Цивилизация Карал-Супе
Альтернативные названия | Карал, Норте-Чико |
---|---|
Географический диапазон | Лима , Перу |
Период | Хлопчатобумажная прекерамика |
Даты | в. 3500 г. до н. э. – ок. 1800 г. до н. э. |
Тип сайта | я грубый |
Предшественник | Лаурикоча |
С последующим | Котош |
История Перу |
---|
Портал Перу |
Карал-Супе (также известный как Карал и Норте-Чико ) был сложным обществом доколумбовой эпохи , которое включало целых тридцать крупных населенных пунктов на территории нынешнего региона Карал на северо-центральном прибрежном Перу . Цивилизация процветала между четвертым и вторым тысячелетиями до нашей эры, с образованием первого города, который обычно датируется примерно 3500 годом до нашей эры, в Уариканге , в районе Форталезы . [ 1 ] Начиная с 3100 г. до н. э., крупномасштабные человеческие поселения и общинное строительство становятся ясно очевидными. [ 2 ] который длился до периода упадка около 1800 г. до н.э. [ 3 ] С начала 21 века она была признана старейшей известной цивилизацией в Америке и одним из шести мест, где цивилизация зародилась отдельно в древнем мире. [ 4 ]
Эта цивилизация процветала вдоль трех рек: Форталезы , Пативилки и Супе. Каждая из этих речных долин имеет большие группы участков. Дальше на юг вдоль реки Уаура есть несколько связанных участков. [ 5 ] Альтернативное название, Карал-Супе, происходит от города Карал. [ 6 ] в долине Супе — крупной и хорошо изученной стоянке Карал-Супе.
Сложное общество в Карале-Супе возникло через тысячелетие после Шумера в Месопотамии , было современником египетских пирамид и предшествовало мезоамериканским ольмекам почти на два тысячелетия .
В археологической номенклатуре Карал-Супе представляет собой докерамическую культуру доколумбовой поздней архаики ; в нем полностью отсутствовала керамика и не сохранилось никаких свидетельств изобразительного искусства. Самым впечатляющим достижением цивилизации была ее монументальная архитектура, включая большие земляные насыпи-платформы и затонувшие круглые площади . Археологические данные предполагают использование текстильных технологий и, возможно, поклонение обычным символам божеств, оба из которых повторяются в доколумбовых андских культурах. требовалось сложное правительство Предполагается, что для управления древним Каралом . Остаются вопросы по поводу его организации, особенно по влиянию продовольственных ресурсов на политику.
Археологам были известны древние памятники в этом районе по крайней мере с 1940-х годов; Первые работы проводились в Асперо на побережье, месте, обнаруженном еще в 1905 году. [ 7 ] а затем в Карале, дальше вглубь страны. В конце 1990-х годов перуанские археологи под руководством Рут Шейди предоставили первую обширную документацию о цивилизации, работая в Карале. [ 8 ] Статья 2001 года в журнале Science , содержащая обзор исследований Карала, [ 9 ] и статья 2004 года в журнале Nature , описывающая полевые исследования и радиоуглеродное датирование на более широкой территории. [ 2 ] раскрыл всю значимость Карала-Супе и вызвал широкий интерес. [ 10 ]
История и география
[ редактировать ]Датирование стоянок Карал-Супе отодвинуло предполагаемую дату возникновения сложных обществ в перуанском регионе более чем на тысячу лет назад. Культура Чавин , ок. 900 г. до н.э. , ранее считался первой цивилизацией в этом районе. Регулярно его все равно цитируют неправильно, так как он вообще работает. [ 11 ] [ 12 ]
Открытие Карал-Супе также сместило фокус исследований с высокогорных районов Анд и низменностей, прилегающих к горам (где Чавин, а позже и инки , имели свои основные центры) на перуанское побережье или прибрежные регионы. Караль расположен в северо-центральной части побережья, примерно в 150–200 км к северу от Лимы , примерно ограничен долиной Лурин на юге и долиной Касма на севере. Он включает в себя четыре прибрежные долины: Уаура , Супе , Пативилка и Форталеза . Известные памятники сосредоточены в последних трёх, которые имеют общую прибрежную равнину. Три основные долины занимают площадь всего 1800 км², и исследования подчеркивают плотность населенных пунктов. [ 13 ]
Перуанское побережье выглядит «невероятным, даже аномальным» кандидатом на «первозданное» развитие цивилизации по сравнению с другими мировыми центрами. [ 1 ] Он чрезвычайно засушливый, ограничен двумя дождевыми тенями (вызванными Андами на востоке и тихоокеанскими пассатами на западе). В регионе протекает более 50 рек, несущих тающие андские снега. Развитие повсеместного орошения из этих источников воды считается решающим фактором в возникновении реки Карал-Супе; [ 3 ] [ 14 ] поскольку вся монументальная архитектура в различных местах была обнаружена вблизи оросительных каналов. [ нужна ссылка ]
Радиоуглеродная работа Джонатана Хааса и др. обнаружили, что 10 из 95 образцов, взятых в районах Пативилка и Форталеза, датируются периодом до 3500 г. до н.э. Самый старый, датируемый 9210 годом до нашей эры, дает «ограниченное указание» на человеческое поселение в доколумбовую эпоху ранней архаики. Две даты 3700 г. до н.э. связаны с общинной архитектурой, но, вероятно, являются аномальными. Начиная с 3200 г. до н. э., стали ясно очевидны крупномасштабные человеческие поселения и общинное строительство. [ 2 ] Манн в обзоре литературы в 2005 году предлагает «где-то до 3200 г. до н.э., а возможно, и до 3500 г. до н.э.» в качестве даты начала периода формирования Карала-Супе. Он отмечает, что самая ранняя дата, надежно связанная с городом, - это 3500 г. до н. э., в Уариканге , в районе Форталезы на севере, согласно датам Хааса. [ 1 ]
Даты Хааса, относящиеся к началу третьего тысячелетия, предполагают, что развитие прибрежных и внутренних территорий происходило параллельно. Но с 2500 по 2000 год до нашей эры, в период наибольшего расширения, население и развитие решительно сместились в сторону внутренних территорий. Все развитие, очевидно, происходило на крупных внутренних участках, таких как Карал, хотя они по-прежнему зависели от рыбы и моллюсков с побережья. [ 2 ] Пик дат соответствует датам Шейди в Карале, которые показывают проживание с 2627 г. до н.э. по 2020 г. до н.э. [ 9 ] Однако тот факт, что прибрежные и внутренние территории развивались одновременно, остается спорным (см. следующий раздел). [ нужна ссылка ]
Влияние
[ редактировать ]Примерно к 2200 году до нашей эры влияние цивилизации Норте-Чико распространилось далеко по побережью. На юге он доходил до долины Шильон и до места Эль-Параисо . На севере оно простиралось до долины реки Санта . [ 15 ]
в. В 1800 г. до н. э. цивилизация Карал-Супе начала приходить в упадок, с появлением более мощных центров на юге и севере вдоль побережья и на востоке внутри пояса Анд. Успех ирригационного сельского хозяйства в Карал-Супе, возможно, способствовал его затмению. Профессор-антрополог Уинифред Кример из Университета Северного Иллинойса отмечает, что «когда эта цивилизация приходит в упадок, мы начинаем обнаруживать обширные каналы дальше на север. Люди переезжали на более плодородные земли и уносили с собой свои знания об ирригации». [ 3 ] Пройдет тысяча лет, прежде чем возникнет следующая великая перуанская культура – Чавин . [ нужна ссылка ]
Географические ссылки
[ редактировать ]Культурные связи с горными районами отмечаются археологами. Рут Шейди подчеркивает связь с религиозной традицией Котош : [ 16 ]
Многочисленные архитектурные особенности, обнаруженные в поселениях Супе, в том числе подземные круглые дворы, ступенчатые пирамиды и последовательные платформы, а также материальные останки и их культурное значение, раскопанные в Асперо и в долинах, которые мы раскапываем (Карал, Чупасигарро, Луриуаси, Мирайя). , являются общими с другими поселениями в этом районе, которые участвовали в так называемой религиозной традиции Котош. Наиболее характерными среди этих особенностей являются помещения со скамейками и очагами с подземными вентиляционными каналами, стенными нишами, двояковыпуклыми бусами и музыкальными флейтами. [ 17 ] [ чрезмерная цитата ]
Морское побережье и сельскохозяйственный интерьер
[ редактировать ]Исследования Карала-Супе продолжаются, но остается много нерешенных вопросов. Продолжаются дебаты по двум взаимосвязанным вопросам: в какой степени процветание Карал-Супе было основано на морских пищевых ресурсах, и какую точную связь это предполагает между прибрежными и внутренними территориями. [ Примечание 1 ]
Подтвержденная диета
[ редактировать ]Была предложена общая схема диеты Карала-Супе. В Карале съедобными одомашненными растениями, отмеченными Шейди, являются тыква , фасоль , лукума , гуава , пакай ( Inga feuilleei ) и сладкий картофель . [ 9 ] Хаас и др. отметили те же продукты в своем исследовании дальше на север, добавив при этом авокадо и ачиру . В 2013 году доказательства наличия кукурузы также были задокументированы Haas et al. (см. ниже). [ 18 ]
Значительная доля морепродуктов присутствовала как на прибрежных, так и на внутренних участках. Шейди отмечает, что «останки животных почти исключительно морские» в Карале, включая моллюсков и мидий , а также большое количество анчоусов и сардин . [ 9 ] То, что анчоусы добрались вглубь суши, ясно. [ 1 ] хотя Хаас предполагает, что « моллюски [в том числе моллюски и мидии], морские млекопитающие и водоросли , по-видимому, не составляли значительной части рациона во внутренних, неморских районах». [ 13 ]
Теория морской основы Андской цивилизации
[ редактировать ]Роль морепродуктов в диете Карала-Супе вызвала споры. Многие ранние полевые исследования были проведены в районе Асперо на побережье, прежде чем были осознаны полный масштаб и взаимосвязь нескольких участков цивилизации. В статье 1973 года Майкл Э. Мозли утверждал, что морская натуральная экономика (морепродукты) была основой общества и его удивительно раннего расцвета. [ 7 ] теория, позже разработанная как «морская основа Андской цивилизации» (MFAC). [ 19 ] [ 20 ] Он подтвердил ранее наблюдавшееся отсутствие керамики в Асперо и пришел к выводу, что « торосы » на этом месте представляют собой остатки искусственных курганов-платформ . [ нужна ссылка ]
Этот тезис о морской основе противоречил общему мнению ученых о том, что возникновение цивилизации было основано на интенсивном сельском хозяйстве, особенно на выращивании по крайней мере одного зернового продукта. Производство излишков сельскохозяйственной продукции долгое время считалось важным фактором повышения плотности населения и возникновения сложного общества. Идеи Мозли будут обсуждаться и оспариваться (например, о том, что морские остатки и их калорийность были переоценены), [ 21 ] но считались правдоподобными еще в 2005 году, когда Манн провел обзор литературы. [ 1 ]
Гипотезе о морском существовании сопутствовало подразумеваемое доминирование территорий, непосредственно прилегающих к побережью, над другими центрами. Эта идея была поколеблена осознанием масштабов Карала, внутреннего объекта. В дополнение к статье Шейди о знакомстве с Каралом в 1997 году в новостной статье Science 2001 года подчеркивалось доминирование сельского хозяйства, а также предполагалось, что Карал был старейшим городским центром в Перу (и во всей Америке). Он отверг идею о том, что цивилизация могла начаться вблизи побережья, а затем переместиться вглубь страны. Приводятся слова одного археолога, который предположил, что «сейчас мы имеем не прибрежные предшественники монументальных внутренних объектов, а прибрежные деревни-спутники монументальных внутренних объектов». [ 14 ]
Эти утверждения были быстро оспорены Сандвейсом и Мозли, которые заметили, что Карал, хотя и является самым крупным и сложным местом докерамики, но не самым старым. Они признали важность сельского хозяйства для промышленности и улучшения рациона питания, одновременно широко подтвердив «формирующую роль морских ресурсов в ранней андской цивилизации». [ 22 ] Ученые теперь согласны с тем, что во внутренних районах действительно было значительно больше населения и что «вдоль четырех рек было гораздо больше людей, чем на берегу, что они должны были доминировать». [ 1 ]
Остается вопрос, какое из направлений развилось первым и создало шаблон для последующего развития. [ 23 ] Хаас отвергает предположения о том, что морское развитие на участках, непосредственно прилегающих к побережью, было первоначальным, указывая на одновременное развитие, основанное на его датировке. [ 2 ] Мозли по-прежнему убежден, что прибрежный Асперо является древнейшим местом и что его морская жизнь послужила основой цивилизации. [ 1 ] [ 22 ]
Хлопок и источники пищи
[ редактировать ]Использование хлопка (вида Gossypium barbadense ) сыграло важную экономическую роль во взаимоотношениях между внутренними и прибрежными поселениями в этой области Перу. Тем не менее, ученые до сих пор расходятся во мнениях относительно точной хронологии этих событий. [ 1 ] [ 13 ]
Хотя хлопок и не был съедобным, он был самым важным продуктом орошения в культуре Карал-Супе, жизненно важным для производства рыболовных сетей (которые, в свою очередь, обеспечивали морские ресурсы), а также для производства текстиля и текстильных технологий. Хаас отмечает, что «контроль над хлопком позволяет правящей элите использовать ткань для одежды, сумок, накидок и украшений». [ 13 ] Он готов признать дилемму взаимной зависимости: «Доисторическим жителям Норте-Чико нужны были рыбные ресурсы для получения белка , а рыбакам нужен был хлопок, чтобы сделать сети для ловли рыбы». [ 13 ] Таким образом, определение хлопка как жизненно важного ресурса, производимого внутри страны, само по себе не решает вопрос о том, были ли внутренние центры прародителями прибрежных центров или наоборот. Мозли утверждает, что успешные морские центры переместились бы вглубь страны в поисках хлопка. [ 1 ]
В публикации 2018 года Дэвид Г. Бересфорд-Джонс с соавторами защитили гипотезу Мозли (1975) «Морские основы Андской цивилизации» (MFAC). [ 24 ]
Авторы модифицировали и усовершенствовали гипотезу Мозли «Морские основы Андской цивилизации». Таким образом, по их мнению, гипотеза MFAC теперь «становится более убедительной, чем когда-либо». По мнению авторов, именно потенциал увеличения объемов производства продуктов питания, который позволил выращивать хлопок, стал ключом к ускорению революционных социальных изменений и социальной сложности. сбор лубяных волокон диких асклепий , что было гораздо менее эффективно. До этого для производства волокна использовался [ нужна ссылка ]
Бересфорд-Джонс и другие также предложили дополнительную поддержку своим теориям в 2021 году. [ 25 ]
История исследований
[ редактировать ]были древними Первоначально термин «хлопковая докерамическая стадия» придумал швейцарский археолог Фредерик Энгель в 1957 году для описания необычных прибрежных участков, таких как Норте-Чико, где был хлопок, но не было керамики и Считалось, что этот этап длился около 1200 лет, с 3000 по 1800 год до нашей эры. [ 26 ] [ 27 ]
Развитие Карал-Супе особенно примечательно очевидным отсутствием основных сельскохозяйственных продуктов питания . Однако недавние исследования все чаще оспаривают это и указывают на то, что кукуруза была основой рациона этой и более поздних доколумбовых цивилизаций. [ 28 ] Мозли нашел небольшое количество початков кукурузы в 1973 году в Асперо (также видели в ходе работ на месте в 1940-х и 1950-х годах). [ 7 ] но с тех пор назвал находку «проблемной». [ 22 ] Однако появляется все больше свидетельств важности кукурузы в этот период:
Археологические исследования на ряде участков в регионе Норте-Чико на севере центрального побережья позволили получить широкий спектр эмпирических данных о производстве, переработке и потреблении кукурузы. Новые данные, полученные из копролитов , записей пыльцы и остатков каменных орудий, в сочетании со 126 радиоуглеродными датами, показывают, что кукуруза широко выращивалась, интенсивно обрабатывалась и составляла основной компонент рациона на протяжении всего периода с 3000 по 1800 год до нашей эры. [ 18 ]
Для Бересфорда-Джонса его новое исследование двух близлежащих древних прибрежных поселений Ла-Йерба, на восточном берегу реки Ика в Перу ( Рио-Ика ), было очень важным. Это недалеко от южного перуанского города Ика . Самым ранним из этих поселений было Ла Йерба II (7571–6674 гг. Калифорнийского периода, или около 5570–4670 гг. до н.э.). Когда он был оккупирован, куча снарядов Ла Йерба II располагалась довольно близко к древней линии прибоя. Это не было постоянно занятое место. [ 24 ]
С другой стороны, несколько более позднее поселение, Ла-Йерба III, было постоянно заселенным поселением, и его население было на порядок больше, чем раньше. обсидиана Дебит был в изобилии на Ла-Йерба III, в отличие от ранее. Это предполагает растущее взаимодействие, распространяющееся на высокогорье, где добывался обсидиан. [ 24 ]
Население Ла-Йербы III уже занималось пойменным садоводством. Они выращивали тыквы, фасоль и фасоль канавалию , а производство растительного волокна имело большое значение для их рыболовного хозяйства. Таким образом, они были «предварительно адаптированы к хлопковой революции». [ 24 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Правительство
[ редактировать ]Степень централизованной власти определить трудно, но модели архитектурного строительства свидетельствуют, по крайней мере, в определенных местах в определенное время, о элитном населении, обладавшем значительной властью: в то время как часть монументальной архитектуры возводилась постепенно, другие здания, такие как два главных кургана-платформы в Карале, [ 9 ] Судя по всему, они были построены в один или два интенсивных этапа строительства. [ 13 ] В качестве еще одного доказательства централизованного контроля Хаас указывает на остатки больших каменных складов, обнаруженных в Упаке на Пативилке, как на символ власти, способной контролировать жизненно важные ресурсы, такие как хлопок. [ 1 ]
Хаас предполагает, что модели трудовой мобилизации, выявленные археологическими данными, указывают на уникальное появление человеческого правительства, одного из двух наряду с Шумером (или трех, если Мезоамерику включить в отдельный случай). В то время как в других случаях идея правительства была бы заимствована или скопирована, в этой небольшой группе правительство было изобретено . [ нужна ссылка ] Другие археологи отвергли подобные утверждения как преувеличенные. [ 1 ]
Исследуя основу возможного правительства, Хаас предлагает три широких основы власти для ранних сложных обществ: [ нужна ссылка ]
- экономический,
- идеология, -и
- физ.
Он находит первых двух присутствующих в древнем Карал-Супе. [ нужна ссылка ]
Экономический
[ редактировать ]Экономическая власть основывалась бы на контроле над хлопком, съедобными растениями и связанными с ними торговыми отношениями, при этом власть была бы сосредоточена на внутренних территориях. Хаас предварительно предполагает, что масштабы этой экономической базы могли значительно расшириться: в Карал-Супе есть только два подтвержденных береговых участка (Асперо и Бандуррия) и, возможно, еще два, но были обнаружены и одомашненные растения и сети для ловли хлопка. вдоль перуанского побережья. Вполне возможно, что основные внутренние центры Карал-Супе находились в центре широкой региональной торговой сети, сосредоточенной на этих ресурсах. [ 13 ]
Цитируя Шейди, статья 2005 года в журнале Discover предполагает богатую и разнообразную торговую жизнь: «[Caral] экспортировала свою собственную продукцию и продукцию Асперо в отдаленные общины в обмен на экзотический импорт: раковины Spondylus с побережья Эквадора , богатые красители из Андское нагорье , галлюциногенный табак с Амазонки ». [ 29 ] (Учитывая все еще ограниченный объем исследований Карала-Супе, к таким заявлениям следует относиться осмотрительно.) Другие отчеты о работе Шейди указывают на то, что Карал торговал с общинами в джунглях дальше вглубь страны и, возможно, с людьми из гор. [ 30 ]
Идеология
[ редактировать ]Хаас постулирует, что идеологическая власть, осуществляемая лидерами, была основана на очевидном доступе к божествам и сверхъестественному . [ 13 ] Свидетельства о религии Карал-Супе ограничены: в 2003 году изображение Бога-Посоха , злобной фигуры с капюшоном и клыками, было найдено на тыкве , датируемой 2250 годом до нашей эры. Бог Посоха — главное божество более поздних андских культур, и Уинифред Кример предлагает найти точки поклонения общим символам божеств. [ 31 ] [ 32 ] Как и во многих других исследованиях в Карал-Супе, природа и значение находки оспаривались другими исследователями. [ Примечание 2 ]
Манн постулирует, что процесс архитектурного строительства и обслуживания Карал-Супе мог быть духовным или религиозным опытом: процессом коллективного возвышения и церемонии. [ 23 ] Шейди назвал Караль «священным городом» ( la ciudad sagrada ). [ 8 ] и сообщает, что социально-экономическое и политическое внимание уделялось храмам, которые периодически реконструировались, и с реконструкцией были связаны крупные всесожжения. [ 33 ]
Физический
[ редактировать ]Хаас отмечает отсутствие каких-либо предположений о физических основах власти, то есть оборонительных сооружениях, в Карал-Супе. Нет никаких свидетельств войн «любого рода и на любом уровне в докерамический период ». [ 13 ] Изувеченные тела, сожженные здания и другие явные признаки насилия отсутствуют, а модели расселения совершенно не оборонительны. [ 23 ] Свидетельства развития сложного правительства в отсутствие войн заметно контрастируют с археологической теорией, которая предполагает, что люди переходят от групп, основанных на родстве, к более крупным единицам, напоминающим « государства », для взаимной защиты часто скудных ресурсов. В Карал-Супе присутствовал жизненно важный ресурс: пахотные земли в целом и урожай хлопка в частности, но Манн отметил, что, по-видимому, переход к большей сложности культуры не был вызван необходимостью защиты или ведения войны. [ 23 ]
Сайты и архитектура
[ редактировать ]Участки Карал-Супе известны своей плотностью крупных объектов с огромной архитектурой. [ 34 ] Хаас утверждает, что плотность поселений на такой маленькой территории уникальна для зарождающейся цивилизации. В третьем тысячелетии до нашей эры Карал-Супе, возможно, был самым густонаселенным районом мира (за исключением, возможно, Северного Китая). [ 13 ] В долинах рек Супе, Пативилка , Форталеза и Уаура в Карал-Супе есть несколько связанных участков. [ нужна ссылка ]
Данные новаторских работ, проведенных в 1973 году в Асперо , в устье долины Супе, позволяют предположить, что участок площадью примерно 13 гектаров (32 акра). Исследование мусора позволило предположить обширную доисторическую строительную деятельность. Были отмечены небольшие террасы , а также более сложная кладка платформенных курганов . По оценкам, на этом месте существовало около одиннадцати искусственных курганов. Мозли называет их «корпоративными трудовыми платформами», учитывая, что их размер, планировка, а также строительные материалы и методы потребовали бы организованной рабочей силы. [ 7 ]
Обследование северных рек выявило участки площадью от 10 до 100 га (от 25 до 247 акров); обнаружено от одного до семи крупных платформенных курганов — прямоугольных террасных пирамид — размером от 3000 м. 3 (от 110 000 куб. футов) до более 100 000 м 3 (3 500 000 куб. футов). [ 2 ] Шейди отмечает, что центральная зона Карала с монументальной архитектурой занимает площадь чуть более 65 гектаров (160 акров). Кроме того, на этом месте были обнаружены шесть курганов-платформ, множество курганов меньшего размера, две затонувшие круглые площади и различные жилые постройки. [ 9 ]
Монументальная архитектура была построена из добытого камня и речного булыжника. Используя тростниковые «мешки-шикры», некоторые из которых сохранились, [ 35 ] рабочие доставляли материал на объекты вручную. Роджер Этвуд из журнала Archeology описывает этот процесс:
Армии рабочих собирали длинную и прочную траву, известную как шикра , в высокогорье над городом, связывали пряди травы в мешки с неплотной сеткой, наполняли мешки валунами, а затем закладывали траншеи за каждой последующей подпорной стеной ступенчатых пирамид траншеями. мешки, наполненные камнями. [ 36 ]
Таким образом жители Норте-Чико добились огромных архитектурных успехов. Самая большая из платформ-курганов в Карале, Пирамида Майор , имеет размеры 160 на 150 м (520 на 490 футов) и высоту 18 м (59 футов). [ 9 ] Подводя итоги статьи Шейди 2001 года, BBC предполагает, что работникам «платили бы или принуждали» работать над централизованными проектами такого рода, при этом сушеные анчоусы , возможно, служили формой валюты. [ 37 ] Манн указывает на «идеологию, харизму и умело рассчитанное подкрепление» со стороны лидеров. [ 1 ]
Развитие и отсутствующие технологии
[ редактировать ]По сравнению с общими евразийскими моделями развития цивилизации различия Карала-Супе поразительны. В Карале-Супе на протяжении всего периода сохраняется полное отсутствие керамики. Урожай готовили путем запекания. [ 37 ] Отсутствие керамики сопровождалось отсутствием археологически очевидного искусства. В разговоре с Манном Альваро Руис отмечает: «В Норте-Чико мы почти не видим изобразительного искусства. Ни скульптуры, ни резьбы или барельефа , почти никакой живописи или рисунка — интерьеры совершенно пусты. Что мы видим, так это огромные курганы — и ткани». [ 1 ]
Хотя отсутствие керамики кажется аномальным, Манн отмечает, что наличие текстиля интригует. Кипу (или кипу), записывающие устройства на основе струн, были найдены в Карале, что позволяет предположить наличие системы письма или протописьма в Карал-Супе. [ 38 ] (Об открытии сообщил Манн в журнале Science в 2005 году, но он не был официально опубликован или описан Шейди.) Точное использование кипу в этой и более поздних андских культурах широко обсуждается. Первоначально считалось, что это простая мнемоническая техника, используемая для записи числовой информации, например количества купленных и проданных товаров. Однако появились доказательства того, что кипу также могло записывать логографическую информацию так же, как и письмо. Исследования были сосредоточены на гораздо более крупной выборке в несколько сотен кипу, датируемой временами инков. Открытие Карала-Супе остается уникальным и нерасшифрованным. [ 39 ]
Другие находки в Карал-Супе оказались многообещающими. Хотя изобразительное искусство, по-видимому, отсутствует, люди, возможно, играли инструментальную музыку: пеликана . были обнаружены тридцать две флейты, изготовленные из кости [ 1 ] [ 29 ]
Самое старое известное изображение Бога- посоха было найдено в 2003 году на фрагментах разбитой тыквы в захоронении в долине реки Пативилка, а тыква была датирована радиоуглеродом 2250 годом до нашей эры. [ 40 ] Хотя такие археологические свидетельства все еще фрагментарны, они соответствуют образцам более поздней Андской цивилизации и могут указывать на то, что Карал-Супе служил образцом. Помимо конкретных находок, Манн выделяет
«примат обмена на обширной территории, склонность к коллективным, праздничным общественным работам, [и] высокая оценка текстиля и текстильных технологий» в Норте-Чико как образцов, которые позже повторятся в перуанской колыбели цивилизации». [ 1 ]
Академические споры
[ редактировать ]Масштабы открытия Карала-Супе вызвали академические споры среди исследователей. «Монументальная вражда», как описывает Archeology , включала «публичные оскорбления, обвинения в плагиате, этические расследования как в Перу, так и в Соединенных Штатах, а также жалобы перуанских чиновников правительству США». [ 36 ] Ведущий автор основополагающей статьи от апреля 2001 г. [ 9 ] была перуанкой Рут Шейди с соавторами Джонатаном Хаасом и Уинифред Кример, женатой командой США; Сообщается, что соавторство было предложено Хаасом в надежде, что участие исследователей из США поможет обеспечить средства для радиоуглеродного датирования, а также финансирование будущих исследований. Позже Шейди обвинила пару в плагиате и недостаточном указании авторства, предположив, что пара получила признание за ее исследование, которое началось в 1994 году. [ 29 ] [ 41 ]
Речь идет о заслуге открытия цивилизации, ее названия и разработки теоретических моделей для ее объяснения. В 1997 году Шейди описала цивилизацию, расположенную на реке Супе, с Каралом в ее центре, хотя она предположила, что у этого общества более крупная географическая база. [ 42 ]
В 2004 году Хаас и др. написал, что «наша недавняя работа в соседних Пативилке и Форталезе показала, что Карал и Асперо были лишь двумя из гораздо большего числа крупных памятников поздней архаики в Норте-Чико», при этом Шейди отметил только в сносках. [ 2 ] Именно такая атрибуция разозлила Шейди и ее сторонников. Позиция Шейди затрудняется отсутствием финансирования археологических исследований в ее родном Перу, а также медийными преимуществами североамериканских исследователей в спорах такого типа. [ 30 ]
Хотя их учреждения сняли с Хааса и Кримера обвинение в плагиате, научно-консультативный совет Чикагского полевого музея естественной истории упрекнул Хааса за пресс-релизы и веб-страницы, в которых слишком мало внимания уделялось Шейди и преувеличивалась роль американской пары как первооткрывателей. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]- Андская прекерамика
- Иперу , туристическая информация Перу
- Список археологических памятников Норте-Чико
- Знай Пуэрто
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Внутренние» и «внутренние» здесь не относятся к гористой внутренней части Перу. Все территории Норте-Чико расположены на широком побережье, в пределах 100 км (62 миль) от побережья и в пределах перуанского побережья (Карал находится в 23 км [14 миль] вглубь страны). Слова «внутренний» и «внутренний» используются здесь для контраста с участками, буквально примыкающими к океану. [ нужна ссылка ]
- ^ Кристоф Маковский, как сообщает Манн (1491), предполагает, что существует мало свидетельств того, что народы Андских цивилизаций поклонялись главному божеству. Фигура, возможно, была вырезана более поздней цивилизацией на древней тыкве, поскольку она была найдена в слоях, датируемых между 900 и 1300 годами нашей эры. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Манн, Чарльз К. (2006) [2005]. 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Винтажные книги. стр. 199–212 . ISBN 1-4000-3205-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хаас, Джонатан; Уинифред Кример; Альваро Руис (23 декабря 2004 г.). «Датировка позднеархаической оккупации региона Норте-Чико в Перу». Природа . 432 (7020): 1020–1023. Бибкод : 2004Natur.432.1020H . дои : 10.1038/nature03146 . ПМИД 15616561 . S2CID 4426545 .
- ^ Jump up to: а б с «Археологи пролили новый свет на самую раннюю известную цивилизацию Америки» (пресс-релиз). Университет Северного Иллинойса. 22 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2007 г. Проверено 1 февраля 2007 г.
- ^ «Древние Анды» . Историческая гильдия . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ «подробная карта достопримечательностей Норте-Чико» .
- ^ «Священный город Карал-Супе» . ЮНЕСКО . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мозли, Майкл Э.; Гордон Р. Уилли (1973). «Асперо, Перу: повторный анализ места и его последствий». Американская древность . 38 (4). Общество американской археологии: 452–468. дои : 10.2307/279151 . JSTOR 279151 . S2CID 163284313 . «Мы рассматриваем это место как «вершину» по существу несельскохозяйственной экономики. Средства к существованию по-прежнему в основном поступали от моря. Но такое существование поддерживало оседлый образ жизни с сообществами значительного размера».
- ^ Jump up to: а б Шейди Солис, Рут Марта (1997). Священный город Караль-Супе на заре цивилизации Перу (на испанском языке). Лима: UNMSM, Редакционный фонд . Проверено 3 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шейди Солис, Рут; Джонатан Хаас; Уинифред Кример (27 апреля 2001 г.). «Знакомство с Каралом, докерамическим памятником в долине Супе на центральном побережье Перу». Наука . 292 (5517): 723–726. Бибкод : 2001Sci...292..723S . дои : 10.1126/science.1059519 . ПМИД 11326098 . S2CID 10172918 .
- ^ См CNN . , например, . Учитывая предварительный характер многих исследований, касающихся Норте-Чико, читателям следует с осторожностью относиться к заявлениям в общих источниках новостей.
- ^ «История Перу» . МИР ИСТОРИИ . Проверено 31 января 2007 г.
- ^ Робертс, Дж. М. (2004). Новая мировая история пингвинов (Четвертое изд.). Лондон: Книги Пингвина. стр. 153 . ISBN 9780141007236 .
[Америка] на тысячелетия отстает от развития цивилизации в других местах, какова бы ни была причина этого.
«Подразумеваемая отсталость, по-видимому, опровергнута Норте Чико; в своей работе Манн резко критикует невнимание, оказываемое доколумбовой Америке». - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хаас, Джонатан; Уинифред Кример; Альваро Руис (2005). «Власть и возникновение сложных политий в перуанской прекерамике». Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 14 (1): 37–52. дои : 10.1525/ap3a.2004.14.037 .
- ^ Jump up to: а б Прингл, Хизер (27 апреля 2001 г.). «Первый городской центр в Америке». Наука . 292 (5517): 621. doi : 10.1126/science.292.5517.621 . ПМИД 11330310 . S2CID 130819896 . «Утверждение в этой колонке « Новости недели» о том, что Карал является старейшим городским центром Америки, весьма сомнительно».
- ^ Жунсин Го (2017), Поведение народов. Динамическое развитие и истоки цивилизаций. ISBN 9783319487724. Springer International Publishing. п. 49
- ^ Рут Шейди Солис (2006), Первый город Америки? Случай позднеархаического Карала
- ^ Рут Шейди Солис (2006), Первый город Америки? Случай позднеархаического Карала
- ^ Jump up to: а б Хаас, Дж.; Кример, В.; Хуаман Месия, Л.; Гольдштейн, Д.; Рейнхард, К.; Родригес, CV (2013). «Свидетельства существования кукурузы (Zea mays) в поздней архаике (3000–1800 гг. До н.э.) в регионе Норте-Чико в Перу» . Труды Национальной академии наук . 110 (13): 4945–9. Бибкод : 2013PNAS..110.4945H . дои : 10.1073/pnas.1219425110 . ПМЦ 3612639 . ПМИД 23440194 .
- ^ Мозли, Майкл. «Морские основы Андской цивилизации: развивающаяся гипотеза» . Зал Маат. Архивировано из оригинала 28 августа 2019 года . Проверено 13 июня 2008 г.
- ^ Мозли, Майкл (1975). Морские основы Андской цивилизации . Менло-Парк: Каммингс. ISBN 0-8465-4800-3 .
- ^ Раймонд, Дж. Скотт (1981). «Морские основы Андской цивилизации: пересмотр доказательств». Американская древность . 46 (4). Общество американской археологии: 806–821. дои : 10.2307/280107 . JSTOR 280107 . S2CID 164171603 .
- ^ Jump up to: а б с Сандвейс, Дэниел Х.; Майкл Э. Мозли (2001). «Усиление важности новых исследований в Перу». Наука . 294 (5547): 1651–1653. дои : 10.1126/science.294.5547.1651d . ПМИД 11724063 . S2CID 9301114 .
- ^ Jump up to: а б с д Манн, Чарльз К. (7 января 2005 г.). «Обнаружена древнейшая цивилизация Америки». Наука . 307 (5706): 34–35. дои : 10.1126/science.307.5706.34 . ПМИД 15637250 . S2CID 161589785 .
- ^ Jump up to: а б с д Бересфорд-Джонс, Дэвид; Пуллен, Александр; Чаука, Джордж; Кадуолладер, Лорен; Гарсиа, Мария; Сальватьерра, Изабель; Уэйли, Оливер; Васкес, Виктор; Арсе, Сусана; Лейн, Кевин; Френч, Чарльз (29 июня 2017 г.). «Совершенствование морских основ андской цивилизации: как технология растительных волокон привела к усложнению социальной жизни в докерамический период» . Журнал археологического метода и теории . 25 (2). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 393–425. дои : 10.1007/s10816-017-9341-3 . ISSN 1072-5369 . ПМЦ 5953975 . ПМИД 29782575 .
- ^ Бересфорд-Джонс, Дэвид Г.; Помрой, Эмма; Алдай, Камила; Бенфер, Роберт; Квилтер, Джеффри; О'Коннелл, Тэмсин С .; Лайтфут, Эмма (6 мая 2021 г.). «Диета и образ жизни в первых деревнях средней докерамики: данные стабильного изотопа и остеологического анализа человеческих останков из Паломы, Чилки I, Ла Йербы III и Морро I» . Латиноамериканская древность . 32 (4). Издательство Кембриджского университета (CUP): 741–759. дои : 10.1017/laq.2021.24 . ISSN 1045-6635 . S2CID 235569923 .
- ^ Истоки и развитие сложного общества в Андах Южной Америки. Архивировано 18 марта 2022 г. в Полевом музее Wayback Machine - fieldmuseum.org.
- ^ Энгель, Фредерик (1957), «Некерамические памятники и поселения перуанского побережья». Журнал Общества американистов, Nueva Serie 44:43–95.
- ^ Кинвер, Марк (25 февраля 2013 г.). «Как показывают исследования, кукуруза играла ключевую роль в ранней андской цивилизации» . Новости BBC онлайн . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Миллер, Кеннет (сентябрь 2005 г.). «Разборки в ОК Карал» . Обнаружить . 26 (9) . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Белси, Лоран (январь 2002 г.). «Цивилизация потеряна?» . Христианский научный монитор . Проверено 8 марта 2007 г.
- ^ Хоаг, Ханна (15 апреля 2003 г.). «Найдены древнейшие свидетельства андской религии». Новости природы (онлайн). дои : 10.1038/news030414-4 .
- ^ Хехт, Джефф (14 апреля 2003 г.). «Обнаружена старейшая религиозная икона Америки» . Новый учёный (онлайн) . Проверено 13 февраля 2007 г.
- ↑ Из третьего резюме , Шейди (1997).
- ^ Брасвелл, Джеффри (16 апреля 2014 г.). Майя и их центральноамериканские соседи: модели поселений, архитектура, иероглифические тексты и керамика . Рутледж. п. 408. ИСБН 978-1317756088 .
- ^ Уайт, Нэнси. «Архаика/прекерамика (6000–2000 гг. до н. э.): возникновение седентизма, ранняя керамика» . МАТРИЦА . Университет Индианы в Блумингтоне . Проверено 8 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Этвуд, Роджер (июль – август 2005 г.). «Монументальная вражда» . Археология . 58 (4) . Проверено 27 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Старейший город Америки» . Новости Би-би-си . 26 апреля 2001 года . Проверено 16 февраля 2007 г.
- ^ Манн, Чарльз К. (12 августа 2005 г.). «Разгадка секретов Хипу» Наука 309 (5737): 1008–1009. дои : 10.1126/science.309.5737.1008 . ПМИД 16099962 . S2CID 161448364 .
- ^ См. 1491 , приложение B.
- ^ Ханна Хоаг (15 апреля 2003 г.). «Найдены древнейшие свидетельства андской религии» . Природа . дои : 10.1038/news030414-4 .
- ^ «Перуанский археолог обвиняет двух американских археологов в плагиате» . Обзор Афины (сводка архива новостей) . Athena Publications Inc., 22 января 2005 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2007 г. Проверено 8 марта 2007 г.
- ^ Из третьего резюме , Шейди (1997): Количество городских центров (17), выявленных в долине Супе, и их размеры потребовали большого количества рабочей силы и излишков для их строительства, обслуживания, реконструкции и захоронения. Если рассматривать исключительно производственный потенциал этой небольшой долины, эти инвестиции не могли быть сделаны без участия общин соседних долин. Количество городских центров (17), выявленных в долине Супе, и их размеры требуют большого количества избыточной рабочей силы для их строительства, обслуживания, реконструкции и захоронения. Если рассматривать исключительно производственный потенциал этой небольшой долины, эти инвестиции не могли бы быть реализованы без участия общин соседних долин.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сандвейс, DH; Шейди Солис, Р.; Мозли, Мэн; Киферд, ДК; Ортлофф, ЧР (2009). «Изменение окружающей среды и экономическое развитие прибрежного Перу между 5800 и 3600 лет назад» . Труды Национальной академии наук США . 106 (5): 1359–1363. Бибкод : 2009PNAS..106.1359S . дои : 10.1073/pnas.0812645106 . ПМЦ 2635784 . ПМИД 19164564 .
- Шейди, Рут; Клейхеге, Кристофер, ред. (2008). Карал: первая цивилизация Америки = первая цивилизация Америки . Лима: Университет Сан-Мартин-де-Поррес. ISBN 978-9972-33-792-5 .
- Шейди Солис, Рут (2005). Карал Супе, Перу: цивилизация Карал-Супе: 5000 лет культурной самобытности Перу . Лима: Национальный институт культуры. ISBN 9972-9738-4-0 .