Маноэль де Оливейра
Маноэль де Оливейра | |
---|---|
![]() Оливейра в 1991 году | |
Рожденный | Маноэль Кандидо Пинту де Оливейра 11 декабря 1908 г. Порту , Португалия |
Умер | 2 апреля 2015 г. Порту, Португалия | (106 лет)
Занятия |
|
Годы активности | 1927–2015 |
Заметная работа |
|
Супруг | Мария Карвальайс |
Дети | 4, включая Мануэля Казимиро |
Родственники | Рикардо Трепа (внук) |
Награды | Почетный легион Золотой лев (2004, карьера) Золотая пальмовая ветвь (2008, почетная) |
Маноэль Кандидо Пинто де Оливейра GCSE GCIH ( Португальский: [mɐnuˈɛl doliˈvɐjɾɐ] ; 11 декабря 1908 — 2 апреля 2015) — португальский кинорежиссер и сценарист, родился в Седофейта , Порту . Впервые он начал снимать фильмы в 1927 году, когда он и несколько друзей попытались снять фильм о Первой мировой войне. В 1931 году он завершил свой первый фильм Дору, Фаина Флювиал , документальный фильм о его родном городе Порту, снятый в городской симфонии. жанре . Он дебютировал в художественном кино в 1942 году с фильмом «Аники-Бобо» и продолжал снимать короткометражные и документальные фильмы в течение следующих 30 лет, получив минимальное признание, хотя и не считался крупным мировым кинорежиссером.
В 1971 году Оливейра снял свой второй художественный повествовательный фильм «Прошлое и настоящее» — социальную сатиру, которая впоследствии установила стандарт для его кинокарьеры и принесла ему признание в мировом киносообществе. Он продолжал снимать фильмы с растущими амбициями на протяжении 1970-х и 1980-х годов, получив признание критиков и многочисленные награды. Начиная с конца 1980-х годов он был одним из самых плодовитых действующих кинорежиссеров и снимал в среднем один фильм в год, когда ему исполнилось 100 лет. В марте 2008 года сообщалось, что он был старейшим действующим кинорежиссером в мире. [1]
Среди его многочисленных наград были Карьерный Золотой лев 61-го Венецианского международного кинофестиваля , Специальный лев за общую работу на 42-м Венецианском международном кинофестивале , Почетная Золотая пальмовая ветвь за жизненные достижения на Каннском кинофестивале 2008 года , [2] [3] и Французский Почетный легион .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Оливейра родился 11 декабря 1908 года в Порту , Португалия. [4] Франсиско Хосе де Оливейра и Кандида Феррейра Пинто. Его семья была богатыми промышленниками и землевладельцами. [5] Его отец владел галантерейной фабрикой, произвел первые электрические лампочки в Португалии и построил электростанцию, прежде чем умер в 1932 году. [6] Оливейра получил образование в Colégio Universal в Порту, а затем поступил в иезуитскую школу-интернат в Галисии , Испания. [6]
В подростковом возрасте его целью было стать актером. В 17 лет он присоединился к своим братьям в качестве руководителя на фабриках своего отца, где оставался большую часть своей взрослой жизни, когда не снимал фильмы. В статье Sight and Sound 1981 года Джон Джиллетт описывает Оливейру как «проведшего большую часть своей жизни в бизнесе… снимая фильмы только тогда, когда позволяли обстоятельства». [7]
С раннего возраста Оливейру интересовала бедность низших классов, искусство и особенно кино. Хотя он назвал Д. У. Гриффита , Эриха фон Штрогейма , Чарли Чаплина , Макса Линдера « » Карла Дрейера , Страсти Жанны д’Арк и » Сергея Эйзенштейна своими «Генеральную линию ранними источниками вдохновения, он также был разочарован тем, что у него практически нет португальских кинематографистов, которым можно было бы подражать. . [7] Португальская киноиндустрия также подвергалась жесткой цензуре и ограничениям при фашистском режиме Салазара , который существовал с начала 1930-х до середины 1970-х годов. Его более поздние фильмы, такие как «Каннибалы» и «Прекрасная тужур» (продолжение « Дневной красавицы »), предполагают близость к испано-мексиканскому режиссеру Луису Бунюэлю . Он заявил: «Я ближе к Бунюэлю. Он обратный католик, и я был воспитан католиком. Это религия, которая допускает грех, и Бунюэль в глубине души является одним из самых моралистических режиссеров, но он делает все наоборот. никогда не говори, что я католик, потому что быть католиком очень сложно, я предпочитаю, чтобы меня считали великим грешником». [8]
Карьера
[ редактировать ]1927–42: Ранние документальные фильмы и первый полнометражный фильм.
[ редактировать ]Первая попытка Оливейры заняться кинопроизводством была в 1927 году, когда он и его друзья работали над фильмом об участии Португалии в Первой мировой войне , хотя фильм так и не был снят. В 20 лет он поступил в актерскую школу итальянского режиссера Рино Лупо и появился в массовке в фильме Лупо « Фатима Милагроза» . Спустя годы, в 1933 году, он также отличился тем, что снялся во втором португальском звуковом фильме «Canção de Lisboa» . [9] В конце концов Оливейра снова обратил свое внимание на кинопроизводство, когда увидел Вальтера Рутмана документальный фильм «Берлин: симфония города» . Фильм Раттмана - самый известный из небольшого, недолговечного жанра немого документального кино - городского симфонического фильма. Эти фильмы изображают жизнь города, главным образом, посредством визуальных впечатлений в полудокументальном стиле, без повествовательного содержания, как в более популярных фильмах, хотя последовательность событий может подразумевать некую свободную тему или впечатление от повседневной жизни города. Другие примеры включают Альберто Кавальканти « Rien que les heures» и Вертова Дзиги «Человек с киноаппаратом» . Оливейра сказал, что фильм Раттмана стал для него «самым полезным уроком кинотехники», но он также нашел его холодным, механическим и лишенным человечности. [9]
Открытие фильма Руттмана побудило Оливейру снять свой первый фильм в 1931 году - короткометражный документальный фильм под названием « Дору, Фаина Флювиал» . Этот фильм представляет собой портрет его родного города Порту, а также труда и промышленности, происходящих вдоль главной реки города, реки Дору . Рино Лупо пригласил Оливейру показать фильм на Международном конгрессе кинокритиков в Лиссабоне, где большинство португальской публики освистало. Однако другие присутствовавшие иностранные критики и художники высоко оценили фильм, например, Луиджи Пиранделло и Эмиль Вильермоз . Оливейра отредактировал фильм, добавив новый саундтрек, и переиздал его в 1934 году. И снова, в 1994 году, Оливейра модифицировал фильм, добавив новый, более авангардный саундтрек Фрейтаса Бранку. [10] В течение следующих десяти лет Оливейра изо всех сил пытался снимать фильмы, отказавшись от нескольких амбициозных проектов и сняв несколько короткометражных документальных фильмов на самые разные темы, от художественных портретов прибрежных городов Португалии до промышленных фильмов о происхождении португальской автомобильной промышленности. [7] Одним из этих короткометражных фильмов был документальный фильм об открытии гидроэлектростанции Хулха-Бранка , построенной его отцом . [6] он также впервые встретил и подружился с португальским драматургом Хосе Режио В этот период . Оливейра адаптировал четыре пьесы Режио в качестве фильмов. [11]
Через пятнадцать лет после своей первой попытки в кинопроизводстве Оливейра дебютировал в художественном кино в 1942 году. «Аники-Бобо» — это портрет беспризорных детей Порту, основанный на рассказе Родриго де Фрейтаса. Для изображения детей Оливейра использовал непрофессиональных актеров. В центре сюжета два мальчика, которые соревнуются за внимание молодой девушки. Один из мальчиков экстравертный хулиган, а другой застенчивый и невинный. [12] На момент выхода фильм потерпел коммерческий провал, и его достоинства стали осознаваться только со временем. [13] Оливейра заявил, что его критиковали за то, что он изображал детей, которые лгали, обманывали и воровали, что, по его мнению, заставляло их вести себя больше как взрослые. [14] Плохой прием фильма вынудил Оливейру отказаться от других кинопроектов, в которых он принимал участие, после чего он посвятил себя работе на винограднике, унаследованном его женой. [15] В начале 1950-х годов он и Режио представили сценарий в комиссию Фонда кино, управляемую Estado Novo , но комиссия отказалась ни принять, ни отклонить фильм. Оливейра объяснил это своей хорошо известной неприязнью к режиму Салазара. [15]
1955–70: Возвращение к кинопроизводству.
[ редактировать ]В 1955 году Оливейра отправился в Германию, чтобы изучать новые методы цветной кинематографии. Он вновь появился на сцене кино в 1956 году с «Художником и городом» , двадцатишестиминутным документальным короткометражным фильмом, снятым в цвете. Как и его первый фильм, «Художник и город» представляет собой портрет Порту , в котором цветные снимки города сочетаются с картинами, созданными местным художником Антониу Крусом. Фильм был показан на ряде фестивалей и получил положительные отзывы. [7] В 1959 году Национальная федерация промышленных мукомолов Португалии заказала цветной документальный фильм «О Пао» о хлебной промышленности Португалии.
В 1963 году «Весна священная» ( O Acto de Primavera ), частично документальный, частично повествовательный фильм, изображающий ежегодную страстную пьесу поворотным моментом в его карьере стал . Спектакль основан на страстной пьесе Франсиско Вас де Гимарайнша XVI века и фактически был поставлен жителями деревни на севере Португалии. [16] Одновременно с постановкой спектакля Оливейра устраивал репетиции актеров, зрители наблюдали за актерами и даже он сам и его съемочная группа готовились к съемкам спектакля. [17] Оливейра сказал, что создание фильма «глубоко изменило его представление о кино» как об инструменте не моделирования реальности, а просто ее представления. O Acto de Primavera Кинокритик Энрике Кошта назвал первым политическим фильмом из Португалии и принес Оливейре первое мировое признание как режиссера. Фильм получил Гран-при на кинофестивале в Сиене, а в 1964 году Оливейра провел свою первую ретроспективу фильмов на кинофестивале в Локарно . [7]
Вскоре за ним последовала «Охота» ( A caça ), мрачный, сюрреалистический короткометражный фильм, который контрастировал с позитивными тонами его предыдущего фильма. Из-за проблем с цензурой Оливейра был вынужден добавить «хеппи-энд» к первоначальному выпуску фильма и не смог восстановить свой первоначальный финал до 1988 года. [18] Из-за этого фильма и антисалазарных комментариев Оливейра, сделанных после показа O Acto de Primavera , был арестован ПИДЕ в 1963 году. Он провел десять дней в тюрьме и подвергался допросам, пока, наконец, не был освобожден с помощью своего друга Мануэля Менереса. . [19] [20] Его карьера снова замедлилась, и за следующие 9 лет он снял только два короткометражных документальных фильма.
В 1967 году Cineclube do Porto спонсировал Неделю португальского кино, на которой многие режиссеры из процветающего движения Cinema Novo показывали фильмы и обсуждали «шаткое положение португальского кино на рынке и упадок движения киноклубов». [21] Это привело к созданию Фондом Галуста Гюльбенкяна Centro Portuges de Cinema, который будет помогать финансировать и распространять фильмы в Португалии. Первым фильмом, который фонд решил спонсировать, стал следующий полнометражный фильм Оливейры, а начало 1970-х годов стало известно как Годы Гюльбенкяна португальского кино. [22]
1970–89: Художественный прорыв: Тетралогия разочарованной любви и признания.
[ редактировать ]С 1970-х годов Оливейра был наиболее активен: подавляющее большинство его фильмов было снято после того, как ему исполнилось 75 лет. его долгая жизнь. Кинокритик Дж. Хоберман сказал: «В возрасте, когда многие мужчины думают о выходе на пенсию, Оливейра вышел из безвестности как один из ведущих модернистов 70-х годов, ровесник Штрауба , Сиберберга и Дюраса ». [7]
С вновь обретенной творческой свободой после Антониу де Оливейры Салазара инсульта в 1968 году и революции гвоздик в апреле 1974 года карьера Оливейры начала процветать и получила международное признание. [7] По иронии судьбы, революция гвоздик также привела к тому, что фабрики его семьи были оккупированы левыми фракциями и впоследствии обанкротились. Из-за этого Оливейра потерял большую часть своего личного богатства и дома, в котором прожил тридцать пять лет. [23]
Второе возвращение Оливейры в кинопроизводство произошло в 1971 году с фильмом «Прошлое и настоящее» ( O Passado eo Presente ), сатирической черной комедией о браке и буржуазии . Этот фильм с его лирическим сюрреализмом и фарсовыми ситуациями отличался от его более ранних работ о людях из низшего сословия. В фильме , основанном на пьесе Висенте Санчеса , Мария де Сэссе играет Ванду, женщину, которая влюбляется в своих мужей только после их смерти. [7] «Прошлое и настоящее» было первым из того, что стало известно как «Тетралогия несостоявшейся любви» Оливейры. За ней последовали Бенильда или Дева-Мать , Обреченная Любовь и Франциска . Каждый из этих фильмов объединяет тему неудовлетворенной любви, обстановки репрессивного общества и начала уникального кинематографического стиля Оливейры. [24]
«Бенильда, или Дева-мать » ( Benilde ou a Virgem Mãe ) была основана на пьесе давнего друга Оливейры и соратника-диссидента режима Салазара Хосе Режио и выпущена в 1975 году. Это будет первый из многих фильмов, в которых исследуется взаимосвязь между кино и театр в творчестве Оливейры, и фильм начинается с перемещающихся внешних кадров студии Tobis Studios в Лиссабоне, пока не достигнет построенной декорации фильма. В фильме Бенильда - восемнадцатилетняя лунатика, которая загадочным образом забеременела и считает, что была выбрана для непорочного зачатия, несмотря на гневную и пренебрежительную реакцию ее буржуазной семьи и друзей. [25] После выхода фильм подвергся критике за то, что он не имеет отношения к политическому климату Португалии 1975 года. Однако Оливейра защищал изображение моралистических и социальных репрессий в отношении своих персонажей как не «противоречащее нашему времени и не противоречащее ему». [23]
«Обреченная любовь» ( Amor de Perdição ) — трагическая история любви по роману Камило Каштелу Бранку . В фильме изображен обреченный роман Терезы и Симао, происходящих из двух конкурирующих богатых семей. Терезу отправляют в монастырь за отказ выйти замуж за своего кузена Бальтасара, а после того, как Симао убивает Бальтасара, его приговаривают к смертной казни и в конечном итоге отправляют в ссылку. Тереза умирает после того, как Симао отсылают, а Симао умирает в море. Оливейра сделал две версии фильма: телевизионный мини-сериал из шести частей, который транслировался в 1978 году и получил катастрофические отзывы, и более короткий театральный фильм, выпущенный в 1979 году, который получил восторженные отзывы и был представлен на обложке Le Monde . [26] Оливейра заявил, что, хотя большинство экранизаций литературы пытаются адаптировать повествование к фильму, он вместо этого хотел адаптировать «текст» романа Бранко, во многом подобно тому, как « -Мари Штрауба и Даниэле Юйе Жана Хроники Анны Магдалены Баха» были фильмом. больше о самой музыке, чем о ее собственной истории. Он заявил, что «в романе, где много всего происходит, было бы напрасной тратой времени показывать все. Кроме того, литературное повествование, способ повествования, стиль, звучность фраз, [и] композиция все так же красивы и интересны, как и разворачивающиеся события. Поэтому мне показалось удобным сосредоточиться на тексте, что я и сделал». [27] В фильме эта идея реализована за счет обширного повествования, персонажей, которые высказывают свои мысли или читают письма вслух, а также кадров письменного текста.
В 1981 году Оливейра снял фильм «Франциска » по роману Агустины Бесса-Луис . Фильм представляет собой трагический любовный треугольник, подробно описывающий реальные отношения между Фанни Оуэн, автором «Любви Пердисана» Камило Каштелу Бранко и лучшим другом Бранко Хосе Аугусто. Жена Оливейры была дальней родственницей Оуэна и имела доступ к частным письмам, написанным всеми тремя главными героями фильма. Фильм с большим успехом был показан на «Двухнедельнике режиссеров» Каннского кинофестиваля 1981 года и способствовал мировому признанию Оливейры. [7]
Помимо «Францисконки» , Оливейра адаптировал еще шесть романов или рассказов писательницы Агустины Бесса-Луис, а также участвовал в написании сценария документального фильма « Визиты или воспоминания и признания» . Это также был первый фильм, который Оливейра снял с продюсером Паулу Бранку , который впоследствии продюсировал большую часть фильма Оливейры, и с актером Диого Дориа .
После успеха «Франциской» Оливейра снял три документальных фильма. «Визит или воспоминания и признания» — автобиографический документальный фильм об истории семьи Оливейры. Завершив работу над фильмом, он решил, что он выйдет в прокат только после его смерти. [28] Он снял «Культурную Лиссабон и Ниццу… À Propos de Jean Vigo» , документальный фильм для французского телевидения о городе Ницца , а также дань уважения французскому режиссеру Жану Виго . [7]
Затем Оливейра снял свой самый амбициозный на тот момент фильм «Атласная туфелька» ( Le Soulier de Satin ), основанный на пресловутой эпической пьесе 1929 года Поля Клоделя , которая из-за своей продолжительности редко исполняется целиком. На создание семичасового фильма Оливейре ушло два года. [7] Это был первый фильм Оливейры на французском языке, а также его первый фильм с актером Луисом Мигелем Синтрой , который с тех пор будет сниматься во всех его фильмах. История «Атласной туфельки» рассказывает о безответной любви конкистадора шестнадцатого века дона Родрига и дворянки доньи Пруэз на фоне колониализма в Африке и Америке. Фильм начинается с постепенного заполнения театра зрителями и представления фильма на сцене. В самом фильме используются очень театральные декорации, такие как картонные волны и декорации. Фильм так и не был показан в кинотеатрах, но был показан как на Каннском кинофестивале 1985 года 1985 года , так и на Венецианском кинофестивале , где Оливейра получил специального Золотого льва за свою карьеру до этого момента. Позже Брюссельская синематека присудила фильму премию «Золотой век». [29]
В 1986 году Оливейра снял один из своих самых экспериментальных фильмов « Мое дело» ( Mon Cas ), частично основанный на Хосе Реджио одноактной пьесе «O Meu Caso» , хотя фильм также черпает вдохновение из Сэмюэля Беккета . «Шишек» и « Книги Иова» . [30] Оливейра использует сюрреалистический и метанарративный подход к исследованию отношений между искусством и жизнью. Фильм начинается с того, что театр наполняется зрителями и актерами перед началом спектакля. Загадочный человек в пьесе Луиса Мигеля Синтры выходит на сцену и представляет «свой случай» об ошибках театра и его иллюзиях. Один за другим все актеры и технические специалисты спектакля высказывают свои мнения о том, что их беспокоит в пьесе и ее отношении к их собственной жизни. Затем на сцену выходит член аудитории, чтобы обосновать то, чего хочет коллективная аудитория. Далее следуют три последовательные, но очень разные версии одноактной пьесы: первая представляет собой прямой фарс, вторая представлена как немой фарс, а третья исполняется с диалогом, прочитанным задом наперед. Спектакль завершается видеозаписью войн и катастроф со всего мира, а также Пабло Пикассо картиной «Герника» . Затем весь фильм превращается в пересказ Книга Иова , где Цинтра — Иов, а Буль Ожье — его жена. Этот эпизод заканчивается крупным планом Леонардо да Винчи Моны Лизы . [31] «Мое дело» открыло Венецианский кинофестиваль 1986 года и было выпущено в 1987 году.
Затем Оливейра снял сатирический фильм в традициях Луиса Бунюэля « Каннибалы» ( Os Canibais ) в 1988 году. Фильм основан на рассказе Альваро Карвальяля, в нем снимались Луис Мигель Синтра , Леонор Сильвейра и Диого Дориа . Хосе Режио впервые показал Оливейре малоизвестную историю, и Оливейра решил сделать фильм своей единственной оперой в сотрудничестве с композитором Жоао Паешем. В фильме также присутствует демонический рассказчик Никколо, который волшебным образом появляется и исчезает из сцен. В фильме прекрасная юная Маргарида (Сильвейра) влюбляется в загадочного виконта Авеледу (Синтра), отвергая при этом ухаживания пресловутого дона Жуана (Дориа). В первую брачную ночь виконт открывает Маргариде, что его великая тайна состоит в том, что у него нет рук и ног и он является «живым трупом». Маргарида в ужасе выбрасывается из окна спальни, и виконт пытается выпить яд, но вместо этого катится в камин, напевая арию и горя заживо. В этот момент входит дон Жуан, намеревающийся из ревности убить виконта, и становится свидетелем смерти виконта. На следующее утро отец Маргариды, братья и семейный судья просыпаются и хотят, чтобы им подали завтрак, но обнаруживают пустой дом. Они ищут виконта, но обнаруживают только странное мясо, готовящееся в камине, и приходят к выводу, что для них готовят странный деликатес. Четверо мужчин, сами того не зная, с большим удовольствием съедают на завтрак тело виконта. Внезапно они слышат выстрел и бросаются в сад, где находят труп Маргариды и сидящего рядом с ней дона Жуана с огнестрельным ранением в грудь, нанесенным им самим. Умирая, дон Жуан объясняет все, что случилось с семьей, и говорит им, что они могут найти виконта в камине. В ужасе от собственного каннибализма, отец и брат решают покончить жизнь самоубийством, пока судья не указывает, что теперь они единственные наследники состояния виконта. Отец и брат решают жить, превращаются в бешеных собак и съедают магистрата, превратившегося в свинью. [32] «Каннибалы» были показаны на конкурсе Каннского кинофестиваля 1988 года и получили специальную награду критиков на Международном кинофестивале в Сан-Паулу в 1988 году . [33]
1990–2014: Дальнейший успех как режиссер.
[ редактировать ]Работа Оливейры с 1990-х годов была самой плодотворной за всю его карьеру, и в период с 1990 по 2012 год он снимал как минимум один фильм в год (обычно художественные рассказы, но иногда короткометражки или документальные фильмы). В этот период он создал и постоянно работал с верной труппой постоянные актеры, в том числе его внук Рикардо Трепа , Луис Мигель Синтра , Леонор Бальдак , Леонор Сильвейра , Диого Дориа , Джон Малкович , Катрин Денев и Мишель Пикколи . Он также работал с такими мировыми звездами, как Жанна Моро , Ирен Папас , Бюль Ожье , Кьяра Мастроянни и Марчелло Мастроянни в последнем фильме актера.
В 1990 году Оливейра снял фильм « Нет, или Напрасная слава командования» ( Non, ou a Vã Glória de Mandar ) с Синтрой, Дорией и Сильвейрой в главных ролях. В фильме изображена военная история Португалии, уделяя особое внимание ее поражениям, а не победам. Историческое действие фильма включает в себя убийство Вириата , битву при Торо , битву при Алькасер-Кибире и португальскую колониальную войну . Единственным исключением из исторических сцен является эпизод, изображающий мифический Остров Любви, прославляющий португальских исследователей и первооткрывателей, а не военных деятелей. На острове Любви представлены крылатые амуры, прекрасные нимфы и богиня Венера . [34] Фильм участвовал в Каннском кинофестивале 1990 года . В 1991 году Оливейра поставил «Божественную комедию» ( A Divina Comédia ). Действие фильма происходит в психиатрической больнице. Фильм не является адаптацией знаменитого произведения Данте Алигьери , а основан на библейских рассказах, пьесе Хосе Режио «Спасение мира» , Федора Достоевского , «Преступлении и наказании» « Братьях Карамазовых» и Фридрихе Ницше. Антихрист . Оливейра заявил, что все тексты, которые он использует, «так или иначе затрагивают проблему греха и возможности искупления, и в этом смысле все они в конечном итоге происходят из одного и того же источника». [35] В фильме снимались Мария де Медейрос , Мигель Гильерме , Луис Мигель Синтра, Леонор Сильвейра и Диого Дориа, и он участвовал в Венецианском кинофестивале 1991 года , где получил Большой специальный приз жюри.

В 1992 году Оливейра вернулся к экранизации произведений португальского писателя Камило Каштелу Бранку с «Днем отчаяния» ( O Dia do Desespero ). В фильме снимались Марио Баррозу в роли Бранко, актеры Тереза Мадруга , Луис Мигель Синтра и Диого Дориа играли самих себя, а Ана Пласидо, Фрейтас Фортуна и доктор Эдмундо Магальяйнс соответственно. Фильм был снят в доме, где Бранку прожил свои последние годы и покончил жизнь самоубийством, и представляет собой одновременно документальный и повествовательный фильм об известном португальском писателе. [36] В 1993 году Оливейра снял фильм «Долина Авраама» ( Vale Abraão ) по роману Агустины Бесса-Луис . Оливейра хотел экранизировать Гюстава Флобера » « Мадам Бовари отговорил его , но продюсер Пауло Бранко из-за бюджетных ограничений. Затем Оливейра предложила Бесса-Луишу написать обновленную версию романа, действие которого происходит в Португалии, в результате чего роман появился в 1991 году. «Долина Авраама» не является пересказом книги Флобера, однако «Мадам Бовари» — это и подтекст, и физическое присутствие. в фильме. [37] В фильме снимается Леонор Сильвейра в роли Эмы, недовольной португальской женщины, которая хочет страстной жизни, подобной той, о которой она читает в романе Флобера. Как и мадам Бовари, Эма выходит замуж за врача, которого не любит, и имеет множество внебрачных связей, прежде чем погибнет в результате несчастного случая, который может быть, а может и не быть самоубийством. В отличие от госпожи Бовари, в ее любовных похождениях нет скандала, которые просто принимаются и мужем, и обществом, в котором она живет. [38] Фильм получил награду критиков на Международном кинофестивале в Сан-Паулу в 1993 году , а также награду за лучший художественный вклад на Токийском международном кинофестивале 1993 года . В 1994 году Оливейра поставил «Коробку» ( A Caixa ) по пьесе Хелдера Приста Монтейру. В фильме снимается Луис Мигель Синтра в роли слепого бездомного, чьим единственным средством существования в бедном районе Лиссабона является его официальная, выданная правительством коробка для подаяния. [39] Он был показан на конкурсе Токийского международного кинофестиваля 1994 года .
В 1995 году репутация Оливейры выросла, а его фильмы получили международное признание. В том же году он снял свой первый из многих фильмов с участием мировых кинозвезд: «Монастырь» ( O Convento ) с Джоном Малковичем и Катрин Денев в главных ролях . Фильм основан на романе «Как террасы до риско» Агустины Бесса-Луис и исследует фаустовскую тему добра и зла. В фильме Малкович играет американского писателя, который едет в Португалию со своей женой (Денев), чтобы исследовать свою теорию о том, что Уильям Шекспир на самом деле был Жаком Пересом, испанцем-евреем, бежавшим из своей родной страны, чтобы избежать испанской инквизиции . Пара остается в монастыре со странным, демонически выглядящим персоналом, и в конечном итоге у них завязываются романы с двумя сотрудниками. [40] Фильм был показан на конкурсе Каннского кинофестиваля 1995 года и получил приз Ассоциации каталонских сценаристов и писателей на Ситжесско-Каталонском международном кинофестивале 1995 года . В 1996 году Оливейра работал с французской звездой Мишелем Пикколи и греческой кинозвездой Ирен Папас в фильме «Вечеринка» . Фильм был написан в соавторстве с Оливейрой и Агустиной Бесса-Луис по оригинальной идее Оливейры. В фильме супружеская пара, которую играют Леонор Сильвейра и Рожерио Самора, устраивает званый обед, в котором участвуют известная греческая актриса (Папас) и ее любовник (Пикколи), и фильм состоит из разговоров между этими четырьмя персонажами на вечеринках в течение пяти лет. годы. [41] Фильм был показан на конкурсе Венецианского кинофестиваля 1996 года и принес Оливейре награду за лучшую режиссуру на церемонии вручения премии «Золотой глобус Португалии» 1996 года .
В 1997 году Оливейра снял фильм «Путешествие к началу мира» ( Viagem ao Princípio do Mundo ), который стал последним фильмом итальянской кинозвезды Марчелло Мастроянни . В фильме Мастроянни играет стареющего кинорежиссера по имени Маноэль, который путешествует по Северной Португалии вместе с французским киноактером Афонсу (Жан-Ив Готье) и двумя другими молодыми товарищами, Жюди (Леонор Сильвейра) и Дуарте (Диого Дориа). Афонсу хочет увидеть португальскую деревню, в которой вырос его отец, и увидеть родственников, которых он никогда не встречал. По пути Маноэль останавливается в нескольких местах на дороге, которые он помнит из своего детства, но обнаруживает, что они сильно отличаются от тех, которые он помнил. Фильм автобиографичен в том смысле, что места на дороге — это реальные места из детства Оливейры. Фильм также основан на опыте актера Ива Афонсу , чей отец иммигрировал из Португалии во Францию и который встретил своих давно потерянных родственников во время совместного французско-португальского производства в 1987 году. [42] Фильм был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале 1997 года и получил приз ФИПРЕССИ и особое упоминание экуменического жюри. Он получил другие награды на Хайфском международном кинофестивале 1997 года и Токийском международном кинофестивале 1997 года .
Затем Оливейра снял «Беспокойство » ( «Беспокойство ») в 1998 году. Эпизодический фильм содержит три короткометражных фильма, основанных на литературных произведениях Хелдера Присты Монтейро ( «Os Immortais» ), Антонио Патрисиу ( «Сюзи» ) и Агустины Бесса-Луис ( « Маэ де Ум Рио» ). В Os Immortais 90-летний мужчина (Хосе Пинто) приходит к выводу, что старость ужасна, и пытается убедить своего сына средних лет (Луис Мигель Синтра) покончить жизнь самоубийством. В «Сюзи » аристократ (Диого Дориа) заводит роман с красивой молодой кокоткой (Леонор Сильвейра), но классовые различия не позволяют ему иметь с ней глубокие, значимые отношения. В фильме «Маэ де Ум Рио » Леонор Балдак играет недовольную девушку из маленького городка, которая жаждет более экзотической жизни и обращается за советом к Матери Реки (Ирен Папас). [43] Фильм принес Оливейре еще одну награду за лучшую режиссуру на церемонии вручения премии «Золотой глобус Португалии» 1998 года . В 1999 году Оливейра снял «Письмо» ( La Lettre ) по французскому роману 17 века «Принцесса Клевская» мадам де Лафайет . Оливейра хотел снять фильм по роману с конца 1970-х годов, но сначала подумал, что его слишком сложно снимать. [44] Он обновляет роман до наших дней, в нем снимались Кьяра Мастроянни в роли Катрин де Клев, Антуан Шаппе в роли мужа, которого она не любит, Леонор Сильвейра в роли подруги ее детства, которая стала монахиней и ее доверенным лицом, а португальская рок-звезда Педру Абруньоза играет самого себя. в роли лихого герцога Немурского, в которого влюблена Екатерина. Абруньоса также написал для фильма несколько оригинальных песен. [45] Фильм получил приз Большого жюри Каннского кинофестиваля 1999 года .

В 2000 году Оливейра снял фильм «Слово и утопия» ( Palavra e Utopia ), биографию португальского священника-иезуита Падре Антониу Виейры , основанную на письмах и проповедях, которые священник написал между 1626 и 1695 годами. Виейру играет внук Оливейры Рикардо Трепа в роли молодой человек, Луис Мигель Синтра в среднем возрасте и Лима Дуарте в старости. В фильме рассказывается о миссионерской работе Виейры в Южной Америке, показаниях перед испанской инквизицией и работе в качестве доверенного советника шведской королевы Кристины (Леонор Сильвейра). [46] Он был показан на конкурсе Венецианского кинофестиваля 2000 года , где получил премию кинокритиков «Bastone Bianco». Он также принес Оливейре третью награду за лучшую режиссуру на церемонии вручения премии «Золотой глобус Португалии» 2000 года . В 2001 году Оливейра снял два художественных фильма в возрасте 92 лет. «Я иду домой » ( «Je rentre à la maison ») с Мишелем Пикколи в роли Жильбера Валенса, стареющего театрального актера, так и не добившегося большого успеха, который сталкивается с внезапной смертью своего жена, дочь и зять после автокатастрофы, отказавшись от недостойных ролей в коммерческих сериалах и воспитывая девятилетнего внука. Катрин Денёв , Джон Малкович , Антуан Шаппи , Леонор Бальдак, Леонор Сильвейра и Рикардо Трепа также снимаются в главных ролях. [47] Фильм был показан на конкурсе Каннского кинофестиваля 2001 года , получил награды на Международном кинофестивале в Хайфе и Международном кинофестивале в Сан-Паулу , а также получил награду за лучший фильм на церемонии вручения премии «Золотой глобус» Португалии в 2001 году . Позже в том же году Оливейра снял автобиографический, частично документальный фильм «Порту моего детства » ( Porto da Minha Infância ). В фильм вошли архивные кадры Дору, Фаины Флювиал и Аники-Бобо , реконструкции частей детства Оливейры и документальные кадры Порту начала 20 века. Внуки Оливейры Хорхе Трепа и Рикардо Трепа изображают Оливейру в разном возрасте его жизни. [48] Фильм был показан на конкурсе Венецианского кинофестиваля 2001 года , где получил премию ЮНЕСКО.
Оливейра написал «Принцип неопределенности» ( O Princípio da Incerteza ) в 2002 году. Он основан на романе Агустины Бесса-Луис 2001 года « O Princípio da Incerteza: Jóia de Família» , получившем Гран-при Ассоциации португальских писателей. В фильме Леонор Бальдак играет Камилу, которая выходит замуж за мужчину (Иво Канелас), чтобы облегчить финансовые трудности своей семьи, а не за своего парня (Рикардо Трепа). Муж Камилы заводит роман с Ванессой (Леонор Сильвейра), к которой Камила равнодушна. Это приводит в ярость Ванессу, которая продолжает делать все возможное, чтобы заставить Камилу страдать. В конце концов, Ванесса и муж Камилы участвуют в незаконной сделке с гангстерами, в которой Камила отказывается им помочь. [49] Фильм был показан на конкурсе Каннского кинофестиваля 2002 года . За этим последовала «Говорящая картина» ( Um Filme Falado ) с Леонор Сильвейрой, Филипой де Алмейда, Катрин Денев , Джоном Малковичем , Ирен Папас и Стефанией Сандрелли в главных ролях в 2003 году. В фильме Сильвейра берет свою маленькую дочь (Алмейду) в круиз. в Бомбей, чтобы встретиться с семьей своего отца, и рассказывает ей историю мест, через которые они проходят по пути. К таким достопримечательностям относятся такие места, как Сеута , Марсель , Афины, Неаполь и Помпеи . Они также встречаются и узнают о трех успешных женщинах (Денев, Папас и Сандрелли) из определенного места и ведут долгие беседы с капитаном корабля (Малкович), часто касаясь конфликтов между христианством и исламом. [50] Фильм был показан на конкурсе Венецианского кинофестиваля 2003 года , где получил премию SIGNIS.

В 2004 году Оливейра снял «Пятую империю» ( O Quinto Império – Ontem Como Hoje ), высокополитический фильм по пьесе Эль-Рей Себастьян» Хосе Режиу « . В фильме рассказывается история короля Португалии Себастьяна I , и на показе на Венецианском кинофестивале 2004 года Оливейра признал, что президент США Джордж Буш имел «себастьянистские» наклонности в своем выраженном желании распространять демократию и свободу по всему миру. в его собственной версии Пятой Империи». [51] В фильме король Себастьян (Рикардо Трепа) обдумывает продолжение своего крестового похода на Ближний Восток, который приведет к битве при Алькасер-Кибире (где он в конечном итоге умрет), и совета, которого он ищет у множества советников, друзей и членов семьи. . В нем король Себастьян изображен одержимым своим местом в истории и собственным мифом о себе, одновременно создавая вокруг себя ситуации насилия. [52] Фильм был показан в Венеции вне конкурса в рамках премии «Золотой лев карьеры» Оливейры. [53] Оливейра последовала за этим в фильме «Волшебное зеркало» ( Espelho Mágico ) в 2005 году. На основе романа Альма дос Рикос Агустины Бесса-Луис « » в главных ролях снялись Леонор Сильвейра, Рикардо Трепа, Луис Мигель Синтра , Леонор Бальдак и Мишель Пикколи , но продюсером выступил Хосе Мигель Кадилье вместо Пауло Бранко . В фильме Сильвейра играет богатую женщину, которая полна решимости увидеть настоящее явление Девы Марии с помощью Трепы, недавно вышедшего из тюрьмы. [54]
В 2006 году Оливейра снял «Belle Ouvert» , продолжение фильма Луиса Бунюэля 1967 года « Belle de Jour» . В фильме снимались Бюль Ожье в роли Северин Серизи и Мишель Пикколи, повторяющий свою первоначальную роль Анри Юссона. [55] В фильме Северина неохотно соглашается увидеть Анри впервые за сорок лет из любопытства узнать, рассказал ли ее бывший шантажист ее умирающему мужу о ее тайной жизни в качестве проститутки. [56] Рикардо Трепа и Леонор Бальдак также играют второстепенные роли.
Фильм Оливейры 2007 года « Христофор Колумб - Загадка» ( Cristóvão Colombo – O Enigma ) был частично снят в Нью-Йорке, и в нем снимался Рикардо Трепа. В 2009 году Оливейра снял фильм «Чудаки блондинки» ( Singularidades de uma Rapariga Loura ) по рассказу Эса де Кейроса. В фильме снимались Рикардо Трепа и Катарина Валленштейн, получившая премию «Золотой глобус» Португалии за лучшую женскую роль в 2009 году . В фильме Оливейры 2010 года «Странная история Анжелики» с испанской актрисой Пилар Лопес де Айала в главной роли он был включен в «Особый взгляд» секцию Каннского кинофестиваля 2010 года . [57]
Последний полнометражный фильм Оливейры, «Гебо и тень» , вышел на экраны в 2012 году, премьера которого состоялась на 69-м Венецианском международном кинофестивале . В фильме снимались Майкл Лонсдейл , Жанна Моро , Клаудия Кардинале , Леонор Сильвейра, Рикардо Трепа и Луис Мигель Синтра , и он основан на пьесе Горбун и его тень» « Рауля Брандао . [58]
В ноябре 2013 года он объявил о производстве короткометражного фильма «Старик из Белена» в ожидании государственного финансирования. [59] Это был его последний законченный фильм, премьера которого состоялась на 71-м Венецианском международном кинофестивале , а он был выпущен в Порту в ноябре 2014 года. [60] Первоначально Оливейра намеревался снимать фильм на съемочной площадке студии, но из-за его слабого здоровья фильм был снят в саду недалеко от его дома в Порту. Он был основан на романе «Кающийся» португальского писателя Тейшейры де Паскоаэша , в нем снимались Луиш Мигель Синтра в роли Луиша де Камоэнша, Рикарду Трепа в роли Дон Кихота, Марио Баррозу в роли Камило Каштелу Бранку и Диого Дориа в роли Тейшейры де Паскоаэша. Некоторые короткие отрывки из его предыдущих фильмов были смонтированы в короткометражный фильм, но он заявил, что это не был ни «обзор» работы всей его жизни, ни «прощание» с кинопроизводством. Его снял оператор Ренато Берта и отредактировала Валери Луазеле. [61]
Почести и награды
[ редактировать ]
В 1989 и 2008 годах Оливейра был удостоен почетной докторской степени Университета Порту и Университета Алгарве . [62] также наградил его орденом Святого Иакова Меча Президент Португалии . Кроме того, он получил множество наград, таких как награды Каннского , Венецианского и Монреальского кинофестивалей. Он был награжден двумя Золотыми львами карьеры в 1985 и 2004 годах, а также Почетной Золотой пальмовой ветвью за свои жизненные достижения в 2008 году.
В 2002 году португальский архитектор Эдуардо Соуто де Моура завершил строительство «Дом кино» в Порту, который был спроектирован в память о творчестве Оливейры. [63] [64]
В ноябре 2012 года Оливейра был удостоен недельной дани уважения и ретроспективы на 16-м фестивале Citéphilo в Лилле, Франция. [65] В марте 2013 года Оливейра посетил показ фильма «Аники-Бобо» на Международном кинофестивале в Порту , посвященном 70-летию фильма. [66]
10 декабря 2014 года Оливейра был назначен главнокомандующим Французского Почётного легиона на церемонии, проведенной послом Франции в Португалии в Музее фонда Серралвес в Порту. [67]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Маноэль де Оливейра женился на Марии Изабель Брандао де Менесеш де Алмейда Карвальайс (1 сентября 1918 - 11 сентября 2019) в Порту 4 декабря 1940 года. [68] Они оставались женатыми почти 75 лет и родили четверых детей; их двое сыновей - Мануэль Казимиро Брандао Карвальайс де Оливейра (художник 1941 года рождения, известный как Мануэль Казимиро ), Хосе Мануэль Брандао Карвальайс де Оливейра (1944 года рождения) и две их дочери Мария Исабель Брандао Карвальайс де Оливейра (1947 года рождения) и Аделаида Мария Брандао Карвальайс де Оливейра (1948 г.р.). У них есть несколько внуков, в том числе актер Рикардо Трепа от его младшей дочери. [69]
В молодости Оливейра выступал в качестве автогонщика. В сезоне Гран-при 1937 года он участвовал и выиграл гонку International Estoril Circuit за рулем Ford V8 Special. [70]
Маноэль де Оливейра, 101 год, был выбран для произнесения приветственной речи на встрече Папы Бенедикта XVI с представителями португальского культурного мира 12 мая 2010 года в Культурном центре Белен . В речи, озаглавленной «Религия и искусство», он сказал, что мораль и искусство вполне могли возникнуть из религиозной попытки «объяснения существования людей» в отношении их «конкретной вставки в Космос». Искусство «всегда было строго связано с религией», а христианство было «расточительно в художественном выражении». [71] В интервью, опубликованном накануне, Оливейра, воспитанный в католической семье, сказал, что «сомнения или нет, но религиозный аспект жизни всегда сопровождал меня», и добавил: «Все мои фильмы религиозны». [72]
За несколько лет до смерти Оливейры в разработке находился художественный фильм «A Igreja do Diabo» («Церковь Дьявола»). В интервью, взятом менее чем за пять месяцев до его смерти, Оливейра рассказал, что у него есть планы на будущие фильмы. [61]
Ухудшение здоровья и смерть
[ редактировать ]В июле 2012 года Оливейра провел неделю в больнице для лечения респираторной инфекции и застойной сердечной недостаточности. [73] Оливейра умер в Порту 2 апреля 2015 года в возрасте 106 лет. У него остались жена, четверо детей, а также многочисленные внуки и правнуки. [60] [74]
Фильмография
[ редактировать ]Функции
[ редактировать ]- 1942 Аники-Боб
- 1963 Весна священная
- 1972 Прошлое и настоящее
- 1975 Бенильда или Дева-мать
- 1978 Обреченная любовь
- 1981 Франциска
- 1985 Атласная туфелька
- 1986 Мое дело
- 1988 Каннибалы
- 1990 Нет, или Напрасная слава командования
- 1991 Божественная комедия
- 1992 День отчаяния
- 1993 Долина Авраама
- 1994 Коробка
- 1995 Монастырь
- 1996 Вечеринка
- 1997 Путешествие к началу мира
- 1998 Тревога
- 1999 Письмо
- 2000 Слово и утопия
- 2001 Я иду домой
- 2001 Порту моего детства
- 2002 Принцип неопределенности
- 2003 Говорящая картинка
- 2004 Пятая империя
- 2005 Волшебное зеркало
- 2006 Всегда красивая
- 2007 Христофор Колумб — Загадка
- 2009 Чудаки блондинки
- 2010 Странная история Анжелики
- 2012 Гебо и тень
Документальные фильмы и короткометражки
[ редактировать ]- 1931 Дору, Фаина Флювиал
- 1932 Белый Уголь
- 1932 года Статуи Лиссабона
- 1937 Последние бури: наводнение Тежу
- 1938 Мирамар, Прайя-дас-Росас
- 1938 г. Автомобили теперь производятся в Португалии.
- 1941 Фамаликан
- 1956 Художник и город
- 1958 Сердце
- 1959 Хлеб
- 1963 Охота ( рассказ )
- 1964 Вилла Вердиньо: деревня Трас-ус-Монтес
- 1965 Картины моего брата Хулио
- Визит 1982 года или Воспоминания и признания
- 1983 Лиссабонская культурная
- 1983 Приятно... О Жане Виго
- 1986 Международный симпозиум каменной скульптуры
- 1988 О государственном флаге
- 2002 Момент (короткометражный)
- 2005 От видимого к невидимому (короткометражный)
- 2006 Невероятное не невозможно (короткометражный)
- 2007 Rencontre Unique (короткий отрывок из фильма «Каждому свое кино »)
- 2008 O Vitral e a Santa Morta (короткометражный)
- , 2008 Романс де Вила ду Конде (короткометражный)
- 2010 Панели Сан-Висенте-де-Фора, Поэтическое видение
- 2011 From Visible to Invisible (короткий отрывок из Mundo Invisível )
- 2012 O Conquistador Conquistado (отрывок из Centro Histórico )
- 2014 О Велью ду Рестелу (Старик из Белена)
- 2015 Век энергетики (короткометражный документальный фильм)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лим, Деннис (9 марта 2008 г.). «Очень долгосрочный взгляд столетнего режиссера» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «ИМДБ» . IMDB . 1 июня 2015 г.
- ^ Джонсон, Рэндал. Маноэль де Оливейра . Издательство Университета Иллинойса. 2007. с. 1.
- ↑ Chicago Tribune от 5 февраля 1996 г., стр. 3
- ^ «Биография Маноэля Оливейры (1908-)» . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Джонсон. п. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уэйкман, Джон. Мировые кинорежиссеры, Том 1. Компания HW Wilson. 1987. стр. 832–837.
- ^ Стоун, Джуди. Взгляд на мир: беседы с международными кинематографистами . Силман-Джеймс Пресс, Лос-Анджелес, 1997; ISBN 1-879505-36-3 , стр. 496–497.
- ^ Jump up to: а б Джонсон. п. 6.
- ^ Джонсон. п. 8.
- ^ Джонсон. п. 27.
- ^ Джонсон. п. 10.
- ^ Маноэль де Оливейра
- ^ Джонсон. п. 9.
- ^ Jump up to: а б Джонсон. п. 15.
- ^ Джонсон. п. 16.
- ^ Джонсон. п. 17.
- ^ Джонсон. п. 20.
- ^ Джонсон. п. 21.
- ^ «Маноэль де Оливейра рецензирует фильм, из-за которого он попал в тюрьму» .
- ^ Джонсон. п. 23.
- ^ Джонсон. стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б Джонсон. п. 33.
- ^ Джонсон. п. 22.
- ^ Джонсон. стр. 28–31.
- ^ Джонсон. п. 34-35.
- ^ Джонсон. стр. 34-35.
- ^ «Маноэль де Оливейра, португальский кинорежиссер, умер в возрасте 106 лет» . Новости Би-би-си . 2 апреля 2015 года . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Джонсон. стр. 47–51.
- ^ Джонсон. п. 51.
- ^ Джонсон. стр. 51–55.
- ^ Джонсон. стр. 56–59.
- ^ «Каннибалы - Информация» . Operafest Лиссабон 2023 (на европейском португальском языке) . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Джонсон. стр. 63–66.
- ^ Джонсон. п. 69.
- ^ Джонсон. п. 72.
- ^ Джонсон. п. 77.
- ^ Джонсон. стр. 78–82.
- ^ Джонсон. п. 84.
- ^ Джонсон. стр. 87–88.
- ^ Джонсон. стр. 91–93.
- ^ Джонсон. стр. 95–96.
- ^ Джонсон. стр. 102- 106.
- ^ Джонсон. стр. 107- 108.
- ^ Джонсон. п. 108.
- ^ Джонсон. стр. 111- 112.
- ^ Джонсон. стр. 114–115.
- ^ Джонсон. стр. 119- 121.
- ^ Джонсон. стр. 122- 124.
- ^ Джонсон. п. 126.
- ^ Джонсон. п. 131.
- ^ Джонсон. стр. 132-134.
- ^ Джонсон. п. 1.
- ^ Джонсон. стр. 135- 136.
- ^ Джонсон. п. 136.
- ^ Френч, Филип (23 ноября 2008 г.). «Рецензия на фильм: Belle toujours» . Хранитель . Лондон.
- ^ «Каннский фестиваль: Странная история Анжелики» . фестиваль-канны.com . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ «Гебо и тень (Gebo et l'Ombre): Венецианское обозрение» . www.hollywoodreporter.com . 5 сентября 2012 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ Сержиу К. Андраде (7 ноября 2013 г.). «Маноэля де Оливейру почтили в Порту в преддверии его 105-летия» . ПУБЛИЧНЫЙ . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Хаттон, Барри (2 апреля 2015 г.). «Маноэль Де Оливейра, португальский режиссер, умер в возрасте 106 лет» . Новости АВС . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Дейл, Мартин (20 ноября 2014 г.). «Маноэль де Оливейра: «O Velho do Restelo», размышления о человечестве (ЭКСКЛЮЗИВ)» . Разнообразие . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ Маноэль де Оливейра из Университета Алгарве
- ^ Дом кино . Ivarhagendoorn.com. Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ Дом кино в Порту, Португалия, автор Эдуардо Соуто де Моура . Morfae.com. Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ «Маноэля де Оливейру чествовали во французском городе Лилль с 24 по 28 ноября» . ionline.pt . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ «По возвращении на сцену Маноэль де Оливейра получил аплодисменты и цветы» . www.publico.pt . 6 марта 2013 года . Проверено 9 марта 2013 г.
- ^ «Маноэль де Оливейра: кавалер ордена Почетного легиона Франции - Португалия» . Португальско-американский журнал. 11 декабря 2014 года . Проверено 20 декабря 2014 г.
- ^ Лим, Деннис (2 апреля 2015 г.). «Маноэль де Оливейра, задумчивый режиссер, наверставший упущенное, умер в возрасте 106 лет» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ «Маноэль Де Оливейра: страсть к кино» (на португальском языке). ОЖЕ - Экономический журнал. 2 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2015 года . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ «МАНОЭЛЬ ДЕ ОЛИВЕЙРА» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2015 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Религия и искусство: Маноэль де Оливейра
- ^ «Маноэль де Оливейра уже произнес речь перед Папой» . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ «Маноэль де Оливейра уже выписался из больницы» . www.jn.pt. 20 июля 2012 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ «Маноэль де Оливейра умер» . Новости с точностью до минуты. 2 апреля 2015 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Маноэль де Оливейра , Рэндал Джонсон. Издательство Университета Иллинойса. Серия «Современные режиссеры». 2007.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на португальском языке) O Cais do Olhar Хосе де Матуш-Круз , Португальский Cinemateca , 1 999
- Франческо Саверио Нисио, «Маноэль де Оливейра. Кино, слово, политика», Рекко (Же), Ле Мани, 2010 г., ISBN 978-88-8012-544-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1908 рождений
- смертей в 2015 г.
- Португальские режиссеры документального кино
- Лауреаты «Золотого глобуса» (Португалия)
- Лауреаты Европейской кинопремии (чел.)
- Офицеры Почетного легиона
- Люди из Порту
- Португальские долгожители
- Мужчины-долгожители
- Португальские режиссеры
- Португальские католики
- Португальскоязычные кинорежиссеры
- Режиссеры франкоязычных фильмов
- англоязычные режиссеры
- Режиссеры немого кино
- Обладатели премии «Золотой лев за выслугу лет»