Jump to content

Музыка Гаити

Музыка Гаити сочетает в себе широкий спектр влияний, исходящих от разнообразного населения, поселившегося на этом карибском острове. В нем часто присутствуют намеки на французские, африканские ритмы, испанские элементы и другие элементы, населявшие остров Эспаньола , а также незначительные влияния коренных жителей Таино . Стили музыки, уникальные для народа Гаити, включают музыку, основанную на рара парадной музыке твубаду , баллады , мини-джаз- рок-группы , изюма движение , хип-хоп Креоль, чрезвычайно популярные компас , [1] и безе как основной ритм. На гаитянскую музыку в основном влияют европейские колониальные связи и африканская миграция (через рабство). В случае европейской колонизации музыкальное влияние исходило в первую очередь от французов.

Одна из музыкальных традиций Гаити известна посторонним просто как компас . Но в бывшем нестандартизированном гаитянском креольском языке гаитяне идентифицируют его по-разному: compa, conpa и konpa-direk . [2] Независимо от написания, компас относится к сложному, постоянно меняющемуся музыкальному жанру, который сочетает в себе африканские ритмы, европейские бальные танцы и гаитянскую буржуазную эстетику. Слово, возможно, произошло от испанского слова compás , которое относится к музыкальному ритму «бит» или «пульс». Одной из наиболее отличительных особенностей гаитянской музыки компас является ее ровный, пульсирующий барабанный бой, под который легко танцевать. [3]

Haïti Chérie — традиционная патриотическая и самая узнаваемая песня Гаити, написанная и составленная доктором Отелло Баярдом де Кайесом и первоначально называвшаяся Souvenir d'Haïti . Он отражает гордость гаитянского народа за свою страну и культуру. В гаитянском сообществе, дома и за рубежом, она широко считается вторым национальным гимном La Dessalinienne , и на эту песню записано несколько различных версий.

На Гаити не записывали музыку до 1937 года, когда «Джаз Гиньяр» был записан на некоммерческой основе. Одним из самых популярных на данный момент гаитянских художников является Вайклеф Жан . Его музыка — это что-то вроде хип-хопа , смешанного с worldbeat .

Народная музыка

[ редактировать ]

Контр-танец

[ редактировать ]

Карабиен или Карабинер — это традиционный гаитянский танцевальный стиль, который, как говорят, был создан Эфеми Дагиль, одной из Дессалин подруг . Говорят, что танец был создан для гаитянских солдат во время Гаитянской революции и предназначен для танцев с карабинами за спиной, отсюда и название. Сам Дессалин был превосходным танцором карабиена, согласно устной и письменной традиции.

Меренга — это стиль, основанный на гитаре, исторически связанный с меренге , но без использования аккордеона. Смешение африканской и европейской культур породило популярную танцевальную музыку, музыку, исполняемую на простых акустических инструментах. Безе уступило популярность компе .

Музыка Рара — это постная процессивная музыка, тесно связанная с религиозной традицией Вуду . Его часто путают с гаитянским карнавалом, поскольку в обоих праздниках участвуют большие группы танцующих гуляк на улицах. Рара исполняется с Пепельной среды (на следующий день после окончания карнавала) до Пасхального воскресенья (или Пасхального понедельника в некоторых частях Гаити). Группы Рара бродят по улицам, выполняя религиозные церемонии в рамках своих ритуальных обязательств перед Ива . Геде , дух, связанный со смертью и сексуальностью. [4] является важным духовным присутствием на празднованиях Рара и часто имеет хунгана (мужчину-жреца вуду) или мамбо (женщину-жреца вуду) перед тем, как группа начинает свое шествие, благословляя участников и желая им безопасного путешествия во время их ночного пребывания.

трубадур

[ редактировать ]

Twoubadou — это форма музыки, которую играют странствующие трубадуры, играющие на акустических , гитарных , бит-боксовых и аккордеонных инструментах и ​​исполняющие баллады гаитянского, французского или карибского происхождения. [5] В некотором смысле он похож на Сон Кубано с Кубы , возникший в результате того, что гаитянские рабочие-мигранты отправились работать на кубинские сахарные плантации на рубеже 20-го века. [6] Музыканты выступают в международном аэропорту Порт-о-Пренса , а также в барах и ресторанах Петион-Вилля .

[ редактировать ]

Compas / Компас

[ редактировать ]

Compas , сокращение от Compas Direct , — это современное безе ( меренга на креольском языке ), которое было популяризировано в середине 1950-х годов саксофонистом и гитаристом Немуром Жаном-Батистом . Его безе вскоре стало популярным на Антильских островах , особенно на Мартинике и Гваделупе . Вебер Сико и Немур Жан-Батист Двумя лидерами группы стали . Затем Сико ушел и сформировал новую группу, и между ними разгорелось ожесточенное соперничество, хотя они остались хорошими друзьями. Чтобы отличиться от Немура, Сико назвал свою современную меренгу cadence Rampa .

На креольском языке это пишется как konpa dirèk или просто konpa . Обычно это слово пишется так, как оно произносится как «компа» . [7]

Мини-джаз

[ редактировать ]

Мини-джаз сформировался в середине 60-х годов и характеризуется формулой рок-групп, состоящей из двух гитар, одной бас-гитары, барабана-конга-каубелл, некоторые используют альт-саксофон или полновалторную секцию, другие используют клавишные, аккордеон или соло-гитару. . Однако у всех этих небольших джазовых групп были свои гитары изысканного стиля. В 1970-е годы доминировал мини-джаз, в котором все еще использовался вариант стиля безе . Один из мини-джазовых коллективов Tabou Combo стал самым популярным ансамблем Гаити. [8] Из Гаити формула мини-джаза была воспроизведена на Французских Антильских островах в 1970-х годах.

Гаитянский рок (креольский рок)

[ редактировать ]

Гаитянский рок зародился как рок-н-ролл на Гаити в начале 1960-х годов в исполнении рок-групп, называемых yeye Bands . Они просуществовали недолго, когда они добавили компа прямо в свой репертуар и назвали результат мини-джазом . Сегодня гаитянский рок — это альтернативная рок-музыка с примесью карибского колорита, впервые представленная на Гаити Йоханном Доре . Splash — популярная гаитянская рок-группа 1990-х годов. [9]

Корни музыки

[ редактировать ]
Теодор Лоло Бебрун, солист группы Букман Эксперьянс

Начиная с конца 1970-х годов (с недовольством растущим богатством диктатуры Дювалье ) молодежь Порт-о-Пренса (и, в меньшей степени, Кап-Аитьена и других городских районов) начала экспериментировать с новыми типами жизни. Присвоение Франсуа Дювалье образов воды как метода террора, рост производства в США и крупномасштабное экспортное сельское хозяйство, популярность диско , а также Жан-Клодом Дювалье признание компы и французского шансона разочаровали многих молодых людей и любовь.

Чтобы подвергнуть сомнению понятие диктатуры о «гаитянской нации» (и, следовательно, саму диктатуру), несколько человек начали пробовать новый образ жизни, воплощенный в Движении Санба . Они черпали вдохновение из глобальных движений, таких как Black Power и Hippies , а также большое влияние регги суперзвезды Боба Марли и в значительной степени из сельской жизни на Гаити. Санба одевались в традиционную крестьянскую синюю джинсовую одежду (кароко) , избегали коммерциализированной и обработанной жизни, предлагаемой глобальным капитализмом , и прославляли ценности общественной жизни . Позже они переняли спутанные волосы, похожие на ямайские дреды , но определили этот стиль как нечто, существовавшее на Гаити, с термином cheve simbi , относящимся к водным духам.

Самыми известными из этих художников были Санба Зао (Луи Лесли Марселлин), Айизан (Гарри Санон), Азуке (Грегори Санон), Абуджа (Рональд Деренкур), Кебьесу Данле (Жан Рэймонд) и Чико (Ив Бойер). Они сформировали группу под названием Sanba yo, а позже Gwoup Sa. Еще позже к этой тенденции присоединились и другие музыканты, такие как Лоло (Теодор Бобрен), Папа Бонга и Эдди Франсуа. Это был современный предшественник того, что впоследствии стало мизик расин . Одна из этих групп в 1980-х годах записала песню для кампании ЮНИСЕФ по вакцинации, которая вошла в пластинку Konbit! .

В 1990-е годы коммерческий успех пришел к музыкальному жанру, который стал известен как мизик расин , или корневая музыка . Такие музыканты, как Букман Эксперянс и Букан Гинен , и, в меньшей степени, РАМ , включили ритмы регги , рок и фанк в традиционные формы и инструменты, включая рара , музыку из канавала или традиционную духовную музыку из сельских деревень, называемых лакус, таких как Лакоу Сувнанс. , Лаку Баджо, Лаку Сукри или Лаку Дереял. Хотя первоначально вовлеченные люди следовали путям Движения Санба, со временем это начало исчезать. Возросшее политическое и экономическое давление привело к тому, что многие из этих людей эмигрировали (в первую очередь в США и Канаду). И те, кто остался, и те, кто путешествовал между странами, начали добавлять больше негаитянских (строго говоря) элементов и внедрять более коммерческое звучание, чтобы заработать больше денег и расширить аудиторию.

RAM записала традиционную народную песню вуду на Гаити под названием « Fèy » . На гаитянском креольском языке «fèy» означает «лист», а в тексте песни описывается лист, падающий с дерева.

Зук или зук-любовь

[ редактировать ]

Гаитянская каденция и ее компас доминировали на музыкальной сцене Антильских островов с момента ее появления в конце 1950-х годов. Compas Direct — это современное безе, популяризированное в 1955 году Немуром Жаном-Батистом , гаитянским саксофонистом и гитаристом, которое было присвоено Антильскими жителями, которые назвали свою версию cadence-lypso , а позже — zouk или zouk-love .

Оригинальным зуком был zouk béton, карнавальный стиль музыки с быстрыми скачками, родом из карибских островов Гваделупа и Мартиника , который был популяризирован французскими Антильскими островами Кассав в 1980-х годах. Однако это было слишком быстро, и в 1980-х годах стиль потерял свои позиции из-за сильного присутствия кадана или компа , основной музыки Французских Антильских островов. Проблема в том, что музыканты из Мартиники и Гваделупы ошибочно называют компас зуком или любовью зука , создавая ощущение путаницы в Африке , Кабо-Верде , Анголе , Бразилии , Португалии и других местах. Гаитянские музыканты научили антильцев играть на компа, и именно от них произошли ритмы зука, которые некоторые [ ВОЗ? ] кредит причитается при его создании. В целом гаитянские музыканты описывают музыкантов зука как первоклассных, потому что сейчас они находятся в авангарде музыкальной сцены. [10]

Сегодня, [ когда? ] зук-лав (нынешний зук ) — это ритм французских Антильских островов или компас, характеризующийся медленным, мягким и сексуальным ритмом.

Гаитянский хип-хоп (креольский рэп)

[ редактировать ]
Барикад Экипаж

Местное доморощенное гаитянское хип-хоп движение становится все более популярным на Гаити и в других гаитянских общинах . Он становится все более популярным среди гаитянской молодежи, часто затрагивая социальные и политические темы, а также материализм. Компа, как и другие популярные местные музыкальные ритмы, часто используются с городскими звуками. В последние годы наблюдается рост популярности гаитяских хип-хоп исполнителей, таких как Barikad Crew , Mach-Hommy и Jimmy O. Другим гаитянским исполнителям хип-хопа еще предстоит развиваться.

Духовная музыка

[ редактировать ]

Гаитянский госпел

[ редактировать ]

Гаитянский вуду играет на барабанах

[ редактировать ]

Музыкальное образование и наставничество

[ редактировать ]

BLUME Haiti (воспитание лидеров с помощью музыкального образования) [11] — американская неправительственная организация , которая обучает учителей классической музыки на Гаити и сотрудничает с другими организациями для обучения ремонту инструментов. Оно охватило около 5000 студентов. Он сотрудничает с Luthiers Sans Frontieres UK. [12] среди других.

Карфур Коллаборатив, [13] НПО, базирующаяся в Чикаго , продвигает и продюсирует андеграундную музыку и музыкантов на Гаити, предоставляя высококачественное аудиозаписывающее оборудование, помощь в создании видео и наставников. Цель – привлечь внимание американской аудитории. Gaetville, MC, который также исполняет хип-хоп и танцевальную музыку, был первым музыкантом, которого они продюсировали.

El Sistemia — венесуэльский метод обучения классической музыке, основанный на Гаити в 2012 году. [14] при поддержке бывшего президента Гаити Мишеля Мартелли - бывшего певца.

Музыкальные учреждения и фестивали

[ редактировать ]

Гаитянский карнавал является важной частью гаитянской культуры. Для гаитянских музыкантов это также важно как возможность продемонстрировать свои таланты и расширить свою аудиторию, выступая перед карнавальной публикой.

Через десять дней после землетрясения 2010 года «Надежда на Гаити сейчас» в Соединенных Штатах стартовал телемарафон , который фактически захватил медиасферу и охватил сотни миллионов домохозяйств и зрителей. Он был сосредоточен на том, чтобы вызвать сочувствие зрителей к выжившим после катастрофы, позволяя обычным гражданам помочь в коллективных усилиях по оказанию помощи, делая денежные пожертвования НПО, предоставляющим гуманитарную помощь выжившим после землетрясения. [15] [16] Телемарафон получил поддержку благодаря разнообразным музыкальным выступлениям знаменитостей и призывам к сочувствию, а также использованию цифровых социальных сетей для распространения своего призыва к моральной ответственности зрителей-потребителей. Он давал зрителям возможность отправлять текстовые пожертвования на мобильные телефоны и, как сообщается, собрал 58 миллионов долларов уже на следующий день после запуска. Форма этой кампании по сбору средств подчеркивает и соответствует силе музыки и пения в гаитянском обществе. Выжившие после землетрясения использовали воплощенную технику пения, чтобы сориентироваться перед лицом внезапного и сильного разрушения.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Музыка и история Гаити» . Афропоп по всему миру. Архивировано из оригинала 13 ноября 2007 года . Проверено 24 июля 2013 г.
  2. ^ Гакстеттер Николс, Элизабет и Роббин, Тимоти Р. (2015). Поп-культура в Латинской Америке и странах Карибского бассейна . АВС-КЛИО. п. 25. ISBN  9781610697545 . Проверено 18 февраля 2016 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  3. ^ «Музыка Гаити» . Центр Кеннеди . Проверено 16 января 2014 г.
  4. ^ Мусмон, Маргарет (2010). Хэнли, Элизабет А.; Д'Амбуаз, Жак (ред.). Латиноамериканские и карибские танцы (Мир танца) . Публикации Дома Челси. п. 55. ИСБН  978-1-60413-481-0 .
  5. ^ «Группа поддержки Гаити» . сайт haitisupportgroup.org . 21 сентября 2016 года . Проверено 5 апреля 2018 г.
  6. ^ Мануэль, Питер; Билби, Кеннет; Ларджи, Майкл (2006). Карибские течения: Карибская музыка от румбы до регги . Издательство Университета Темпл. п. 156. ИСБН  9781592134649 . Проверено 29 января 2014 г.
  7. ^ Уайз, Брайан (9 июня 2006 г.). «Гаитянский фьюжн группы предлагает соотечественникам-иммигрантам музыкальную связь с домом» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 января 2015 г.
  8. ^ Кусс, Малена. Музыка в Латинской Америке и Карибском бассейне: Том 2. Исполнение карибского опыта - энциклопедическая история . Вселенная музыки Inc. с. 253. ИСБН  978-0-292-70951-5 .
  9. ^ Schwann Spectrum - Volume 7, 1995 ... как и у Букмана, имеет преимущество перед вокалистом Эдди Франсуа, чей богатый, зернистый голос может довести публику до безумия, и гитаристом Владимиром «Джимми» Жан-Феликсом, который ранее возглавлял группу Haiti. Самая популярная рок-группа Splash.
  10. ^ Гильбо, Жоселин (1993). Зук: Мировая музыка в Вест-Индии . Издательство Чикагского университета. п. 111 . Проверено 20 января 2014 г. История зука Гаити.
  11. ^ "Дом" . www.blumehaiti.org . Проверено 10 апреля 2015 г.
  12. ^ «Мастера без границ» . www.luthierssansfrontieres-lsf.org . Проверено 10 апреля 2015 г.
  13. ^ «Carrefour Collaborative – содействие развитию посредством творческого сотрудничества» . Коллаборация Карфур . Проверено 10 апреля 2015 г.
  14. ^ «Гаити запускает музыкальную инициативу по образцу венесуэльской El Sistema | Classical-Music.com» . www.classical-music.com . Проверено 10 апреля 2015 г.
  15. ^ Макалистер, Элизабет (2012). «Звуковые ландшафты катастроф и гуманитаризма: пение выживания, телемарафоны по оказанию помощи и землетрясение на Гаити» . Маленький Топор . 16 (3): 22–38. дои : 10.1215/07990537-1894078 . S2CID   144995319 .
  16. ^ Макалистер, Элизабет (2012). «Звуковые ландшафты катастроф и гуманитаризма: пение выживания, телемарафоны по оказанию помощи и землетрясение на Гаити» . Маленький топор: Карибская платформа критики . 39 (3 39): 22–38. дои : 10.1215/07990537-1894078 . S2CID   144995319 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f9c5bc1ff146bc79e84e4c0f204b1de__1719787680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/de/8f9c5bc1ff146bc79e84e4c0f204b1de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Haiti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)