Айида-Веддо
Айида-Веддо | |
---|---|
Радужный змей | |
![]() Веве Айида-Веддо и Дамбалла всегда изображаются вместе. | |
Почитается в | У воды , Народный католицизм |
Атрибуты | радуга, синий, белый пакет Конго, Уроборос |
Покровительство | плодородие, радуга, ветер, вода, огонь, богатство, гром, змеи |
Айида-Ведо , также известный как Айида , Агида , Айида-Ведо , Айдо Кведо , Айдо Ведо , Аида Ведо и Айдо Хведо — могущественный дух лоа в Вуду , почитаемый в регионах Африки и Карибского бассейна, а именно в Бенине , Суринаме. и Гаити . [ 1 ] Айда-Веддо, известная как « Радужный Змей », — лоа плодородия, радуги, ветра, воды, огня, богатства, [ 2 ] гром, [ 3 ] и змеи. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Наряду с Дамбаллой , Айида-Веддо считается одним из самых древних и значительных лоа. имена Да Айида Хведо , Дан Айида Хведо и Дан Аида Ведо . Во многих источниках она считается женской половиной духа-близнеца Дамбаллы, для обозначения нее также использовались [ 7 ] Считается, что Айида-Веддо существовала до Земли. Она помогала богине-создательнице Маву-Лизе в формировании мира и отвечает за сплочение Земли и небес. Айида-Веддо дарует своим последователям любовь и благополучие, обучая плавности и связи между телом и духом. [ 8 ] [ 4 ]
Семья
[ редактировать ]Айида-Веддо — член семьи Рада , связанный с защитой, доброжелательностью и любовью. лоа [ 9 ] Во многих историях она замужем за Дамбаллой . Как его неразлучная спутница, она делит его с наложницей Эрзули Фредой . [ 10 ] В других случаях она едина с Дамбаллой: единая сущность, разделяющая двойственный дух. Как его женский аспект, вместе они олицетворяют динамизм, жизнь, созидание и переплетенную гармонию мужского и женского пола, земли и неба, тела и духа. [ 2 ] [ 7 ] [ 11 ] [ 4 ] [ 12 ]
Символы и подношения
[ редактировать ]Айида-Веддо символизируется радугой, змеей, молнией и белым пакетом Конго . [ 6 ] В искусстве ее часто изображают в виде змеи, пожирающей собственный хвост . [ 2 ] [ 13 ] В вевесах она неизменно изображается рядом с Дамбаллой как одна из двух танцующих или переплетающихся змей. Белый, как самый чистый цвет, представляет ее на церемониях. Когда Айида-Веддо появляется в ритуале , она надевает белую ткань и украшенный драгоценностями головной убор и воплощает змею, скользя по земле. [ 5 ] [ 14 ] Подходящие ей подношения, соответствующие ее священному цвету, включают белых цыплят, белые яйца, рис, молоко, а также другие белые подношения, украшенные цветами радуги. [ 6 ] [ 8 ] Ее любимое растение – хлопок. [ 15 ]
Форма и функция
[ редактировать ]Народ фон в Бенине верит, что радужная змея Айида-Веддо была слугой Маву-Лизы и существовала до создания Земли. Когда Маву-Лиза создавала мир, змей носил в своей пасти богиню, пока она формировала Землю своими творениями. Когда они прошли по земле, тело радужного змея оставило позади каньоны, реки, долины и горы. [ 16 ] [ 17 ] У радужного змея была двойная личность: красная половина была мужской, а синяя половина — женской. [ 18 ] [ 19 ] Вместе они поддерживали Землю и небеса. Говорят, что женская половина своим телом излучала молнии и радуги по небу и жила среди облаков, деревьев, источников и рек. [ 20 ] По просьбе Маву-Лизы помочь выдержать вес ее творений на Земле, мужская половина радужного змея свернула свое тело под миром, чтобы предотвратить его коллапс. Корчась от напряжения под тяжестью мира, змей вызывает землетрясения на земле. [ 18 ] [ 13 ] [ 21 ] Говорят, что когда у него закончится железо, утоляющее его голод, змей сожрет его хвост, в результате чего тяжелая Земля погрузится в пропасть. В некоторых историях Айида-Веддо спускается с небес вместе с Аданху и Йевой , первыми людьми, созданными Маву. [ 22 ]
«Вначале существовал огромный змей, тело которого образовало семь тысяч витков под землей, защищая его от падения в бездонное море. Затем титанический змей начал двигаться и поднимать свою массивную форму из земли, чтобы окутать небо. Он рассеял звезды на небесном своде и спустил свою научную плоть с гор, чтобы создать русла рек. Он посылал молнии на землю, чтобы создать священные громовые камни, из своего самого глубокого ядра он выпустил священные воды , чтобы наполнить землю жизнью. Прошли первые дожди, небо осветилось радугой, и Данбала взял ее, Айиду Ведо, в жены. Духовный нектар, который они создали, воспроизводится во всех мужчинах и женщинах в виде молока и семени. Змей и радуга научили человечество связи между кровью и кровью. жизнь, между менструацией и рождением, и высшее таинство Вуду – кровавое жертвоприношение». [ 20 ]
Говорят, что на Гаити Айида-Веддо пересекла океан со своим мужем Дамбаллой, чтобы перенести древние знания и традиции Вуду из Африки в Карибский бассейн. Пока Дамбалла скользила под океаном, Айида-Веддо летала по небу в форме радуги, пока два лоа не воссоединились на Гаити, принеся Воду в Америку. [ 23 ]
Айида-Веддо синкретизируется в гаитянском вуду с католической фигурой Богоматери Непорочного Зачатия из-за ее ассоциации со змеями и радужными херувимами. [ 15 ] [ 24 ] Дни служения Айиды-Веддо приходятся на понедельник и вторник, а 8 декабря ее чествуют праздниками за ее благословение. [ 23 ] Через молитву и ритуалы она дарует своим преданным мир, любовь, процветание, радость и понимание. [ 25 ] [ 8 ]
В западноафриканской мифологии Айида-Веддо часто приравнивается к радужному змею йоруба Ошумаре , с которым она имеет много общего. [ 26 ] [ 16 ] [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тейш, Луиза (1985). Джамбалайя . Харпер СанФранциско. п. 58. ИСБН 978-0-06-250859-1 . OCLC 1261277604 .
- ^ Jump up to: а б с Лаваль, Бабатунде (2008). «Эдживапо» . Африканское искусство . 41 (1): 27. дои : 10.1162/afar.2008.41.1.24 . ISSN 0001-9933 . S2CID 57564389 .
- ^ ван дер Слейс, Маринус Энтони; Ператт, Энтони Л. (2009). «Уроборос как полярное сияние» . Журнал фольклорных исследований . 46 (1): 15. doi : 10.2979/jfr.2009.46.1.3 . ISSN 0737-7037 . S2CID 162226473 .
- ^ Jump up to: а б с Осет, Брэнди (2009). Руководство Богини . Публикации Ллевеллина. п. 2. ISBN 978-0-7387-1551-3 . ОСЛК 286420995 .
- ^ Jump up to: а б Монаган, Патрисия (2014). Энциклопедия богинь и героинь . Новая Всемирная библиотека. п. 43. ИСБН 978-1-60868-218-8 . OCLC 969000530 .
- ^ Jump up to: а б с Овусу, Хейке (2002). Ритуалы Вуду . Стерлинг. п. 43. ИСБН 1-4027-0035-0 . OCLC 52194154 .
- ^ Jump up to: а б Альсид Сен-Лот, Мари-Жозе (2003). Воду, священный театр: африканское наследие на Гаити . Образовательное видение. п. 150. ИСБН 1-58432-177-6 . OCLC 1130907883 .
- ^ Jump up to: а б с Дорси, Лилит (2005). Вуду и афро-карибское язычество . Цитадель Пресс. п. 36. ISBN 0-8065-2714-5 . OCLC 62595057 .
- ^ Энциклопедия вуду: магия, ритуалы и религия . Джеффри Э. Андерсон. АВС-КЛИО. 2015. с. 167. ИСБН 978-1-61069-208-3 . OCLC 900016740 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Гордон, Лия (1985). Книга Вуду . Образовательная серия Бэррона. п. 62. ИСБН 978-0-7641-5249-8 . OCLC 44854654 .
- ^ Коулман, Уилл (2000). Племенной разговор: черная теология, герменевтика и афро-американские способы «рассказа истории» . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 13. ISBN 0-271-01944-1 . OCLC 40631697 .
- ^ Беллегард-Смит, Патрик; Мишель, Клодин (2013). «Данбала/Айда как космическая призма» . Журнал африканских религий . 1 (4): 458–487. дои : 10.5325/jafreli.1.4.0458 . ISSN 2165-5405 . S2CID 142805771 .
- ^ Jump up to: а б Хейзел, Роберт (2019). Змеи, люди и духи, Том первый: Традиционная Восточная Африка в более широком контексте . Издательство Кембриджских ученых. п. 234. ИСБН 978-1-5275-4292-1 . OCLC 1132394622 .
- ^ Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (4 июля 2013 г.). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. п. 141. ИСБН 978-1-135-96397-2 .
- ^ Jump up to: а б Гордон, Лия (1985). Книга Вуду . Образовательная серия Бэррона. стр. 50–51. ISBN 978-0-7641-5249-8 .
- ^ Jump up to: а б Вашингтон, Тереза Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. п. 65. ИСБН 978-0-253-00319-5 . OCLC 646474714 .
- ^ Роуз, Кэрол (2001). Гиганты, монстры и драконы: энциклопедия фольклора, легенд и мифов . WW Нортон и компания. п. 306. ИСБН 0-393-32211-4 . OCLC 48798119 .
- ^ Jump up to: а б Коулман, Уилл (2000). Племенной разговор: черная теология, герменевтика и афро-американские способы «рассказа истории» . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 12. ISBN 0-271-01944-1 . OCLC 40631697 .
- ^ Уилкинсон, Филип (1998). Иллюстрированный словарь мифологии . Дорлинг Киндерсли. п. 114. ИСБН 978-0-7894-3413-5 .
- ^ Jump up to: а б Гордон, Лия (1985). Книга Вуду . Образовательная серия Бэррона. п. 60. ИСБН 0-7641-5249-1 . OCLC 44854654 .
- ^ Роуз, Кэрол (2001). Гиганты, монстры и драконы: Энциклопедия фольклорных легенд и мифов . WW Нортон и компания. п. 9. ISBN 0-393-32211-4 .
- ^ Филип, Нил (2007). Объяснение мифов и легенд . Издательство ДК. стр. 88–89. ISBN 978-0-7566-2871-0 . OCLC 148756966 .
- ^ Jump up to: а б Дорси, Лилит (2005). Вуду и афро-карибское язычество . Цитадель Пресс. п. 55. ИСБН 0-8065-2714-5 .
- ^ Энциклопедия вуду: магия, ритуалы и религия . Джеффри Э. Андерсон. АВС-КЛИО. 2015. с. 70. ИСБН 978-1-61069-208-3 . OCLC 900016740 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Коннер, Рэнди П.; Спаркс, Дэвид Хэтфилд (2004). Квиринговые креольские духовные традиции: участие лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров в африканских традициях в Америке . Харрингтон Парк Пресс. п. 57. ИСБН 1-56023-350-8 .
- ^ Хейзел, Роберт (2019). Змеи, люди и духи, Том первый: Традиционная Восточная Африка в более широком контексте . Ньюкасл-апон-Тайн. п. 238. ИСБН 978-1-5275-4292-1 . OCLC 1132394622 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Роуз, Кэрол (2001). Гиганты, монстры и драконы: энциклопедия фольклора, легенд и мифов . WW Нортон и компания. п. 282. ИСБН 0-393-32211-4 . OCLC 48798119 .