цилиндр
цилиндр ОМС | |
---|---|
![]() Картала в сентябре 1977 года | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Анженор де Оливейра |
Также известен как | цилиндр Божественный Поэт роз |
Рожденный | Рио-де-Жанейро , DF | 11 октября 1908 г.
Источник | Катете, Рио-де-Жанейро , Республика Бразилия |
Умер | 30 ноября 1980 г. Рио-де-Жанейро, Рио-де-Жанейро, Бразилия | ( 72 года
Жанры | самба |
Род занятий | певец, автор песен |
Инструмент(ы) | вокал, гитара |
Годы активности | 1927–1980 |
Этикетки | Альбомы Маркуса Перейры RCA Виктор |
Супруг (а) | Деолария, Донария, Дона Сика |
Анженор де Оливейра , известный как Картола ( -португальски по цилиндр ), ( Португальское произношение: [kaʁˈtɔlɐ] ; 11 октября 1908 — 30 ноября 1980) — бразильский певец, композитор и поэт, считающийся важной фигурой в развитии самбы . [ 1 ]
Картола сочинил самостоятельно или с партнерами более 500 песен.
Биография
[ редактировать ]Анженор де Оливейра родился в 1908 году в районе Катете , в городе Рио-де-Жанейро . Он был старшим из восьми детей пары Себастьян Хоаким де Оливейра и Аида Гомеш де Оливейра. [ 2 ] Хотя ему дали имя Агенор, он был зарегистрирован как Ангенор - факт, который он обнаружил только много лет спустя, когда готовил документы для своего брака с доньей Зика в 1960-х годах. Чтобы не договариваться о смене имени у нотариуса, с тех пор он официально подписывался как Анженор де Оливейра.
Его семья по материнской линии происходила из Кампос-дус-Гойтаказис , а его предки были рабами первого барона Карапебуса. Его дед по материнской линии, Луис Сиприано Гомеш, известный повар, работал в Макаэ , пока его не завербовали и не отправили в Рио-де-Жанейро, чтобы служить президенту Нило Песанье во дворце Катете .
Картола родился в районе Катете, где и провел часть своего детства. Когда ему было восемь лет, его семья переехала в Ларанжейрас , где он познакомился с карнавальными ранчо «União da Aliança» и «Arrepiados» — на последнем он играл на кавакиньо , музыкальном инструменте, подаренном ему отцом, когда ему было всего 8 или 9 лет, что он и делал на Крещенских парадах. Он настолько увлекся «Аррепиадос», что позже, когда участвовал в основании школы самбы Estação Primeira de Mangueira , предложил, чтобы цвета этого ранчо — зеленый и розовый — были такими же, как и у зарождающейся организации. который стал одним из самых почитаемых символов в мире самбы. С другой стороны, Карлос Качаса, другой основатель Мангейры, сказал, что на холме Мангейра было старое ранчо под названием Caçadores da Floresta, цвета которого были именно зеленым и розовым.
В 1919 году, из-за финансовых трудностей, Оливейра переехали в Мангейру , тогда небольшую, растущую фавелу с менее чем пятьюдесятью хижинами. Вскоре другой житель Мангейры, Карлос Качаса, на шесть лет старше Картолы, станет, помимо друга на всю жизнь, его самым постоянным партнером в десятках самб.
В 15 лет он бросил учебу в четвертом классе, чтобы работать, одновременно склоняясь к богемной жизни. Подростком он работал учеником печатника, но вскоре стал каменщиком. Работая на стройках, он получил прозвище, благодаря которому стал одним из величайших имен в бразильской популярной музыке. Чтобы цемент не попал на волосы, он решил носить котелок, который, по словам его коллег, больше напоминал маленькую шляпу, и поэтому его стали называть «Картола».
Ему было 17, когда умерла его мать. Вскоре после этого растущие конфликты с отцом, врагом его богемной жизни, привели к тому, что его выгнали из дома. Некоторое время он вел бродячую жизнь, пил и встречался, посещал публичные дома и заболевал венерическими заболеваниями, бродил по ночам и спал в пригородных поездах. Эти привычки привели к тому, что он стал физически слабым, больным и истощенным в постели маленькой хижины. Соседка из его хижины по имени Деолинда, которая была на семь лет старше, замужем и имела двухлетнюю дочь, позаботилась о нем, и в итоге они оба вмешались. Ему было всего 18, когда они решили жить вместе, и Деолинда ушла от мужа, оставив дочь, которую композитор будет воспитывать как свою.
Картола стал популярным в 1930-х годах, записав множество самб, но престиж не обернулся финансовым вознаграждением; Чтобы прокормить свою растущую семью, он работал каменщиком, торговцем рыбой и продавцом сыра, а его жена иногда работала поваром. [ 3 ]
К концу 1940-х годов дела пошли еще хуже. В 38 лет Картола перенес длительную болезнь, а вскоре после того, как он выздоровел, его жена умерла от проблем с сердцем. Один из его лучших хитов, исполненный многими артистами, «Сим (Да)» был написан во время его горя. [ 4 ] Картола перестал играть и сочинять; он переехал со своей новой женой Донарией в трущобы в Нилополисе , где работал разнорабочим.
В 1952 году он встретил и влюбился в Дону Зику , с которой провёл остаток своей жизни и которая убедила его вернуться к музыке. В 1956 году, когда он работал автомойщиком в Ипанеме, его заново открыл журналист Серджио Порто , который вернул его в мир музыки. [ 5 ] Порту предал гласности возвращение Картолы, приглашая его на радиошоу и рекламируя его работу с новыми партнерами. Однако популярность самбы пошла на убыль, поэтому он снова начал работать на нескольких других должностях.
В 1963 году, стремясь донести самбу фавел до более широкой аудитории, Картола вместе с Зика и Эудженио Агостином открыл знаменитый бар и ресторан Zicartola в центре Рио-де-Жанейро; он стал самым важным заведением самбы того времени, обеспечивая связь между традиционными исполнителями самбы и зарождающимся движением Босса Нова . Картола приглашал таких людей, как Нельсон Кавакиньо , Пиксингуинья , Нара Леан , Паулиньо да Виола и Зе Кети , спеть «недорогую» музыку, как певцы самбы иронически отзывались о своей работе.
Коммерческий успех Картолы начался в конце 1960-х - начале 1970-х годов, когда он стал довольно популярен и было выпущено множество классических произведений самбы, таких как "O Sol Nascerá", "O Mundo é Um Moinho", "As Rosas não Falam", " Corra e Olhe o Céu» и «Quem me vê Sorrindo» при поддержке певицы Элизет Кардосо , Клара Нуньес , Паулиньо да Виола и особенно Бет Карвальо . Свою первую пластинку он выпустил в 66 лет, в 1974 году; хотя у него были финансовые трудности, он сочинял и пел до самой смерти в возрасте 72 лет.
Документальный фильм 2007 года «Música Para os Olhos» режиссеров Лирио Феррейры и Хилтон Ласерда представляет собой описание жизни Картолы.
Биография Картолы, Divino Cartola – Uma Vida em Verde e Rosa , написанная Денилсоном Монтейро, была опубликована в январе 2013 года. [ 6 ]
Картола и Зика ненадолго появились в фильме 1959 года «Черный Орфей» как пара в мэрии, когда главные герои регистрируются для свадьбы.
Работа
[ редактировать ]
Картола сочинял мелодии, гармонии и тексты песен. Его тексты примечательны очень правильным использованием португальского языка , особенно с учетом отсутствия у него формального высшего образования. Его поэзия эффективно сочетает в себе элегантность и эмоциональность, сохраняя при этом относительно низкий уровень сложности, что сделало его творчество доступным для более широких слоев населения.
Что касается темпа , музыка Картолы имела сильную тенденцию к более спокойным и медленным самбам в отличие от более быстрых и оживленных самб де террейро, которые можно увидеть в школах самбы и музыке других композиторов. Некоторые говорят, что его самба имела склонность к самба-кансао . Кавакиньюс , которое было менее ударным , в его записях имел определенное настроение чоро чем обычно, за исключением его последних записей, где кавакинистом был Альсеу Майя.
Как музыкант Картола использовал множество модуляций , некоторые из которых не были распространены в самбе того времени. Некоторые из его модулирующих мелодий - «Quem me vê Sorrindo» и «Sim» ( I -> V ), «Аконтеций» и «Запретная любовь» ( I -> bVI ), «Зима моего времени» ( I -> bIII ) и «A Cor da Esperança» ( I -> бII ). Более того, он использовал нетривиальные фигуры, такие как замены тритонов и обширные разрешения тритонов, для IIIm7 , как можно наблюдать, например, в «Alvorada», «Inverno do Meu Tempo» и «Disfarça e Chora».
Дискография
[ редактировать ]Альбом
[ редактировать ]- 1974 – Картала
- 1976 – Картала II
- 1977 – Зеленый, я хочу тебя, розовый
- 1978 – 70 лет Картоле
- 1982 – Картала – Живой
- 1982 – Картала – неопубликованный документ
Автор
[ редактировать ]- 1942 – «Родная бразильская музыка» – Леопольд Стоковски.
- 1967 - «Энлуарада Элизет» - Элизет Кардозу ( «Seleção de Sambas da Mangueira» )
- 1968 – «Фала Мангейра!» – Одете Амарал, Картола, Клементина де Жезус , Нельсон Кавакиньо , Карлос Качаса
- 1970 — «История бразильской популярной музыки» — с Нельсоном Кавакиньо.
- 1974 – «История школ самбы: Мангейра» – Разное.
- 1975 – «МПБ – 100 ао вживую» – Разное.
- 1980 — «И давай драться» — Альциона ( «Я знаю» )
- 1993 — «No Tom da Mangueira» — Том Жобим и Велья Гуарда да Мангейра (включая его запись «Я больше не хочу никого любить» )
Дань уважения
[ редактировать ]- 1984 – «Картола, Entre Amigos» – разное
- 1987 – «Картола – 80 лет» – Лени Андраде
- 1988 – «Картола – Снова Бейт…» – разное
- 1995 - «Клаудия Теллес Интерпрета Нельсон Кавакиньо и Картала» - Клаудия Теллес
- 1998 – «Самбас де Картола» – Grupo Arranco
- 1998 - «Só Cartola» - Элтона Медейроса и Нельсона Сардженто.
- 1998 - «Картола - 90 лет» - Элтона Медейроса и Марсии.
- 2002 – «Картола» – Ней Матогроссо
- 2003 - «Бет Карвальо поет Картолу» - Бет Карвалью
- 2008 – «Вива Картала! 100 лет» – Разное
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2008 г. ) |
- ^ «Cliquemusic: Artista: Cartola» . Архивировано из оригинала 22 октября 2017 года . Проверено 29 августа 2011 г.
- ^ «Картола (Певец и композитор)» .
- ^ «Картола (Певец и композитор)» .
- ^ «Картола (Певец и композитор)» .
- ^ «Картола (Певец и композитор)» .
- ^ «Любовь, поэзия и богемная жизнь Картолы рассказаны в книге» (на португальском языке). День . 24 января 2013 года . Проверено 24 января 2013 г.