Тупак Амару II
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на испанском языке . (Январь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Тупак Шакур II | |
---|---|
![]() | |
Сапа Инка Империи Инков | |
Царствование | в. 4 ноября 1780 г. - 18 мая 1781 г. |
Предшественник | Атауальпа (как законный Сапа Инка Империи инков) Пол Инка (как марионетка Сапа Инка Империи инков) Тупак Амару I (как Сапа Инка из государства нео-инков ) Хуан Сантос Атауальпа (как косвенный предшественник) |
Рожденный | Хосе Габриэль Кондорканки Ногера в. 1742 г. [ 3 ] Суримана -Канас, провинция Куско , вице-королевство Перу |
Умер | 18 мая 1781 г. Куско , вице-королевство Перу | ( 43 года
Супруг | Микаэла Бастидас |
Проблема |
|
Хосе Габриэль Кондорканки ( ок. 1742 - 18 мая 1781), также известный как Тупак Амару II , был лидером коренных народов, который возглавил крупное восстание в Андах против испанцев в Перу. [ 4 ] как самопровозглашенный Сапа Инка новой Империи Инков . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Позже он стал мифической фигурой в перуанской борьбе за независимость и движении за права коренных народов , а также источником вдохновения для множества дел в Испанской Америке и за ее пределами.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тупак Амару II родился примерно в [ 3 ] в Суримане , Тунгасуке, в провинции Куско , Мигелю Кондорканки Ускионсе Тупаку Амару, кураке трех городов округа Тинта, и Марии Розе Ногере. 1 мая Тупак Амару II был крещен Сантьяго Хосе Лопесом в церкви в Тунгасуке. До смерти отца Амару II провел детство в долине Вилкамаю; он сопровождал своего отца на общественные мероприятия, такие как храм, рынок и шествия. [ 9 ] Родители Тупака умерли, когда ему было двенадцать лет, и его воспитывали тетя и дядя. Когда ему было 16 лет, он получил иезуитское образование в школе Сан-Франциско де Борха , основанной для обучения сыновей кураков . Иезуиты «внушали ему его социальное положение как будущего курака и человека королевской крови инков». [ 10 ] Когда ему было 22 года, Амару II женился на Микаэле Бастидас . [ 11 ] Вскоре после женитьбы Амару II сменил своего отца на посту кураки , предоставив ему права на землю. Как и его отец, он был одновременно главой нескольких общин кечуа, а также региональным торговцем и погонщиком мулов, унаследовав 350 мулов из поместья своего отца. Его региональная торговля дала ему контакты во многих других общинах коренных народов и доступ к информации об экономических условиях. Его личные контакты и знание региона пригодились во время восстания 1780–1781 годов. [ 12 ]
Он был признан элитным кечуа из семьи курака и получил образование в школе в Куско для сыновей вождей коренных народов. Он говорил на языке кечуа и по-испански, а также выучил латынь у иезуитов. Он был социально мобильным и в Куско имел связи с выдающимися испанскими и испано-американскими (креольскими) жителями. «Высшие классы Лимы видели в нем хорошо образованного индейца». [ 13 ]
Между 1776 и 1780 годами Кондорканки вступил в судебный процесс с семьей Бетанкур по поводу права наследования маркизата Оропеса и проиграл дело. [ 14 ] В 1760 году он женился на Микаэле Бастидас Пуюкауа афро -перуанского происхождения. Амару II унаследовал касикство , или наследственное вождество Тунгасуки и Пампамарки от своего старшего брата, правившего от имени испанского губернатора.
В конце 1770-х годов торговые отношения между Буэнос-Айресом и Верхним Перу закончились коммерческой монополией Лимы, что вызвало усиление конкуренции между промышленниками Куско. Им нужно было продавать свою продукцию в Потоси , но им приходилось конкурировать с производителями Буэнос-Айреса и даже Испании. С другой стороны, широко распространенное перепроизводство в Андах привело к снижению цен. Более того, в 1778 и 1779 годах чрезвычайно холодная погода повредила посевы и затруднила путешествие. В 1780 году Амару, который также пережил этот кризис, имел значительные ресурсы, но также и многочисленные долги. Он также был свидетелем экономических трудностей, через которые переживали другие: от торговцев, которые были на грани банкротства, до общин, которые не могли позволить себе растущую дань . [ 15 ] [ 16 ]
Кондорканки жил в типичной ситуации кураков ( вождей племен): ему приходилось выступать посредником между местным военачальником и коренными народами, находившимися под его опекой. Однако он пострадал, как и остальная часть населения, из-за установления обычаев и повышения алкабал ( налогов). Он выразил свое несогласие с этими вопросами. Он также потребовал освободить коренное население от принудительного труда на шахтах. претензии, направленные по обычным каналам колониальным властям в Тинте, Куско и позднее в Лиме, получили отрицательный ответ или безразличие.
Кроме того, он принял имя Тупак Амару II в честь своего предка Тупака Амару I , последнего сапа-инка государства нео-инков , стремившегося к признанию своего королевского происхождения инков.
Коррегидоры и эксплуатация туземцев
[ редактировать ]Хотя испанская система опеки над трудом, или энкомьенда , была отменена в 1720 году, седьмая часть населения, проживавшая в местных общинах (pueblos de indios), а также постоянные рабочие из числа коренного населения, проживавшие в то время в Андском регионе того, что сейчас является Эквадором и Боливию, составлявшую девять десятых населения, все еще принуждали к принудительному труду для выполнения проектов, которые по закону назывались общественными работами. [ 17 ] [ 18 ] Этот переход от энкомьенды к спонсируемой и контролируемой государством системе призывного труда консолидировал местную рабочую силу в руках местного правительства, а не в отдельных энкомендеро. [ 19 ] Большинство туземцев работали под руководством мастера, обрабатывая землю, занимаясь добычей полезных ископаемых или работая на текстильных фабриках. Та небольшая заработная плата, которую получали рабочие, облагалась высокими налогами и закрепляла задолженность коренных американцев перед испанскими хозяевами. Римско -католическая церковь также приложила руку к вымогательству у этих туземцев посредством сборов по святым, месс по усопшим, домашних и приходских работ в определенные дни, принудительных даров и т. д. [ 20 ] Те, кто не был занят принудительным трудом, по-прежнему подчинялись губернаторам испанских провинций, или коррегидорам , которые также облагали высокими налогами и завышали цены на товары для свободных туземцев, аналогичным образом обеспечивая их финансовую нестабильность. [ 20 ] [ 18 ]
Кроме того, в середине XVIII века горное производство интенсифицировалось, все больше обременяя систему миты, или тягловой рабочей силы. [ 18 ] в Потоси Хотя горнодобывающая мита уже была опасной и трудоемкой работой, а также вынуждала местных рабочих, а иногда и их семьи мигрировать в Потоси на работу, этот труд в это время стал более добывающим, хотя новых рудных жил не было. был обнаружен. [ 21 ] [ 18 ] Действительно, многие будущие мятежные районы сосредоточились вокруг Потоси и горнодобывающего района. [ 18 ]
Интерес Кондорканки к делу коренных американцев был вызван перечитыванием одного из «Королевских комментариев инков» , романтического и героического описания истории и культуры древних инков. В то время книга была объявлена вне закона наместником Лимы из-за опасений, что она вызовет новый интерес к утраченной культуре инков и спровоцирует восстание. [ 22 ] Природная гордость маркиза в сочетании с его ненавистью к испанской колониальной системе заставляла его сочувствовать и часто ходатайствовать об улучшении местного труда на фабриках, фермах и шахтах; даже используя свое собственное богатство, чтобы облегчить налоги и бремя туземцев. После того, как многие его просьбы об облегчении условий проживания остались без внимания, Кондорканки решил организовать восстание. Он начал затягивать сбор долгов репарто и уплату дани, за что коррегидор Тинты и губернатор Антонио де Арриага угрожали ему смертью. Кондорканки изменил свое имя на Тупак Амару II и заявил, что он происходит от последнего правителя инков, Тупака Амару . [ 23 ]
Восстание
[ редактировать ]
Восстание Тупака Амару было движением возрождения инков, которое стремилось улучшить права коренных перуанцев, страдающих от испанских реформ Бурбона . Восстание было одним из многих восстаний коренных перуанцев во второй половине 18 века. Все началось с захвата и убийства Тинта Коррегидора и губернатора Антонио де Арриаги 4 ноября 1780 года после банкета, на котором присутствовали Тупак Амару II и губернатор Арриага. Непосредственной причиной восстания послужило недовольство, вызванное серией модернизирующих реформ колониальной администрации, проведенных монархией Бурбонов в Испании при Карле III (1759–1788), централизовавших административный и экономический контроль и возложивших более тяжелое налоговое и трудовое бремя на обе стороны. индейское и креольское население. В центре недовольства оказался главный представитель короны в Перу, генерал-посетитель Хосе Антонио Арече. Идеологически восстание было сложным. На каком-то уровне оно выражало просто требование к испанским властям изменений и реформ внутри структуры колониального правления, часто выступая, например, от имени самого короля. С другой стороны, он предполагал свержение европейского правления и что-то вроде восстановления империи инков, существовавшей до завоевания, Тауантинсуйо. Заявление Тупака Амару о том, что он является законным потомком инков, предполагало возможность создания аристократического государства, подобного тому, которое представлял себе в шестнадцатом веке писатель-метис Инка Гарсиласо де ла Вега, который считал, что инки делят власть с испанской аристократией. Но в восстании были также сильные милленаристские, протоякобинские и даже протокоммунистические элементы. В основном солдатами армии Тупамаристы были бедные индийские крестьяне, ремесленники и женщины, которые видели в восстании не столько вопрос реформ или разделения власти, сколько возможность «перевернуть мир с ног на голову». Восстановление Империи инков означало для них возможность создания эгалитарного общества, экономически основанного на общинной сельскохозяйственной системе инков, айллу, и без каст (расовых разделений), богатых и бедных или принудительного труда в гасиендах, шахтах и фабриках. , особенно ужасные текстильные фабрики». [ 24 ]
Когда Арриага ушел с вечеринки пьяный, Тупак Амару II и несколько его союзников схватили его и заставили писать письма большому количеству испанцев и кураков . Когда в течение следующих нескольких дней около 200 из них собрались, Тупак Амару II окружил их примерно 4000 туземцев. Утверждая, что он действовал по прямому приказу испанской короны, Амару II предоставил рабу Арриаги Антонио Облитасу привилегию казнить своего хозяина. [ 23 ] Посреди городской площади была возведена платформа, и первая попытка повесить коррегидора провалилась, когда петля лопнула. Затем Арриага, спасая свою жизнь, побежал, пытаясь добраться до ближайшей церкви, но не успел сбежать и был успешно повешен со второй попытки. [ 22 ]
После казни де Арриаги Амару II продолжил восстание. Выпустив свою первую прокламацию, Тупак Амару II объявил, «что коренные народы этой и соседних провинций неоднократно обращались ко мне с протестами против злоупотреблений, совершаемых королевскими чиновниками европейского происхождения... Оправданные протесты, которые не привели к никакому результату. средство правовой защиты от королевских судов» всем жителям испанских провинций. Далее в том же заявлении он заявил: «Я действовал... только против упомянутых злоупотреблений и для того, чтобы сохранить мир и благополучие индейцев, метисов, мамбо, а также белых и черных коренных жителей. Я должен теперь готовьтесь к последствиям этих действий». [ 25 ] Затем Тупак Амару II быстро собрал армию из 6000 туземцев, которые бросили свою работу и присоединились к восстанию. На пути к Куско повстанцы заняли провинции Киспиканчис , Тинта , Котабамбас , Калька и Чумбивилкас . Повстанцы разграбили дома испанцев и убили их жильцов. [ 23 ] Движение было в высшей степени антироялистским, поскольку по прибытии в город повстанцы свергли испанскую власть.
«Эта несправедливость затронула женщин так же, как и мужчин». [ 26 ] Фактически жена Тупака Амару II, Микаэла Бастидас, командовала батальоном повстанцев и была ответственна за восстание в регионе Сан-Фелипе-де-Тунгасука. Ее также часто считают более смелой и превосходным стратегом по сравнению с Тупаком Амару II. Рассказывают, что она ругала мужа за его слабость и отказ устроить внезапное нападение на испанцев в Куско, чтобы застать врасплох ослабевших защитников города. Вместо того, чтобы прислушаться к своей жене, Тупак Амару II потерял драгоценное время, окружив страну в надежде собрать больше рекрутов для своей армии. Итак, к моменту нападения повстанцев на город испанцы уже подтянули подкрепление и смогли взять под контроль и остановить восстание. Это привело к тому, что Тупак Амару II, Микаэла Бастидас и несколько других были схвачены, а повстанцы рассеялись. [ 27 ]
На этапе своего восстания Тупак Амару II смог убедить говорящих на языке кечуа присоединиться к нему. Поэтому под его командованием носители языка кечуа сражались бок о бок с ним с повстанцами, говорящими на языке аймара, из Пуно на озере Титикака и на боливийской стороне озера. К сожалению, союз продлился недолго, и это привело к тому, что лидер аймара, Тупак Катари, возглавил свою армию в одиночку, что в конечном итоге привело к его пленению в октябре 1781 года. Его партнерша и женщина-командир, Бартола Сиса, взяла на себя управление после его пленения и возглавила ошеломляющее количество солдат в 2000 человек за несколько месяцев. Вскоре после этого, в начале 1782 года, испанские военные разгромили повстанцев в Перу и Боливии. По современным данным, из 73 лидеров 32 были женщинами, и все они были казнены в частном порядке. [ 27 ]
18 ноября 1780 года Куско направил более 1300 солдат испанских и местных лоялистов. Две противоборствующие силы столкнулись в городе Сангарара . Это была абсолютная победа Амару II и его повстанцев-туземцев; все 578 испанских солдат были убиты, а повстанцы завладели их оружием и припасами. Однако победа также имела свою цену. Битва показала, что Амару II не мог полностью контролировать своих последователей-повстанцев, поскольку они жестоко убивали без прямого приказа. Сообщения о таком насилии и настойчивые требования повстанцев к смерти испанцев исключили любые шансы на поддержку со стороны класса Криолло . [ 23 ] За победой, достигнутой при Сангараре , последует череда поражений. Самое серьезное поражение произошло, когда Амару II не смог захватить Куско, где его 40 000–60 000 последователей из числа коренного населения были отброшены укрепленным городом, состоящим из объединенных сил лоялистских местных войск и подкреплений из Лимы. «После изгнания из столицы древней империи инков и интеллектуального центра колониального Перу» [ 28 ] Амару и его люди маршировали по сельской местности, пытаясь привлечь на свою сторону любого туземца, тем самым укрепляя свои силы. Армия Амару II была окружена между Тинтой и Сангарарой, и он был предан двумя его офицерами, полковником Вентурой Ландаэтой и капитаном Франсиско Крусом, что привело к его пленению. [ 27 ] Когда его похитители попытались получить от него имена его сообщников-повстанцев в обмен на обещания, Амару II презрительно ответил: «Здесь нет никаких сообщников, кроме тебя и меня. Ты как угнетатель, я как освободитель заслуживаешь смерти». [ 29 ]

Смерть
[ редактировать ]Амару II был приговорен к казни. Перед своей смертью он был вынужден наблюдать за смертью своей жены Микаэлы Бастидас , своего старшего сына Иполито, своего дяди Франсиско Тупы Амаро, своего зятя Антонио Бастидаса и некоторых из своих капитанов.
18 мая 1781 года их доставили на Пласа-де-Армас в Куско, чтобы казнить одного за другим. Его сыну Иполито сначала отрезали язык за высказывания против испанцев, а затем повесили. Микаэла и Хосе Габриэль были вынуждены стать свидетелями смерти своего сына; Затем Микаэлу заставили подняться на платформу. На глазах у мужа и сына Фернандо Микаэла боролась со своими палачами, пока они, наконец, не покорили ее и не отрезали ей язык. Ее тонкая шея не могла дотянуться до лебедки, поэтому ей накинули на шею веревки, которые тянули ее из стороны в сторону, чтобы задушить. Они били ее дубинкой и в конце концов убили пинками в живот и грудь. [ 30 ]
Ниже приводится выдержка из официального приговора испанских властей, в котором Тупак Амару II приговорен к пыткам и смерти. Было приказано приговорить Тупака Амару II к отрезанию языка после того, как он стал свидетелем казней членов его семьи, и связать ему руки и ноги: [ 31 ]
...четырем лошадям, которых затем сразу повезут к четырем углам площади, вырывая руки и ноги из его тела. Затем туловище перенесут на холм, возвышающийся над городом... где оно будет сожжено в костре... Голову Тупака Амару отправят в Тинту, где она будет выставлена на три дня на месте публичной казни, а затем помещена на нее. щука на главном въезде в город. Одно из его рук будет отправлено в Тунгасуку, где он был касиком, а другое — в столичную провинцию Карабайя, где они будут аналогичным образом выставлены в этих местах. Его ноги будут отправлены в Ливитицу и Санта-Росас в провинциях Чумбивилкас и Лампа соответственно.
- Сара К. Чемберс, Независимость Латинской Америки: антология источников

После неудачного расчленения четырьмя лошадьми его тело было четвертовано, а затем обезглавлен на главной площади Куско Тупак , в том же месте, где был обезглавлен его предок I. Амару
Его младший сын, 10-летний Фернандо, не был казнен, но был вынужден стать свидетелем пыток и смерти всей своей семьи и пройти под виселицей казненных. Позже он был сослан в Африку на пожизненное заключение. Однако корабль, доставивший его туда, перевернулся, и он оказался в Кадисе , где был заточен в городских подземельях. Вице-король Агустин де Хареги предложил оставить его в Испании, опасаясь, что какая-нибудь вражеская сила может спасти его на пути в Африку. [ 32 ]
Ученые, изучавшие эту попытку расчленения, пришли к выводу, что из-за физического телосложения и сопротивления Тупака Амару II расчленить его таким способом было невозможно. Однако его руки и ноги были вывихнуты , как и таз . [ 33 ]
Несмотря на казнь Тупака Амару II и его семьи, вице-королевскому правительству не удалось подавить восстание, которое продолжалось под руководством его двоюродного брата Диего Кристобаля Тупака Амару и в то же время распространялось через Верхнее Перу и регион Жужуй . Точно так же стало очевидным недовольство испанской короны креолами , особенно в случае с Оруро. Иск был подан против Хуана Хосе Сеговии, родившегося в Лиме, и полковника Игнасио Флореса , родившегося в Кито , который занимал пост президента Real Audiencia of Charcas и губернатора-интенданта Ла-Платы ( Чукисака или Чаркас, в настоящее время Сукре ). [ 34 ]
Последствия
[ редактировать ]
Когда восстание продолжалось, испанцы казнили остальных членов его семьи, за исключением его 12-летнего сына Фернандо, который был приговорен к смерти вместе с ним, но вместо этого был заключен в тюрьму в Испании на всю оставшуюся жизнь. Неизвестно, пережил ли кто-либо из членов королевской семьи инков эту последнюю чистку. Части тела Амару были разбросаны по верным ему городам, как было приказано, его дома были снесены, их места посыпаны солью , его имущество конфисковано, его родственники объявлены позорными, а все документы, относящиеся к его происхождению, сожжены. [ 35 ]
В то же время 18 мая 1781 года одежда инков [ сломанный якорь ] и культурные традиции, а также самоидентификация как «инка» были объявлены вне закона, наряду с другими мерами по обращению населения к испанской культуре и правительству до обретения Перу независимости как республики . Однако даже после смерти Амару восстания коренных жителей все еще захватили большую часть того, что сегодня является южным Перу, Боливией и Аргентиной , поскольку революционеры коренных народов захватили испанские города и обезглавили многих жителей. В одном случае армия коренных американцев под командованием лидера повстанцев Тупака Катари осадила город Ла-Пас в течение 109 дней, прежде чем войска, посланные из Буэнос-Айреса, вмешались, чтобы освободить город. [ нужна ссылка ]
Последствия
[ редактировать ]Хотя восстание Тупака Амару II не увенчалось успехом, оно ознаменовало первое крупномасштабное восстание в испанских колониях и вдохновило восстание многих коренных жителей и перуанцев в окрестностях. Восстание приняло важные проявления в «Верхнем Перу» или на территории современной Боливии, включая регион к югу и востоку от озера Титикака. Действительно, Тупак Амару II настолько вдохновил коренные народы, что даже в официальном документе, в котором он приговорен к смертной казни, отмечается, что «индейцы твердо стояли на месте нашего обстрела, несмотря на свой огромный страх перед ним» и что несмотря на пленение, его последователи оставались стойкими в своей вере в его бессмертие и наследие. [ 36 ]
Восстание дало коренным перуанцам новое состояние ума, своего рода коренной национализм, который возродится и изменит форму в будущем страны. Теперь они были готовы объединить усилия со всеми, кто выступал против испанцев. Кроме того, лишь немногие перуанцы владели процветающими предприятиями и землей совместно с испанцами и поэтому не хотели терять эти интересы в случае революции. Хотя восстание Тупака Амару II зародилось в долине Вильканота и закончилось в городе Куско, наследие и идеология его восстания нашли отклик во всем Андском регионе.
Котировки
[ редактировать ]Querrán volarlo y no podrán volarlo («Они захотят взорвать его, но не смогут взорвать»).
Querrán romperlo y no podrán romperlo («Они захотят сломить его, но не смогут сломить»).
Querrán matarlo y no podrán matarlo («Они захотят убить его, но не смогут убить»).
На третий день страданий, когда считалось, что все свершилось, кричали: СВОБОДА! на земле он должен вернуться. И они не смогут его убить! («На третий день страданий, когда считалось, что все кончено, он закричит: СВОБОДА! Земля должна вернуться. И его не смогут убить!»)
— Алехандро Ромуальдо
Признание
[ редактировать ]
Слава о Тупаке Амару II распространилась до такой степени, что коренные повстанцы на равнинах Казанаре в районе Новой Гранады признали его «королем Америки».
народов, в частности, Фелипе Веласко Тупак Амару Инка или Фелипе Веласко Тупак Инка Тупака Амару II, чтобы заручиться поддержкой коренных Юпанки Более поздние движения использовали имя II ознаменовали начало перуанской войны за независимость в истории Перу.
Это великое восстание оказало сильное влияние на Заговор Трес Антониос, который возник в Чили 1 января 1781 года, в разгар восстания. Их побудили действовать, услышав новости о достижениях Тупака Амару II в вице-королевстве Перу . [ 37 ]
20 и 21 века
[ редактировать ]В Перу правительство генерала Хуана Веласко Альварадо (1968-1975) приветствовало официальное изображение Тупака Амару II как символ Gobierno Revolucionario de la Fuerza Armada (Революционное правительство вооруженных сил), которое он до сих пор возглавлял. единственное правительство левой идеологии в истории Перу. Он признал его национальным героем. В 1968 году, что было новшеством с момента обретения независимости, символ Тупака Амару II был принят перуанским образованием и официальной историографией. [ 38 ] одно из главных помещений Дворца правительства В его честь было названо . До сих пор эта комната была комнатой Франсиско Писарро , и его фотография была заменена фотографией местного повстанца. [ 39 ]
Наследие
[ редактировать ]В Перу
[ редактировать ]- Во время Революционного правительства вооруженных сил (1968–1980) Тупак Амару был выбран военачальниками в качестве символического представителя идеалов, лежащих в основе перуанской революции . [ 40 ]
- Революционное движение Тупак Амару (MRTA) — перуанская марксистско-ленинская повстанческая группа, которая стала известна во всем мире благодаря своему участию в кризисе с заложниками в японском посольстве .
В музыке
[ редактировать ]- «Тупак Амару» Симфоническая поэма венесуэльского композитора Альфредо дель Монако, премьера которой состоялась в 1977 году, исполнялась на многочисленных международных фестивалях. [ 41 ]
- Тупак Шакур, симфония №1. 5 перуанского композитора Армандо Гевары Очоа. [ 42 ]
- Песня «Thunder Eagle (Part II)» из альбома «Kamikaze» Луиса Альберто Спинетты вдохновлена фигурой Тупака Амару II. [ 43 ]
- Французская хип-хоп группа Canelason выпустила песню «Libre», рассказывающую историю этого революционера и его трагического убийства.
- Польская группа регги -группы NDK в своей песне Mafija упоминает смерть Тупака Амару II как пример жестокости католицизма.
- Альбом Fenix аргентинского джазового музыканта Гато Барбьери начинается с песни «Tupac Amaru». [ 44 ]
- Американский рэпер Тупак Амару Шакур (урожденный Лесейн Пэриш Крукс) был назван в его честь. [ 45 ] [ 46 ]
- This Is Not America (с участием Ибейи ) из Residente упоминает Тупака Амару II, заявляя, что до современного рэпера Тупака в Америке уже был Тупак (в контексте того, что существует не «американская страна», а только американский континент).
В романах
[ редактировать ]- В книге Клайва Касслера «Золото инков » один из главных злодеев назвал себя Тупаком Амару и утверждает, что является потомком настоящего Тупака Амару. [ 47 ]
- В начале книги « Книга человеческой кожи » описывается смерть Тупака Амару II, и книга, которая, как говорят, была переплетена в его кожу, играет важную роль в сюжете. [ 48 ]
- В книге Тупак Амару » мы можем узнать внутреннюю жизнь и мысли Тупака до его борьбы с испанским восстанием. Рамона Дж. Сендера «
По всему миру
[ редактировать ]- Тупамарос (также известный как Национально - освободительное движение) — неофициальное название городского партизана, действовавшего в 1960-х и начале 1970-х годов в Уругвае . Это имя также напрямую повлияло на Тупака Амару II и его идеалы. [ 49 ]
- Венесуэльская марксистская политическая партия «Тупамаро» .
- Операция «Тупак» была начата Пакистаном против Кашмира, находящегося под управлением Индии . [ 50 ]
- Чилийский поэт Пабло Неруда написал стихотворение о Тупаке Амару II под названием «Тупак Амару (1781)». Стихотворение можно найти в Canto. General [ 51 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Подробные документы вице-королевства, никогда ранее не встречавшиеся» . Финансовая сфера (на испанском языке). Буэнос-Айрес. 1 декабря 2015 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Ванегас Карраско, Каролина (2016). «Рецензия на книгу: Путешественник-вице-король. Неопубликованные акварели общества Ривер Плейт» . Домашнее задание (на испанском языке) (3). Буэнос-Айрес: Институт исследования культурного наследия. Национальный университет генерала Сан-Мартина : 269–273. ISSN 2469-0422 . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Минс, Филип Эйнсворт (1919). «Восстание Тупака-Амару II, 1780-1781». Латиноамериканское историческое обозрение . 2 (1): 1–25. дои : 10.2307/2505747 . JSTOR 2505747 .
- ^ Кендалл В. Браун, «Тупак Амару (Хосе Габриэль Кондорканки)» в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры , том. 5, с. 279. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1996.
- ^ Спейт, Огайо (1979). Испанское озеро . Тихий океан со времен Магеллана. Том. 1. Канберра : Австралийского национального университета Издательство . стр. 74, 278, 309, 319. ISBN. 0708107273 . LCCN 78023614 . OCLC 4493695 . ОЛ 4734354М .
- ^ Хименес, Антонио Нуньес (ноябрь 1994 г.). Раздельный мир: подход к истории Латинской Америки и Карибского бассейна [ Раздельный мир: подход к истории Латинской Америки и Карибского бассейна ] (на испанском языке). Мадрид : Torre Editions. п. 211. ИСБН 9788479600433 .
- ^ Серульников, Серджио Э. (3 марта 2016 г.). «Тупак Амару и восстание Катаристов» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Латинской Америки . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acrefore/9780199366439.013.70 . ISBN 978-0-19-936643-9 – через Оксфордские исследовательские энциклопедии .
- ^ Томсон, Синклер (2 июля 2016 г.). «Отказ от суверенитета: революция Тупака Амару в атлантическом мире» . Атлантические исследования . 13 (3): 414–415. дои : 10.1080/14788810.2016.1181537 . eISSN 1740-4649 . ISSN 1478-8810 . S2CID 164002403 .
- ^ Бусто Дутурбуру, Хосе Антонио дель (1981). Хосе Габриэль Тупак Амару до своего восстания . Лима: Папский католический университет Перу: Редакционный фонд.
- ^ Чарльз Ф. Уокер, Восстание Тупака Амару . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета, 2014, стр. 18.
- ^ Минс, Филип Эйнсворт (1919). Восстание Тупака-Амару II, 1780-1781 гг . США: Совет редакторов журнала Hispanic American Review.
- ^ Уокер, Восстание Тупака Амару , с. 19.
- ^ Уокер, Восстание Тупака Амару . п. 20.
- ^ Первый среди инков: Судебный процесс маркиза Оропеса (1741–1780) на пути к великому восстанию, Дэвид Кэхилл
- ^ Сервантес, Виртуальная библиотека Мигеля де. «Исторический отчет о событиях восстания Хосе Габриэля Тупака-Амару в провинциях Перу в 1780 году» . Виртуальная библиотека Мигеля де Сервантеса (на испанском языке) . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ «Специально к национальным праздникам: Тупак Амару II: символ борьбы за независимость Перу» . Муниципалитет Мирафлорес (на испанском языке). 26 июля 2020 г. . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Джон Кроу, Эпос Латинской Америки (Калифорния: Калифорнийский университет в Беркли), стр. 404
- ^ Jump up to: а б с д и Серульников, Серджио (20 сентября 2013 г.). Революция в Андах: эпоха Тупака Амару . Дарем. ISBN 978-0-8223-7830-3 . OCLC 857276775 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бэйквелл, Питер (6 декабря 1984 г.), «Горное дело в колониальной испанской Америке» , в Бетелле, Лесли (редактор), Кембриджская история Латинской Америки (1-е изд.), Cambridge University Press, стр. 105–152, doi : 10.1017/chol9780521245166.005 , ISBN 978-1-139-05517-8 , получено 8 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Джон Кроу, «Эпос Латинской Америки» , с. 405
- ^ Монтеро, Ракель Хил (декабрь 2011 г.). «Свободный и несвободный труд в колониальных Андах в шестнадцатом и семнадцатом веках» . Международное обозрение социальной истории . 56 (С19): 297–318. дои : 10.1017/S0020859011000472 . hdl : 11336/65922 . ISSN 1469-512X .
- ^ Jump up to: а б Джон Кроу, Эпос Латинской Америки (Калифорния: Калифорнийский университет в Беркли), стр. 406
- ^ Jump up to: а б с д Местные восстания и импульс геноцида в Америке, Николас А. Робинс
- ^ Эпос Латинской Америки, четвертое издание, Джон А. Кроу
- ^ Сара К. Чемберс; Джон Чарльз Честин (2010). Независимость Латинской Америки: Антология источников . Индианаполис: Hackett Publishing Company, Inc., стр. 33, 34. ISBN. 9780872208636 .
- ^ Соня Липсетт-Ривера, «Гендер с 1750 года до Первой мировой войны: Латинская Америка и Карибский бассейн», в Т. Мид и М. Виснер-Хэнкс (ред.) «Спутник гендерной истории» (Оксфорд: Блэквелл, 2006), стр. .481
- ^ Jump up to: а б с Мид, Тереза А. , История современной Латинской Америки: с 1800 года по настоящее время . Джон Уайли и сыновья, Inc., 2016 г.
- ^ Мид, Тереза А. 2010. История современной Латинской Америки: с 1800 года по настоящее время. Чичестер, Западный Суссекс, Великобритания: Уайли-Блэквелл) (39)
- ^ Даниэль Валькарсель. Восстание Тупака Амару (Мексика, 1947 г.)
- ^ «От Микаэлы Бастидас до портала Магды: критически-литературные восстановления независимых перу» (PDF) .
- ^ Сара К. Чемберс; Джон Чарльз Честин (2010). Независимость Латинской Америки: Антология источников . Индианаполис: Hackett Publishing Company, Inc., стр. 36, 37. ISBN. 9780872208636 .
- ^ Маландра, Гата (25 февраля 2015 г.). «Казнь Тупака Амару» . Журнал «Я хип-хоп» . Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ «Восстание Тупака Амару II: от личных интересов к континентальному антиколониальному движению - StMU History Media» . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Макфарлейн, Энтони (1995). «Восстания в позднеколониальной испанской Америке: сравнительная перспектива» . Бюллетень латиноамериканских исследований . 14 (3): 313–338. дои : 10.1111/j.1470-9856.1995.tb00013.x . ISSN 1470-9856 .
- ^ Джон Кроу, Эпос Латинской Америки , стр. 407
- ^ Сара К. Чемберс; Джон Чарльз Честин (2010). Независимость Латинской Америки: Антология источников . Hackett Publishing Company, Inc. с. 35. ISBN 9780872208636 .
- ^ ":: Добро пожаловать на сайт Born in Blood & Fire - Второе издание - Студенческий сайт ::" . www.wwnorton.com . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ «Отчет Перуанской комиссии по установлению истины: Вооруженные силы» . www.derechos.org . Проверено 1 января 2021 г.
- ^ «Зал Тупака Амару (1) — Дворец правительства Перу » Архивировано из оригинала 20 августа. 20 августа 2007 г. Получено января 1 ,
- ^ галадан (18 февраля 2015 г.). «ПЕРУ: Размышления Тупака Амару» . Центр латиноамериканских исследований (CLAS) . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ «Альфредо Дель Монако» . www.epdlp.com . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Летона, Аделаида (18 января 2013 г.). «Куско: Прощание маэстро Армандо Гевары Очоа» . РПП (на испанском языке) . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Луи Альберт Спинетта (1982). Камикадзе www.amazon.com . Получено 9 , марта
- ^ С, Джим (10 февраля 2019 г.). «Гато Барбьери – выдающийся джазовый саксофонист» . Музыкальный энтузиаст – на стыке рока, блюза, R&B, джаза, поп-музыки и соула . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Джон Кроу «Эпос Америки» с. 408
- ^ «Имя Тупак Амару — символ бунта» . Лос-Анджелес Таймс . 25 декабря 1996 г. ISSN 0458-3035 . Проверено 30 июня 2019 г.
- ^ Касслер, Клайв (30 октября 2007 г.). Золото Инки (Приключения Дирка Питта) . Саймон и Шустер. ISBN 978-1416525721 .
- ^ «Книга человеческой кожи» . Иссуу . 12 июля 2011 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ «Тупамаро | партизанская организация, Уругвай» . Британская энциклопедия . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ « Операция «Тупак»: постоянный стимул для антииндийского вероломства пакистанской армии» . Обзор обороны Индии . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Карсен, Соня (1 сентября 1978 г.). «Общая Песнь Неруды в историческом контексте» . Симпозиум: Ежеквартальный журнал современной литературы . 32 (3): 220–235. дои : 10.1080/00397709.1978.10733384 . ISSN 0039-7709 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Кендалл В. «Тупак Амару (Хосе Габриэль Кондорканки)» в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры , том. 5, с. 279–280.
- Фишер, Лилиан Эстель , Последнее восстание инков, 1780–1783 (1966)
- Робинс, Николас А. Повстанцы коренных народов и импульс геноцида в Америке
- Чарльз Ф. Уокер: Восстание Тупака Амару. Издательство Belknap Press Гарвардского университета, 2014. ISBN 978-0-674-05825-5 (печать); ISBN 978-0-674-41637-6 (электронная книга)
- Пью, Хелен «Андский шторм» (2020) ISBN 9781005701161
- Минс, Филип А. «Восстание Тупака-Амару II, 1780–1781». Латиноамериканское историческое обозрение 2.1 (1919): 1–25.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1781 смертей
- Люди из провинции Канас
- Перуанский народ происхождения кечуа
- Колониальное Перу
- Казненные революционеры
- Люди, казненные путем расчленения
- Перуанские революционеры
- Казненные перуанцы
- Люди, казненные Новой Испанией
- Казни XVIII века в Испании
- Перуанцы XVIII века
- Восстания в Южной Америке
- Восстания против Испанской империи
- 1740-е годы рождения