Каэтано Велозу
Каэтано Велозу | |
---|---|
![]() Велозу в 2019 году | |
Рожденный | Каэтано Эмануэль Виана Телес Велозу 7 августа 1942 г. Санто-Амаро, Баия , Бразилия |
Занятия |
|
Годы активности | 1961-настоящее время |
Супруг | Андреа Гаделья Паула Лавин |
Дети | 4; включая Морено |
Родитель |
|
Родственники | Мария Бетаниа (сестра) |
Музыкальная карьера | |
Жанры | |
Инструмент(ы) | Вокал, гитара |
Этикетки | |
Веб-сайт | каэтановелосо |
Подпись | |
![]() |
Каэтано Эмануэль Виана Телес Велозу ( Португальское произношение: [kajˈtɐ̃nu emɐnuˈɛw viˈɐ̃nɐ ˈtɛliz veˈlozu] ; родился 7 августа 1942 года) — бразильский композитор, певец, гитарист, писатель и политический деятель. Велозу впервые стал известен своим участием в бразильском музыкальном движении Tropicália , которое охватывало театр, поэзию и музыку, в 1960-х годах, в начале бразильской военной диктатуры , пришедшей к власти в 1964 году. с тех пор артист и композитор. Велосо выиграл девять премий Latin Grammy и две премии Grammy . 14 ноября 2012 года Велосо был удостоен звания «Человек года» Латинской академии звукозаписи . [1]
Велозу был одним из семи детей, рожденных в семье Хосе Теллес Велозу (широко известного как Сеу Зека ), правительственного чиновника, и Клаудионора Вианы Теллес Велосо (известной как Дона Кано ). [2] Он родился в городе Санто-Амаро-да-Пурификасан в Баии , штате на востоке Бразилии, но переехал в Сальвадор, столицу штата, будучи студентом колледжа в середине 1960-х годов. Вскоре после этого Велосо выиграл музыкальный конкурс и подписал контракт со своим первым лейблом. он стал одним из создателей Tropicália вместе с несколькими музыкантами и художниками-единомышленниками, включая его сестру Марию Бетанию В тот же период . Однако бразильская военная диктатура посчитала музыку и политические действия Велозу угрозой, и он был арестован вместе с другим музыкантом Жилберто Хилом в 1969 году. В конце концов они были изгнаны из Бразилии и уехали в Лондон, где прожили два года. В 1972 году Велосо вернулся на родину и снова начал записываться и выступать. Позже он стал популярен за пределами Бразилии в 1980-х и 1990-х годах.
Биография
[ редактировать ]Велозу родился в Санто-Амаро-да-Пурификасао , Баия, Бразилия, был пятым из семи детей Хосе Телеса Велозу (1901–1983) и Клаудионора Вианы Телес Велозу (1907–2012). На его детство большое влияние оказали творческие начинания: в детстве он интересовался как литературой, так и кинопроизводством, но сосредоточился в основном на музыке. Музыкальный стиль босса-новы и Жоау Жилберту , одного из его наиболее выдающихся представителей, оказали большое влияние на музыку Велозу, когда он рос. [3] Велозу было 17 лет, когда он впервые услышал Жилберто, которого он называет своим «верховным мастером». [4] Он признает вклад Жилберто в бразильскую музыку как новый, «освещающий» традиции бразильской музыки и прокладывающий путь для будущих инноваций. [4] Велозу переехал в портовый город Баия Сальвадор Подростком , город, в котором жил Жилберту, и центр афро-бразильской культуры и музыки. [5]
В 1965 году Велозу снова переехал в Рио-де-Жанейро вместе со своей сестрой Марией Бетанией , также музыкантшей. Вскоре после переезда Велозо выиграл конкурс текстов на свою композицию «Um Dia» и подписал контракт с Philips Records . [6] 21 октября 1967 года Велозу выиграл четвертый приз и получил овации на третьем ежегодном Бразильском фестивале популярной музыки со своей песней «Alegria, Alegria». на котором его поддержала из Сан-Паулу группа Beat Boys ; наряду с выступлением его друга Жилберто Хиля , которого поддерживала психоделическая группа Os Mutantes , это было первое выступление рок-групп на фестивале. В этот период Велозу, Бетаниа, Жилберто Хиль , Галь Коста , Том Зе и Ос Мутантес разработали « Tropicalismo », который соединил бразильскую поп-музыку с рок-н-роллом и авангардной музыкой. Велозу описывает это движение как желание отличаться от других, а не как «оборонительное», как правое бразильское военное правительство , которое яростно выступало против движения. Хотя выступления Хиля и Велозу на фестивале MBP 1967 года были восторженно приняты, в течение года «Тропикализм» стал предметом глубокого разногласия среди молодёжной аудитории Бразилии: находившиеся под марксистским влиянием студенты бразильского левого крыла осуждали «Тропикализм», поскольку считали, что он коммерциализирует бразильский стиль. традиционная музыка путем включения музыкального влияния других культур, особенно Соединенных Штатов. [4]
Музыкальным манифестом движения тропикалистов стал знаковый совместный LP Tropicália: ou Panis et Circencis («Тропикалия: или Хлеб и зрелища»), выпущенный в середине 1968 года, объединивший таланты Велосо, Os Mutantes , Жилберто Хиля , Тома. Зе и Галь Коста с аранжировками авангардного композитора-аранжировщика Рожерио Дюпра (который учился у Пьера Булеза ) и лирическими произведениями поэта Торквато Нето . На групповой фотографии обложки альбома изображен коллектив, держащий в руках множество предметов и изображений, что является преднамеренной отсылкой к обложке песни The Beatles « Sgt. Группа клуба одиноких сердец Пеппера .

Напряженность между «Тропикалистами» и левыми студентами достигла своего пика в сентябре 1968 года, когда Велозу стал легендарным выступлением на третьем ежегодном Международном фестивале песни, проходившем в Католическом университете в Рио, где среди публики была большая группа студентов, которые были категорически против Тропикалистас. Когда Велосо (при поддержке Os Mutantes) выступил в первом туре песенного конкурса фестиваля 12 сентября, его сначала встретили восторженными аплодисментами, но вскоре ситуация стала ужасной. Одетый в блестящий зеленый пластиковый костюм, украшенный электрическими проводами и ожерельями с зубами животных, Велосо провоцировал студентов своим ярким костюмом, чувственными движениями тела и поразительной новой психоделической музыкой, и вскоре исполнителей засыпали громкими оскорблениями. насмешки и улюлюканье студентов, которые еще больше разозлились, когда американский поп-певец Джон Дандуранд неожиданно появился на сцене во время исполнения песни. [ нужна ссылка ]
Идеологический конфликт достиг кульминации через три дня, 15 сентября, когда Велозу вернулся на второй тур конкурса, исполнив специально написанную новую песню под названием «É Proibido Proibir» (« Запрещено запрещать »). Левые студенты начали шипеть и свистеть, как только было объявлено имя Велосо, а когда он начал свое выступление, его откровенно сексуальные сценические движения и экспериментальная музыка Os Mutantes снова вызвали бурную реакцию – студенты начали освистывать так громко, что артисты могли было едва слышно, и часть толпы затем встала и повернулась спиной к сцене, побудив Os Mutantes повернуться спиной к публике. Пока представление продолжалось, студенты забрасывали сцену фруктами, овощами, яйцами, бумажными шариками и всем остальным, что попадалось под руку. Затем Велосо прекратил петь и начал страстный монолог, в котором раскритиковал студентов за их консерватизм. После того, как к нему присоединился Жилберто Хиль, который вышел на сцену, чтобы выразить свою поддержку, Велозу завершил свою обличительную речь, сказав студентам: «... если вы такие же в политике, как и в эстетике, нам конец!» и заявил, что больше не будет участвовать в музыкальных фестивалях. Затем он намеренно закончил песню фальшиво и сердито крикнул «Хватит!» и ушел рука об руку с Гилом и Ос Мутантес. Студийная версия песни была позже выпущена как сингл, а заключительная часть бурного живого выступления с речью Велосо была выпущена как B-сайд сингла. [7] [103] Несмотря на то, что Tropicalismo вызвал споры среди традиционных критиков, он привнес в популярную бразильскую музыку Música новые элементы для создания музыки в эклектичном стиле. [8]
Философию Велосо изучал в Федеральном университете Баии . [3] что повлияло как на его художественное выражение, так и на взгляды на жизнь. Среди его любимых философов были Жан-Поль Сартр , [8] Мартин Хайдеггер , [8] и Герберт Маркузе . [9] политическая позиция Велозу Антиавторитарная снискала ему неприязнь со стороны военной диктатуры Бразилии, правившей до 1985 года; его песни часто подвергались цензуре , а некоторые запрещались. [ нужна ссылка ]
Заключение и ссылка
[ редактировать ]В октябре 1968 года Каэтано Велозу и Жилберто Хиль выступили в клубе Sucata в Рио-де-Жанейро со Элио Ойтисики стихотворением-флагом «Будь маргиналом, будь героем», выставленным на сцене. [10] [11] Журналист Рэндал Джулиано из RecordTV распространил историю о том, что Каэтано и Хил спели национальный гимн Бразилии в подрывной пародии. [12] Оба музыканта были арестованы без суда 27 декабря 1968 года — вскоре после того, как 13 декабря военное государство приняло Институциональный закон номер пять , который приостановил действие хабеас корпус . [12] 23 января 1969 года Велозу подвергся допросу майором Хилтоном Хустино Феррейрой, который спросил Каэтано, пел ли он государственный гимн Бразилии на мелодию « Tropicália », на что Каэтано ответил, что это невозможно, поскольку стихи бразильского гимна десятисложные , а в стихах «Тропикалии» всего восемь поэтических слогов . [12]
Велосо и Хил были арестованы в феврале 1969 года и содержались в тюрьме три месяца, а затем еще четыре месяца под домашним арестом; в конце концов их освободили при условии, что они покинут страну, и следующие несколько лет они провели в изгнании . Он сказал, что «они не заключили нас в тюрьму ни за какую песню или за какую-то конкретную вещь, которую мы сказали», объясняя реакцию правительства его незнанием культурного феномена Тропикалии — они, казалось, говорили: «Мы могли бы с таким же успехом посадить их в тюрьму. " [13] Федеральная полиция задержала обоих и отправила их в неизвестном направлении. Наконец, Велозу и Гил дожили до изгнания в Лондоне, Англия. Когда Каэтано спросили о том, что он пережил там, он сказал: «В Лондоне было темно, и я чувствовал себя далеко от себя». Тем не менее, там они оба улучшили свою музыку, и их попросили сделать музыкальную постановку с продюсером Ральфом Мейсом. [8]
Карьера
[ редактировать ]Музыкальная карьера (1972 – настоящее время)
[ редактировать ]Работа Велозу по его возвращению в 1972 году часто характеризовалась частым слиянием не только международных стилей, но также бразильских фольклорных стилей и ритмов. Его популярность выросла за пределами Бразилии в 1980-х годах, особенно в Греции, Португалии, Франции и Африке. Его пластинки, выпущенные в США, такие как Estrangeiro , помогли ему привлечь большую аудиторию.
Чтобы отпраздновать 25-летие Tropicalismo , Велозу и Жилберто Хиль выпустили компакт-диск Tropicalia 2 в 1993 году. [14] Одна песня, «Гаити», в то время привлекала внимание людей, особенно потому, что она включала в себя мощные высказывания о социально-политических проблемах, существующих на Гаити , а также в Бразилии. Проблемы, затронутые в песне, включали этническую принадлежность , бедность, бездомность и коррупцию в капитале во время пандемии СПИДа . [14] [15] К 2004 году он стал одной из самых уважаемых и плодовитых международных поп-звезд, имея более 50 доступных записей, включая песни из саундтреков к фильмам « Микеланджело Антониони » Эрос , Педро Альмодовара » «Hable con ella и «Фрида» , для которых он выступал на 75- ю церемонию вручения премии Оскар , но не выиграл. В 2002 году Велозу опубликовал отчет о своих ранних годах и движении «Тропикализм» « Тропическая правда: история музыки и революции в Бразилии» . [16]
Его первым полностью английским компакт-диском был A Foreign Sound (2004), который включает в себя » группы Nirvana композицию « Come as You Are и композиции из « Великого американского песенника», такие как « Carioca » (музыка Винсента Юманса и слова Эдварда Элиску и Гаса Кана) . ), « Always » (музыка и слова Ирвинга Берлина ), « Manhattan » (музыка Ричарда Роджерса и слова Лоренца Харта ), « Love for Sale » (музыка и слова Коула Портера ), и « Something Good » (музыка и слова Ричарда Роджерса). Шесть из семи песен его третьего одноименного альбома, выпущенного в 1971 году, также были на английском языке.
Велосо написал песни для двух сборников пособий по борьбе со СПИДом, выпущенных Red Hot Organization : Red Hot + Rio (1996) и Onda Sonora: Red Hot + Lisbon (1998).
В 2011 году он снова внес две песни в последний сборник Red Hot Organization Red Hot + Rio 2 . Эти два трека включают ремикс на "Terra" группы Prefuse 73 ("3 Mellotrons in a Quiet Room Version") и "Dreamworld: Marco de Canaveses" в сотрудничестве с Дэвидом Бирном .
Его альбом Cê , вышедший в сентябре 2006 года , был выпущен на лейбле None such Records в США. Он получил две премии Latin Grammy Awards , одну как лучший певец и автор песен. [17] и одна за лучшую португальскую песню "Não Me Repeno". [18]
Имея в общей сложности девять премий Latin Grammy и две премии Grammy , Велозу получил больше, чем любой другой бразильский исполнитель. 14 ноября 2012 года Велосо был также удостоен звания «Человек года» Латинской академии звукозаписи . [1]
Велозу называли «одним из величайших авторов песен века». [19] и «поп-музыкант/поэт/режиссер/политический активист, чей статус в пантеоне международных поп-музыкантов находится на одном уровне с Бобом Диланом , Бобом Марли и Ленноном / Маккартни ». [6]
В январе 2016 года Каэтано Велозу был приглашенным артистом на съезде Ассоциации современного языка (MLA) в Остине, штат Техас . Перед толпой SRO он дал интервью на сцене двум светилам в области поэзии и поэтики, Марджори Перлофф (почетный Стэнфорд) и Роланду Грину (Стэнфорд, президент MLA в то время). Большая часть дискуссий касалась музыки: от рок-н-ролла и самбы до экспериментальных композиций. Видеозапись мероприятия должна быть размещена на сайте MLA и на сайте Stanford Arcade. Он также исполнил «Isto aqui, o que é?» на церемонии открытия летних Олимпийских игр 2016 года вместе с певцами Аниттой и Жилберто Хилем после парада делегаций в августе 2016 года. [20]
В мае 2018 года Велозу выступила на Гранд-финале конкурса песни «Евровидение-2018» в Португалии столице Лиссабоне вместе с победителем конкурса 2017 года Сальвадором Собралом . [21] Его концертный альбом Ofertório (Ao Vivo) (записанный с его сыновьями Морено, Зекой и Томом) был признан бразильским изданием журнала Rolling Stone 25-м лучшим бразильским альбомом 2018 года . [22]
В 2018 году Велозу принял участие в альбоме Стефано Боллани «Que Bom» с двумя песнями: «La nebbia a Napoli» и «Michelangelo Antonioni».
В 2023 году журнал Rolling Stone поставил Велозо на 108-е место в своем списке 200 величайших певцов всех времен. [23]
Личная жизнь
[ редактировать ]Велозу женился на коллеге Баяне и актрисе Андреа Гаделья (или Деде) 21 ноября 1967 года на церемонии, отражавшей атмосферу эпохи контркультуры. Их сын Морено родился 22 ноября 1972 года. 7 января 1979 года на 3 месяца раньше срока родилась их дочь Юлия; она умерла 11 дней спустя. [24] Отец Велозу умер 13 декабря 1983 года. Велозу расстался с Деде Велозу в 1983 году. В 1986 году Велозу женился на уроженке Рио Пауле Лавин , от которой у него было еще два сына, Зека Лавин Велозу, родившаяся 7 марта 1992 года, и Том Лавин Велозу, родившаяся 25 лет. Январь 1997 года, Сальвадор. Паула подтвердила журналу Playboy в 1998 году, что «[Пауле] было 13 лет, когда она потеряла девственность из-за музыканта, которому на тот момент было 40 лет». [25] Каэтано с тех пор обвиняют в педофилии. [25] Этот брак продлился двадцать лет. После расставания в 2004 году они все еще работали вместе. В 2016 году пара воссоединилась. [26] 1989 года Компакт-диск Велозу Estrangeiro включает песни («Esse Amor», что означает «Эта любовь», и «Branquinha»), вдохновленные и посвященные соответственно его бывшей жене Деде и его тогдашней жене Пауле Лавин. [27] [28] [29] [30]
Велозу - один из немногих публичных знаменитостей -атеистов в Бразилии. Он воспитывался в религиозной католической семье, но рано отошел от веры. В интервью Велозу заявил, что ему не нравится «лгать своему разуму», веря в Бога. [31] В отдельном интервью Велозу вызвал споры, когда сказал, что Бразилии было бы лучше, если бы большинство людей в стране стали нерелигиозными или атеистами. [32] Несмотря на это, двое сыновей Велосо стали членами неопятидесятнической Всемирной церкви Царства Божьего , причем Велосо присутствовал на крещении своих детей, заявляя, что «то, что хорошо для них, хорошо и для меня». [31]
В 2022 году Велозо рассказал о своей бисексуальности в шоу, посвященном своему 80-летию. [33]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]
Дом Велозу, Баия, сыграл решающую роль в его музыке. Он хвалит Баию за ее значение в колониальный период Бразилии, когда впервые пришли португальцы, а также за вклад Баии в бразильскую музыку. Среди тех, кто оказал на него музыкальное влияние, он назвал Амалию Родригес , Коула Портера , тур Rolling Stones 1969 года и, прежде всего, Жоау Жилберту .
Велосо говорит, что он не может сравнивать свой музыкальный стиль 1960-х годов, на пике популярности Tropicália, и свое нынешнее творчество. Однако он отмечает, что позже в своей карьере ему удалось создавать музыку более высокого качества; что он «лучше во всем». [4]
Дискография
[ редактировать ]Студийные альбомы[ редактировать ]
| Живые альбомы[ редактировать ]
Саундтреки[ редактировать ]
Сборники[ редактировать ]
|
Награды и почести
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Новости» . Грэмми.com . 30 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
- ^ Фернандес, Боб (20 марта 2009 г.). «БА: В 101 год Д. Кано Веллозо публикует мемуары» . Журнал Terra (на португальском языке). Архивировано из оригинала 8 апреля 2013 года . Проверено 1 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэннинг, Джейсон. «Жизнь Каэтано Велозу» . Интернет-час новостей . Служба общественного вещания . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 22 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гросс, Терри ; Велозу, Каэтано (10 декабря 2002 г.). «Бразильский автор песен Каэтано Велозу» (радио) . Свежий воздух . Национальное общественное радио . Проверено 16 мая 2008 г.
- ^ Форест (2007), с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Дуган, Джон. «Биография» . Вся музыка . Проверено 22 марта 2008 г.
- ^ Виктория Ленгленд, «Il est Interdit d'Interdire: Транснациональный опыт 1968 года в Бразилии», Междисциплинарные исследования Латинской Америки и Карибского бассейна , Том 17, № 1 (2006).
- ^ Перейти обратно: а б с д Шнабель, Том (1998). Планета ритма: Великие мировые создатели музыки . Нью-Йорк: Издательство Universe Publishing. ISBN 0-7893-0238-1 .
- ^ Narciso Em Férias (на бразильском португальском языке) , получено 15 мая 2023 г.
- ^ Камара, Марио (11 января 2016 г.). «Художник-пластик Элио Ойтисика: писатель и фотограф» . Другой переход (на португальском языке). 1 (21): 93–104. дои : 10.5007/2176-8552.2016n21p93 . hdl : 11336/106342 . ISSN 2176-8552 .
- ^ «Хильберто Хиль и Каэтано Велозу: история дружбы» . Google Искусство и культура . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лишоте, Леонардо (14 сентября 2020 г.). «Бразильская диктатура против Каэтано Велозу: полный архив репрессий» . El País Brasil (на бразильском португальском языке) . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ Парелес, Джон (9 сентября 1992 г.). «За обедом с Каэтано Велозу; много бунта и немного острого соуса для энергичного Боба Дилана из Бразилии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Беаг, Жерар, Жерар. (весна – лето 2006 г.). «Рэп, регги, рок или самба: местное и глобальное в бразильской популярной музыке (1985–95)» . Латиноамериканский музыкальный обзор . 27 (1): 79–90. дои : 10.1353/лат.2006.0021 . S2CID 191430137 .
- ^ Шепер-Хьюз, Нэнси ; Хоффман, Дэниел (май – июнь 1994 г.). «Дети не на своем месте» . Отчет NACLA по Америке . 575 . Нью-Йорк: NACLA : 122. doi : 10.1177/0002716201575001008 . Архивировано из оригинала 13 мая 2005 года . Проверено 22 марта 2008 г.
- ^ Велозу, Тропическая правда: история музыки и революции в Бразилии , Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2003.
- ^ «Великий альбом Канавтора» . Univision .com (на испанском языке). Архивировано из оригинала 9 марта 2008 года . Проверено 22 марта 2008 г.
- ^ «Mejor Cancion Brasileña (Португальская идиома)» . Univision .com (на испанском языке). Архивировано из оригинала 27 марта 2008 года . Проверено 22 марта 2008 г.
- ^ Ротер, Ларри (17 ноября 2002 г.). «Революционер, который все еще в движении» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 марта 2008 г.
- ^ Флорес, Гризельда (3 августа 2016 г.). «Анитта никогда не думала, что будет выступать на церемонии открытия Олимпийских игр в Рио» . Рекламный щит . Проверено 6 августа 2016 г.
- ^ "Сальвадор Собрал выступает с Каэтано Велозу на финале конкурса песни Евровидение 2018" . Евровидение.TV .
- ^ Антунес, Педро (21 декабря 2018 г.). «Rolling Stone Brasil: 50 лучших национальных альбомов 2018 года» . Rolling Stone Brasil (на португальском языке). Профильная группа . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ «200 величайших певцов всех времен» . Роллинг Стоун . 1 января 2023 года . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Нассиф, Луис (9 января 2013 г.). «В 1979 году умерла Жулинья, дочь Каэтано и Деде» . Jornalggn.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Жена Каэтано рассказывает о противоречиях и призывает положить конец атакам MBL» . Musica.uol.com.br .
- ^ «Объявлен педофилом и сделал аборт в 16 лет: противоречивые отношения Каэтано Велозу с его женой Паулой Лавин» . 6 сентября 2023 г.
- ^ «Каэтано Велосо» . Официальный сайт. Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Каэтано Велозу - Биография - Словарь бразильской популярной музыки Краво Альбина» . Dictionariompb.com.br . Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Каэтано Велозу: биография, фото, видео, новости – iG» . Gente.ig.com.br . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Каэтано Велозу – Биография – Личность – SAPO Cinema» . Cinema.sapo.pt . Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Каэтано Велозу, известный атеист» . Paulopes.com.br (на португальском языке). 5 января 2012 года . Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ «Каэтано Велозу об атеизме» (на португальском языке). Дневник некоторых атеистов. 13 декабря 2009 года . Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ «Каэтано Велозу откровенно рассказывает о бисексуальности: «Некоторые парни» » . НаТелинья (на бразильском португальском языке) . Проверено 7 сентября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Перроне, Чарльз А. (1989), Мастера современной бразильской песни: MPB 1965–1985 . Остин: Издательство Техасского университета. Глава 2 «Другие слова и другие миры Каэтано Велозу».
- Уолд, Элайджа (2007). Глобальные менестрели: голоса мировой музыки . Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-415-97930-6 .
- Велосо, Каэтано (2003). Тропическая правда: история музыки и революции в Бразилии . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф .
- Мэй, Джанкарло (2004). Латинское пение: происхождение, эволюция и главные герои бразильской популярной музыки (на итальянском языке). Альтернативная пресса-Новые балансы.
- Велозу, Каэтано (1997). Радость, радость . Рио-де-Жанейро , Бразилия : Pedra que Ronca.
- Велозу, Каэтано (1997). Тропическая правда . Сан-Паулу , Бразилия: Companhia das Letras.
- Велосо, Каэтано (2003). Только письмо . Сан-Паулу, Бразилия: Companhia das Letras.
- Велозу, Каэтано (2005). Мир не скучный . Сан-Паулу, Бразилия: Companhia das Letras.
- Мораис Жуниор Луи Мораис, Луис Карлос де (2004). Хризолог: Студент факультета поэзии Каэтано Велозу . Рио-де-Жанейро, Бразилия: HP Comunicação.
- Де Стефано, Гильдо , Люди самбы , История и главные герои истории бразильской популярной музыки , Предисловие Чико Буарке де Холланда , Введение Джанни Мина , RAI-ERI, Рим, 2005 г., ISBN 8839713484
- Де Стефано, Джильдо , Саудаде Босса Нова : музыка, загрязнения и ритмы Бразилии , Предисловие Чико Буарке , Введение Джанни Мина , Флоренция : Logisma Editore, 2017, ISBN 978-88-97530-88-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Официальный сайт
- Страница матрицы Каэтано Велозу
- Дискография Каэтано Велосо на Slipcue.com
- Каэтано Велозу, "Zii e zie" от Billboard
- Путеводитель по альбому Caetano Veloso. Архивировано 12 октября 2014 г. на Wayback Machine.
- Каэтано Велозу выступает вживую
- Каэтано Велозу исполняет "Alegria, Alegria" на 3-м Бразильском фестивале популярной музыки по телевидению (1967).
- Каэтано Велозу о Чарли Роузе
- Каэтано Велозу на IMDb
- Каэтано Велозу собрал новости и комментарии в The New York Times.
- 1942 года рождения
- Живые люди
- Жители Санто-Амаро, Баия
- Бразильские гитаристы-мужчины
- Бразильские ЛГБТ-певцы
- Бразильские авторы песен ЛГБТ
- Бразильские бисексуальные мужчины
- Бразильские бисексуальные музыканты
- Бразильские писатели-бисексуалы
- Гитаристы бразильской популярной музыки
- Певцы бразильской популярной музыки
- Авторы песен латиноамериканской музыки
- Гитаристы Тропикалии
- Певцы Тропикалии
- Англоязычные певцы из Бразилии
- Испаноязычные певцы Бразилии
- Художники Полиграммы
- Исполнители RCA Records
- Бывшие католики
- Бразильские атеисты
- Бразильские изгнанники
- Бразильские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Музыканты из Лондона
- Гитаристы 20 века
- Гитаристы 21 века
- Бразильские певцы ХХ века
- Бразильские певцы 20-го века
- Бразильские ЛГБТ 20-го века
- Бразильские певцы XXI века
- Бразильские певцы XXI века
- Бразильские ЛГБТ XXI века
- Лауреаты премии Грэмми
- Лауреаты премии Latin Grammy
- Лауреаты премии «Человек года» Латинской академии звукозаписи
- Бразильские певцы и авторы песен мужского пола
- Бразильцы португальского происхождения
- Афробразильский народ
- Бразильцы коренного происхождения
- Исполнители None such Records
- Бисексуальные музыканты-мужчины
- Бисексуальные певцы и авторы песен
- ЛГБТ в латиноамериканской музыке