Микаэла Бастидас
Микаэла Бастидас | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Микаэла Бастидас Пуюкауа |
Рожденный | 23 июня 1744 г. [ 1 ] Пампамарка , провинция Куско , вице-королевство Перу |
Умер | 18 мая 1781 г. Пласа де Армас , Куско , вице-королевство Перу |
Причина смерти | Казнь через повешение и избиение при отягчающих обстоятельствах |
Битвы/войны | Восстание Тупака Амару II |
Супруг (а) | Тупак Амару II |
Дети | 3 |
Микаэла Бастидас Пуюкауа (родилась в Тамбурко , 1744 г.; умерла в Куско , 18 мая 1781 г.) была новаторским коренных народов лидером , выступавшим против испанского владычества в Южной Америке , и мученицей за Перу независимость . Вместе со своим мужем Тупаком Амару II она возглавила восстание против испанцев и, как и он, приняла мученическую смерть от казни испанцев, когда восстание провалилось. До восстания она была полноправным партнером в предприятиях своего мужа и «исключительно способным лидером восстания». [ 2 ] Ее описывают как «знаменитую жену Хосе Габриэля Кондорканки Моменто Марена (Тупак Амару II)… который играл первостепенную роль в логистике повстанческой армии в Куско в 1780 и 1781 годах. [ 3 ]

Биография
[ редактировать ]
Дочь Хосефы Пуюкауа и Мануэля Бастидаса. Документация о жизни Микаэлы Бастидас невелика по сравнению с жизнью ее мужа, но исторические записи документируют ее рождение, брак и смерть. [ 4 ] Микаэла родилась в провинции Пампамарка Канас (лакаймарка присоединила общину иромокко Пабеллонес округа Пампамарка провинции Канас в 1744 году). Она была естественной дочерью Мануэля Бастидаса (ум. 1746) (возможно, африканского происхождения или священника) и Хосефы Пуюкауа Сисы. Учитывая ее статус незаконнорожденного ребенка, возможно, от священника или чернокожего мужчины, она была маргинализирована в высокогорных районах Анд, где преобладали коренные жители. Микаэла говорила на кечуа лучше, чем по-испански. Она была набожной католичкой, но не имела формального образования. [ 5 ] В сообщении она описывается как «красивая индийская девушка». [ 6 ] Неясно, имела ли она африканское происхождение, поскольку о ее отце практически ничего не известно, но в некоторых документах она упоминается как Замба , имя, данное в расовой иерархии колониальной эпохи представителям смешанной расы , африканцам и коренным народам. В ее свидетельстве о браке было указано, что оба ее родителя были «испанцами» ( españoles ), но в системе расовой классификации существовала значительная изменчивость, и такое обозначение могло быть «признаком респектабельности». [ 7 ]
25 мая 1760 года, незадолго до своего шестнадцатилетия, Микаэла вышла замуж за Хосе Габриэля Кондорканки, который позже использовал имя Тупак Амару II , в церкви Богоматери Очищения в городе Суримана . Хосе Габриэль был молодым потомком смешанной расы важной фигуры в перуанской истории , Инки Тупака Амару I, казненного испанцами в 1572 году. В 1764 году он был назван касиком или куракой территорий, соответствующих его наследию: Пампамарка. , Тунгасука и Суримана . Титул и привилегии власти передавались по наследству. Он поселился у Микаэлы в Тинте, регионе Куско . У пары родилось трое сыновей: Иполито (1761 г.), Мариано (1762 г.) и Фернандо (1768 г.), крещенных тем же священником, который их женил. [ 8 ]
Хосе Габриэль получил привилегированное образование в школе иезуитов в Лиме и Куско, в школе для сыновей местных лордов. Он говорил и писал по-испански , говорил на языке кечуа и немного знал латынь благодаря своему иезуитскому образованию. Он был владельцем больших участков земли и богатств, выполняя множество функций по управлению своей собственностью. В качестве главы он будет посредником между главным судьей и коренными народами и их обвинениями в преступлениях. По мере своего процветания он видел, как пострадала остальная часть населения из-за физических восстаний и создания внутренних обычаев. Будучи региональным торговцем с обширной сетью, располагавшей 350 мулами для перевозки товаров, он имел прекрасную возможность налаживать отношения с теми, с кем торговал, и собирать информацию о местных условиях и проблемах. Как человек смешанного происхождения, он чувствовал, что лично затронул всю несправедливость по отношению к своему народу. Он разработал стратегии и официальные обращения к властям Тинта -Куско и Лимы, чтобы коренные жители были освобождены от обязательной работы на шахтах и освобождены от соблюдения принудительного труда. Обычно он встречал негатив и безразличие, но у него начало развиваться либертарианская идеология, основанная на защите коренного населения , рабов , креолов и людей смешанных рас, при одновременном обеспечении независимости территории и торговли от решений короны Испании .
Брак был счастливым и полноценным партнерством. Важная серия писем на испанском языке, которыми они обменялись в ранний период восстания, включает в себя ласковые слова и ласковые обращения друг к другу, а также опасения по поводу безопасности друг друга. [ 9 ]
После этого она попала в плен в ходе неудавшегося восстания. Она вместе со своим супругом возглавила восстание, возглавив мужчин и женщин из числа коренного населения в борьбе за независимость, а также занимаясь организацией поставок и набором сил. [ 10 ] Она была известна как «лучший стратег Тупака Амару II и, конечно, более смелый». В совместной атаке на испанцев она призвала Амару быстро двинуться на Куско, чтобы застать их врасплох и воспользоваться их ослабленной городской охраной. Однако Амару выстоял, что позволило испанцам ввести подкрепление и захватить Бастидаса, Амару и многих их солдат. [ 11 ]
Она была очень мучительно казнена испанцами 18 мая 1781 года в возрасте 36 лет. Испанцы попытались использовать к ней гарроту с ручным управлением, которая была разработана для этого случая и впервые использована на товарище-повстанце Томасе Тито Кондемайте , но из-за того, что ее шея была настолько тонкой, ее вместо этого задушили веревкой. [ 7 ] Ее сын Иполито также был казнен испанцами, оба на глазах у Тупака Амару II , который сам затем был четвертован и обезглавлен испанцами.
В 1780 году каналы диалога с представителями испанской короны были исчерпаны, Хосе Габриэль Кондорканки начал движение против испанского господства. Его поддержали курака, связанные с землевладельцами Куско, объединившимися против новых обычаев, креолов, индейцев и метисов. В то время он выбрал себе имя Тупак Амару II, в честь своего предка последнего государства нео-инков .
4 ноября 1780 года Тупак Амару II впервые воззвал к свободе и издал прокламацию о независимости. Это было началом восстания Тупака Амару II . Местный командующий испанской властью Антонио де Арриага был взят в плен и позже повешен. Повстанцы разместили свой штаб в Тунгасуке. [ 12 ]
Коренным жителям было запрещено владеть огнестрельным оружием, поэтому одной из самых больших проблем, с которыми они столкнулись, было приобретение оружия. [ 13 ] Микаэла отвечала за снабжение войск, включая получение и раздачу денег, еды, одежды и оружия. Она выдавала охранные грамоты, чтобы облегчить передвижение тех, кто путешествовал по обширным территориям. Она руководила коренным арьергардом, проявляя трудолюбие и способности, осуществляя меры безопасности и борясь со шпионажем. Она внедрила эффективную систему связи, организовав конную службу часки , которая быстро доставляла информацию из одной точки в другую на территории повстанцев. [ 14 ] [ 15 ]
Настоящий легион андских бойцов, [кечуа] и аймара, работали вместе с Микаэлой в восстании, реализовывали стратегии и оказывали поддержку войскам. Ее целью было не только освободить свой народ от испанской эксплуатации, но и восстановить роль женщин из числа коренных народов посредством их участия в общественной жизни и политике. [ 16 ] традиция, которую колониальная система пыталась отменить, делая их жертвами всех видов злоупотреблений. В движении были женщины-лидеры Сесилия Тупак Амару и Томаса Тито Кондемайта, глава Акоса, и многие другие. [ 17 ]
Эти женщины также участвовали в битве вместе со своими детьми и мужьями. То же самое сделала и Микаэла, которая своим энергичным характером поддержала Тупака Амару на том же поле битвы. После триумфа Сангарары она была назначена исполняющим обязанности руководителя восстания. [ 18 ]
18 ноября 1780 года повстанческая армия разгромила испанцев в битве при Сангараре. Тупак Амару направил послание народам Перу, призвав креолов присоединиться к делу Индии: «Креолы, метисы, самбо и индейцы, потому что мы все соотечественники, поскольку мы родились на этих землях и имеем одно происхождение». [ 19 ]
В марте 1781 года армия Тупака Амару насчитывала семь тысяч мужчин и женщин, готовых сражаться насмерть против испанской короны, провозгласившей Тупака Амару II императором Америки. задачи, военные и административные и главный советник вождя. Ее твердые принципы, ясность мысли и высокая интуиция стали шестым чувством бунта. [ 20 ]
В 1976 году правительство Перу провозгласило закон № 21705, который подчеркивает историческую важность празднования двухсотлетия освободительного восстания Тупака Амару и Микаэлы Бастидас.
Значение в истории перуанских женщин
[ редактировать ]В Андах женщины все чаще участвовали в руководстве восстаниями, особенно в конце восемнадцатого века. Несколько женщин стали сторонниками лагеря в повстанческих силах, но другие женщины «действовали как солдаты и даже военачальники». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Микаэла Бастидас Пуюкауа была командиром; ее звали местные правители Сеньора Гобернадора, Ла Койя или Ла Рейна. Использование этих имен свидетельствует о мышлении коренных народов параллельного пола в его позднеимпериалистическом выражении. [ 21 ]
Ее роль в восстании была важна, поскольку женщин обычно считали слабыми. «Участие женщин шокировало испанские власти, поскольку они не смогли выдвинуть общепринятый юридический аргумент по гендерному признаку, который фокусировался на хрупкости и необразованности женщин. Ведущие женщины этих восстаний считались чрезмерно напористыми, даже мужественными и в результате они понесли такое же суровое наказание, как и мужчины. Во многих случаях колониальные власти даже публично убивали женщин, демонстрируя их головы и конечности». [ 22 ]
Микаэла Бастидас боролась против гендерных стандартов, установленных колониализмом, будучи женой, женщиной и представителем коренного народа, который был порабощен. Жесткая биполярность испанской гендерной системы рассматривала ее как «сверхмаскулинную» личность и гендерного нарушителя, пытаясь обращаться с ней как с субъектом-женщиной, обладающим свободой воли, несмотря на то, что как женщина она не должна была обладать какой-либо субъективностью или контроль. Следовательно, она получила неизбежное наказание, данное ей, поскольку она была преступником-мужчиной, осмелившимся противостоять колониальным силам. [ 23 ]
Исполнение
[ редактировать ]18 мая 1781 года их доставили на Пласа-де-Армас в Куско, чтобы казнить одного за другим. Его сыну Иполито сначала отрезали язык за высказывания против испанцев, а затем повесили. Микаэлу и Хосе Габриэля заставили стать свидетелями смерти сына, а затем заставили ее подняться на платформу. На глазах у мужа и сына Фернандо Микаэла сражалась против своих палачей, пока они, наконец, не покорили ее и не отрезали ей язык. Ее тонкая шея не могла дотянуться до лебедки, поэтому ей накинули на шею веревки, которые тянули ее из стороны в сторону, чтобы задушить ее. Они ударили ее дубинкой, а в итоге убили пинками в живот и грудь. [ 24 ]
Затем они отвезли Тупака Амару в центр площади, который также был подвергнут ужасной смерти. Оба были расчленены, а их части отправлены в разные города региона для выставления на площадях, предупреждая жителей о последствиях восстания. [ 25 ]
Все это событие, конечно, послужило вдохновением для продолжения испано-американских войн за независимость. [ 26 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Мемориальная доска, посвященная Микаэле Бастидас и ее семье, в Куско
-
Героиня Микаэла Бастидас 1780
-
Марка Микаэлы Бастидас , 1971 г.
-
Парк Микаэлы Бастидас в Пуэрто-Мадеро , Аргентина, 2022 год.
-
Скульптура Микаэлы Бастидас в центре площади Микаэлы Бастидас, провинция Абанкай
-
Статуя Микаэлы Бастидас
-
Фреска с изображением Микаэлы Бастидас перед испанской короной на площади Микаэлы Бастидас, Абанкай.
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Леон Г. (февраль 1976 г.). «Армия Перу и восстание Тупака Амару, 1780-1783» . Историческое обозрение латиноамериканцев . 56 (1): 31–57. дои : 10.1215/00182168-56.1.31 . JSTOR 2513724 .
- Фернандес Домингес, Рената (2005). перуанской истории, литературе и культуре: анализ ее дискурсивных реконфигураций ( Микаэла Бастидас в диссертация) (на испанском языке).
- Фишер, Лилиан Эстель . Последнее восстание инков, 1780-83 гг . Норман: Университет Оклахомы Press, 1966.
- Лоайса, Франсиско, Мартиры и героини (неопубликованные документы 1780–1782 годов). Лима: Импрента Д. Миранда, 1945, стр. 18-42 [содержит письма, которыми обменивалась пара]
- Ставиг, Уорд. Мир Тупака Амару: конфликт, сообщество и идентичность в колониальном Перу . Линкольн: Издательство Университета Небраски, 1999.
- Гуардиа, Сара Беатрис, «Узнавая следы: Микаэла Бастидас и героини независимости Перу» в книге « Женщины в независимости Латинской Америки », изд. Сара Беатрис Гуардиа. Лима: СЕМХАЛ 2010.
- Ставиг, Уорд и Элла Шмидт, ред. Восстания Тупака Амару и Катаристов: Антология источников . Индианаполис: Hackett Publishing 2008.
- Вега, Хуан Хосе, Тупак Амару и их спутники . 2 тома. Куско: Муниципалитет Коско, 1995 г.
- Уокер, Чарльз Ф. Восстание Тупака Амару . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета, 2014.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гуардиа, Сара Беатрис (06 ноября 2020 г.). «Микаэла Бастидас. Сияние, которое не прекращается» . Холст (041): 106–118. дои : 10.26439/lienzo.2020.n041.4931 . ISSN 2523-6318 .
- ^ Чарльз Ф. Уокер, Восстание Тупака Амару , Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, 2014, стр. 21
- ^ Сесилия Мендес, Плебейская республика: восстание Хуантов и создание перуанского государства, 1820-1850 гг . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2005, стр. 174–75.
- ^ Уокер, Восстание Тупака Амару , стр. 20-21, 289.
- ^ Уокер, Восстание Тупака Амару , с. 21.
- ^ Клементс Р. Маркхэм, Путешествия по Перу и Индии . Лондон: Джон Мюррей 1862, стр. 135–36, цитируется в Уокере, Восстание Тупака Амару , стр. 289.
- ^ Jump up to: а б Уокер, Восстание Тупака Амару , с. 21
- ^ Уокер, Восстание Тупака Амару , с. 21.
- ^ Уокер, Восстание Тупака Амару , с. 99. Уокер цитирует письма, опубликованные в «Документальном сборнике независимости Перу» , II, 2.
- ^ Аглоу, Дженнифер; Мэгги Хендри (1999). Фрэнсис Хинтон (ред.). Северо-Восточный словарь женской биографии . УПНЕ. п. 75 . ISBN 978-1-55553-421-9 .
- ^ История современной Латинской Америки: с 1800 года по настоящее время , второе издание, Тереза А. Мид.
- ^ «CVC. Ринконете. Культура и традиции. Героини независимости Латинской Америки (7). Микаэла Бастидас (Перу, 1744-1781), автор Консепсьон Бадос Сирия» . cvc.cervantes.es . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ «Журнал El Cóndor, август 2017 г. Андский парламент» . Иссуу . 16 августа 2017 г. Проверено 16 января 2021 г.
- ^ «Бастидас, Микаэла (1745–1781) | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ «образование» . 11 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 г. Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Кэмпбелл, Леон Г. (1985). «Женщины и великое восстание в Перу, 1780–1783». Америки . 42 (2): 163–196. дои : 10.2307/1007207 . JSTOR 1007207 . S2CID 147686939 .
- ^ «Народный день – Образцовые женщины Перу: МИКАЭЛА БАСТИДАС» . 25 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2014 г. Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Валькарсель, Карлос Даниэль (1973). Восстание Тупака Амару (на испанском языке). Пейза. [ нужна страница ]
- ^ «Тупак Амару, отец американской эмансипации» . Studylib.es (на испанском языке) . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Охранник, Сара Беатрис (2012). «Микаэла Бастидас и героини независимости Перу » . В Куартеро — Исаскун Альварес; Гомес, Хулио Санчес (ред.). пересмотры американской независимости: подчинение и независимость ] (на испанском языке Видения и ). Издания Университета Саламанки. стр. 153–174. ISBN 978-84-9012-152-8 .
- ^ Келлог, Сьюзен (2005). Плетение прошлого . дои : 10.1093/oso/9780195123814.001.0001 . ISBN 978-0-19-512381-4 . [ нужна страница ]
- ^ Келлог, Сьюзен (2005). Плетение прошлого: история женщин коренных народов Латинской Америки от доиспанского периода до наших дней . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-512381-4 . ПроКвест 2131731667 . [ нужна страница ]
- ^ Шмидт, Элла (июль 2016 г.). «История как повествование: сопротивление и подчиненная субъективность в «Исповеди» Микаэлы Бастидас ». Феминистский обзор . 113 (1): 34–49. дои : 10.1057/фр.2016.5 . S2CID 148063199 . ПроКвест 1803974355 .
- ^ Валеро Хуан, Ева Мария (15 декабря 2009 г.). «Де Микаэла Бастидас на портале Магды: восстановление критической литературы сепаратистов Перу» [Микаэла Бастидас на портале Магды: восстановление критической литературы сепаратистов Перу]. Америка без имени (на испанском языке) (13–14): 64–72. дои : 10.14198/AMESN2009.13-14.09 . hdl : 10045/13358 .
- ^ Анжелис, Педро де (1836). Сборник произведений и документов, относящихся к древней и новой истории провинций Рио-де-ла-Плата [ Сборник произведений и документов, относящихся к древней и новой истории провинций Рио-де-ла-Плата ] (на испанском языке). Том 3. Государственная типография. hdl : 2027/mdp.39015027990384 . [ нужна страница ]
- ^ República, культурное подразделение Banco de la. «Культурная сеть Банка Республики» . www.banrepcultural.org (на испанском языке) . Проверено 6 февраля 2021 г.
- Эррера Кунтти, Аристид (2004, 2006). Исторические бредни в сети. Чинча, Перу: AHC Ediciones Perú (RUC № 10078391575). ISBN 978-9972-2908-1-7 .
- Эррера Кунтти, Аристид (2004, 2006). Исторические бредни в сети. Чинча, Перу: AHC Ediciones Perú (RUC № 10078391575). ISBN 978-9972-2908-2-4 .