Jump to content

Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи
Бертолуччи, ок. 1971 год
Рожденный ( 1941-03-16 ) 16 марта 1941 г.
Парма , Италия
Умер 26 ноября 2018 г. ) ( 26.11.2018 ) ( 77 лет
Рим , Италия
Занятия
  • Кинорежиссер
  • сценарист
Годы активности 1962–2018
Супруги
  • (в разводе)
  • ( м. 1979 г.)
Родитель
Родственники
Награды ( см . § Награды )

Бернардо Бертолуччи OMRI ( Итальянский: [berˈnardo bertoˈluttʃi] ; 16 марта 1941 — 26 ноября 2018) — итальянский кинорежиссер и сценарист, чья карьера длилась 50 лет. Считается одним из величайших режиссеров итальянского кино. [2] [3] Работы Бертолуччи получили международное признание. В фильме «Последний император» (1987) он стал первым итальянским режиссером, получившим премию «Оскар» за лучшую режиссуру. [а] и он получил множество других наград, включая премию BAFTA , премию «Сезар» , два «Золотых глобуса» , « Золотого льва» в 2007 году и «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 2011 году . [4]

Протеже Пьера Паоло Пазолини . [5] Бертолуччи дебютировал в качестве режиссера в 22 года. Его второй фильм, «Перед революцией» «шедевром итальянского кино» (1964), получил сильные международные отзывы и с тех пор приобрел статус классики, будучи названным Film4 . Его фильм 1970 года «Конформист» , экранизация Альберто Моравиа романа , считается классикой международного кино. [6] и был номинирован на премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и престижную премию « Золотой медведь Берлина» . Его эротическая драма 1972 года «Последнее танго в Париже» вызвала споры из-за сцены изнасилования и комментариев актрисы Марии Шнайдер об обращении с ней на съемочной площадке. [7] Более поздние фильмы Бертолуччи, такие как историческая эпопея «1900» (1976), семейная драма «Луна» (1979) и мрачно-комедийная «Трагедия смешного человека» (1981), также вызвали споры, но получили признание.

Его фильм 1987 года «Последний император» , биографический фильм о китайском монархе Пуи , имел успех у критиков и коммерческий успех, заслужил восторженные отзывы и получил 60-ю премию «Оскар» (включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер»). За его успехом он последовал еще двумя фильмами в своей «Восточной трилогии». [8] «Под покровом небес» , экранизация одноименного романа , и «Маленький Будда» , буддийский религиозный эпос. Его фильм 1996 года « Ускользающая красота » принес ему вторую из двух номинаций на «Золотую пальмовую ветвь». Он продолжал режиссировать и в 21 веке, выпустив свой последний фильм « Я и ты » в 2012 году.

Фильмы Бертолуччи часто затрагивают темы политики, сексуальности, истории, классовых конфликтов и социальных табу; [9] [10] и его стиль повлиял на нескольких режиссеров. [6] [2] Несколько его фильмов вошли в списки величайших фильмов всех времен .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Бертолуччи родился в итальянском городе Парма , в регионе Эмилия-Романья . Он был старшим сыном Нинетты (Джованарди), учительницы, и Аттилио Бертолуччи , поэта, известного искусствоведа, антолога и кинокритика. [11] Его мать родилась в Австралии, [12] [13] отцу-итальянцу и матери-австралийке (ирландского и шотландского происхождения).

Выросший в творческой среде, Бертолуччи начал писать в 15 лет и вскоре получил несколько престижных литературных премий, в том числе Premio Viareggio за свою первую книгу. Происхождение его отца помогло его карьере: Бертолуччи-старший помог итальянскому режиссеру Пьеру Паоло Пазолини опубликовать его первый роман, и Пазолини ответил взаимностью, наняв Бертолуччи в качестве своего первого помощника в Риме в фильме «Аккатоне» (1961).

У Бертолуччи был брат, театральный режиссер и драматург Джузеппе (27 февраля 1947 г. - 16 июня 2012 г.). Его двоюродным братом был кинопродюсер Джованни Бертолуччи (24 июня 1940 г. - 17 февраля 2005 г.), с которым он работал над рядом фильмов.

Режиссерский прорыв

[ редактировать ]

Бертолуччи изначально хотел стать поэтом, как его отец. С этой целью он посещал факультет современной литературы Римского университета с 1958 по 1961 год, где и началась его карьера в кино в качестве помощника режиссера Пазолини. [14] Вскоре после этого Бертолуччи покинул университет, не окончив его. В 1962 году, в возрасте 22 лет, он снял свой первый художественный фильм продюсера Тонино Черви по сценарию Пазолини под названием La commare secca (1962). Фильм представляет собой детективное убийство, последовавшее за убийством проститутки. Бертолуччи использует воспоминания, чтобы собрать воедино преступление и человека, его совершившего. Вскоре последовал фильм « До революции» ( Prima della rivoluzione , 1964).

Бум итальянского кино , положивший начало Бертолуччи, замедлился в 1970-х годах, поскольку режиссеры были вынуждены производить свои фильмы совместно с несколькими американскими, шведскими, французскими и немецкими компаниями и актерами из-за последствий глобального экономического спада. об итальянской киноиндустрии.

Бертолуччи вызвал споры в 1972 году фильмом « Последнее танго в Париже в главных ролях » с Марлоном Брандо , Марией Шнайдер , Жан-Пьером Лео и Массимо Джиротти . В фильме показан персонаж Брандо, Пол, который справляется с самоубийством своей жены, эмоционально и физически доминируя над молодой женщиной Жанной (Шнайдер). Изображения Шнайдера, которому тогда было 19 лет, подверглись критике как эксплуататорские. В одной из сцен Пол анально насилует Жанну, используя масло в качестве смазки. Использование сливочного масла не было в сценарии; Бертолуччи и Брандо обсуждали это, но не сказали Шнайдеру. В 2007 году она сказала, что во время этой сцены плакала «настоящими слезами» и чувствовала себя униженной и «немного изнасилованной». [15] [16] [17] В 2013 году Бертолуччи заявил, что скрыл информацию от Шнайдера, чтобы вызвать настоящую «реакцию разочарования и гнева». [16] Брандо утверждал, что Бертолуччи хотел, чтобы персонажи занялись настоящим сексом, но Брандо и Шнайдер заявили, что это было симулировано. [15] В 2016 году Бертолуччи опубликовал заявление, в котором пояснил, что Шнайдер знал о насилии, изображенном в этой сцене, но ему не сообщили об использовании сливочного масла. [18]

После «пристального внимания СМИ» и известности после выхода фильма Шнайдер стала наркоманкой и склонна к суициду. [19] В Италии против Бертолуччи было возбуждено уголовное дело за непристойность; фильм был конфискован цензурной комиссией, а все копии было приказано уничтожить. Итальянский суд лишил Бертолуччи гражданских прав на пять лет и приговорил его к четырем месяцам условного тюремного заключения. [20] В 1978 году Апелляционный суд Болоньи постановил сохранить три копии фильма в национальной фильмотеке с условием, что их нельзя будет просмотреть до тех пор, пока Бертолуччи не сможет повторно представить их для общего распространения без сокращений. [21] [22] [23] [24]

Звезда Бертолуччи на Аллее славы в Голливуде

Бертолуччи увеличил свою известность благодаря своим следующим нескольким фильмам, начиная с 1900 года (1976), эпическому изображению борьбы фермеров Эмилии-Романьи с начала 20-го века до Второй мировой войны с международным актерским составом ( Робер Де Ниро , Жерар Депардье , Дональд Сазерленд , Стерлинг Хейден , Берт Ланкастер , Доминик Санда ) до «Луны» , действие которой происходит в Риме и в Эмилии-Романье , в которой Бертолуччи затрагивает острый вопрос наркотиков и инцеста , и, наконец, «La tragedia di un uomo Ridicolo» (1981). ), с Уго Тоньяцци . [25]

Затем он написал два сценария по мотивам « Дэшила Хэммета » Красной жатвы . Он надеялся, что это будет его первый фильм, действие которого происходит в Америке, но из этого ничего не вышло. [26]

Последний император и более поздняя карьера

[ редактировать ]
Бертолуччи в 2011 году

В 1987 году Бертолуччи снял эпопею «Последний император» , биографический фильм, рассказывающий историю жизни Айсина-Джоро Пуи , последнего императора Китая. Фильм был независимо продюсирован британским продюсером Джереми Томасом , с которым Бертолуччи с тех пор работал почти исключительно. Фильм финансировался независимо и создавался три года. Бертолуччи, написавший фильм в соавторстве с Марком Пепло , получил премию «Оскар» за лучшую режиссуру . В фильме жизнь Пуи используется как зеркало, отражающее переход Китая от феодализма через революцию к его нынешнему состоянию.

На 60-й церемонии вручения премии «Оскар » «Последний император» получил все девять премий «Оскар» , на которые был номинирован: лучший фильм , лучший режиссер , лучший сценарий, сценарий, основанный на материале из другого жанра , лучшая операторская работа , лучший монтаж фильма , лучший дизайн костюмов , лучшая художественная постановка. -Украшение набора , лучшая музыка, оригинальная партитура и лучший звук . [27]

«Последний император» стал первым художественным фильмом, когда-либо разрешенным правительством Китайской Народной Республики к съемкам в Запретном городе . [28] Бертолуччи предложил фильм китайскому правительству как один из двух возможных проектов. Другой фильм — «Человеческое состояние» Андре Мальро . Китайское правительство отдало предпочтение «Последнему императору» . [29]

После «Последнего императора» , «Под покровом неба» и «Маленького Будды » Бертолуччи вернулся в Италию, чтобы снимать фильмы и возвращаться к своим старым темам, но с разными результатами как со стороны критиков, так и со стороны публики. он снял фильм «Ускользающая красота» . В 1996 году [30] затем «Мечтатели» в 2003 году, в которых описываются политические страсти и сексуальные революции двух братьев и сестер в Париже в 1968 году. [31]

В 2007 году Бертолуччи получил премию «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале за дело всей своей жизни, а в 2011 году он также получил « Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале . [32]

В 2012 году его последний фильм « Я и ты» был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале 2012 года. [33] [34] и был выпущен в начале 2013 года в Великобритании. Этот фильм является адаптацией Никколо Амманити « Я молодежной книги и ты» . Сценарий к фильму написали Бертолуччи, Умберто Контарелло и Никколо Амманити. [35] Бертолуччи изначально намеревался снять фильм в 3D, но был вынужден отказаться от этого плана из-за стоимости. [36]

Бертолуччи появился в Radio Four программе Start the Week 22 апреля 2013 года. [37] и в Front Row 29 апреля 2013 года, где он выбрал Сладкая жизнь фильм « » режиссера Федерико Феллини для «Культурного обмена». [38]

Весной 2018 года в интервью итальянскому изданию Vanity Fair Бертолуччи сообщил, что готовит новый фильм. Он заявил: «Темой будет любовь, назовем ее так. На самом деле темой является общение и, следовательно, некоммуникабельность. Любимая тема Микеланджело Антониони и состояние, с которым я столкнулся, когда ради немногих отказался от своих фильмов. , тех, что были из шестидесятых, в более широкий кинотеатр, готовый встретить большую аудиторию». [39]

Как сценарист, продюсер и актер

[ редактировать ]

Бертолуччи написал множество сценариев как для своих фильмов, так и для фильмов других режиссеров, два из которых он также продюсировал.

Он был актером в фильме «Голем: Дух изгнания » режиссера Амоса Гитая в 1992 году. [40]

Политика и личные убеждения

[ редактировать ]

Бертолуччи был атеистом . [41]

Фильмы Бертолуччи зачастую очень политизированы. Он был убежденным марксистом и, как Лукино Висконти , который в конце 1960-х годов нанимал многих иностранных художников, Бертолуччи использовал свои фильмы для выражения своих политических взглядов. Его политическим фильмам предшествовали другие, переоценивающие историю. «Конформист» (1970) критиковал фашизм , затрагивал отношения между государственностью и национализмом, а также вопросы народных вкусов и коллективной памяти, и все это на фоне международного заговора Бенито Муссолини с целью убийства политически активного левого профессора философии в Париже. 1900 год также анализирует борьбу левых и правых.

27 сентября 2009 года Бертолуччи был одним из тех, кто подписал обращение к правительству Швейцарии с просьбой освободить Романа Полански , который содержался под стражей в ожидании экстрадиции в США. [42]

24 апреля 2015 года в Твиттере Бертолуччи принял участие в #whomademyclothes, кампании Fashion Revolution против потогонных предприятий , посвященной обрушению здания Савара в 2013 году , самому смертоносному несчастному случаю в истории швейной промышленности. [43]

Бертолуччи пропагандировал практику Трансцендентальной Медитации : «Мы хотим вызвать настоящее, и сложно сделать все это вместе, мы можем только медитировать, как в трансцендентальной медитации. Одно из самых сильных переживаний. Либо вы медитируете, либо смотрите хороший фильм». , тогда две вещи начинают соприкасаться...». [44]

Бертолуччи умер от рака легких в Риме 26 ноября 2018 года в возрасте 77 лет. [45] [46]

Фильмография

[ редактировать ]

Короткометражный фильм

[ редактировать ]
Год Заголовок Директор Писатель Примечания
1956 Смерть свиньи Да Да
Кабель Да Да Также редактор и оператор
1969 Агония Да Да Сегмент любви и гнева
2002 История вод Да Да Отрывок на десять минут старше: Виолончель

Художественный фильм

[ редактировать ]
Год Заголовок Директор Писатель
1962 Сухая жена Да Да
1964 До революции Да Да
1967 Как выиграть миллиард... и уйти от наказания Нет Да
1968 Партнер Да Да
Однажды на Западе Нет Да
1970 Конформист Да Да
Стратагема паука Да Да
1972 Последнее танго в Париже Да Да
1976 1900 Да Да
1979 Луна Да Да
1981 Трагедия смешного человека Да Да
1987 Последний император Да Да
1990 Защищающее небо Да Да
1993 Маленький Будда Да Да
1996 Ускользающая красота Да Да
1998 Осажденный Да Да
2001 Триумф любви Нет Да
2003 Мечтатели Да Нет
2012 Я и ты Да Да

Продюсер

Документальные работы

[ редактировать ]

Короткометражный фильм

Год Заголовок Директор Писатель Примечания
1966 Канал Да Да
1971 Здоровье больное Да Нет
1989 Болонья Да Нет Сегмент из 12 директоров для 12 городов
2013 Венеция 70: Будущее: перезагрузка Да Нет

Фильм

Год Заголовок Директор Писатель Примечания
1976 Молчание – это соучастие Нет Да Также редактор
1984 Прощание с Энрико Берлингуером Да Да

Телевидение

Год Заголовок Директор Писатель Примечания
1967 Нефтяной маршрут Да Да 3 серии
1985 Открытки из Китая Да Да телекороткометражка

Награды и номинации

[ редактировать ]
Год Заголовок Награда/Номинация
1968 Партнер Номинация - Золотой лев
1969 Любовь и гнев Номинация - Золотой Медведь
1970 Конформист Премия Национального общества кинокритиков за лучшую режиссуру
Номинация — Премия Оскар за лучший адаптированный сценарий
Номинация - Золотой Медведь
1972 Последнее танго в Париже Серебряная лента лучшему режиссёру
Номинация - Премия Оскар за лучшую режиссуру
Номинация - Премия Гильдии режиссеров Америки за выдающуюся режиссуру
Номинация — Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссуру
1981 Трагедия смешного человека Номинация – Золотая пальмовая ветвь
1987 Последний император Премия Оскар за лучшую режиссуру
Премия Оскар за лучший адаптированный сценарий
Премия BAFTA за лучший фильм
Премия «Сезар» за лучший иностранный фильм
Давид ди Донателло за лучшую режиссуру
Давид ди Донателло за лучший сценарий
Премия Гильдии режиссеров Америки за выдающуюся режиссуру
Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссуру
Премия «Золотой глобус» за лучший сценарий
Серебряная лента лучшему режиссёру
Номинация - Премия BAFTA за лучшую режиссуру
1990 Защищающее небо Номинация — Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссуру
1996 Ускользающая красота Номинация — Давид ди Донателло за лучшую режиссуру
Номинация – Золотая пальмовая ветвь
1998 Осажденный Номинация — Давид ди Донателло за лучшую режиссуру
2012 Я и ты Номинация — Давид ди Донателло за лучший фильм
Номинация — Давид ди Донателло за лучшую режиссуру
Номинация — Давид ди Донателло за лучший сценарий

Другие награды

  • Кавалер Ордена « За заслуги перед Итальянской Республикой » ( Рим , 2 июня 1988 г.) по предложению Совета Министров. [48]
  • Золотая медаль итальянской медали за заслуги перед культурой и искусством Италии (Рим, 21 февраля 2001 г.). За то, что смог соединить поэзию и великое кино, как это было в истории итальянского кино . За то, что вы знали, как вести диалог между различными культурами и мирами, оставаясь прочно укорененными в культуре своей страны. За то, что смог со страстью и смелостью представить политическую, социальную и культурную историю последних ста лет. [2]
  • Степень магистра Honoris Causa в области истории и критики искусств и перформанса Пармского университета ( Laurea Magistrale Honoris Causa in Storia e Crita delle Arti e dello spettacolo ). Бернардо Бертолуччи – один из величайших и признанных режиссеров мира. Его кино является ориентиром для целых поколений режиссеров, восхищает миллионы зрителей, а также вызывает обширные культурные дебаты, выходящие далеко за пределы киноиндустрии, и является предметом значительных исторических и теоретических исследований, опубликованных на всех основных языках мира. . [3]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Бернардо Бертолуччи» . Передний ряд . 29 апреля 2013 г. Радио BBC 4 . Проверено 18 января 2014 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Золотая медаль за заслуги в области культуры и искусства» (на итальянском языке). Президентство Республики. 21 февраля 2001 года . Проверено 29 ноября 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Почетная степень Бертолуччи, вот мотивация» . Республика . 16 декабря 2014 года . Проверено 29 ноября 2014 г.
  4. ^ «Бернардо Бертолуччи получит Золотую пальмовую ветвь» . Новости Би-би-си. 11 апреля 2011 года . Проверено 25 августа 2012 г.
  5. ^ «Режиссер, перерастающий влияние: Бернардо Бертолуччи в 1960-е | Sight & Sound» . Британский институт кино . 28 ноября 2018 года . Проверено 16 марта 2021 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Некролог Бернардо Бертолуччи: выдающийся режиссер визуально выдающегося кино | Sight & Sound» . Британский институт кино . 28 ноября 2018 года . Проверено 15 марта 2021 г.
  7. ^ Норт, Анна (26 ноября 2018 г.). «Пояснение тревожной истории, стоящей за сценой изнасилования в «Последнем танго в Париже» Бернардо Бертолуччи» . Вокс . Проверено 28 мая 2024 г.
  8. ^ Леонелли, Элиза (26 ноября 2018 г.). «Вспоминая Бернардо Бертолуччи» . Культурный еженедельник . Проверено 16 марта 2021 г.
  9. ^ Эбири, Бильге (26 июля 2020 г.). «Бертолуччи, Бернардо – Чувства кино» . Проверено 16 марта 2021 г.
  10. ^ Хорнадей, Энн. «Перспектива | Больше, чем кто-либо, Бернардо Бертолуччи олицетворял боль и удовольствие от мужского взгляда» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 16 марта 2021 г.
  11. ^ «Биография Бернардо Бертолуччи (1940-)» . Ссылка на фильм . Проверено 14 сентября 2010 г.
  12. ^ Бертолуччи, Б.; Джерард, FS; Клайн, Ти Джей; Скларёв, Б.Х. (2000). Бернардо Бертолуччи: Интервью . Университетское издательство Миссисипи. ISBN  9781578062058 . Проверено 16 октября 2016 г.
  13. ^ «Бернардо Бертолуччи - биография» . cinquantamila.corriere.it. Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 16 октября 2016 г.
  14. ^ theblackpaul (3 июня 2010 г.). «МОЛОДОЙ БЕРТОЛУЧЧИ ГОВОРИТ О ПАЗОЛИНИ (из «Пазолини в бешенстве»)» . Ютуб . Google, Inc. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 25 августа 2012 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Изади, Элахе (5 декабря 2016 г.). «Почему сцена изнасилования в «Последнем танго в Париже» сейчас вызывает такой резонанс» , The Washington Post .
  16. ^ Перейти обратно: а б Джеффри Макнаб (1 февраля 2013 г.). «Бернардо Бертолуччи: «Я думал, что больше не смогу снимать фильмы» » . Хранитель . Проверено 16 февраля 2013 г.
  17. Саммерс, Ханна (4 декабря 2016 г.). «Актеры выражают отвращение по поводу признания в сцене изнасилования «Последнее танго в Париже»» , The Guardian .
  18. ^ Ли, Бенджамин (5 декабря 2016 г.). «Бернардо Бертолуччи: Споры о последнем танго «смехотворны» » . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 2 июня 2017 г.
  19. ^ Маклеллан, Деннис (4 февраля 2011 г.). «Мария Шнайдер умирает в 58 лет; актриса в «Последнем танго в Париже» » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 24 марта 2015 г.
  20. ^ Раннакино (2012). «Бернардо Бертолуччи» . Раннакино . Архивировано из оригинала 13 февраля 2013 года . Проверено 26 августа 2012 г.
  21. ^ Рашкин, Эстер (2008). Невыразимые тайны и психоанализ культуры . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 224. ИСБН  978-0791475348 . Проверено 24 марта 2015 г.
  22. ^ Малкин, Бонни (3 декабря 2016 г.). «Режиссер «Последнего танго в Париже» предлагает сцену «изнасилования маслом» Марии Шнайдер не по обоюдному согласию» . Хранитель .
  23. ^ «Голливуд реагирует с отвращением и возмущением по поводу всплывшего признания режиссера «Последнего танго в Париже»» . Голливудский репортер . 3 декабря 2016 г.
  24. ^ Келли, Сет (3 декабря 2016 г.). « Сцена изнасилования в фильме «Последнее танго в Париже» произошла не по обоюдному согласию, - признает режиссер Бернардо Бертолуччи» .
  25. ^ Кэнби, Винсент (12 февраля 1982 г.). «Трагедия смешного человека: Похищение глазами Бертолуччи» . Нью-Йорк Таймс .
  26. ^ «Некролог Бернардо Бертолуччи» . Хранитель . 26 ноября 2018 года . Проверено 29 ноября 2018 г.
  27. ^ Хармец, Альжан (12 апреля 1988 г.). « Последний император» получил 9 «Оскаров» и был назван лучшим фильмом 1987 года . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 ноября 2018 г.
  28. ^ Корлисс, Ричард (25 апреля 1988 г.). «Любовь и уважение по-голливудски» . Время . Архивировано из оригинала 5 января 2013 года . Проверено 20 июля 2021 г.
  29. ^ Чамплин, Чарльз (6 декабря 1987 г.). «Бертолуччи: новый портной императора» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 30 ноября 2018 г.
  30. ^ Фельзенталь, Юлия (1 июля 2015 г.). «Почему «Ускользающая красота» — лучший летний фильм» . Мода . Проверено 12 декабря 2017 г.
  31. ^ Брэдшоу, Питер (6 декабря 2004 г.). «Мечтатели» . Хранитель . Проверено 12 декабря 2017 г.
  32. ^ «Специальная Золотая пальмовая ветвь Бертолуччи» . Cinematografo.it . Проверено 2 августа 2011 г.
  33. ^ «Официальный отбор 2012» . Канны . Проверено 26 мая 2012 г.
  34. ^ Брэдшоу, Питер (22 мая 2012 г.). «Канны 2012: Я и ты (Io e Te) – обзор» . Хранитель . Проверено 26 мая 2012 г.
  35. ^ Джемми, Николетта (18 февраля 2011 г.). «Бернардо Бертолуччи снимет свой следующий фильм в 3D» . Архивировано из оригинала 26 ноября 2018 года . Проверено 1 марта 2011 г.
  36. ^ Виварелли, Ник (7 октября 2011 г.). «Бертолуччи отказывается от 3D-плана «Я и ты» » . Разнообразие . Проверено 21 апреля 2012 г.
  37. ^ «Начало недели» . 22 апреля 2013 года . Проверено 29 ноября 2013 г.
  38. ^ «Культурный обмен» . 29 апреля 2013 года . Проверено 29 ноября 2013 г.
  39. ^ Пагани, Малькольм (26 ноября 2018 г.). «Прощание с Бернардо Бертолуччи. Последнее интервью» . Ярмарка тщеславия (на итальянском языке) . Проверено 30 ноября 2018 г.
  40. ^ «Архив фильмов Голем: Дух изгнания / Golem: L'esprit de l'exil» . Карловарский международный кинофестиваль . Проверено 30 ноября 2018 г.
  41. ^ «Интервью Mymovies» . Mymovies.it. Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 2 августа 2011 г.
  42. ^ Соарес, Андре (30 сентября 2009 г.). «Пенелопа Крус, Бернардо Бертолуччи и Гаэль Гарсиа Берналь подписывают петицию Полански» . Путеводитель по альтернативным фильмам . Проверено 31 августа 2013 г.
  43. ^ «Революция моды: кто сделал вашу одежду?» .
  44. ^ «Бертолуччи, прощай, эклектичный взгляд на реальность…» . 26 ноября 2018 г.
  45. ^ Биньярди, Ирен (26 ноября 2018 г.). «Умер Бернардо Бертолуччи, последний великий мастер» . Республика . Национальный отдел прессы. GEDI Gruppo Editoriale SpA . Проверено 26 ноября 2018 г.
  46. ^ «Умер оскароносный режиссер Бертолуччи» . Новости Би-би-си . Би-би-си . 26 ноября 2018 года . Проверено 27 ноября 2018 г.
  47. ^ Девиприя (январь 1999 г.). «30-е звезды IFFI» (PDF) . 30-й Международный кинофестиваль Индии '99 . Дирекция кинофестивалей. п. 150. Архивировано из оригинала (PDF) 30 января 2013 года . Проверено 23 марта 2018 г.
  48. ^ «Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (на итальянском языке). Президентство Республики. 2 июня 1988 года . Проверено 29 ноября 2018 г.
  1. уроженец Италии, Фрэнк Капра, дважды побеждал в этой категории, но был натурализованным гражданином США.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a904baa2aaab0ace37346c8cc26e6fab__1721922900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/ab/a904baa2aaab0ace37346c8cc26e6fab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bernardo Bertolucci - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)