Мама Килла
Мама Килла ( кечуа mama killa букв. «Мать Луна», [1] Латиноамериканское написание Mama Quilla ), в инков мифологии и религии , была третьей силой и богиней Луны . Она была старшей сестрой и женой Инти , дочерью Виракочи и матерью Манко Капака и Мамы Укллу (Мамы Оклло) , мифических основателей империи инков и культуры . Она была богиней брака и менструального цикла и считалась защитницей женщин. инков Она также имела важное значение для календаря .
Мифы, окружающие маму Квиллу, включают в себя то, что она плакала серебряными слезами и что лунные затмения были вызваны нападением на нее животного. Ее представляли в образе красивой женщины, и ее храмам обслуживали преданные жрицы.
Вполне возможно, что слово quilla является заимствованием из языка пукина, что объясняет, почему в генетически неродственных языках, таких как кечуа, аймара и мапуче, есть похожие слова для обозначения Луны. [2] Сходства носят не только лингвистический, но и символический характер, поскольку в космологии мапуче и Центральных Анд Луна (Квилла/Куйен) и Солнце (Инти/Анту) являются супругами. [3]
Убеждения
[ редактировать ]Мама Килла была известна как «Мать Луна» и была богиней луны. [4] По словам отца Бернабе Кобо , писавшего в середине шестнадцатого века, Луне поклонялись из-за ее «восхитительной красоты» и «благо, которое она дарует миру». [5] Она была важна для расчета хода времени и календаря, потому что многие ритуалы были основаны на лунном календаре и адаптированы к солнечному году . [4] Она также курировала брак, женские менструальные циклы. [6] и считался защитником женщин в целом. [7]
Мифы вокруг мамы Квилла
[ редактировать ]Один миф, окружающий Луну, объяснял появление « темных пятен »; Считалось, что лисица полюбила маму Квиллу из-за ее красоты, но когда он поднялся в небо, она прижала его к себе, производя заплатки. [4] Инки боялись лунных затмений , поскольку считали, что во время затмения животное (возможно, пума [5] или змея [5] [7] ) напал на Маму Киллу. Следовательно, люди пытались отпугнуть животное, бросая оружие, жестикулируя и производя как можно больше шума. Они считали, что если животное достигнет своей цели, мир погрузится во тьму. инков в католицизм обратили Эта традиция продолжилась после того, как конкистадоры , что испанцы использовали в своих целях. Туземцы проявили к испанцам большое уважение, когда обнаружили, что могут предсказывать, когда произойдут затмения. [5] Считалось также, что мама Квилла плачет серебряными слезами.
Отношения
[ редактировать ]Мама Килла вообще была третьим божеством в пантеоне инков , после Инти (бога солнца) и Иллапу (бога грома), [5] но некоторые прибрежные общины, в том числе Чиму , считали его более важным, чем Инти . [4] Среди родственников Мамы Киллы - ее младший брат и муж Инти, бог солнца, и ее дети Манко Капак , первый правитель инков, и мама Окло, старшая сестра и жена Манко Капака. [7] После того, как Ичма , номинально входившая в Империю Чиму , присоединилась к империи инков, она также стала матерью их божества Пача Камака . [8] Говорят, что матерью Мамы Киллы была Виракоча .
Символика и храмы
[ редактировать ]У Мама Киллы был собственный храм в Куско , который обслуживали посвященные ей жрицы. [4] Ее представляли в виде человеческой женщины, [4] и ее изображения включали серебряный диск, занимающий всю стену. [7]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Д'Алтрой, Теннесси (2002) Инки , издательство Blackwell Publishing: Оксфорд. ISBN 978-0-631-17677-0 .
- Пью, Хелен Бесстрашный Дудеттс из Империи инков (2020) ISBN 9781005592318
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Теофило Лайме Аджакопа, Словарь английского языка, Ла-Пас, 2007 (англо-испанский словарь)
- ^ Мулиан, Родриго; Катрилео, Мария ; Ландео, Пабло (2015). «Afines quechua en el словарь мапуче Луиса де Вальдивии» [слова Акинса кечуа в словаре мапуче Луиса де Вальдивии]. Журнал теоретической и прикладной лингвистики (на испанском языке). 53 (2): 73–96. дои : 10.4067/S0718-48832015000200004 .
- ^ Мулиан, Родриго; Катрилео, Мария ; Хаслер, Фелипе (2018). « Correlatos en las constellaciones semióticas del Sol y de la Luna en las center y sur Andinas» [Соответствие семиотических созвездий Солнца и Луны в центральных и южных Андах]. Бюллетень Чилийского музея доколумбового искусства (на испанском языке). 23 (2): 121–141. дои : 10.4067/S0718-68942018000300121 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Д'Альтрой, с. 148.
- ^ Jump up to: а б с д и Кобо, Бернабе (1990) [1653]. Религия и обычаи инков . Остин, Техас : Издательство Техасского университета . стр. 29–30 . ISBN 9780292738546 .
- ^ «Доколумбовые цивилизации» . Британская онлайн-энциклопедия . 2008 год . Проверено 23 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Конвей, диджей (1995). Лунная магия: мифы и магия, поделки и рецепты, ритуалы и заклинания . Ллевеллин по всему миру . п. 148. ИСБН 978-1-56718-167-8 .
- ^ Лэннинг, Эдвард (1968). Перу до инков . Прентис Холл. ISBN 978-0-13-661595-8 .