режиссера от Рима. «Разнообразные эпизоды», как пишет исследователь Феллини Питер Бонданелла , «скрепляются только тем фактом, что все они в конечном итоге возникают из богатого воображения режиссера». [63] Первая сцена фильма предвосхищает Амаркорд , а самая сюрреалистическая сцена включает в себя церковный показ мод, в котором монахини и священники катаются на роликах мимо затонувших кораблей, покрытых паутиной скелетов.

В течение шести месяцев с января по июнь 1973 года Феллини снимал оскароносного фильма « Амаркорд» . По мотивам автобиографического эссе режиссера 1968 года « Мой Римини» . [64] В фильме изображен подросток Титта и его друзья, решающие свои сексуальные разочарования на религиозном и фашистском фоне провинциального городка в Италии в 1930-е годы. фильм, продюсером которого выступил Франко Кристальди , Сериокомический стал вторым по величине коммерческим успехом Феллини после «Сладкой жизни» . [65] Круглый по форме, «Амаркорд» избегает сюжета и линейного повествования, подобно «Клоунам и цыганам» . [66] Основная забота режиссера о развитии поэтической формы кино впервые была изложена в интервью 1965 года, которое он дал The New Yorker журналистке Лилиан Росс : «Я пытаюсь освободить свою работу от определенных ограничений – истории с началом, развитием, финал должен быть больше похож на стихотворение с размером и ритмом». [67]

Поздние фильмы и проекты (1981–1990)

[ редактировать ]
Президент Италии Сандро Пертини получает премию Давида ди Донателло от Феллини в 1985 году.

Организованная его издателем Диогеном Верлагом в 1982 году первая крупная выставка 63 рисунков Феллини прошла в Париже , Брюсселе и галерее Пьера Матисса в Нью-Йорке . [68] Талантливый карикатурист, он черпал вдохновение для своих эскизов в собственных снах, в то время как незавершенные фильмы возникли из рисунков персонажей, декораций, костюмов и декораций и стимулировали их. Под названием «I disegni di Fellini» («Эскизы Феллини») он опубликовал 350 рисунков, выполненных карандашом, акварелью и фломастерами. [69]

6 сентября 1985 года Феллини был награжден «Золотым львом» за заслуги перед жизнью на 42-м Венецианском кинофестивале. В том же году он стал первым неамериканцем, получившим ежегодную награду Киносообщества Линкольн-центра за кинематографические достижения. [3]

Феллини награждает Марчелло Мастроянни почетной премией «Золотой лев» на 47-м Венецианском международном кинофестивале .

Феллини, долгое время очарованный книгой Карлоса Кастанеды « Учение дона Хуана: путь познания яки» , сопровождал перуанского писателя в поездке на Юкатан , чтобы оценить возможность создания фильма. После первой встречи с Кастанедой в Риме в октябре 1984 года Феллини вместе с Пинелли разработал трактовку под названием «Виаджио в Тулуне» . Продюсер Альберто Гримальди , готовый купить права на экранизацию всех работ Кастанеды, затем заплатил за предварительные исследования, которые в октябре 1985 года перевезли Феллини и его окружение из Рима в Лос-Анджелес и джунгли Мексики . [70] Когда Кастанеда необъяснимым образом исчез и проект провалился, мистико-шаманские приключения Феллини были написаны совместно с Пинелли и опубликованы в газете Corriere della Sera в мае 1986 года. Едва завуалированная сатирическая интерпретация творчества Кастанеды. [71] «Путешествие в Тулун» было опубликовано в 1989 году как графический роман с иллюстрациями Майло Манары и как «Путешествие в Тулум в Америке» в 1990 году.

В фильме «Интервиста» , продюсером которого выступили Ибрагим Мусса и RAI Television, Феллини чередовал воспоминания о своем первом визите в «Чинечитту» в 1939 году с современными кадрами своей работы над экранизацией « Франца Кафки » Америки . Размышление о природе памяти и кинопроизводства, он получил специальный приз 40-летия Каннского фестиваля и золотой приз 15-го Московского международного кинофестиваля . Позже в том же году в Брюсселе комиссия из тридцати профессионалов из восемнадцати европейских стран назвала Феллини лучшим режиссером мира и 8 + 1⁄2 . лучший европейский фильм всех времён [72]

В начале 1989 года Феллини приступил к постановке «Голоса Луны » по роману Эрманно Каваццони « Il Poema dei Lunatici » ( «Поэма безумцев» ). Небольшой городок был построен на студии Empire Studios на улице Виа Понтина недалеко от Рима. В главной роли Роберто Бениньи в роли Иво Сальвини, сумасбродного поэтического деятеля, недавно вышедшего из психиатрической больницы, персонаж представляет собой сочетание Ла Страды Джельсомины из , Пиноккио и итальянского поэта Джакомо Леопарди . [73] Феллини импровизировал во время съемок, используя в качестве руководства черновой вариант, написанный вместе с Пинелли. [74] Несмотря на скромный критический и коммерческий успех в Италии, а также теплый прием французских критиков, он не смог заинтересовать североамериканских дистрибьюторов. [75]

Феллини выиграл Praemium Imperiale , международную премию в области изобразительного искусства, присуждаемую Японской художественной ассоциацией в 1990 году. [76]

Последние годы (1991–1993)

[ редактировать ]

В июле 1991 и апреле 1992 года Феллини работал в тесном сотрудничестве с канадским режиссером Дэмианом Петтигрю, чтобы создать «самые длинные и подробные разговоры, когда-либо записанные на пленку». [77] как «духовное завещание маэстро» Описанный его биографом Туллио Кезичем , [78] отрывки из разговоров позже легли в основу их художественного документального фильма «Феллини: я прирожденный лжец» (2002) и книги « Я прирожденный лжец: лексикон Феллини» .

В апреле 1993 года Феллини получил свой пятый «Оскар» за заслуги перед жизнью «в знак признания его кинематографических достижений, которые взволновали и развлекали публику по всему миру». 16 июня он поступил в кантональную больницу в Цюрихе для ангиопластики бедренной артерии. [79] но два месяца спустя у него случился инсульт Римини в Гранд-отеле . Частично парализованный, его сначала перевели в Феррару для реабилитации, а затем в поликлинику Умберто I в Риме, чтобы он находился рядом со своей женой, которая также была госпитализирована. Он перенес второй инсульт и впал в необратимую кому . [80]

Феллини умер в Риме 31 октября 1993 года в возрасте 73 лет после сердечного приступа, который он перенес несколькими неделями ранее. [81] на следующий день после 50-летия его свадьбы. На поминальной службе в Студии 5 Чинечитты присутствовало около 70 000 человек. [82] По Джульетты Масины просьбе трубач Мауро Маур исполнил «Improvviso dell'Angelo» Нино Роты . во время церемонии [83]

Пять месяцев спустя, 23 марта 1994 года, Масина умерла от рака легких . Феллини похоронен вместе с Масиной и их сыном Пьерфедерико в бронзовой гробнице, созданной Арнальдо Помодоро на Монументальном кладбище Римини . [84] [85] Римини имени аэропорт В его честь назван Федерико Феллини.

Религиозные взгляды

[ редактировать ]

Феллини вырос в римско-католической семье и считал себя католиком, но избегал формальной деятельности в католической церкви. Фильмы Феллини включают католические темы; некоторые прославляют католическое учение, а другие критикуют или высмеивают церковные догмы. [86]

В 1965 году Феллини сказал:

Я хожу в церковь только тогда, когда мне нужно снять сцену в церкви, или по эстетической или ностальгической причине. За верой можно пойти к женщине. Возможно, это более религиозно. [86]

Политические взгляды

[ редактировать ]

Хотя Феллини по большей части был равнодушен к политике, [87] он в целом не любил авторитарные институты, и Бонданелла интерпретирует его как верующего в «достоинство и даже благородство отдельного человека ». [88] В интервью 1966 года он сказал: «Я ставлю перед собой задачу выяснить, не угрожают ли определенные идеологии или политические взгляды частной свободе личности. Но в остальном я не готов и не планирую интересоваться политикой». [89]

Несмотря на то, что различные известные итальянские актеры выступали за коммунистов , Феллини был противником коммунизма. Он предпочитал двигаться в мире умеренных левых и голосовал за Итальянскую республиканскую партию своего друга Уго Ла Мальфа , а также за социалистов-реформистов Пьетро Ненни , еще одного его друга, и голосовал только один раз за партию христианской демократии ( Democrazia Cristiana , округ Колумбия) в 1976 году, чтобы не допустить коммунистов к власти. [90] Бонданелла пишет, что округ Колумбия «слишком был связан с чрезвычайно консервативной и даже реакционной церковью до II Ватиканского собора, чтобы соответствовать вкусам Феллини». [88]

Помимо высмеивания Сильвио Берлускони и популярного телевидения в «Джинджер и Фреде» , [91] Феллини редко выражал политические взгляды публично и никогда не снимал откровенно политических фильмов. В 1990-е годы он снял два предвыборных телевизионных ролика: один для округа Колумбия, а другой для Итальянской республиканской партии (PRI). [92] Его лозунг «Non si interrompe un'emozione» ( «Не перебивай эмоции ») был направлен против чрезмерного использования телевизионной рекламы. также Левая Демократическая партия использовала этот лозунг на референдумах 1995 года . [93]

Влияние и наследие

[ редактировать ]
Посвященная Феллини мемориальная доска на Виа Венето в Риме:
«Федерико Феллини, который сделал Виа Венето сценой для « Сладкой жизни» SPQR – 20 января 1995 г.»

Личное и весьма своеобразное видение общества, фильмы Феллини представляют собой уникальное сочетание памяти, мечтаний, фантазии и желаний. Прилагательные «Феллинианский» и «Феллинийский» являются «синонимами любого экстравагантного, вычурного, даже барочного образа в кино и в искусстве вообще». [11] La Dolce Vita термин «папарацци» внесла в английский язык , происходящий от слова «Папараццо», фотографа, друга журналиста Марчелло Рубини ( Марчелло Мастроянни ). [94]

Современные кинематографисты, такие как Мартин Скорсезе , Вуди Аллен , Педро Альмодовар , Рой Андерссон , Даррен Аронофски , Грета Гервиг , Ари Астер , Тим Бертон , [95] Терри Гиллиам , [96] Эмир Кустурица , [97] Питер Гринуэй , Алехандро Гонсалес Иньярриту , Лука Гуаданьино , Алехандро Ходоровски , Йоргос Лантимос , Джордж Лукас , Дэвид Линч [98] Паоло Соррентино и Джузеппе Торнаторе отметили влияние Феллини на их творчество.

Польского режиссера Войцеха Хаса , чьи два самых популярных фильма, «Рукопись Сарагосы» (1965) и «Санаторий «Песочные часы»» (1973), представляют собой примеры модернистских фантазий, сравнивают с Феллини за явную «роскошь его образов». [99]

Роман Полански считал Феллини одним из трех режиссеров, которых он любил больше всего, наряду с Акирой Куросавой и Орсоном Уэллсом . [100]

Я Вителлони вдохновил европейских режиссеров Хуана Антонио Бардема , Марко Феррери и Лину Вертмюллер и оказал влияние на фильм Мартина Скорсезе « Злые улицы » (1973), [101] » Джорджа Лукаса ( «Американские граффити 1974), Джоэла Шумахера » «Огонь Святого Эльма (1985), » Барри Левинсона ( «Закусочная 1982) и многие другие. [102] Когда в 1963 году американский журнал Cinema попросил Стэнли Кубрика назвать десять его любимых фильмов, он поставил «Вителлони» на первое место. [103]

Среди международных режиссеров, назвавших «Ла Страду» одним из своих любимых фильмов, — Стэнли Кван , Антон Корбейн , Гиллис Маккиннон , Андреас Дрезен , Иржи Мензель , Адур Гопалакришнан , Майк Ньюэлл , Райко Грлич , Спайк Ли , Лайла Пакалниня , Энн Хуэй , Акира Куросава. , [104] Казухиро Сода , Джулиан Джарролд , Кшиштоф Занусси и Андрей Кончаловский . [105] Дэвид Кроненберг благодарит Ла Страду за то, что она открыла ему глаза на возможности кино, когда в детстве он видел, как взрослые уходили с показа фильма, открыто плача. [106]

«Ночи Кабирии» были адаптированы как бродвейский мюзикл « Сладкое милосердие» и фильм «Сладкое милосердие » (1969) Боба Фосса в главной роли с Ширли Маклейн . «Город женщин» был адаптирован для берлинской сцены Фрэнком Касторфом в 1992 году. [107]

8 + 1 2 вдохновил, среди прочего, Микки Один ( Артур Пенн , 1965), Алекс в стране чудес ( Поль Мазурский , 1970), Остерегайтесь святой шлюхи ( Райнер Вернер Фассбиндер , 1971), День за ночь ( Франсуа Трюффо , 1973). ), All That Jazz ( Боб Фосс , 1979), «Воспоминания о звездной пыли» ( Вуди Аллен , 1980), Sogni d’oro ( Нанни Моретти , 1981), Parad Planet ( Вадим Абдрашитов , 1984), La Película del rey ( Карлос Сорин , 1986) ), «Жизнь в забвении» ( Том ДиЧилло , 1995), «8 + 1 2 женщины» ( Питер Гринуэй , 1999), «Падение» ( Джоэл Шумахер , 1993) и бродвейский мюзикл «Девять» ( Мори Йестон и Артур Копит , 1982). [108] Йо-йо Боинг! (1998), испанский роман пуэрто-риканской писательницы Джаннины Браски , представляет собой сцену снов с участием Феллини, вдохновленную 8 + 1 2 . [109]

«Алиса » Вуди Аллена — это вольная переработка фильма Феллини 1965 года «Джульетта из духов» . [110]

Работы Феллини упоминаются в альбомах Fellini Days (2001) группы Fish , Another Side of Bob Dylan (1964) Боба Дилана с Motorpsycho Nitemare , Funplex (2008) группы B-52 с песней Juliet of the Spirits и в открытие пробки музыкального клипа « Everybody Hurts » группы REM [111] Американская певица Лана Дель Рей назвала Феллини оказавшим влияние. [112] Его творчество повлияло на американские телешоу «Северная экспозиция» и «Третья скала от Солнца» . [113] Уэса Андерсона Короткометражный фильм «Кастелло Кавальканти» (2013) во многих местах является прямой данью уважения Феллини. [114] В 1996 году журнал Entertainment Weekly поставил Феллини на десятое место в списке «50 величайших режиссеров». [115] [116] В 2002 году журнал MovieMaker поставил Феллини на 9-е место в своем списке 25 самых влиятельных режиссеров всех времен . [117] В 2007 году журнал Total Film поставил Феллини на 67-е место в списке «100 величайших кинорежиссеров всех времен». [118]

Различные материалы, связанные с кино, и личные документы Феллини находятся в Киноархиве Уэслианского университета , к которому ученые и эксперты в области средств массовой информации имеют полный доступ. [119] В октябре 2009 года в парижском « Же де Пом» открылась выставка, посвященная Феллини, которая включала в себя однодневки, телеинтервью, закулисные фотографии, «Книгу снов» (основанную на 30-летних иллюстрированных снах и заметках режиссера), а также отрывки из «Сладкой жизни» и 8 + 1 2 . [120]

В 2014 году еженедельный развлекательный журнал Variety объявил, что французский режиссер Сильвен Шоме продвигает «Тысяча миль» , основанный на различных произведениях Феллини, включая его неопубликованные рисунки и сочинения. проект [121]

Фильмография

[ редактировать ]
Год Заголовок Директор Писатель Примечания
1942 Рыцари пустыни Нет Да
1942 Перед почтальоном Нет Да
1943 Коробейник и леди Нет Да
1943 Последняя инвалидная коляска Нет Да
1945 Весь город поет Нет Да
1945 Рим, Открытый город Нет Да
1946 Крестьянин Нет Да
1947 Преступление Джованни Епископо Нет Да
1948 Без пощады Нет Да
1948 Чудо Нет Да
1949 Мельница По Нет Да
1950 Франциск, Божий шут Нет Да
1950 Путь надежды Нет Да
1950 Разнообразие огней Да Да Совместно с Альберто Латтуадой
1951 Город защищает себя Нет Да
1951 Ставни закрыты Нет Да
1952 Белый Шейх Да Да
1952 Разбойник Такка дель Лупо Нет Да
1953 Телята Да Да
1953 Любовь в городе Частичный Частичный Сегмент: «Брачное агентство»
1954 На улице Да Да
1955 мусорное ведро Да Да
1957 Ночи Кабирии Да Да
1958 Фортунелла Нет Да
1960 Дольче Вита Да Да
1962 Боккаччо '70 Частичный Частичный Сегмент: «Искушения доктора Антонио»
1963 8 + 1 2 Да Да
1965 Джульетта духов Да Да
1968 Духи мертвых Частичный Частичный Сегмент: «Тоби Черт возьми»
1969 Феллини: Записная книжка режиссера Да Да Телевизионный документальный фильм
1969 Феллини Сатирикон Да Да
1970 Я клоуны Да Да
1972 Рим Да Да
1973 Амаркорд Да Да
1976 Казанова Феллини Да Да
1978 Репетиция оркестра Да Да
1980 Город женщин Да Да
1983 И корабль плывет дальше Да Да
1986 Джинджер и Фред Да Да
1987 Интервью Да Да
1990 Голос Луны Да Да

Телевизионная реклама

Награды и номинации

[ редактировать ]

Документальные фильмы о Феллини

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Феллини и Петтигрю 2003 , с. 87. Бунюэль – автор, который мне ближе всего с точки зрения идеи кино или склонности к созданию определенных видов фильмов.
  2. ^ Стаббс 2006 , стр. 152–153. Один из лучших моментов Кабирии происходит в сцене в ночном клубе. Все начинается с того, что девушка бросает актера, и звезда подбирает на улице Кабирию в качестве замены. Он уводит ее в ночной клуб. Феллини признал, что эта сцена обязана «Огням большого города» Чаплина (1931). Питер Бонданелла отмечает, что костюм, грим и выходки Джельсомины в образе клоуна имели «явную связь с прошлым Феллини как карикатуриста-подражателя «Счастливого хулигана» и Чарли Чаплина.
  3. ^ Бонданелла 1978 , с. 167. В своем исследовании « Сатирикона Феллини » итальянский писатель Альберто Моравиа отмечает, что «с веслами своих галер, подвешенными в воздухе, Феллини оживляет для нас копья битвы в эйзенштейновском « Александре Невском » (фильм) .
  4. ^ Феллини и Петтигрю 2003 , стр. 17–18. Роберто Росселлини вошел в мою жизнь в тот момент, когда мне нужно было сделать выбор, когда мне нужен был кто-то, кто указал бы мне путь, по которому идти. Он был начальником станции, зеленым светом провидения... Он научил меня, как преуспевать в хаосе, игнорируя его и сосредотачиваясь на самом важном: создании фильма изо дня в день. В «Феллини о Феллини» режиссер объясняет, что его «встреча с Росселлини стала определяющим фактором... он научил меня снимать фильм так, как будто я собирался с друзьями на пикник».
  1. ^ Авторы, Беппе (30 октября 2017 г.). «Но где мой дом?» . Мост (на итальянском языке).
  2. ^ Альперт 1988 , с. 16.
  3. ^ Jump up to: а б Бонданелла 2002 , с. 7.
  4. ^ Берк и Уоллер 2003 , с. 5-13.
  5. Интервью Феллини в Panorama 18 (14 января 1980 г.). Сценаристы Туллио Пинелли и Бернардино Заппони , оператор Джузеппе Ротунно и художник-постановщик Данте Ферретти также сообщили, что Феллини придумал многие из своих «воспоминаний». См. Мемуары Бернардино Заппони, Il mio Fellini и собственное настойчивое желание Феллини создать свою кинематографическую автобиографию в книге « Я прирожденный лжец: Лексикон Феллини» , 32
  6. ^ Кезич 2006 , с. 17.
  7. ^ Кезич 2006 , с. 14.
  8. ^ «Феллини в Римини. История документации о директоре между Cineteca, Fondazione и Museo» (PDF) (на итальянском языке). п. 44 . Проверено 21 ноября 2022 г.
  9. ^ Альперт 1988 , с. 33.
  10. ^ Кезич 2006 , с. 31.
  11. ^ Jump up to: а б Бонданелла 2002 , с. 8.
  12. ^ Кезич 2006 , с. 55.
  13. ^ Альперт 1988 , с. 42.
  14. ^ Кезич 2006 , с. 35.
  15. ^ Кезич 2006 , с. 48.
  16. ^ Кезич 2006 , с. 70.
  17. ^ Кезич 2006 , с. 71.
  18. ^ Джаннини, Рита. «Амаркорд в Римини с Федерико Феллини» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 18 октября 2020 г.
  19. ^ Информация о выкидыше и смерти от энцефалита, цитируемая в Туллио Кезич , Феллини: Его жизнь и работа (Нью-Йорк: Faber, 2006), стр. 74.
  20. ^ Кезич 2006 , с. 157. См. снял интервью с Луиджи «Титта» Бензи в фильме «Феллини: Я прирожденный лжец» (2003).
  21. ^ Кезич 2006 , с. 78.
  22. ^ Кезич 2006 , с. 404.
  23. ^ Кезич 2006 , с. 114.
  24. ^ Кезич 2006 , с. 128.
  25. ^ «Наш гибкий гигант» . Студия Чинечитта. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 20 сентября 2013 г.
  26. ^ Jump up to: а б Кезич 2006 , с. 158.
  27. ^ Кезич 2006 , с. 167.
  28. ^ Фава и Вигано 1995 , с. 79.
  29. ^ Кезич 2006 , стр. 168–169.
  30. ^ Лим 1984 , с. 236.
  31. ^ Кезич 2006 , с. 177.
  32. ^ Каннский кинофестиваль : Лучшая женская роль, Джульетта Мазина; Премия OCIC – особое упоминание, Федерико Феллини; 1957. «Каннский фестиваль: Ночи Кабирии» . фестиваль-канны.com . Проверено 2 августа 2009 г.
  33. ^ Кезич 2006 , с. 189.
  34. ^ «Cast del filfortella (1958)» (на итальянском языке) . Проверено 21 ноября 2022 г.
  35. ^ Альперт 1988 , с. 122.
  36. ^ «Пьерлуиджи Пратурлон – фотограф, запечатлевший сладкую жизнь итальянского кино» (на итальянском языке) . Проверено 21 ноября 2022 г.
  37. ^ Кезич 2006 , с. 208.
  38. ^ Кезич 2006 , с. 209.
  39. ^ Кезич 2006 , с. 210.
  40. ^ Альперт 1988 , с. 145.
  41. ^ «Феллини и ЛСД – вещества.инфо» . www.sostanze.info .
  42. ^ Кезич 2006 , с. 224.
  43. ^ Кезич 2006 , с. 227.
  44. ^ Бонданелла 1992 , стр. 151–154.
  45. ^ Jump up to: а б с Бонданелла 1992 , с. 8.
  46. ^ Кезич 2006 , стр. 218–219.
  47. ^ Кезич 2006 , с. 212.
  48. ^ Бонданелла 2002 , с. 96.
  49. ^ Аффрон, 227 [ неполная короткая цитата ]
  50. ^ Альперт 1988 , с. 159.
  51. ^ Кезич 2006 , с. 234 и Аффрон, стр. 3–4. [ неполная короткая цитата ]
  52. ^ Альперт 1988 , с. 160.
  53. ^ Феллини 1988 , стр. 161–162.
  54. ^ Альперт 1988 , с. 170.
  55. ^ Кезич 2006 , с. 245.
  56. ^ «Густаво Рол – кто он был?» . 2000-2013.gustavorol.org . Проверено 9 августа 2021 г.
  57. ^ Синтетическое производное, «созданное для того, чтобы производить те же эффекты, что и галлюциногенные грибы, используемые мексиканскими племенами». Кезич 2006 , с. 255
  58. ^ Кезич 2006 , с. 255.
  59. ^ Феллини и Петтигрю 2003 , с. 91.
  60. ^ Кезич 2006 , с. 410.
  61. ^ Бонданелла 1992 , с. 192.
  62. ^ Альперт 1988 , с. 224.
  63. ^ Бонданелла 1992 , с. 193.
  64. ^ Альперт 1988 , с. 239.
  65. ^ Бонданелла 1992 , с. 265.
  66. ^ Альперт 1988 , с. 242.
  67. ^ Бонданелла 1978 , с. 104.
  68. ^ Кезич 2006 , с. 413. Также ср. Варшавский голос
  69. ^ Феллини, I disegni di Fellini (Рома: Editori Laterza), 1993. Рисунки отредактированы и проанализированы Пьером Марко Де Санти. Для сравнения графических работ Феллини с работами Сергея Эйзенштейна обратитесь к SM Eisenstein, Dessins secrets (Paris: Seuil), 1999.
  70. ^ Кезич 2006 , стр. 360–361.
  71. ^ Кезич 2006 , с. 362.
  72. ^ Берк и Уоллер 2003 , с. 16.
  73. ^ Бонданелла 1992 , с. 330.
  74. ^ Кезич 2006 , с. 383.
  75. ^ Сегрейв 2004 , с. 179.
  76. ^ Кезич 2006 , с. 387. Премия охватывает пять дисциплин: живопись, скульптура, архитектура, музыка и театр/кино. Среди других победителей - Акира Куросава , Дэвид Хокни , Бальтюс , Пина Бауш и Морис Бежар .
  77. Питер Бонданелла, Рецензия на «Феллини: я прирожденный лжец» в журнале Cineaste Magazine (22 сентября 2003 г.), стр. 32
  78. ^ Кезич, Туллио , «Предисловие» в книге «Я прирожденный лжец: Лексикон Феллини» , 5. Также ср. Кезич 2006 , с. 388
  79. ^ Кезич 2006 , с. 396.
  80. ^ «Федерико Феллини, кинопровидец, умер в 73 года» . archive.nytimes.com . Проверено 24 февраля 2018 г.
  81. ^ Федерико Феллини, кинопровидец, умер в 73 года , nytimes.com; по состоянию на 28 августа 2017 г.
  82. ^ Кезич 2006 , с. 416.
  83. ^ «Похороны Феллини – Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели и деи-Мартири в термах Диоклетиана в Риме» . santamariadegliangeliroma.it (на итальянском языке).
  84. ^ Синтини, Маттео. « Могила Федерико Феллини». Культурное наследие Эмилии-Романьи (на итальянском языке) . Проверено 17 января 2024 г.
  85. ^ Гатти, Франческо. «Феллини 20 лет спустя: Церемония в Римини под звуки волынки» . РАИ (на итальянском языке) . Проверено 17 января 2024 г.
  86. ^ Jump up to: а б Персонал (2 сентября 2005 г.). «Религиозная принадлежность режиссера Федерико Феллини» . Adherents.com . Архивировано из оригинала 16 июля 2005 года . Проверено 28 июня 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  87. ^ Кезич 2006 , с. 45.
  88. ^ Jump up to: а б Бонданелла 2002 , с. 119.
  89. ^ Кардулло, Берт, изд. (2006). Федерико Феллини: Интервью . Univ. Пресса Миссисипи. п. 63 . ISBN  978-1-57806-885-2 .
  90. ^ Минуз, Андреа (2015). Политический Феллини: Путешествие на край Италии . Книги Бергана. п. 183.
  91. ^ Кезич 2006 , с. 367.
  92. ^ «С DC и PRI Федерико Феллини спонсирует двух врагов, с DC и PRI Федерико Феллини спонсирует двух врагов» . Il Corriere della Sera (на итальянском языке). 18 марта 1992 года.
  93. ^ Дагнино 2019 , стр. 39.
  94. Эннио Флаяно, соавтор сценария фильма и создатель «Папараццо», объяснил, что он взял имя от синьора Папараццо, персонажа Джорджа Гиссинга романа «У Ионического моря » (1901). Бонданелла, Кино Федерико Феллини , с. 136
  95. ^ «Коллектив Тима Бертона» . Архивировано из оригинала 16 июня 2007 года.
  96. ^ Гиллиам в Senses of Cinema. Архивировано 9 февраля 2010 года в Wayback Machine ; по состоянию на 17 сентября 2008 г.
  97. ^ Интервью Кустурицы в BNET ; по состоянию на 17 сентября 2008 г.
  98. ^ Сборник цитат «Город абсурда» ; по состоянию на 17 сентября 2008 г.
  99. ^ Гилберт Гез, рецензия на «Рукопись Сарагосы» в «Фигаро» , сентябрь 1966 г., стр. 23
  100. ^ Моррисон 2007 , с. 160.
  101. ^ Скорсезе, Мартин (март 2021 г.). «Маэстро – Федерико Феллини и утраченное волшебство кино» . Журнал Харпера . Проверено 28 октября 2022 г.
  102. ^ Кезич 2006 , с. 137.
  103. ^ Симент, Мишель. «Кубрик: Биографические заметки» ; по состоянию на 23 декабря 2009 г.
  104. ^ «Акира Куросава перечислил 100 своих любимых фильмов» . открытая культура .
  105. ^ «Страда, Ла» . Опрос величайших фильмов – Sight & Sound . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 20 августа 2012 года . Проверено 10 октября 2013 г.
  106. ^ Видеоклуб Дэвида Кроненберга: от Бриджит Бардо до «Вспомнить все» (с Каннами и «Звездными войнами») . Проверено 24 мая 2022 г.
  107. ^ Берк 1996 , с. 20.
  108. ^ Многочисленные источники включают Аффрона, Альперта, Бонданеллу, Кезича, Миллера и др. [ нужна полная цитата ]
  109. ^ Введение в Yo-Yo Boing Джаннины Браски ! , Дорис Соммер, Гарвардский университет, Latin American Literary Review Press, 1998.
  110. ^ Стивенсон, Билли (15 октября 2016 г.). «Миа из духов: Алиса Вуди Аллена (1990)» . Киножурнал «Яркий свет» . Проверено 11 ноября 2023 г.
  111. ^ Миллер 2008 , с. 7.
  112. ^ Скиарретто, Эми (20 января 2015 г.). «Лана Дель Рей работает над новой музыкой и поделилась некоторыми советами по этому поводу» . Артистдирект . Архивировано из оригинала 24 февраля 2016 года . Проверено 16 февраля 2016 г.
  113. ^ Берк и Уоллер 2003 , с. 15.
  114. ^ «Уэс Андерсон чествует Феллини в новом восхитительном короткометражном фильме» . Сланец . 12 ноября 2013 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
  115. ^ «Величайшие режиссеры и их лучшие фильмы» . Сайт Filmsite.org . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
  116. ^ «Величайшие режиссеры» . сайт www.filmsite.org .
  117. ^ «25 самых влиятельных режиссеров всех времен» . Киномейкер . 7 июля 2002 г.
  118. ^ «Величайшие режиссеры всех времен по версии журнала Total Film » . Сайт Filmsite.org . Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
  119. ^ «Киноархив» . Уэслианский университет .
  120. ^ Бейкер, Тэмзин (3 ноября 2009 г.). «Федерико Феллини» . www.blouinartinfo.com . Современные художники . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 13 января 2021 г.
  121. ^ «Сильвен Шоме выходит на тысячу миль» , Variety.com; по состоянию на 28 августа 2017 г.
  122. ^ Коласанто, Лина (5 августа 2020 г.). «Прощай, Серджио Заволи, телевизионный интеллектуал, который был большим другом Феллини» . RiminiToday (на итальянском языке) . Проверено 10 января 2024 г.
  123. ^ «Серджио Заволи и тот «неестественный» Римини, который его ранил] . Риминидуэпунтозеро (на итальянском языке). 6 августа 2020 г. Проверено 12 февраля 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Альперт, Холлис (1988). Феллини, жизнь . Нью-Йорк: Дом Парагона. ISBN  978-1-55778-000-3 .
  • Бонданелла, Питер (1978). Федерико Феллини: Очерки критики . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-502274-2 .
  • Бонданелла, Питер (1992). Кино Федерико Феллини . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-00875-2 .
  • Бонданелла, Питер (2002). Фильмы Федерико Феллини . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-511-06572-9 .
  • Берк, Фрэнк (1996). Фильмы Феллини: от послевоенного к постмодерну . Нью-Йорк: Издательство Туэйн. стр. 20 . ISBN  978-0-8057-3893-3 .
  • Берк, Фрэнк; Уоллер, Маргарита Р. (2003). Федерико Феллини: Современные перспективы . Торонто, Онтарио: Издательство Университета Торонто. ISBN  978-0-8020-7647-2 .
  • Дагнино, Глория (2019). Брендовые развлечения и кино: маркетизация итальянского кино . Лондон. ISBN  978-1-351-16684-3 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Фава, Клаудио Г.; Вигано, Альдо (1995). Фильмы Федерико Феллини [ Фильмы Федерико Феллини ] (на итальянском языке). Издательство Гремезе. ISBN  978-88-7605-931-5 .
  • Феллини, Федерико (1988). Комментарии о нотах Фильм . Фресно, Калифорния: Пресса Калифорнийского государственного университета, Фресно. ISBN  978-0-912201-15-3 .
  • Феллини, Федерико; Петтигрю, Дамиан (1 декабря 2003 г.). Я прирожденный лжец: лексикон Феллини . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN  978-0-8109-4617-0 .
  • Кезич, Туллио (2006). Федерико Феллини: его жизнь и творчество (1-е американское изд.). Нью-Йорк: Фабер и Фабер. ISBN  978-0-571-21168-5 .
  • Миллер, Д.А. (2008). 8 1/2 = Отто и меццо . Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-1-84457-231-1 .
  • Лим, Мира (1984). Страсть и вызов: итальянский фильм с 1942 года по настоящее время . Беркли (Калифорния): Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-05744-9 .
  • Моррисон, Джеймс (2007). Роман Полански (Современные кинорежиссеры) . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  978-0-252-07446-2 .
  • Стаббс, Джон Колдуэлл (2006). Федерико Феллини как автор: семь аспектов его фильмов . Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса. ISBN  0-8093-2689-2 .
  • Сегрейв, Керри (2004). Иностранные фильмы в Америке: история . Джефферсон, Северная Каролина: ISBN McFarland & Co.  0-7864-1764-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Анджелуччи, Джанфранко (2014). Джульетта Мазина: актриса и жена Федерико Феллини . Ром, Экспериментальный центр кинематографии: Sabinae Editions. ISBN  978-88-98623-11-2 .
  • Арфа, Анджело (2010). Федерико Феллини: La dolce vita: хроника страсти (1-е изд.). Рим: Сабины. ISBN  978-88-96105-56-6 .
  • Ашуг, Джамшид (2016). Загадка гения: понимание языка Федерико Феллини . Пескара: Зона Франка Эдициони. ISBN  978-88-905139-4-7 .
  • Бертоцци, Марко; Риччи, Джузеппе; Казавеккья, Симона (2002). БиблиоФеллини: монографии, сюжеты и сценарии, объемные эссе (на итальянском языке). Рим: Национальная киношкола.
  • Бетти, Лилиана (1979). Феллини: Интимный портрет (1-е изд. на английском языке). Бостон: Литтл, Браун. ISBN  978-0-316-09230-2 .
  • Чинфарани, Кармине. Федерико Феллини: Золотой лев, Венеция, 1985 . Рим: Аника.
  • Феллини, Федерико (1976). Феллини о Феллини . Перевод Куигли, Изабель. Метуэн. ISBN  978-0-413-33640-8 .
  • Феллини, Федерико. (2008). Книга снов . Нью-Йорк: Риццоли Интернэшнл. ISBN  978-0-8478-3135-7 .
  • Феллини, Федерико (2015). Создание фильма . Перевод Кальвино, Итало; Уайт, Кристофер Бертон; Бетти, Лилиана. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Contra Mundum Press. ISBN  978-1-940625-09-6 .
  • Феллини, Федерико; Санти, Пьер Марко Де (1982). Рисунки Феллини (на итальянском языке). Латерца.
  • Манара, Майло ; Феллини, Федерико (1990). Поездка в Тулум: из сценария к идее фильма . Перевод Гаудиано, Стефано; Белл, Элизабет. Каталонские коммуникации. ISBN  978-0-87416-123-6 .
  • Мерлино, Бенито (2007). Феллини . Париж: Галлимар. ISBN  978-2-07-033508-4 .
  • Минуз, Андреа (2015). Политический Феллини: Путешествие на край Италии . Перевод Перримана, Маркуса (англоязычное издание). Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN  978-1-78238-819-7 .
  • Паничелли, Ида; Мафаи, Джулия; Делли Колли, Лаура; Мацца, Самуэле (1996). Феллини: костюмы и мода (1-е изд. на английском языке). Милан: Хартия. ISBN  978-88-86158-82-4 .
  • Петтигрю, Дамиан (2003). Я прирожденный лжец: лексикон Феллини . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN  0-8109-4617-3 .
  • Роди, Сэм (2002). Лексикон Феллини . Лондон: БФИ. ISBN  978-0-85170-934-5 .
  • Сколари, Джованни (2008). L'Italia di Fellini (1-е изд.). Рим: Сабины. ISBN  978-88-96105-01-6 .
  • Торнабуони, Лиетта (1995). Федерико Феллини . Нью-Йорк: Риццоли. ISBN  978-0-8478-1878-5 .
  • Уолтер, Юджин (2001). Доение Луны: история жизни южанина на этой планете (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Crown. ISBN  978-0-609-60594-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ae7197d5a0941090c60783a54a41010__1719503880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/10/4ae7197d5a0941090c60783a54a41010.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Federico Fellini - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)