Часки
Все еще Империя |
---|
Тем не менее общество |
История инков |
Часки (также пишется как часки) был посланником империи инков . Ловкие, хорошо обученные и физически подготовленные, они отвечали за передачу сообщений в форме кипу , устной информации или небольших пакетов. Вдоль дорожной системы инков были ретрансляционные станции, называемые часкиваси (дом часки), расположенные примерно в 2,5 км (1,6 мили) друг от друга, где часки переключались, обмениваясь своими сообщениями со свежим посланником. Система часки сможет доставлять сообщение или подарок на расстояние до 300 километров (190 миль) в день. [2] : Ч. I.3
Инки
[ редактировать ]Название часки происходит от кечуа часки слова ( множественное число часкикуна ), что означает «прием, принятие, согласие» и исторически «форейтор». [3] : приемник По словам Инки Гарсиласо де ла Вега , испано-инкского летописца XVI века, испано-инкского летописца и писателя XVI века, слово часки означает «тот, кто обменивает». Имя «кача» (на современном языке кечуа пишется «кача»), означающее «посланник» на языке кечуа, не использовалось, а скорее использовалось для упоминания послов или личных посланников, «которые лично переходили от одного принца к другому или от господина к подданному». [4] : Гл. VII.
Приемная релейная система
[ редактировать ]Эти «часки» работали в этом королевстве. Они были лояльными сыновьями куракас [местных вождей]. У каждого бегуна на голове был солнцезащитный козырек из белых перьев, который он носил, чтобы следующий гонщик мог видеть его издалека. В часке также была труба под названием «путото» [ракушка], чтобы следующий бегун был готов. Оружием, которое они несли, были «чампи» (дубина со звездой) и «уарака» (праща).
Этим часкам платил инка, а еду они получали из его складов. Каждый «чуро часк» [часки, несущий снаряд] располагался с интервалом в поллиги [2,5 километра (1,6 мили)], чтобы он мог быстро пробежать дистанцию. Говорят, что могли принести живую улитку из Нового королевства Гранады [северная часть Южной Америки] инкам в Куско.
- Фелипе Гуаман Пома де Айала , 1615 г. [5]
Часки использовались для того, чтобы в короткие сроки доставлять приказы короля в провинции или командующим армией, а также доставлять новости и уведомления, важные для королевства, войны и провинций, в Куско, столицу Империи инков.
Вдоль дорог инков ретрансляционные станции были расположены на расстоянии половины лиги, где лига составляет около 5 километров (3,1 мили) или часа ходьбы. На каждой станции поджидали от четырех до шести стройных, подтянутых и молодых часки с крышей или хижиной, защищающей их от солнца и дождя. Они несли послания по очереди то в одну, то в другую сторону. Ожидающие часки постоянно следили за дорогой, чтобы обнаружить приближающегося бегуна, последний из которых кричал в пределах видимости хижины и играл на трубе из морской ракушки, чтобы предупредить нового, чтобы тот занял его место. Он передал свое послание, повторяя его несколько раз, пока новый часки не понял его полностью. Таким образом, сообщение никогда не терялось. [4]
Хижины представляли собой легкие конструкции и всегда ставились на возвышенности и так, чтобы можно было видеть друг друга. По словам Инки Гарсиалсо, расстояние составляло всего четверть лиги, «потому что, по их словам, это то, что индеец мог бежать с легкостью и дыханием, не уставая»; другие летописцы сообщают о расстояниях в полмили или полторы мили.
Часки также несли и другие сообщения в форме кипу (от слова кечуа «кипу», означающего «узел»), которые содержали в основном числа в упорядоченной форме. Кипу мог обозначать сумму налогов, подлежащих уплате деревней или провинцией, или количество солдат, подлежащих переброске. [6] Нет никаких свидетельств того, что часки могли читать кипу, что было деликатной и трудной задачей, которую выполнял кхипукамайок. [7] : 151 (специалисты по письму и чтению на кипу); [3] на практике часки не было необходимости иметь доступ к предоставляемой ими информации.
В случае серьезных чрезвычайных ситуаций, таких как вторжение или восстание, ночью разводили костры, а днем - дымовые столбы. По словам Инки Гарсиласо, инка получит сообщение о бедствии «максимум в течение двух или трех часов (даже если оно будет находиться в пяти или шестистах лигах [от 250 до 300 километров (от 160 до 190 миль)] от суда)». [4] : Гл. VII.
Происхождение службы часки
[ редактировать ]Согласно хронике Педро Сармьенто де Гамбоа, служба часки была основана Пачакути Инкой Юпанки , который очень расширил свою империю на север и которому нужно было получать свежие ежедневные отчеты из всех провинций своего огромного королевства, поэтому он приказал своему брату и генерал-капитан Капак Юпанки для создания системы. [8] : 132
С другой стороны, Хуан де Бетансос утверждает, что именно Виракоча Инка , предшественник Пачакути, «приказал, чтобы на королевских дорогах были отметки лиг» и «чтобы все королевские дороги были заселены часками, в каждом указателе лиги четыре часки». чтобы с помощью мандатов и положений Инги в короткое время они могли управлять землей». [9] : 369
Вместо этого Мартин де Муруа утверждает, что именно сын Топа Инки Юпанки Пачакути приказал «поставить курьеров на все дороги, которые они называют часками , с таким порядком и слаженностью, которые вызывают у них восхищение, которые были на дорогах, с интервалами каждая примерно выстрел из арбалета, а иногда и ближе, а другие были на расстоянии поллиги» [10]
Логистическая организация
[ редактировать ]Королевская дорога
[ редактировать ]Дорожная система инков , известная как Капак Нан (что на языке кечуа означает «королевская дорога»). [11] [12] была самой обширной и развитой транспортной системой в доколумбовой Южной Америке. В целом его длина составляла около 40 000 километров (25 000 миль). [7] : 242 Сеть состояла из официальных [13] дороги тщательно спланированы, спроектированы, построены, размечены и обслуживаются; асфальтированный, где это необходимо, с лестницами для подъема на высоту, мостами и вспомогательными конструкциями, такими как подпорные стены и системы водоотведения. В его основе лежали две дороги с севера на юг: одна вдоль побережья, а вторая, самая важная, внутри страны и в горах, обе с многочисленными ответвлениями. [14] Дорожная система позволяла перемещать информацию, товары, солдат и людей без использования колес в пределах Тавантинсую или Империи инков на территории, охватывающей почти 2 000 000 км. 2 (770 000 квадратных миль) [15] и населено около 12 миллионов человек. [16]
Дороги были через определенные промежутки окаймлены зданиями, чтобы обеспечить наиболее эффективное использование: на небольшом расстоянии находились часкиваси, ретрансляционные станции для часки; с интервалом в один день тамбо позволяли оказывать поддержку участникам дорожного движения и стаям лам вьючных . Вдоль дорог располагались административные центры со складами, называемыми куллкас , для перераспределения товаров. Ближе к границам империи инков и на вновь завоеванных территориях были обнаружены пукары (крепости). [12]
Тамбо
[ редактировать ]Тамбос были , пожалуй, самыми важными зданиями в работе дорожной сети. Это были сооружения различной архитектуры и размера, функция которых заключалась в основном в размещении путников и хранении продуктов для их снабжения. По этой причине они располагались на расстоянии одного дня пути, хотя были выявлены отклонения в их расстояниях, вероятно, связанные с различными факторами, такими как наличие источников воды, наличие земель с сельскохозяйственной продукцией или наличие центров доинков. [12] Тамбо были настолько часты, что многие географические названия Андского региона включают в себя слово тамбо .
Гарсиласо де ла Вега [4] : Гл. VII. подчеркивает наличие инфраструктуры (тамбос) на дорожной системе инков, где места проживания государственных чиновников и часки были повсеместно распространены по всей империи инков; они были хорошо расставлены и хорошо снабжены. Продовольствие, одежда и оружие были запасены и готовы также для армии инков, марширующей по территории. [17]
Часкиваси (иногда пишется как часкиуаси и на языке кечуа означает « дом часки») представляли собой ретрансляционные станции и жилые помещения для часки: здания были небольших размеров, а их архитектура, вероятно, была связана с местными традициями. Даже если они были более частыми, чем тамбо, о них мало свидетельств и исследований. [12] Исследование, опубликованное в 2006 году в рамках «Проекта Qhapaq Nan» Национального института культуры Перу, [18] На основе обследований дорожной системы инков выяснилось, что часкиваси присутствовали не на всех дорогах инков. Пока неясно, было ли это плановым решением, потому что этот участок дороги был бесполезен для передачи информации, или же в настоящее время их свидетельств просто нет из-за плохой конструкции. Часкиваси были неотъемлемой частью маршрутов и определяли некоторые из наиболее характерных аспектов работы дорожной сети, привлекавшие внимание первых испанцев и нашедших свое отражение в хрониках, равно как и скорость передачи сообщений и мелких товары для Инки. [12]
По мнению некоторых летописцев (например, Гарсиласо де ла Вега, [4] Гуаман Пома де Айала , [1] Хуан де Бетансос, [9] Педро Сармьенто де Гамбоа [8] ) среднее расстояние между двумя часкиваси составляло поллиги, что означает около 2,5 километров (1,6 мили), поскольку в случае тамбо расстояние должно было определяться окружающей средой с учетом характеристик почвы, климата и высоты над уровнем моря. уровень моря. Поло де Ондегардо утверждает, что расстояние составляло полторы лиги, что означает около 7,5 километров (4,7 миль), что Д'Алтрой принимает за справку, написав, что расстояние составляло от 6 до 9 километров (от 3,7 до 5,6 миль). [7] : 370
Минимальная численность часкиваси составляла четыре бегуна, пара отдыхала, а остальные ждали прибывающего часки в качестве часовых. Патруль часки менялся на новый каждый месяц. [19] Служба часки работала 24 часа в сутки, и ее скорость была даже выше, чем у европейских служб сообщений в тот же исторический период и до изобретения телеграфа. [2] : Ч. I.3
Перуанский архитектор Сантьяго Агурто Кальво – профессор и ректор Национального инженерного университета в Лиме – цитирует эксперимент фон Хагена вдоль дороги инков в долине Мантаро между Хаухой и Бонбоном, который продемонстрировал, что молодые кечуа, не имеющие специальной подготовки, могут бегать расстояние в 1 километр (0,62 мили) примерно за 4 минуты и сохраняйте этот темп примерно 5 километров (3,1 мили). Это означает, что за 1 час можно преодолеть от 15 до 20 километров (от 9,3 до 12,4 миль), что в сумме составляет от 360 до 480 километров (от 220 до 300 миль) в день. Для императора инков добыть свежую рыбу в Куско было действительно возможно. [2] : Ч. I.3
Часки в хрониках
[ редактировать ]Гуаман Пома-де-Аяла
[ редактировать ]Гуаман Пома де Айала в своей рукописи «Первая новая корона и хорошее правительство», хранящейся в Копенгагена . Королевской библиотеке [20] дважды упоминает и изображает часки.
Первый — рисунок 138 на листе 351 (см. выше).В нем описываются операции часки и добавляется, что: «Эти часки находились под властью принцев инков, аукикона, [королевских принцев, множественное число от ауки ] в королевстве, поэтому ошибок не было. Этот инка посещал часки, чтобы убедиться, что они не сделали ничего плохого и что у них было достаточно еды. Как уже говорилось, часкам было разрешено брать провизию из складов инков. Эти часки не были заменены другими, потому что они должны были быть верными, сыновьями известных курака, а не быть верными. ленивые и умеющие летать, как олень или ястреб. Их жены и дети были защищены, потому что бегуны должны были быть на дежурстве день и ночь. У них были чакры (поля или фермы), скот и все необходимое. .. Они не должны были пропадать более чем на час». [21]
Второй — рисунок 306 на листе 825.
«Следует знать, что у короля Инга в этом королевстве было два типа гонцов. Первого звали churo mullo chasque (форейтор, приносящий улиток) или главный гонец, который мог привозить [морских] улиток с расстояния более 500 лиг, поскольку Муло — морская улитка нового королевства. Их размещали на расстоянии поллиги, а меньшего бегуна по имени Каро Часк (посланник улитки) помещали на расстоянии дня, чтобы переносить тяжелые вещи.И эти бегуны, должно быть, были сыновьями вождей, верных и проверенных рыцарей, так как они с быстротой оленя получали деньги и снаряжались Инкой как господином и королем. И он (часки) носил на голове большой солнцезащитный козырек из перьев, который закрывал его голову, чтобы его было видно издалека, и трубу, которая называлась уайлла кипа (рог улитки). Они (часки) очень громко кричали и играли на трубе, а в качестве оружия у них были тянби ( боевая дубинка) и праща. И вот как эти бегуны распоряжались землей. Они, их жены и сыновья, отец, мать, братья и сестры были свободны от всего, что существовало [налоги и услуги для инков]. Он никогда не останавливался ни днем, ни ночью. В каждом часки (доме) этого королевства проживало по четыре прилежных индейца.Гонцы упомянутого короля будут получать жалованье от его величества королевской дороги». [22]
Гарсиласо Инка де ла Вега
[ редактировать ]В своей книге «Los Comentarios Reales de los Incas» , опубликованной в 1609 году (глава VII), Гарсиласо описывает часки и их операции. Большая часть описания работы взята из этой книги. [1]
Хуан де Бетансос
[ редактировать ]Он поддерживает скорость часки, заявляя: «Они спросили меня, сколько месяцев потребуется, чтобы добраться оттуда до Куско; я сказал им, что оттуда в Куско есть две дороги, и одна идет вдоль морского побережья и другие прошли через горы, и я сказал им, что, если индейцы пойдут оттуда в Куско, это займет три или четыре месяца, продвигаясь постепенно, а если они пройдут через посты (chsquis) за пять или шесть дней, новости о том, что они хотели ему сообщить, дойдут до Инги». [9] : 312
Мартин де Муруа
[ редактировать ]Муруа подтверждает, что «когда инга хотели съесть свежую морскую рыбу, поскольку до Куско, где он жил, было семьдесят или восемьдесят лиг [от 350 до 400 километров (от 220 до 250 миль)] (от побережья), они приносили оно ему живьем, что действительно кажется невероятным на таком большом участке и расстоянии и на таких дорогах, неровных и запутанных».
Муруа также дает свежую информацию о скорости часки и наказаниях, которым их назначали в случае, если они ленились. Прежде всего нужно было найти часки «среди индейцев, тех, кто был бы самым быстрым и быстрым и у кого было бы больше смелости для бега, и поэтому он (Инка) испытал их, заставив бежать по равнине, а затем с такой же лёгкостью спускаться с холма, а затем подниматься по крутому склону, не останавливаясь, а тем, кто отличился в этом и сделал это хорошо, он поручил курьерскую задачу и они должны были каждый день тренироваться в гонке. , они были так воодушевлены, что добрались до оленей и даже викуний , очень быстрых диких животных, размножающихся в самых холодных местах и пустынях. Таким образом, с невероятным полетом они переносили вести из одного места в другое, а те и не доходили. хорошо бегали, а были ленивы, наказывались, нанося им пятьдесят ударов дубинкой по голове или пятьдесят ударов по спине, а также ломали им ноги, на память и в наказание другим». [10] : Ч. VIII
Часки, по словам Муруа, с детства воспитывались «с большой заботой, и только один раз в день их кормили […] и только один раз они пили, и поэтому они были худыми, и родители проверяли их, быстрые ли они, заставляя бежать в гору». и следовать за оленем, и если они ленились, их наказывали таким же образом, так что вся каста и поколение индейцев часки были быстрыми и легкими, и на долгое время».
Муруа сожалеет о постепенном исчезновении системы часки, которая была чрезвычайно эффективной системой связи в Андской зоне. [23] заявляя, что услуга «не выполняется в настоящее время с той пунктуальностью и тщательностью, как в прошлом, во времена Инги, потому что тогда расстояние [бега] этих курьеров было небольшим, и поэтому извещения бегали очень быстро, не останавливаясь». ни на одно мгновение куда угодно, даже для того, чтобы часки передохнуть и передохнуть. Но теперь путешествия составляют пять или шесть лье, и от тамбо до тамбо. [10] : Ч. VIII Это подтверждение того, что часкиваси уже не функционировали в 1613 году.
Поло де Ондегардо
[ редактировать ]Поло де Ондегардо не был летописцем, он был испанским колониальным юристом, государственным служащим, бизнесменом и мыслителем. Он не опубликовал ни одной книги, тем не менее подготовил для наместника несколько рукописных отчетов. В одном из них есть глава о часки. Там он описывает их действия и измеряет расстояние между часкиваси в полторы лиги, что в три раза превышает расстояние, указанное другими летописцами. При этом он подтверждает, что на каждом ретрансляционном пункте находились как минимум четыре человека, днем и ночью, которые служили сроком один месяц. Входящий часки и ожидающий обменялись сообщением, не останавливаясь. Ондегардо подтверждает, что 500 лиг, «которые являются очень пересеченной местностью» от Кито до Куско, можно преодолеть менее чем за 20 дней туда и обратно, и «в это можно поверить, потому что позже здесь, когда на земле были войны и другие нужды, мы (испанцы) использовали это средство часки» […] «и нет никаких сомнений в том, что за один день и одну ночь они, должно быть, прошли, как они говорят, пятьдесят лиг […], и я получил писем в размере тридцать пять лиг всего за один день и одну ночь. В других случаях я видел, как письма приходили из Лимы в Куско за четыре дня, то есть сто двадцать лиг, почти все по неровным дорогам, по которым очень трудно идти». [19] : Ч. XV
Современный день
[ редактировать ]Есть несколько троп, которыми пользовались часки, и которые сохранились до сих пор. Есть тропы, которые позволяют путешествовать по этим тропам и ощутить расстояние и местность, по которой прошли часки. [24]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гуаман Пома де Айала, Фелипе (1980) [1616]. Первая новая корона и хорошее правительство (на испанском языке). Мексика: 21 век. п. 322. ИСБН 968-23-0972-7 .
- ^ Jump up to: а б с Агурто Кальво, Сантьяго (1987). Исследования строительства, архитектуры и планирования инков. Том 24. Перуанская строительная палата - Лима.
- ^ Jump up to: а б «Кечуа - испанский - словарь кечуа» Региональное правительство Куско - Куско - второе издание, 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гарсиласо де ла Вега, Инка. Королевские комментарии инков. [1609]. Эд Аурелия Миро Кесада. Каракас: Biblioteca Ayacucho, 1976. Издательство: Biblioteca Ayacucho.
- ^ Гуаман Пома де Айала, Фелипе (2009 [1615]). Первые новые хроники и хорошее правительство - Об истории мира и инков до 1615 года - Переведено и отредактировано Роландом Гамильтоном - Джо Р. и Тереза Лозано, длинная серия в области латиноамериканского и латиноамериканского искусства и культуры - Техасский университет Press - Остин ISBN 978-0-292-71959-0
- ^ Уртон, Гэри; Чу, Алехандро (2015). «Бухгалтерский учет в королевском хранилище: Архив Инкаваси Хипу» . Латиноамериканская древность . 26 (4): 512. дои : 10.7183/1045-6635.26.4.512 . ISSN 1045-6635 . S2CID 164319926 .
- ^ Jump up to: а б с Д'Алтрой, Теренс Н. (2002). Инки - Второе издание (215) - Blackwell Publishing Ltd ISBN 978-1-4443-3115-8
- ^ Jump up to: а б Сармьенто де Гамбоа, Педро (2007 [1572]). История инков. Переведено и отредактировано Брайаном С. Бауэр и Ваня Смит - Техасский университет в Остине ISBN 978-0-292-71413-7
- ^ Jump up to: а б с Бетансос, Хуан де (2004 [около 1551]). Краткое содержание и повествование издания Incas, введение и примечания: Мария дель Кармен Мартин Рубио - Ediciones Polifemo - Мадрид, 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с Муруа, Мартин де (1613). Всеобщая история Перу - Fundación El Libro Проект тотальной социальной и интеллектуальной ответственности фирмы Sistemas y Computadores SA
- ^ Кечуа - испанский - Словарь кечуа "Региональное правительство Куско - Куско - Второе издание, 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мартинес, Гваделупе Мартинес (15 июля 2010 г.). «Капак Нян: путь инков и территориальные преобразования в перуанских Андах» . Археология и общество (на испанском языке) (21): 37–62. doi : 10.15381/arqueolsoc.2010n21.e12277 . ISSN 2810-8566 .
- ^ Кржановский, Анджей (2010). «Наблюдения по поводу строительства и планировки некоторых участков тропы инков в Перуанских Андах» (PDF) . Вклад в археологию Нового Света . 2 : 99–112.
- ^ История государства инков . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . 1999. с. 60. ИСБН 0-521-63759-7 .
- ^ Раффино, Родольфо Аделио; Метфессель, Карлос; Витри, Кристиан; Гоббо, Хуан Диего (2001). «Румичака: Мост инков в горном хребте Чичас (Тариха, Боливия)» (PDF) . Исследования и эссе (на испанском языке). 51 .
- ^ Перу, История (21 августа 2014 г.). «Население в Наместничестве» . История Перу (на испанском языке) . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Гарридо, Франциско (01 сентября 2016 г.). «Переосмысление имперской инфраструктуры: взгляд на дорогу инков снизу вверх» (PDF) . Журнал антропологической археологии . 43 : 94–109. дои : 10.1016/j.jaa.2016.06.001 . ISSN 0278-4165 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 июля 2018 г.
- ^ «Национальная штаб-квартира Капак Нан » rich.cultural.in Получено 0 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Агиеррес, Оскар Мартин (январь 2018 г.). «Вес архива: заметный ущерб из-за того, что выпускник Поло де Ондегардо не сохранил индейцам их привилегий (1571 г.)» (PDF) . Взятый собор. Журнал латиноамериканской литературной критики . 5 (9): 575–599. дои : 10.5195/CT/2017.225 . ISSN 2169-0847 .
- ^ «Сайт Гуаман Пома» . poma.kb.dk. Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Гуаман Пома де Айала, Фелипе (2009 [1615]). Первые новые хроники и хорошее правительство - Об истории мира и инков до 1615 года - Переведено и отредактировано Роландом Гамильтоном - Джо Р. и Тереза Лозано, длинная серия в области латиноамериканского и латиноамериканского искусства и культуры - Техасский университет Press - Остин ISBN 978-0-292-71959-0
- ^ Гуаман Пома де Айала, Фелипе (1980) Новая корона и хорошее правительство. Том II - Франклин Пиз Гарсиа, редактор - Коллекция книжного магазина Аякучо. Фонд библиотеки Аякучо - Каракас ISBN 84-660-0054-2
- ^ Альварес-Кальдерон Герболини, Анналида (2004). «Фрай Мартин де Муруа и его хроника: жизнь, работа и ложь мерседарианца в Андах (конец 16 века и начало 17 века)» . Бюллетень Института Рива-Агуэро; № 31 (2004 г.) .
- ^ «Каково сегодня путешествовать по дороге инков» . Смитсоновский институт . Проверено 2 декабря 2015 г.