Марта Месарош
Марта Месарош | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Род занятий | Кинорежиссер, сценарист |
Годы активности | 1954 – настоящее время |
Супруг (а) | Ласло Карда (1957–1959) (разведен) Миклош Янчо (1960-1973) (разведен) (трое детей) Ян Новицкий (?-2008) (разведен) |
Марта Месарош (родилась 19 сентября 1931 г.) также венгерский сценарист и кинорежиссер. Дочь скульптора Ласло Месароша , Месарош начала свою карьеру в документальном кино , сняв за десять лет 25 короткометражных документальных фильмов. [ 1 ] Ее полнометражный режиссерский дебют « Эльтавозотта » Девушка (1968) стал первым венгерским фильмом, снятым женщиной. [ 2 ] и получил специальный приз жюри в Вальядолиде Международного кинофестиваля . [ 3 ]
Работы Месароша часто сочетают автобиографические детали с документальными кадрами. Известные темы включают отрицание персонажами своего прошлого, последствия нечестности и гендерную проблематику. В ее фильмах часто фигурируют героини из раздробленных семей, например, молодые девушки, ищущие своих пропавших родителей ( «Девушка» ), или женщины среднего возраста, желающие усыновить детей ( «Усыновление» ). [ 4 ]
Хотя Месарош снялась в более чем пятнадцати художественных фильмах, наибольшую известность она, пожалуй, получила благодаря «Дневнику моих детей» (1984), получившему Гран- при Каннского кинофестиваля . Это была первая запись в трилогии автобиографических фильмов, в которую также входят «Дневник моих любовников» (1987) и «Дневник моих матери и отца» (1990).
За свою карьеру Месарош завоевала награды «Золотой медведь» и « Серебряный медведь» на Берлинале ; Золотая медаль Чикагского международного кинофестиваля ; « Серебряная ракушка» на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне ; и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале . В 1991 году была членом жюри 17-го Московского международного кинофестиваля . [ 5 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Месарош родилась в Будапеште и провела одиннадцать лет своего детства в Советском Союзе , куда ее родители эмигрировали как художники-коммунисты в 1936 году. Там отец Месароша, Ласло Месарош , был арестован и убит в 1938 году при сталинском режиме, а ее мать умерла. рожая. [ 6 ] Осиротевшая Месарош была воспитана приемной матерью в СССР, где она училась в школе. Вернувшись в Венгрию в 1946 году, Месарош вернулась в Москву , чтобы учиться во ВГИКе , и снова вернулась в Венгрию только после окончания учебы в 1956 году.
Карьера
[ редактировать ]Месарош начала работать на Будапештской кинохронике в 1954 году, где она сняла четыре короткометражных фильма, а затем в студии документальных фильмов Александру Сахии в Бухаресте , Румыния , с 1957 по 1959 год. Затем в 1958 году она вернулась в Будапешт, чтобы снимать короткометражки, популяризирующие науку, и документальные короткометражки, где она работала до 1968 года. Месарош присоединилась к Mafilm Group 4 в середине 1960-х годов и сняла свой первый полнометражный фильм в 1968 году. [ 7 ] В то время Месарош была первой женщиной-режиссером в Венгрии, снявшей художественный фильм. [ 8 ] В 1980-х годах Месарош сняла полуавтобиографические «Фильмы-дневники», которые оказали большое влияние на «венгерское кино» благодаря ее сознательному изображению правительства и индивидуального прошлого опыта. [ 9 ] Она бросила вызов цензуре в Венгрии и зарекомендовала себя как неотъемлемый голос в кинематографе страны. [ 10 ] С момента выхода первого фильма Месароша в 1968 году она снялась в более чем пятидесяти фильмах, получила множество наград и была судьей различных кинокомиссий; она также продолжает снимать фильмы по сей день.
Наследие
[ редактировать ]Фильмы Месарош во многом отражают опыт ее взросления и затрагивают проблемы, имеющие отношение к ее жизни. Месарош, рано потерявшая обоих родителей и проведшая большую часть своей юности в постсталинской Венгрии, была полна трагедий и угнетений, и ее фильмы часто отражают это. Кроме того, поскольку Месарош большую часть своих первых лет работы в качестве режиссера работала над документальными фильмами, многие из ее художественных фильмов также содержат много документальных материалов. В большинстве полнометражных фильмов Месароша фильмы имеют открытый финал, лишены обычного сюжета, а диалоги скудны.
С точки зрения содержания, фильмы Месароша исследуют широкие и зачастую трагические разрывы между идеалами и реальностью, а также между родителями и их детьми. Фильмы Месароша затрагивают реалии, обычно игнорируемые в восточноевропейском кино: подчинение женщин, конфликты городской и сельской культур, антагонизм между бюрократией и ее служащими, алкоголизм , разрыв между поколениями, распад традиционных семейных структур и тяжелое положение государства. -воспитанные дети.
Месарош — одна из немногих женщин-кинематографистов, которая постоянно снимает фильмы, которые имеют как критический, так и коммерческий успех для международной аудитории. Ее восемь художественных фильмов, снятых с 1968 по 1979 год, посвящены социальному угнетению, экономическим ограничениям и эмоциональным проблемам, с которыми сталкиваются венгерские женщины. По ее собственным словам Месарош объясняет: «Я рассказываю банальные, обыденные истории, а главные роли в них играют женщины — я изображаю вещи с женской точки зрения». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Месарош впервые вышла замуж за Ласло Карда (режиссера) в 1957 году, но они развелись в 1959 году, а в 1960 году она вышла замуж за Миклоша Янчо , венгерского кинорежиссера и сценариста , с которым она познакомилась во время работы в Mafilm Group 4. [ 11 ] Они вместе воспитали двух его сыновей и ее сына от предыдущих браков. Хотя позже они развелись в 1973 году, двое их сыновей, Ньика Янчо и Миклош Янчо-младший , каждый по отдельности работал оператором-постановщиком во многих ее фильмах. [ 12 ] Позже она вышла замуж за польского актера Яна Новицкого , но в 2008 году они развелись. Новицкая снялась во многих ее фильмах, в том числе в главной роли в «Непогребенных мертвецах» . Его сын от более ранних отношений, Лукаш Новицкий , снялся в фильме Месароша « Кисвилма ». У Месароша также есть дочь Касия Янчо от второго брака.
Фильмография
[ редактировать ]Режиссер (65 наименований) [ 13 ]
Художественные фильмы
[ редактировать ]Год | Заголовок | Директор | Сценарист |
---|---|---|---|
1968 | Девушка | Да | Да |
1969 | Холдувар/Вечеринка в саду | Да | Да |
1970 | Красивые девушки, не плачьте! | Да | Нет |
1973 | Свободное дыхание/Избавление | Да | Да |
1973 | Конец сентября (ТВ) | Да | Нет |
1975 | Принятие | Да | Да |
1976 | Девять месяцев/Девять месяцев | Да | Да |
1977 | Двое из них | Да | Да |
1978 | Здесь как дома / Как дома | Да | Да |
1979 | В движении/В движении | Да | Да |
1980 | Наследницы | Да | Да |
1981 | Анна | Да | Да |
1983 | Страна Юга Кукол | Да | Нет |
1984 | Дневник для моих детей | Да | Да |
1987 | Дневник для моих любовников | Да | Да |
1989 | Прощай, шаперон, Руж | Да | Да |
1990 | Дневник для моих мамы и папы | Да | Да |
1992 | Эдит и Марлен/Эдит и Марлен (ТВ) | Да | Нет |
1994 | Плод | Да | Да |
1996 | Седьмая комната | Да | Да |
1998 | Три свидания (документальный) | Да | |
1999 | Дочери удачи/Дочери удачи | Да | Да |
2000 | Маленькая Вильно: Последний дневник | Да | Да |
2004 | Непогребенный человек | Да | Да |
2009 | Последний отчет об Анне | Да | Да |
2011 | Армани и любовь года, 1951 (ТВ) | Да | Да |
2017 | Северное сияние | Да | Да |
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]- ... И улыбнись ( снова 1954)
- Рассказы Альбертфальвы (1955)
- Повседневная история (1955)
- За площадью Кальвина (1955)
- Странник по проселочной дороге (1956)
- Заставь всех детей улыбнуться (документальный фильм, 1957 г.)
- Остановка в летнем лагере (документальный фильм 1958 года)
- Жизнь продолжается ( 1959 )
- Завтрашняя смена (документальный фильм, 1959 г.)
- Искусство продавать (1960)
- проектирование Структурное ) (1960
- Выращивание персиков (1960)
- О президенте TSZ (1960)
- Это зависит от нас (1960)
- корня ( Развитие стебля и 1961)
- Производство Данулон (1961)
- Сердцебиение 1961 ) (
- Цвета рынка (1961)
- Магия мяча (1962)
- Детские книги (1962)
- Подростковый город (1962)
- Крупномасштабное производство яиц (1962 г.)
- Янош Торняй (1962)
- Суббота, 27 июля 1963 г. (1963 г.)
- Работа или звонок (1963)
- Любовь 1963 ) (
- Бобита (1964)
- Город художников - Сентендре (1964)
- Плач 1964 ) (
- 15 минут - 15 лет (1965)
- Миклош Борсос (документальный фильм 1966 года)
- Город колоколов - Веспрем / Город колоколов (1966)
- Памяти Ласло Месароша (1968)
- В прялке Лоринчи (1971)
- Аве Мария (документальный фильм 1986 года)
- Чудесный мандерин (2001)
- Венгрия 2011 г. (сегмент, 2012 г.)
Телевизионные шоу
[ редактировать ]- Телевизионный театр (сериал) (2 серии)
- Гость (1984) (5-серийный сериал для финского телеканала Mainostelevision)
- Эдит и Марлен (1998)
- День рождения чемпиона (2000)
Награды
[ редактировать ]Берлинский международный кинофестиваль :
- 2007 - Выигран - Камера Берлинале
- 1994 - Номинация - Золотой берлинский медведь за фильм "Плод"
- 1987 - Выигран - Премия OCIC за дневник для моих любовников
- 1987 — Выигран — Серебряный берлинский мишка за «Дневник моих любовников».
- 1987 — Номинация — Золотой берлинский медведь за «Дневник для моих любовников»
- 1977 - Выигран - Рекомендация премии OCIC на девять месяцев
- 1975 - Выигран - Рекомендация премии CIDALC по усыновлению
- 1975 - Выигран - Золотой берлинский медведь на усыновление
- 1975 - Выигран - Премия Интерфильма / Кинопремия Отто Дибелиуса за усыновление
- 1975 - Выигран - Рекомендация премии OCIC по усыновлению
- 1984 — Выигран — Большой приз жюри за «Дневник для моих детей».
- 1984 — Номинация — Золотая пальмовая ветвь за «Дневник для моих детей»
- 1980 - Номинация - Золотая пальмовая ветвь наследия.
- 1977 - Выигран - Премия ФИПРЕССИ за девять месяцев.
Международный кинофестиваль в Чикаго :
- 2010 — Выигран — Золотая доска — Последний репортаж об Анне
- 2017 - Выигран - Приз зрительских симпатий за лучший художественный фильм на иностранном языке " Северное сияние"
Карловарский международный кинофестиваль :
- 2005 - Номинация - Хрустальный глобус за фильм "Непогребенные мертвецы"
Московский международный кинофестиваль :
- 2010 — Номинация — Золотой Георгий за «Последний репортаж об Анне».
- 2001 — Номинация — Лучший режиссёр фильма «Северное сияние».
Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне :
- 1978 — Выигран — Серебряная ракушка для Like Home
- 2018 — Выигран — Особое признание Северного сияния.
- 1995 - Выигран - Премия Эльвиры Нотари / Специальное упоминание за «Седьмую комнату»
- 1995 - Выигран - Премия OCIC за седьмую комнату
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартино, Барбара Халперн (1980). «Фильмы Марты Месарош, или как важно быть банальным». Фильм Ежеквартально . 34 (1): 21–27. дои : 10.2307/1211850 . JSTOR 1211850 .
- ^ Кварт, Барбара (1994). «Обзор экранных воспоминаний Венгерское кино Марты Месарош». Фильм Ежеквартально . 48 (1): 55–56. дои : 10.2307/1212935 . JSTOR 1212935 .
- ^ Гордийчук, Ирина. « Марта Месарош: Счастье — это быть достаточно сильным, чтобы бороться за себя, и временами быть жестоким » . day.kyiv.ua. Проверено 30 апреля 2012 г.
- ^ Мосс, Кевин (1993). «Обзор экранных воспоминаний: венгерское кино Марты Месарош». Славянское обозрение . 52 (4): 862–863. дои : 10.2307/2499665 . JSTOR 2499665 . S2CID 164343986 .
- ^ «17-й Московский международный кинофестиваль (1991)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 3 апреля 2014 г. Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ Хортон, Эндрю Джеймс. «Обычная жизнь в необычные времена - интервью Марты Месарош». Чувства кино. 15 декабря 2010 г. По состоянию на 16 ноября 2018 г. http://sensesofcinema.com/2002/feature-articles/meszaros/ .
- ^ Джаноулис, Тина. « Месарош, Марта » . www.filmreference.com . Проверено 30 апреля 2012 г.
- ^ «Марта Месарош: празднование карьеры венгерского режиссера-новатора». 2017. Журнал Калверт. 20 июня 2017 г. https://www.calvertjournal.com/articles/show/8387/marta-meszaros-celebrating-career-trailblazing-hungarian-director .
- ^ «Марксистское правительство приглашает в центр внимания антисталинского режиссера». Индийский экспресс . Мумбаи. 10 ноября 2009 г. ПроКвест 238333339 .
- ^ Грей, Кармен (20 июня 2017 г.). «Марта Месарош: празднование карьеры венгерского режиссера-новатора» . Журнал Калверта .
- ^ « Биография Марты Месарош (1931-) » . www.filmreference.com . Проверено 30 апреля 2012 г.
- ^ Маслин, Джанет (2008). «NY Times.com: Как дома» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 6 февраля 2008 г. Проверено 31 января 2010 г.
- ^ «Марта Месарош» . IMDB.com . Проверено 11 ноября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кварт, Барбара (1993). «Возвращение к трем женщинам-режиссерам из Центральной Европы». Синеаст . 19 (4): 58–61. JSTOR 41687247 .
- Парвулеску, Константин (2009). «Преданные обещания: политика и сексуальная революция в фильмах Марты Месарош, Милоша Формана и Душана Макавеева». Камера-обскура: феминизм, культура и исследования СМИ . 24 (2 71): 77–105. дои : 10.1215/02705346-2009-003 .
- Уиллер, Уинстон Диксон (1995). «Личный/политический художник: Марта Месарош». Ежеквартальный журнал по литературе/кино . 23 (4). Солсбери: 293–294. ПроКвест 226991142 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Марта Месарош на IMDb
- Месарош, Марта , Биография Марты Месарош на сайте Film Reference.com
- Обычная жизнь в необычные времена , интервью 2002 года Senses of Cinema
- Central Europe Review , интервью о Последний «Маленькой Вильме : дневник»
- Я за либеральную, социал-демократию: Марта Месарош , интервью Economic Times, 2009 г.
- Фильм: Марта Месарош, «Дневник для моих детей» , в газете «NY Times». рецензия на фильм « Дневник для моих детей»
- Марта Месарош: Счастье — это быть достаточно сильным, чтобы бороться за себя и временами быть жестоким , Перевод из интервью 2010 года День » киевской газете «
- Марта Месарош: Ложь не люблю , Перевод из интервью Viva!
- [1] Библиография с примечаниями .
- [2]
Международный кинофестиваль в Трансильвании