Джилло Понтекорво
Джилло Понтекорво | |
---|---|
Рожденный | Жилберто Понтекорво 19 ноября 1919 г. Pisa , Italy |
Умер | 12 октября 2006 г. Рим, Италия | (86 лет)
Род занятий | Кинорежиссер , сценарист , композитор |
Годы активности | 1953–2003 |
Заметная работа | |
Супруг | Мария Адель «Пиччи» Зиино (м. 1964) |
Дети | Марко Понтекорво |
Родственники | Бруно Понтекорво (брат) Гвидо Понтекорво (брат) |
Жилберто Понтекорво Кавалер Большого Креста OMRI ( Итальянский: [ˈdʒillo ponteˈkɔrvo] ; 19 ноября 1919 — 12 октября 2006) — итальянский кинорежиссёр , связанный с движением политического кино 1960-х и 1970-х годов. Он наиболее известен как режиссер знаковой военной документальной драмы «Битва за Алжир» (1966). Он выиграл Золотого льва на 27-м Венецианском кинофестивале и принёс ему номинации на Оскар за лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий .
Среди других его фильмов - «Капо» (1960) драма о Холокосте ; Гореть! (1969), исторический фильм о вымышленном восстании рабов на Малых Антильских островах ; и «Огро» (1979), инсценировка убийства премьер-министра Испании Луиса Карреро Бланко баскскими сепаратистами . Он также снял несколько документальных и короткометражных фильмов.
В 2000 году он получил премию Пьетро Бьянки на Венецианском кинофестивале . В том же году он был возведён в рыцари Большого креста ордена « За заслуги перед Итальянской Республикой» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Понтекорво родился в Пизе и был сыном богатой светской итальянской еврейской семьи. Его отец был бизнесменом. Среди братьев и сестер Джилло были братья Бруно Понтекорво , впоследствии всемирно известный физик-ядерщик и один из так называемых мальчиков с Виа Панисперна , которые бежали в Советский Союз в 1950 году; Гвидо Понтекорво , генетик; Поли [Поль] Понтекорво, инженер, работавший над радаром после Второй мировой войны; и Дэвид Мараони. Их сестрами были Джулиана (м. Талбет); Лаура (м. Коппа); и Анна (м. Ньютон).
Понтекорво изучал химию в Пизанском университете , но бросил учебу, сдав всего два экзамена. Там он впервые узнал об оппозиционных политических силах и впервые встретил левых студентов и профессоров. В 1938 году, столкнувшись с растущим антисемитизмом в Италии с приходом к власти фашистов, он последовал за своим старшим братом Бруно в Париж, где нашел работу в журналистике и инструктором по теннису.
В Париже Понтекорво увлекся миром кино и начал с создания нескольких короткометражных документальных фильмов. Он стал ассистентом Йориса Ивенса , голландского режиссера-документалиста и известного марксиста, чьи фильмы включают «Реген» и «Мост» . Он также ассистировал Иву Аллегре , французскому режиссеру, известному своей работой в жанре нуар , чьи фильмы включают «Une si jolie petite plage» и «Les Orgueilleux» . В дополнение к этим влияниям Понтекорво начал встречаться с людьми, которые расширили его кругозор, среди них художник Пабло Пикассо , композитор Игорь Стравинский и политический мыслитель Жан-Поль Сартр . За это время Понтекорво развил свои политические идеалы. Он был тронут, когда многие из его друзей в Париже собрались, чтобы поехать сражаться на стороне республиканцев во время гражданской войны в Испании .
В 1941 году Понтекорво вступил в Коммунистическую партию Италии . Он отправился в северную Италию, чтобы помочь организовать антифашистских партизан. Под псевдонимом Барнаба он стал лидером Сопротивления в Милане с 1943 по 1945 год.
После войны он был редактором еженедельного коммунистического журнала Pattuglia . вместе с Дарио Волари в период с 1948 по 1950 год [1] Понтекорво разорвал связи с Коммунистической партией в 1956 году после советской интервенции с целью подавления венгерского восстания. [ нужна ссылка ] Однако он не отказался от своей приверженности марксизму . [ нужна ссылка ]
В интервью Guardian в 1983 году Понтекорво сказал: «Я не ярый революционер. Я просто человек левых взглядов, как и многие итальянские евреи ». [2]
Кинокарьера
[ редактировать ]Ранние фильмы
[ редактировать ]После Второй мировой войны и возвращения в Италию Понтекорво решил оставить журналистику и заняться кинопроизводством, и этот сдвиг, похоже, наметился в течение некоторого времени. Катализатором стал просмотр Роберто Росселлини » « Пайзы (1946). Он купил 16-миллиметровую камеру и снял несколько документальных фильмов, в основном на собственные средства, начиная с «Миссии Тимирязева» в 1953 году. Он снял «Джованна» , которая была одним из эпизодов фильма «Роза деи венти» (1957), фильма, созданного из эпизодов нескольких режиссеров.
В 1957 году он снял свой первый полнометражный фильм « La grande strada azzurra» ( «Широкая голубая дорога »), который предвосхитил его зрелый стиль последующих фильмов. В нем рассказывается о жизни рыбака и его семьи на небольшом острове в Адриатическом море . Из-за нехватки рыбы в близлежащих водах рыбаку Скуарчо приходится выйти в открытое море, где он незаконно ловит рыбу с помощью бомб. Фильм получил приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах . Понтекорво потратил месяцы, а иногда и годы, исследуя материал для своих фильмов, чтобы точно передать социальные ситуации, которые он исследовал.
В следующие два года Понтекорво поставил драму «Капо» (1960), действие которой происходит в нацистском лагере смерти. Сюжет фильма повествует о попытке побега из концлагеря молодой еврейской девушки. В 1961 году он был итальянским кандидатом на премию Американской киноакадемии и был номинирован на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке . [3] В том же году фильм получил две награды: Итальянский национальный синдикат киножурналистов наградил Диди Перего серебряной лентой за лучшую женскую роль второго плана, а кинофестиваль в Мар-дель-Плата наградил Сьюзан Страсберг за лучшую женскую роль.
Битва за Алжир
[ редактировать ]Понтекорво наиболее известен своим шедевром 1966 года «Битва за Алжир» (выпущенным на итальянском языке как La battaglia di Algeri ). Его многие считают одним из лучших фильмов в своем жанре: неореалистическим фильмом. В изображении алжирского сопротивления во время Алжирской войны использован неореалистический стиль, впервые предложенный итальянскими режиссерами де Сантисом и Росселлини . Он использовал кадры в стиле кинохроники и непрофессиональных актеров.
Он сосредоточил свое внимание в первую очередь на коренных алжирцах, бесправном населении, которое редко фигурировало в средствах массовой информации. Несмотря на то, что Понтекорво во многом является итальянским неореалистом по стилю, он был спродюсирован совместно с алжирской кинокомпанией. Сценарий был написан с расчетом на то, что Национального фронта освобождения в нем будут действовать лидеры (ФНО). (Например, персонажа Джафара сыграл лидер ФНО Ясеф Саади .) Тема Понтекорво была явно антиимпериалистической. Позже он описал фильм как «гимн... в честь людей, которые должны бороться за свою независимость не только в Алжире, но и во всем третьем мире» и сказал: «Рождение нации происходит с болью как на стороны, хотя одна сторона имеет причину, а другая нет».
Битва за Алжир имела большой успех и влияние. Его широко показывали в США, где Понтекорво получил ряд наград. Он был номинирован на две премии Оскар за режиссуру и сценарий (совместное сотрудничество). Фильм использовался в качестве обучающего видео революционными группами, а также военными диктатурами, борющимися с партизанским сопротивлением (особенно в 1970-х годах во время операции «Кондор» ). Он был и остается чрезвычайно популярным в Алжире , обеспечивая популярную память о борьбе за независимость от Франции.
Полудокументальный стиль и использование почти полностью непрофессионального актерского состава (в фильме участвует только один обученный актер) оказали большое влияние на ряд будущих режиссеров и фильмов. Его влияние можно увидеть в нескольких сохранившихся работах западногерманского режиссера Теода Рихтера , снятых с конца 1960-х годов до его исчезновения и предположительной смерти в 1986 году. Кроме того, в более поздних коммерческих американских фильмах, таких как « Проект Ведьмы из Блэр» , «Паранормальная активность» и другие используют эти методы для менее высоких целей.
Поздняя карьера
[ редактировать ]Следующая крупная работа Понтекорво, «Кеймада!» ( Bur!, 1969) рассказывает о вымышленном восстании рабов , происходящем на Малых Антильских островах . Этот фильм (с Марлоном Брандо в главной роли ) изображает попытку революции в вымышленной португальской колонии.
Понтекорво продолжил свою серию высокополитических фильмов фильмом «Огро» (1979), в котором рассказывается о возникновении баскского терроризма в конце Франсиско Франко угасающей диктатуры в Испании. Он продолжал снимать короткометражные фильмы до начала 1990-х годов. Он также снял документальный фильм, следующий за «Битвой за Алжир» , под названием Ritorno ad Algeri ( «Возвращение в Алжир» , 1992).
В 1992 году Понтекорво был выбран вместо Гульельмо Бираги на посту директора Венецианского кинофестиваля; он отвечал за фестивали 1992, 1993 и 1994 годов. В 1991 году был членом жюри 41-го Берлинского международного кинофестиваля . [4]
В интервью, которое Понтекорво дал в 1991 году, когда его спросили, почему он снял так мало художественных фильмов, он ответил, что может снять только тот, в который он полностью влюблен. Он также сказал, что отверг многие другие концепции фильмов из-за отсутствия интереса. [ нужна ссылка ]
Смерть
[ редактировать ]В 2006 году Понтекорво умер от застойной сердечной недостаточности в Риме в возрасте 86 лет. [5]
Фильмография
[ редактировать ]Художественные фильмы
[ редактировать ]Заголовок | Год | Функционировал как | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|
Директор | Писатель | Композитор | |||
Широкая дорога синяя | 1957 | Да | Да | Нет | Номинация - Хрустальный глобус (Карловарский международный кинофестиваль) |
Капо ( Капо ) | 1960 | Да | Да | Да | Номинация - Большой приз жюри (Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата) |
Битва Алжир за | 1966 | Да | Да | Да | Золотой лев (Венецианский кинофестиваль) Серебряная лента лучшему режиссёру Номинация - Премия Оскар за лучшую режиссуру Номинация — Премия Оскар за лучший оригинальный сценарий Номинация - Настро д'Ардженто за лучший результат |
Гореть! ( Гореть ) | 1969 | Да | История | Нет | Давид ди Донателло за лучшую режиссуру |
Огр ( Операция Огр ) | 1979 | Да | Да | Нет |
Документальные фильмы
[ редактировать ]Заголовок | Год | Функционировал как | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|
Директор | Писатель | Композитор | |||
Миссион Тимирязев [6] | 1953 | Да | Нет | Нет | |
Порта Портезе | 1954 | Да | Нет | Нет | |
Вечеринка в Кастеллуччо | 1954 | Да | Нет | Нет | |
Мраморные человечки | 1955 | Да | Нет | Нет | |
Собаки за решеткой | 1955 | Да | Нет | Нет | |
Хлеб и сера | 1959 | Да | Нет | Нет | |
Мужчины озера | 1959 | Да | Нет | Нет | |
Лучший | 1963 | Да | Нет | Нет | |
Прощай, Энрико Берлигер | 1984 | Да | Нет | Нет | |
Другой мир возможен | 2001 | Да | Нет | Нет | |
Флоренция, наше завтра | 2003 | Да | Нет | Нет |
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]- Джованна (1957, отрывок из «Розы ветров» )
- Удине (1984, сегмент из 12 режиссеров для 12 городов )
- Возвращение Джилло Понтекорво в Алжир (1992)
- Танец феи сахарной сливы (1996)
- Ностальгия по защите (1997)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биньярди, Ирен (1999). Воспоминания, вырванные из памяти человека, страдающего амнезией. Жизнь Джилло Понтекорво . Фельтринелли .
- Челли, Карло (2005). Джилло Понтекорво: от сопротивления к терроризму . Лэнхэм: Scarecrow Press.
- Эберт, Роджер. Понтекорво: «Мы доверяем лицу Брандо» Chicago Sun-Times. (13 апреля 1969 г.)
- Фанон, Франц (2001). За африканскую революцию: политические очерки . Париж: Ла Декуверт.
- Меллен, Джоан; Понтекорво, Джилло (осень 1972 г.). «Интервью с Джилло Понтекорво». Фильм Ежеквартально . 26 (1): 2–10. doi : 10.1525/fq.1972.26.1.04a00030 (неактивен 28 февраля 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - Меллен, Джоан (1973). Киногид по фильму «Битва за Алжир» . Публикации Университета Индианы.
- Саид, Эдвард В. (2000). «В поисках Джилло Понтекорво». Размышления об изгнании и другие очерки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 282–292 . ISBN 9780674003026 .
- Солинас, Франко (1973). Джилло Понтекорво «Битва за Алжир» . Нью-Йорк: Скрибнерс.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лео Горетти (май 2011 г.). «Бомбы Трумэна и крючковатый нос Де Гаспери: образы врага в коммунистической прессе для молодежи после 18 апреля 1948 года». Современная Италия . 16 (2): 159–177. дои : 10.1080/13532944.2011.557222 . S2CID 144399337 .
- ^ цитируется по книге «Переосмысление северного колониализма: постколониальный выставочный проект в пяти действиях » (24 марта — 25 ноября 2006 г.), куратор Kuratorisk Aktion для NIFCA, Северного института современного искусства.
- ^ «Номинанты и победители 33-й церемонии вручения премии Оскар (1961)» . oscars.org . Проверено 29 октября 2011 г.
- ^ «Берлинале: Жюри 1991 года» . berlinale.de . Проверено 21 марта 2011 г.
- ^ Пири, Джеральд. «Разговор с Джилло Понтекорво» .
- ^ Томпсон, Бордвелл, Кристин, Дэвид (2010). История кино: Введение, третье издание . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу Хилл.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джилло Понтекорво на IMDb
- Интервью с Джилло Понтекорво на World Socialist Web Site
- (на французском языке) Издание «De l'abjection» (1961) Жака Риветта, рецензия на фильм «Капо» (1959) Понтекорво, на аналитическом сайте L'oBservatoire (простое устройство).
- (на французском языке) Презентация Джилло Понтекорво «Битва за Алжир » на аналитическом сайте L'oBservatoire (простое устройство).
- 1919 рождений
- смертей в 2006 г.
- Итальянские евреи 20-го века
- Итальянские политики ХХ века
- Похороны на Кампо Верано
- Победители Давида ди Донателло
- Директора победителей «Золотого льва»
- Сосланные итальянские политики
- Персонал интернациональных бригад
- Политики Коммунистической партии Италии
- итальянские кинорежиссеры
- Итальянские композиторы музыки к фильмам
- Редакторы итальянских журналов
- Итальянские беженцы
- Члены итальянского движения сопротивления
- Итальянские сценаристы
- Евреи в итальянском сопротивлении
- Еврейские беженцы
- Еврейские социалисты
- Обладатели серебряной ленты
- Люди из Пизы