Ты
Инти — древний инков бог солнца . Его почитают как национального покровителя государства инков. Хотя большинство считают Инти богом Солнца, его более уместно рассматривать как совокупность солнечных аспектов, поскольку инки делили свою личность в соответствии с стадиями Солнца. [1] Почитался как божество-покровитель империи инков . [2] Пачакути часто связывают с возникновением и распространением Культа Солнца инков. [3] [4] Наиболее распространенным убеждением было то, что Инти родился от Виракочи , имевшего множество титулов, главным из которых был Бог- Творец . [5]
Слово инти имеет не кечуаское происхождение, а заимствовано из слова Пукина . [6] Заимствование из Пукины объясняет, почему в исторически несвязанных языках, таких как кечуа, аймара и мапуче, есть похожие слова для обозначения Солнца. [6] [7] Сходства носят не только лингвистический, но и символический характер, поскольку в космологии мапуче и Центральных Анд Солнце (Инти/Анту) и Луна (Квилла/Куен) являются супругами. [8]
Легенды и история
[ редактировать ]Инти и его сестра Мама Килла (также пишется Мама Килла), богиня Луны , обычно считались доброжелательными божествами. Затем она зачала и родила ему двоих детей. Их двору служат Радуга, Плеяды , Венера и другие. Манко Капак , предок-основатель инков, считался сыном Инти. Согласно мифу, Инти научил Манко Капака и его дочь Маму Оклло искусству цивилизации. Однако другая легенда идентифицирует Манко Капака как сына Виракочи . В другом мифе Инти — сын богини земли Пачамамы и бога неба. Инти также становится вторым мужем Пачамамы. [ нужна ссылка ]
Инти приказал своим детям построить столицу инков там, где божественный золотой слиток или клин, который они несли с собой, проникал в землю. Инки считали, что это произошло в городе Куско . Правитель инков считался живым представителем Инти. Пачакути часто связывают с возникновением и распространением Культа Солнца инков. [3] [4]
Уиллак Уму был верховным жрецом Солнца (Инти). Его положение сделало его вторым по влиятельности человеком в королевстве. Он находился непосредственно под началом Сапа Инки , и они часто были братьями. Считалось, что император и его семья произошли от Инти. [9]
Испанские конкистадоры захватили большой золотой диск, изображающий Инти, в 1571 году и отправили его Папе через Испанию. С тех пор он был утерян и, возможно, был конвертирован в слитки . [ нужна ссылка ]
Существует еще одна интерпретация события творения, которая приводит к конфликту между Виракочой и Инти, в котором идет спор о том, что означает создание Солнца и следует ли ему поклоняться как отдельной сущности.
Некоторые источники идентифицируют центральную фигуру Врат Солнца как Инти, а другие — как Виракочу, и что Солнце было лишь одним из многих творений. [10]
Поклонение
[ редактировать ]Инки посвятили Солнцу множество церемоний, чтобы обеспечить благополучие Сапа Инков. [2] Солнце также было важно для инков, особенно для жителей высокогорья, потому что оно было необходимо для производства таких культур, как кукуруза и другие зерновые культуры. [9] Считалось, что солнечное тепло также вызывает дождь. В сезон дождей солнце было жарче и ярче, а в засушливый сезон — слабее. [11]
Инки выделили для Инти большое количество природных и человеческих ресурсов по всей империи. Каждая завоеванная провинция должна была посвятить Инти треть своих земель и стад согласно повелению Инки. В каждой крупной провинции также будет Храм Солнца, в котором будут служить священники мужского и женского пола. [2] Жрецами-женщинами были мамакуна , которых выбирали из аклакуна («избранных женщин»), и они ткали специальную ткань и варили чичу для праздников и жертвоприношений Инти. [12]
Кроме того, главным храмом государственной религии инков был Куриканча в Куско. Внутри этого храма были стенные ниши, в которых на определенных фестивалях выставлялись тела предыдущих императоров и правителей вместе с различными статуями Инти. Некоторые фигурки Инти также изображали его в человеческом обличье с выдолбленным животом, наполненным смесью из золотого песка и пепла сердец королей инков. [13]
Инти представлен в виде золотого диска с лучами и человеческим лицом. Многие такие диски предположительно хранились в Куско, а также в святилищах по всей империи, особенно в Куриканче, где антропологами было обнаружено наиболее значительное изображение Инти. Это изображение, украшенное катушками для ушей, пекторалью и королевской повязкой на голову, было известно как пуншо ( на языке кечуа день, также пишется пуншао ). Говорят также, что из этого изображения Инти выступали львы и змеи. [14]
Поклонение Инти и возникновение культа Инти считаются эксплуатацией религии в политических целях, поскольку царь инков все чаще отождествлялся с богом Солнца. Это переросло в форму божественного покровительства, и удобство этих сравнений для императоров инков имеет решающее значение. [15]
была другая специальная цель У женщин-жрецов во время солнцестояния , поскольку, как говорили, солнце предсказывало смерть, которая положит конец линии Солнца в Империи инков. После солнцестояния мамакуна начинала поститься, надеясь приблизить их к печали солнца, чтобы они могли понять, что должно произойти, и предотвратить проступки. [16]
Есть еще один аспект поклонения, в котором участвуют не жрецы, а народ инков. Потому что они верили, что произошли от Солнца. Точнее, правящий класс произошел от Солнца, и это связывало людей с этой святостью. Это приводило к тому, что каждый раз, когда член общества инков путешествовал, он делал это как символ Инти и своей нации, что приводило к необходимости быть святым, чтобы войти в определенные города и даже вообще путешествовать внутри империи. [17] Предметы поклонения Инти, для которых имеются археологические свидетельства, включают простые молитвы, еду, листья коки и тканые ткани, а также животных, кровь и людей. [18] [19]
Храмы часто украшены больше всего: украшения внутри выполнены из золота и других драгоценных камней. Таким образом, повышая статус тех, кто поклонялся солнцу в здании, и показывая, что есть некая жертва богу, давая храму эту славу, которая больше не будет использоваться людьми цивилизации, но богом. вместо. [20]
Сан Райми
[ редактировать ]Фестиваль Инти Райми чтит бога солнца и изначально был предназначен для празднования начала нового посевного сезона. [21] Теперь он ежегодно привлекает множество туристов в Куско, который был [22] древняя столица империи инков . Название фестиваля Инти Райми переводится как «праздник солнца». [1] и проводился во время зимнего солнцестояния в Южном полушарии . [22] какой день самый короткий в году. Это произошло примерно 24 июня в Империи инков.
В этом фестивале приняли участие четыре сектора Тавантинсую . Военные капитаны, правительственные чиновники и вассалы присутствовавшие были одеты в свои лучшие костюмы и несли лучшее оружие и инструменты.
Подготовка к празднику Инти Райми началась с поста трехдневного , во время которого не зажигались костры и люди воздерживались от половых сношений. Этот фестиваль продлится девять дней, и за это время люди потребляли огромное количество еды и питья. [22] Было также много жертвоприношений, и все они совершались в первый день. По истечении девяти дней все уйдут с разрешения Инки.
Подразделения идентичности
[ редактировать ]В соответствии с тремя дневными стадиями Солнца личность Инти также разделена на три основных подкомплекса: отец, сын и брат. Первый из них — Апу Инти («высший Инти»). Он представляет отца и иногда известен как «Господин Солнце». [13] Второй — Чури Инти, или «Сын Инти», который представляет сына Инти и часто известен как «Дневной свет». Третье и последнее подразделение Инти — Инти Вауки («Брат Солнца» или «Брат Инти», также пишется Инти-Гуауки, Инти-Хуаоки ). Инти Ваки также представляет бога Солнца в его особом положении отца-основателя правления инков и центра официального культа предков государства. [1]
В астрономии Апу Инти и Чури Инти фактически можно отделить друг от друга по астрономической оси. Это потому, что они связаны с летним и зимним солнцестоянием соответственно. Однако Инти Вавки не связан с астрономическим местоположением. [21]
Другая основная теория разделения Солнца связана с обязанностями, которые выполнял Инти, а не с разными стадиями Солнца. Вера гласит, что одно из солнц олицетворяло настоящую звезду на небе, которая давала свет и тепло планете, что одно из солнц предназначалось для дневного времени, когда солнце было ярким светом на небе вместо луны, и что один из них заключался в возможности выращивать вещи, имеющие сельскохозяйственное значение поклонения солнцу. [20]
Символизм
[ редактировать ]Солнце можно увидеть в культуре Анд еще до того, как империя инков доминировала на этой земле. Эта связь с солнцем может быть связана с большой важностью сельского хозяйства в этих обществах, поскольку без постоянного солнечного света большинство сельскохозяйственных культур не растут хорошо. Солнце также было связано с дождем и способностью облаков проливать дождь, что является еще одним аспектом, необходимым для развития сельскохозяйственных культур , что еще больше подчеркивает важность жизни и, в частности, сельского хозяйства в этом обществе. Вот почему Инти — бог, которому больше всего поклоняются в культуре, помимо бога-создателя Виракоча .
Одним из примеров символизма, который можно найти за пределами культуры инков, являются Ворота Солнца в Тиуанако . Найденные здесь солнечные ворота оказали значительное влияние на солнечную археологию этого места, поскольку они позволяют лучше понять положение солнца в важные дни, такие как солнцестояния и равноденствия.
Солнце имеет явное значение для цивилизации инков, что можно увидеть даже в архитектуре империи. Ушну были зданиями , в которых ведущие солдаты клялись быть верными руководству инков, и эти здания имеют глубокую связь с солнцем. [23] Эти места будут обеспечивать связь во время прохождения солнечного зенита. Влияние этого можно увидеть в том, что здания были построены с учетом понимания, которое они имели по отношению к солнцу, и что они обращали внимание на горизонт в различные важные дни года, чтобы таким образом можно было установить эти связи. Таким образом, мы создали еще один символ, который позволяет рассматривать Солнце как ключевую особенность их культуры. Предполагается, что это ссылка на то, когда могли проводиться церемонии, чтобы они были благословлены солнцем.
Помимо того, что солнце использовалось в символике прошлого, а солнце имело важное значение в культуре и религии, солнце до сих пор используется на важных символических фигурах в странах, которые когда-то были частью Империи инков , доказывая, что, хотя эта религия уже не является плацдармом этих народов, как это было когда-то, мифология и особенности присутствуют и сегодня. Хотя их связь с богом Инти не гарантирована, культурное значение солнца явно сохранялось во время смены империй и колонизации Анд.
Солнце также изображено на гербе Боливии , гербе Аргентины , гербе Уругвая и гербе Эквадора , а также на историческом флаге Перу . Все эти страны, кроме Уругвая, исторически входили в состав Империи инков.
возможно Майское солнце, , также имеет свои корни в Инти, и его можно найти на флаге Аргентины и флаге Уругвая .
- Инти на флаге Перу по проекту Хосе Бернардо де Тагле , 1822 год.
- Флаг Аргентины с изображением Инти
- Второй дизайн флага Перу с изображением Инти.
- Щит герба Боливии с Инти, возвышающимся над горами.
- Щит герба Эквадора с Инти над землей.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Конрад и Демарест 1984, стр.108.
- ^ Jump up to: а б с Д'Альтрой 2003, стр.148.
- ^ Jump up to: а б Стил и Аллен 2004, стр. 246
- ^ Jump up to: а б Д'Альтрой 2003, стр. 147
- ^ Кобо и Гамильтон 1990, стр. 22
- ^ Jump up to: а б Серрон-Паломино, Родольфо. (2013). Языки инков: пукина, аймара и кечуа. Франкфурт, Германия: Академические исследования Питера Ланга.
- ^ Мулиан, Родриго; Катрилео, Мария ; Ландео, Пабло (2015). «Afines quechua en el словарь мапуче Луиса де Вальдивии» [слова Акинса кечуа в словаре мапуче Луиса де Вальдивии]. Журнал теоретической и прикладной лингвистики (на испанском языке). 53 (2): 73–96. дои : 10.4067/S0718-48832015000200004 . Проверено 13 января 2019 г.
- ^ Мулиан, Родриго; Катрилео, Мария ; Хаслер, Фелипе (2018). « Correlatos en las constellaciones semióticas del Sol y de la Luna en las center y sur Andinas» [Соответствие семиотических созвездий Солнца и Луны в центральных и южных Андах]. Бюллетень Чилийского музея доколумбового искусства (на испанском языке). 23 (2): 121–141. дои : 10.4067/S0718-68942018000300121 .
- ^ Jump up to: а б Бушнелл 1957, стр. 131
- ^ Сильверман и Исбелл 2008, стр. 734
- ^ Стил и Аллен 2004, стр. 245–246
- ^ Д'Альтрой 2003, стр.189
- ^ Jump up to: а б Конрад и Демарест 1984, стр. 115
- ^ Суарес и Джордж 2011, стр. 129
- ^ Суарес и Джордж 2011, стр. 86–87
- ^ Кобо и Гамильтон 1990, стр. 27
- ^ Разорение 2009, стр. 117
- ^ «Почему инки приносили в жертву детей» . Хранитель . 03.08.2013 . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ МакКуорри, Ким (2007). Последние дни инков . Нью-Йорк. ISBN 978-0-7432-6049-7 . OCLC 77767591 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кобо и Гамильтон 1990, стр. 26
- ^ Jump up to: а б Конрад и Демарест 1984, стр. 109
- ^ Jump up to: а б с Д'Альтрой 2003, стр. 154–155
- ^ Мояно 2014, стр. 189
Ссылки
[ редактировать ]- Бушнелл, GHS (1957). Перу. Лондон: Темза и Гудзонар
- Кобо, Бернабе и Гамильтон, Роланд. Религия и обычаи инков. 1-е изд., Техасский университет Press, 1990.
- Конрад, Джеффри В. и Артур А. Демарест. (1984). Религия и империя: динамика экспансионизма ацтеков и инков. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Д'Алтрой, Теренс Н. (2003). Инки. Издательство Блэквелл.
- Фэш, Уильям и Мэри Э. Лайонс. (2005). Древний американский мир (Мир в древние времена). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Лейн, Кевин. (2011). Инка. Тимоти Инсолл (ред.), Оксфордский справочник по археологии ритуалов и религии. (стр. 571–584). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Литтлтон, К. Скотт. (2005). Боги, богини и мифология. Том II. Маршалл Кавендиш Пресс.
- Мояно, Рикардо. Астрономические наблюдения за инками Ушнусами в Южных Андах. Лондон: Архетип. НАСА, 2014 г.
- Паркер, Джанет и др. (2007). Мифология: мифы, легенды и фантазии. Глобальное книжное издательство.
- Процен, Жан-Пьер. Архитектура – Методы проектирования – Структуры инков. Издательство Касельского университета, 2009.
- Сильверман, Хелейн и Исбелл, Уильям Х.. Археология Южной Америки. Спрингер, 2008.
- Стил, Пол Р. и Аллен, Кэтрин Дж. (2004). Справочник по мифологии инков. АВС-КЛИО, Инк.
- Суарес, Ананда Коэн и Джереми Джеймс Джордж. (2011). Справочник по жизни в мире инков. (стр. 86–129). Нью-Йорк: факты о файловой библиотеке всемирной истории.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Инти , на Викискладе?