Виракоча
Виракоча (также Виракоча , Уиракоча ; кечуа Виракуча ) — великое божество-творец в мифологии доинков и инков в Андском регионе Южной Америки. Согласно мифу, Виракоча имел человеческий облик. [1] и обычно считался бородатым. [2] Согласно мифу, он приказал построить Тиуанако . [3] Также говорят, что его сопровождали люди, которых также называли Виракоча.
Его часто называют несколькими эпитетами . К таким составным именам относятся Тикси Виракоча ( T'iqsi Wiraqocha ), Контити Виракоча , [4] [5] и иногда Кон-Тики Виракоча [ нужна ссылка ] (источник названия плота Тура Хейердала ). Другие обозначения — «создатель», Виракочан Пачаячикачан , [6] Виракоча Пачаячачи [7] или Пачаячачич («учитель мира»). [8]
Для инков культ Виракоча был важнее культа Солнца. [9] Виракоча был самым важным божеством в пантеоне инков. [10] и рассматривается как создатель всего сущего или субстанция, из которой все создано, и тесно связанная с морем. [11] За Виракочой сразу же последовало Инти , Солнце. [12]
Виракоча создал вселенную, солнце, луну и звезды, время (приказав солнцу двигаться по небу) [13] и сама цивилизация. Виракоче поклонялись как богу солнца и бури.
так называемые Боги-посохи хорошо согласуются с интерпретацией Виракоча. Не все [14]
Космогония согласно испанским источникам
[ редактировать ]Согласно мифу, записанному Хуаном де Бетансосом , [15] Виракоча поднялся из озера Титикака (или иногда из пещеры Пакарик Тампу ) во времена тьмы, чтобы принести свет. [16] Он создал солнце, луну и звезды. Он создал человечество, вдыхая камни, но его первым творением были безмозглые гиганты, которые ему не нравились. Итак, он уничтожил их потопом и создал из меньших камней людей, существ, которые были лучше великанов. После их создания они были разбросаны по всему миру. [17]
В конце концов Виракоча исчез через Тихий океан (пройдя по воде) и больше не вернулся. Он скитался по земле под видом нищего, обучая свои новые творения основам цивилизации, а также творя многочисленные чудеса. Многие, однако, отказались следовать его учению, скатившись к войнам и правонарушениям; Виракоча плакал, когда увидел тяжелое положение созданных им существ. [17] Считалось, что Виракоча снова появится в трудные времена. Педро Сармьенто де Гамбоа писал, что Виракоча описывался как «человек среднего роста, белый, одетый в белую мантию, похожую на альба , закрепленную на талии, и несущий в руках посох и книгу». [18]
В одной легенде у него был сын Инти и две дочери, Мама Килла и Пачамама . В этой легенде он уничтожил людей вокруг озера Титикака Великим Потопом под названием Уну Пачакути , продолжавшимся 60 дней и 60 ночей, спасая двоих, чтобы принести цивилизацию остальному миру. Эти два существа — Манко Капак , сын Инти (иногда принимаемый за сына Виракочи), чье имя означает «великолепное основание», и Мама Укллу , что означает «мать плодородия». Эти двое основали цивилизацию инков с золотым посохом, называемым «тапак-яури». По другой легенде, он стал отцом первых восьми цивилизованных людей. В некоторых историях у него есть жена по имени Мама Куча . [ нужна ссылка ]
В другой легенде [19] У Виракочы было два сына: Имахмана Виракоча и Токапо Виракоча. После Великого Потопа и Сотворения мира Виракоча отправил своих сыновей посетить племена на северо-востоке и северо-западе, чтобы определить, повинуются ли они его заповедям. Виракоча отправился на север. Во время своего путешествия Имаймана и Токапо дали имена всем деревьям, цветам, фруктам и травам. Они также научили племена, какие из них съедобны, какие обладают лечебными свойствами, а какие ядовиты. В конце концов, Виракоча, Токапо и Имахмана прибыли в Куско (на территории современного Перу) и на побережье Тихого океана, где они ушли по воде, пока не исчезли. Слово «Виракоча» буквально означает «Морская пена». [19]
Этимология
[ редактировать ]Тикси Уиракоча (исп. Тикси Виракоча ) может иметь несколько значений. На кечуань языках тикси означает «происхождение» или «начало», вира означает жир, а куча означает озеро, море или водохранилище. [20] Среди множества эпитетов Виракочи — великий , всезнающий , могущественный и т. д.Некоторые люди утверждают, что Виракуча может означать «Жир (или пена) моря» . [11] [21] этимология, которая была отброшена из соображений грамматики (составной порядок на языке кечуа ), по крайней мере, со времен Инки Гарсиласо . По мнению немецкого археолога Макса Уле , «пенное озеро» — непонятное название. Он указывает, что Вира ( Уира ) также может происходить от слова кечуа huyra («конец всего сущего»), и что Тичи Виракоча , следовательно, может иметь значение «озеро происхождения и конца всего сущего». [22]
Некоторые лингвисты полагают, что лингвистические, исторические и археологические данные позволяют предположить, что название могло быть заимствованием от Аймара Вила Кута ( wila «кровь»; quta «озеро») из-за жертвоприношений верблюдовых , которые праздновались на озере Титикака доинкскими племенами. Андские культуры, говорящие на языке аймара. [23]
Споры о «Белом Боге»
[ редактировать ]Первые испанские летописцы XVI века не упоминали о каком-либо отождествлении с Виракочой. Первым это сделал Педро Сьеса де Леон в 1553 году. [24] Подобные отчеты испанских летописцев (например, Хуана де Бетансоса ) описывают Виракочу как «белого бога», часто с бородой. [25] Однако белизна Виракочи не упоминается в местных подлинных легендах инков, и поэтому большинство современных ученых считали историю о «белом боге» испанским изобретением после завоевания. [26]

Подобно богу инков Виракоча, ацтекский бог Кецалькоатль и несколько других божеств из пантеонов Центральной и Южной Америки, таких как Муиска бог Бочика, описываются в легендах как бородатые. [27] Борода, которая когда-то считалась признаком доисторического европейского влияния и быстро подпитывалась и украшалась духами колониальной эпохи, имела свое единственное значение в континентально-островной культуре Мезоамерики. «Anales de Cuauhtitlan» — очень важный ранний источник, который особенно ценен тем, что изначально был написан на языке науатль. В «Аналах Куаутитлана» описывается одежда Кетцалькоатля в Туле:
Тотчас же он сделал ему свою зеленую маску; он взял красную краску, которой сделал губы красновато-коричневыми; для фасада он взял желтый цвет; и он сделал клыки; продолжая, он сделал себе бороду из перьев... [28]
В этой цитате борода представлена как украшение из перьев, прекрасно сочетающееся с академическими впечатлениями от мезоамериканского искусства. В истории, однако, не упоминается, были ли у Кетцалькоатля волосы на лице или нет, с целью снабдить его маской и символической бородой с перьями, чтобы скрыть его неприглядный вид, потому что, как сказал Кетцалькоатль: «Если бы мои подданные когда-нибудь увидели меня, они бы убегать!" [29]
Хотя описания внешности Виракоча открыты для интерпретации, мужчины с бородами часто изображались в знаменитой керамике перуанской культуры Моче задолго до прибытия испанцев. [30] Современные сторонники таких теорий, как доколумбовая миграция европейцев в Перу, ссылаются на эту бородатую керамику и бороду Виракочи как на свидетельство раннего присутствия неамериканцев в Перу. [31] Хотя у большинства индейцев нет густых бород, есть группы, в которых, как сообщается, есть бородатые люди, такие как народ аче в Парагвае , у которых также светлая кожа, но о которых не известно никакой примеси к европейцам и африканцам. [32] Когда южными пайуте в 1776 году европейцы впервые связались с , в отчете отцов Сильвестра Велеса де Эскаланте и Франсиско Атанасио Домингеса отмечалось, что «некоторые из мужчин имели густые бороды и считались внешне больше похожими на испанцев, чем на коренных американцев». [33]
Скальное образование в Ольянтайтамбо
[ редактировать ]
Местная легенда гласит, что скальное образование в небольшой деревне Оллантайтамбо на юге Перу представляет собой естественно сформированное или вырезанное изображение посланника Виракочи по имени Виракочан или Тунупа. Ольянтайтамбо, расположенный в регионе Куско , представляет собой цепочку небольших деревень вдоль долины Урубамба. Известная как Священная долина , она была важным оплотом Империи инков . Напротив древних руин инков Оллантайтамбо на скале Серро Пинкуйллуна находится образование высотой 140 метров, которое, как говорят, является фигурой Виракочана. Руины инков, построенные на вершине лица, также считаются символом короны на его голове. В впечатлениях художников от скального лица также можно отметить густую бороду и большой мешок на плечах. Эта легенда вошла в моду после выхода в 1995 году книги Фернандо и Эдгара Элорриеты Салазар. [34] [35]
Виракочан, странствующий проповедник знаний, повелитель времени, описывается как человек со сверхчеловеческой силой — бородатый высокий мужчина, одетый как священник или астроном.
Обращение в христианство
[ редактировать ]Испанские ученые и летописцы дают много информации о личности Виракоча.
- Бартоломе де лас Касас утверждает, что виракоча означает «творец всего сущего». [36]
- Хуан де Бетансос подтверждает вышесказанное, говоря: «Мы можем сказать, что Виракоча — это Бог». [37]
- Поло, Сармьенто де Гамбоа , Блас Валера и Акоста упоминают Виракочу как создателя. [36]
- Гуаман Пома , коренной летописец, считает термин «виракоча» эквивалентным слову «создатель». [38]
Испанские переводчики обычно приписывали Виракоче личность верховного творца в первые годы колонизации. [36]
Решение использовать термин «Бог» вместо «Виракоча» рассматривается как первый шаг в евангелизации инков. [36] В основе этой стратегии лежит тот факт, что, вероятно, было трудно объяснить христианскую идею «Бога» инкам, которые не смогли понять эту концепцию. Кроме того, замена упоминания Виракоча словом «Бог» способствовала замене местной концепции божественности христианским богословием. [36]
См. также
[ редактировать ]

- Колумбийский миф о Бочика , который играет такую же роль творца и цивилизатора, как и Виракоча.
- Культура Моче
- Посох Бога
- Тиуанако
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Матье Вио-Курвиль: Пространственная конфигурация в искусстве Тиуанако. Обзор резных по камню изображений и посохов богов Boletín del Museo Chileno de Arte Precolombino, Vol. 19, № 2 (2014), с. 15–16
- ^ Альфонс Штюбель , Макс Уле : Руины Тиауанако в высокогорье древнего Перу: культурно-историческое исследование, основанное на независимых записях. Хиерсеманн, Лейпциг, 1892 г., часть вторая, с. 58 ( digi.ub.uni-heidelberg.de ).
- ^ Альфонс Штюбель , Макс Уле : Руины Тиауанако в высокогорье древнего Перу: культурно-историческое исследование, основанное на независимых записях. Хиерсеманн, Лейпциг, 1892 г., часть вторая, с. 57 ( digi.ub.uni-heidelberg.de ).
- ^ Итье, Сезар (2013). Виракоча или океан: природа и функции божества инков . Минимальный сборник (первое издание). Лима, Перу: Французские институты андских исследований IFEA, UMIFRE 17, CNRS/MAE: Институт перуанских исследований IEP. ISBN 978-9972-623-78-3 . OCLC 837631534 . . «Под этим именем [т.е. ⟨Tecsi Viracochan⟩] или ⟨ticci viracocha⟩ он также известен Поло [Ондегардо] (1990, стр. 265, 266), Хуаман Пома (1936, стр. 911) и [Бернабе] Кобо (1956, с. 155, Л. XIII, глава IV). В работе, которая еще не опубликована, Родольфо Серрон-Паломино показал, что эпитет ⟨ticci⟩ не является тем же элементом, который появляется в составных словах ⟨Contiti⟩ (Betanzos), ⟨Conditi⟩ или ⟨Condici⟩ (Las Casas, 1967, ч. I, стр. 659), также эпитет Виракоча». (стр. 49) Перевод: «Он известен под тем же именем [⟨Tecsi Viracochan⟩] или ⟨ticci viracocha⟩ Поло [Ондегардо] (1990, стр. 265, 266), Гуамана Пома (1936) , стр. 911) и [Бернабе] Кобо (1956, стр. 155, книга XIII, глава IV). В статье, которая вот-вот будет опубликована, Родольфо Серрон-Паломино доказал, что эпитет ⟨ticci⟩ не является тем же образообразующим, что появляется в составных словах ⟨Contiti⟩ (Betanzos), ⟨Conditi⟩ или ⟨Condici⟩ (Las Casas ), 1967, ч. I, стр. 659), что также является эпитетом Виракоча'.
- ^ Серрон Паломино, Родольфо (2013). «Контити: верховное божество озерного происхождения». Языки инков: пукина, аймара и кечуа . Питер Лэнг Д. стр. 133–155. дои : 10.3726/978-3-653-02485-2 . ISBN 978-3-653-02485-2 .
- ^ Альфонс Штюбель , Макс Уле : Руины Тиауанако в высокогорье древнего Перу: культурно-историческое исследование, основанное на независимых записях. Хиерсеманн, Лейпциг, 1892 г., часть вторая, с. 55 ( digi.ub.uni-heidelberg.de ).
- ^ Матье Вио-Курвиль: Пространственная конфигурация в искусстве Тиуанако. Обзор резных по камню изображений и посохов богов Boletín del Museo Chileno de Arte Precolombino, Vol. 19, № 2 (2014), с. 16
- ^ Альфонс Штюбель , Макс Уле : Руины Тиауанако в высокогорье древнего Перу: культурно-историческое исследование, основанное на независимых записях. Хиерсеманн, Лейпциг, 1892 г., часть вторая, с. 55 ( digi.ub.uni-heidelberg.de ).
- ^ Альфонс Штюбель , Макс Уле : Руины Тиауанако в высокогорье древнего Перу: культурно-историческое исследование, основанное на независимых записях. Хиерсеманн, Лейпциг, 1892 г., часть вторая, с. 56 ( digi.ub.uni-heidelberg.de ).
- ^ Жан-Пьер Процен: Архитектура и строительство инков в Ольянтайтамбо. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк, 1993, с. 8.
- ^ Jump up to: а б Довер, Роберт В.Х.; Кэтрин Э. Зейболд; Джон Холмс Макдауэлл (1992). Андские космологии во времени: сохранение и возникновение. Карибские и латиноамериканские исследования . Издательство Университета Индианы. п. 274. ИСБН 0-253-31815-7 . Проверено 22 ноября 2009 г. :56
- ^ Жан-Пьер Процен: Архитектура и строительство инков в Ольянтайтамбо. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк, 1993, с. 8.
- ^ Янг-Санчес, Маргарет (2009). Тиуанако: материалы симпозиума Центра Майера 2005 года в Денверском художественном музее . Денверский художественный музей. ISBN 978-0-8061-9972-6 .
- ^ Матье Вио-Курвиль: Пространственная конфигурация в искусстве Тиуанако. Обзор резных по камню изображений и посохов богов Boletín del Museo Chileno de Arte Precolombino, Vol. 19, № 2 (2014), с. 18
- ^ Алан Колата, Долина духов: путешествие в затерянное царство аймара (1996), страницы 65–72
- ^ Эндрюс, Тамра (2000). Словарь мифов о природе . Издательство Оксфордского университета. п. 216. ИСБН 0-19-513677-2 .
- ^ Jump up to: а б «Виракоча» . Блумсберийский словарь мифов . Bloomsbury Publishing Ltd., Лондон. 1996 год . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ «Виракоча и пришествие инков» из книги «История инков» Педро Сармьенто Де Гамбоа, перевод Клементса Маркхэма, Кембридж: Общество Хаклюта, 1907, стр. 28–58.
- ^ Jump up to: а б «Глоссарий богов инков» . Первые люди Америки и Канады – Черепаший остров . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Теофило Лайме Акопа, Словарь английского языка, английский – испанский, испанский – английский
- ^ Дамиан, Кэрол; Стив Стейн; Никарио Хименес Киспе (2004). Популярное искусство и социальные перемены в алтарях Никарио Хименеса Киспе . Эдвин Меллен Пресс. ISBN 0-7734-6217-1 . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ Альфонс Штюбель, Макс Уле: Руины Тиауанако в высокогорье древнего Перу: культурно-историческое исследование, основанное на независимых записях. Хиерсеманн, Лейпциг, 1892 г., часть вторая, с. 55 ( digi.ub.uni-heidelberg.de ).
- ^ Паломино Хилл, Родольфо (2013). «Виракоча: кечуизация метонимии аймара» Языки инков: пукина, аймара и кечуа. Питер Лэнг Д. стр. 101-1 279–293. дои : 10.3726/ 978-3-653-02485-2 ISBN 978-3-653-02485-2 .
- ^ Колониальная испанская Америка: документальная история , Кеннет Р. Миллс, Rowman & Littlefield, 1998, стр. 39.
- ^ Доколумбовая Америка: мифы и легенды , Дональд. А. Маккензи, Сенат, 1996 г., стр. 268–270.
- ^ Миллс, 1998, с. 40.
- ^ Сименс, Уильям Л. «Виракоча как Бог и герой в Commentarios Reales». Испаноязычное обозрение 47, вып. 3 (1979): 327–38. дои: 10.2307/472790.
- ^ Anales de Cuauhtitlan., 1975, 9.)
- ^ «Чтения на классическом науатле: Смерть Кетцалькоатля» .
- ^ Портретная ваза с бородой , Бруклинский музей.
- ^ В поисках великих белых богов , Роберт Ф. Маркс, Crown Publishers, 1992, стр. 7–15.
- ^ Хилл, Ким; А. Магдалена Уртадо (1996). История жизни Аче: экология и демография народа-собирателя . Альдинская сделка. п. 58. ИСБН 978-0-202-02036-5 . Проверено 31 мая 2011 г.
- ^ «Экспедиция Доминкеса и Эскаланте, 1776 год» . UintahBasintah.org . Проверено 16 ноября 2010 г. цитирует: Чавес, А; Ванер, Т. (1995), Журнал Домингеса и Эскаланте , Солт-Лейк-Сити: University of Utah Press | страницы = 187–193
- ^ Фрост, Питер (2018). Изучение Куско: Классический путеводитель по Куско, Мачу-Пикчу и самому известному региону Перу (6-е изд.). Новые изображения. ISBN 978-612-00-3072-1 .
- ^ Веккио, Рик. «Этого Бога-Творца ты видишь на скалах над Ольянтайтамбо?» . Фертур Перу Путешествие . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Итье, Сезар. Виракоча или Океан: природа и функции божества инков . Лима: IFEA; ИЭП, 2012. Печать.
- ^ Бетансос, Хуан де, Мария дель Кармен Мартин Рубио и Digitalia (Фирма). Краткое изложение и повествование инков [Электронный ресурс]. Архивировано 3 мая 2016 г. на Wayback Machine .Web.
- ^ Гуаман Пома де Айала, Фелипе и Франклин Пиз GY Новая хроника и хорошее правительство; . Лима: Дом культуры Перу, 1969. Интернет.