Jump to content

Маноэль де Оливейра

Маноэль де Оливейра
Оливейра в 1991 году
Рожденный
Маноэль Кандидо Пинту де Оливейра

( 1908-12-11 ) 11 декабря 1908 г.
Порту , Португалия
Умер 2 апреля 2015 г. (02 апреля 2015 г.) (106 лет)
Порту, Португалия
Занятия
  • Кинорежиссер
  • актер
  • промышленник
Годы активности 1927–2015
Заметная работа
Супруг
Мария Карвальайс
( м. 1940)
Дети 4, включая Мануэля Казимиро
Родственники Рикардо Трепа (внук)
Награды Почетный легион
Золотой лев (2004, карьера)
Золотая пальмовая ветвь (2008, почетная)

Маноэль Кандидо Пинто де Оливейра GCSE GCIH ( Португальский: [mɐnuˈɛl doliˈvɐjɾɐ] ; 11 декабря 1908 — 2 апреля 2015) — португальский кинорежиссер и сценарист, родился в Седофейта , Порту . Впервые он начал снимать фильмы в 1927 году, когда он и несколько друзей попытались снять фильм о Первой мировой войне. В 1931 году он завершил свой первый фильм Дору, Фаина Флювиал , документальный фильм о его родном городе Порту, снятый в городской симфонии. жанре . Он дебютировал в художественном кино в 1942 году с фильмом «Аники-Бобо» и продолжал снимать короткометражные и документальные фильмы в течение следующих 30 лет, получив минимальное признание, хотя и не считался крупным мировым кинорежиссером.

В 1971 году Оливейра снял свой второй художественный повествовательный фильм «Прошлое и настоящее» — социальную сатиру, которая впоследствии установила стандарт для его кинокарьеры и принесла ему признание в мировом киносообществе. Он продолжал снимать фильмы с растущими амбициями на протяжении 1970-х и 1980-х годов, получив признание критиков и многочисленные награды. Начиная с конца 1980-х годов он был одним из самых плодовитых действующих кинорежиссеров и снимал в среднем один фильм в год, когда ему исполнилось 100 лет. В марте 2008 года сообщалось, что он был старейшим действующим кинорежиссером в мире. [1]

Среди его многочисленных наград были Карьерный Золотой лев 61-го Венецианского международного кинофестиваля , Специальный лев за общую работу на 42-м Венецианском международном кинофестивале , Почетная Золотая пальмовая ветвь за жизненные достижения на Каннском кинофестивале 2008 года , [2] [3] и Французский Почетный легион .

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Оливейра родился 11 декабря 1908 года в Порту , Португалия. [4] Франсиско Хосе де Оливейра и Кандида Феррейра Пинто. Его семья была богатыми промышленниками и землевладельцами. [5] Его отец владел галантерейной фабрикой, произвел первые электрические лампочки в Португалии и построил электростанцию, прежде чем умер в 1932 году. [6] Оливейра получил образование в Colégio Universal в Порту, а затем поступил в иезуитскую школу-интернат в Галисии , Испания. [6]

В подростковом возрасте его целью было стать актером. В 17 лет он присоединился к своим братьям в качестве руководителя на фабриках своего отца, где оставался большую часть своей взрослой жизни, когда не снимал фильмы. В статье Sight and Sound 1981 года Джон Джиллетт описывает Оливейру как «проведшего большую часть своей жизни в бизнесе… снимая фильмы только тогда, когда позволяли обстоятельства». [7]

С раннего возраста Оливейру интересовала бедность низших классов, искусство и особенно кино. Хотя он назвал Д. У. Гриффита , Эриха фон Штрогейма , Чарли Чаплина , Макса Линдера « » Карла Дрейера , Страсти Жанны д’Арк и » Сергея Эйзенштейна своими «Генеральную линию ранними источниками вдохновения, он также был разочарован тем, что у него практически нет португальских кинематографистов, которым можно было бы подражать. . [7] Португальская киноиндустрия также подвергалась жесткой цензуре и ограничениям при фашистском режиме Салазара , который существовал с начала 1930-х до середины 1970-х годов. Его более поздние фильмы, такие как «Каннибалы» и «Прекрасная тужур» (продолжение « Дневной красавицы »), предполагают близость к испано-мексиканскому режиссеру Луису Бунюэлю . Он заявил: «Я ближе к Бунюэлю. Он обратный католик, и я был воспитан католиком. Это религия, которая допускает грех, и Бунюэль в глубине души является одним из самых моралистических режиссеров, но он делает все наоборот. никогда не говори, что я католик, потому что быть католиком очень сложно, я предпочитаю, чтобы меня считали великим грешником». [8]

1927–42: ​​Ранние документальные фильмы и первый полнометражный фильм.

[ редактировать ]

Первая попытка Оливейры заняться кинопроизводством была в 1927 году, когда он и его друзья работали над фильмом об участии Португалии в Первой мировой войне , хотя фильм так и не был снят. В 20 лет он поступил в актерскую школу итальянского режиссера Рино Лупо и появился в массовке в фильме Лупо « Фатима Милагроза» . Спустя годы, в 1933 году, он также отличился тем, что снялся во втором португальском звуковом фильме «Canção de Lisboa» . [9] В конце концов Оливейра снова обратил свое внимание на кинопроизводство, когда увидел Вальтера Рутмана документальный фильм «Берлин: симфония города» . Фильм Раттмана - самый известный из небольшого, недолговечного жанра немого документального кино - городского симфонического фильма. Эти фильмы изображают жизнь города, главным образом, посредством визуальных впечатлений в полудокументальном стиле, без повествовательного содержания, как в более популярных фильмах, хотя последовательность событий может подразумевать некую свободную тему или впечатление от повседневной жизни города. Другие примеры включают Альберто Кавальканти « Rien que les heures» и Вертова Дзиги «Человек с киноаппаратом» . Оливейра сказал, что фильм Раттмана стал для него «самым полезным уроком кинотехники», но он также нашел его холодным, механическим и лишенным человечности. [9]

Открытие фильма Руттмана побудило Оливейру снять свой первый фильм в 1931 году - короткометражный документальный фильм под названием « Дору, Фаина Флювиал» . Этот фильм представляет собой портрет его родного города Порту, а также труда и промышленности, происходящих вдоль главной реки города, реки Дору . Рино Лупо пригласил Оливейру показать фильм на Международном конгрессе кинокритиков в Лиссабоне, где большинство португальской публики освистало. Однако другие присутствовавшие иностранные критики и художники высоко оценили фильм, например, Луиджи Пиранделло и Эмиль Вильермоз . Оливейра отредактировал фильм, добавив новый саундтрек, и переиздал его в 1934 году. И снова, в 1994 году, Оливейра модифицировал фильм, добавив новый, более авангардный саундтрек Фрейтаса Бранку. [10] В течение следующих десяти лет Оливейра изо всех сил пытался снимать фильмы, отказавшись от нескольких амбициозных проектов и сняв несколько короткометражных документальных фильмов на самые разные темы, от художественных портретов прибрежных городов Португалии до промышленных фильмов о происхождении португальской автомобильной промышленности. [7] Одним из этих короткометражных фильмов был документальный фильм об открытии гидроэлектростанции Хулха-Бранка , построенной его отцом . [6] он также впервые встретил и подружился с португальским драматургом Хосе Режио В этот период . Оливейра адаптировал четыре пьесы Режио в качестве фильмов. [11]

Через пятнадцать лет после своей первой попытки в кинопроизводстве Оливейра дебютировал в художественном кино в 1942 году. «Аники-Бобо» — это портрет беспризорных детей Порту, основанный на рассказе Родриго де Фрейтаса. Для изображения детей Оливейра использовал непрофессиональных актеров. В центре сюжета два мальчика, которые соревнуются за внимание молодой девушки. Один из мальчиков экстравертный хулиган, а другой застенчивый и невинный. [12] На момент выхода фильм потерпел коммерческий провал, и его достоинства стали осознаваться только со временем. [13] Оливейра заявил, что его критиковали за то, что он изображал детей, которые лгали, обманывали и воровали, что, по его мнению, заставляло их вести себя больше как взрослые. [14] Плохой прием фильма вынудил Оливейру отказаться от других кинопроектов, в которых он принимал участие, после чего он посвятил себя работе на винограднике, унаследованном его женой. [15] В начале 1950-х годов он и Режио представили сценарий в комиссию Фонда кино, управляемую Estado Novo , но комиссия отказалась ни принять, ни отклонить фильм. Оливейра объяснил это своей хорошо известной неприязнью к режиму Салазара. [15]

1955–70: Возвращение к кинопроизводству.

[ редактировать ]

В 1955 году Оливейра отправился в Германию, чтобы изучать новые методы цветной кинематографии. Он вновь появился на сцене кино в 1956 году с «Художником и городом» , двадцатишестиминутным документальным короткометражным фильмом, снятым в цвете. Как и его первый фильм, «Художник и город» представляет собой портрет Порту , в котором цветные снимки города сочетаются с картинами, созданными местным художником Антониу Крусом. Фильм был показан на ряде фестивалей и получил положительные отзывы. [7] В 1959 году Национальная федерация промышленных мукомолов Португалии заказала цветной документальный фильм «О Пао» о хлебной промышленности Португалии.

В 1963 году «Весна священная» ( O Acto de Primavera ), частично документальный, частично повествовательный фильм, изображающий ежегодную страстную пьесу поворотным моментом в его карьере стал . Спектакль основан на страстной пьесе Франсиско Вас де Гимарайнша XVI века и фактически был поставлен жителями деревни на севере Португалии. [16] Одновременно с постановкой спектакля Оливейра устраивал репетиции актеров, зрители наблюдали за актерами и даже он сам и его съемочная группа готовились к съемкам спектакля. [17] Оливейра сказал, что создание фильма «глубоко изменило его представление о кино» как об инструменте не моделирования реальности, а просто ее представления. O Acto de Primavera Кинокритик Энрике Кошта назвал первым политическим фильмом из Португалии и принес Оливейре первое мировое признание как режиссера. Фильм получил Гран-при на кинофестивале в Сиене, а в 1964 году Оливейра провел свою первую ретроспективу фильмов на кинофестивале в Локарно . [7]

Вскоре за ним последовала «Охота» ( A caça ), мрачный, сюрреалистический короткометражный фильм, который контрастировал с позитивными тонами его предыдущего фильма. Из-за проблем с цензурой Оливейра был вынужден добавить «хеппи-энд» к первоначальному выпуску фильма и не смог восстановить свой первоначальный финал до 1988 года. [18] Из-за этого фильма и антисалазарных комментариев Оливейра, сделанных после показа O Acto de Primavera , был арестован ПИДЕ в 1963 году. Он провел десять дней в тюрьме и подвергался допросам, пока, наконец, не был освобожден с помощью своего друга Мануэля Менереса. . [19] [20] Его карьера снова замедлилась, и за следующие 9 лет он снял только два короткометражных документальных фильма.

В 1967 году Cineclube do Porto спонсировал Неделю португальского кино, на которой многие режиссеры из процветающего движения Cinema Novo показывали фильмы и обсуждали «шаткое положение португальского кино на рынке и упадок движения киноклубов». [21] Это привело к созданию Фондом Галуста Гюльбенкяна Centro Portuges de Cinema, который будет помогать финансировать и распространять фильмы в Португалии. Первым фильмом, который фонд решил спонсировать, стал следующий полнометражный фильм Оливейры, а начало 1970-х годов стало известно как Годы Гюльбенкяна португальского кино. [22]

1970–89: Художественный прорыв: Тетралогия разочарованной любви и признания.

[ редактировать ]

С 1970-х годов Оливейра был наиболее активен: подавляющее большинство его фильмов было снято после того, как ему исполнилось 75 лет. его долгая жизнь. Кинокритик Дж. Хоберман сказал: «В возрасте, когда многие мужчины думают о выходе на пенсию, Оливейра вышел из безвестности как один из ведущих модернистов 70-х годов, ровесник Штрауба , Сиберберга и Дюраса ». [7]

С вновь обретенной творческой свободой после Антониу де Оливейры Салазара инсульта в 1968 году и революции гвоздик в апреле 1974 года карьера Оливейры начала процветать и получила международное признание. [7] По иронии судьбы, революция гвоздик также привела к тому, что фабрики его семьи были оккупированы левыми фракциями и впоследствии обанкротились. Из-за этого Оливейра потерял большую часть своего личного богатства и дома, в котором прожил тридцать пять лет. [23]

Второе возвращение Оливейры в кинопроизводство произошло в 1971 году с фильмом «Прошлое и настоящее» ( O Passado eo Presente ), сатирической черной комедией о браке и буржуазии . Этот фильм с его лирическим сюрреализмом и фарсовыми ситуациями отличался от его более ранних работ о людях из низшего сословия. В фильме , основанном на пьесе Висенте Санчеса , Мария де Сэссе играет Ванду, женщину, которая влюбляется в своих мужей только после их смерти. [7] «Прошлое и настоящее» было первым из того, что стало известно как «Тетралогия несостоявшейся любви» Оливейры. За ней последовали Бенильда или Дева-Мать , Обреченная Любовь и Франциска . Каждый из этих фильмов объединяет тему неудовлетворенной любви, обстановки репрессивного общества и начала уникального кинематографического стиля Оливейры. [24]

«Бенильда, или Дева-мать » ( Benilde ou a Virgem Mãe ) была основана на пьесе давнего друга Оливейры и соратника-диссидента режима Салазара Хосе Режио и выпущена в 1975 году. Это будет первый из многих фильмов, в которых исследуется взаимосвязь между кино и театр в творчестве Оливейры, и фильм начинается с перемещающихся внешних кадров студии Tobis Studios в Лиссабоне, пока не достигнет построенной декорации фильма. В фильме Бенильда - восемнадцатилетняя лунатика, которая загадочным образом забеременела и считает, что была выбрана для непорочного зачатия, несмотря на гневную и пренебрежительную реакцию ее буржуазной семьи и друзей. [25] После выхода фильм подвергся критике за то, что он не имеет отношения к политическому климату Португалии 1975 года. Однако Оливейра защищал изображение моралистических и социальных репрессий в отношении своих персонажей как не «противоречащее нашему времени и не противоречащее ему». [23]

«Обреченная любовь» ( Amor de Perdição ) — трагическая история любви по роману Камило Каштелу Бранку . В фильме изображен обреченный роман Терезы и Симао, происходящих из двух конкурирующих богатых семей. Терезу отправляют в монастырь за отказ выйти замуж за своего кузена Бальтасара, а после того, как Симао убивает Бальтасара, его приговаривают к смертной казни и в конечном итоге отправляют в ссылку. Тереза ​​умирает после того, как Симао отсылают, а Симао умирает в море. Оливейра сделал две версии фильма: телевизионный мини-сериал из шести частей, который транслировался в 1978 году и получил катастрофические отзывы, и более короткий театральный фильм, выпущенный в 1979 году, который получил восторженные отзывы и был представлен на обложке Le Monde . [26] Оливейра заявил, что, хотя большинство экранизаций литературы пытаются адаптировать повествование к фильму, он вместо этого хотел адаптировать «текст» романа Бранко, во многом подобно тому, как « -Мари Штрауба и Даниэле Юйе Жана Хроники Анны Магдалены Баха» были фильмом. больше о самой музыке, чем о ее собственной истории. Он заявил, что «в романе, где много всего происходит, было бы напрасной тратой времени показывать все. Кроме того, литературное повествование, способ повествования, стиль, звучность фраз, [и] композиция все так же красивы и интересны, как и разворачивающиеся события. Поэтому мне показалось удобным сосредоточиться на тексте, что я и сделал». [27] В фильме эта идея реализована за счет обширного повествования, персонажей, которые высказывают свои мысли или читают письма вслух, а также кадров письменного текста.

В 1981 году Оливейра снял фильм «Франциска » по роману Агустины Бесса-Луис . Фильм представляет собой трагический любовный треугольник, подробно описывающий реальные отношения между Фанни Оуэн, автором «Любви Пердисана» Камило Каштелу Бранко и лучшим другом Бранко Хосе Аугусто. Жена Оливейры была дальней родственницей Оуэна и имела доступ к частным письмам, написанным всеми тремя главными героями фильма. Фильм с большим успехом был показан на «Двухнедельнике режиссеров» Каннского кинофестиваля 1981 года и способствовал мировому признанию Оливейры. [7]

Помимо «Францисконки» , Оливейра адаптировал еще шесть романов или рассказов писательницы Агустины Бесса-Луис, а также участвовал в написании сценария документального фильма « Визиты или воспоминания и признания» . Это также был первый фильм, который Оливейра снял с продюсером Паулу Бранку , который впоследствии продюсировал большую часть фильма Оливейры, и с актером Диого Дориа .

После успеха «Франциской» Оливейра снял три документальных фильма. «Визит или воспоминания и признания» — автобиографический документальный фильм об истории семьи Оливейры. Завершив работу над фильмом, он решил, что он выйдет в прокат только после его смерти. [28] Он снял «Культурную Лиссабон и Ниццу… À Propos de Jean Vigo» , документальный фильм для французского телевидения о городе Ницца , а также дань уважения французскому режиссеру Жану Виго . [7]

Затем Оливейра снял свой самый амбициозный на тот момент фильм «Атласная туфелька» ( Le Soulier de Satin ), основанный на пресловутой эпической пьесе 1929 года Поля Клоделя , которая из-за своей продолжительности редко исполняется целиком. На создание семичасового фильма Оливейре ушло два года. [7] Это был первый фильм Оливейры на французском языке, а также его первый фильм с актером Луисом Мигелем Синтрой , который с тех пор будет сниматься во всех его фильмах. История «Атласной туфельки» рассказывает о безответной любви конкистадора шестнадцатого века дона Родрига и дворянки доньи Пруэз на фоне колониализма в Африке и Америке. Фильм начинается с постепенного заполнения театра зрителями и представления фильма на сцене. В самом фильме используются очень театральные декорации, такие как картонные волны и декорации. Фильм так и не был показан в кинотеатрах, но был показан как на Каннском кинофестивале 1985 года 1985 года , так и на Венецианском кинофестивале , где Оливейра получил специального Золотого льва за свою карьеру до этого момента. Позже Брюссельская синематека присудила фильму премию «Золотой век». [29]

В 1986 году Оливейра снял один из своих самых экспериментальных фильмов « Мое дело» ( Mon Cas ), частично основанный на Хосе Реджио одноактной пьесе «O Meu Caso» , хотя фильм также черпает вдохновение из Сэмюэля Беккета . «Шишек» и « Книги Иова» . [30] Оливейра использует сюрреалистический и метанарративный подход к исследованию отношений между искусством и жизнью. Фильм начинается с того, что театр наполняется зрителями и актерами перед началом спектакля. Загадочный человек в пьесе Луиса Мигеля Синтры выходит на сцену и представляет «свой случай» об ошибках театра и его иллюзиях. Один за другим все актеры и технические специалисты спектакля высказывают свои мнения о том, что их беспокоит в пьесе и ее отношении к их собственной жизни. Затем на сцену выходит член аудитории, чтобы обосновать то, чего хочет коллективная аудитория. Далее следуют три последовательные, но очень разные версии одноактной пьесы: первая представляет собой прямой фарс, вторая представлена ​​как немой фарс, а третья исполняется с диалогом, прочитанным задом наперед. Спектакль завершается видеозаписью войн и катастроф со всего мира, а также Пабло Пикассо картиной «Герника» . Затем весь фильм превращается в пересказ Книга Иова , где Цинтра — Иов, а Буль Ожье — его жена. Этот эпизод заканчивается крупным планом Леонардо да Винчи Моны Лизы . [31] «Мое дело» открыло Венецианский кинофестиваль 1986 года и было выпущено в 1987 году.

Затем Оливейра снял сатирический фильм в традициях Луиса Бунюэля « Каннибалы» ( Os Canibais ) в 1988 году. Фильм основан на рассказе Альваро Карвальяля, в нем снимались Луис Мигель Синтра , Леонор Сильвейра и Диого Дориа . Хосе Режио впервые показал Оливейре малоизвестную историю, и Оливейра решил сделать фильм своей единственной оперой в сотрудничестве с композитором Жоао Паешем. В фильме также присутствует демонический рассказчик Никколо, который волшебным образом появляется и исчезает из сцен. В фильме прекрасная юная Маргарида (Сильвейра) влюбляется в загадочного виконта Авеледу (Синтра), отвергая при этом ухаживания пресловутого дона Жуана (Дориа). В первую брачную ночь виконт открывает Маргариде, что его великая тайна состоит в том, что у него нет рук и ног и он является «живым трупом». Маргарида в ужасе выбрасывается из окна спальни, и виконт пытается выпить яд, но вместо этого катится в камин, напевая арию и горя заживо. В этот момент входит дон Жуан, намеревающийся из ревности убить виконта, и становится свидетелем смерти виконта. На следующее утро отец Маргариды, братья и семейный судья просыпаются и хотят, чтобы им подали завтрак, но обнаруживают пустой дом. Они ищут виконта, но обнаруживают только странное мясо, готовящееся в камине, и приходят к выводу, что для них готовят странный деликатес. Четверо мужчин, сами того не зная, с большим удовольствием съедают на завтрак тело виконта. Внезапно они слышат выстрел и бросаются в сад, где находят труп Маргариды и сидящего рядом с ней дона Жуана с огнестрельным ранением в грудь, нанесенным им самим. Умирая, дон Жуан объясняет все, что случилось с семьей, и говорит им, что они могут найти виконта в камине. В ужасе от собственного каннибализма, отец и брат решают покончить жизнь самоубийством, пока судья не указывает, что теперь они единственные наследники состояния виконта. Отец и брат решают жить, превращаются в бешеных собак и съедают магистрата, превратившегося в свинью. [32] «Каннибалы» были показаны на конкурсе Каннского кинофестиваля 1988 года и получили специальную награду критиков на Международном кинофестивале в Сан-Паулу в 1988 году . [33]

1990–2014: Дальнейший успех как режиссер.

[ редактировать ]

Работа Оливейры с 1990-х годов была самой плодотворной за всю его карьеру, и в период с 1990 по 2012 год он снимал как минимум один фильм в год (обычно художественные рассказы, но иногда короткометражки или документальные фильмы). В этот период он создал и постоянно работал с верной труппой постоянные актеры, в том числе его внук Рикардо Трепа , Луис Мигель Синтра , Леонор Бальдак , Леонор Сильвейра , Диого Дориа , Джон Малкович , Катрин Денев и Мишель Пикколи . Он также работал с такими мировыми звездами, как Жанна Моро , Ирен Папас , Бюль Ожье , Кьяра Мастроянни и Марчелло Мастроянни в последнем фильме актера.

В 1990 году Оливейра снял фильм « Нет, или Напрасная слава командования» ( Non, ou a Vã Glória de Mandar ) с Синтрой, Дорией и Сильвейрой в главных ролях. В фильме изображена военная история Португалии, уделяя особое внимание ее поражениям, а не победам. Историческое действие фильма включает в себя убийство Вириата , битву при Торо , битву при Алькасер-Кибире и португальскую колониальную войну . Единственным исключением из исторических сцен является эпизод, изображающий мифический Остров Любви, прославляющий португальских исследователей и первооткрывателей, а не военных деятелей. На острове Любви представлены крылатые амуры, прекрасные нимфы и богиня Венера . [34] Фильм участвовал в Каннском кинофестивале 1990 года . В 1991 году Оливейра поставил «Божественную комедию» ( A Divina Comédia ). Действие фильма происходит в психиатрической больнице. Фильм не является адаптацией знаменитого произведения Данте Алигьери , а основан на библейских рассказах, пьесе Хосе Режио «Спасение мира» , Федора Достоевского , «Преступлении и наказании» « Братьях Карамазовых» и Фридрихе Ницше. Антихрист . Оливейра заявил, что все тексты, которые он использует, «так или иначе затрагивают проблему греха и возможности искупления, и в этом смысле все они в конечном итоге происходят из одного и того же источника». [35] В фильме снимались Мария де Медейрос , Мигель Гильерме , Луис Мигель Синтра, Леонор Сильвейра и Диого Дориа, и он участвовал в Венецианском кинофестивале 1991 года , где получил Большой специальный приз жюри.

Оливейра на 48-м Венецианском международном кинофестивале , 1991 год.

В 1992 году Оливейра вернулся к экранизации произведений португальского писателя Камило Каштелу Бранку с «Днем отчаяния» ( O Dia do Desespero ). В фильме снимались Марио Баррозу в роли Бранко, актеры Тереза ​​Мадруга , Луис Мигель Синтра и Диого Дориа играли самих себя, а Ана Пласидо, Фрейтас Фортуна и доктор Эдмундо Магальяйнс соответственно. Фильм был снят в доме, где Бранку прожил свои последние годы и покончил жизнь самоубийством, и представляет собой одновременно документальный и повествовательный фильм об известном португальском писателе. [36] В 1993 году Оливейра снял фильм «Долина Авраама» ( Vale Abraão ) по роману Агустины Бесса-Луис . Оливейра хотел экранизировать Гюстава Флобера » « Мадам Бовари отговорил его , но продюсер Пауло Бранко из-за бюджетных ограничений. Затем Оливейра предложила Бесса-Луишу написать обновленную версию романа, действие которого происходит в Португалии, в результате чего роман появился в 1991 году. «Долина Авраама» не является пересказом книги Флобера, однако «Мадам Бовари» — это и подтекст, и физическое присутствие. в фильме. [37] В фильме снимается Леонор Сильвейра в роли Эмы, недовольной португальской женщины, которая хочет страстной жизни, подобной той, о которой она читает в романе Флобера. Как и мадам Бовари, Эма выходит замуж за врача, которого не любит, и имеет множество внебрачных связей, прежде чем погибнет в результате несчастного случая, который может быть, а может и не быть самоубийством. В отличие от госпожи Бовари, в ее любовных похождениях нет скандала, которые просто принимаются и мужем, и обществом, в котором она живет. [38] Фильм получил награду критиков на Международном кинофестивале в Сан-Паулу в 1993 году , а также награду за лучший художественный вклад на Токийском международном кинофестивале 1993 года . В 1994 году Оливейра поставил «Коробку» ( A Caixa ) по пьесе Хелдера Приста Монтейру. В фильме снимается Луис Мигель Синтра в роли слепого бездомного, чьим единственным средством существования в бедном районе Лиссабона является его официальная, выданная правительством коробка для подаяния. [39] Он был показан на конкурсе Токийского международного кинофестиваля 1994 года .

В 1995 году репутация Оливейры выросла, а его фильмы получили международное признание. В том же году он снял свой первый из многих фильмов с участием мировых кинозвезд: «Монастырь» ( O Convento ) с Джоном Малковичем и Катрин Денев в главных ролях . Фильм основан на романе «Как террасы до риско» Агустины Бесса-Луис и исследует фаустовскую тему добра и зла. В фильме Малкович играет американского писателя, который едет в Португалию со своей женой (Денев), чтобы исследовать свою теорию о том, что Уильям Шекспир на самом деле был Жаком Пересом, испанцем-евреем, бежавшим из своей родной страны, чтобы избежать испанской инквизиции . Пара остается в монастыре со странным, демонически выглядящим персоналом, и в конечном итоге у них завязываются романы с двумя сотрудниками. [40] Фильм был показан на конкурсе Каннского кинофестиваля 1995 года и получил приз Ассоциации каталонских сценаристов и писателей на Ситжесско-Каталонском международном кинофестивале 1995 года . В 1996 году Оливейра работал с французской звездой Мишелем Пикколи и греческой кинозвездой Ирен Папас в фильме «Вечеринка» . Фильм был написан в соавторстве с Оливейрой и Агустиной Бесса-Луис по оригинальной идее Оливейры. В фильме супружеская пара, которую играют Леонор Сильвейра и Рожерио Самора, устраивает званый обед, в котором участвуют известная греческая актриса (Папас) и ее любовник (Пикколи), и фильм состоит из разговоров между этими четырьмя персонажами на вечеринках в течение пяти лет. годы. [41] Фильм был показан на конкурсе Венецианского кинофестиваля 1996 года и принес Оливейре награду за лучшую режиссуру на церемонии вручения премии «Золотой глобус Португалии» 1996 года .

В 1997 году Оливейра снял фильм «Путешествие к началу мира» ( Viagem ao Princípio do Mundo ), который стал последним фильмом итальянской кинозвезды Марчелло Мастроянни . В фильме Мастроянни играет стареющего кинорежиссера по имени Маноэль, который путешествует по Северной Португалии вместе с французским киноактером Афонсу (Жан-Ив Готье) и двумя другими молодыми товарищами, Жюди (Леонор Сильвейра) и Дуарте (Диого Дориа). Афонсу хочет увидеть португальскую деревню, в которой вырос его отец, и увидеть родственников, которых он никогда не встречал. По пути Маноэль останавливается в нескольких местах на дороге, которые он помнит из своего детства, но обнаруживает, что они сильно отличаются от тех, которые он помнил. Фильм автобиографичен в том смысле, что места на дороге — это реальные места из детства Оливейры. Фильм также основан на опыте актера Ива Афонсу , чей отец иммигрировал из Португалии во Францию ​​и который встретил своих давно потерянных родственников во время совместного французско-португальского производства в 1987 году. [42] Фильм был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале 1997 года и получил приз ФИПРЕССИ и особое упоминание экуменического жюри. Он получил другие награды на Хайфском международном кинофестивале 1997 года и Токийском международном кинофестивале 1997 года .

Затем Оливейра снял «Беспокойство » ( «Беспокойство ») в 1998 году. Эпизодический фильм содержит три короткометражных фильма, основанных на литературных произведениях Хелдера Присты Монтейро ( «Os Immortais» ), Антонио Патрисиу ( «Сюзи» ) и Агустины Бесса-Луис ( « Маэ де Ум Рио» ). В Os Immortais 90-летний мужчина (Хосе Пинто) приходит к выводу, что старость ужасна, и пытается убедить своего сына средних лет (Луис Мигель Синтра) покончить жизнь самоубийством. В «Сюзи » аристократ (Диого Дориа) заводит роман с красивой молодой кокоткой (Леонор Сильвейра), но классовые различия не позволяют ему иметь с ней глубокие, значимые отношения. В фильме «Маэ де Ум Рио » Леонор Балдак играет недовольную девушку из маленького городка, которая жаждет более экзотической жизни и обращается за советом к Матери Реки (Ирен Папас). [43] Фильм принес Оливейре еще одну награду за лучшую режиссуру на церемонии вручения премии «Золотой глобус Португалии» 1998 года . В 1999 году Оливейра снял «Письмо» ( La Lettre ) по французскому роману 17 века «Принцесса Клевская» мадам де Лафайет . Оливейра хотел снять фильм по роману с конца 1970-х годов, но сначала подумал, что его слишком сложно снимать. [44] Он обновляет роман до наших дней, в нем снимались Кьяра Мастроянни в роли Катрин де Клев, Антуан Шаппе в роли мужа, которого она не любит, Леонор Сильвейра в роли подруги ее детства, которая стала монахиней и ее доверенным лицом, а португальская рок-звезда Педру Абруньоза играет самого себя. в роли лихого герцога Немурского, в которого влюблена Екатерина. Абруньоса также написал для фильма несколько оригинальных песен. [45] Фильм получил приз Большого жюри Каннского кинофестиваля 1999 года .

Оливейра и Мишель Пикколи на Каннском кинофестивале 2001 года.

В 2000 году Оливейра снял фильм «Слово и утопия» ( Palavra e Utopia ), биографию португальского священника-иезуита Падре Антониу Виейры , основанную на письмах и проповедях, которые священник написал между 1626 и 1695 годами. Виейру играет внук Оливейры Рикардо Трепа в роли молодой человек, Луис Мигель Синтра в среднем возрасте и Лима Дуарте в старости. В фильме рассказывается о миссионерской работе Виейры в Южной Америке, показаниях перед испанской инквизицией и работе в качестве доверенного советника шведской королевы Кристины (Леонор Сильвейра). [46] Он был показан на конкурсе Венецианского кинофестиваля 2000 года , где получил премию кинокритиков «Bastone Bianco». Он также принес Оливейре третью награду за лучшую режиссуру на церемонии вручения премии «Золотой глобус Португалии» 2000 года . В 2001 году Оливейра снял два художественных фильма в возрасте 92 лет. «Я иду домой » ( «Je rentre à la maison ») с Мишелем Пикколи в роли Жильбера Валенса, стареющего театрального актера, так и не добившегося большого успеха, который сталкивается с внезапной смертью своего жена, дочь и зять после автокатастрофы, отказавшись от недостойных ролей в коммерческих сериалах и воспитывая девятилетнего внука. Катрин Денёв , Джон Малкович , Антуан Шаппи , Леонор Бальдак, Леонор Сильвейра и Рикардо Трепа также снимаются в главных ролях. [47] Фильм был показан на конкурсе Каннского кинофестиваля 2001 года , получил награды на Международном кинофестивале в Хайфе и Международном кинофестивале в Сан-Паулу , а также получил награду за лучший фильм на церемонии вручения премии «Золотой глобус» Португалии в 2001 году . Позже в том же году Оливейра снял автобиографический, частично документальный фильм «Порту моего детства » ( Porto da Minha Infância ). В фильм вошли архивные кадры Дору, Фаины Флювиал и Аники-Бобо , реконструкции частей детства Оливейры и документальные кадры Порту начала 20 века. Внуки Оливейры Хорхе Трепа и Рикардо Трепа изображают Оливейру в разном возрасте его жизни. [48] Фильм был показан на конкурсе Венецианского кинофестиваля 2001 года , где получил премию ЮНЕСКО.

Оливейра написал «Принцип неопределенности» ( O Princípio da Incerteza ) в 2002 году. Он основан на романе Агустины Бесса-Луис 2001 года « O Princípio da Incerteza: Jóia de Família» , получившем Гран-при Ассоциации португальских писателей. В фильме Леонор Бальдак играет Камилу, которая выходит замуж за мужчину (Иво Канелас), чтобы облегчить финансовые трудности своей семьи, а не за своего парня (Рикардо Трепа). Муж Камилы заводит роман с Ванессой (Леонор Сильвейра), к которой Камила равнодушна. Это приводит в ярость Ванессу, которая продолжает делать все возможное, чтобы заставить Камилу страдать. В конце концов, Ванесса и муж Камилы участвуют в незаконной сделке с гангстерами, в которой Камила отказывается им помочь. [49] Фильм был показан на конкурсе Каннского кинофестиваля 2002 года . За этим последовала «Говорящая картина» ( Um Filme Falado ) с Леонор Сильвейрой, Филипой де Алмейда, Катрин Денев , Джоном Малковичем , Ирен Папас и Стефанией Сандрелли в главных ролях в 2003 году. В фильме Сильвейра берет свою маленькую дочь (Алмейду) в круиз. в Бомбей, чтобы встретиться с семьей своего отца, и рассказывает ей историю мест, через которые они проходят по пути. К таким достопримечательностям относятся такие места, как Сеута , Марсель , Афины, Неаполь и Помпеи . Они также встречаются и узнают о трех успешных женщинах (Денев, Папас и Сандрелли) из определенного места и ведут долгие беседы с капитаном корабля (Малкович), часто касаясь конфликтов между христианством и исламом. [50] Фильм был показан на конкурсе Венецианского кинофестиваля 2003 года , где получил премию SIGNIS.

Оливейра на Каннском кинофестивале 2001 года

В 2004 году Оливейра снял «Пятую империю» ( O Quinto Império – Ontem Como Hoje ), высокополитический фильм по пьесе Эль-Рей Себастьян» Хосе Режиу « . В фильме рассказывается история короля Португалии Себастьяна I , и на показе на Венецианском кинофестивале 2004 года Оливейра признал, что президент США Джордж Буш имел «себастьянистские» наклонности в своем выраженном желании распространять демократию и свободу по всему миру. в его собственной версии Пятой Империи». [51] В фильме король Себастьян (Рикардо Трепа) обдумывает продолжение своего крестового похода на Ближний Восток, который приведет к битве при Алькасер-Кибире (где он в конечном итоге умрет), и совета, которого он ищет у множества советников, друзей и членов семьи. . В нем король Себастьян изображен одержимым своим местом в истории и собственным мифом о себе, одновременно создавая вокруг себя ситуации насилия. [52] Фильм был показан в Венеции вне конкурса в рамках премии «Золотой лев карьеры» Оливейры. [53] Оливейра последовала за этим в фильме «Волшебное зеркало» ( Espelho Mágico ) в 2005 году. На основе романа Альма дос Рикос Агустины Бесса-Луис « » в главных ролях снялись Леонор Сильвейра, Рикардо Трепа, Луис Мигель Синтра , Леонор Бальдак и Мишель Пикколи , но продюсером выступил Хосе Мигель Кадилье вместо Пауло Бранко . В фильме Сильвейра играет богатую женщину, которая полна решимости увидеть настоящее явление Девы Марии с помощью Трепы, недавно вышедшего из тюрьмы. [54]

В 2006 году Оливейра снял «Belle Ouvert» , продолжение фильма Луиса Бунюэля 1967 года « Belle de Jour» . В фильме снимались Бюль Ожье в роли Северин Серизи и Мишель Пикколи, повторяющий свою первоначальную роль Анри Юссона. [55] В фильме Северина неохотно соглашается увидеть Анри впервые за сорок лет из любопытства узнать, рассказал ли ее бывший шантажист ее умирающему мужу о ее тайной жизни в качестве проститутки. [56] Рикардо Трепа и Леонор Бальдак также играют второстепенные роли.

Фильм Оливейры 2007 года « Христофор Колумб - Загадка» ( Cristóvão Colombo – O Enigma ) был частично снят в Нью-Йорке, и в нем снимался Рикардо Трепа. В 2009 году Оливейра снял фильм «Чудаки блондинки» ( Singularidades de uma Rapariga Loura ) по рассказу Эса де Кейроса. В фильме снимались Рикардо Трепа и Катарина Валленштейн, получившая премию «Золотой глобус» Португалии за лучшую женскую роль в 2009 году . В фильме Оливейры 2010 года «Странная история Анжелики» с испанской актрисой Пилар Лопес де Айала в главной роли он был включен в «Особый взгляд» секцию Каннского кинофестиваля 2010 года . [57]

Последний полнометражный фильм Оливейры, «Гебо и тень» , вышел на экраны в 2012 году, премьера которого состоялась на 69-м Венецианском международном кинофестивале . В фильме снимались Майкл Лонсдейл , Жанна Моро , Клаудия Кардинале , Леонор Сильвейра, Рикардо Трепа и Луис Мигель Синтра , и он основан на пьесе Горбун и его тень» « Рауля Брандао . [58]

В ноябре 2013 года он объявил о производстве короткометражного фильма «Старик из Белена» в ожидании государственного финансирования. [59] Это был его последний законченный фильм, премьера которого состоялась на 71-м Венецианском международном кинофестивале , а он был выпущен в Порту в ноябре 2014 года. [60] Первоначально Оливейра намеревался снимать фильм на съемочной площадке студии, но из-за его слабого здоровья фильм был снят в саду недалеко от его дома в Порту. Он был основан на романе «Кающийся» португальского писателя Тейшейры де Паскоаэша , в нем снимались Луиш Мигель Синтра в роли Луиша де Камоэнша, Рикарду Трепа в роли Дон Кихота, Марио Баррозу в роли Камило Каштелу Бранку и Диого Дориа в роли Тейшейры де Паскоаэша. Некоторые короткие отрывки из его предыдущих фильмов были смонтированы в короткометражный фильм, но он заявил, что это не был ни «обзор» работы всей его жизни, ни «прощание» с кинопроизводством. Его снял оператор Ренато Берта и отредактировала Валери Луазеле. [61]

Почести и награды

[ редактировать ]
Оливейра отвечает Антонио Табукки в Cinémathèque Française 3 июля 2008 г.

В 1989 и 2008 годах Оливейра был удостоен почетной докторской степени Университета Порту и Университета Алгарве . [62] также наградил его орденом Святого Иакова Меча Президент Португалии . Кроме того, он получил множество наград, таких как награды Каннского , Венецианского и Монреальского кинофестивалей. Он был награжден двумя Золотыми львами карьеры в 1985 и 2004 годах, а также Почетной Золотой пальмовой ветвью за свои жизненные достижения в 2008 году.

В 2002 году португальский архитектор Эдуардо Соуто де Моура завершил строительство «Дом кино» в Порту, который был спроектирован в память о творчестве Оливейры. [63] [64]

В ноябре 2012 года Оливейра был удостоен недельной дани уважения и ретроспективы на 16-м фестивале Citéphilo в Лилле, Франция. [65] В марте 2013 года Оливейра посетил показ фильма «Аники-Бобо» на Международном кинофестивале в Порту , посвященном 70-летию фильма. [66]

10 декабря 2014 года Оливейра был назначен главнокомандующим Французского Почётного легиона на церемонии, проведенной послом Франции в Португалии в Музее фонда Серралвес в Порту. [67]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Оливейра в 2008 году

Маноэль де Оливейра женился на Марии Изабель Брандао де Менесеш де Алмейда Карвальайс (1 сентября 1918 - 11 сентября 2019) в Порту 4 декабря 1940 года. [68] Они оставались женатыми почти 75 лет и родили четверых детей; их двое сыновей - Мануэль Казимиро Брандао Карвальайс де Оливейра (художник 1941 года рождения, известный как Мануэль Казимиро ), Хосе Мануэль Брандао Карвальайс де Оливейра (1944 года рождения) и две их дочери Мария Исабель Брандао Карвальайс де Оливейра (1947 года рождения) и Аделаида Мария Брандао Карвальайс де Оливейра (1948 г.р.). У них есть несколько внуков, в том числе актер Рикардо Трепа от его младшей дочери. [69]

В молодости Оливейра выступал в качестве автогонщика. В сезоне Гран-при 1937 года он участвовал и выиграл гонку International Estoril Circuit за рулем Ford V8 Special. [70]

Маноэль де Оливейра, 101 год, был выбран для произнесения приветственной речи на встрече Папы Бенедикта XVI с представителями португальского культурного мира 12 мая 2010 года в Культурном центре Белен . В речи, озаглавленной «Религия и искусство», он сказал, что мораль и искусство вполне могли возникнуть из религиозной попытки «объяснения существования людей» в отношении их «конкретной вставки в Космос». Искусство «всегда было строго связано с религией», а христианство было «расточительно в художественном выражении». [71] В интервью, опубликованном накануне, Оливейра, воспитанный в католической семье, сказал, что «сомнения или нет, но религиозный аспект жизни всегда сопровождал меня», и добавил: «Все мои фильмы религиозны». [72]

За несколько лет до смерти Оливейры в разработке находился художественный фильм «A Igreja do Diabo» («Церковь Дьявола»). В интервью, взятом менее чем за пять месяцев до его смерти, Оливейра рассказал, что у него есть планы на будущие фильмы. [61]

Ухудшение здоровья и смерть

[ редактировать ]

В июле 2012 года Оливейра провел неделю в больнице для лечения респираторной инфекции и застойной сердечной недостаточности. [73] Оливейра умер в Порту 2 апреля 2015 года в возрасте 106 лет. У него остались жена, четверо детей, а также многочисленные внуки и правнуки. [60] [74]

Фильмография

[ редактировать ]

Документальные фильмы и короткометражки

[ редактировать ]
  • 1931 Дору, Фаина Флювиал
  • 1932 Белый Уголь
  • 1932 года Статуи Лиссабона
  • 1937 Последние бури: наводнение Тежу
  • 1938 Мирамар, Прайя-дас-Росас
  • 1938 г. Автомобили теперь производятся в Португалии.
  • 1941 Фамаликан
  • 1956 Художник и город
  • 1958 Сердце
  • 1959 Хлеб
  • 1963 Охота ( рассказ )
  • 1964 Вилла Вердиньо: деревня Трас-ус-Монтес
  • 1965 Картины моего брата Хулио
  • Визит 1982 года или Воспоминания и признания
  • 1983 Лиссабонская культурная
  • 1983 Приятно... О Жане Виго
  • 1986 Международный симпозиум каменной скульптуры
  • 1988 О государственном флаге
  • 2002 Момент (короткометражный)
  • 2005 От видимого к невидимому (короткометражный)
  • 2006 Невероятное не невозможно (короткометражный)
  • 2007 Rencontre Unique (короткий отрывок из фильма «Каждому свое кино »)
  • 2008 O Vitral e a Santa Morta (короткометражный)
  • , 2008 Романс де Вила ду Конде (короткометражный)
  • 2010 Панели Сан-Висенте-де-Фора, Поэтическое видение
  • 2011 From Visible to Invisible (короткий отрывок из Mundo Invisível )
  • 2012 O Conquistador Conquistado (отрывок из Centro Histórico )
  • 2014 О Велью ду Рестелу (Старик из Белена)
  • 2015 Век энергетики (короткометражный документальный фильм)
  1. ^ Лим, Деннис (9 марта 2008 г.). «Очень долгосрочный взгляд столетнего режиссера» . Нью-Йорк Таймс .
  2. ^ «ИМДБ» . IMDB . 1 июня 2015 г.
  3. ^ Джонсон, Рэндал. Маноэль де Оливейра . Издательство Университета Иллинойса. 2007. с. 1.
  4. Chicago Tribune от 5 февраля 1996 г., стр. 3
  5. ^ «Биография Маноэля Оливейры (1908-)» . Проверено 5 апреля 2015 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Джонсон. п. 5.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уэйкман, Джон. Мировые кинорежиссеры, Том 1. Компания HW Wilson. 1987. стр. 832–837.
  8. ^ Стоун, Джуди. Взгляд на мир: беседы с международными кинематографистами . Силман-Джеймс Пресс, Лос-Анджелес, 1997; ISBN   1-879505-36-3 , стр. 496–497.
  9. ^ Jump up to: а б Джонсон. п. 6.
  10. ^ Джонсон. п. 8.
  11. ^ Джонсон. п. 27.
  12. ^ Джонсон. п. 10.
  13. ^ Маноэль де Оливейра
  14. ^ Джонсон. п. 9.
  15. ^ Jump up to: а б Джонсон. п. 15.
  16. ^ Джонсон. п. 16.
  17. ^ Джонсон. п. 17.
  18. ^ Джонсон. п. 20.
  19. ^ Джонсон. п. 21.
  20. ^ «Маноэль де Оливейра рецензирует фильм, из-за которого он попал в тюрьму» .
  21. ^ Джонсон. п. 23.
  22. ^ Джонсон. стр. 23–24.
  23. ^ Jump up to: а б Джонсон. п. 33.
  24. ^ Джонсон. п. 22.
  25. ^ Джонсон. стр. 28–31.
  26. ^ Джонсон. п. 34-35.
  27. ^ Джонсон. стр. 34-35.
  28. ^ «Маноэль де Оливейра, португальский кинорежиссер, умер в возрасте 106 лет» . Новости Би-би-си . 2 апреля 2015 года . Проверено 10 ноября 2022 г.
  29. ^ Джонсон. стр. 47–51.
  30. ^ Джонсон. п. 51.
  31. ^ Джонсон. стр. 51–55.
  32. ^ Джонсон. стр. 56–59.
  33. ^ «Каннибалы - Информация» . Operafest Лиссабон 2023 (на европейском португальском языке) . Проверено 13 июня 2023 г.
  34. ^ Джонсон. стр. 63–66.
  35. ^ Джонсон. п. 69.
  36. ^ Джонсон. п. 72.
  37. ^ Джонсон. п. 77.
  38. ^ Джонсон. стр. 78–82.
  39. ^ Джонсон. п. 84.
  40. ^ Джонсон. стр. 87–88.
  41. ^ Джонсон. стр. 91–93.
  42. ^ Джонсон. стр. 95–96.
  43. ^ Джонсон. стр. 102- 106.
  44. ^ Джонсон. стр. 107- 108.
  45. ^ Джонсон. п. 108.
  46. ^ Джонсон. стр. 111- 112.
  47. ^ Джонсон. стр. 114–115.
  48. ^ Джонсон. стр. 119- 121.
  49. ^ Джонсон. стр. 122- 124.
  50. ^ Джонсон. п. 126.
  51. ^ Джонсон. п. 131.
  52. ^ Джонсон. стр. 132-134.
  53. ^ Джонсон. п. 1.
  54. ^ Джонсон. стр. 135- 136.
  55. ^ Джонсон. п. 136.
  56. ^ Френч, Филип (23 ноября 2008 г.). «Рецензия на фильм: Belle toujours» . Хранитель . Лондон.
  57. ^ «Каннский фестиваль: Странная история Анжелики» . фестиваль-канны.com . Проверено 11 января 2011 г.
  58. ^ «Гебо и тень (Gebo et l'Ombre): Венецианское обозрение» . www.hollywoodreporter.com . 5 сентября 2012 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
  59. ^ Сержиу К. Андраде (7 ноября 2013 г.). «Маноэля де Оливейру почтили в Порту в преддверии его 105-летия» . ПУБЛИЧНЫЙ . Проверено 5 апреля 2015 г.
  60. ^ Jump up to: а б Хаттон, Барри (2 апреля 2015 г.). «Маноэль Де Оливейра, португальский режиссер, умер в возрасте 106 лет» . Новости АВС . Проверено 2 апреля 2015 г.
  61. ^ Jump up to: а б Дейл, Мартин (20 ноября 2014 г.). «Маноэль де Оливейра: «O Velho do Restelo», размышления о человечестве (ЭКСКЛЮЗИВ)» . Разнообразие . Проверено 2 апреля 2015 г.
  62. ^ Маноэль де Оливейра из Университета Алгарве
  63. ^ Дом кино . Ivarhagendoorn.com. Проверено 22 мая 2014 г.
  64. ^ Дом кино в Порту, Португалия, автор Эдуардо Соуто де Моура . Morfae.com. Проверено 22 мая 2014 г.
  65. ^ «Маноэля де Оливейру чествовали во французском городе Лилль с 24 по 28 ноября» . ionline.pt . Проверено 2 декабря 2012 г.
  66. ^ «По возвращении на сцену Маноэль де Оливейра получил аплодисменты и цветы» . www.publico.pt . 6 марта 2013 года . Проверено 9 марта 2013 г.
  67. ^ «Маноэль де Оливейра: кавалер ордена Почетного легиона Франции - Португалия» . Португальско-американский журнал. 11 декабря 2014 года . Проверено 20 декабря 2014 г.
  68. ^ Лим, Деннис (2 апреля 2015 г.). «Маноэль де Оливейра, задумчивый режиссер, наверставший упущенное, умер в возрасте 106 лет» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 апреля 2015 г.
  69. ^ «Маноэль Де Оливейра: страсть к кино» (на португальском языке). ОЖЕ - Экономический журнал. 2 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2015 года . Проверено 3 апреля 2015 г.
  70. ^ «МАНОЭЛЬ ДЕ ОЛИВЕЙРА» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2015 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
  71. ^ Религия и искусство: Маноэль де Оливейра
  72. ^ «Маноэль де Оливейра уже произнес речь перед Папой» . Проверено 5 апреля 2015 г.
  73. ^ «Маноэль де Оливейра уже выписался из больницы» . www.jn.pt. ​20 июля 2012 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
  74. ^ «Маноэль де Оливейра умер» . Новости с точностью до минуты. 2 апреля 2015 года . Проверено 2 апреля 2015 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Маноэль де Оливейра , Рэндал Джонсон. Издательство Университета Иллинойса. Серия «Современные режиссеры». 2007.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09ddab9dbcc85c6ac331ef27212cf97d__1720465980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/7d/09ddab9dbcc85c6ac331ef27212cf97d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manoel de Oliveira - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)