Посох Бога
В «Южноандской иконографической серии» поза Бога Посоха представляет собой религиозную икону и стандартизированную позу, в некотором роде напоминающую стандартизированные позы в византийском искусстве . [1] В позе изображен человек или человекоподобная фигура, обращенная вперед, с вертикальными атрибутами, по одному в каждой руке. [2] Не существует единого представления о «Посоховом Боге». Существуют десятки вариаций «Посоховых богов». Некоторые ученые полагают, что некоторые из этих персонажей являются возможными изображениями Виракочи или Тунупы. [3] ( бог погоды аймара ). Однако существует мало доказательств, подтверждающих идею о том, что эти фигуры, обращенные вперед, действительно представляют собой божества. Некоторые исследователи указывают на их атрибуты и пространственную организацию, которые, по-видимому, указывают на то, что они практикуют ритуалы. Некоторые атрибуты в их руках были идентифицированы как Кирус (андские ритуальные чаши), подносы для табакерки (используемые в церемониальных контекстах) и метатели копий . [4] [5] «Лучи», исходящие или исходящие из лиц лиц лиц Тиуанако, по-видимому, имеют величину примерно ореола . [6] Они могут представлять потоки и распределение энергии. На Вари стоянке в Кончопате был найден сосуд, на котором изображен Бог-Посох, «лучи» которого можно интерпретировать как дерево Anadenanthera colubrina, прорастающее из его головы, тогда как круглые элементы действительно представляют его семенные коробочки. [7]
Самое старое известное изображение Бога-посоха было найдено в 2003 году на фрагментах разбитой тыквы в захоронении в долине реки Пативилка ( регион Норте-Чико ) и датировано 2250 годом до нашей эры. Это делает его старейшей религиозной иконой, найденной в Америке. [8]
Некоторые ученые утверждают, что Бог-посох Вари-Тиуанако является предшественником главных богов инков — Солнца, Луны и Грома. [9] Он служил основным религиозным символом всех перуанских Анд, особенно в эпоху раннего горизонта (900-200 гг. до н.э.) и позже. [10] Поклонение богам-посохам распространилось в Центральных Андах в эпоху Среднего горизонта (600–1000 гг. Н. Э.). [11] Это подтверждается раскопанными артефактами Среднего Горизонта, напоминавшими Посоха-Бога. [12]
Представления и иконография
[ редактировать ]Бог-посох был основной иконографией, характерной для культур доколумбового Перу, особенно тех, которые занимали северное побережье и южное нагорье. [13] Это видно по стилистическому единообразию икон и изображений, что предполагало их широкое распространение. [14]
В этих андских культурах существовали различные изображения Бога-Посоха. Однако его часто изображали как божество в апофеозе , руки которого всегда держат инструменты власти. [15] Например, артефакт, найденный в Чавин-де-Уантар, изображал божество, держащее раковины Спондилуса и Стромбуса , которые были женскими и мужскими символами соответственно. Это представление указывало на то, как Бог-Посох обладал властью для поддержания социальной гармонии и андского идеала гендерной взаимодополняемости . [10] Другой скульптурный камень раннего горизонта, Стела Раймонди , является, пожалуй, самым популярным изображением и изображал Бога-Посоха в виде бога неба или молнии, падающего на землю. [16]
Изображения южного высокогорного бога-посоха не только несли в себе мотивы, но и сопровождались супругами в виде божеств, нарисованных на тканях, используемых для украшения стен храмов или керамических сосудов. [17]
Бог-посох имеет один из наиболее важных иконографических элементов в археологии центральных Анд, и это заметно как в переносном, так и в стационарном искусстве с использованием различных материалов, таких как камень, ткань и керамика. [16] Например, форма бога-посоха играет центральную роль в Воротах Солнца культуры Тиуанако, представляющих собой монолит из одного камня. Туники и керамика культур Тиуанако и Вари периода Среднего горизонта демонстрируют похожего бога. Другой пример — гигантские кувшины для подношений, найденные в Кунчупате . На них было нарисовано изображение Бога-Посоха, похожее на изображение бога на задней стороне Монолита Понсе в Тиуанако. [18]
Галерея
[ редактировать ]-
Лицевая фигура Врат Солнца.
-
Посох Бога на золотой Чавина короне
-
Фигура в позе Бога-посоха на вазе культуры Чанкай в Художественном музее Уолтерса.
-
Фрагмент архитрава Посоха Бога в Этнологическом музее Берлина
-
Ламбаеке Фрагмент текстиля
-
Фигура бога-посоха на стеле Раймонди
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чарльз К. Манн : 1491: Америка до Колумба.
- ^ Матье Вио-Курвиль: Пространственная конфигурация в искусстве Тиуанако. Обзор каменных резных изображений и посохных богов. В: Boletín del Museo Chileno de Arte Precolombino Vol. 19, № 2 (2014), стр. 2014. 15
- ^ Колата, Алан Л. (1993). Тиуанако: портрет Андской цивилизации . Уайли-Блэквелл . п. 148. ИСБН 978-1-55786-183-2 .
- ^ Матье Вио-Курвиль: Пространственная конфигурация в искусстве Тиуанако. Обзор каменных резных изображений и посохных богов. В: Boletín del Museo Chileno de Arte Precolombino Vol. 19, № 2 (2014), стр. 2014. 22
- ^ Макс Уле : Природа и порядок древних перуанских культур. Коллоквиум Верлаг, 1959, с. 62: Посох в правой руке рисунка ясно указывает на копьеметателя благодаря крючку наверху, который, как это часто бывает с настоящими копьеметателями, имеет форму птицы, крюк наверху которого, как это часто бывает, случай с настоящими копьеметателями - имеет форму птицы, явно копьеметателя.")
- ^ Альфонс Штюбель, Макс Уле: Руины Тиауанако в высокогорье древнего Перу: культурно-историческое исследование, основанное на независимых записях. Хиерсеманн, Лейпциг, 1892 г., часть вторая, с. 23 ( digi.ub.uni-heidelberg.de ).
- ^ Мэтью Э. Бивер и др.: Галлюциногены, алкоголь и изменение стратегии лидерства в древних перуанских Андах. Античность 96.385 (2022): 142-158, с. 4
- ^ Ханна Хоаг (15 апреля 2003 г.). «Найдены древнейшие свидетельства андской религии» . Природа . дои : 10.1038/news030414-4 .
- ^ Исбелл, Уильям; Сильверман, Хелейн (2008). Андская археология III: Север и Юг . Нью-Йорк: Springer Science & Business Media. п. 307. ИСБН 9780387757308 .
- ^ Перейти обратно: а б Хендерсон, Питер В.Н. (2013). Курс истории Анд . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. п. 16. ISBN 9780826353368 .
- ^ Экхаут, Питер; Оуэнс, Лоуренс С. (2015). Погребальные практики и модели в древних Андах . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 137. ИСБН 9781107059344 .
- ^ Саломон, Фрэнк Л. (2004). Хранители шнура: хипу и культурная жизнь в перуанской деревне . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 78. ИСБН 9780822386179 .
- ^ Маркус, Джойс; Уильямс, Патрик Райан (2009). Андская цивилизация: дань уважения Майклу Э. Мозли . Лос-Анджелес, Калифорния: Институт археологии Костена. п. 93. ИСБН 9781931745543 .
- ^ Фэган (2012). Оксфордский справочник по археологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 674. ИСБН 9780195076189 .
- ^ Квилтер, Джеффри (2013). Древние Центральные Анды . Оксон: Рутледж. п. 208. ИСБН 9780415673099 .
- ^ Перейти обратно: а б Стил, Пол Ричард; Аллен, Кэтрин Дж. (2004). Справочник по мифологии инков . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 243 . ISBN 1576073548 .
- ^ Кляйнер, Фред С. (2010). Искусство Гарднера сквозь века: незападные перспективы, тринадцатое издание . Бостон, Массачусетс: Cengage Learning. п. 161. ИСБН 9780495573678 .
- ^ Сильверман, Хелейн; Исбелл, Уильям (2008). Справочник по южноамериканской археологии . Нью-Йорк: Springer Science & Business Media. п. 736. ИСБН 9780387752280 .