Музыка Ямайки
Музыка Ямайки включает в себя ямайскую народную музыку и множество популярных жанров, таких как менто , ска , рокстеди , регги , даб , дэнсхолл , регги-фьюжн и родственные им стили.
Регги особенно популярен благодаря славе Боба Марли . Влияние ямайской музыки на музыкальные стили в других странах включает практику поджаривания , которая была привезена в Нью-Йорк и превратилась в рэп . Британские жанры, такие как рок Lovers , музыка джангл и грайм, также находятся под влиянием ямайской музыки.
Музыка Ямайки | ||
Общие темы | ||
---|---|---|
Похожие статьи | ||
Жанры | ||
Националистические и патриотические песни | ||
| ||
Региональная музыка | ||
| ||
Мент
[ редактировать ]Менто — это стиль ямайской музыки, который предшествовал музыке ска и регги и оказал на нее большое влияние . Лорд Фли и граф Лэшер — два наиболее успешных художника-менто. Среди известных песен Mento — Day-O , Jamaica Farewell и Linstead Market . Менто часто путают с музыкой Калипсо , музыкальной формой из Тринидада и Тобаго .
Калипсо и Сока
[ редактировать ]Как и на многих англо-карибских островах, музыка калипсо Тринидада и Тобаго стала частью культуры Ямайки . Ямайки Местный музыкальный менто часто путают с музыкой калипсо. Хотя эти два вида имеют много общего, они представляют собой отдельные и разные музыкальные формы. В середине 20-го века менто объединяли с калипсо, и менто часто называли калипсо , калипсо и менто калипсо ; Певцы менто часто использовали песни и техники калипсо. Как и в «Калипсо», Mento использует актуальные тексты с юмористическим уклоном, комментируя бедность и другие социальные проблемы. Сексуальные намеки также распространены.
тринидадская музыка калипсо и сока На Ямайке популярна . Среди популярных исполнителей калипсо/сока из Ямайки — Байрон Ли , Fab 5 и Lovindeer. Гарри Белафонте (родившийся в США, выросший на Ямайке с 5 до 13 лет) познакомил американскую публику с музыкой калипсо (которая зародилась в Тринидаде и Тобаго в начале 20 века), а Белафонте получил прозвище «Король Калипсо».
Джаз
[ редактировать ]С начала 20 века на Ямайке родилось много известных джазовых музыкантов. В этом развитии большое влияние оказала просвещенная политика школы Alpha Boys в Кингстоне , которая обеспечивала обучение и поощрение музыкального образования своих учеников. Также важной была традиция духовых оркестров на острове, подкрепленная возможностями для музыкальной работы и обучения в военном контексте. Однако ограниченные возможности сделать джазовую карьеру на Ямайке привели к тому, что многие местные джазовые музыканты покинули остров и поселились в Лондоне или в Соединенных Штатах.
Среди наиболее известных ямайских джазовых инструменталистов, сделавших успешную карьеру за рубежом, был альт-саксофонист Джо Харриотт , который теперь считается во всем мире одним из самых оригинальных и новаторских джазовых композиторов. Также международный успех имели трубачи Диззи Рис , Лесли «Дживер» Хатчинсон и Лесли Томпсон , басист Кольридж Гуд , гитарист Эрнест Рэнглин и пианист Монти Александер .
Харриотт, Гуд, Хатчинсон и Томпсон построили свою карьеру в Лондоне вместе со многими другими инструменталистами, такими как пианист Йорк де Соуза и выдающийся саксофонист Берти Кинг , который позже вернулся на Ямайку и сформировал группу в стиле менто. Рис и Александр работали в США. Саксофонист Уилтон «Богги» Гайнейр поселился в Германии, работая в основном с оркестром Курта Эдельхагена.
Воля
[ редактировать ]Ска — музыкальный жанр, зародившийся на Ямайке в конце 1950-х годов и ставший предшественником рокстеди и регги. Ска соединила элементы карибского менто и калипсо с американским джазом и ритм-н-блюзом . Первую запись ска сделал граф Осси , барабанщик из Ньябинги из сообщества раста. [1] Для него характерна ходячая басовая партия с акцентом на оптимистичные ритмы. В начале 1960-х ска было доминирующим музыкальным жанром на Ямайке и пользовалось популярностью среди британских модников.
Историки музыки обычно делят историю ска на три периода: оригинальную ямайскую сцену 1960-х (Первая волна), английское возрождение ска 2 Tone конца 1970-х (Вторая волна) и движение ска третьей волны, зародившееся в 1980-х. (Третья волна) и приобрела популярность в США в 1990-х годах. Недавнее возрождение ямайского джаза пытается вернуть звучание ранних ямайских исполнителей конца 1950-х годов.
Диджеи и тосты
[ редактировать ]Вместе с ростом ска пришла популярность таких диджеев , как сэр Лорд Комик , Кинг Ститт и пионер граф Матчуки , которые начали стилистически обсуждать ритмы популярных песен на звуковых системах. В ямайской музыке диджей — это тот, кто говорит (известный в других местах как MC ), а селектор — это человек, который выбирает пластинки. Популярность диджеев как важного компонента звуковой системы создала потребность в инструментальных песнях, а также в инструментальных версиях популярных вокальных песен.
Тост – это разновидность лирического пения в такт. Хотя в танцевальной музыке участвуют диджеи, именно они поют или напевают под ритм или трек. С появлением множества различных жанров тосты стали популярны на Ямайке в 1960-х и 1970-х годах.
В конце 1960-х такие продюсеры, как Кинг Табби и Ли Перри, начали удалять вокал из треков, записанных для вечеринок со звуковой системой. С чистыми битами и игрой на басу, а также с появлением и исчезновением ведущих инструментов, диджеи начали тостить или доставлять юмористические и часто провоцирующие уколы в адрес коллег-диджеев и местных знаменитостей. Со временем поджаривание становилось все более сложным занятием и становилось таким же привлекательным, как и танцевальные ритмы, игравшие за ним.
Основные элементы хип-хопа — рэп, конкурирующие группы, тусовки в центре города и политические комментарии — все присутствовали в ямайской музыке. Когда рокстеди- и регги- группы стремились сделать свою музыку формой национального и даже международного сопротивления чернокожих, они использовали ямайский культура. [2] Ямайская музыка колебалась между преобладанием хвастливых и тостовых песен, наполненных «расслабленностью» и сексуальным подтекстом, и более актуальным, политическим, «сознательным» стилем.
Рокстеди
[ редактировать ]Rocksteady была музыкой ямайских грубых парней середины 1960-х, когда The Wailers и The Clarendonians доминировали в чартах. «007» Десмонда Деккера привлек международное внимание к новому жанру. В миксе сильный акцент был сделан на басовую партию, а не на сильную духовую часть Ска, а ритм-гитара заиграла в оптимистичной части. В этот период стали популярны такие сессионные музыканты, как Supersonics , Soul Vendors , Jets и Джеки Митту (из Skatalites).
Регги
[ редактировать ]Регги — один из музыкальных жанров, впервые созданный на Ямайке. В конце 1960-х, примерно в то же время, из ранних Ska и Rocksteady выросло регги.
Регги стало популярным во всем мире, во многом благодаря международному успеху таких артистов, как Боб Марли , Питер Тош и Банни Уэйлер . считали Марли растафарианским Некоторые фанаты, особенно в странах Карибского бассейна , Африки, а также среди коренных американцев и австралийских аборигенов , мессианским деятелем. Его тексты о любви, искуплении и естественной красоте пленили публику, и он попал в заголовки газет о переговорах о перемирии между двумя противоборствующими политическими партиями Ямайки (на концерте One Love Concert), возглавляемыми Майклом Мэнли ( PNP ) и Эдвардом Сига .
Дублировать
[ редактировать ]К 1973 году даб стал отдельным жанром регги и ознаменовал зарождение ремиксов . Дублирование , разработанное такими продюсерами, как Ли «Скретч» Перри и Кинг Табби , включало в себя ранее записанные песни, ремикшированные с акцентом на бас-гитаре. Часто в миксе появлялись и исчезали ведущие инструменты и вокал, иногда сильно обработанные студийными эффектами. Преимущество Кинга Табби заключалось в его глубоких познаниях в области аудиооборудования и его способности создавать собственные звуковые системы и студии звукозаписи, превосходящие конкурентов. Он прославился своими ремиксами на записи, сделанные другими, а также на те, которые он записал в собственной студии.
Другие события 1970-х годов
[ редактировать ]Другие популярные музыкальные формы, возникшие в 1970-х годах, включают: Briton ( Линтона Квеси Джонсона ) дублированная поэзия ; Sly & Robbie , Роковое регги основанное на Августа Пабло , мелодике стало популярным среди таких артистов, как The Mighty Diamonds и The Gladiators ; Джо Гиббса более мягкое рок-регги , включая музыку Culture и Денниса Брауна ; Отличительный стиль Burning Spear , представленный альбомами Marcus Garvey и Man in the Hills ; и гармоничная, духовно ориентированная музыка Раста, такая как The Abyssinians , Black Uhuru и Third World . В 1975 году Луиза Марк выпустила хит «Caught You in a Lie», положивший начало тенденции британских исполнителей, исполняющих романтическое, ориентированное на баллады регги под названием « любовный рок» .
Регги и ска оказали огромное влияние на британский панк-рок и группы новой волны 1970-х годов, такие как The Clash , Elvis Costello and the Attractions , The Police , The Slits и The Ruts . Группы возрождения ска, такие как The Specials , Madness и The Selecter, разработали жанр 2 Tone .
Дэнсхолл и рагга
[ редактировать ]В 1980-е годы самыми популярными музыкальными стилями на Ямайке были дэнсхолл и рагга . Дэнсхолл – это, по сути, речь с музыкальным сопровождением, включая основной барабанный ритм (чаще всего играемый на электрических барабанах). Тексты песен отошли от политической и духовной лирики, популярной в 1970-х годах, и больше концентрируются на менее серьезных проблемах. Для рагги характерно использование компьютеризированных битов и секвенированных мелодических треков.
Обычно считается, что рагга была изобретена в песне «Under Mi Sleng Teng » Уэйном Смитом . Рагга едва вытеснила дэнсхолл как доминирующую форму ямайской музыки 1980-х годов. DJ Shabba Ranks и команда вокалистов Chaka Demus и Pliers оказались более выносливыми, чем конкуренты, и помогли вдохновить обновленную версию культуры грубых мальчиков под названием raggamuffin .
Дэнсхолл иногда был жестоким по своему лирическому содержанию, и несколько конкурирующих исполнителей попали в заголовки газет о своих распрях по всей Ямайке (в первую очередь Beenie Man против Bounty Killer ). в конце 1970-х Dancehall возник из новаторских записей Баррингтона Леви при поддержке Roots Radics и Джунджо Лоуза в качестве продюсера. The Roots Radics были выдающейся аккомпанирующей группой в стиле дэнсхолл. Йеллоуман , Ини Камозе , Чарли Чаплин и Генерал Эхо помогли популяризировать этот стиль вместе с такими продюсерами, как Шугар Минотт .
В 1980-е годы наблюдался рост популярности музыки регги за пределами Ямайки. В это время регги особенно повлияло на африканскую популярную музыку, где звездами стали Сонни Окусунс, Джон Чибадура, Lucky Dube и Alpha Blondy . В 1980-е годы на Ямайке пришел конец эпохе даба, хотя даб остался популярным и влиятельным стилем в Великобритании и, в меньшей степени, в Европе и США. Даб в 1980-х и 1990-х годах слился с электронной музыкой .
В конце 2000-х годов большой успех на местном уровне принесли такие артисты танцевального зала, как Popcaan , Vybz Kartel , Shalkal, Konshens , Mr. Vegas и Mavado . В следующем десятилетии другие артисты, такие как Tommy Lee Sparta , Alkaline и Cashtro Troy. на танцевальную сцену поднимутся и [3] [4] [5] [6] [7] К концу 2010-х годов музыка на западных рынках увидела влияние дэнсхолла на поп-музыку, включая « One Dance » и « Controlla » Рианны » Дрейка (2016) и « Work (2016).
Регги-фьюжн
[ редактировать ]Регги-фьюжн стал популярным поджанром в конце 1990-х годов. Это смесь регги или дэнсхолла с элементами других жанров. [8] Это тесно связано с музыкой рагга . Он зародился на Ямайке . Исполнители регги-фьюжн из Ямайки, занявшие первое место в чарте Billboard Hot 100, включают Ини Камозе с песней " Here Comes the Hotstepper " в 1994 году, Super Cat (участвовавший в песне Sugar Ray " Fly "), Shaggy (2 #1) . хиты, такие как « Angel »), Рикрок (включённый в песню Шэгги « It Wasn’t Me »), Шон Пол (3 хита №1, например « Get Busy »), Шон Кингстон с « Beautiful Girls » в 2007 году и OMI (певец) с « Cheerleader » в 2015 году. Все из Кингстона , кроме Ини Камозе, Рикрока и OMI.
Нерастафарианская ямайская религиозная музыка
[ редактировать ]Нация бонго — это отдельная группа ямайцев, возможно, происходящая из Конго . Они известны Куминой , которая относится как к религии , так и к форме музыки. Особый стиль игры Кумины на барабанах стал одним из корней растафарианской игры на барабанах, который сам по себе является источником характерного ямайского ритма, который можно услышать в ска, рокстеди и регги. Современное переплетение ямайской религии и музыки можно проследить до 1860-х годов, когда церкви Покомания и Возрождение Сиона опирались на африканские традиции и включали музыку почти во все аспекты богослужения . Позже эта тенденция распространилась на индуистские общины, что привело к появлению музыки баккры.
Распространение растафари в городах Ямайки в 1960-х годах изменило музыкальную сцену Ямайки, которая включала игру на барабанах (играемую на церемониях помолвки) и что привело к сегодняшней популярной музыке. Многие из вышеупомянутых музыкальных и танцевальных произведений изучались художественным руководителем Рексом Неттлфордом (профессором на пенсии и вице-канцлером Вест-Индского университета) и музыкальным руководителем Марджори Уайл (карибским музыковедом, пианистом, барабанщиком, преподавателем аранжировки в Университете Вест-Индии). Вест-Индия). С 1962 года эта добровольная труппа танцоров и музыкантов включила многие из этих танцев в свой основной репертуар и выступала по всему миру перед большой аудиторией, включая британскую королевскую семью.
Другие разработки
[ редактировать ]Другие тенденции включали минималистичные цифровые треки, которые начались с «Pepper Seed» Дэйва Келли в 1995 году, а также возвращение таких исполнителей любовных баллад, как Берес Хаммонд . Американские, британские и европейские электронные музыканты использовали биты, ориентированные на регги, для создания дальнейших гибридных стилей электронной музыки. Даб, этническая музыка и электронная музыка продолжают оказывать влияние на музыку 2000-х годов. Одной из последних разработок является музыкальная форма под названием Linguay , основанная продюсером Лиссантом Фолксом в 2013 году.
JaFolk Mix — это термин, придуманный ямайской музыкантшей Джой Фэйрклаф, для обозначения смеси ямайской народной музыки с любыми иностранными и местными музыкальными стилями и эволюции нового звука, созданного в результате их слияния. Это новейшее стилистическое развитие ямайской музыки конца 20-го и 21-го веков. Ямайская музыка продолжает влиять на мировую музыку. Многочисленные усилия по изучению и копированию ямайской музыки познакомили мир с этой новой формой музыки, поскольку скопированные стили исполняются с языковыми и музыкальными акцентами, близкими к акцентам родной нации, в которой они изучаются, копируются и исполняются.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэйв Томпсон (2002) Регги и карибская музыка . Книги о бэкбите. п. 261. ISBN 0879306556 .
- ^ «КОРНИ И РЭП» . www.ric.edu . Проверено 1 апреля 2018 г.
- ^ Деминг, Марк. «Щелочной | Биография и история» . Вся музыка . ООО "Нетактион" . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ Фостер, Джанель (2020). «Новый художник: Каштро Трой» . Журнал «Задний двор» . Сион Сил Лимитед . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ «Спорный артист Insideeus» выпускает новый сингл «Ecstacy » . Инсайдеус . Кингстон, Ямайка : WAM International LLC. 18 октября 2018 года . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ «Теперь я ясно вижу — диджей боится слепоты» . Звезда . Компания «Глинер» с ограниченной ответственностью . 10 апреля 2018 года . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : InsideeusVEVO (16 октября 2018 г.). "Insideeus - Ecstasy (Официальное видео)" . Ютуб . Ютуб, ООО . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ Большой Ди (08 мая 2008 г.). «Регги-фьюжн» . Регги-Обзоры. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 г. Проверено 7 июня 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гуд, Кольридж и Роджер Коттеррелл, Басовые партии: жизнь в джазе . Лондон: Northway Books , 2002. ISBN 0-9537040-2-5
- Мануэль, Питер, с Кеннетом Билби и Майклом Ларджи (2006). Карибские течения: Карибская музыка от румбы до регги (2-е издание). Издательство Университета Темпл, 2006 . ISBN 1-59213-463-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Мтембу-Солтер, Грегори и Питер Далтон. «Самый громкий остров в мире». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 430–456. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- Кроубо Данини, Жереми. Ямайская атмосфера. История ямайской популярной музыки в 20 веке . Белый грузовик. Париж (французский язык).
- Мтембу-Солтер, Грегори и Питер Далтон. «Влюбленные и поэты - Звуки Вавилона». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 457–462. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- О'Брайен Чанг, Кевин и Уэйн Чен. Маршруты регги: история ямайской музыки . Издательство Университета Темпл. Филадельфия.
- Ян, Брайан и Том Вебер. Остров регги: ямайская музыка в эпоху цифровых технологий . Да Капо Пресс. Кингстон. ISBN 0-306-80853-6
- Робертсон, Алан, Джо Харриотт: Огонь в его душе . Лондон: Northway Books , 2003. ISBN 0-9537040-3-3
- Стейпл, Невилл. Оригинальный грубый мальчик . 2009. Аурум Пресс . ISBN 978-1-84513-480-8
- Томпсон, Лесли с Джеффри Грином, Качели с маленького острова: История Лесли Томпсон . Лондон: Northway Books , 2008. ISBN 978-0-9557888-2-6 *
- Смит, Хоран. Серебряные прикроватные книжки в стиле регги. 2004 https://www.jamaicaobserver.com/art-cultural/bookends-feb-05-2012page-one-inside-checking-in-with-horane-smithpage-twobookshelfchecking-in-with-horane-smith/
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ямайская песня и история (под редакцией Уолтера Джекила)
- Исторические заметки к сборнику 1: Афроамериканские и ямайские мелодии