Чалькацинго

Чалькацинго — мезоамериканский археологический памятник в долине Морелос (муниципалитет Джантетелько ), датируемый формирующим периодом мезоамериканской хронологии . Это место хорошо известно своим обширным массивом ольмеков монументального искусства и иконографии в стиле . Расположенный в южной части Центрального нагорья Мексики , Чалькацинго, по оценкам, был заселен еще в 1500 году до нашей эры . Жители начали создавать и демонстрировать искусство и архитектуру в ольмекском стиле около 900 г. до н.э. [1] На пике своего развития между 700 и 500 годами до нашей эры население Чалькацинго оценивалось от пятисот до тысячи человек. К 500 г. до н. э. он пришел в упадок. Климат в Морелосе, как правило, теплее и влажнее, чем в остальной части Хайленда. Центр Чалькацинго занимает примерно 100 акров (0,40 км²). 2 ). Имеющиеся данные указывают на то, что это было место ритуального значения. [2]
Чалькацинго расположен рядом с двумя большими гранодиоритовыми холмами в долине реки Амацинак , на равнинном ландшафте. Его первые жители, вероятно, брали воду из близлежащего источника. [3]
Чалькацинго соединял торговые пути между Герреро , Мексиканской долиной , Оахакой и низменностями Персидского залива .
Памятники и резьба
[ редактировать ]Чалькацинго представляет собой примеры искусства и архитектуры в стиле ольмеков.
В деревне была центральная площадь, обозначенная как Терраса 1, расположенная ниже по склону от элитных жилых домов. Терраса 25 представляет собой затонувший внутренний дворик в стиле Теопантекуанитлана .
Внутренние дворики с каменной облицовкой и монументальное искусство с барельефами — вот отличительные черты, которые можно найти как в Чалькацинго, так и в Теопантекуанитлане. Это единственные два известных сайта с такими функциями. Затонувший внутренний дворик Теопантекуанитлана старше. Есть и другие параллели между этими сайтами. [4]
В Чалькацинго, в центре затонувшего двора, находится настольный алтарь, напоминающий алтари в Ла-Венте и Сан-Лоренцо-Теночтитлане , обоих равнинных центрах ольмеков.
Строение 4 — самое большое сооружение Чалькацинго: почти квадратная платформа размером примерно 70 м (230 футов) с каждой стороны. Здесь раскопаны захоронения высокопоставленных лиц с нефритовыми украшениями и магнетитовым (железорудным) зеркалом. Большинство захоронений в деревне располагалось под полами домов — так хоронили людей, представлявших все многообразие социальных статусов.
Чалькацинго, пожалуй, наиболее известен своими резными барельефами. Большинство из 31 известного памятника встречаются в трех отдельных группах: два на Серро Чалькацинго и третий на террасах внутри самого поселения.
Рисунки этих резных фигурок были сделаны, но со многих из них были сняты слепки еще до того, как были сделаны какие-либо рисунки. Процесс изготовления этих форм имел тенденцию разрушать тонкие линии и фактически вырывать небольшие части камня.

Памятник 1 ( Эль Рей ) и «Группа танцев на воде»
[ редактировать ]Первая группа рельефов расположена высоко на склоне холма Серро Чалькацинго. Их очевидная общая тема дождя и плодородия побудила Кента Рейли назвать эту группу «Группой танцев на воде». [5]
В этой группе доминирует самая известная резьба из Чалькацинго: Памятник 1, также известный как «Эль Рей» (Король). «Эль Рей» — это резное изображение человекоподобной фигуры в натуральную величину, сидящей внутри пещеры с широким отверстием; форма отверстия представляет собой половину четырехлистника . Вид сбоку, вся пещера выглядит в поперечном разрезе, вход в пещеру виден справа от рисунка. Вход в пещеру такой же высокий, как и фигура, и свитки из него выходят (возможно, обозначающие речь или, возможно, ветер). Пещера, в которой находится фигура, снабжена глазом, а ее общая форма может напоминать рот.
восклицательные объекты (« ! Над пещерой находится ряд стилизованных объектов, которые были интерпретированы как дождевые облака, из которых кажутся падающими »). Обычно их интерпретировали как капли дождя. [6]
Сидящая фигура « Эль Рей » богато одета. Он или она сидит на сложном свитке и держит в руках другой свиток. Поскольку эта резьба расположена над основным естественным водным каналом, который когда-то снабжал водой Чалькацинго, эта сцена была интерпретирована как лидер, использующий свою силу для доставки воды в регион. Однако «Эль Рей» также по-разному назывался божеством дождя. [7] «Бог Горы» — предшественник ацтекского Тепейоллотля , [8] или как бог-ягуар, населяющий пещеры.
«Существует поразительная параллель между изображениями памятника Чалькацинго 1 и Стелы Исапа 8, на обоих из которых изображены элитные люди, восседающие на троне в четырехлистнике». [9]
Помимо « Эль Рей », группа «Танцы на воде» включает в себя пять барельефов меньшего размера, все из которых изображают различных ящероподобных существ, сидящих на вершине свитков (хотя Рейли называет их «ленивыми [вбок] S-образными» узорами). [10] под восклицательными объектами (опять же, скорее всего, каплями дождя), падающими из чего-то похожего на облака.Эти пять барельефов — Памятники 5/6, 8, 11, 14 и 15 — простираются на восток от Памятника 1, отделенные от него основным естественным водным каналом Серро Чалькацинго. Эти барельефы можно рассматривать только последовательно, что заставляет некоторых исследователей предполагать, что они, скорее всего, представляют собой изобразительную или процессионную последовательность. [11]
Вторая группа
[ редактировать ]Вторая группа также состоит из барельефов, но они высечены на рыхлых каменных плитах и валунах у подножия горы, а не на склоне горы. Они крупнее, чем у группы «Танцы на воде» (все, кроме « Эль Рей »), и резные фигурки в основном изображают фантастических существ, доминирующих над очерченными человеческими фигурами:

- Памятник 5 изображает рептильное существо, возможно, архетипического мезоамериканского пернатого змея , пожирающего (или, что менее вероятно, извергающего) человека. У существа удлиненная морда с большими клыками и треугольными отметинами на хвосте, а также что-то вроде плавников или крыльев.
- Памятник 4 изображает двух людей, подвергшихся нападению двух кошек. Человеческие фигуры находятся под кошачьими и немного впереди них, что указывает на то, что они, возможно, убегали. Кошки обнажили клыки и протянули к фигурам когти. Кошки, кажется, носят различные украшения, а в их глазах виден крест Святого Андрея (« X »), что позволяет предположить, что это могут быть боги-ягуары или что эти ягуары связаны с богом Солнца. [ нужна ссылка ]
- Памятник 3 изображает лежащую кошку рядом с кактусоподобным растением, а в поврежденном участке резьбы, возможно, подчиненную человеческую фигуру.
- Памятник 31 изображает лежащего кота на вершине человека, возможно, нападающего на него, хотя эта резьба не обладает ощущением движения, показанным на Памятнике 4. Можно увидеть три капли дождя, подобные тем, что в Эль-Рей , падающие сверху. Интерпретации этой сцены варьируются от идеи, что капли дождя, падающие на ягуара, представляют собой метафору плодородия, до тем кровопролития и жертвоприношений.
По мнению из Университета Иллинойса в Урбане-Шампейне археолога Дэвида Гроува , эти четыре рельефа, вероятно, иллюстрируют «последовательность мифических событий, важных в космогонии народов Чалькацинго». [12]
- На памятнике 2, расположенном в западной части сериала, изображены четыре человека. Трое из них стоят, а четвертый, справа, сидит на земле, инертно откинувшись назад, возможно, связанный. Все в масках, хотя у четвертого маска на затылке. Три стоящие фигуры размахивают копьями или пиками. Головной убор, который носит одна из стоящих фигур, перекликается с мотивами, украшающими голову одного из кошачьих Памятника 4, что позволяет предположить, что эта сцена связана с событиями, изображенными в других эпизодах.
В то время как первые пять из них расположены в форме процессии, шестая резьба из этой группы, обозначенная как «Памятник 13», находится значительно ниже по склону. На нем изображено сверхъестественное антропоморфное существо с расщелиной головой, часто встречающееся в иконографии ольмеков. Как и « Эль Рей », он сидит во рту четырехлистника , вероятно, сверхъестественного существа.
Другая резьба
[ редактировать ]Памятник 9
[ редактировать ]Памятник 9 — это скульптура, которая может изображать пещеру Памятника 1 с фронтальной точки зрения. Скульптура плоская и содержит большое отверстие посередине, соответствующее форме входа в пещеру. Это представляет собой полный четырехлистник. [9] Над этим отверстием находятся два глаза, похожие на глаз на памятнике 1. Густые брови над глазами и бромелиевые растения, исходящие из уголков рта, позволяют предположить, что скульптура была сделана ольмеками , которые, возможно, использовали ее в ритуале церемонии или обряды посвящения священников. [13]
Памятник 21
[ редактировать ]В Чалькацинго находится, возможно, самое раннее изображение женщины в мезоамериканском монументальном искусстве на Памятнике 21 . Памятник представляет собой стелу , первоначально возведенную перед Террасой 15 во время фазы оккупации Кантеры (700–500 гг. До н.э.). Верхняя часть памятника отсутствует. Памятник изображает женщину, одетую в сандалии, с головным убором и юбкой, которая касается – или, возможно, поднимает – [14] – связанная стела. Женщина и изображенная стела покоятся на чем-то, что было идентифицировано как стилизованное земляное чудовище. [14]
Это изображение, возможно, представляет женщину с ее брачным приданым и, по-видимому, отражается на Памятнике 32, на котором изображен мужчина, прикасающийся к стеле в аналогичной, но зеркальной позе. [15]
Ключевой горный участок
[ редактировать ]Хотя Чалькацинго, пожалуй, наиболее известен своими резными барельефами, которые позволяют сделать вывод о присутствии ольмеков в доисторическом сообществе, большая часть свидетельств с этого места указывает на то, что это было активное присутствие в Центральном нагорье Мексики, мало чем обусловленное каким-либо вторжением ольмеков. или свяжитесь. Самобытность Центральной Мексики, возможно, лучше всего можно оценить, сопоставив характер монументального искусства с многочисленными антропоморфными статуэтками, найденными в Чалькацинго. Эти фигурки, явно принадлежащие к местной традиции Центральной Мексики, можно рассматривать как изображения людей, живших в Морелосе на заре мезоамериканской цивилизации. [16]

Отклонить
[ редактировать ]Как и другие культурные центры периода становления, значение Чалькацинго снизилось, но, в отличие от центров на побережье Мексиканского залива, это место не было заброшено. Это место имеет явные свидетельства незначительного заселения в период позднего формирования и служило второстепенным церемониальным центром в классический период. Однако к 500 г. до н.э. Чалькацинго утратил свое центральное место в культуре мексиканского нагорья. Это произошло примерно через 400 лет после того, как Сан-Лоренцо был заброшен, и за 100 лет до закрытия Ла-Венты. Упадок Чалькацинго совпал с развитием широкомасштабных групп поселений по всему региону Морелос, состоящих в основном из небольших фермерских деревень. Спустя более 1000 лет после оставления Чалькацинго поселение поздней классики Шочикалько достигло своего расцвета в Морелосе между 700 и 900 годами нашей эры.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гроув (1999) , с. 255.
- ^ Гроув (1999) , с. 258.
- ^ Гроув (2001) , с. 169.
- ^ Гроув (1996) , с. 146.
- ^ Рейли (1996) , с. 4.
- ^ Диль (2004) , с. 177.
- ^ Гей и Пратт (1971) , с. 45.
- ^ Агилар (2002) .
- ^ Jump up to: а б Любовь и Гернси (2007) .
- ^ Рейли (1996) , с. 5.
- ^ Гроув (1999) , с. 260.
- ^ Гроув (1999) , с. 261.
- ^ Шортелл (2023) .
- ^ Jump up to: а б Рейли (2002) , с. 49.
- ^ Авилес (2000) .
- ^ Харлан (1987) , стр. 252–263.
Ссылки
[ редактировать ]- Агилар, Мануэль (2002). «Памятник 1: Рельеф «Эль Рей» (Король)» . Мезоамериканское искусство . Калифорнийский государственный университет Лос-Анджелеса. Архивировано из оригинала 19 мая 2007 г. Проверено 15 сентября 2006 г.
- Авилес, Мария (2000). «Археология раннего формирования Чалькацинго, Морелос, Мексика, 1995» (PDF) . Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. (FAMSI) . Проверено 10 мая 2013 г.
- Диль, Ричард (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Серия «Древние народы и места». Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-02119-8 . OCLC 56746987 .
- Эванс, Сьюзен Тоби (2004). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-28440-7 . OCLC 55125990 .
- Гей, Карло ТЭ; Пратт, Фрэнсис (1971). Чалькасинго . Грац, Австрия: Akademische Druck-u. издательская компания. OCLC 333856 .
- Гроув, Дэвид К. (1996). «Доклассические общества Центрального нагорья Мезоамерики» . В «Триггере» Брюс Г.; Уошберн, Уилкомб Э. (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521351650 .
- Гроув, Дэвид К. (1999). «Общественные памятники и священные горы: наблюдения за тремя священными ландшафтами периода формирования» ( PDF ) . У Дэвида К. Гроува; Розмари А. Джойс (ред.). Социальные модели в доклассической Мезоамерике: симпозиум в Думбартон-Оксе, 9 и 10 октября 1993 г. (под ред. Думбартон-Оукса). Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса . стр. 255–300 . ISBN 0-88402-252-8 . OCLC 39229716 . Проверено 7 сентября 2019 г.
- Гроув, Дэвид К. (2001). «Чалькацинго». В Карраско, Дэвид (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195188431 .
- Харлан, Марк Э. (1987). «Формирующие фигурки Чалькацинго» ( онлайн-факсимиле в формате PDF ) . В Дэвиде С. Гроуве (ред.). Древний Чалькацинго . Техасский панамериканский сериал. Остин: Издательство Техасского университета . стр. 252–263. ISBN 0-292-70372-4 . OCLC 59802706 .
- Любовь, М.; Гернси, Дж. (2007). «Памятник 3 из Ла-Бланки, Гватемала: глиняная скульптура среднего доклассического периода и ее ритуальные ассоциации» . Античность . 81 (314): 920–932. дои : 10.1017/S0003598X00096009 . S2CID 162442562 .
- Рейли, Ф. Кент III (1991). «Иконографическое влияние ольмеков на символы правления майя: исследование возможных источников» (PDF) . В Робертсоне, Мерл Грин; Филдс, Вирджиния М. (ред.). Шестой круглый стол в Паленке, 1986 год . Университет Оклахомы Пресс. стр. 151–166.
- Рейли, Ф. Кент III (1996). «Ленивый-S: Иконографический заимствование иероглифического письма майя периода становления» (PDF) . В Макри, Марта Дж.; МакХарг, Ян (ред.). Восьмой круглый стол в Паленке, 1993 год . Сан-Франциско: Институт исследований доколумбового искусства. стр. 413–424.
- Рейли, Ф. Кент III (2002). «Пейзаж творения: архитектура, гробница и размещение памятников на ольмекском месте Ла Вента» (PDF) . В Стоуне, Андреа (ред.). Сердце творения: мезоамериканский мир и наследие Линды Шеле . Таскалуса, Алабама: Издательство Университета Алабамы. стр. 34–64. ISBN 0-8173-1138-6 .
- Шортелл, Дэвид (23 октября 2023 г.). «Камень за древним камнем, Мексика обретает утраченные сокровища» . Нью-Йорк Таймс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Доктор Заметки и фотографии Мануэля Агилара о Чалькацинго
- Национального института антропологии и истории Веб-сайт Чалькацинго
- ДеЛанжи посещают Чалькацинго, со множеством фотографий.
- Фототур по Чалькацинго Дэвида Р. Хиксона. Нажмите на «Чалькацинго», чтобы увидеть фотографии, а также краткое описание сайта Дэвида Гроува и Марии Авилес (археологи сайта).
- Древний Чалькацинго , факсимильные главы книги 1987 года под редакцией Дэвида Гроува, которые можно загрузить в формате PDF на сайте FAMSI.
- Идентичность и разнообразие антропоморфных фигурок из Чалькацинго, Морелос, Мексика
- 3D модели нескольких памятников
18 ° 40'36 "с.ш. 98 ° 46'15" з.д. / 18,67672 ° с.ш. 98,77079 ° з.д.