Федерико Феллини
Федерико Феллини | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 31 октября 1993 г. Рим , Италия | (73 года)
Место захоронения | Монументальное кладбище Римини |
Занятия |
|
Годы активности | 1945–1992 |
Супруг |
Федерико Феллини Кавалер Большого Креста OMRI ( Итальянский: [fedeˈriːko felˈliːni] ; 20 января 1920 — 31 октября 1993) — итальянский кинорежиссёр и сценарист. Он известен своим самобытным стилем, в котором образы фэнтези и барокко сочетаются с приземленностью. Он признан одним из величайших и влиятельных режиссеров всех времен. Его фильмы получили высокие оценки в критических опросах, таких как Cahiers du Cinéma и Sight & Sound , в которых указан его фильм 1963 года. «8 + 1 ⁄ 2» как 10-й по величине фильм.
Среди самых известных фильмов Феллини: «Вителлони» (1953), «Страда» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1960), «8½» (1963), «Джульетта духов» (1965), «Сатирикон Феллини» (1969). , Рим (1972), Амаркорд (1973) и «Казанова» Феллини (1976).
Феллини был номинирован на 17 премий «Оскар» За свою карьеру , выиграв в общей сложности четыре в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (самый высокий показатель для любого режиссера за всю историю вручения премии). Он получил почетную награду за заслуги перед жизнью на 65-й церемонии вручения премии Оскар в Лос-Анджелесе. Феллини также получил Золотую пальмовую ветвь за фильм «Сладкая жизнь» в 1960 году, дважды на Московском международном кинофестивале в 1963 и 1987 годах и «Золотого льва карьеры» на 42-м Венецианском международном кинофестивале в 1985 году. В списке Sight & Sound за 2002 год. Из величайших режиссеров всех времен Феллини занял 2-е место в опросе режиссеров и 7-е место в опросе критиков.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Римини (1920–1938)
[ редактировать ]Феллини родился 20 января 1920 года в семье представителей среднего класса в Римини , тогдашнем небольшом городке на берегу Адриатического моря . 25 января в церкви Сан-Николо он крестился Федерико Доменико Марчелло Феллини. [1] Его отец, Урбано Феллини (1894–1956), родившийся в семье романьольских крестьян и мелких землевладельцев из Гамбеттолы , переехал в Рим пекаря в 1915 году в качестве ученика на макаронной фабрике Пантанелла. Его мать, Ида Барбиани (1896–1984), происходила из буржуазно- католической семьи римских купцов . Несмотря на яростное неодобрение ее семьи, она сбежала с Урбано в 1917 году, чтобы жить в доме его родителей в Гамбеттоле. [2] религиозная церемония состоялась в Санта-Мария-Маджоре Гражданский брак последовал в 1918 году, а год спустя в Риме.
Пара поселилась в Римини, где Урбано стал коммивояжером и оптовым торговцем . У Феллини было двое братьев и сестер: Риккардо (1921–1991), режиссер-документалист телеканала RAI , и Мария Маддалена (м. Фаббри; 1929–2002).
В 1924 году Феллини пошел в начальную школу в институте, которым руководили монахини Сан-Винченцо в Римини, а два года спустя поступил в государственную школу Карло Тонини. Внимательный ученик, он проводил свободное время за рисованием, постановкой кукольных спектаклей и чтением Il corriere dei piccoli — популярного детского журнала, воспроизводившего традиционные американские мультфильмы Уинзора Маккея , Джорджа Макмануса и Фредерика Берра Оппера . Оппера ( Счастливый хулиган стал визуальным источником вдохновения для Джельсомины в фильме Феллини 1954 года «Ла Страда» Маккея ; «Маленький Немо» напрямую повлиял на его фильм 1980 года «Город женщин» .) [3] В 1926 году он открыл для себя мир Гран-Гиньоля , цирка с Пьерино клоуном Гвидо Бриньоне ( и кино. «Мацисте в аду» 1925, «Мацисте в аду» ), первый фильм, который он увидел, ознаменовал его связь с Данте и кинематографом на протяжении всей его карьеры. [4]
Поступив в Ginnasio Giulio Cesare в 1929 году, он подружился с Луиджи Титтой Бензи, впоследствии известным юристом из Римини (и моделью для молодого Титты в «Амаркорде» (1973)). В Авангардиста Италии Муссолини Феллини и Риккардо стали членами « » , обязательной фашистской молодежной группы для мужчин. Впервые он посетил Рим вместе с родителями в 1933 году, в год первого плавания трансатлантического океанского лайнера SS Rex (который показан в «Амаркорде »). Морское существо, найденное на пляже в конце «Сладкой жизни» (1960), основано на гигантской рыбе, выброшенной на пляж Римини во время шторма в 1934 году.
Хотя Феллини адаптировал ключевые события своего детства и юности в таких фильмах, как «Вителлони» (1953), 8 + 1 ⁄ 2 (1963) и Амаркорд (1973) он настаивал на том, что такие автобиографические воспоминания были выдумками:
В моих фильмах доминирует не память. Сказать, что мои фильмы автобиографичны, — это слишком поверхностная ликвидация, поспешная классификация. Мне кажется, что я выдумал почти все: детство, характер, ностальгию, мечты, воспоминания — ради удовольствия пересказывать их. [5]
В 1937 году Феллини вместе с художником Демосом Бонини открыл Febo, портретный магазин в Римини. Его первая юмористическая статья появилась в разделе «Открытки нашим читателям» миланской газеты Domenica del Corriere . Решив карьеру карикатуриста и шутника, Феллини в 1938 году отправился во Флоренцию , где опубликовал свою первую карикатуру в еженедельнике « 420» . По словам биографа, Феллини находил школу «раздражающей». [6] и за год пропустил 67 занятий. [7] Не сдав экзамен по военной культуре, он окончил среднюю школу в 1939 году. [8]
Рим (1939)
[ редактировать ]В сентябре 1939 года он поступил на юридический факультет чтобы Римского университета Сапиенца, угодить своим родителям. Биограф Холлис Альперт сообщает, что «нет никаких записей о том, что он когда-либо посещал занятия». [9] Поселившись в семейном пансионе , он встретил еще одного друга на всю жизнь, художника Ринальдо Геленга. Отчаянно бедные, они безуспешно объединили усилия, чтобы рисовать зарисовки посетителей ресторанов и кафе. В конце концов Феллини нашел работу начинающим репортером в ежедневных газетах Il Piccolo и Il Popolo di Roma , но ушел после непродолжительного пребывания, ему наскучили задания местных судебных новостей.
Через четыре месяца после публикации своей первой статьи в Marc'Aurelio , очень влиятельном юмористическом журнале, выходящем раз в две недели, он присоединился к редакционной коллегии, добившись успеха благодаря регулярной колонке под названием « Но ты слушаешь?» . [10] Описанный как «определяющий момент в жизни Феллини». [11] журнал предоставил ему постоянную работу в период с 1939 по 1942 год, когда он общался с писателями, шутниками и сценаристами. Эти встречи в конечном итоге привели к появлению возможностей в шоу-бизнесе и кино. Среди его сотрудников в редколлегии журнала были будущий режиссер Этторе Скола , теоретик марксизма и сценарист Чезаре Заваттини , а также Бернардино Заппони , будущий сценарист Феллини. Проведение интервью для CineMagazzino также оказалось полезным: когда его попросили взять интервью у Альдо Фабрици , самого популярного эстрадного исполнителя Италии, он установил настолько непосредственный личный контакт с этим человеком, что они начали профессионально сотрудничать. Специализируясь на юмористических монологах, Фабрици заказывал материалы у своего молодого протеже. [12]
Карьера и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Ранние сценарии (1940–1943)
[ редактировать ]Оставшись по делам в Римини, Урбано в 1940 году отправил жену и семью в Рим, чтобы они делили квартиру со своим сыном. Феллини и Руджеро Маккари, также работавшие в команде Марка Аурелио , начали писать радиозарисовки и шутки для фильмов.
Ему еще не исполнилось двадцати лет, и с помощью Фабрици Феллини получил свою первую экранную роль в качестве сценариста комедии в фильме Марио Маттоли « Il pirata sono io» ( «Сон пирата» ). Быстро продвигаясь к многочисленным совместным работам над фильмами в Cinecittà , его круг профессиональных знакомств расширился, включив в него писателя Виталиано Бранкати и сценариста Пьеро Теллини. После объявления Муссолини войны Франции и Великобритании 10 июня 1940 года Феллини открыл для себя Кафки » « Метаморфозы , Гоголя , Джона Стейнбека и Уильяма Фолкнера, а также французские фильмы Марселя Карне , Рене Клера и Жюльена Дювивье . [13] В 1941 году он опубликовал Il mio amico Pasqualino , 74-страничный буклет в десяти главах, описывающий абсурдные приключения Паскуалино, альтер-эго. [14]
Сочиняя для радио, пытаясь избежать призыва, Феллини познакомился со своей будущей женой Джульеттой Мазиной в офисе студии итальянской общественной радиовещательной компании EIAR осенью 1942 года. Хорошо оплачиваемый голос Паллины в радиосериале Феллини « Чико и Паллина». Масина также была известна своими музыкально-комедийными передачами, которые поднимали настроение аудитории, подавленной войной.
Джульетта практична, и ей нравится тот факт, что она получает солидный гонорар за свою работу на радио, тогда как в театре никогда не платят хорошо. И, конечно, слава тоже что-то значит. Радио — это быстро развивающийся бизнес, и рецензии на комедии имеют широкую и преданную публику. [15]
В ноябре 1942 года Феллини был командирован в Ливию , оккупированную фашистской Италией, для работы над сценарием фильма «I cavalieri del Deserto» ( «Рыцари пустыни» , 1942), поставленного Освальдо Валенти и Джино Таламо. Феллини приветствовал это назначение, поскольку оно позволило ему «обеспечить еще одно продление срока действия его призыва». [16] Отвечая за экстренный переписывание сценария, он также снял первые сцены фильма. Когда Триполи попал под осаду британских войск, он и его коллеги чудом спаслись, сев на немецкий военный самолет, летевший на Сицилию . Его африканское приключение, позже опубликованное в «Марке Аурелио » под названием «Первый полет», ознаменовало «появление нового Феллини, уже не просто сценариста, работающего и делающего зарисовки за своим столом, а режиссера, работающего в полевых условиях». [17]
Аполитичный Феллини был наконец освобожден от призыва, когда авианалет союзников на Болонью уничтожил его медицинские записи. Феллини и Джульетта прятались в квартире ее тети до падения Муссолини 25 июля 1943 года. После девяти месяцев знакомства пара поженилась 30 октября 1943 года. Несколько месяцев спустя Масина упала с лестницы и у нее случился выкидыш. 22 марта 1945 года она родила сына Пьерфедерико, но ребенок умер от энцефалита 11 дней спустя, 2 апреля 1945 года. [18] Других детей у Мазины и Феллини не было. [19] Трагедия имела непреходящие эмоциональные и художественные последствия. [20]
Обучение неореалистам (1944–1949).
[ редактировать ]После освобождения Рима союзниками 4 июня 1944 года Феллини и Энрико Де Сета открыли магазин Funny Face Shop, где они пережили послевоенную рецессию, рисуя карикатуры на американских солдат. Он увлекся итальянским неореализмом , когда Роберто Росселлини , работая над «Историями прошлых лет» (позже «Рим», «Открытый город» ), встретил Феллини в его магазине и предложил ему внести в сценарий шутки и диалоги. Зная о репутации Феллини как «творческой музы» Альдо Фабрици, [21] Росселлини также просил его попытаться убедить актера сыграть роль отца Джузеппе Морозини , приходского священника, казненного эсэсовцами 4 апреля 1944 года.
В 1947 году Феллини и Серджио Амидей получили номинацию на «Оскар» за сценарий фильма « Рим, открытый город» .
Работая одновременно сценаристом и помощником режиссера в фильме Росселлини «Пайса» ( Paisan ) в 1946 году, Феллини было поручено снимать сицилийские сцены в Майори . В феврале 1948 года его познакомили с Марчелло Мастроянни , тогда еще молодым актером театра, игравшим в пьесе с Джульеттой Мазиной. [22] Установив тесные рабочие отношения с Альберто Латтуадой , Феллини стал соавтором режиссерских «Senza pietà» ( «Без жалости» ) и «Il mulino del Po» ( «Мельница на реке» ). Феллини также работал с Росселлини над фильмом-антологией «Любовь» (1948), соавтором сценария и в одном из фрагментов под названием «Чудо», играя вместе с Анной Маньяни . Чтобы сыграть роль бродяги-плута, которого Маньяни принял за святого, Феллини пришлось перекрасить свои черные волосы в светлый цвет.
Ранние фильмы (1950–1953)
[ редактировать ]В 1950 году Феллини вместе с Альберто Латтуада выступил продюсером и режиссером своего первого художественного фильма «Огни варьете » ( «Luci del varietà» ). Закулисная комедия, действие которой происходит в мире мелких путешествующих артистов, с участием Джульетты Масины и жены Латтуады, Карлы Дель Поджо . Его выпуск, получивший плохие отзывы и ограниченное распространение, оказался катастрофическим для всех заинтересованных сторон. Продюсерская компания обанкротилась, в результате чего Феллини и Латтуада остались с долгами, которые нужно было выплачивать более десяти лет. [23] В феврале 1950 года «Пайса» был номинирован на «Оскар» за сценарий Росселлини, Серджио Амидеи и Феллини.
После поездки в Париж на конференцию по сценарию с Росселлини по поводу «Европы-51» , Феллини в сентябре 1951 года приступил к производству фильма «Белый шейх» , своего первого сольного режиссерского фильма. Фильм с Альберто Сорди в главной роли представляет собой переработанную версию трактовки, впервые написанной Микеланджело Антониони в 1949 году и основанной на «Фотороманци» — сфотографированных романтических мультфильмах, популярных в то время в Италии. Продюсер Карло Понти поручил Феллини и Туллио Пинелли написать сценарий, но Антониони отверг разработанную ими историю. Вместе с Эннио Флаяно они переработали материал в беззаботную сатиру о молодоженах Иване и Ванде Кавалли ( Леопольдо Триест , Брунелла Бово) в Риме с визитом к Папе. Наглая маска респектабельности Ивана вскоре разрушается одержимостью его жены Белым Шейхом. Подчеркивая музыку Нино Роты , фильм был выбран в Каннах (среди конкурсных фильмов был « » Орсона Уэллса ) Отелло , а затем отозван. Показан на 13-м Венецианском международном кинофестивале. , он был раскритикован критиками в «атмосфере футбольного матча». [24] Один рецензент заявил, что Феллини «не имел ни малейших способностей к режиссуре кино».
В 1953 году И. Вителлони снискал расположение критиков и публики. Получив премию «Серебряный лев» в Венеции, Феллини стал его первым международным дистрибьютором.
За пределами неореализма (1954–1960)
[ редактировать ]Феллини поставил «Ла Страду» по сценарию, написанному в 1952 году Пинелли и Флаяно. За последние три недели съемок Феллини почувствовал первые признаки тяжелой клинической депрессии. [26] С помощью своей жены он прошел краткий период терапии у фрейдистского психоаналитика Эмилио Сервадио. [26]
Феллини пригласил американского актера Бродерика Кроуфорда на роль стареющего мошенника в «Бидоне» . Частично основываясь на историях, рассказанных ему мелким вором во время съемок « Ла Страды» , Феллини превратил сценарий в медленное нисхождение мошенника. Чтобы воплотить «напряженное, трагическое лицо» роли, Феллини первым выбрал Хамфри Богарта . [27] но, узнав о раке легких у актера, выбрал Кроуфорда, увидев его лицо на театральном плакате « Вся королевская рать» (1949). [28] Съемки фильма проходили с трудностями, связанными с алкоголизмом Кроуфорда. [29] Разгромленный критиками на 16-м Венецианском международном кинофестивале , фильм имел жалкие кассовые сборы и не получал международного проката до 1964 года.
Осенью Феллини исследовал и разработал метод лечения, основанный на экранизации Марио Тобино романа «Свободные женщины Мальяно» . Проект, действие которого происходило в психиатрической больнице для женщин, был прекращен, когда финансовые спонсоры сочли, что у объекта нет никакого потенциала. [30]
Весной 1956 года, готовя «Ночи Кабирии» , Феллини узнал о смерти своего отца от остановки сердца в возрасте шестидесяти двух лет. Продюсированный Дино Де Лаурентисом и с Джульеттой Масиной в главной роли, фильм был вдохновлен новостными сообщениями об отрубленной голове женщины, найденной в озере, и рассказами Ванды, проститутки из трущоб, которую Феллини встретил на съемках фильма «Бидоне» . [31] Пьер Паоло Пазолини был нанят для перевода диалога Флаяно и Пинелли на римский диалект и для руководства исследованиями в пострадавших от порока пригородах Рима. Фильм получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке на 30-й церемонии вручения премии «Оскар» и принес Масине награду за лучшую женскую роль в Каннах за ее игру. [32]
Вместе с Пинелли он разработал «Путешествие с Анитой» для Софи Лорен и Грегори Пека . «Изобретение, рожденное из сокровенной правды», сценарий был основан на возвращении Феллини в Римини с любовницей на похороны его отца. [33] Из-за недоступности Лорен проект был отложен и возрожден двадцать пять лет спустя как «Любовники и лжецы» (1981), комедия режиссера Марио Моничелли с Голди Хоун и Джанкарло Джаннини . Для Эдуардо Де Филиппо он стал соавтором сценария «Фортунеллы» . [34]
Феномен Голливуда на Тибре 1958 года, когда американские студии получили прибыль от дешевой студийной рабочей силы, доступной в Риме, предоставил фотожурналистам возможность украсть снимки знаменитостей на Виа Венето. [35] Скандал, спровоцированный импровизированным стриптизом турецкой танцовщицы Хаиш Наны в ночном клубе, захватил воображение Феллини: он решил закончить свой последний сценарий « Моральдо в городе » ночной «оргией» на приморской вилле. , сделанные Пьерлуиджи Пратурлоном Фотографии Аниты Экберг после вечера, проведенного с актрисой в ночном клубе Рима, послужили дополнительным вдохновением для Феллини и его сценаристов. [36]
Изменив название сценария на «Сладкая жизнь» , Феллини вскоре столкнулся со своим продюсером по поводу кастинга: режиссер настаивал на относительно неизвестном Мастроянни, в то время как Де Лаурентис хотел, чтобы Пол Ньюман был страховкой от его инвестиций. Зайдя в тупик, Де Лаурентис продал права издательскому магнату Анджело Риццоли . Съемки начались 16 марта 1959 года, когда Анита Экберг поднималась по лестнице к куполу собора Святого Петра в гигантском декоре, построенном в Чинечитте . Статуя Христа, пролетевшая на вертолете над Римом на площадь Святого Петра, была вдохновлена реальным событием в средствах массовой информации 1 мая 1956 года, свидетелем которого стал Феллини.
«Сладкая жизнь» побила все рекорды кассовых сборов. Несмотря на то, что спекулянты продают билеты по 1000 лир, [37] толпы людей часами стояли в очереди, чтобы посмотреть «аморальный фильм», прежде чем цензура его запретила. На эксклюзивном показе фильма в Милане 5 февраля 1960 года один возмущенный посетитель плюнул на Феллини, в то время как другие оскорбляли его. Заместитель министра христианских демократов Доменико Магри, осужденный в парламенте правыми консерваторами, потребовал терпимости к спорным темам фильма. [38] L' лоббировал Официальный орган печати Ватикана Osservatore Romano цензуру, в то время как Совет римских приходских священников и Генеалогический совет итальянской знати подвергли фильм критике. В одном задокументированном случае, связанном с положительными отзывами, написанными иезуитами Сан-Феделе, защита La Dolce Vita имела серьезные последствия. [39] На конкурсе в Каннах вместе с «Приключением» Антониони фильм получил Золотую пальмовую ветвь, присуждаемую председателем жюри Жоржем Сименоном . Бельгийского писателя тут же «ошипела» неодобрительная фестивальная толпа. [40]
Художественные фильмы и мечты (1961–1969)
[ редактировать ]Главным открытием Феллини после периода его итальянского неореализма (1950–1959) стали работы Карла Юнга . После встречи с юнгианским психоаналитиком доктором Эрнстом Бернхардом в начале 1960 года он прочитал автобиографию Юнга « Воспоминания, сны, размышления» (1963) и экспериментировал с ЛСД . [41] Бернхард также рекомендовал Феллини обратиться к « И Цзин» и записать свои сны. То, что Феллини раньше считал «своими экстрасенсорными способностями». [42] теперь интерпретировались как психические проявления бессознательного. Сосредоточение Бернхарда на глубинной психологии Юнга оказало наибольшее влияние на зрелый стиль Феллини и ознаменовало поворотный момент в его творчестве от неореализма к кинопроизводству, которое было «в первую очередь онейрическим». [43] Как следствие, основополагающие идеи Юнга об аниме и анимусе , роли архетипов и коллективного бессознательного напрямую повлияли на такие фильмы, как «8 + 1 ⁄ 2» (1963), «Джульетта духов» (1965), «Сатирикон Феллини» (1969), «Казанова» (1976) и «Город женщин» (1980). [44] Другие ключевые влияния на его творчество включают Луиса Бунюэля , [а] Чарли Чаплин , [б] Сергей Эйзенштейн , [с] Бастер Китон , [45] Лорел и Харди , [45] братья Маркс , [45] и Роберто Росселлини . [д]
Воспользовавшись успехом «Сладкой жизни » , финансист Анджело Риццоли в 1960 году основал независимую кинокомпанию Federiz для Феллини и менеджера по производству Клементе Фракасси, чтобы открывать и воспитывать новые таланты. Несмотря на самые благие намерения, их излишне осторожные редакционные и деловые навыки вынудили компанию закрыться вскоре после отмены проекта Пазолини « Аккатоне» (1961). [46]
Осужден как «публичный грешник», [47] на «Сладкую жизнь » Феллини ответил «Искушениями доктора Антонио» , отрывком из сборника « Боккаччо 70-х» . Его второй цветной фильм, это был единственный проект, получивший зеленый свет в Федерисе. Пропитанный сюрреалистической сатирой, характерной для работ молодого Феллини в «Марке Аурелио» , фильм высмеивает борца с пороком в интерпретации Пеппино Де Филиппо , который сходит с ума, пытаясь подвергнуть цензуре рекламный щит Аниты Экберг, пропагандирующий достоинства молока. [48]
В письме своему коллеге Брунелло Ронди в октябре 1960 года Феллини впервые изложил свои идеи фильма о человеке, страдающем от творческого кризиса: «Ну, тогда парень (писатель? Любой профессиональный человек? Театральный продюсер?) должен прервать обычный ритм его жизни в течение двух недель из-за не слишком серьезного заболевания. Это тревожный звоночек: что-то блокирует его систему». [49] Не зная сценария, его названия и профессии своего главного героя, он обследовал места по всей Италии, «ища фильм». [50] в надежде разрешить его замешательство. Флайано предложил La bella Confusione (буквально «Прекрасное замешательство в качестве названия фильма »). Под давлением продюсеров Феллини наконец остановился на 8 + 1 ⁄ 2 , самоотносящийся заголовок, относящийся главным образом (но не исключительно) [51] к количеству фильмов, которые он снял к тому времени.
Отдав приказ начать производство весной 1962 года, Феллини подписал контракт со своим продюсером Риццоли, назначил даты, построил декорации, выбрал Мастроянни, Анук Эме и Сандру Майло на главные роли и провел кинопробы на студии Scalera Studios в Риме. Он нанял оператора Джанни Ди Венанцо в число ключевых сотрудников. Но помимо того, что он назвал своего героя Гвидо Ансельми, он все еще не мог решить, чем его персонаж зарабатывал на жизнь. [52] Кризис достиг апогея в апреле, когда, сидя в своем офисе в Чинечитте, он начал писать Риццоли письмо, в котором признался, что «потерял свой фильм» и был вынужден отказаться от проекта. Прервано главным машинистом с просьбой отпраздновать запуск 8 + 1⁄2 , . Феллини отложил письмо и отправился на съемочную площадку Подняв тост за съемочную группу, он «почувствовал стыд… Я оказался в безвыходной ситуации. Я был режиссером, который хотел снять фильм, который он уже не помнит. И, о чудо, в тот самый момент все стало на свои места». . Я сразу проник в суть фильма. Я бы рассказал все, что со мной происходило, я бы сделал фильм, рассказывающий историю режиссера, который уже не знает, какой фильм он хочет снять». [53] Самозеркальная структура делает весь фильм неотделимым от его отражающей конструкции.
Съемки начались 9 мая 1962 года. Озадаченная, казалось бы, хаотичной и непрерывной импровизацией на съемочной площадке, Дина Бойер, в то время американский пресс-атташе режиссера, попросила объяснение. Феллини сказал ей, что надеется передать три уровня, «на которых живут наши умы: прошлое, настоящее и условность — царство фантазии». [54] После завершения съемок 14 октября Нино Рота сочинил различные цирковые марши и фанфары, которые впоследствии стали фирменными мелодиями кинематографа маэстро. [55] Номинирован на четыре премии «Оскар», «8 + 1 ⁄ 2» получил награды за лучший фильм на иностранном языке и лучший дизайн костюмов в черно-белом режиме. В Калифорнии для церемонии Феллини совершил поездку по Диснейленду с Уолтом Диснеем на следующий день .
Все больше увлекаясь парапсихологией , Феллини познакомился с туринским антикваром Густаво Ролем в 1963 году. [56] Рол, бывший банкир, познакомил его с миром спиритизма и сеансов . В 1964 году Феллини принял ЛСД. [57] под руководством Эмилио Сервадио, его психоаналитика во время постановки «Ла Страда» в 1954 году . [58] В течение многих лет сдержанно рассказывая о том, что на самом деле произошло в тот воскресный день, в 1992 году он признал, что
...предметы и их функции уже не имели никакого значения. Все, что я воспринимал, было само восприятие, ад форм и фигур, лишенных человеческих эмоций и оторванных от реальности моего нереального окружения. Я был инструментом в виртуальном мире, который постоянно обновлял свой бессмысленный образ в живом мире, который сам воспринимался вне природы. И поскольку появление вещей было уже не окончательным, а безграничным, то это райское осознание освободило меня от реальности, внешней по отношению к моему «я». Огонь и роза как бы стали одним целым. [59]
Галлюцинаторные прозрения Феллини получили полный расцвет в его первом цветном фильме «Джульетта духов» (1965), изображающем Джульетту Мазину в роли Джульетты, домохозяйки, которая справедливо подозревает неверность своего мужа и поддается голосам духов, вызванных во время сеанса в ее доме. Ее сексуально ненасытная соседка Сьюзи ( Сандра Майло ) знакомит Джульетту с миром раскрепощенной чувственности, но Джульетту преследуют детские воспоминания о ее католической вине и подруге-подростке, покончившей жизнь самоубийством. Сложный и наполненный психологической символикой фильм поставлен на веселую музыку Нино Роты .
Ностальгия, сексуальность и политика (1970–1980)
[ редактировать ]Чтобы способствовать продвижению «Сатирикона» в США, Феллини в январе 1970 года прилетел в Лос-Анджелес для интервью с Диком Каветтом и Дэвидом Фростом . Он также встретился с кинорежиссером Полом Мазурски , который хотел взять его на главную роль вместе с Дональдом Сазерлендом в его новом фильме « Алекс в стране чудес» . [60] В феврале Феллини искал в Париже места для съемок «Клоунов» , документального фильма для кино и телевидения, основанного на его детских воспоминаниях о цирке и «последовательной теории клоунады». [61] По его мнению, клоун «всегда был карикатурой на устоявшееся, упорядоченное, мирное общество. Но сегодня все временно, беспорядочно, гротескно. Кто еще может смеяться над клоунами?... Весь мир теперь играет клоуном». ." [62]
В марте 1971 года Феллини приступил к производству фильма «Рома» — на первый взгляд случайного набора эпизодов, основанных на воспоминаниях и впечатлениях режиссера от Рима. «Разнообразные эпизоды», как пишет исследователь Феллини Питер Бонданелла , «скрепляются только тем фактом, что все они в конечном итоге возникают из богатого воображения режиссера». [63] Первая сцена фильма предвосхищает Амаркорд , а самая сюрреалистическая сцена включает в себя церковный показ мод, в котором монахини и священники катаются на роликах мимо затонувших кораблей, покрытых паутиной скелетов.
В течение шести месяцев с января по июнь 1973 года Феллини снимал оскароносного фильма « Амаркорд» . По мотивам автобиографического эссе режиссера 1968 года « Мой Римини» . [64] В фильме изображен подросток Титта и его друзья, решающие свои сексуальные разочарования на религиозном и фашистском фоне провинциального городка в Италии в 1930-е годы. фильм, продюсером которого выступил Франко Кристальди , Сериокомический стал вторым по величине коммерческим успехом Феллини после «Сладкой жизни» . [65] Круглый по форме, «Амаркорд» избегает сюжета и линейного повествования, подобно «Клоунам и цыганам» . [66] Основная забота режиссера о развитии поэтической формы кино впервые была изложена в интервью 1965 года, которое он дал The New Yorker журналистке Лилиан Росс : «Я пытаюсь освободить свою работу от определенных ограничений – истории с началом, развитием, финал должен быть больше похож на стихотворение с размером и ритмом». [67]
Поздние фильмы и проекты (1981–1990)
[ редактировать ]Организованная его издателем Диогеном Верлагом в 1982 году первая крупная выставка 63 рисунков Феллини прошла в Париже , Брюсселе и галерее Пьера Матисса в Нью-Йорке . [68] Талантливый карикатурист, он черпал вдохновение для своих эскизов в собственных снах, в то время как незавершенные фильмы возникли из рисунков персонажей, декораций, костюмов и декораций и стимулировали их. Под названием «I disegni di Fellini» («Эскизы Феллини») он опубликовал 350 рисунков, выполненных карандашом, акварелью и фломастерами. [69]
6 сентября 1985 года Феллини был награжден «Золотым львом» за заслуги перед жизнью на 42-м Венецианском кинофестивале. В том же году он стал первым неамериканцем, получившим ежегодную награду Киносообщества Линкольн-центра за кинематографические достижения. [3]
Феллини, долгое время очарованный книгой Карлоса Кастанеды « Учение дона Хуана: путь познания яки» , сопровождал перуанского писателя в поездке на Юкатан , чтобы оценить возможность создания фильма. После первой встречи с Кастанедой в Риме в октябре 1984 года Феллини вместе с Пинелли разработал трактовку под названием «Виаджио в Тулуне» . Продюсер Альберто Гримальди , готовый купить права на экранизацию всех работ Кастанеды, затем заплатил за предварительные исследования, которые в октябре 1985 года перевезли Феллини и его окружение из Рима в Лос-Анджелес и джунгли Мексики . [70] Когда Кастанеда необъяснимым образом исчез и проект провалился, мистико-шаманские приключения Феллини были написаны совместно с Пинелли и опубликованы в газете Corriere della Sera в мае 1986 года. Едва завуалированная сатирическая интерпретация творчества Кастанеды. [71] «Путешествие в Тулун» было опубликовано в 1989 году как графический роман с иллюстрациями Майло Манары и как «Путешествие в Тулум в Америке» в 1990 году.
В фильме «Интервиста» , продюсером которого выступили Ибрагим Мусса и RAI Television, Феллини чередовал воспоминания о своем первом визите в «Чинечитту» в 1939 году с современными кадрами своей работы над экранизацией « Франца Кафки » Америки . Размышление о природе памяти и кинопроизводства, он получил специальный приз 40-летия Каннского фестиваля и золотой приз 15-го Московского международного кинофестиваля . Позже в том же году в Брюсселе комиссия из тридцати профессионалов из восемнадцати европейских стран назвала Феллини лучшим режиссером мира и 8 + 1⁄2 . лучший европейский фильм всех времён [72]
В начале 1989 года Феллини приступил к постановке «Голоса Луны » по роману Эрманно Каваццони « Il Poema dei Lunatici » ( «Поэма безумцев» ). Небольшой городок был построен на студии Empire Studios на улице Виа Понтина недалеко от Рима. В главной роли Роберто Бениньи в роли Иво Сальвини, сумасбродного поэтического деятеля, недавно вышедшего из психиатрической больницы, персонаж представляет собой сочетание Ла Страды Джельсомины из , Пиноккио и итальянского поэта Джакомо Леопарди . [73] Феллини импровизировал во время съемок, используя в качестве руководства черновой вариант, написанный вместе с Пинелли. [74] Несмотря на скромный критический и коммерческий успех в Италии, а также теплый прием французских критиков, он не смог заинтересовать североамериканских дистрибьюторов. [75]
Феллини выиграл Praemium Imperiale , международную премию в области изобразительного искусства, присуждаемую Японской художественной ассоциацией в 1990 году. [76]
Последние годы (1991–1993)
[ редактировать ]В июле 1991 и апреле 1992 года Феллини работал в тесном сотрудничестве с канадским режиссером Дэмианом Петтигрю, чтобы создать «самые длинные и подробные разговоры, когда-либо записанные на пленку». [77] как «духовное завещание маэстро» Описанный его биографом Туллио Кезичем , [78] отрывки из разговоров позже легли в основу их художественного документального фильма «Феллини: я прирожденный лжец» (2002) и книги « Я прирожденный лжец: лексикон Феллини» .
В апреле 1993 года Феллини получил свой пятый «Оскар» за заслуги перед жизнью «в знак признания его кинематографических достижений, которые взволновали и развлекали публику по всему миру». 16 июня он поступил в кантональную больницу в Цюрихе для ангиопластики бедренной артерии. [79] но два месяца спустя у него случился инсульт Римини в Гранд-отеле . Частично парализованный, его сначала перевели в Феррару для реабилитации, а затем в поликлинику Умберто I в Риме, чтобы он находился рядом со своей женой, которая также была госпитализирована. Он перенес второй инсульт и впал в необратимую кому . [80]
Смерть
[ редактировать ]Феллини умер в Риме 31 октября 1993 года в возрасте 73 лет после сердечного приступа, который он перенес несколькими неделями ранее. [81] на следующий день после 50-летия его свадьбы. На поминальной службе в Студии 5 Чинечитты присутствовало около 70 000 человек. [82] По Джульетты Масины просьбе трубач Мауро Маур исполнил «Improvviso dell'Angelo» Нино Роты . во время церемонии [83]
Пять месяцев спустя, 23 марта 1994 года, Масина умерла от рака легких . Феллини похоронен вместе с Масиной и их сыном Пьерфедерико в бронзовой гробнице, созданной Арнальдо Помодоро на Монументальном кладбище Римини . [84] [85] Римини имени аэропорт В его честь назван Федерико Феллини.
Религиозные взгляды
[ редактировать ]Феллини вырос в римско-католической семье и считал себя католиком, но избегал формальной деятельности в католической церкви. Фильмы Феллини включают католические темы; некоторые прославляют католическое учение, а другие критикуют или высмеивают церковные догмы. [86]
В 1965 году Феллини сказал:
Я хожу в церковь только тогда, когда мне нужно снять сцену в церкви, или по эстетической или ностальгической причине. За верой можно пойти к женщине. Возможно, это более религиозно. [86]
Политические взгляды
[ редактировать ]Хотя Феллини по большей части был равнодушен к политике, [87] он в целом не любил авторитарные институты, и Бонданелла интерпретирует его как верующего в «достоинство и даже благородство отдельного человека ». [88] В интервью 1966 года он сказал: «Я ставлю перед собой задачу выяснить, не угрожают ли определенные идеологии или политические взгляды частной свободе личности. Но в остальном я не готов и не планирую интересоваться политикой». [89]
Несмотря на то, что различные известные итальянские актеры выступали за коммунистов , Феллини был противником коммунизма. Он предпочитал двигаться в мире умеренных левых и голосовал за Итальянскую республиканскую партию своего друга Уго Ла Мальфа , а также за социалистов-реформистов Пьетро Ненни , еще одного его друга, и голосовал только один раз за партию христианской демократии ( Democrazia Cristiana , округ Колумбия) в 1976 году, чтобы не допустить коммунистов к власти. [90] Бонданелла пишет, что округ Колумбия «слишком был связан с чрезвычайно консервативной и даже реакционной церковью до II Ватиканского собора, чтобы соответствовать вкусам Феллини». [88]
Помимо высмеивания Сильвио Берлускони и популярного телевидения в «Джинджер и Фреде» , [91] Феллини редко выражал политические взгляды публично и никогда не снимал откровенно политических фильмов. В 1990-е годы он снял два предвыборных телевизионных ролика: один для округа Колумбия, а другой для Итальянской республиканской партии (PRI). [92] Его лозунг «Non si interrompe un'emozione» ( «Не перебивай эмоции ») был направлен против чрезмерного использования телевизионной рекламы. также Левая Демократическая партия использовала этот лозунг на референдумах 1995 года . [93]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Личное и весьма своеобразное видение общества, фильмы Феллини представляют собой уникальное сочетание памяти, мечтаний, фантазии и желаний. Прилагательные «Феллинианский» и «Феллинийский» являются «синонимами любого экстравагантного, вычурного, даже барочного образа в кино и в искусстве вообще». [11] La Dolce Vita термин «папарацци» внесла в английский язык , происходящий от слова «Папараццо», фотографа, друга журналиста Марчелло Рубини ( Марчелло Мастроянни ). [94]
Современные кинематографисты, такие как Мартин Скорсезе , Вуди Аллен , Педро Альмодовар , Рой Андерссон , Даррен Аронофски , Грета Гервиг , Ари Астер , Тим Бертон , [95] Терри Гиллиам , [96] Эмир Кустурица , [97] Питер Гринуэй , Алехандро Гонсалес Иньярриту , Лука Гуаданьино , Алехандро Ходоровски , Йоргос Лантимос , Джордж Лукас , Дэвид Линч [98] Паоло Соррентино и Джузеппе Торнаторе отметили влияние Феллини на их творчество.
Польского режиссера Войцеха Хаса , чьи два самых популярных фильма, «Рукопись Сарагосы» (1965) и «Санаторий «Песочные часы»» (1973), представляют собой примеры модернистских фантазий, сравнивают с Феллини за явную «роскошь его образов». [99]
Роман Полански считал Феллини одним из трех режиссеров, которых он любил больше всего, наряду с Акирой Куросавой и Орсоном Уэллсом . [100]
Я Вителлони вдохновил европейских режиссеров Хуана Антонио Бардема , Марко Феррери и Лину Вертмюллер и оказал влияние на фильм Мартина Скорсезе « Злые улицы » (1973), [101] » Джорджа Лукаса ( «Американские граффити 1974), Джоэла Шумахера » «Огонь Святого Эльма (1985), » Барри Левинсона ( «Закусочная 1982) и многие другие. [102] Когда в 1963 году американский журнал Cinema попросил Стэнли Кубрика назвать десять его любимых фильмов, он поставил «Вителлони» на первое место. [103]
Среди международных режиссеров, назвавших «Ла Страду» одним из своих любимых фильмов, — Стэнли Кван , Антон Корбейн , Гиллис Маккиннон , Андреас Дрезен , Иржи Мензель , Адур Гопалакришнан , Майк Ньюэлл , Райко Грлич , Спайк Ли , Лайла Пакалниня , Энн Хуэй , Акира Куросава. , [104] Казухиро Сода , Джулиан Джарролд , Кшиштоф Занусси и Андрей Кончаловский . [105] Дэвид Кроненберг благодарит Ла Страду за то, что она открыла ему глаза на возможности кино, когда в детстве он видел, как взрослые уходили с показа фильма, открыто плача. [106]
«Ночи Кабирии» были адаптированы как бродвейский мюзикл « Сладкое милосердие» и фильм «Сладкое милосердие » (1969) Боба Фосса в главной роли с Ширли Маклейн . «Город женщин» был адаптирован для берлинской сцены Фрэнком Касторфом в 1992 году. [107]
8 + 1 ⁄ 2 вдохновил, среди прочего, Микки Один ( Артур Пенн , 1965), Алекс в стране чудес ( Поль Мазурский , 1970), Остерегайтесь святой шлюхи ( Райнер Вернер Фассбиндер , 1971), День за ночь ( Франсуа Трюффо , 1973). ), All That Jazz ( Боб Фосс , 1979), «Воспоминания о звездной пыли» ( Вуди Аллен , 1980), Sogni d’oro ( Нанни Моретти , 1981), Parad Planet ( Вадим Абдрашитов , 1984), La Película del rey ( Карлос Сорин , 1986) ), «Жизнь в забвении» ( Том ДиЧилло , 1995), «8 + 1 ⁄ 2 женщины» ( Питер Гринуэй , 1999), «Падение» ( Джоэл Шумахер , 1993) и бродвейский мюзикл «Девять» ( Мори Йестон и Артур Копит , 1982). [108] Йо-йо Боинг! (1998), испанский роман пуэрто-риканской писательницы Джаннины Браски , представляет собой сцену снов с участием Феллини, вдохновленную 8 + 1 ⁄ 2 . [109]
«Алиса » Вуди Аллена — это вольная переработка фильма Феллини 1965 года «Джульетта из духов» . [110]
Работы Феллини упоминаются в альбомах Fellini Days (2001) группы Fish , Another Side of Bob Dylan (1964) Боба Дилана с Motorpsycho Nitemare , Funplex (2008) группы B-52 с песней Juliet of the Spirits и в открытие пробки музыкального клипа « Everybody Hurts » группы REM [111] Американская певица Лана Дель Рей назвала Феллини оказавшим влияние. [112] Его творчество повлияло на американские телешоу «Северная экспозиция» и «Третья скала от Солнца» . [113] Уэса Андерсона Короткометражный фильм «Кастелло Кавальканти» (2013) во многих местах является прямой данью уважения Феллини. [114] В 1996 году журнал Entertainment Weekly поставил Феллини на десятое место в списке «50 величайших режиссеров». [115] [116] В 2002 году журнал MovieMaker поставил Феллини на 9-е место в своем списке 25 самых влиятельных режиссеров всех времен . [117] В 2007 году журнал Total Film поставил Феллини на 67-е место в списке «100 величайших кинорежиссеров всех времен». [118]
Различные материалы, связанные с кино, и личные документы Феллини находятся в Киноархиве Уэслианского университета , к которому ученые и эксперты в области средств массовой информации имеют полный доступ. [119] В октябре 2009 года в парижском « Же де Пом» открылась выставка, посвященная Феллини, которая включала в себя однодневки, телеинтервью, закулисные фотографии, «Книгу снов» (основанную на 30-летних иллюстрированных снах и заметках режиссера), а также отрывки из «Сладкой жизни» и 8 + 1 ⁄ 2 . [120]
В 2014 году еженедельный развлекательный журнал Variety объявил, что французский режиссер Сильвен Шоме продвигает «Тысяча миль» , основанный на различных произведениях Феллини, включая его неопубликованные рисунки и сочинения. проект [121]
Фильмография
[ редактировать ]Год | Заголовок | Директор | Писатель | Примечания |
---|---|---|---|---|
1942 | Рыцари пустыни | Нет | Да | |
1942 | Перед почтальоном | Нет | Да | |
1943 | Коробейник и леди | Нет | Да | |
1943 | Последняя инвалидная коляска | Нет | Да | |
1945 | Весь город поет | Нет | Да | |
1945 | Рим, Открытый город | Нет | Да | |
1946 | Крестьянин | Нет | Да | |
1947 | Преступление Джованни Епископо | Нет | Да | |
1948 | Без пощады | Нет | Да | |
1948 | Чудо | Нет | Да | |
1949 | Мельница По | Нет | Да | |
1950 | Франциск, Божий шут | Нет | Да | |
1950 | Путь надежды | Нет | Да | |
1950 | Разнообразие огней | Да | Да | Совместно с Альберто Латтуадой |
1951 | Город защищает себя | Нет | Да | |
1951 | Ставни закрыты | Нет | Да | |
1952 | Белый Шейх | Да | Да | |
1952 | Разбойник Такка дель Лупо | Нет | Да | |
1953 | Телята | Да | Да | |
1953 | Любовь в городе | Частичный | Частичный | Сегмент: «Брачное агентство» |
1954 | На улице | Да | Да | |
1955 | мусорное ведро | Да | Да | |
1957 | Ночи Кабирии | Да | Да | |
1958 | Фортунелла | Нет | Да | |
1960 | Дольче Вита | Да | Да | |
1962 | Боккаччо '70 | Частичный | Частичный | Сегмент: «Искушения доктора Антонио» |
1963 | 8 + 1 ⁄ 2 | Да | Да | |
1965 | Джульетта духов | Да | Да | |
1968 | Духи мертвых | Частичный | Частичный | Сегмент: «Тоби Черт возьми» |
1969 | Феллини: Записная книжка режиссера | Да | Да | Телевизионный документальный фильм |
1969 | Феллини Сатирикон | Да | Да | |
1970 | Я клоуны | Да | Да | |
1972 | Рим | Да | Да | |
1973 | Амаркорд | Да | Да | |
1976 | Казанова Феллини | Да | Да | |
1978 | Репетиция оркестра | Да | Да | |
1980 | Город женщин | Да | Да | |
1983 | И корабль плывет дальше | Да | Да | |
1986 | Джинджер и Фред | Да | Да | |
1987 | Интервью | Да | Да | |
1990 | Голос Луны | Да | Да |
Телевизионная реклама
- Телереклама Campari Soda (1984)
- Телереклама пасты Barilla (1984)
- Три рекламных ролика Banca di Roma (1992)
Награды и номинации
[ редактировать ]Документальные фильмы о Феллини
[ редактировать ]- Чао Федерико (1969). Реж. Гидеон Бахманн (60 минут).
- Федерико Феллини – вновь открытый автопортрет (2000). Реж. Пакито Дель Боско ( RAI TV , 68 минут).
- Феллини: Я прирожденный лжец (2002). Реж. Дэмиан Петтигрю . Художественный документальный фильм ( Arte , Eurimages , Scottish Screen , 102 мин.).
- Как странно быть названным Федерико (2013). Реж. Этторе Скола .
- Феллини духов (2020). Режиссер Сельма
См. также
[ редактировать ]- Вид фильма
- Серджио Заволи – риминский спортивный и документальный журналист, близкий друг Феллини. [122] [123]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Феллини и Петтигрю 2003 , с. 87. Бунюэль – автор, который мне ближе всего с точки зрения идеи кино или склонности к созданию определенных видов фильмов.
- ^ Стаббс 2006 , стр. 152–153. Один из лучших моментов Кабирии происходит в сцене в ночном клубе. Все начинается с того, что девушка бросает актера, и звезда подбирает на улице Кабирию в качестве замены. Он уводит ее в ночной клуб. Феллини признал, что эта сцена обязана «Огням большого города» Чаплина (1931). Питер Бонданелла отмечает, что костюм, грим и выходки Джельсомины в образе клоуна имели «явную связь с прошлым Феллини как карикатуриста-подражателя «Счастливого хулигана» и Чарли Чаплина.
- ^ Бонданелла 1978 , с. 167. В своем исследовании « Сатирикона Феллини » итальянский писатель Альберто Моравиа отмечает, что «с веслами своих галер, подвешенными в воздухе, Феллини оживляет для нас копья битвы в эйзенштейновском « Александре Невском » (фильм) .
- ^ Феллини и Петтигрю 2003 , стр. 17–18. Роберто Росселлини вошел в мою жизнь в тот момент, когда мне нужно было сделать выбор, когда мне нужен был кто-то, кто указал бы мне путь, по которому идти. Он был начальником станции, зеленым светом провидения... Он научил меня, как преуспевать в хаосе, игнорируя его и сосредотачиваясь на самом важном: создании фильма изо дня в день. В «Феллини о Феллини» режиссер объясняет, что его «встреча с Росселлини стала определяющим фактором... он научил меня снимать фильм так, как будто я собирался с друзьями на пикник».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Авторы, Беппе (30 октября 2017 г.). «Но где мой дом?» . Мост (на итальянском языке).
- ^ Альперт 1988 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Бонданелла 2002 , с. 7.
- ^ Берк и Уоллер 2003 , с. 5-13.
- ↑ Интервью Феллини в Panorama 18 (14 января 1980 г.). Сценаристы Туллио Пинелли и Бернардино Заппони , оператор Джузеппе Ротунно и художник-постановщик Данте Ферретти также сообщили, что Феллини придумал многие из своих «воспоминаний». См. Мемуары Бернардино Заппони, Il mio Fellini и собственное настойчивое желание Феллини создать свою кинематографическую автобиографию в книге « Я прирожденный лжец: Лексикон Феллини» , 32
- ^ Кезич 2006 , с. 17.
- ^ Кезич 2006 , с. 14.
- ^ «Феллини в Римини. История документации о директоре между Cineteca, Fondazione и Museo» (PDF) (на итальянском языке). п. 44 . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Альперт 1988 , с. 33.
- ^ Кезич 2006 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Бонданелла 2002 , с. 8.
- ^ Кезич 2006 , с. 55.
- ^ Альперт 1988 , с. 42.
- ^ Кезич 2006 , с. 35.
- ^ Кезич 2006 , с. 48.
- ^ Кезич 2006 , с. 70.
- ^ Кезич 2006 , с. 71.
- ^ Джаннини, Рита. «Амаркорд в Римини с Федерико Феллини» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 18 октября 2020 г.
- ^ Информация о выкидыше и смерти от энцефалита, цитируемая в Туллио Кезич , Феллини: Его жизнь и работа (Нью-Йорк: Faber, 2006), стр. 74.
- ^ Кезич 2006 , с. 157. См. снял интервью с Луиджи «Титта» Бензи в фильме «Феллини: Я прирожденный лжец» (2003).
- ^ Кезич 2006 , с. 78.
- ^ Кезич 2006 , с. 404.
- ^ Кезич 2006 , с. 114.
- ^ Кезич 2006 , с. 128.
- ^ «Наш гибкий гигант» . Студия Чинечитта. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Кезич 2006 , с. 158.
- ^ Кезич 2006 , с. 167.
- ^ Фава и Вигано 1995 , с. 79.
- ^ Кезич 2006 , стр. 168–169.
- ^ Лим 1984 , с. 236.
- ^ Кезич 2006 , с. 177.
- ^ Каннский кинофестиваль : Лучшая женская роль, Джульетта Мазина; Премия OCIC – особое упоминание, Федерико Феллини; 1957. «Каннский фестиваль: Ночи Кабирии» . фестиваль-канны.com . Проверено 2 августа 2009 г.
- ^ Кезич 2006 , с. 189.
- ^ «Cast del filfortella (1958)» (на итальянском языке) . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Альперт 1988 , с. 122.
- ^ «Пьерлуиджи Пратурлон – фотограф, запечатлевший сладкую жизнь итальянского кино» (на итальянском языке) . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Кезич 2006 , с. 208.
- ^ Кезич 2006 , с. 209.
- ^ Кезич 2006 , с. 210.
- ^ Альперт 1988 , с. 145.
- ^ «Феллини и ЛСД – вещества.инфо» . www.sostanze.info .
- ^ Кезич 2006 , с. 224.
- ^ Кезич 2006 , с. 227.
- ^ Бонданелла 1992 , стр. 151–154.
- ^ Jump up to: а б с Бонданелла 1992 , с. 8.
- ^ Кезич 2006 , стр. 218–219.
- ^ Кезич 2006 , с. 212.
- ^ Бонданелла 2002 , с. 96.
- ^ Аффрон, 227 [ неполная короткая цитата ]
- ^ Альперт 1988 , с. 159.
- ^ Кезич 2006 , с. 234 и Аффрон, стр. 3–4. [ неполная короткая цитата ]
- ^ Альперт 1988 , с. 160.
- ^ Феллини 1988 , стр. 161–162.
- ^ Альперт 1988 , с. 170.
- ^ Кезич 2006 , с. 245.
- ^ «Густаво Рол – кто он был?» . 2000-2013.gustavorol.org . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ Синтетическое производное, «созданное для того, чтобы производить те же эффекты, что и галлюциногенные грибы, используемые мексиканскими племенами». Кезич 2006 , с. 255
- ^ Кезич 2006 , с. 255.
- ^ Феллини и Петтигрю 2003 , с. 91.
- ^ Кезич 2006 , с. 410.
- ^ Бонданелла 1992 , с. 192.
- ^ Альперт 1988 , с. 224.
- ^ Бонданелла 1992 , с. 193.
- ^ Альперт 1988 , с. 239.
- ^ Бонданелла 1992 , с. 265.
- ^ Альперт 1988 , с. 242.
- ^ Бонданелла 1978 , с. 104.
- ^ Кезич 2006 , с. 413. Также ср. Варшавский голос
- ^ Феллини, I disegni di Fellini (Рома: Editori Laterza), 1993. Рисунки отредактированы и проанализированы Пьером Марко Де Санти. Для сравнения графических работ Феллини с работами Сергея Эйзенштейна обратитесь к SM Eisenstein, Dessins secrets (Paris: Seuil), 1999.
- ^ Кезич 2006 , стр. 360–361.
- ^ Кезич 2006 , с. 362.
- ^ Берк и Уоллер 2003 , с. 16.
- ^ Бонданелла 1992 , с. 330.
- ^ Кезич 2006 , с. 383.
- ^ Сегрейв 2004 , с. 179.
- ^ Кезич 2006 , с. 387. Премия охватывает пять дисциплин: живопись, скульптура, архитектура, музыка и театр/кино. Среди других победителей - Акира Куросава , Дэвид Хокни , Бальтюс , Пина Бауш и Морис Бежар .
- ↑ Питер Бонданелла, Рецензия на «Феллини: я прирожденный лжец» в журнале Cineaste Magazine (22 сентября 2003 г.), стр. 32
- ^ Кезич, Туллио , «Предисловие» в книге «Я прирожденный лжец: Лексикон Феллини» , 5. Также ср. Кезич 2006 , с. 388
- ^ Кезич 2006 , с. 396.
- ^ «Федерико Феллини, кинопровидец, умер в 73 года» . archive.nytimes.com . Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ Федерико Феллини, кинопровидец, умер в 73 года , nytimes.com; по состоянию на 28 августа 2017 г.
- ^ Кезич 2006 , с. 416.
- ^ «Похороны Феллини – Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели и деи-Мартири в термах Диоклетиана в Риме» . santamariadegliangeliroma.it (на итальянском языке).
- ^ Синтини, Маттео. « Могила Федерико Феллини». Культурное наследие Эмилии-Романьи (на итальянском языке) . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Гатти, Франческо. «Феллини 20 лет спустя: Церемония в Римини под звуки волынки» . РАИ (на итальянском языке) . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Персонал (2 сентября 2005 г.). «Религиозная принадлежность режиссера Федерико Феллини» . Adherents.com . Архивировано из оригинала 16 июля 2005 года . Проверено 28 июня 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Кезич 2006 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Бонданелла 2002 , с. 119.
- ^ Кардулло, Берт, изд. (2006). Федерико Феллини: Интервью . Univ. Пресса Миссисипи. п. 63 . ISBN 978-1-57806-885-2 .
- ^ Минуз, Андреа (2015). Политический Феллини: Путешествие на край Италии . Книги Бергана. п. 183.
- ^ Кезич 2006 , с. 367.
- ^ «С DC и PRI Федерико Феллини спонсирует двух врагов, с DC и PRI Федерико Феллини спонсирует двух врагов» . Il Corriere della Sera (на итальянском языке). 18 марта 1992 года.
- ^ Дагнино 2019 , стр. 39.
- ↑ Эннио Флаяно, соавтор сценария фильма и создатель «Папараццо», объяснил, что он взял имя от синьора Папараццо, персонажа Джорджа Гиссинга романа «У Ионического моря » (1901). Бонданелла, Кино Федерико Феллини , с. 136
- ^ «Коллектив Тима Бертона» . Архивировано из оригинала 16 июня 2007 года.
- ^ Гиллиам в Senses of Cinema. Архивировано 9 февраля 2010 года в Wayback Machine ; по состоянию на 17 сентября 2008 г.
- ^ Интервью Кустурицы в BNET ; по состоянию на 17 сентября 2008 г.
- ^ Сборник цитат «Город абсурда» ; по состоянию на 17 сентября 2008 г.
- ^ Гилберт Гез, рецензия на «Рукопись Сарагосы» в «Фигаро» , сентябрь 1966 г., стр. 23
- ^ Моррисон 2007 , с. 160.
- ^ Скорсезе, Мартин (март 2021 г.). «Маэстро – Федерико Феллини и утраченное волшебство кино» . Журнал Харпера . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ Кезич 2006 , с. 137.
- ^ Симент, Мишель. «Кубрик: Биографические заметки» ; по состоянию на 23 декабря 2009 г.
- ^ «Акира Куросава перечислил 100 своих любимых фильмов» . открытая культура .
- ^ «Страда, Ла» . Опрос величайших фильмов – Sight & Sound . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 20 августа 2012 года . Проверено 10 октября 2013 г.
- ^ Видеоклуб Дэвида Кроненберга: от Бриджит Бардо до «Вспомнить все» (с Каннами и «Звездными войнами») . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Берк 1996 , с. 20.
- ^ Многочисленные источники включают Аффрона, Альперта, Бонданеллу, Кезича, Миллера и др. [ нужна полная цитата ]
- ^ Введение в Yo-Yo Boing Джаннины Браски ! , Дорис Соммер, Гарвардский университет, Latin American Literary Review Press, 1998.
- ^ Стивенсон, Билли (15 октября 2016 г.). «Миа из духов: Алиса Вуди Аллена (1990)» . Киножурнал «Яркий свет» . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Миллер 2008 , с. 7.
- ^ Скиарретто, Эми (20 января 2015 г.). «Лана Дель Рей работает над новой музыкой и поделилась некоторыми советами по этому поводу» . Артистдирект . Архивировано из оригинала 24 февраля 2016 года . Проверено 16 февраля 2016 г.
- ^ Берк и Уоллер 2003 , с. 15.
- ^ «Уэс Андерсон чествует Феллини в новом восхитительном короткометражном фильме» . Сланец . 12 ноября 2013 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ «Величайшие режиссеры и их лучшие фильмы» . Сайт Filmsite.org . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «Величайшие режиссеры» . сайт www.filmsite.org .
- ^ «25 самых влиятельных режиссеров всех времен» . Киномейкер . 7 июля 2002 г.
- ^ «Величайшие режиссеры всех времен по версии журнала Total Film » . Сайт Filmsite.org . Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «Киноархив» . Уэслианский университет .
- ^ Бейкер, Тэмзин (3 ноября 2009 г.). «Федерико Феллини» . www.blouinartinfo.com . Современные художники . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ «Сильвен Шоме выходит на тысячу миль» , Variety.com; по состоянию на 28 августа 2017 г.
- ^ Коласанто, Лина (5 августа 2020 г.). «Прощай, Серджио Заволи, телевизионный интеллектуал, который был большим другом Феллини» . RiminiToday (на итальянском языке) . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ «Серджио Заволи и тот «неестественный» Римини, который его ранил] . Риминидуэпунтозеро (на итальянском языке). 6 августа 2020 г. Проверено 12 февраля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Альперт, Холлис (1988). Феллини, жизнь . Нью-Йорк: Дом Парагона. ISBN 978-1-55778-000-3 .
- Бонданелла, Питер (1978). Федерико Феллини: Очерки критики . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-502274-2 .
- Бонданелла, Питер (1992). Кино Федерико Феллини . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00875-2 .
- Бонданелла, Питер (2002). Фильмы Федерико Феллини . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-511-06572-9 .
- Берк, Фрэнк (1996). Фильмы Феллини: от послевоенного к постмодерну . Нью-Йорк: Издательство Туэйн. стр. 20 . ISBN 978-0-8057-3893-3 .
- Берк, Фрэнк; Уоллер, Маргарита Р. (2003). Федерико Феллини: Современные перспективы . Торонто, Онтарио: Издательство Университета Торонто. ISBN 978-0-8020-7647-2 .
- Дагнино, Глория (2019). Брендовые развлечения и кино: маркетизация итальянского кино . Лондон. ISBN 978-1-351-16684-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фава, Клаудио Г.; Вигано, Альдо (1995). Фильмы Федерико Феллини [ Фильмы Федерико Феллини ] (на итальянском языке). Издательство Гремезе. ISBN 978-88-7605-931-5 .
- Феллини, Федерико (1988). Комментарии о нотах Фильм . Фресно, Калифорния: Пресса Калифорнийского государственного университета, Фресно. ISBN 978-0-912201-15-3 .
- Феллини, Федерико; Петтигрю, Дамиан (1 декабря 2003 г.). Я прирожденный лжец: лексикон Феллини . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-0-8109-4617-0 .
- Кезич, Туллио (2006). Федерико Феллини: его жизнь и творчество (1-е американское изд.). Нью-Йорк: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-21168-5 .
- Миллер, Д.А. (2008). 8 1/2 = Отто и меццо . Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-84457-231-1 .
- Лим, Мира (1984). Страсть и вызов: итальянский фильм с 1942 года по настоящее время . Беркли (Калифорния): Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-05744-9 .
- Моррисон, Джеймс (2007). Роман Полански (Современные кинорежиссеры) . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07446-2 .
- Стаббс, Джон Колдуэлл (2006). Федерико Феллини как автор: семь аспектов его фильмов . Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса. ISBN 0-8093-2689-2 .
- Сегрейв, Керри (2004). Иностранные фильмы в Америке: история . Джефферсон, Северная Каролина: ISBN McFarland & Co. 0-7864-1764-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анджелуччи, Джанфранко (2014). Джульетта Мазина: актриса и жена Федерико Феллини . Ром, Экспериментальный центр кинематографии: Sabinae Editions. ISBN 978-88-98623-11-2 .
- Арфа, Анджело (2010). Федерико Феллини: La dolce vita: хроника страсти (1-е изд.). Рим: Сабины. ISBN 978-88-96105-56-6 .
- Ашуг, Джамшид (2016). Загадка гения: понимание языка Федерико Феллини . Пескара: Зона Франка Эдициони. ISBN 978-88-905139-4-7 .
- Бертоцци, Марко; Риччи, Джузеппе; Казавеккья, Симона (2002). БиблиоФеллини: монографии, сюжеты и сценарии, объемные эссе (на итальянском языке). Рим: Национальная киношкола.
- Бетти, Лилиана (1979). Феллини: Интимный портрет (1-е изд. на английском языке). Бостон: Литтл, Браун. ISBN 978-0-316-09230-2 .
- Чинфарани, Кармине. Федерико Феллини: Золотой лев, Венеция, 1985 . Рим: Аника.
- Феллини, Федерико (1976). Феллини о Феллини . Перевод Куигли, Изабель. Метуэн. ISBN 978-0-413-33640-8 .
- Феллини, Федерико. (2008). Книга снов . Нью-Йорк: Риццоли Интернэшнл. ISBN 978-0-8478-3135-7 .
- Феллини, Федерико (2015). Создание фильма . Перевод Кальвино, Итало; Уайт, Кристофер Бертон; Бетти, Лилиана. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Contra Mundum Press. ISBN 978-1-940625-09-6 .
- Феллини, Федерико; Санти, Пьер Марко Де (1982). Рисунки Феллини (на итальянском языке). Латерца.
- Манара, Майло ; Феллини, Федерико (1990). Поездка в Тулум: из сценария к идее фильма . Перевод Гаудиано, Стефано; Белл, Элизабет. Каталонские коммуникации. ISBN 978-0-87416-123-6 .
- Мерлино, Бенито (2007). Феллини . Париж: Галлимар. ISBN 978-2-07-033508-4 .
- Минуз, Андреа (2015). Политический Феллини: Путешествие на край Италии . Перевод Перримана, Маркуса (англоязычное издание). Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-1-78238-819-7 .
- Паничелли, Ида; Мафаи, Джулия; Делли Колли, Лаура; Мацца, Самуэле (1996). Феллини: костюмы и мода (1-е изд. на английском языке). Милан: Хартия. ISBN 978-88-86158-82-4 .
- Петтигрю, Дамиан (2003). Я прирожденный лжец: лексикон Феллини . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-8109-4617-3 .
- Роди, Сэм (2002). Лексикон Феллини . Лондон: БФИ. ISBN 978-0-85170-934-5 .
- Сколари, Джованни (2008). L'Italia di Fellini (1-е изд.). Рим: Сабины. ISBN 978-88-96105-01-6 .
- Торнабуони, Лиетта (1995). Федерико Феллини . Нью-Йорк: Риццоли. ISBN 978-0-8478-1878-5 .
- Уолтер, Юджин (2001). Доение Луны: история жизни южанина на этой планете (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Crown. ISBN 978-0-609-60594-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Феллини (на английском языке)
- Фонда Феллини в Римини (на итальянском языке) Официальный веб-сайт
- Веб-сайт Фонда кино Феллини в Швейцарии (на французском языке)
- Федерико Феллини на IMDb
- Федерико Феллини в базе данных TCM Movie
- Биография Федерико Феллини на Lambiek Comiclopedia
- Сайт, посвященный 100-летию Феллини
- Федерико Феллини
- 1920 рождений
- 1993 смертей
- Итальянские актеры-мужчины 20-го века
- Итальянские писатели-мужчины XX века
- Итальянские сценаристы XX века
- Лауреаты Почетной премии Академии
- Альтернативные карикатуристы
- Анализы Эрнста Бернхарда
- Стипендиаты BAFTA
- Лауреаты премии BAFTA за лучший дизайн-постановку
- Победители Давида ди Донателло
- Режиссеры-лауреаты премии Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке
- Директора-победители «Золотой пальмовой ветви»
- англоязычные режиссеры
- Лауреаты Европейской кинопремии (чел.)
- Немецкоязычные режиссеры
- Итальянские антикоммунисты
- Итальянские авторы комиксов
- Итальянские художники комиксов
- Итальянские режиссеры-экспериментаторы
- итальянские кинорежиссеры
- Итальянские кинопродюсеры
- Италоязычные режиссеры
- Итальянские киноактёры мужского пола
- Итальянские сценаристы-мужчины
- Итальянские телевизионные актеры мужского пола
- Итальянские католики
- Итальянские сатирики
- Итальянские художники-сюрреалисты
- Итальянские телевизионные режиссеры
- Авторы магического реализма
- Обладатели серебряной ленты
- Люди из Римини
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Режиссеры-сюрреалисты
- Писатели-сюрреалисты
- Телевизионные коммерческие директора
- Подземные карикатуристы
- Семья Феллини
- Обладатели премии «Золотой лев за выслугу лет»
- Похороны на Монументальном кладбище Римини.