Jump to content

Закон

Картина змеи Ива Дамбала работы гаитянского художника Гектора Ипполита .

Лва , также называемые лоа , являются духами африканской диаспорической религии гаитянского вуду и доминиканского вуду . Они также были включены в некоторые возрожденческие формы Луизианского Вуду . [а] Многие из ива частично черпают свою идентичность от божеств, почитаемых в традиционных религиях Западной Африки, особенно в религиях фон и йоруба .

В гаитянском вуду ива служат посредниками между человечеством и Бондае , трансцендентным божеством-создателем. Водоуисты считают, что существует более тысячи ива, имена как минимум 232 из которых записаны. Каждый Ива имеет свою индивидуальность и связан с определенными цветами и объектами. Многих из них приравнивают к конкретным римско-католическим святым на основании схожих характеристик или общих символов. Ива разделены на различные группы, известные как нанчон (нации), наиболее известными из которых являются Петво и Рада . Согласно верованиям Вуду, ива общаются с людьми через сны и гадания и, в свою очередь, получают подношения, в том числе приносимых в жертву животных . Воду учит, что во время церемоний в Ива владеют определенные практикующие, которые во время одержимости считаются чвалом ( лошадью) Ива. Вудуисты верят, что, обладая личностью, ива может общаться с другими людьми, предлагая советы, увещевания или исцеления.

Во время работорговли в Атлантике в 16-19 веках порабощенные западноафриканцы принесли с собой свои традиционные религии. Во французской колонии Сен-Доминго , которая в начале 19 века стала республикой Гаити , диаспорическая религия Вуду возникла на фоне смешения различных западноафриканских традиционных религий и влияния римского католицизма французских колонистов. По крайней мере, с 19-го века гаитянские мигранты перенесли свою религию в Луизиану , которая к тому моменту была частью Соединенных Штатов, где они внесли свой вклад в формирование луизианского вуду, религии, которая в значительной степени вымерла в начале 20-го века. как духов ива гаитянского вуду, так и духов орича кубинской Сантерии Во второй половине того же столетия в Луизиане возникли группы возрожденцев вуду, часто включающие в свои практики .

Этимология

[ редактировать ]

Современные лингвисты связывают этимологию слова lwa с семейством языка йоруба слов , в которое входят олува (бог) и бабалаво (предсказатель или священник). [2] [3] [4] Термин lwa фонетически идентичен как французскому термину, обозначающему закон, loi , так и гаитянскому креольскому термину, обозначающему закон, lwa . [5] Писатель начала 20-го века Жан Прайс-Марс задумался, не возник ли термин lwa , используемый по отношению к духам Вуду, из их популярного отождествления с законами Римско -католической церкви . [2] В начале 21 века историк Кейт Рэмси согласилась, что фонетическое сходство между терминами, обозначающими закон, и духами вуду может быть не «простым лингвистическим совпадением», а может отражать сложное взаимодействие африканской и французской колониальных культур на Гаити. [5]

несколько вариантов написания слова lwa Использовалось . Авторы начала 20-го века, посвященные гаитянской религии, такие как Прайс-Марс, обычно писали термин loi . [2] В течение этого столетия такие писатели, как американский антрополог Мелвилл Херсковиц, отдавали предпочтение написанию лоа , [2] хотя в 2008 году историк Джеффри Э. Андерсон писал, что правописание лоа обычно встречается в старых работах по этой теме, поскольку оно вышло из-под контроля писателей-ученых. [6] Написание lwa предпочитали более поздние ученые писатели, в том числе Андерсон, [6] Рэмси, [7] антрополог Карен Маккарти Браун , [8] ученый- религиовед Лесли Деманглс , [9] и латиноамериканские ученые Маргарита Фернандес Олмос и Лизабет Парависини-Геберт . [10]

Теология

[ редактировать ]

Воду учит, что их более тысячи ива. [11] Они считаются посредниками Бондье , верховного божества-творца в Вуду. [12] Демангл утверждал, что, изучая различные лва, практикующие приходят к пониманию различных аспектов Бондье. [11] Подобно тому, как водуисты часто отождествляют Бондье с христианским Богом, Ива иногда приравнивают к ангелам христианской космологии. [13] Ива также известны как тайны , ангелы , святые и невидимые . [14]

Ива могут предложить людям помощь, защиту и совет в обмен на ритуальное служение. [15] Считается, что они обладают мудростью, полезной для людей. [16] хотя они не рассматриваются как моральные образцы, которым должны подражать практикующие врачи. [8] Каждый Ива имеет свою индивидуальность, [14] и связан с определенными цветами, [17] дни недели, [18] и объекты. [14] Ива могут быть как лояльными, так и капризными в отношениях со своими преданными; [14] Водуисты верят, что ива легко обидеть, например, если им предлагают еду, которая им не нравится. [19] Считается, что в гневе ива лишают защиты своих преданных или причиняют человеку несчастье, болезнь или безумие. [20]

Вечер Ива барона Самеди

Хотя есть исключения, большинство названий lwa происходят от языков фон и йоруба . [21] К привезенным из Африки тем не менее добавляются новые lwa; [22] Практикующие полагают, что некоторые жрецы и жрицы Вуду после смерти становились Ива или что некоторые талисманы становятся Ива. [23] Водуисты часто называют ива, проживающих в «Гвинее», но это не означает точное географическое местоположение. [24] Также считается, что многие ива живут под водой, на дне моря или в реках. [18] Водуисты верят, что ива общаются с людьми через сны и через владение людьми. [25]

Во время ритуалов ива вызываются с помощью замыслов, известных как веве . [26] Их рисуют на полу церемониального помещения с использованием кукурузной муки, золы, кофейной гущи или яичной скорлупы. [27]

Ива связаны с конкретными римско-католическими святыми. [28] Например, Азака, ива земледелия, связана со святым Исидором- земледельцем. [29] Точно так же, поскольку его понимают как «ключ» к духовному миру, Папа Легба обычно ассоциируется со Святым Петром , который визуально изображается держащим ключи в традиционных римско-католических образах. [30] Ива любви и роскоши, Эзили Фреда, связана с Матерью Скорби . [31] Дамбаллу, который является змеем, часто отождествляют со Святым Патриком , которого традиционно изображают в сцене со змеями; альтернативно его часто связывают с Моисеем . [32] Мараса, или священные близнецы, обычно приравниваются к святым-близнецам Космосу и Дамиану . [33]

Крест на кладбище в Порт-о-Пренсе, Гаити; это символизирует Ива Барона Самеди . [34]

В гаитянском воде ива делятся на нанчон или «нации». [35] Эта классификационная система основана на том, как порабощенные западноафриканцы были разделены на «нации» по прибытии на Гаити, обычно на основе их африканского порта отправления, а не их этнокультурной идентичности. [14] Тем не менее нанчоны не являются группировками, основанными на географическом происхождении конкретных ива. [36] Термин фанми (семья) иногда используется как синоним слова «нация» или, альтернативно, как подразделение последней категории. [37] Часто утверждается, что нанчонов 17, хотя немногие гаитяне могут назвать их все. [38] Считается, что каждый из них имеет свой характерный этос. [38]

Среди наиболее известных нанчон — Вангол, Гинен, Конго, Наго (или Анаго), Ибо, Рада и Петво. [38] Из них Рада и Петво являются самыми крупными и доминирующими. [39] Рада получила свое название от Арады , города в королевстве Дагомея в Западной Африке. [40] Рада ива обычно называют dous или doux , что означает, что они обладают мягким характером. [41] Петво лва, наоборот, рассматриваются как лва чауд ( lwa cho ), что указывает на то, что они могут быть сильными или жестокими и связаны с огнем; [41] их обычно считают социально трансгрессивными и подрывными. [42] Раду считают «крутой»; Petwo lwa означает «горячий». [43] Рада Ива обычно считается праведными, тогда как их коллеги Петво считаются более неоднозначными с моральной точки зрения, связанными с такими вопросами, как деньги. [44] В то же время Рада Ива считается менее эффективной и могущественной, чем Рада Ива, чем нация Петво. [44] Петво-льва происходят из разных слоев общества, включая креольское, конго и дагомейское. [45]

В различных случаях определенные Ива могут быть поглощены из одного нанчона в другой; различные Конго и Ибо Ива были включены в Петво Нанчон. [38] Многие ива существуют andezo или en deux eaux , что означает, что они находятся «в двух водах» и подаются как в ритуалах Рады, так и в ритуалах Петво. [41] Считается, что различные лва имеют прямые аналоги в разных нанчонах; например, в некоторых Радах есть аналоги Петво, имена которых носят такие эпитеты, как Флангбо (огонь), Дже-Руж (Красный глаз) или Зареньен (паук). [46] Одним из примеров является Рада Ива Эзили , который связан с любовью, но у которого есть параллель Петво, известная как Эзили Дже-Руж, который считается опасным и склонным причинять вред. [46] Другой - Рада Ива Легба , который управляет человеческой судьбой, и которому в пантеоне Петво соответствует Кафу Легба, обманщик, который вызывает несчастные случаи, которые меняют судьбу человека. [46]

Семья Геде (также Геде или Гуеде ) из Ива связана с царством мертвых. [47] Глава семьи — барон Самеди («Барон Суббота»). [48] Его супруга — Гранд Бриджит ; [49] она имеет власть над кладбищами и считается матерью многих других геде. [50] Считается, что когда геде прибыли на церемонию вуду, их обычно встречают с радостью, потому что они приносят веселье. [47] Те, кто был одержим Геде на этих церемониях, известны своими намеками сексуального характера; [51] Символ Геде — эрегированный пенис. [52] в то время как связанный с ними танец банда включает в себя толчки в сексуальном стиле. [53]

Подношения и жертвоприношения животных

[ редактировать ]
Большой расшитый блестками «драпо» или флаг Вуду художника Джорджа Валриса, изображающий веву Ива Локо Атисона .

Кормление Ива имеет большое значение в Вуду. [54] с обрядами, часто называемыми яслями-льва («кормление ива»). [55] Предложение еды и питья ива — наиболее распространенный ритуал в религии, проводимый как коллективно, так и дома. [54] Унган (жрица) также организуют ежегодный праздник для своей паствы , (жрец) или манбо на котором будут приноситься в жертву животные различным ива. [56] Выбор предлагаемой еды и напитков варьируется в зависимости от рассматриваемого lwa, при этом считается, что разные lwa отдают предпочтение разным продуктам питания. [57] Дамбалле, например, необходимы белые продукты, особенно яйца. [58] Продукты, предлагаемые Легбе, будь то мясо, клубни или овощи, нужно готовить на огне. [54] Ива народов огу и наго предпочитают сырой ром или клерин . в качестве подношения [54]

Mange sèc (сухая мука) — это подношение зерна, фруктов и овощей, которое часто предшествует простой церемонии; он получил свое название из-за отсутствия крови. [59] Для жертвоприношений используются куры, козы и быки, а в качестве петво лва часто отдают предпочтение свиньям. [55] Животное можно вымыть, одеть в цвет конкретного ива и пометить едой или водой. [60] Часто животному перерезают горло, а кровь собирают в калебас. [61] Цыплят часто убивают, отрывая им головы; их конечности могут быть сломаны заранее. [62] Органы извлекают и помещают на алтарь или веве. [62] Мясо готовят и кладут на жертвенник, а затем часто хоронят. [61] Майя Дерен писала: «Целью и акцентом жертвоприношения является не смерть животного, а переливание его жизни в Ива; поскольку понимание состоит в том, что плоть и кровь представляют собой сущность жизни и силы, и они восстановят божественную энергию бога». [63] Поскольку считается, что Агве обитает в море, посвященные ему ритуалы часто проводятся возле большого водоема, такого как озеро, река или море. [64] Его преданные иногда подплывают к Труа-Иле , барабанят и поют, где бросают за борт белую овцу в качестве жертвы ему. [65]

Еду обычно предлагают, когда она прохладная; он остается там некоторое время, прежде чем люди смогут его съесть. [66] Еду часто помещают в ки , миску из раковин калебаса. [66] После выбора еда помещается в специальные тыквы, известные как assiettes de Guinée , которые располагаются на алтаре. [56] Подношения, не употребленные празднующими, часто закапывают или оставляют на перекрестке. [67] Возлияния можно было выливать в землю. [56] Водуисты верят, что ива затем поглощают суть еды. [56] Некоторые продукты также предлагаются с верой в то, что они по своей сути полезны, например жареная кукуруза, арахис и маниока. Иногда ими посыпают животных, которых собираются принести в жертву, или складывают их на узоры веве на полу перистила . [56]

Владение

[ редактировать ]
Барабанщик на церемонии Vodou в Бруклине , Нью-Йорк, начало 1980-х годов.

Одержимость Ива составляет важный элемент Вуду. [68] Это сердце многих ритуалов; [8] обычно они происходят в храме, называемом унфо , [69] особенно в комнате, называемой перистиль или перистиль . [70]

Одержимого человека называют чвал или чуал (лошадь); [71] акт владения называется «садкой на лошадь». [72] Воду учит, что Ива может владеть человеком независимо от пола; И мужская, и женская Ива могут обладать как мужчинами, так и женщинами. [73] Хотя на этих церемониях часто присутствуют дети, [74] ими редко владеют, поскольку это считается слишком опасным. [75] Хотя определенные используемые барабаны и песни предназначены для того, чтобы побудить конкретного Ива овладеть кем-то, иногда вместо этого появляется неожиданный Ива и овладевает им. [76] В некоторых случаях последовательность lwa обладает одним и тем же человеком, один за другим. [77]

Транс одержимости известен как кризис де lwa . [78] Водуисты верят, что во время этого процесса ива входит в голову чвала и вытесняет его гво бон андж , [79] которая является одной из двух половин души человека. [80] Считается, что это смещение заставляет чвала дрожать и конвульсировать; [81] Майя Дерен описала выражение «муки, испытаний и слепого ужаса» на лицах одержимых. [82] Поскольку во время одержимости их сознание было удалено из головы, вудуисты полагают, что чвал не будет помнить, что произошло во время инцидента. [83] Продолжительность одержимости варьируется: часто она длится несколько часов, а иногда и несколько дней. [84] Это может закончиться тем, что чвал потеряет сознание в полубессознательном состоянии; [85] они обычно остаются физически истощенными. [82] Некоторые люди, посещающие танцы, наносят определенный предмет, часто воск, на волосы или головной убор, чтобы предотвратить владение им. [86]

Как только ива овладевает человеком, прихожане приветствуют его песнями и танцами. [82] Чвал обычно кланяется исполняющему обязанности священнику или жрице и простирается ниц перед пото митан , центральной колонной храма. [87] Чвалов часто сопровождают в соседнюю комнату, где их одевают в одежду, связанную с обладателем Ива. Альтернативно, одежду выносят и одевают в сам перистиль. [73] После того, как чвал оделся, прихожане целуют пол перед ними. [73] Эти костюмы и реквизит помогают чвалу выглядеть как ива. [88] Многие унфо имеют под рукой большой деревянный фаллос, которым пользуются те, кто одержим Геде Ива, во время своих танцев. [89]

Церемония вуду проходит в унфо в Жакмеле , Гаити.

Хвал принимает поведение и выражения обладающего Ива; [90] их выступление может быть очень театральным. [76] Например, те, кто считает себя одержимым змеем Дамбаллой, часто скользят по полу, высовывают язык и взбираются на столбы перистила. [91] Одержимые Закой, львами сельского хозяйства, одеваются как крестьяне в соломенной шляпе с глиняной трубкой и часто говорят с деревенским акцентом. [92] Часто к танцам присоединяются чвалы, танцуя со всеми, с кем пожелают. [82] или иногда есть и пить. [88] Иногда ива через чвал участвует в финансовых операциях с членами общины, например, продавая им еду, подаренную в качестве подношения, или одалживая им деньги. [93]

Владение облегчает прямое общение между Ива и его последователями; [82] через чвал ива общаются со своими преданными, предлагая советы, наказания, благословения, предупреждения о будущем и исцеление. [94] Одержимость Лва имеет целебную функцию: ожидается, что одержимый покажет возможные лекарства от недугов собравшихся. [82] Считается, что одежда, к которой прикасается чвал, приносит удачу. [95] Ива также могут давать советы человеку, которым они владеют; поскольку считается, что последний не сохраняет никаких воспоминаний о событиях, ожидается, что другие члены общины передадут послание ИВА. [95] В некоторых случаях практикующие сообщали, что подвергались одержимости и в другие моменты обычной жизни, например, когда кто-то находился посреди рынка, [96] или когда они спят. [97]

В последние десятилетия 20-го века предпринимались попытки возродить луизианское вуду , часто при этом люди во многом опирались на гаитянское вуду и кубинскую сантерию. [98] Среди тех, кто использовал как Vodou lwa, так и Santería oricha для создания нового Вуду, была афроамериканка Мириам Чамани , которая основала Духовный Храм Вуду во французском квартале Нового Орлеана в 1990 году. [99] Другой инициатор Гаитянского Вуду, американка украинско-еврейского происхождения Салли Энн Глассман , основала альтернативную группу La Source Ancienne в городском районе Байуотер. [100] Еще один инициатор гаитянского вуду, креолка из Луизианы Ава Кей Джонс, также начала пропагандировать разновидность луизианского вуду. [101]

Водуисанты иногда отмечают, что существует более тысячи ива, большинство из которых неизвестны людям. [11] Из них зафиксированы имена как минимум 232 человек. [102] Большое количество лв, найденных в Воду, контрастирует с кубинской религией Сантерия , где только 15 орича (духов) получили известность среди ее последователей. [102]

В культуре

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Некоторые источники используют написание «Вуду», чтобы отличить гаитянскую практику от практики Луизианы, которую они называют «Вуду» . [1]
  1. ^ Лонг 2002 , с. 87; Фандрич 2007 , с. 775.
  2. ^ Jump up to: а б с д Рэмси 2011 , с. 19.
  3. ^ Андерсон, Джеффри (2015). Энциклопедия вуду: магия, ритуалы и религия . АВС-КЛИО. п. 166. ИСБН  9781610692090 .
  4. ^ Кондон, Нэнси; Муфвене, Саликоко (1993). Африканскизмы в афроамериканских языковых вариантах . Издательство Университета Джорджии. п. 148. ИСБН  9780820314655 .
  5. ^ Jump up to: а б Рэмси, 2011 , стр. 18–19.
  6. ^ Jump up to: а б Андерсон 2008 , с. 135.
  7. ^ Рэмси 2011 , с. 7.
  8. ^ Jump up to: а б с Браун 1991 , с. 6.
  9. ^ Демангл 1992 , с. 99.
  10. ^ Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , стр. 2.
  11. ^ Jump up to: а б с Деманглс 1992 , с. 98.
  12. ^ Браун 1991 , с. 4; Мишель 1996 , с. 288; Рэмси 2011 , с. 7.
  13. ^ Браун 1991 , с. 111.
  14. ^ Jump up to: а б с д и Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 120.
  15. ^ Метралс 1972 , стр. 107-111. 95, 96; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 117.
  16. ^ Демангл 1992 , с. 81.
  17. ^ Метралс 1972 , с. 92; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 120.
  18. ^ Jump up to: а б Метро 1972 , с. 92.
  19. ^ Метро 1972 , с. 97.
  20. ^ Метро 1972 , с. 99.
  21. ^ Метро 1972 , с. 28.
  22. ^ Метро 1972 , с. 84.
  23. ^ Метро 1972 , стр. 84–85.
  24. ^ Метро 1972 , с. 91.
  25. ^ Метро 1972 , стр. 66, 120.
  26. ^ Метро 1972 , с. 165.
  27. ^ Метралс 1972 , с. 163; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 142.
  28. ^ Рэмси 2011 , с. 8.
  29. ^ Браун 1991 , с. 61; Рэмси 2011 , с. 8.
  30. ^ Метро 1972 , с. 101; Деманглс 1992 , с. 11.
  31. ^ Рэмси 2011 , с. 8; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт, 2011 г. , стр. 101-1. 130–131.
  32. ^ Браун 1991 , с. 275; Деманглс 1992 , стр. 10–11; Фернандес Олмос и Парависини-Геберт 2011 , стр. 127–128.
  33. ^ Метралс 1972 , с. 146; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 133.
  34. ^ Браун 1991 , стр. 368–369.
  35. ^ Метро 1972 , с. 87; Браун 1991 , с. 100; Деманглс 1992 , с. 94; Фернандес Олмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 120.
  36. ^ Демангл 1992 , с. 97.
  37. ^ Метро 1972 , с. 87.
  38. ^ Jump up to: а б с д Деманглс 1992 , с. 94.
  39. ^ Метралс 1972 , стр. 107-111. 39, 86; Браун 1991 , с. 100; После 2002 года , с. 238; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 121.
  40. ^ Метро 1972 , с. 39; Деманглс 1992 , с. 95.
  41. ^ Jump up to: а б с Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 125.
  42. ^ Апрель 2002 г. , с. 240.
  43. ^ Апрель 2002 г. , с. 238.
  44. ^ Jump up to: а б Апрель 2002 г. , с. 239.
  45. ^ Апрель 2002 г. , с. 248.
  46. ^ Jump up to: а б с Деманглс 1992 , с. 95.
  47. ^ Jump up to: а б Металлы 1972 , с. 112; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 128.
  48. ^ Браун 1991 , с. 198; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 128.
  49. ^ Браун 1991 , с. 380; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 128.
  50. ^ Метро 1972 , с. 114.
  51. ^ Метро 1972 , с. 113; Браун 1991 , стр. 357–358.
  52. ^ Бисли 2010 , с. 43.
  53. ^ Метро 1972 , с. 113.
  54. ^ Jump up to: а б с д Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 139.
  55. ^ Jump up to: а б Метро 1972 , с. 168.
  56. ^ Jump up to: а б с д и Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 140.
  57. ^ Метралс 1972 , с. 176; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 139.
  58. ^ Метралс 1972 , с. 105; Браун 1991 , с. 274; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 127.
  59. ^ Браун 1991 , с. 190; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 140.
  60. ^ Метро 1972 , с. 169.
  61. ^ Jump up to: а б Метро 1972 , с. 175.
  62. ^ Jump up to: а б Метро 1972 , с. 173.
  63. ^ Дерен 1953 , с. 216.
  64. ^ Метро 1972 , с. 103.
  65. ^ Метралс 1972 , с. 103; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 126.
  66. ^ Jump up to: а б Браун 1991 , с. 49.
  67. ^ Метралс 1972 , с. 177; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 140.
  68. ^ Метралс 1972 , с. 120; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 134.
  69. ^ Рэмси 2011 , с. 17; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 117.
  70. ^ Метралс 1972 , с. 77; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 123.
  71. ^ Метралс 1972 , с. 120; Браун 1991 , с. 61; Рэмси 2011 , с. 9; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт, 2011 г. , стр. 101-1. 117–118.
  72. ^ Метро 1972 , с. 120; Рэмси 2011 , с. 8.
  73. ^ Jump up to: а б с Металлы 1972 , с. 124; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
  74. ^ Браун 1991 , с. 373.
  75. ^ Браун 1991 , с. 252.
  76. ^ Jump up to: а б Метро 1972 , с. 128.
  77. ^ Метро 1972 , с. 129; Браун 1991 , с. 66.
  78. ^ Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , стр. 135.
  79. ^ Метро 1972 , с. 120; Браун 1991 , с. 352; Рэмси 2011 , с. 9.
  80. ^ Метро 1972 , стр. 155–156; Браун 1987 , с. 69; Деманглс 1992 , стр. 66–67; Фернандес Олмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 134.
  81. ^ Метро 1972 , с. 120; Браун 1991 , с. 61.
  82. ^ Jump up to: а б с д и ж Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
  83. ^ Метралс 1972 , с. 122; Рэмси 2011 , с. 9; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
  84. ^ Метро 1972 , с. 123.
  85. ^ Метро 1972 , с. 124.
  86. ^ Метро 1972 , с. 131.
  87. ^ Метралс 1972 , стр. 107-111. 124–125; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
  88. ^ Jump up to: а б Вилкен 2005 , с. 195.
  89. ^ Метралс 1972 , с. 113; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 128.
  90. ^ Метро 1972 , с. 120; Вилкен 2005 , с. 196; Фернандес Олмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
  91. ^ Метралс 1972 , с. 105; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 127.
  92. ^ Метро 1972 , с. 108; Браун 1991 , с. 61.
  93. ^ Метро 1972 , стр. 95–96; Браун 1991 , стр. 62–63, 67.
  94. ^ Метралс 1972 , с. 125; Рэмси 2011 , с. 8–9; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
  95. ^ Jump up to: а б Металлы 1972 , с. 125; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 138.
  96. ^ Метро 1972 , стр. 131, 133–34.
  97. ^ Метро 1972 , с. 144.
  98. ^ Лонг 2002 , стр. 96–97.
  99. ^ Лонг 2002 , с. 97; Фандрич 2007 , с. 778; Крокетт 2018 , с. 167; О'Нил Шмитт и Хартель О'Нил 2019 , с. 36.
  100. ^ Лонг 2002 , с. 97; Фандрич 2007 , с. 778; Крокетт 2018 , с. 167; О'Нил Шмитт и Хартель О'Нил 2019 , стр. 23, 113–115.
  101. ^ Лонг 2002 , с. 97; Крокетт 2018 , с. 167.
  102. ^ Jump up to: а б Андерсон 2008 , с. 36.

Источники

[ редактировать ]
  • Андерсон, Джеффри (2008). Худу, вуду и колдовство: справочник . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN  978-0313342219 .
  • Аптер, Эндрю (2002). «Об африканском происхождении: креолизация и знакомство с гаитянским вуду». Американский этнолог . 29 (2): 233–260. дои : 10.1525/ae.2002.29.2.233 .
  • Бизли, Майрон М. (2010). «Вуду, пенисы и кости: ритуальные представления смерти и эротизма на кладбище и свалке Порт-о-Пренса». Исследование производительности . 15 (1): 41–47. дои : 10.1080/13528165.2010.485762 . S2CID   194097863 .
  • Браун, Карен Маккарти (1987). « Полная уверенность в себе»: Посвящение белой женщины-ученой в гаитянское вуду». Журнал феминистских исследований религии . 3 (1): 67–76. JSTOR   25002057 .
  • Браун, Карен Маккарти (1991). Мама Лола: жрица вуду из Бруклина . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-22475-2 .
  • Крокетт, И'Наса (2018). «Вуду двадцатого века: черная культура, культурная география и значение места». В Деннисе Васкуле; Марк Итон (ред.). Сверхъестественное в обществе, культуре и истории . Филадельфия: Издательство Филадельфийского университета. стр. 152–170. ISBN  978-1439915257 .
  • Дерен, Майя (1953). Джозеф Кэмпбелл (ред.). Божественные всадники: живые боги Гаити . Нью-Йорк: Авангард Пресс.
  • Демангл, Лесли (1992). Лики богов: вуду и католицизм на Гаити . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  978-0807843932 .
  • Фандрич, Ина Дж. (2007). «Влияние йоруба на гаитянское вуду и новоорлеанское вуду». Журнал исследований чернокожих . 37 (5): 775–791. дои : 10.1177/0021934705280410 . JSTOR   40034365 . S2CID   144192532 .
  • Фернандес Олмос, Маргарита; Парависини-Геберт, Элизабет (2011). Креольские религии Карибского бассейна: введение от Воду и Сантерии до Обиа и Эспиритизма (второе изд.). Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  978-0-8147-6228-8 .
  • Лонг, Кэролайн Морроу (2002). «Восприятие новоорлеанского вуду: грех, мошенничество, развлечения и религия». Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 6 (1): 86–101. дои : 10.1525/номер.2002.6.1.86 . JSTOR   10.1525/№2002.6.1.86 .
  • Метро, ​​Альфред (1972) [1959]. Вуду на Гаити . Перевод Хьюго Чартерис. Нью-Йорк: Schocken Books.
  • Мишель, Клодин (1996). «О видимых и невидимых мирах: образовательный характер гаитянского вуду». Сравнительный обзор образования . 40 (3): 280–294. дои : 10.1086/447386 . JSTOR   1189105 . S2CID   144256087 .
  • О'Нил Шмитт, Рори; Хартель О'Нил, Розарий (2019). Новоорлеанское вуду: история культуры . Чарльстон, Южная Каролина: The History Press. ISBN  978-1467137997 .
  • Рэмси, Кейт (2011). Духи и закон: вуду и власть на Гаити . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-70379-4 .
  • Вилкен, Лоис (2005). «Священная музыка и танец гаитянского вуду от храма до сцены и этика представления». Латиноамериканские перспективы . 32 (1): 193–210. дои : 10.1177/0094582X04271880 . JSTOR   30040235 . S2CID   144260390 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 39781e10d1f2227c8112e828f60d8698__1718681220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/98/39781e10d1f2227c8112e828f60d8698.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lwa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)