Закон

Лва , также называемые лоа , являются духами африканской диаспорической религии гаитянского вуду и доминиканского вуду . Они также были включены в некоторые возрожденческие формы Луизианского Вуду . [а] Многие из ива частично черпают свою идентичность от божеств, почитаемых в традиционных религиях Западной Африки, особенно в религиях фон и йоруба .
В гаитянском вуду ива служат посредниками между человечеством и Бондае , трансцендентным божеством-создателем. Водоуисты считают, что существует более тысячи ива, имена как минимум 232 из которых записаны. Каждый Ива имеет свою индивидуальность и связан с определенными цветами и объектами. Многих из них приравнивают к конкретным римско-католическим святым на основании схожих характеристик или общих символов. Ива разделены на различные группы, известные как нанчон (нации), наиболее известными из которых являются Петво и Рада . Согласно верованиям Вуду, ива общаются с людьми через сны и гадания и, в свою очередь, получают подношения, в том числе приносимых в жертву животных . Воду учит, что во время церемоний в Ива владеют определенные практикующие, которые во время одержимости считаются чвалом ( лошадью) Ива. Вудуисты верят, что, обладая личностью, ива может общаться с другими людьми, предлагая советы, увещевания или исцеления.
Во время работорговли в Атлантике в 16-19 веках порабощенные западноафриканцы принесли с собой свои традиционные религии. Во французской колонии Сен-Доминго , которая в начале 19 века стала республикой Гаити , диаспорическая религия Вуду возникла на фоне смешения различных западноафриканских традиционных религий и влияния римского католицизма французских колонистов. По крайней мере, с 19-го века гаитянские мигранты перенесли свою религию в Луизиану , которая к тому моменту была частью Соединенных Штатов, где они внесли свой вклад в формирование луизианского вуду, религии, которая в значительной степени вымерла в начале 20-го века. как духов ива гаитянского вуду, так и духов орича кубинской Сантерии Во второй половине того же столетия в Луизиане возникли группы возрожденцев вуду, часто включающие в свои практики .
Этимология
[ редактировать ]Современные лингвисты связывают этимологию слова lwa с семейством языка йоруба слов , в которое входят олува (бог) и бабалаво (предсказатель или священник). [2] [3] [4] Термин lwa фонетически идентичен как французскому термину, обозначающему закон, loi , так и гаитянскому креольскому термину, обозначающему закон, lwa . [5] Писатель начала 20-го века Жан Прайс-Марс задумался, не возник ли термин lwa , используемый по отношению к духам Вуду, из их популярного отождествления с законами Римско -католической церкви . [2] В начале 21 века историк Кейт Рэмси согласилась, что фонетическое сходство между терминами, обозначающими закон, и духами вуду может быть не «простым лингвистическим совпадением», а может отражать сложное взаимодействие африканской и французской колониальных культур на Гаити. [5]
несколько вариантов написания слова lwa Использовалось . Авторы начала 20-го века, посвященные гаитянской религии, такие как Прайс-Марс, обычно писали термин loi . [2] В течение этого столетия такие писатели, как американский антрополог Мелвилл Херсковиц, отдавали предпочтение написанию лоа , [2] хотя в 2008 году историк Джеффри Э. Андерсон писал, что правописание лоа обычно встречается в старых работах по этой теме, поскольку оно вышло из-под контроля писателей-ученых. [6] Написание lwa предпочитали более поздние ученые писатели, в том числе Андерсон, [6] Рэмси, [7] антрополог Карен Маккарти Браун , [8] ученый- религиовед Лесли Деманглс , [9] и латиноамериканские ученые Маргарита Фернандес Олмос и Лизабет Парависини-Геберт . [10]
Теология
[ редактировать ]Воду учит, что их более тысячи ива. [11] Они считаются посредниками Бондье , верховного божества-творца в Вуду. [12] Демангл утверждал, что, изучая различные лва, практикующие приходят к пониманию различных аспектов Бондье. [11] Подобно тому, как водуисты часто отождествляют Бондье с христианским Богом, Ива иногда приравнивают к ангелам христианской космологии. [13] Ива также известны как тайны , ангелы , святые и невидимые . [14]
Ива могут предложить людям помощь, защиту и совет в обмен на ритуальное служение. [15] Считается, что они обладают мудростью, полезной для людей. [16] хотя они не рассматриваются как моральные образцы, которым должны подражать практикующие врачи. [8] Каждый Ива имеет свою индивидуальность, [14] и связан с определенными цветами, [17] дни недели, [18] и объекты. [14] Ива могут быть как лояльными, так и капризными в отношениях со своими преданными; [14] Водуисты верят, что ива легко обидеть, например, если им предлагают еду, которая им не нравится. [19] Считается, что в гневе ива лишают защиты своих преданных или причиняют человеку несчастье, болезнь или безумие. [20]

Хотя есть исключения, большинство названий lwa происходят от языков фон и йоруба . [21] К привезенным из Африки тем не менее добавляются новые lwa; [22] Практикующие полагают, что некоторые жрецы и жрицы Вуду после смерти становились Ива или что некоторые талисманы становятся Ива. [23] Водуисты часто называют ива, проживающих в «Гвинее», но это не означает точное географическое местоположение. [24] Также считается, что многие ива живут под водой, на дне моря или в реках. [18] Водуисты верят, что ива общаются с людьми через сны и через владение людьми. [25]
Во время ритуалов ива вызываются с помощью замыслов, известных как веве . [26] Их рисуют на полу церемониального помещения с использованием кукурузной муки, золы, кофейной гущи или яичной скорлупы. [27]
Ива связаны с конкретными римско-католическими святыми. [28] Например, Азака, ива земледелия, связана со святым Исидором- земледельцем. [29] Точно так же, поскольку его понимают как «ключ» к духовному миру, Папа Легба обычно ассоциируется со Святым Петром , который визуально изображается держащим ключи в традиционных римско-католических образах. [30] Ива любви и роскоши, Эзили Фреда, связана с Матерью Скорби . [31] Дамбаллу, который является змеем, часто отождествляют со Святым Патриком , которого традиционно изображают в сцене со змеями; альтернативно его часто связывают с Моисеем . [32] Мараса, или священные близнецы, обычно приравниваются к святым-близнецам Космосу и Дамиану . [33]
Нанчон
[ редактировать ]
В гаитянском воде ива делятся на нанчон или «нации». [35] Эта классификационная система основана на том, как порабощенные западноафриканцы были разделены на «нации» по прибытии на Гаити, обычно на основе их африканского порта отправления, а не их этнокультурной идентичности. [14] Тем не менее нанчоны не являются группировками, основанными на географическом происхождении конкретных ива. [36] Термин фанми (семья) иногда используется как синоним слова «нация» или, альтернативно, как подразделение последней категории. [37] Часто утверждается, что нанчонов 17, хотя немногие гаитяне могут назвать их все. [38] Считается, что каждый из них имеет свой характерный этос. [38]
Среди наиболее известных нанчон — Вангол, Гинен, Конго, Наго (или Анаго), Ибо, Рада и Петво. [38] Из них Рада и Петво являются самыми крупными и доминирующими. [39] Рада получила свое название от Арады , города в королевстве Дагомея в Западной Африке. [40] Рада ива обычно называют dous или doux , что означает, что они обладают мягким характером. [41] Петво лва, наоборот, рассматриваются как лва чауд ( lwa cho ), что указывает на то, что они могут быть сильными или жестокими и связаны с огнем; [41] их обычно считают социально трансгрессивными и подрывными. [42] Раду считают «крутой»; Petwo lwa означает «горячий». [43] Рада Ива обычно считается праведными, тогда как их коллеги Петво считаются более неоднозначными с моральной точки зрения, связанными с такими вопросами, как деньги. [44] В то же время Рада Ива считается менее эффективной и могущественной, чем Рада Ива, чем нация Петво. [44] Петво-льва происходят из разных слоев общества, включая креольское, конго и дагомейское. [45]
В различных случаях определенные Ива могут быть поглощены из одного нанчона в другой; различные Конго и Ибо Ива были включены в Петво Нанчон. [38] Многие ива существуют andezo или en deux eaux , что означает, что они находятся «в двух водах» и подаются как в ритуалах Рады, так и в ритуалах Петво. [41] Считается, что различные лва имеют прямые аналоги в разных нанчонах; например, в некоторых Радах есть аналоги Петво, имена которых носят такие эпитеты, как Флангбо (огонь), Дже-Руж (Красный глаз) или Зареньен (паук). [46] Одним из примеров является Рада Ива Эзили , который связан с любовью, но у которого есть параллель Петво, известная как Эзили Дже-Руж, который считается опасным и склонным причинять вред. [46] Другой - Рада Ива Легба , который управляет человеческой судьбой, и которому в пантеоне Петво соответствует Кафу Легба, обманщик, который вызывает несчастные случаи, которые меняют судьбу человека. [46]
Семья Геде (также Геде или Гуеде ) из Ива связана с царством мертвых. [47] Глава семьи — барон Самеди («Барон Суббота»). [48] Его супруга — Гранд Бриджит ; [49] она имеет власть над кладбищами и считается матерью многих других геде. [50] Считается, что когда геде прибыли на церемонию вуду, их обычно встречают с радостью, потому что они приносят веселье. [47] Те, кто был одержим Геде на этих церемониях, известны своими намеками сексуального характера; [51] Символ Геде — эрегированный пенис. [52] в то время как связанный с ними танец банда включает в себя толчки в сексуальном стиле. [53]
Ритуал
[ редактировать ]Подношения и жертвоприношения животных
[ редактировать ]
Кормление Ива имеет большое значение в Вуду. [54] с обрядами, часто называемыми яслями-льва («кормление ива»). [55] Предложение еды и питья ива — наиболее распространенный ритуал в религии, проводимый как коллективно, так и дома. [54] Унган (жрица) также организуют ежегодный праздник для своей паствы , (жрец) или манбо на котором будут приноситься в жертву животные различным ива. [56] Выбор предлагаемой еды и напитков варьируется в зависимости от рассматриваемого lwa, при этом считается, что разные lwa отдают предпочтение разным продуктам питания. [57] Дамбалле, например, необходимы белые продукты, особенно яйца. [58] Продукты, предлагаемые Легбе, будь то мясо, клубни или овощи, нужно готовить на огне. [54] Ива народов огу и наго предпочитают сырой ром или клерин . в качестве подношения [54]
Mange sèc (сухая мука) — это подношение зерна, фруктов и овощей, которое часто предшествует простой церемонии; он получил свое название из-за отсутствия крови. [59] Для жертвоприношений используются куры, козы и быки, а в качестве петво лва часто отдают предпочтение свиньям. [55] Животное можно вымыть, одеть в цвет конкретного ива и пометить едой или водой. [60] Часто животному перерезают горло, а кровь собирают в калебас. [61] Цыплят часто убивают, отрывая им головы; их конечности могут быть сломаны заранее. [62] Органы извлекают и помещают на алтарь или веве. [62] Мясо готовят и кладут на жертвенник, а затем часто хоронят. [61] Майя Дерен писала: «Целью и акцентом жертвоприношения является не смерть животного, а переливание его жизни в Ива; поскольку понимание состоит в том, что плоть и кровь представляют собой сущность жизни и силы, и они восстановят божественную энергию бога». [63] Поскольку считается, что Агве обитает в море, посвященные ему ритуалы часто проводятся возле большого водоема, такого как озеро, река или море. [64] Его преданные иногда подплывают к Труа-Иле , барабанят и поют, где бросают за борт белую овцу в качестве жертвы ему. [65]
Еду обычно предлагают, когда она прохладная; он остается там некоторое время, прежде чем люди смогут его съесть. [66] Еду часто помещают в ки , миску из раковин калебаса. [66] После выбора еда помещается в специальные тыквы, известные как assiettes de Guinée , которые располагаются на алтаре. [56] Подношения, не употребленные празднующими, часто закапывают или оставляют на перекрестке. [67] Возлияния можно было выливать в землю. [56] Водуисты верят, что ива затем поглощают суть еды. [56] Некоторые продукты также предлагаются с верой в то, что они по своей сути полезны, например жареная кукуруза, арахис и маниока. Иногда ими посыпают животных, которых собираются принести в жертву, или складывают их на узоры веве на полу перистила . [56]
Владение
[ редактировать ]
Одержимость Ива составляет важный элемент Вуду. [68] Это сердце многих ритуалов; [8] обычно они происходят в храме, называемом унфо , [69] особенно в комнате, называемой перистиль или перистиль . [70]
Одержимого человека называют чвал или чуал (лошадь); [71] акт владения называется «садкой на лошадь». [72] Воду учит, что Ива может владеть человеком независимо от пола; И мужская, и женская Ива могут обладать как мужчинами, так и женщинами. [73] Хотя на этих церемониях часто присутствуют дети, [74] ими редко владеют, поскольку это считается слишком опасным. [75] Хотя определенные используемые барабаны и песни предназначены для того, чтобы побудить конкретного Ива овладеть кем-то, иногда вместо этого появляется неожиданный Ива и овладевает им. [76] В некоторых случаях последовательность lwa обладает одним и тем же человеком, один за другим. [77]
Транс одержимости известен как кризис де lwa . [78] Водуисты верят, что во время этого процесса ива входит в голову чвала и вытесняет его гво бон андж , [79] которая является одной из двух половин души человека. [80] Считается, что это смещение заставляет чвала дрожать и конвульсировать; [81] Майя Дерен описала выражение «муки, испытаний и слепого ужаса» на лицах одержимых. [82] Поскольку во время одержимости их сознание было удалено из головы, вудуисты полагают, что чвал не будет помнить, что произошло во время инцидента. [83] Продолжительность одержимости варьируется: часто она длится несколько часов, а иногда и несколько дней. [84] Это может закончиться тем, что чвал потеряет сознание в полубессознательном состоянии; [85] они обычно остаются физически истощенными. [82] Некоторые люди, посещающие танцы, наносят определенный предмет, часто воск, на волосы или головной убор, чтобы предотвратить владение им. [86]
Как только ива овладевает человеком, прихожане приветствуют его песнями и танцами. [82] Чвал обычно кланяется исполняющему обязанности священнику или жрице и простирается ниц перед пото митан , центральной колонной храма. [87] Чвалов часто сопровождают в соседнюю комнату, где их одевают в одежду, связанную с обладателем Ива. Альтернативно, одежду выносят и одевают в сам перистиль. [73] После того, как чвал оделся, прихожане целуют пол перед ними. [73] Эти костюмы и реквизит помогают чвалу выглядеть как ива. [88] Многие унфо имеют под рукой большой деревянный фаллос, которым пользуются те, кто одержим Геде Ива, во время своих танцев. [89]

Хвал принимает поведение и выражения обладающего Ива; [90] их выступление может быть очень театральным. [76] Например, те, кто считает себя одержимым змеем Дамбаллой, часто скользят по полу, высовывают язык и взбираются на столбы перистила. [91] Одержимые Закой, львами сельского хозяйства, одеваются как крестьяне в соломенной шляпе с глиняной трубкой и часто говорят с деревенским акцентом. [92] Часто к танцам присоединяются чвалы, танцуя со всеми, с кем пожелают. [82] или иногда есть и пить. [88] Иногда ива через чвал участвует в финансовых операциях с членами общины, например, продавая им еду, подаренную в качестве подношения, или одалживая им деньги. [93]
Владение облегчает прямое общение между Ива и его последователями; [82] через чвал ива общаются со своими преданными, предлагая советы, наказания, благословения, предупреждения о будущем и исцеление. [94] Одержимость Лва имеет целебную функцию: ожидается, что одержимый покажет возможные лекарства от недугов собравшихся. [82] Считается, что одежда, к которой прикасается чвал, приносит удачу. [95] Ива также могут давать советы человеку, которым они владеют; поскольку считается, что последний не сохраняет никаких воспоминаний о событиях, ожидается, что другие члены общины передадут послание ИВА. [95] В некоторых случаях практикующие сообщали, что подвергались одержимости и в другие моменты обычной жизни, например, когда кто-то находился посреди рынка, [96] или когда они спят. [97]
История
[ редактировать ]В последние десятилетия 20-го века предпринимались попытки возродить луизианское вуду , часто при этом люди во многом опирались на гаитянское вуду и кубинскую сантерию. [98] Среди тех, кто использовал как Vodou lwa, так и Santería oricha для создания нового Вуду, была афроамериканка Мириам Чамани , которая основала Духовный Храм Вуду во французском квартале Нового Орлеана в 1990 году. [99] Другой инициатор Гаитянского Вуду, американка украинско-еврейского происхождения Салли Энн Глассман , основала альтернативную группу La Source Ancienne в городском районе Байуотер. [100] Еще один инициатор гаитянского вуду, креолка из Луизианы Ава Кей Джонс, также начала пропагандировать разновидность луизианского вуду. [101]
Список
[ редактировать ]Водуисанты иногда отмечают, что существует более тысячи ива, большинство из которых неизвестны людям. [11] Из них зафиксированы имена как минимум 232 человек. [102] Большое количество лв, найденных в Воду, контрастирует с кубинской религией Сантерия , где только 15 орича (духов) получили известность среди ее последователей. [102]
- Аджасу-Лингетор
- Аджинаку
- Адья Хоунто
- Агау
- Агассу
- Агве
- Анаиса Пай
- Анмино
- Айида-Веддо
- Айзан
- Азака-Гром
- Бакалу
- Бадесси
- Барон Самеди
- Криминальный барон
- Белие Белькан
- Боссу Ашаде
- Бумба Маза
- Сломанный
- Бугид и Айба
- Капитан Дебас
- Капитан Зомби
- Клермей
- Конго
- Дамбала
- И Питер
- Дэн Ведо
- Разочарование
- Дерайале
- Громовой Дьявол
- Ты богиня
- Покойся с миром
- Эрзули
- Филомез
- Большой
- Геде Дуб
- Геде Л'Ораж
- Геде-Линто
- Иди в Нибо
- Большой Вуд
- Джин Зомби
- Джозеф Дэнджер
- Жумалонж
- Калфу ( Мастер Карфур , Мейт Карфур , Мет Калфу , Кафу )
- Клемезин Клемай
- Писать
- Л'инглесу
- Русалка
- Язык
- Вместо
- Унаследовано
- Мадемуазель Шарлотта
- Госпожа задержка
- Госпожа Хонон'гон
- Маман Бриджит
- Бедные
- Маринетт
- Маруль
- Момбу
- Манзе Мари
- Мунаншу
- Наго Шанго
- Нанан-Буклу
- Двадцать
- Отец Легба
- В
- Силибо
- Чугун
- Комната
- Суссон-Паннан
- Сенегал
- Вид
- Ты, Жан Куинто
- Ты, злоба
- Ты, Жан Петро
- Три перекрестка ( Калфу Тва )
- Скоро
В культуре
[ редактировать ]- Генерал-губернатор Канады Мишель Жан , родившаяся на Гаити, несет на своем гербе двух змей лоа в качестве сторонников.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лонг 2002 , с. 87; Фандрич 2007 , с. 775.
- ^ Jump up to: а б с д Рэмси 2011 , с. 19.
- ^ Андерсон, Джеффри (2015). Энциклопедия вуду: магия, ритуалы и религия . АВС-КЛИО. п. 166. ИСБН 9781610692090 .
- ^ Кондон, Нэнси; Муфвене, Саликоко (1993). Африканскизмы в афроамериканских языковых вариантах . Издательство Университета Джорджии. п. 148. ИСБН 9780820314655 .
- ^ Jump up to: а б Рэмси, 2011 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2008 , с. 135.
- ^ Рэмси 2011 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с Браун 1991 , с. 6.
- ^ Демангл 1992 , с. 99.
- ^ Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , стр. 2.
- ^ Jump up to: а б с Деманглс 1992 , с. 98.
- ^ Браун 1991 , с. 4; Мишель 1996 , с. 288; Рэмси 2011 , с. 7.
- ^ Браун 1991 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б с д и Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 120.
- ^ Метралс 1972 , стр. 107-111. 95, 96; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 117.
- ^ Демангл 1992 , с. 81.
- ^ Метралс 1972 , с. 92; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Метро 1972 , с. 92.
- ^ Метро 1972 , с. 97.
- ^ Метро 1972 , с. 99.
- ^ Метро 1972 , с. 28.
- ^ Метро 1972 , с. 84.
- ^ Метро 1972 , стр. 84–85.
- ^ Метро 1972 , с. 91.
- ^ Метро 1972 , стр. 66, 120.
- ^ Метро 1972 , с. 165.
- ^ Метралс 1972 , с. 163; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 142.
- ^ Рэмси 2011 , с. 8.
- ^ Браун 1991 , с. 61; Рэмси 2011 , с. 8.
- ^ Метро 1972 , с. 101; Деманглс 1992 , с. 11.
- ^ Рэмси 2011 , с. 8; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт, 2011 г. , стр. 101-1. 130–131.
- ^ Браун 1991 , с. 275; Деманглс 1992 , стр. 10–11; Фернандес Олмос и Парависини-Геберт 2011 , стр. 127–128.
- ^ Метралс 1972 , с. 146; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 133.
- ^ Браун 1991 , стр. 368–369.
- ^ Метро 1972 , с. 87; Браун 1991 , с. 100; Деманглс 1992 , с. 94; Фернандес Олмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 120.
- ^ Демангл 1992 , с. 97.
- ^ Метро 1972 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д Деманглс 1992 , с. 94.
- ^ Метралс 1972 , стр. 107-111. 39, 86; Браун 1991 , с. 100; После 2002 года , с. 238; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 121.
- ^ Метро 1972 , с. 39; Деманглс 1992 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 125.
- ^ Апрель 2002 г. , с. 240.
- ^ Апрель 2002 г. , с. 238.
- ^ Jump up to: а б Апрель 2002 г. , с. 239.
- ^ Апрель 2002 г. , с. 248.
- ^ Jump up to: а б с Деманглс 1992 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Металлы 1972 , с. 112; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 128.
- ^ Браун 1991 , с. 198; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 128.
- ^ Браун 1991 , с. 380; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 128.
- ^ Метро 1972 , с. 114.
- ^ Метро 1972 , с. 113; Браун 1991 , стр. 357–358.
- ^ Бисли 2010 , с. 43.
- ^ Метро 1972 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б с д Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Метро 1972 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б с д и Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 140.
- ^ Метралс 1972 , с. 176; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 139.
- ^ Метралс 1972 , с. 105; Браун 1991 , с. 274; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 127.
- ^ Браун 1991 , с. 190; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 140.
- ^ Метро 1972 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б Метро 1972 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Метро 1972 , с. 173.
- ^ Дерен 1953 , с. 216.
- ^ Метро 1972 , с. 103.
- ^ Метралс 1972 , с. 103; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Браун 1991 , с. 49.
- ^ Метралс 1972 , с. 177; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 140.
- ^ Метралс 1972 , с. 120; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 134.
- ^ Рэмси 2011 , с. 17; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 117.
- ^ Метралс 1972 , с. 77; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 123.
- ^ Метралс 1972 , с. 120; Браун 1991 , с. 61; Рэмси 2011 , с. 9; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт, 2011 г. , стр. 101-1. 117–118.
- ^ Метро 1972 , с. 120; Рэмси 2011 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Металлы 1972 , с. 124; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
- ^ Браун 1991 , с. 373.
- ^ Браун 1991 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б Метро 1972 , с. 128.
- ^ Метро 1972 , с. 129; Браун 1991 , с. 66.
- ^ Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , стр. 135.
- ^ Метро 1972 , с. 120; Браун 1991 , с. 352; Рэмси 2011 , с. 9.
- ^ Метро 1972 , стр. 155–156; Браун 1987 , с. 69; Деманглс 1992 , стр. 66–67; Фернандес Олмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 134.
- ^ Метро 1972 , с. 120; Браун 1991 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
- ^ Метралс 1972 , с. 122; Рэмси 2011 , с. 9; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
- ^ Метро 1972 , с. 123.
- ^ Метро 1972 , с. 124.
- ^ Метро 1972 , с. 131.
- ^ Метралс 1972 , стр. 107-111. 124–125; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Вилкен 2005 , с. 195.
- ^ Метралс 1972 , с. 113; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 128.
- ^ Метро 1972 , с. 120; Вилкен 2005 , с. 196; Фернандес Олмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
- ^ Метралс 1972 , с. 105; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 127.
- ^ Метро 1972 , с. 108; Браун 1991 , с. 61.
- ^ Метро 1972 , стр. 95–96; Браун 1991 , стр. 62–63, 67.
- ^ Метралс 1972 , с. 125; Рэмси 2011 , с. 8–9; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Металлы 1972 , с. 125; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
- ^ Метро 1972 , стр. 131, 133–34.
- ^ Метро 1972 , с. 144.
- ^ Лонг 2002 , стр. 96–97.
- ^ Лонг 2002 , с. 97; Фандрич 2007 , с. 778; Крокетт 2018 , с. 167; О'Нил Шмитт и Хартель О'Нил 2019 , с. 36.
- ^ Лонг 2002 , с. 97; Фандрич 2007 , с. 778; Крокетт 2018 , с. 167; О'Нил Шмитт и Хартель О'Нил 2019 , стр. 23, 113–115.
- ^ Лонг 2002 , с. 97; Крокетт 2018 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2008 , с. 36.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Джеффри (2008). Худу, вуду и колдовство: справочник . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0313342219 .
- Аптер, Эндрю (2002). «Об африканском происхождении: креолизация и знакомство с гаитянским вуду». Американский этнолог . 29 (2): 233–260. дои : 10.1525/ae.2002.29.2.233 .
- Бизли, Майрон М. (2010). «Вуду, пенисы и кости: ритуальные представления смерти и эротизма на кладбище и свалке Порт-о-Пренса». Исследование производительности . 15 (1): 41–47. дои : 10.1080/13528165.2010.485762 . S2CID 194097863 .
- Браун, Карен Маккарти (1987). « Полная уверенность в себе»: Посвящение белой женщины-ученой в гаитянское вуду». Журнал феминистских исследований религии . 3 (1): 67–76. JSTOR 25002057 .
- Браун, Карен Маккарти (1991). Мама Лола: жрица вуду из Бруклина . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22475-2 .
- Крокетт, И'Наса (2018). «Вуду двадцатого века: черная культура, культурная география и значение места». В Деннисе Васкуле; Марк Итон (ред.). Сверхъестественное в обществе, культуре и истории . Филадельфия: Издательство Филадельфийского университета. стр. 152–170. ISBN 978-1439915257 .
- Дерен, Майя (1953). Джозеф Кэмпбелл (ред.). Божественные всадники: живые боги Гаити . Нью-Йорк: Авангард Пресс.
- Демангл, Лесли (1992). Лики богов: вуду и католицизм на Гаити . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-0807843932 .
- Фандрич, Ина Дж. (2007). «Влияние йоруба на гаитянское вуду и новоорлеанское вуду». Журнал исследований чернокожих . 37 (5): 775–791. дои : 10.1177/0021934705280410 . JSTOR 40034365 . S2CID 144192532 .
- Фернандес Олмос, Маргарита; Парависини-Геберт, Элизабет (2011). Креольские религии Карибского бассейна: введение от Воду и Сантерии до Обиа и Эспиритизма (второе изд.). Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-6228-8 .
- Лонг, Кэролайн Морроу (2002). «Восприятие новоорлеанского вуду: грех, мошенничество, развлечения и религия». Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 6 (1): 86–101. дои : 10.1525/номер.2002.6.1.86 . JSTOR 10.1525/№2002.6.1.86 .
- Метро, Альфред (1972) [1959]. Вуду на Гаити . Перевод Хьюго Чартерис. Нью-Йорк: Schocken Books.
- Мишель, Клодин (1996). «О видимых и невидимых мирах: образовательный характер гаитянского вуду». Сравнительный обзор образования . 40 (3): 280–294. дои : 10.1086/447386 . JSTOR 1189105 . S2CID 144256087 .
- О'Нил Шмитт, Рори; Хартель О'Нил, Розарий (2019). Новоорлеанское вуду: история культуры . Чарльстон, Южная Каролина: The History Press. ISBN 978-1467137997 .
- Рэмси, Кейт (2011). Духи и закон: вуду и власть на Гаити . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-70379-4 .
- Вилкен, Лоис (2005). «Священная музыка и танец гаитянского вуду от храма до сцены и этика представления». Латиноамериканские перспективы . 32 (1): 193–210. дои : 10.1177/0094582X04271880 . JSTOR 30040235 . S2CID 144260390 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Филан, Кеназ (2006). Справочник гаитянского вуду: протоколы катания на Лва . Внутренние традиции/Медведь. ISBN 978-1-59477-995-4 .