Пататива-ду-Ассаре

Антониу Гонсалвес да Силва , широко известный как Пататива ду Ассаре (Ассаре, 5 марта 1909 — 8 июля 2002) — популярный бразильский устный поэт, импровизатор устных стихов, композитор, певец и гитарист. [ 1 ] Северо-Востока Бразилии Один из главных артикуляторов устной поэзии ХХ века. [ по мнению кого? ]
Краткая биография
[ редактировать ]Пататива родилась в Серра-де-Сантана, Ассаре , небольшом городке в штате Сеара, расположенном на северо-востоке Бразилии. [ 2 ] Этот регион известен тем, что является местом происхождения большинства бразильских устных/народных традиций, а также тем, что представляет собой один из самых больших социальных разрывов в стране: многие обездоленные общины живут в крайней нищете в глубинке ( сертан ).
Пататива был вторым сыном в бедной крестьянской семье, жившей натуральным сельским хозяйством. В результате болезни и отсутствия медицинской помощи в регионе он ослеп на один глаз в четырехлетнем возрасте. Ему было восемь лет, когда умер его отец, и ему пришлось начать работать пахарем, чтобы помогать своей семье. Пататива никогда не имела формального образования: проучилась всего четыре месяца, научившись только читать и писать. Однако он начал сочинять собственные стихи, даже несмотря на ограниченную ученость. В шестнадцать лет он продал овцу, чтобы купить гитару. С тех пор он начал играть и читать стихи на местных вечеринках и становился все более популярным. В девятнадцать лет родственник отвез его в Пара. Именно там Жозе Карвалью, журналист, опубликовавший его стихи в местной газете, дал ему прозвище «Пататива ду Ассаре». («Пататива» — название местной маленькой птички, невзрачной, но с сильным пением. Пение одной птицы часто создает впечатление, что их несколько.) На обратном пути в родной город он встретил знаменитого популярного певца. поэт Ювеналь Галено. Вернувшись, он возобновил сельскохозяйственную работу, но никогда не прекращал сочинять. Пататива вышла замуж в 1936 году и родила девять детей.
Пататива создавал свои стихи, работая с землей, и сохранял их в памяти. Его постоянно приглашали выступить в местных радиопрограммах в Фейра-ду- Крату соседнем городе . В одном из таких случаев его услышал Хосе Арраеш де Аленкар, филолог, который, убедившись в его потенциале, оказал ему поддержку и стимул для публикации его первой книги стихов под названием Inspiração Nordestina (1956). Национальная известность пришла в 1964 году, когда популярный певец Луис Гонзага записал одно из своих стихотворений Triste Partida . В годы диктатуры Пататива участвовал в сопротивлении и подвергался преследованиям, но никогда не прекращал работать пахарем. Второе издание Inspiração Nordestina было опубликовано в 1967 году с дополнениями под названием Cantos do Patativa . В 1970 году он публикует новый сборник стихов: Patativa do Assaré: novos Poemas Comentados ; а в 1978 году выходит одна из его самых популярных книг: Cante lá que eu canto cá . Его первая пластинка была записана в 1979 году, в том же году он получил награду от SBPC ( Sociedade Brasileira para o Progresso da Ciência ), а также выступала за амнистию тех, кто был осужден за политические преступления во время диктатуры. Другой популярный певец, Фагнер, записывает свое стихотворение Vaca Estrela e Boi Fubá , распространяя свое имя среди еще более широкой аудитории. В 1984 году он выступал за движение Diretas Já . Двумя другими важными публикациями были Ispinho e Fulô и Aqui tem coisa , вышедшие в 1988 и 1994 годах соответственно. Затем появились другие книги, пластинки, короткометражки и документальные фильмы. В последние годы своей жизни Пататива добился национальной известности не только в популярных сферах, постоянно появлялся в средствах массовой информации и даже был включен в качестве предмета исследования в Сорбонне профессором Раймоном Кантелем. Он был удостоен нескольких премий, званий, медалей и наград, в том числе пяти званий Почетного доктора. Однако он никогда не переставал быть крестьянином/пахарем и никогда не покидал родной город. Он говорил, что искусство никогда не было его профессией и что он никогда не стремился к славе.
В начале девяностых он уже был полностью слеп и с трудом ходил (в результате несчастного случая, произошедшего с ним в Рио-де-Жанейро в 1973 году). Он тоже едва мог слышать, но все еще сохранял невероятную силу памяти и остроту мышления.
Работа
[ редактировать ]Пататива ду Ассаре была не только голосом северо-восточных крестьян и сельскохозяйственных рабочих, но и голосом обездоленных, маргинализированных и угнетенных. Его поэзия, хотя и укоренена в определенном контексте, в то же время универсальна, поскольку она включает в себя чувство социального класса с подлинностью человека, пришедшего из «народа» и разговаривающего с ним.
Сказать, что Пататива был поэтом, было бы слишком ограничительно, учитывая его многогранную личность и художника. Память, пение, поэтические и интеллектуальные способности, а также тот факт, что он был отличным исполнителем, означали, что он мог переходить в разные области народного/устного искусства. На северо-востоке Бразилии есть несколько отличительных характеристик, которые отличают поэта от популярного поэта, устного поэта, импровизатора устных стихов (импровизора, репентиста), композитора, певца и музыканта, корделиста, поэта де банкада и других. конфессии – каждая требует определенного навыка и таланта. Пататива колебался во всех этих вопросах, но называл себя «популярным поэтом». Основной характеристикой его творчества является выдающийся след устности .
В отличие от корделистов , Пататива не адаптировался и не воссоздавал существующий материал. Он создавал/сочинял/редактировал и хранил в памяти всю свою продукцию. При транскрипции оно неизбежно теряло значительную часть невербального значения (выраженного голосом, интонацией, паузами, ритмом, языком лица и тела, жестами), в результате чего выделялись отдельные элементы, передаваемые только в акте исполнения (например, как ирония, нерешительность, смелость и т. д.). Сложность его творчества проявляется также в его способности создавать стихи как в «классическом» (сонеты, метрика Камоэнса ), так и в популярных стилях (т. е. децима и секстилья ). Он выбирал между использованием «нормативного» португальского языка и народного или крестьянского португальского языка, который он называл linguagem matuta .
Хамелеоническая легкость, с которой Пататива переходил от одной позиции к другой, а также его интеллектуальные/поэтические/творческие способности до сих пор не до конца поняты и исследованы академиками. Вопреки общеизвестному, в его творчестве помимо общественно-политической/воинственной нити есть и другие измерения, в том числе: теллурическое, религиозное, философское, лирическое, ироническое/юмористическое и другие. Было несколько попыток классифицировать его работы, но в большинстве случаев они делались субъективно. Это обнажает недостатки, присущие параметрам суждения - в его случае основанные на предпосылках и предрассудках, которые разделяют его критику на два полюса: романтизированное представление мифа, с одной стороны, и «элитарное» - с другой. Последние по социальному классу, уровню образования и т. д. Таким образом, границы между человеком, мифом и его реальным творчеством размыты в одной личности, многочисленные таланты которой отражаются в многогранном творчестве. Размер этого не следует измерять его печатным наследием – изданными книгами – поскольку они представляют собой лишь небольшой процент всего того, что он создал.
Награды и почести
[ редактировать ]•Пять званий почетного доктора университетов Северо-Востока в 1989, 1999(2), 2000 и 2005 гг.;
•Открытие публичной библиотеки Пататива-ду-Ассаре в Пиауи, 2005 г.;
•Награжден медалью «Защитник окружающей среды Хоакима Фейтосы» , 2005 г.;
• Название EFESO (Школа подготовки социальных предпринимателей), 2004 г.;
•Посвящение MST (Движение безземельных), MST Trophy 2004;
• Премия UniPaz, V Холистический конгресс детей и молодежи , Форталеза, 2003 г.;
• Премия FIEC, Художник по туризму Сиренсе , Форталеза, 2002 г.;
• Премия Серейя де Ору , Фонд Роберто Мариньо, Sist. Вердес Марес, 2001 г.;
• Третья премия конкурса Cearense do Século , 2001 г.;
• Покровитель IV книжной биеннале Сеара , 2000 г.;
•Получил звание гражданина Риу-Гранди-ду-Норти , 2000 г.;
• Премия UniPaz, VII Бразильский холистический конгресс , 1999 г.;
•Открытие Мемориала Пататива ду Ассаре (Музей, посвященный ему и его творчеству), 1999 г.;
• Благодарность Ассоциации факультетов Федерального университета Сеара , 1998 г.;
• Посвящение на торжественном заседании Законодательного собрания штата Сан-Паулу, 1998 г.;
•Получил медаль Франсиско Гонсалвеша де Агиара от правительства штата Сеара, 1998 г.;
• Открытие Коммунитариа Пататива-ду-Ассаре , 1997 год;
• Фернандо Энрике Кардозу вручает ему премию Министерства культуры в категории «Популярная культура», 1995 год;
• Назначен почетным членом Музея Гонзагао , 1994 г.;
• Открытие Центра народной культуры Пататива-ду-Ассаре , 1994 год;
• Самба-энредо Академической школы самбы , 1991 год;
• Открытие автомагистрали Пататива-ду-Ассати , 1989 г.; губернатором Тассо Жерейссати
• Самба-энредо Школы самбы Прова де Фого , 1989 год;
• Получил медаль за отмену смертной казни от правительства штата Сеара в 1987 году;
•Получил титул Сидадао-де-Форталеза , присвоенный Муниципальной Камарой, 1982 г.;
•Получил диплом Друга культуры Государственного секретариата культуры, 1982 г.;
• Посвящение Бразильского общества прогресса науки , 1979 г.
Книги стихов
[ редактировать ]•1956 – Северо-восточное вдохновение
•1967 – Северо-восточное вдохновение: Cantos do Patativa.
•1978 - Пой там, я песнь здесь
•1988 – Испиньо и Фуло
•1991 г. – продавец в магазине. Пататива и другие поэты Ассаре (Организация с Джеральдо Гонсалвесом де Аленкаром)
•1993 — Кордеис (коробка с 13 листовками )
•1994 - Вот что-то
•2001 - Бальсейро 2. Пататива и другие поэты Ассаре (Орг. Жеральдо Гонсалвеша де Аленкара)
•2001 — У подножия стола (соавтор Жеральдо Гонсалвеш де Аленкар)
•2002 - Поэтическая антология (Организация Жилмара де Карвальо)
Дискография
[ редактировать ]•1979 – Стихи и песни
•1981 - Земля естественная
•1985 – Пататива ду Ассаре (Культурный проект BEC)
•1989 – Северо-восточный угол – 80 лет света
•1994 – 85 лет поэзии.
•1995 – Пататива ду Ассаре, 88 лет поэзии.
•1999 - Patativa do Assaré - компакт-диск, включенный в книгу «O Poeta do Povo. Жизнь и творчество Патативы ду Ассаре», Ассис Анджело.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пататива ду Ассаре — краткая биография, основные труды — Ваши исследования» . www.suapesquisa.com . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ «Пататива ду Ассаре» . 24 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2011 года . Проверено 17 июня 2022 г.