Земля


Беременность [ или полу (Тайно: полу полу]) [2] был божеством или духом предков, а также скульптурным объектом, вмещающим этот дух, среди народа таино в Карибском бассейне . [3] Цемино или Земино — слово во множественном числе, обозначающее духов.
Теология
[ редактировать ]Религия таино, записанная испанцами конца 15-го и 16-го веков , была сосредоточена на верховном боге-творце и богине плодородия. Бог-творец — Юкаху Маорокоти , и он управляет ростом основного продукта питания — маниоки . Богиня — Аттабейра , управляющая водой, реками и морями. Меньшие божества управляют силами природы и также являются земисами. [3] Бойнаэль, Даритель Дождя, — один из таких земи, чьи волшебные слезы превращаются в дождь. [1] Духи предков, а также земисы, пользовались большим почетом, особенно духи касиков или вождей. Кости или черепа могли быть включены в скульптурные земисы или урны -реликвии . Останки предков помещали в святилища и преподносили подношения, например, еду. [3]
Лекари могли обращаться к Земису за советом и лечением. [4] Во время этих консультационных церемоний изображения земи могли быть нарисованы или вытатуированы на теле священника, известного как Бохути или Бухуиту . [5] Земисы -реликвии особенно помогали своим потомкам. [6]
Религиозное искусство
[ редактировать ]Скульптурные земисы, или « земисы -амулеты », принимают множество форм. [6] но наиболее характерной формой искусства Таино является трехконечный каменный дзэми. [7] На одной стороне камня могла быть голова человека или животного, а на противоположной стороне - сгорбленные ноги. Их иногда называют «лягушачьими лапками» из-за их расположения. Часто изображается свирепый лик бога-творца. Очень маленькие керамические трехконечные земисы были обнаружены археологами на Малых Антильских островах , а также в Колумбии и Венесуэле и датируются 200 годом до нашей эры. [8] Небольшие амулеты-земисы воины носили на лбу для защиты в бою. [6]
Земи изготавливаются из самых разных материалов, включая кость, глину, дерево, ракушки, песчаник и камень. [1] Они обитают на Кубе , в Доминиканской Республике , Гаити , Ямайке , Пуэрто-Рико и других островах Карибского бассейна. Некоторые довольно крупные, до 100 см в высоту. Некоторые из них представляют собой изображения птиц, змей, аллигаторов и других животных. [4] но большинство из них — человеческие изображения. Изображены даже человеческие фигуры-близнецы. [9]
Деревянные земисы сохранились в относительно сухих пещерах. Считается, что люди таино прятали свои церемониальные предметы в пещерах, подальше от испанцев, или уничтожали их, чтобы они не попали в руки испанцев. [10]
Земис из бисера
[ редактировать ]Два из наиболее сложных сохранившихся земисов хранятся в европейских музеях. Один — пояс с земи с Больших Антильских островов . Ремень датируется примерно 1530 годом и изготовлен из хлопка, белых и красных раковин улиток, черных семян, жемчуга, стекла и обсидиана . Он хранится в Музее Фёлькеркунде в Вене . [11]
Второй хранится в Национальном музее первобытной истории и этнографии Пигорини в Риме . До 1952 года его ошибочно называли африканским фетишем , но ученые подтвердили, что это таино начала 16 века и в нем присутствуют элементы карибского, европейского и африканского художественного влияния. [11]
Галерея
[ редактировать ]- Трехконечный камень, находившийся в частной коллекции г-на Юнганниса из Баямона в конце 19 века. [12]
- Трехконечная скульптура с резным лицом ок. 1000–1494 гг. н.э.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Фигура божества (Земи) Доминиканская Республика; Таино (1979.206.380)». Архивировано 5 декабря 2009 года в Wayback Machine в Хайльбрунне. Хронология истории искусств. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000 г., октябрь 2006 г.; получено 22 сентября 2009 г.
- ^ Джулиан Грэнберри и Гэри С. Весцелиус. 2004. Языки доколумбовых Антильских островов. Таскалуса: Издательство Университета Алабамы, стр. 111.
- ^ Jump up to: а б с Берхт и др., 23 года
- ^ Jump up to: а б Корбетт, Боб. Мифы, связанные с араваками и таино. Кубинское наследие. (получено 19 сентября 2009 г.)
- ^ Джойс, 195
- ^ Jump up to: а б с Джойс, 193 года
- ^ «ТАИНОС: ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО» . Иссуу (на испанском языке). 15 мая 1912 года . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Берхт и др., 24.
- ^ Берхт, 8, 14, 18, 55, 92 и 123.
- ^ Берхт и др., 30
- ^ Jump up to: а б Берхт и др., 159.
- ^ «Ежегодный отчет Бюро американской этнологии секретарю Смитсоновского института: Бюро американской этнологии» . Интернет-архив . 1895. с. 118 . Проверено 12 октября 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Берхт, Фатима, Эстреллита Бродски, Джон Алан Фармер и Дайси Тейлор. Таино: доколумбовое искусство и культура Карибского бассейна. Нью-Йорк: Monacelli Press, 1997. ISBN 1-885254-82-2 .
- Джойс, Томас Атол. Археология Центральной Америки и Вест-Индии: введение в археологию Никарагуа, Коста-Рики, Панамы и Вест-Индии. Нью-Йорк: Сыновья Г. П. Патнэма, 1916 г. (получено через Google Книги, 19 сентября 2009 г.).