Боб Марли
Боб Марли | |
---|---|
![]() Марли в 1976 году | |
Рожденный | Роберт Неста Марли 6 февраля 1945 г. |
Умер | 11 мая 1981 г. Майами , Флорида, США | (36 лет)
Другие имена |
|
Занятия |
|
Супруг | |
Дети | 11, в том числе: |
Родители) | Норвал Синклер Марли (отец) Седелла Букер (мать) |
Родственники |
|
Музыкальная карьера | |
Жанры | |
Инструмент(ы) |
|
Годы активности | 1962–1980 |
Этикетки |
|
Ранее из | Плакальщики |
Веб-сайт | Бобмарли |
Роберт Неста Марли О.М. (6 февраля 1945 — 11 мая 1981) — ямайский в стиле регги певец, гитарист и автор песен . Считающийся одним из пионеров этого жанра, он соединил элементы регги, ска и рокстеди и был известен своим отличительным вокалом и стилем написания песен. [2] [3] Марли повысил известность ямайской музыки во всем мире и сделал его мировой фигурой в популярной культуре. [4] [5] Он стал известен как икона растафарианства , и он наполнил свою музыку чувством духовности. [6] Марли также считается глобальным символом ямайской музыки, культуры и самобытности, и его откровенная поддержка демократических социальных реформ вызывала споры. [7] [8] Марли также поддерживал легализацию каннабиса и выступал за панафриканизм . [9] В 1976 году Марли пережил покушение в своем доме, которое считалось политически мотивированным. [10]
Марли родился в Найн-Майл, Ямайка , и начал свою карьеру в 1963 году, после формирования группы Teenagers с Питером Тошем и Банни Уэйлер , которая стала Wailers . В 1965 году они выпустили свой дебютный студийный альбом The Wailing Wailers , в который вошел сингл « One Love », переработка « People Get Ready ». Он был популярен во всем мире и сделал группу восходящей фигурой в регги. [11] The Wailers выпустили еще 11 студийных альбомов, а после подписания контракта с Island Records сменили название на Bob Marley and the Wailers. Первоначально они использовали более громкие инструменты и пение, но в конце 1960-х - начале 1970-х годов они начали заниматься ритмическим построением песен, что совпало с обращением Марли в растафари. Примерно в это же время Марли переехал в Лондон, и группа воплотила свой музыкальный сдвиг выпуском альбома The Best of The Wailers (1971). [12]
Боб Марли и The Wailers начали привлекать международное внимание после подписания контракта с Island и тура в поддержку альбомов Catch a Fire и Burnin' (оба 1973 года). После их расформирования год спустя Марли продолжил работу под названием группы. [13] Альбом Natty Dread (1974) получил положительные отзывы. В 1975 году, после мировой популярности Эрика Клэптона версии « Я застрелил шерифа » Марли, [14] Международный прорыв Марли совершил со своим первым хитом за пределами Ямайки, концертной версией песни « No Woman, No Cry » с альбома Live! альбом. [15] За этим последовал его прорывной альбом в США Rastaman Vibration (1976), который вошел в топ-50 чарта Billboard Soul. [16] Несколько месяцев спустя Марли пережил покушение в своем доме на Ямайке и навсегда переехал в Лондон. Там он записал альбом Exodus , вобравший в себя элементы блюза , соула и британского рока и имевший коммерческий успех и успех у критиков. В 1977 году у Марли диагностировали акральную лентигинозную меланому ; он умер в мае 1981 года, вскоре после крещения в Эфиопской Православной Церкви . Поклонники по всему миру выразили свое горе, и на Ямайке его устроили государственные похороны .
Альбом лучших хитов Legend был выпущен в 1984 году и стал самым продаваемым альбомом в стиле регги всех времен . [17] Марли также считается одним из самых продаваемых музыкальных исполнителей всех времен : по оценкам, продажи пластинок по всему миру составляют более 75 миллионов пластинок. [18] Вскоре после его смерти Ямайка посмертно наградила его орденом « За заслуги» от его страны. В 1994 году Марли был посмертно занесен в Зал славы рок-н-ролла . Журнал Rolling Stone поставил его на 11-е место в своем списке 100 величайших артистов всех времен . [19] и № 98 в списке 200 величайших певцов всех времен. [20] Среди других его достижений - премия Грэмми за заслуги перед жизнью , звезда на Аллее славы в Голливуде и включение в Аллею славы черной музыки и развлечений .
Ранний период жизни
Марли родился 6 февраля 1945 года на ферме своего деда по материнской линии в Найн-Майл , округ Сент-Энн , Ямайка , в семье Норвала Синклера Марли и Седеллы Малкольма . [21] Норвал был белым ямайцем, родившимся в приходе Кларендон . [22] [23] Норваль носил прозвище «Капитан», несмотря на то, что был всего лишь рядовым британской армии . [24] На момент женитьбы на Седелле Малкольме, афро-ямайце , которому тогда было 18 лет, Норвал руководил разделом земли под жилье для ветеранов войны, и на момент рождения Боба Марли ему было около 64 лет. [22] [24] [25] Норваль, который мало оказывал финансовую поддержку жене и ребенку и редко их видел. [22] умер, когда Марли было 10 лет. [26]
Некоторые источники утверждают, что имя Марли при рождении было Неста Роберт Марли, а также история о том, что, когда Марли был еще мальчиком, ямайский паспортный служащий поменял местами его имя и второе имя, потому что Неста звучало как имя девочки. [27] [28] Биограф Марли опроверг утверждения некоторых двоюродных братьев о том, что фамилия Марли имела сирийско-еврейское происхождение. [22] [29]
Дед Марли по материнской линии, Омария, известный как Миал , оказал на Марли раннее музыкальное влияние. [22] Марли начал заниматься музыкой с Невиллом Ливингстоном, позже известным как Банни Уэйлер , когда учился в начальной и средней школе Степни в Найн-Майл, где они были друзьями детства. [30] [31] [32]
В 12 лет Марли вместе с матерью покинул Найн-Майл и переехал в район Тренчтаун в Кингстоне . У матери Марли и Тадеуса Ливингстона, отца Банни Уэйлера, родилась дочь по имени Клодетт Перл. [33] которая была младшей сестрой Боба и Банни. Поскольку Марли и Ливингстон жили вместе в одном доме в Тренчтауне, их музыкальные исследования расширились, включив в себя новую музыку ска и новейшие R&B радиостанций США, чьи передачи доходили до Ямайки. [34] Марли сформировал вокальную группу с Банни Уэйлером и Питером Тошем . Состав был известен как Teenagers, Wailing Rudeboys, Wailing Wailers и, наконец, просто Wailers. Джо Хиггс , который был участником успешной вокальной группы Higgs and Wilson , жил неподалеку и поддерживал Марли. [35] Марли и другие в то время не играли ни на каких инструментах и были больше заинтересованы в том, чтобы стать группой вокальной гармонии. Хиггс помог им развить вокальные гармонии и начал обучать Марли игре на гитаре. [36] [37]
Мать Марли позже вышла замуж за Эдварда Букера, государственного служащего из США, родив Марли двух сводных братьев: Ричарда и Энтони. [38] [39]
Карьера
1962–1972: Ранние годы.

В феврале 1962 года Марли записал четыре песни: « Judge Not », «One Cup of Coffee», «Do You Still Love Me?» и "Terror" в Federal Studios для местного музыкального продюсера Лесли Конг . [40] Три песни были выпущены на лейбле Beverley's , а "One Cup of Coffee" была выпущена под псевдонимом Бобби Мартелл. [41]
Боба Марли, Банни Уэйлера, Питера Тоша , Джуниора Брейтуэйта, Беверли Келсо и Черри Смит В 1963 году «Подростками» называли . Позже они изменили название на Wailing Rudeboys, затем на Wailing Wailers, после чего их обнаружил продюсер Коксон Додд , и, наконец, на Wailers. Их сингл " Simmer Down " для лейбла Coxsone стал номером один на Ямайке в феврале 1964 года, было продано около 70 000 копий. [42] The Wailers, теперь регулярно записывающиеся для Studio One, работали с известными ямайскими музыкантами, такими как Эрнест Ранглин (аранжировщик "It Hurts To Be Alone"), [43] клавишник Джеки Митту и саксофонист Роланд Альфонсо. К 1966 году Брейтуэйт, Келсо и Смит покинули Wailers, оставив основное трио в составе Боба Марли, Банни Уэйлера и Питера Тоша . [44]
В 1966 году Марли женился на Рите Андерсон и на короткое время переехал недалеко от резиденции своей матери в Уилмингтоне, штат Делавэр , в США, в течение которого он работал лаборантом DuPont , а также на сборочной линии и оператором вилочного погрузчика на заводе DuPont. завод Chrysler в соседнем Ньюарке под псевдонимом Дональд Марли. [45] [46]
Хотя Марли вырос католиком , он заинтересовался верованиями растафари в 1960-х годах, когда был вдали от влияния своей матери. [47] Вернувшись на Ямайку, Марли официально принял растафари и начал отращивать дреды .
После финансовых разногласий с Доддом Марли и его группа объединились с Ли «Скретч» Перри и его студийной группой The Upsetters . Хотя альянс просуществовал менее года, они записали то, что многие считают лучшей работой Wailers. Марли и Перри расстались после спора по поводу уступки прав на запись, но продолжили работать вместе. [48]
1969 год принес еще одно изменение в ямайскую популярную музыку: ритм еще больше замедлился. Новый бит представлял собой медленный, устойчивый, тикающий ритм, который впервые прозвучал в песне Maytals « Do the Reggay ». Марли обратился к продюсеру Лесли Конгу , который считался одним из основных разработчиков звука регги . Для записи Конг объединил Wailers со своими студийными музыкантами под названием Beverley's All-Stars, в состав которых входили басисты Ллойд Паркс и Джеки Джексон , барабанщик Пол Дуглас , клавишники Гладстон Андерсон и Уинстон Райт , а также гитаристы Рэд Брайан, Линн Тейт и Хакс Браун. . [49] Как пишет Дэвид Московиц: «Треки, записанные на этой сессии, иллюстрируют первые попытки Wailers в новом стиле регги. Ушли в прошлое ска -трубы и саксофоны из ранних песен, а инструментальные паузы теперь исполняются на электрогитаре». Записанные песни войдут в альбом The Best of The Wailers , включая треки «Soul Shakedown Party», «Stop That Train», «Caution», «Go Tell it on the Mountain», «Soon Come», «Can' «Ты видишь», «Пленники души», «Не унывайте», «Назад» и «Сделай это дважды». [49]
Между 1968 и 1972 годами Боб и Рита Марли, Питер Тош и Банни Уэйлер перезаписали некоторые старые треки на лейбле JAD Records в Кингстоне и Лондоне, пытаясь коммерциализировать звучание Wailers. Позже Банни утверждал, что эти песни «никогда не следует выпускать на альбоме… они были всего лишь демо-версиями для прослушивания звукозаписывающими компаниями». В 1968 году Боб и Рита навестили автора песен Джимми Нормана в его квартире в Бронксе. Норман написал расширенный текст для песни " Time is on My Side " (записанной Ирмой Томас и The Rolling Stones ), а также написал для Джонни Нэша и Джими Хендрикса . [50] Трехдневный джем-сейшн с Норманом и другими, включая соавтора Нормана Эла Пайфрома, привел к созданию 24-минутной записи, на которой Марли исполняет несколько своих собственных композиций и композиций Нормана-Пайфрома. По словам архивиста регги Роджера Стеффенса , эта лента редка, поскольку на нее повлияла скорее поп-музыка, чем регги, как часть попытки пробить Марли в чарты США. [50] Согласно статье в The New York Times , Марли экспериментировал на ленте с различными звуками, приняв стиль ду-воп в «Stay With Me» и «стиль медленных песен о любви артистов 1960-х» в «Splish for My Splash». [50] В 1972 году он жил в Риджмаунт Гарденс, Блумсбери . [51]
1972–1974: Переход на Island Records.
В 1972 году Боб Марли подписал контракт с CBS Records в Лондоне и отправился в тур по Великобритании с соул-певцом Джонни Нэшем . [52] Находясь в Лондоне, Wailers попросили своего гастрольного менеджера Брента Кларка познакомить их с Крисом Блэквеллом , который лицензировал некоторые из их релизов Coxsone для своего Island Records . The Wailers намеревались обсудить гонорары, связанные с этими релизами; вместо этого в результате встречи было предложено внести аванс в размере 4000 фунтов стерлингов на запись альбома. [53] Поскольку Джимми Клифф , главная звезда регги острова, недавно покинул лейбл, Блэквелл был готов найти замену. В Марли Блэквелл осознал элементы, необходимые для того, чтобы заманить в ловушку рок-аудиторию: «Я имел дело с рок-музыкой, которая была действительно бунтарской музыкой. Я чувствовал, что это действительно способ сломать ямайскую музыку. Но нужен был кто-то, кто мог бы стать этим имиджем. . Когда Боб вошел, он действительно был таким образом». [54] The Wailers вернулись на Ямайку для записи в Harry J's в Кингстоне, в результате чего вышел альбом Catch a Fire .
Изначально записанный на восьмитрековом альбоме, Catch a Fire стал первым случаем, когда регги-группа получила доступ в современную студию, и ей была оказана такая же забота, как и их коллегам по рок-н-роллу. [54] Блэквелл хотел создать «скорее дрейфующее, гипнотическое ощущение, чем ритм регги». [55] и реструктурировал миксы и аранжировки Марли. Марли поехал в Лондон, чтобы контролировать наложение Блэквелла на альбом в Island Studios , которое включало в себя смягчение микса от тяжелого басового звучания ямайской музыки и исключение двух треков. [54]
Первый альбом The Wailers для Island, Catch a Fire , был выпущен во всем мире в апреле 1973 года и упакован как рок-пластинка с уникальной крышкой для зажигалки Zippo . Первоначально было продано 14 000 единиц, и он получил положительные отзывы критиков. [54] Позже в том же году за ним последовал альбом Burnin' , в который вошла песня « I Shot the Sheriff ». Эрику Клэптону подарил альбом его гитарист Джордж Терри в надежде, что он ему понравится. [56] Клэптон был впечатлен и решил записать кавер-версию «I Shot the Sheriff», которая стала его первым хитом в США после « Layla » двумя годами ранее и достигла первого места в Billboard Hot 100 14 сентября 1974 года. [57] Многим ямайцам не нравилось новое звучание регги на Catch a Fire , но тренчтаунский стиль Burnin нашел поклонников как среди регги, так и среди рок-аудитории. [54]
В этот период Блэквелл подарил Марли свою резиденцию в Кингстоне и штаб-квартиру компании на Хоуп-роуд, 56 (тогда известную как Island House). В нем разместилась студия Tuff Gong Studios, и этот дом стал не только офисом Марли, но и его домом. [54]
Планировалось, что The Wailers откроют 17 концертов Sly and the Family Stone в США . После четырех концертов группу уволили, потому что они были более популярны, чем группы, для которых они открывались. [58] The Wailers распались в 1974 году, и каждый из трех основных участников занялся сольной карьерой.
1974–1976: Изменения в составе и съемки.
Несмотря на распад, Марли продолжил запись как «Bob Marley & The Wailers». В его новую группу поддержки входили братья Карлтон и Астон «Семьянин» Барретт на барабанах и басу соответственно, Джуниор Марвин и Эл Андерсон на соло-гитаре, Тайрон Дауни и Эрл «Вайа» Линдо на клавишных и Элвин «Сико» Паттерсон на ударных. Группа « I Threes », состоящая из Джуди Моватт , Марсии Гриффитс и жены Марли, Риты, обеспечивала бэк-вокал. В 1975 году Марли совершил международный прорыв, выпустив свой первый хит за пределами Ямайки с концертной версией песни « No Woman, No Cry » с альбома Live! альбом. [15] За этим последовал его прорывной альбом в США Rastaman Vibration (1976), который вошел в топ-50 чарта Billboard Soul. [16]
3 декабря 1976 года, за два дня до бесплатного концерта « Smile Jamaica », организованного премьер-министром Ямайки Майклом Мэнли в попытке ослабить напряженность между двумя враждующими политическими группировками, Боб Марли, Рита и менеджер Дон Тейлор были ранены в результате нападения неизвестные боевики в доме Марли. Тейлор и Рита получили серьезные травмы, но позже полностью выздоровели. Марли получил легкие ранения в грудь и руку. [59] Считалось, что покушение на него было политически мотивированным, поскольку многие считали, что Smile Jamaica на самом деле была митингом в поддержку Мэнли. Тем не менее, концерт состоялся, и травмированный Марли выступил, как и было запланировано, через два дня после покушения. Члены группы Zap Pow выступали в качестве резервной группы Боба Марли перед 80-тысячной фестивальной толпой, в то время как участники The Wailers все еще пропадали без вести или скрывались. [60] [61]
1976–1979: переезд в Англию.
Марли покинул Ямайку в конце 1976 года и после месячного пребывания в студии Compass Point Studios Криса Блэквелла в Нассау , Багамы, прибыл в Англию, где провел два года в добровольном изгнании.
Находясь в Англии, он записал альбомы Exodus и Kaya . Exodus оставался в британских чартах альбомов 56 недель подряд. В него вошли четыре британских хит-сингла: « Exodus », « Waiting in Vain », « Jamming » и « One Love » (который интерполирует Кертиса Мэйфилда хит « People Get Ready »). Во время пребывания в Лондоне Марли был арестован и признан виновным в хранении небольшого количества марихуаны . [62] В 1978 году Марли вернулся на Ямайку и выступил на другом политическом концерте One Love Peace Concert , снова пытаясь успокоить враждующие стороны. Ближе к концу выступления по просьбе Марли Майкл Мэнли (лидер правившей тогда Народной национальной партии ) и его политический соперник Эдвард Сига (лидер оппозиционной Лейбористской партии Ямайки ) присоединились друг к другу на сцене и пожали друг другу руки. [63]
Под именем Bob Marley and the Wailers было выпущено 11 альбомов, четыре концертных и семь студийных. В число релизов вошел двойной концертный альбом Babylon by Bus с 13 треками, выпущенный в 1978 году и получивший признание критиков. Этот альбом, и особенно финальный трек "Jamming", вызывавший неистовство публики, передал интенсивность живых выступлений Марли. [64]
«Марли пел не о том, как легко может прийти мир во всем мире, а о том, что ад на Земле слишком легко приходит слишком многим. Его песни были его воспоминаниями; он жил с несчастными, он видел угнетателей и тех, кого они надавил».
– Микал Гилмор , Rolling Stone [65] : 61
1979–1980: Более поздние годы

Survival , дерзкий и политически заряженный альбом, был выпущен в 1979 году. Такие треки, как «Zimbabwe», « Africa Unite », «Wake Up and Live» и «Survival», отражали поддержку Марли борьбы африканцев. Его появление на фестивале Амандла в Бостоне в июле 1979 года продемонстрировало его решительную оппозицию южноафриканскому апартеиду , что он уже продемонстрировал в своей песне « War » в 1976 году.
В начале 1980 года Марли пригласили выступить 17 апреля на праздновании . Дня независимости Зимбабве [66]
Uprising (1980) стал последним студийным альбомом Марли и последним альбомом, выпущенным при его жизни. Это одна из его самых религиозных постановок, поскольку в нее входят « Песня искупления » и « Вечно любящий Джа ». [67]
Confrontation , выпущенный посмертно в 1983 году, содержал неизданный материал, записанный при жизни Марли, включая хит « Buffalo Soldier » и новые миксы синглов, ранее доступные только на Ямайке. [68]
Личная жизнь
Религия и верования

Марли был давним членом движения Растафари , чья культура сыграла ключевую роль в развитии регги. Он стал ярым сторонником растафари, выводя его музыку из социально неблагополучных районов Ямайки на международную музыкальную сцену. [69] Будучи растафарианцем, Марли чувствовал, что Хайле Селассие I из Эфиопии был воплощением Бога или «Джа». [70] Однако позже он обратился в эфиопское православие и был крещен архиепископом Абуной Есехаком в присутствии своей жены Риты Марли и их детей под именем Берхане Селассие 4 ноября 1980 года, незадолго до своей смерти. [71] [72]
Будучи растафарианцем , Марли поддерживал легализацию каннабиса или «ганджи», который, по мнению растафарианцев, помогает медитации. [73] Марли начал употреблять каннабис, когда в 1966 году перешел в растафари из католицизма. Марли был арестован в 1968 году после того, как его поймали с каннабисом, но продолжал употреблять марихуану в соответствии со своими религиозными убеждениями. О своем употреблении марихуаны Марли сказал: «Когда вы курите траву, трава раскрывает себя вам. Все злодеяния, которые вы совершаете, трава раскрывается вам, вашей совести, показывает себя чистым, потому что трава заставляет вас медитировать. естественный цвет, и он растет, как дерево». [74] Марли рассматривал употребление марихуаны как жизненно важный фактор религиозного роста и связи с Джа, а также как способ философствовать и становиться мудрее. [75]
Марли был панафриканистом и верил в единство африканских народов во всем мире. Его убеждения были основаны на его религиозных убеждениях растафари. [76] Марли был в значительной степени вдохновлен Маркусом Гарви были антиимпериалистические и панафриканистские темы , и во многих его песнях, таких как « Zimbabwe », «Exodus», «Survival», «Blackman Redemption» и « Redemption Song », . Последний черпает вдохновение из речи Маркуса Гарви, произнесенной в 1937 году в Новой Шотландии. [77] Марли считал, что независимость африканских стран от европейского господства была победой всех членов африканской диаспоры. В песне «Africa Unite» он воспевает желание всех народов африканской диаспоры объединиться и бороться против «Вавилона»; Точно так же в песне «Зимбабве» Марли отмечает освобождение всего африканского континента и призывает к единству между всеми африканцами, как внутри Африки, так и за ее пределами. [78]
Семья
Марли женился на Альфарите Констанции «Рите» Андерсон в Кингстоне, Ямайка, 10 февраля 1966 года. [79] У него было много детей: трое родились у его жены Риты, а еще двое детей были усыновлены от предыдущих отношений Риты как его собственные, и они носят фамилию Марли. Официальный сайт Боба Марли отмечает 11 детей.
На официальном сайте перечислены: [80]
- Шэрон , родилась 23 ноября 1964 года, дочь Риты от предыдущих отношений, но затем усыновлена Марли после его брака с Ритой.
- Седелла родился 23 августа 1967 года в семье Риты.
- Дэвид «Зигги» родился 17 октября 1968 года в семье Риты.
- Стивен родился 20 апреля 1972 года в семье Риты.
- Роберт «Робби», родился 16 мая 1972 года в семье Пэта Уильямса.
- Рохан родился 19 мая 1972 года в семье Джанет Хант.
- Карен Марли, 1973 г.р., в семье Джанет Боуэн.
- Стефани Марли родилась 17 августа 1974 года в семье Риты и Оуэна «Итал Тэки» Стюарт, бывшего ямайского футболиста. Тем не менее, Боб усыновил Стефани как одну из своих, что дало ей право на его поместье. [81]
- Джулиан родился 4 июня 1975 года в семье Люси Паундер.
- Кай-Мани родился 26 февраля 1976 года в семье Аниты Белнавис.
- Дэмиан родился 21 июля 1978 года в семье Синди Брейкспир.
На других сайтах были отмечены и другие лица, утверждающие, что они являются членами семьи. [82] как указано ниже:
- Македа родилась 30 мая 1981 года в семье Иветт Крайтон, после смерти Марли. [83] В книге Мередит Диксон она указана как ребенок Марли, но на официальном сайте Боба Марли она не указана как таковая.
- Различные веб-сайты, например, [84] также перечислите Имани Кэрол, родившуюся 22 мая 1963 года, в семье Шерил Мюррей; но она не появляется на официальном сайте Боба Марли. [83]
У Марли также есть несколько известных внуков, в том числе музыканты Скип Марли и Ю. Дж. Марли , в американский футбол игрок Нико Марли , модель Села Марли и кинорежиссер Дониша Прендергаст . [85]
Ассоциация футбола
Помимо музыки, футбольный союз . важную роль в жизни Марли играл [86] Помимо игры на парковках, полях и даже в студиях звукозаписи, Марли следил за бразильского клуба «Сантос» и его звездного игрока Пеле. взрослением [86] а также был сторонником английского футбольного клуба «Тоттенхэм Хотспур» и аргентинского полузащитника Осси Ардилеса , который играл за клуб в течение десяти лет, начиная с 1978 года. [87]
Марли окружил себя людьми из спорта и в 1970-х годах назначил ямайского футболиста Аллана «Скилл» Коула своим тур-менеджером. [86] Марли сказал журналисту: «Если вы хотите узнать меня поближе, вам придется сыграть в футбол против меня и Уэйлерс». [86]
Автомобили
Две машины, принадлежавшие Марли, были BMW: 1602 и E3 2500. Он купил их из-за названия. Марли сказал, что BMW символизирует Боба Марли и Wailers. [88]
Болезнь
В июле 1977 года у Марли диагностировали злокачественную меланому под ногтем большого пальца правой ноги. [89] Вопреки городской легенде , это повреждение было вызвано не травмой во время футбольного матча в том году, а скорее симптомом уже существовавшего рака. [90] Марли пришлось обратиться к двум врачам, прежде чем была сделана биопсия , подтвердившая акральную лентигинозную меланому . В отличие от других меланом, которые обычно появляются на коже, подвергающейся воздействию солнца, акральная лентигинозная меланома возникает в местах, которые легко не заметить, например, на подошвах ног или под ногтями на ногах. Хотя это наиболее распространенная меланома у людей с темной кожей, она не получила широкого признания и не упоминалась в самых популярных медицинских учебниках того времени. [91]
Марли отверг совет врачей ампутировать палец на ноге , что помешало бы исполнительской карьере Марли, сославшись на его религиозные убеждения. Вместо этого ноготь и ногтевое ложе были удалены, а из его бедра был взят кожный трансплантат, чтобы покрыть эту область. [92] [93] Несмотря на болезнь, Марли продолжал гастролировать и планировал мировое турне 1980 года. [94]
Альбом Uprising был выпущен в мае 1980 года. Группа завершила большой тур по Европе, где отыграла свой самый большой концерт перед 100 000 человек на стадионе Сан-Сиро в Милане , Италия. После тура Марли отправился в США, где дал два концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Йорке в рамках тура Uprising Tour . [95] 21 сентября 1980 года Марли потерял сознание во время пробежки в Центральном парке и был доставлен в больницу, где было обнаружено, что его рак распространился на мозг, легкие и печень. [96] Последний концерт Марли состоялся два дня спустя в Театре Стэнли (ныне Центр исполнительских искусств Бенедума ) в Питтсбурге , штат Пенсильвания. [97] Единственные известные фотографии с выставки были включены в документальный фильм Кевина Макдональда « 2012 года Марли» . [98]
Смерть
После восьми месяцев альтернативного лечения, которое не помогло эффективно вылечить прогрессирующий рак, Марли сел на самолет и отправился домой на Ямайку. [99] Во время полета у него ухудшились жизненные функции. После приземления в Майами , штат Флорида, Марли был доставлен в больницу Сидарс оф Ливан, позже переименованную в больницу Университета Майами , для оказания неотложной медицинской помощи, где он умер 11 мая 1981 года в возрасте 36 лет из-за распространения меланомы на его тело. легкие и мозг. Последними словами Марли своему сыну Зигги были: «На пути вверх подними меня. На пути вниз не подведи меня». [100]
21 мая 1981 года на Ямайке Марли устроили государственные похороны , сочетающие в себе элементы эфиопского православия. [101] [102] и традиция растафари. [103] Он был похоронен в часовне недалеко от места своего рождения в Найн-Майле; В гробу Марли находились его красная гитара Gibson Les Paul, Библия, открытая на 23-м псалме , и стебель ганджи, положенный туда его вдовой Ритой Марли . [104] Премьер-министр Ямайки Эдвард Сига произнес последнюю похоронную речь Марли, сказав:
Его голос был вездесущим криком в нашем электронном мире. Его острые черты лица, величественный внешний вид и гарцующий стиль стали ярким отпечатком на ландшафте нашего сознания. Боба Марли никогда не видели. Это был опыт, который оставлял неизгладимый отпечаток при каждой встрече. Такого человека невозможно вычеркнуть из памяти. Он является частью коллективного сознания нации. [65] : 58
Наследие
Награды и почести

- 1976: Rolling Stone . «Группа года» по версии журнала
- Июнь 1978 г.: награжден Медалью мира третьего мира от Организации Объединенных Наций. [65] : 5
- Февраль 1981 года: награжден Ямайским орденом «За заслуги» — третьей по величине наградой страны. [105]
- Март 1994: введен в Зал славы рок-н-ролла.
- 1999: «Альбом века» по версии журнала Exodus по версии Time . журнала [106]
- Февраль 2001 г.: звезда на Аллее славы в Голливуде.
- Февраль 2001: Награжден премией Грэмми за заслуги перед жанром . [107]
- 2004: журнал Rolling Stone поставил его на 11 место в списке «100 величайших артистов всех времён». [19]
- Среди первых, попавших в Зал музыкальной славы Великобритании.
- "One Love" названа песней тысячелетия по версии BBC.
- По результатам опроса BBC признан одним из величайших авторов всех времен. [108]
- 2006: Синяя мемориальная доска в его первой британской резиденции в Риджмаунт-Гарденс в Лондоне, посвященная ему Фондом сообщества Нубийских Джаков при поддержке мэра Лондона. [109] [110] [111]
- 2010: Catch a Fire введен в Зал славы Грэмми (альбом в стиле регги) [112]
- 2022: Включен в Аллею славы черной музыки и развлечений. [113]
Другие дань уважения


Рядом с национальным стадионом на Артур Винт Драйв в Кингстоне была открыта статуя в память о Марли. [114] В 2006 году Департамент образования Нью-Йорка назвал часть Черч-авеню от Ремсен-авеню до Восточной 98-й улицы в районе Ист-Флэтбуш в Бруклине «Бульваром Боба Марли». [115] [116] была открыта статуя Марли . В 2008 году в Банатском Соколаце , Сербия, [117]
На международном уровне послание Марли также продолжает звучать среди различных общин коренных народов . Например, члены индейских племен хопи и хавасупай почитают его работы. [65] По всей Индии также много дань уважения Марли, включая рестораны, отели и культурные фестивали. [118] [119]
Марли превратился в глобальный символ, который бесконечно пропагандировался в различных средствах массовой информации. Несмотря на это, автор Дэйв Томпсон посетовал на то, что он считал умиротворением Марли, которое пришло с его коммерциализацией, заявив:
Боб Марли входит в число как самых популярных, так и самых непонятых фигур в современной культуре... То, что машина полностью выхолостила Марли, не подлежит сомнению. Исчез из публичного архива тот ребенок из гетто, который мечтал о Че Геваре и Черных Пантерах и прикреплял их плакаты в музыкальном магазине Wailers Soul Shack; кто верил в свободу; и борьба, которую это вызвало, и украсила эту роль на обложке раннего альбома; чьими героями были Джеймс Браун и Мухаммед Али ; чьим Богом был Рас Тафари и чьим таинством была марихуана . Вместо этого Боб Марли, который сегодня обозревает свое королевство, — это улыбающаяся доброжелательность, сияющее солнце, колышущаяся пальма и вереница хитов, которые выпадают из вежливого радио, как конфеты из автомата с жевательной резинкой. Конечно, это обеспечило ему бессмертие . Но это также унизило его до неузнаваемости. Боб Марли стоил гораздо большего. [120]
Марли обсуждается в боевике 2007 года « Я легенда» , где главный герой назвал в его честь дочь. В фильме также используется музыка Марли. [121] [122]
Изображения в популярной культуре
Было снято несколько экранизаций жизни Марли. Например, полнометражный документальный фильм о его жизни Rebel Music получил различные награды на премии «Грэмми» . Благодаря участию Риты, The Wailers, любовников и детей Марли, большая часть истории также рассказывается его собственными словами. [123] В феврале 2008 года режиссер Мартин Скорсезе объявил о своем намерении снять документальный фильм о Марли. Фильм должен был выйти 6 февраля 2010 года, в день, когда Марли исполнилось бы 65 лет. [124] Однако Скорсезе выбыл из-за проблем с расписанием. Его заменил Джонатан Демме . [125] который выбыл из-за творческих разногласий с продюсером Стивом Бингом в начале монтажа. Кевин Макдональд заменил Демме [126] а фильм «Марли » вышел 20 апреля 2012 года . [127] В 2011 году бывшая девушка и кинорежиссер Эстер Андерсон вместе с Джаном Годой сняли документальный фильм «Боб Марли: Создание легенды» , премьера которого состоялась на Эдинбургском международном кинофестивале . [128]
ямайского писателя Марлона Джеймса В октябре 2015 года роман «Краткая история семи убийств» , представляющий собой вымышленный рассказ о покушении на Марли, получил Букеровскую премию 2015 года на церемонии в Лондоне. [129]
В феврале 2020 года «Вставай, вставай!» Мюзикл о Бобе Марли был анонсирован сценаристом Ли Холлом и режиссером Домиником Куком с Аринзе Кене в роли Боба Марли. Премьера фильма состоялась в лондонском Lyric Theater 20 октября 2021 года, после того как его первоначальная февральская премьера была отложена из-за пандемии COVID-19 . [130] [131]
Боб Марли: Одна любовь , американский биографический драматический музыкальный фильм режиссера Рейнальдо Маркуса Грина с Кингсли Бен-Адиром в роли Марли, был выпущен в США 14 февраля 2024 года. [132]
Дискография
Студийные альбомы
- Плакальщики (1965)
- Повстанцы души (1970)
- Революция души, часть II (1971)
- Лучшие из плакальщиков (1971)
- Поймай огонь (1973)
- Горящий (1973)
- Нэтти Дред (1974)
- Растаманская вибрация (1976)
- Исход (1977) [133]
- Итак (1978)
- Выживание (1979)
- Восстание (1980)
- Противостояние (1983)
См. также
- Desis bobmarleyi - вид подводных пауков, названный в честь Марли.
- Фабиан Марли
- Список борцов за мир
- Очерк Боба Марли
Ссылки
- ^ Фрид, Кеннет (13 февраля 1995 г.). «Фестиваль Боба Марли распространяет некоторую« растаманскую вибрацию »: Юбилей: концерт на Ямайке отмечает 50-летие покойной иконы регги и поэта-музыканта» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 2 августа 2019 года . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Сэмюэлс, Эй Джей (20 апреля 2012 г.). «Боб Марли: Анатомия иконы» . Архивировано из оригинала 31 мая 2020 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ « Марли» – новый взгляд на культурную икону» . www.youthlinkjamaica.com . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ «7 увлекательных фактов о Бобе Марли» . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ Тойнби, Джейсон (8 мая 2013 г.). Боб Марли: вестник постколониального мира . Джон Уайли и сыновья. стр. 1969–. ISBN 978-0-7456-5737-0 . Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ Масури, Джон (11 ноября 2009 г.). Wailing Blues – История Wailers Боба Марли . Группа продаж музыки. ISBN 978-0-85712-035-9 . Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года . Проверено 7 сентября 2013 г.
- ^ «Боб Марли» . Библиотека Лос Гатос . Архивировано из оригинала 24 февраля 2024 года . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Мози (31 января 2020 г.). «Празднование Дня Боба Марли — 6 февраля» . Новости Огайо . Архивировано из оригинала 24 февраля 2024 года . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Сони, Варун (2 июля 2010 г.). «Духовное наследие Боба Марли» . huffingtonpost.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 11 июля 2017 г.
- ^ Гейн-МакКалла, Кейси (2016). Секретная война ЦРУ на Ямайке . Лос-Анджелес, Калифорния: Книги Over the Edge. ISBN 978-1-944082-07-9 . OCLC 1105632241 . [ нужна страница ]
- ^ Гуден, Лу (2003). Наследие регги: история музыки, культура и политика Ямайки . АвторДом. стр. 293–. ISBN 978-1-4107-8062-1 . Проверено 25 августа 2013 г.
- ^ Ли, Банни (23 августа 2013 г.). «Интервью» . Reggae Vibes (Интервью). Беседовал Петр I. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ Барретт, Астон «Семьянин» (19 февраля 2013 г.). «Интервью» . Чистая гитара . Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ Пол Секстон (14 сентября 2021 г.). «Я застрелил шерифа» Эрика Клэптона: EC представляет Боба Марли миру» . udiscovermusic . Архивировано из оригинала 19 января 2022 года . Проверено 18 декабря 2021 г. ,
- ^ Jump up to: а б «Билборд-хиты мира» . Рекламный щит . Billboard Publications, Inc., 15 ноября 1975 г., с. 69. ISSN 0006-2510 . Архивировано из оригинала 13 октября 2013 года . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б "Душа" . Рекламный щит . Billboard Publications, Inc., 25 декабря 1976 г., с. 77. ISSN 0006-2510 . Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года . Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ Маккатир, Эмберли (15 октября 2014 г.). «Смертельно прибыльно: 13 умерших знаменитостей с самым высоким доходом» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Мескино, Патрисия (6 октября 2007 г.). « Исход возвращается» . Рекламный щит . Nielsen Business Media, Inc. с. 42. ISSN 0006-2510 . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Бессмертные: Первые пятьдесят» . Роллинг Стоун . № 946. Архивировано из оригинала 6 января 2007 года.
- ^ «200 величайших певцов всех времен» . Роллинг Стоун . 1 января 2023 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ Московиц, Дэвид (2007). Боб Марли: Биография . Издательская группа Гринвуд. п. 13. ISBN 978-0-313-33879-3 . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Роджер Стеффенс (11 июля 2017 г.). Так много вещей, которые нужно сказать: устная история Боба Марли . WW Нортон и компания . п. 44. ИСБН 978-0-3936-3479-2 . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Джейсон Тойнби (5 ноября 2007 г.). Боб Марли: вестник постколониального мира? . Политика. п. 44. ИСБН 978-0-7456-3089-2 . Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Адамс, Тим (8 апреля 2012 г.). «Боб Марли: сожаление, которое преследовало его жизнь» . Наблюдатель . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 11 декабря 2016 г.
- ^ Московиц, Дэвид (2007). Боб Марли: Биография . Издательская группа Гринвуд. п. 2. ISBN 978-0-313-33879-3 . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ Московиц, Дэвид (2007). Боб Марли: Биография . Издательская группа Гринвуд. п. 4. ISBN 978-0-313-33879-3 . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ Московиц, Дэвид (2007). Боб Марли: Биография . Издательская группа Гринвуд. п. 9. ISBN 978-0-313-33879-3 . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ Дэвис, Стивен (28 июля 1983 г.). Боб Марли: биография . Littlehampton Book Services Ltd. ISBN 978-0-213-16859-9 . Архивировано из оригинала 26 июня 2019 года . Проверено 20 января 2019 г.
- ^ Кеннер, Роб (май 2006 г.). «Настоящий революционер». Атмосфера . Том. 14, нет. 5. Вайб Медиа Групп. п. 118. ISSN 1070-4701 .
- ^ «Начальная и неполная средняя школа Степни» . bobmarleyfoundationja.org . Фонд Боба Марли. 16 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 г. Проверено 1 сентября 2013 г.
- ^ Марли, Боб (31 января 2012 г.). Слушайте Боба Марли: Человек, музыка, революция . Открытые дорожные медиа. стр. 65–. ISBN 978-1-4532-2494-6 . Архивировано из оригинала 9 октября 2013 года . Проверено 1 сентября 2013 г.
- ^ Уэйлер, Банни (январь 2011 г.). «Последний плакальщик - интервью с Банни Плакальщиком» . GQ (интервью). Беседовал Джон Джеремия Салливан. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 22 октября 2013 г.
- ^ Каннингем, Джонатан (15 апреля 2008 г.). «Поминальные службы по Седелле Марли Букеру сегодня вечером» . Майами Нью Таймс . Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ Обрехт, Яс. «Ранние годы Боба Марли: от девяти миль до Лондона» . JasObrecht.com . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 8 ноября 2013 г.
- ^ Брейтуэйт-младший (5 мая 1985 г.). «Интервью» . iration.com (интервью). Беседовал Роджер Стеффенс. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ Фостер, Чак (12 ноября 2013 г.). «Джо Хиггс – Ни один человек не сможет остановить источник» . Тискали.co.uk . Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ Парелес, Джон (22 декабря 1999 г.). «Джо Хиггс, 59 лет, исполнитель регги; воспитал целое поколение певцов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 мая 2020 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ «Семья Боба Марли урегулировала иск со сводным братом певца» . RollingStone.com . 2 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 19 декабря 2016 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ «Седелла Марли Букер: Хранительница пламени Марли» . Independent.co.uk . 11 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2016 г. Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ «Глава 1: Соло Боба Марли, 1962» . Сборник Боба Марли . Архивировано из оригинала 28 июня 2018 года . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ «Лейбл Беверли и Лесли Конг: музыкальный бизнес» . bobmarley.com. Архивировано из оригинала 21 июня 2006 года.
- ^ Джеффри, Дон (16 июля 1994 г.). «Споры по поводу авторских прав ямайских исполнителей регги 'Scorch'» . Рекламный щит . Nielsen Business Media, Inc. с. 92. ISSN 0006-2510 . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- ^ Тейлор, Ангус (11 февраля 2012 г.). «Интервью: Эрнест Ранглин (Часть 1)» . Юнайтед Регги . Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ «Биография Плакальщиков» . VitalSpot.com . Архивировано из оригинала 10 сентября 2007 года . Проверено 1 октября 2009 г.
- ^ Уайт, Тимоти (25 июня 1981 г.). «Боб Марли: 1945–1981» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 21 апреля 2009 года.
- ^ Кормье, Райан (30 сентября 2021 г.). «Боб Марли написал некоторые из своих первых песен, живя в Уилмингтоне. Это его история в Делавэре» . Журнал новостей / Делавэр онлайн . Уилмингтон, Делавэр, США: Ганнетт. Архивировано из оригинала 6 июля 2024 года . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Московиц, Дэвид (2007). Слова и музыка Боба Марли . Издательская группа Гринвуд. п. 16. ISBN 978-0-275-98935-4 . Архивировано из оригинала 26 июня 2019 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «Безумный учёный регги» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 3 декабря 2018 года . Проверено 2 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Московиц, Дэвид (2007). Слова и музыка Боба Марли . Издательская группа Гринвуд. п. 23. ISBN 978-0-275-98935-4 . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с МакКинли, Джесси (19 декабря 2002 г.). «Пре-регги-запись Боба Марли найдена и выставлена на аукцион» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 7 декабря 2009 года . Проверено 4 января 2009 г.
- ^ Мьюир, Хью (27 октября 2006 г.). «Синяя табличка отмечает квартиры, благодаря которым Марли прославился» . Хранитель . Великобритания. Архивировано из оригинала 31 мая 2020 года . Проверено 7 сентября 2010 г.
- ^ Брэдли, Ллойд (30 августа 2001 г.). Басовая культура: когда регги было королем . Взрослый пингвин. стр. 522–. ISBN 978-0-14-023763-4 . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- ^ Кэмпбелл, Ховард (22 марта 2011 г.). «Банни Уэйлер устанавливает рекорд» . Сборщик урожая . Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 8 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хагерман, Брент (февраль 2005 г.). «Крис Блэквелл: Сообразительный Свенгали» . Exclaim.ca . Архивировано из оригинала 27 апреля 2012 года . Проверено 29 декабря 2010 г.
- ^ Уильямс, Ричард. Catch a Fire (примечания на вкладыше) (переиздание 2001 г.).
- ^ Терри, Джордж (июнь 2011 г.). «Интервью» . Хит-канал (Интервью). Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Billboard Hot 100» за неделю, закончившуюся 14 сентября 1974 года . Рекламный щит . Billboard Publications, Inc., 14 сентября 1974 г., с. 64. ISSN 0006-2510 . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- ^ Мескино, Патрисия (1 сентября 2021 г.). «Сессия Капитолия '73' Боба Марли и The Wailers: как стали известны потерянные кадры» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 24 февраля 2024 года . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Московиц, Дэвид (2007). Слова и музыка Боба Марли . Издательская группа Гринвуд. стр. 71–73. ISBN 978-0-275-98935-4 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «Rolling Stone # 230: Боб Марли | The Uncool - Официальный сайт всего, Кэмерон Кроу» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 14 февраля 2014 г.
- ↑ Уокер, Джефф (1980) на обложке пластинки Zap Pow Reggae Rules . Лос-Анджелес: Rhino Records.
- ^ «Хронология карьеры Боба Марли» . Thirdfield.com. Архивировано из оригинала 24 сентября 2009 года . Проверено 3 октября 2009 г.
- ^ «Концерт одной любви и мира» . Все2.com. 24 мая 2002 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 г. Проверено 3 октября 2009 г.
- ^ Уайт, Тимоти (28 декабря 1978 г.). Обзор «Вавилона на автобусе» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 года . Проверено 3 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хенке, Джеймс (2006). Легенда Марли: Иллюстрированная жизнь Боба Марли . Книги Таффа Гонга. ISBN 0-8118-5036-6 .
- ^ Ганс, Тобиле (2 апреля 2015 г.). «Вспоминая Боба Марли при рождении Зимбабве» . Форбс . Архивировано из оригинала 25 ноября 2018 года . Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Моррис, Крис (16 октября 1980 г.). «Обзор восстания» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 24 октября 2007 года . Проверено 3 октября 2009 г.
- ^ Шруерс, Фред (1 сентября 1983 г.). «Обзор противостояния» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 25 февраля 2007 года . Проверено 3 октября 2009 г.
- ^ Кэрролл, Джим (13 августа 2015 г.). «Мы верим в Джа: Как регги распространило слово раста» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 19 июня 2022 года . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Дениз Салливан (2011). Продолжайте двигаться вперед: музыка Black Power от блюза до хип-хопа . Чикаго Ревью Пресс. п. 139. ИСБН 978-1-56976-906-5 . Архивировано из оригинала 6 июля 2024 года . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ Марли, Рита (5 февраля 2013 г.). Нет женщины, нет крика: Моя жизнь с Бобом Марли . Книги Хачетта. ISBN 978-1-4013-0569-7 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Уайт, Тимоти (7 января 2010 г.). Поймай огонь: Жизнь Боба Марли . Омнибус Пресс. ISBN 978-0-85712-136-3 . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 4 октября 2020 г.
- ^ Шерри Папроцки; Шон Долан (2009). Боб Марли: Музыкант . Издательство информационной базы. п. 51. ИСБН 978-1-4381-0072-2 .
- ^ Мартин Бут (30 сентября 2011 г.). Каннабис: история . Случайный дом. стр. 367, 368. ISBN. 978-1-4090-8489-1 .
- ^ Московиц, Дэвид (2007). Боб Марли: Биография . Издательская группа Гринвуд. п. 15. ISBN 978-0-313-33879-3 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ «История» . Боб Марли . Архивировано из оригинала 4 июля 2014 года . Проверено 11 июля 2014 г.
- ^ Грант, Колин. Естественные мистики: Марли, Тош и Уэйлер . п. 113.
- ^ Белл, Томас Л. Саунд, Общество и география популярной музыки . п. 100.
- ^ Тойнби, Джейсон (2013). Боб Марли: вестник постколониального мира . Джон Уайли и сыновья. п. 88. ИСБН 978-0-7456-5737-0 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 14 декабря 2016 г.
Рита утверждала, что Боб изнасиловал ее там [Булл-Бэй] в 1973 году после того, как он вернулся из Лондона, и попросил ее позаботиться о еще одном ребенке, которого он собирался родить от тамошней женщины (Roper 2004). В ее автобиографии формулировка меняется на «почти изнасилована» (Marley 2005: 113). Но в любом случае кажется очевидным, что Боб вел себя по отношению к ней репрессивно, всегда оказывая финансовую поддержку ей и детям, правда, но часто унижая и запугивая ее.
- ^ «Фотографии семьи Марли: Легенда продолжается» . Официальный представитель Боба Марли . Архивировано из оригинала 23 октября 2019 года . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ Даффус, Балтеано (17 июля 2021 г.). «Дети и брак Боба Марли | Ямайская жизнь и путешествия» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2023 года . Проверено 28 февраля 2023 г.
- ^ Марли, Рита (2004). Нет женщины, нет крика: Моя жизнь с Бобом Марли (1-е изд.). Книги Гипериона. ISBN 978-0-7868-6867-4 .
- ^ Jump up to: а б Диксон, Мередит. «Любовники и дети природного мистика: история Боба Марли, женщин и их детей» . Библиотека ужасов. Архивировано из оригинала 2 апреля 2010 года . Проверено 21 июня 2007 г.
- ^ «Дети Боба Марли» . Обзоры развлечений Челси . 8 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Прендергаст, Дониша (15 января 2019 г.). «Дониша Прендергаст: «Мои бабушка и дедушка — революционеры» » . Мод Индии . Архивировано из оригинала 22 марта 2024 года . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тахерзаде, Баххадж (25 сентября 2014 г.). «Боб Марли и красивая игра» . Журнал «Паста» . Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ «Месяц черной истории: любовь Боба Марли к футболу» . Би-би-си Спорт . 22 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Байме, AJ (февраль 2023 г.). «Б» значит «Боб». Дорога и трек . 15:76 .
- ^ «Боб Марли, геномика и редкая форма меланомы» , Cancer Research UK , 20 августа 2014 г., заархивировано из оригинала 28 ноября 2021 г. , получено 28 ноября 2021 г.
- ^ «История меланомы Боба Марли» . Сертификат здоровья . 18 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Нил Сингх (13 августа 2020 г.). «Деколонизация дерматологии: почему черная и коричневая кожа нуждаются в лучшем лечении» . Хранитель . Архивировано из оригинала 13 августа 2020 года . Проверено 13 августа 2020 г. .
- ^ Гудинг, Клеланд (11 апреля 2011 г.). «Смерть от рака кожи? История Боба Марли» . «Трибьюн» (Нассау) . Архивировано из оригинала 17 апреля 2011 года . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ Сильвера, Джанет (22 февраля 2014 г.). «Марли поет о любви, пока Синди наполняет его сердце» . Ямайка Глинер . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ Слейтер, Расс (6 августа 2010 г.). «День, когда Боб Марли играл в футбол в Бразилии» . Звуки и цвета. Архивировано из оригинала 29 ноября 2015 года . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ «Боб Марли нанял бандитов Гамбино для защиты в Нью-Йорке» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . 8 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2018 года . Проверено 2 декабря 2018 г.
- ^ «Боб Марли» . BBC Религии . 21 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 26 июля 2010 г. Проверено 31 января 2009 г.
- ^ «Последнее выступление Боба Марли» . Регги в Сиэтле . 23 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Скотт, Дэвид Мирман (20 апреля 2012 г.). «Боб Марли и я» . Веб-чернила сейчас . Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 года . Проверено 30 июля 2015 г.
Последнее выступление Марли было важнейшим аспектом фильма, и не было ни видео, ни фотозаписи... кроме моей.
- ^ «Его история: жизнь и наследие Боба Марли» . BobMarley.com . Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 4 октября 2009 г.
- ^ «Последние слова Боба Марли своему сыну невероятно пронзительны» . ЛАДбиблия . 11 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 9 января 2023 года . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ «Программа похорон Боба Марли» . Православная история.org. 4 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2011 года . Проверено 4 июня 2010 г.
- ^ «30 лет со дня смерти Боба Марли» . Православная история.org. 11 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Московиц, Дэвид (2007). Слова и музыка Боба Марли . Издательская группа Гринвуд. п. 116. ИСБН 978-0-275-98935-4 . Архивировано из оригинала 26 июня 2019 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Уильямс, Ричард (23 апреля 2011 г.). «Похороны Боба Марли, 21 мая 1981 года: день истории Ямайки» . Наблюдатель . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 11 декабря 2016 г. - через The Guardian.
- ^ Московиц, Дэвид (2007). Боб Марли: Биография . Издательская группа Гринвуд. п. 132. ИСБН 978-0-275-98935-4 . Архивировано из оригинала 9 октября 2013 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ «Лучшее века» . Время . 31 декабря 1999 года. Архивировано из оригинала 26 августа 2013 года . Проверено 16 апреля 2009 г.
- ^ «Премия Грэмми за заслуги перед жизнью Боба Марли» . Карибский бассейн сегодня. 31 января 2001 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2013 г. Проверено 4 октября 2009 г.
- ^ «Кто величайший лирик всех времен» . Би-би-си. 23 мая 2001 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2009 г. Проверено 5 августа 2006 г.
- ^ «Лондон чествует легендарного исполнителя регги Боба Марли мемориальной доской» . AfricaUnite.org . Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 года.
- ^ «Мемориальная доска в память о Марли» . Новости Би-би-си . 26 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 22 ноября 2008 г. Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Табличка № 4180 на открытых табличках.
- ^ «Полный список наград Зала славы Грэмми» . Грэмми.com . Архивировано из оригинала 24 декабря 2010 года.
- ^ Конте, Манкапрр (22 февраля 2022 г.). «Больше совершенства: Снуп Догг, Фела Кути, Берри Горди отмечены на Аллее славы черной музыки и развлечений в Атланте» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 22 февраля 2022 года . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ^ «Статуя Боба Марли, Кингстон, Ямайка» . Независимый . Архивировано из оригинала 20 ноября 2014 года . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Муни, Джейк (21 мая 2006 г.). «Барабанная дробь для вывески под ритм регги» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 18 января 2016 года . Проверено 11 октября 2007 г.
10 мая городской совет одобрил план повесить вывески на бульваре Боба Марли под знаками на Черч-авеню на участке из восьми кварталов, от Ремсен-авеню до Восточной 98-й улицы.
- ^ «Бруклин-стрит переименована в бульвар Боба Марли» . Нью-Йорк1 . 2 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2018 г. . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ "н. Маринкович, "Марли у Соколчу" " . Политика.рс. Архивировано из оригинала 11 февраля 2011 года . Проверено 31 октября 2011 г.
- ^ Сингх, Сарина; Браун, Линдси; Эллиот, Марк; Хардинг, Пол; Хоул, Эбигейл; Хортон, Патрик (2009). Одинокая планета Индия . Окленд, Калифорния: Одинокая планета. п. 1061. ИСБН 978-1-74179-151-8 . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ «Фестиваль культуры Боба Марли 2010» . Кочинская площадь. 4 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Регги и карибская музыка , Дэйв Томпсон , Hal Leonard Corporation , 2002, ISBN 0-87930-655-6 , стр. 159.
- ^ Рэнсом, Эми Дж. (21 июня 2018 г.). Я — легенда как американский миф: раса и мужественность в романе и его экранизациях . МакФарланд. п. 166. ИСБН 978-1-4766-6833-8 . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Шарий, Тимоти (17 декабря 2012 г.). Миллениальная мужественность: мужчины в современном американском кино . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 260. ИСБН 978-0-8143-3844-5 . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Rebel Music – История Боба Марли (Рита Марли, Боб Марли). 2001. Архивировано из оригинала 22 января 2016 года . Проверено 30 августа 2017 г.
- ^ Миллер, Зима (17 февраля 2008 г.). «Скорсезе снимет документальный фильм о Марли» . Ирландия онлайн . Архивировано из оригинала 15 июля 2012 года . Проверено 6 марта 2008 г.
- ^ «Мартин Скорсезе отказался от документального фильма о Бобе Марли» . WorstPreviews.com. 22 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2009 г. Проверено 26 мая 2008 г.
- ^ Джагернаут, Кевин (2 февраля 2011 г.). «Кевин Макдональд заменяет Дока «Марли» у Джонатана Демме» . indieWire . Архивировано из оригинала 9 января 2012 года . Проверено 22 февраля 2012 г.
- ^ «Премьера трибьюта Марли на Ямайке» . Ирландская независимая газета . 20 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ Даунс, Элейн (23 июня 2011 г.). «Эдинбургский международный кинофестиваль 2011: Боб Марли – становление легенды | Новости | Эдинбург | STV» . Местное.stv.tv. Архивировано из оригинала 25 июня 2011 года . Проверено 26 июля 2012 года .
- ^ Чарльз, Рон (13 октября 2015 г.). «Марлон Джеймс получил Букеровскую премию за роман о покушении на Боба Марли» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 17 октября 2015 года . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ «Сегодня анонсирован новый мюзикл Get Up, Stand Up! История Боба Марли с Аринзе Кене в главной роли» . Bestoftheatre.co.uk . 17 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 года . Проверено 18 февраля 2020 г. .
- ^ Мейер, Дэн (1 декабря 2020 г.). «Назначены новые даты для мюзикла «Вставай, вставай! Мюзикл Боба Марли в лондонском Вест-Энде»» . Афиша . Архивировано из оригинала 18 февраля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ МакКлинток, Памела (24 февраля 2024 г.). «Кассовые сборы: «Одна любовь» Боба Марли по-прежнему занимает первое место, «Мадам Паутина» и «Куклы-проездники» выходят из строя» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 24 февраля 2024 года . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Денис, Кайл (17 февраля 2024 г.). «Как «Боб Марли: Одна любовь» вывел на большой экран концерт Smile Jamaica 1976 года и сеансы записи «Исхода»» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 24 февраля 2024 года . Проверено 24 февраля 2024 г.
Источники
- Дэвис, Стивен (28 июля 1983 г.). Боб Марли: биография . Littlehampton Book Services Ltd. ISBN 978-0-213-16859-9 .
- Гуден, Лу (2003). Наследие регги: история музыки, культура и политика Ямайки . АвторДом. ISBN 978-1-4107-8062-1 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- Хомбах, Жан-Пьер (2012). Боб Марли: отец музыки . Лулу. ISBN 978-1-4716-2045-4 . Архивировано из оригинала 26 июня 2019 года . Проверено 24 августа 2017 г.
- Марли, Рита ; Джонс, Хетти (2004). Нет женщины, нет крика: Моя жизнь с Бобом Марли , Hyperion Books, ISBN 0-7868-8755-9
- Масури, Джон (11 ноября 2009 г.). Wailing Blues – История Wailers Боба Марли . Группа продаж музыки. ISBN 978-0-85712-035-9 . Архивировано из оригинала 9 июля 2020 года . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- Московиц, Дэвид (2007). Слова и музыка Боба Марли . Вестпорт, Коннектикут, США: Издательская группа Greenwood. ISBN 978-0-275-98935-4 . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 4 октября 2020 г.
- Московиц, Дэвид (2007). Боб Марли: Биография . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-33879-3 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- Тойнби, Джейсон (8 мая 2013 г.). Боб Марли: вестник постколониального мира . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-7456-5737-0 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- Уайт, Тимоти (2006). Поймай огонь: Жизнь Боба Марли . Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 0-8050-8086-4 .
Дальнейшее чтение
- Фарли, Кристофер (2007). До легенды: Восстание Боба Марли , Amistad Press, ISBN 0-06-053992-5
- Гольдман, Вивьен (2006). Книга Исхода: создание и значение альбома века Боба Марли и Wailers , Aurum Press, ISBN 1-84513-210-6
- Миддлтон, Дж. Ричард (2000). «Идентичность и подрывная деятельность в Вавилоне: стратегии« сопротивления системе »в музыке Боба Марли и Wailers» . Религия, культура и традиции Карибского бассейна . Пресса Святого Мартина. стр. 181–198. ISBN 978-0-312-23242-9 . Архивировано из оригинала 20 мая 2021 года . Проверено 2 ноября 2017 г.
Внешние ссылки
- Боб Марли – официальный сайт
- Боб Марли из AllMusic
- Боб Марли в Curlie
- Боба Марли Дискография на Discogs
- Боб Марли
- 1945 рождений
- 1981 смертей
- Православные христиане 20-го века
- Ямайские певцы ХХ века
- Ямайский народ 20-го века
- Активисты против апартеида
- Музыка каннабиса
- Переходит в православие Тевахедо
- Присоединяется к движению Растафари.
- Контркультура 1970-х годов
- Смертность от рака во Флориде
- Смерти от меланомы
- Эфиопские православные христиане
- Народные гитаристы
- Бывшие католики
- Лауреаты премии «Грэмми» за выдающиеся заслуги
- Гитаристы из Делавэра
- Международная оппозиция апартеиду в Южной Африке
- Артисты Beverley's Records
- Исполнители Island Records
- Ямайские христиане
- Ямайские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Ямайские эмигранты в США
- Ямайские гитаристы
- Ямайские панафриканисты
- Ямайский народ английского происхождения
- Ямайский народ ганского происхождения
- Ямайские растафарианцы
- Ямайские певцы регги
- Ямайские авторы песен-мужчины
- Семья Марли
- Музыканты из лондонского района Камден
- Музыканты из Уилмингтона, Делавэр
- Музыка в движении против апартеида
- Люди из Блумсбери
- Люди из прихода Сент-Эндрю, Ямайка
- Люди из прихода Сент-Энн
- Исполнители растафарианской музыки
- Кавалеры Ордена «За заслуги» (Ямайка)
- Регги-гитаристы
- Резонаторные гитаристы
- Библиотека корней регги
- Стрельба по выжившим
- Певцы из лондонского района Камден
- Участники группы Wailers