Образование инков
![]() |
Все еще Империя |
---|
Тем не менее общество |
История инков |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2017 г. ) |
Образование инков во времена Империи инков было разделено на две основные сферы: образование для высших классов и образование для населения в целом. Королевские классы и несколько специально выбранных людей из провинций Империи получали формальное образование у Амаутакуна (ученых-философов), в то время как населению в целом знания и навыки передавались их непосредственными предками. Поскольку у инков не было письменности, а вместо этого был кипу для записи, трудно определить тип образовательной системы, которая у инков действительно была.
Амаутакуна в Перу составляли особый класс мудрецов, бардам Великобритании подобных . В их число входили выдающиеся философы , поэты и священники, которые поддерживали историю инков, распространяя знания об их собственной культуре, истории и традициях по всему королевству. Амаутакунам, считавшимся наиболее образованными и уважаемыми людьми в Империи, в основном доверяли обучение представителей королевской крови, а также других молодых представителей завоеванных культур, специально выбранных для управления регионами. Таким образом, образование на всей территории инков было социально дискриминационным, не позволяя рядовым служащим получить формальное образование, которое получали члены королевской семьи. Амаутакуна действительно гарантировали, что население в целом выучило кечуа как язык Империи, во многом так же, как римляне продвигали латынь по всей Европе .
Образование знати инков
[ редактировать ]По словам монаха Мартина де Муруа , летописца того времени, образование молодых послушников ( yachakuq runa на языке кечуа ), полученных от Амаутакуна, началось в 13 лет в домах знаний (Yachaywasi на языке кечуа) в Куско . Амаутакуна использовали свою эрудицию, чтобы обучать молодых новичков империи религии, истории и правительству инков, а также моральным нормам. Они также обеспечили глубокое понимание кипу , уникальной логико-числовой системы инков, в которой использовались завязанные веревки для ведения точного учета войск, припасов, данных о населении и сельскохозяйственных запасах. Кроме того, юноши прошли тщательную подготовку по физическому воспитанию и военной технике.
Большинство новичков инков заканчивали свое образование примерно в 19 лет. После сдачи экзаменов молодые люди получали вару (особый тип нижнего белья) как доказательство своей зрелости и мужественности. Их обучение завершилось специальной церемонией, на которой присутствовали старейшие и самые прославленные инки и амаутакуна Империи, на которой новые молодые дворяне, как будущие правители, продемонстрировали свое физическое мастерство и воинские навыки, а также доказали свою мужественность. Кандидатов также представляли правителю инков, который прокалывал им уши большими подвесками и поздравлял молодых претендентов с продемонстрированным мастерством, напоминая им об обязанностях, связанных с их положением (и рождением, в случае членов королевской семьи). ) и назвав их новыми «Детями Солнца».
Некоторые историки и авторы указывали на женские школы («Аклла васи» на языке кечуа) для принцесс инков и других женщин. Считается, что образование, полученное в Аклауаси в Куско, сильно отличалось от образования, полученного в других Аклауаси в провинциях империи. Женщины изучали знания инков и искусство женственности, а также навыки, связанные с управлением, но в ограниченных масштабах по сравнению с мужчинами. Другие навыки включали прядение , ткачество и приготовление чичи . Когда сюда прибыли испанские летописцы и конкистадоры, они рассматривали эти учреждения как инковскую версию европейского женского монастыря . Как и мужчины, женщины были доставлены в Аклауаси из отдаленных деревень по всей империи после того, как их специально выбрали агенты инков. После завершения обучения некоторые женщины оставались обучать вновь прибывших девушек, в то время как женщины более низкого ранга могли быть выбраны второстепенными женами Сапа Инки , если он этого пожелал, или были отправлены в качестве награды другим мужчинам, которые что-то сделали для пожалуйста государю.
Популярное образование
[ редактировать ]Население в целом имело доступ к благородному образованию элиты в соответствии с предоставленными им правами, но многие не посещали формальное образование. [1] Эти дети получили образование от старших членов своих семей. Обучение в основном касалось культуры и художественных аспектов жизни инков. Хотя образование рассматривалось как право всех людей, государственное образование не было формальным, и многие дети туда не ходили.
Образование после колонизации
[ редактировать ]После прихода европейцев в империи существовало два типа образования инков. По мере того как европейцы вступали в контакт с туземцами, возникали межрасовые отношения между благородными женщинами-инки и мужчинами-конкистадорами. Межрасовые дети получили сочетание двух воспитаний; один получил формальное европейское образование, а другой - культурное образование со стороны семьи инков. Одним из самых известных людей, получивших такое воспитание, был Гарсиласо , ребенок знатной женщины-инки и отца-европейца. Он мог позволить себе роскошь формального европейского образования и наставничества у своих родственников-инки. [2] Это дало ему понимание того, как европейцы относились к инкам.
Другим типом образования в Империи инков было преподавание культуры инков европейцам. Когда европейцы прибыли, они были удивлены, увидев отсутствие письменности, а вместо этого использование кипу . Было много случаев, когда конкистадоры приезжали в Перу и учились пользоваться кипу. Одним из примеров является Гуама Пома, создавшая книгу о кипу и представившая ее королю Испании Филиппу II. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Найджел (1995). Инки . Университетское издательство Колорадо. С. 103–104 . ISBN 978-0-87081-360-3 .
- ^ Самора, Маргарита (2016). Инка Гарсиласо и современное мироустройство . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. стр. 174–194.
- ^ Лакстон, Ричард (1979). «ИНКА КИПУС И ГУАМАНСКАЯ ПОМА ДЕ АЙ АЛА «ПЕРВАЯ НОВАЯ ХРОНИКА И ХОРОШЕЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» ». Беро-американские архивы . 5 (4): 315–341. JSTOR 43392272 .