Касик

Касик ( , иногда пишется касик как Латиноамериканский испанский: [kasike] ; Португальский: [kɐˈsikɨ, касики] ; женская форма: cacica ), вождь племени таино , которые были коренными жителями Багамских островов , Больших Антильских островов и северных Малых Антильских островов во время контактов европейцев с этими местами. Этот термин испанской транслитерацией слова таино является kasike .
Cacique первоначально переводилось как «король». [1] или «принц» [2] [3] для испанцев. В колониальную эпоху конкистадоры и последовавшие за ними администраторы использовали это слово в общем для обозначения любого лидера практически любой коренной группы, с которой они столкнулись в Западном полушарии . В латиноамериканских и португалоязычных странах этот термин также стал означать политического босса , похожего на каудильо , осуществляющего власть в системе касикизма . [4]
Испанские касики колониальной эпохи
[ редактировать ]Слово таино kasike kassiquan происходит от слова таино , что означает «держать дом». [5] В 1555 году это слово впервые вошло в английский язык и определялось как «принц». [6] В культуре таино ранг касаке был наследственным. [7] и иногда устанавливаются демократическими средствами. Поскольку таино были в основном миролюбивой культурой, важность касаке в племени определялась размером его клана, а не его навыками ведения войны. таино Касике также пользовались рядом привилегий, которые отмечали их как элитный класс общества таино: они жили в более крупной прямоугольной хижине в центре деревни, а не в круглых хижинах на периферии, как у других жителей деревни, и у них были зарезервированные места, из которых можно было выходить. Посмотрите areítos (церемониальные танцы) и церемониальную игру с мячом . [8] Самое главное, что слово касике было законом, и они использовали эту власть, чтобы контролировать сложное правительство, тонко вовлеченное во все аспекты социального существования. [9]

Испанцы транслитерировали kasike и использовали термин (cacique) для обозначения местного лидера практически любой коренной группы в Испанской Америке . [10] Карибские касики, которые изначально не выступали против испанцев, стали посредниками, служа связующим звеном между своими общинами и испанцами. Их сотрудничество часто было временным. Большинство первых касиков в конечном итоге восстали, что привело к их гибели в бою или казни. [11] Двумя наиболее известными из этих касиков ранней колониальной эпохи являются Хатуэй с территории нынешней Кубы и Энрикильо на острове Эспаньола. [12] Оба теперь являются национальными героями Кубы и Доминиканской Республики.
Испанцы добились большего успеха, когда набрали лидеров гораздо более иерархически организованных коренных цивилизаций Центральной Мексики. Эти касики из Центральной Мексики служили более эффективными и лояльными посредниками в новой системе колониального правления. Иерархия и номенклатура лидеров коренных народов обычно сохранялись внутри данной общины, а назначение касиков испанцами обычно не соответствовало наследственному или вероятному кандидату от данной системы руководства коренного населения.
Как следствие, элитные представители коренных народов, готовые сотрудничать с колониальными правителями, заменили своих соперников, которые имели лучшие наследственные или традиционные претензии на лидерство. [13] Испанцы признали коренную знать дворянством европейского типа в рамках недавно созданной колониальной системы, и статус касика среди колонизаторов (наряду со статусом его семьи) был подкреплен тем, что им было разрешено носить испанские дворянские почетные знаки дон и донья .
Будучи колониальными посредниками, касики часто были первыми, кто знакомил свои общины с европейской материальной культурой. Это видно по домам в испанском стиле, которые они построили, испанской мебели, которая их наполняла, и европейской моде, которую они носили повсюду. [14] Они занимались испанскими коммерческими предприятиями, такими как разведение овец и крупного рогатого скота и шелководство . Многие даже использовали порабощенных африканцев для управления этими предприятиями. Касики также получили новые привилегии, неизвестные до контакта. К ним относилось право носить мечи или огнестрельное оружие, а также ездить на лошадях или мулах. [15] Некоторые касики имели поместья, называемые касиказго . Записи о многих из этих мексиканских поместий хранятся в мексиканских национальных архивах в разделе Vínculos («следы»). [16] [17] [18] Установление городского управления в испанском стиле ( кабильдо ) послужило механизмом замены традиционного правления. Манипулирование в Испании кабильдо выборами [19] поместил послушных представителей традиционных наследственных родов в такие кабильдо . городские советы [20]
К концу колониальной эпохи в центральной Мексике термин касик потерял какое-либо династическое значение, при этом один ученый отметил, что «статус касика мог в некоторой степени поддержать престиж семьи, но сам по себе он больше не мог рассматриваться как ранг крупной власти». ." [21] В петиции 1769 года семьи касиков к вице-королю Новой Испании с призывом к восстановлению ее привилегий были перечислены следующие ожидания: «что касик должен сидеть отдельно от простолюдинов на общественных мероприятиях; он был освобожден от службы в городское управление было освобождено от дани и других повинностей; он был освобожден от воскресного богослужения и от платы его слугам за общественный труд , он был освобожден от заключения за долги, а его имущество от конфискации; заключены в тюрьму за тяжкие преступления, но не в государственной тюрьме; имена касиков должны были быть внесены в список дворян в официальных реестрах, и «все эти привилегии должны распространяться в равной степени на жен и вдов касиков . » последняя из особых привилегий касиков колониальной эпохи была окончательно отменена. [22]
В отличие от остальной части испанской колониальной Америки, в Андском регионе местному термину курака, предпочтение отдавалось а не касике. После завоевания Империи инков испанцы, управлявшие новым перуанским наместничеством, позволили куракам или касикам сохранять свои дворянские титулы и привилегии местного правления до тех пор, пока они присягали на верность испанскому монарху. [23]
В 1781 году восстание Типака Амару возглавил курака , который утверждал, что является потомком королевской линии инков, линии последнего Инки, Тупака Амару . После обретения независимости в 1825 году Симон Боливар отменил дворянские титулы, но власть и престиж кураков уже пришли в упадок после Великого восстания. [24] Восстания Кураки велись с самого начала испанского колониального правления, и спустя десятилетия после восстания Тупака Амару II в 1781 году другие восстания, такие как восстание Тупака Катари или Матео Пумакавы , часто были первыми крупными сражениями южноамериканских войн за независимость.
Касикас в колониальной Мексике
[ редактировать ]Касикас сыграла значительную роль в качестве женщин-лидеров и предпринимателей в коренных мексиканских общинах. Эти женщины имели титулы независимо, отличные от своих мужей, и не теряли своего статуса, если вступали в брак вне своего ранга. [14] Качикас обладал финансовой проницательностью, участвуя в деловых операциях, таких как сделки с недвижимостью и управляя финансовыми сетями. [25] Они владели ценными активами, включая землю, дома и скот, часто занимая лучшие и наиболее плодородные территории.
Несмотря на свою предпринимательскую направленность, качикас также обладали значительным авторитетом, признанным коренными общинами, испанской короной и католической церковью . Их статус мог конкурировать с высокопоставленными испанскими мужчинами, обладая такими привилегиями, как особое обращение на религиозных церемониях и даже почетные места захоронения. Это признание распространилось за пределы их предков, превзойдя ранг таких известных личностей, как Изабель Моктесума и ее родословная.
Многогранная роль касика подчеркивает их неотъемлемый вклад в мексиканское общество под властью Испании, демонстрируя их способности к экономическому предпринимательству, общественному лидерству и культурному влиянию на коренные общины.

Какикизм и каудиллизм
[ редактировать ]Расширение термина cacique, caciquismo («правление босса») может относиться к политической системе, в которой доминирует власть местных политических боссов , касиков. В период после обретения Мексикой независимости этот термин сохранил свое значение «лидеров коренных народов», но также приобрел более общее значение «местного» или «регионального» лидера. [26] [27] Некоторые ученые проводят различие между caudillos ( политическими авторитарными лидерами ) и их правлением, caudillismo , а также caciques и caciquismo . [28] Один аргентинский интеллектуал, Карлос Октавио Бунге, рассматривал касикизм как результат анархии и политических потрясений, а затем развивающийся в «мирную» форму «цивилизованного касикизма», такую как мексиканский Порфирио Диас (годы правления 1876–1911). [29] Аргентинский писатель Фернандо Н. А. Куэвиллас рассматривает касикисмо как «не более чем особый вид тирана». [30]
В Испании какикизм появился в конце 19 — начале 20 веков . [31] Писатель Рамон Акал Гонсалес считает , что Галисия на северо-западе Испании находилась в состоянии постоянного удушающего роста на протяжении веков в результате касикизма и кумовства. «Галиция до сих пор страдает от этой анахроничной касты касиков». [32] Испанский силач Эль Каудильо Франсиско Франко (1892–1975) родился в Ферроле в Галисии.
На Филиппинах термин «демократия касиков» был придуман Бенедиктом Андерсоном . [33] Его использовали для описания политической системы, в которой во многих частях страны местные лидеры остаются очень сильными, обладая почти полномочиями военачальников. [34] Филиппины были колонией Испании с конца шестнадцатого века до испано-американской войны 1898 года, когда Соединенные Штаты взяли на себя контроль. Впоследствии администрация США провела множество коммерческих, политических и административных реформ. Иногда они были весьма прогрессивными и были направлены на модернизацию правительства и торговли на Филиппинах. Однако местная традиционная филиппинская элита, будучи более образованной и более связанной, чем большая часть местного населения, часто могла воспользоваться изменениями для укрепления своих позиций.
В научной литературе нет единого мнения о происхождении касикизма . Мердо Дж. МакЛауд предполагает, что термины cacique и caudillo «либо требуют дальнейшего изучения, либо, возможно, они стали настолько растянуты из-за разнообразия заключенных в них объяснений и процессов, что стали в некоторой степени пустыми обобщениями». [35]
Таинос
[ редактировать ]
- Агуэйбана (Великое Солнце)
- Агуэйбана II (Отважный)
- Анакаона
- Арасибо
- Брисуэла
- Кагуакс
- Комерио
- Энрикильо
- Гуаканагарикс
- Гуама
- Гуарионекс
- Хабагуанекс
- Хатуэй
- Хайюя
- Опасность
- Хумакао
- Локильо
- Орокобикс
- Урайоан
Известные коренные касики Америки
[ редактировать ]- Агуэйбана I из племени таино Пуэрто-Рико
- Агуэйбана II из таино Пуэрто-Рико
- Акминсак из Муиски Чунсы
- Арарибойя из Темининос Эспириту-Санту
- Арасибо таино Пуэрто-Рико
- Атлакатль Пипила Сальвадора
- Карлос Калуза
- Катакора Акоры и Пуно
- Кагуакс из племени таино Пуэрто-Рико
- Чакао Венесуэлы
- Корреке Уэтара Коста-Рики
- Кунхамбебе из Тупинамба в Сан-Паулу
- Дирианген из Чоротеги в Никарагуа
- Эль Гуарко из Уэтара Коста-Рики
- Эль Кибиан из Нгабе Панамы
- Фелипе Камаран из Потигуары
- Гарабито из Уэтара Коста-Рики
- Гонсало Мазацин Моктесума (Мексика)
- Гуайкайпуро расположен в Текесе и Каракасе.
- Гуама таино Кубы
- Гуайкайпуро , Венесуэла
- Гуарионекс из Таино Эспаньолы
- Хатуэй из таино Эспаньолы
- Идакансас из Муиски Колумбии
- Инакаял из Теуэльче
- Джумакао таино Пуэрто-Рико
- Хуан де Лебу из Молуче, Чили
- Лемпира Льва Гондураса
- Макуильмикистли из Никарагуа Никарагуа
- Мария Теуэльче Патагонская
- Орокобикс таино Пуэрто-Рико
- Сагуаманчика из Муиски Муйкиты
- Сатурива из Тимукуа
- Сепе Тиараджу из миссий гуарани
- Таманако из Маришей и Кирикуиров
- Тибириса из Тупиникимов Сан-Паулу
- Уррака из Нгабе Панамы
- Урипаракокси из центральной Флориды
См. также
[ редактировать ]- Касики в Пуэрто-Рико
- Лидер
- Григорий Святого Иоанна
- Калку
- Бедро
- Маршировать
- Грегор МакГрегор , он утверждал, что был касиком Пояиса, вымышленной страны Центральной Америки.
- Европейская колонизация Америки
- Гуайкайпуро
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ловен, Свен (27 июня 2010 г.). Истоки культуры Тайнаня, Вест-Индия . Издательство Университета Алабамы. п. 503. ИСБН 978-0-8173-5637-8 .
- ^ Бейли, Ричард В. (4 января 2012 г.). Говоря по-американски: история английского языка в Соединенных Штатах . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-991340-4 .
- ^ Буасьер, Пруденс (1862). Аналоговый словарь французского языка: полный репертуар слов по идеям и идей по словам (на французском языке). Ларусс.
- ^ Роберт Керн, Касики: олигархическая политика и система касикизма в португальско-латиноамериканском мире . Альбукерке, Издательство Университета Нью-Мексико [1973]
- ^ Катастрофа современности: трагедия и нация в латиноамериканской литературе . Издательство Бакнеллского университета. 2004. С. 136–. ISBN 978-0-8387-5561-7 . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Бейли, Ричард В. (4 января 2012 г.). Говоря по-американски: история английского языка в Соединенных Штатах . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-991340-4 .
- ^ Ловен, Свен (27 июня 2010 г.). Истоки культуры Тайнаня, Вест-Индия . Издательство Университета Алабамы. п. 503. ИСБН 978-0-8173-5637-8 .
- ^ «Культура индейцев таино» . Topuertorico.org . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ Ловен, Свен (27 июня 2010 г.). Истоки культуры Тайнаня, Вест-Индия . Издательство Университета Алабамы. п. 503. ИСБН 978-0-8173-5637-8 .
- ^ Мердо Дж. Маклауд, «Cacique, Caciquismo» в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры . Том. 1, с. 505. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1996.
- ^ Маклауд, «Вождества, Вождества», с. 505.
- ^ Ида Альтман , «Восстание Энрикильо и историография ранней испанской Америки», The Americas vol. 63(4)2007, 587-614.
- ^ Чарльз Гибсон , Ацтеки под властью Испании: История индейцев долины Мексики, 1519-1810 гг. , Стэнфорд: Stanford University Press, 1964, стр. 36.
- ^ Jump up to: а б Шредер, Сьюзен, изд. (1997). Индийские женщины ранней Мексики . Норман, Оклахома: Univ. Оклахома Пресс. ISBN 978-0-8061-2970-9 .
- ^ Хорн, Ребекка. «Касики». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Том 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195108156 , 9780195188431
- ^ Гильермо С. Фернандес де Рекас, Cacicazgos y Nobiliario Indígena de la Nueva España , Мексика: Национальная библиотека Мексики, 1961.
- ^ С. Л. Клайн, « Касиказго в семнадцатом веке: случай Сочимилько» в книге « Земля и политика в долине Мексики: перспектива на две тысячи лет» . Эд. HR Харви. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1991.
- ^ Гвидо Мюнх, Вождество Сан-Хуан-Теотиуакан во время колонии, 1521-1821 гг . Мехико: SEP, Национальный институт антропологии и истории, Высший исследовательский центр, 1976.
- ^ Роберт Хаскетт, Коренные правители: этноистория городского самоуправления в колониальной Куэрнаваке . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1991.
- ^ Маклауд, «Касик, Касикизмо», с. 505.
- ^ Гибсон, Ацтеки под властью Испании , стр. 163.
- ^ Гибсон, «Ацтеки под властью Испании», стр. 164-65.
- ^ Андагоя, Пасха. «Рассказ о Пасхе Андагои » Рассказ о делах Педрариаса Давилы Общество Хаклюйт . Проверено 21 июня 2019 г. - из Wikisource.
- ^ Сесилия Мендес, Плебейская республика: восстание Уанта и создание перуанского государства . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2005, стр. 102–05.
- ^ Мелтон-Вильянуэва, Мириам (апрель 2018 г.). «Качикас, Эскрибанос и землевладельцы: поздние колониальные мексиканские тексты женщин коренных народов, 1703–1832». Этноистория . 65 : 297–322.
- ^ Джон Линч , Каудильо в Испанской Америке: 1800-1850 . Оксфорд: Clarendon Press 1992, стр.6.
- ^ Марк Вассерман, Капиталисты, касики и революция: местная элита и иностранные предприятия в Чиуауа, Мексика, 1854-1911 гг . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 1984.
- ^ Фернандо Диас Диас, Caudillos y caciques: Антонио Лопес де Санта-Анна и Хуан Альварес . Мексика, 1972, 3–5.
- ^ Карлос Октавио Бунге, «Касикизм в нашей Америке» (1918), в Хью М. Хэмилле, изд. Каудильос: Диктаторы в Испанской Америке . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1992, с. 172.
- ^ Фернандо Н. А. Куэвилляс, «Дело Каудильохе и Хуана Перона» в книге Хью М. Хэмилла, изд. Каудильос , с. 287.
- ^ Варела Ортега, Хосе (2001). Сила влияния: География касикизма в Испании: (1875–1923) . Центр политических и конституционных исследований. ISBN 978-84-259-1152-1 .
- ^ Рамон Акал Гонсалес, Полное собрание сочинений II , 1977, стр. 111.
- ^ Бенедикт Андерсон, « Демократия касика на Филиппинах: истоки и мечты », New Left Review , I (169), май – июнь 1988 г.
- ^ Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон, Cacique Democracy'
- ^ Маклауд, «Касик, Касикизмо», с. 506
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аберкромби, Томас А. «Дань дурной совести: благотворительность, реституция и наследование в завещаниях Касика и Энкомендеро Чаркас шестнадцатого века» в книге « Мертвые раздачи: завещания коренных народов колониальной Мезоамерики и Анд» , Сьюзан Келлогг и Мэтью Рестолл , ред. Солт-Лейк-Сити: Университет Юты Press, 1998, стр. 249–289.
- Андерсон, Бенедикт. «Демократия касиков на Филиппинах: истоки и мечты», New Left Review , I (169), май – июнь 1988 г.
- Бартра, Роджер и др., Касикизмо и политическая власть в сельской Мексике . 8-е изд. Мексика: Siglo Veintiuno Editores, 1986.
- Касикизмо в Мексике двадцатого века . Лондон: Институт изучения Америки, 2005.
- Шанс, Джон К. (1996) «Касики Текали: класс и этническая идентичность в позднеколониальной Мексике». Историческое обозрение латиноамериканцев 76 (3): 475-502.
- Ченс, Джон К. (1998) «Асиенда Сантьяго в Текали, Пуэбла: колониальное вождество науа, 1520–1750». История Мексики 47 (4): 689-734.
- Клайн, С.Л. «Касиказго в семнадцатом веке: случай Сочимилько» в книге « Земля и политика в Мексике» , HR Harvey, University of New Mexico Press, 1991, стр. 265–274.
- Коста-и-Мартинес, Хоакин, олигархия и какикизм: как нынешняя форма правления в Испании, срочность и способы ее изменения . Сарагоса: редакция Гуара, 1982.
- Коста-и-Мартинес, Хоакин, Олигархия и касикиизм: аграрный коллективизм и другие сочинения (антология). Мадрид: Редакция Alianza, 1967 г.
- де ла Пенья, Гильермо. «Местная власть, региональная власть: социально-антропологические перспективы». В кн. Местная власть: региональная власть / Под ред. Хорхе Падуа и Ален Ваннеф. Мехико: Colegio de México-CEMCA, 1986 г.
- Диас Рементерия, Карлос Х. Вождь вице-королевства Перу: историко-правовое исследование . Севилья: Севильский университет, 1977.
- Датт, Раджевари. Майя касики на раннем национальном Юкатане . Норман: Университет Оклахомы Press, 2017.
- Сокол, Романа. Революция и касикизм: Сан-Луис-Потоси, 1910-1938 гг . Мексика, DF: Центр исторических исследований, Колледж Мексики, 1984.
- Фернандес де Рекас, Гильермо С., Вождества и коренная знать Новой Испании . Мексика: 351 стр. Серия: Мексиканский библиографический институт. Публикация 1961 года.
- Форсированные марши солдат и военных касиков в современной Мексике . Тусон: Издательство Университета Аризоны, 2012 г.
- Фридрих, Пауль. «Легитимность касика». В политике местного уровня: социальные и культурные перспективы , под ред. Марк Дж. Шварц. Чикаго: Олдин, 1968.
- Гибсон, Чарльз . «Ацтекская аристократия в колониальной Мексике». Сравнительные исследования общества и истории 2, вып. 2 (1960): 169–196.
- Хирон, Николь. Ираклион Берналь, бандит, вождь или предшественник революции? . Мексика: Национальный институт антропологии и истории, SEP, Департамент исторических исследований, 1976.
- Хейне, Хорхе. Последний касик: лидерство и политика в пуэрториканском городе . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета, 1993.
- Хукстра, Рик. 2010. «Колониальный Качикасго: Мендосы Тепекси-де-ла-Седа семнадцатого века». Европейский обзор исследований Латинской Америки и Карибского бассейна 89:87-106.
- Джозеф, Гилберт М. «Касикизм и революция: Каррильо Пуэрто на Юкатане» в «Каудильо и крестьянин в мексиканской революции» , 1980 г.
- Керн, Роберт, Касики: олигархическая политика и система касикизма в португальско-латиноамериканском мире . Альбукерке, Издательство Университета Нью-Мексико [1973]
- Маклауд, Мердо Дж. , «Cacique, Caciquismo» в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры , том. 1, стр. 505–06. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера 1996.
- Мартинес Асад, Карлос, изд. Государственные деятели, вожди и лидеры . Мехико: UNAM-IIS 1998.
- Мененгус Борнеман, Маргарита и Родольфо Агиерре Сальвадор, ред. Качикасго в Новой Испании. Мексика: УНАМ - Плаза и Вальдес, 2005 г.
- Увенил, Аридж. 1995. «От Тлахтокайотля до Говернадориотля : критическое исследование правления коренных народов в Центральной Мексике XVIII века». Американский этнолог 22 (4): 756-85.
- Рамирес, Сьюзан, «Dueños de Indios»: мысли о последствиях изменения основ власти «Курака-де-лос-Вьехос» под властью испанцев в Перу шестнадцатого века», Hispanic American Historical Review 67, no. 4 (1987): 575-610.
- Ронигер, Луис, «Касикиизм и коронелизм: контекстуальные аспекты патронажного брокерства в Мексике и Бразилии». Обзор латиноамериканских исследований, том. 22, № 2 (1987), стр. 71-99.
- Сен, Тьерри. Касики, дань и миграция в южных Андах: индийское общество и колониальный порядок семнадцатого века . Пер. Пол Гарнер. Лондон: Лондонский университет, 1985.
- Салмерон Кастро, Фердинанд. «Касикизмо» в Энциклопедии Мексики , том. 1, стр. 177-179. Чикаго: Фицрой Дирборн.
- Споры, Рональд. «Mixteca cacicas: статус, богатство и политические условия женщин из местной элиты в ранней колониальной Оахаке» в книге « Индийские женщины ранней Мексики» , под ред. Сьюзан Шредер и др. Норман: Университет Оклахомы Press, 1997.
- Тусель, Хавьер, Олигархия и касик в Андалусии (1890-1923) . Барселона: Редакционная Планета, 1976.
- Виллелла, Питер Б. «Чистые и благородные индейцы, незапятнанные низшими идолопоклонническими расами»: коренные элиты и дискурс о чистоте крови в поздней колониальной Мексике». Историческое обозрение латиноамериканцев 91, вып. 4 (2011): 633-663.
- Вассерман, Марк, Капиталисты, касики и революция: местная элита и иностранные предприятия в Чиуауа, Мексика, 1854–1911 гг . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 1984.
- Уилсон, Сэмюэл М. Эспаньола: Карибские вождества в эпоху Колумба . 1990.
- Вуд, Стефани. «Завещания и титулы: конфликт и совпадение интересов касика и сообщества в Центральной Мексике» в книге « Мертвые раздачи: завещания коренных народов колониальной Мезоамерики и Анд» , Сьюзен Келлогг и Мэтью Ресталл , ред. Солт-Лейк-Сити: Университет Юты Press, 1998, стр. 85–111.
- Зейтлин, Джудит Фрэнсис и Лилиан Томас. «Испанское правосудие и индийский касик: разъединительные политические системы в Теуантепеке шестнадцатого века». Этноистория (1992): 285–315.