Астрономия Муиски
![]() |
Часть серии о |
Культура Муиска |
---|
Темы |
География |
Соляные люди |
Основные соседи |
История и сроки |
этой статье описывается астрономия Муиски В . Муиска . , одна из четырех развитых цивилизаций Америки [1] до испанского завоевания Муиски , имели глубокие познания в астрономии , о чем свидетельствуют их архитектура и календарь , важные в их сельском хозяйстве .
, были построены различные астрономические объекты На Альтиплано Кундибоясенсе , территории Муиска в центральных колумбийских Андах , но немногие из них сохранились сегодня. Многие археоастрономические места были разрушены испанскими конкистадорами и заменены их католическими церквями. Эль-Инфьернито , расположенный за пределами Вилья-де-Лейва , является самым известным из оставшихся памятников. Храм Солнца в священном Городе Солнца Сугамукси был реконструирован.
Важными учеными , которые внесли свой вклад в знание астрономии Муиска, были Хосе Доминго Дюкен и Александр фон Гумбольдт в конце 18-го и начале 19-го века, а также современные исследователи, такие как Элиесер Сильва Селис , Мануэль Артуро Искьердо Пенья , Карл Хенрик Лангебек и Хуан Давид Моралес.
Предыстория [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/CULTURA_MUISCA.jpg/235px-CULTURA_MUISCA.jpg)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3c/Templo_del_sol.jpg/235px-Templo_del_sol.jpg)
Муиска были развитой цивилизацией, населявшей Альтиплано Кундибоясенсе и юго-восточную часть этой саванны Боготы до испанского завоевания Муиски , территории, которая сегодня стала известна как Колумбия. Начало периода Муиски обычно относят к 800 году нашей эры, после периода Эрреры , и правление Муиски продолжалось до прибытия испанцев в 1537 году.
На плодородных равнинах высокогорного плато Анд Муиска развила богатую экономику , состоящую из сельскохозяйственных технологий дренажа и орошения, изящных ремесел из золота, тумбаги , керамики и текстиля, а также религиозного и мифологического общества . Политическая организация была довольно рыхлой; совокупность разных правителей , которые торговали друг с другом в небольших общинах. Торговые и паломнические маршруты ( кальсадас ) были проложены через равнины и холмы Альтиплано.
Muisca astronomy Муиски editАстрономия
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1b/Villa_de_Leyva_el_infiernito.jpg/235px-Villa_de_Leyva_el_infiernito.jpg)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8e/Ch%C3%ADa_Bogot%C3%A1_May_2016.jpg/235px-Ch%C3%ADa_Bogot%C3%A1_May_2016.jpg)
Самый важный и до сих пор сохранившийся археологический объект Муиски относится к периоду, предшествующему Муиске Эррера; названный испанскими завоевателями Эль-Инфьернито . Это астрономическое место, где в дни солнцестояния Солнце выравнивает тени каменных столбов точно со священным озером Игуаке , где, согласно религии Муиска, богиня-мать Бачуэ родилась . Кроме того, это место раньше было местом паломничества, где муиски собирали и обменивались товарами. [2] Археолог Карл Хенрик Лангебек отметил, что празднества, проводимые в Эль-Инфьернито, относятся к периоду раннего Муиска (800–1200 гг. Н.э.) и что не было обнаружено никаких доказательств существования этих празднований в период Эррера. [3] Истинное расположение теней колонн составляет 91 (восток) и 271 градус (запад). Восточная трасса указывает на холм Морро-Негро. [4] Эль-Инфьернито в дни равноденствия также объявил сезон дождей на Альтиплано. [5]
Астрономия была важным фактором в организации Муиски, как с точки зрения циклов сбора урожая и посева, так и с точки зрения построения их архитектуры. Храмы и дома были построены с ориентацией с востока на запад; в соответствии с восходом и заходом Солнца , Луны и Венеры . [6] Также в тканях людей видны символы Солнца и Луны. Вполне вероятно, что божества в религии Муиски представляли собой ткачей Земли и местности. [7]
Муиска использовали золото в своем искусстве и ритуалах, и это золото считалось «Семенем Солнца». Во время ритуала установки новой зипы в озере Гуатавита , изображенной на знаменитом плоту Муиска , новая зипа покрывала свое обнаженное тело золотой пылью и прыгала в озеро. Играла музыка , и его окружали четыре жреца, олицетворявшие двух детей Солнца и двух детей Луны. [8]
с религией географией Связь и
Религия Муиска содержала различных божеств, которые основывались на космологических и экологических факторах ( Чучавира ; радуга, Чибчакум ; дождь, Ненкатакоа ; плодородие). Высшее существо Муиска, Чиминигагуа, олицетворяло рождение Вселенной , пославшее двух птиц, чтобы создать свет и сформировать Землю. Его детьми были бог Солнца; Суэ и его жена, богиня Луны; Чиа . [9] Оба божества послужили основой сложного лунно-солнечного календаря Муиска, имеющего разные подразделения на синодические и сидерические месяцы . Дни были равны дням григорианского календаря , и три разных года состояли из наборов разных месяцев; сельские годы продолжительностью 12 или 13 месяцев, простые годы - 20 месяцев и священные годы - 37 месяцев. [10] [11] [12]
Одним из наиболее важных религиозных деятелей религии Муиска был Бочика , бородатый бог-посланник. Согласно мифам, Бочика шла от Паски до Изы . Линия, соединяющая эти два места в юго-восточной части Альтиплано с северо-западной частью, имеет азимут ровно 45 градусов. [7]
Также линия между городом Баката и построенным Храмом Солнца в Сугамукси имеет азимут 45 градусов. Длина между двумя местами составляет 110 километров (68 миль), что соответствует одному градусу окружности Земли . Продолжая эту траекторию на северо-восток, она совпадает с самой высокой вершиной Сьерра -Невада-дель-Кокуй . [7]
Астрономические объекты Муиски [ править ]
О – Солнечная обсерватория
C - Подушки Zaque
S — Храм Солнца
M - Храм Луны
Б – Площадь Боливара
Белые сайты уничтожены
желтые сайты существуют
На территории Конфедерации Муиска существовало множество храмов и других объектов Муиски. Сегодня их осталось очень мало. Реконструкция Храма Солнца Сугамукси была построена в Археологическом музее Согамосо , Храм Луны в Чиа был разрушен, Эль-Инфьернито существует еще со времен, предшествовавших Муиске, а Кохинес-дель-Заке - это два камня, расположенные в Тунхе . Коджины были построены по образцу бывших храмов Муиски, таких как храм Горанчача . На месте храмов испанские колонизаторы построили свои церкви. Кохины выровнены по азимуту 106 градусов к поперечной четверти Солнца, проходя через современную церковь Сан-Франциско к священному холму Ромикира. [4]
Если смотреть с площади Боливара в Боготе, Солнце во время июньского солнцестояния восходит точно над Монсерратом , называемым Muisca quijicha caca или «бабушкиной ногой», а во время декабрьского солнцестояния Суэ появляется из-за холма Гваделупе или quijicha guexica («дедушкина нога»). . В дни равноденствия в марте и сентябре Солнце восходит в долине прямо между двумя холмами. [13] [14]
Месяцы-солнечный календарь [ править ]
Грег. год 12 месяцев |
Месяц 30 дней |
Сельский год 12/13 мес. |
Високосный год 20 месяцев |
Святой год 37 месяцев |
Символы; «смыслы» - деятельность |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Минуты | Минуты | Минуты | Прыгающая жаба; «начало года» |
2 | Боза | Нос и ноздри | |||
3 | Слюда | Открытые глаза и нос; «искать», «находить» | |||
4 | Муйхика | Два закрытых глаза; «черная штука», «расти» | |||
5 | Хиска | Два пальца вместе; «зеленая штучка», «наслаждаться» | |||
6 | Облицовка | Палка и шнур; «посев» — урожай | |||
7 | Кухупкуа | Два уха прикрыты; «глухой человек» | |||
8 | Сухуза | Хвост; "распространять" | |||
9 | Ака | Жаба с хвостом, соединенным с другой жабой; "товар" | |||
10 | Убчихица | Ухо; «сияющая луна», «рисовать» | |||
11 | Минуты | ||||
12 | Боза |
Чиа и Суэ легли в основу сложного календаря Муиска , где в трёх типах лет учитывались синодические и сидерические месяцы; сельские годы продолжительностью 12 или 13 месяцев, простые годы - 20 месяцев и священные годы - 37 месяцев. Недели с еженедельными рынками составляли 4 дня, то есть каждый месяц составлял 7 недель. [15]
По словам Дюкена, Муиска использовали свой «идеальный» номер gueta ; столетие состояло из 20 святых лет (20 раз по 37 месяцев; 740), что равняется почти 60 григорианским годам. [16] [17] Тот же ученый упомянул «общее столетие» ( siglo vulgar ), состоящее из 20 раз по 20 месяцев. [18] Педро Симон, как описал Искьердо Пенья, нашел два разных столетия; в северной части Конфедерации Муиска (столица Хунза) и на юге, столица Баката. Искьердо Пенья предполагает, что эта кажущаяся разница возникла из-за опечатки в хрониках Симона. [19] Объединив различные анализы, проведенные учеными в разные периоды времени, Искьердо Пенья обнаружил, что прибытие Бочика, описанное Педро Симоном, произошло за 14800 месяцев, а сон Бочика предположительно произошел за 20 Бхогоноа , или 2000 священных лет (состоящих из 37 месяцев) до время описания. [20] По григорианскому календарю это соответствует 6166,7 годам.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Окампо Лопес, 2007, глава V, стр.226
- ^ Шримпфф, 1985, стр.121.
- ^ Лангебек, 2005, стр.290.
- ^ Перейти обратно: а б Моралес, 2009, стр.274.
- ^ (на испанском языке) El Infiernito - Коренные народы
- ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.159.
- ^ Перейти обратно: а б с Моралес, 2009, стр.275.
- ^ Гайтан, 2015, стр.25.
- ^ Окампо Лопес, 2013, главы 4–5, стр. 33–42.
- ^ Дюкен, 1795 г.
- ^ Искьердо Пенья, 2014 г.
- ^ Искьердо Пенья, 2009 г.
- ^ Бонилья Ромеро, 2011, стр.14.
- ^ Бонилья Ромеро и др., 2017, стр.153.
- ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.30.
- ^ Дюкен, 1795, стр.3
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 20:35
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 22:05
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 40:45
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 50:25
Библиография [ править ]
- Бонилья Ромеро, Хулио Х.; Эдьер Х. Бустос Веласко и Хайме Дуван Рейес. 2017. Археоастрономия, солнечное выравнивание по солнцестояниям и равноденствиям в Боготе-Бакате . Научный журнал, Окружной университет Франсиско Хосе де Кальдас, 27. 146–155. Доступ 18 января 2017 г.
- Бонилья Ромеро, Хулио Х. 2011. Подходы к солнечной обсерватории Баката-Богота-Колумбия . Азимут, Окружной университет Франсиско Хосе де Кальдас 3. 9–15. Доступ 18 января 2017 г.
- Кардале де Шримпф , Марианна. 1985. В поисках первых фермеров Альтиплано Кундибоясенсе , 99–125. Банк Республики . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Дюкен , Хосе Доминго. 1795. Диссертация о календаре Муиска, коренных жителей Нового Королевства Гранады , 1-17. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Гайтан Мартинес, Лилиана. 2015. Vamostras la puerta mhuysqa — Мы идем по стопам Муиски , 1–69.
- Хендерсон, Хоуп и Николас Остлер. 2005. Поселенческая организация Муиска и главный орган власти в Суте, Валье-де-Лейва, Колумбия: критическая оценка местных концепций дома для изучения сложных обществ. Журнал антропологической археологии 24. 148–178. .
- Искьердо Пенья , Мануэль Артуро. 2014. Календарь Муиска - Календарь Муиска . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Искьердо Пенья , Мануэль Артуро. 2009. Календарь Муиска: приближение к системе хронометража древних коренных жителей северо-восточных Анд Колумбии (доктор философии) , 1-170. Университет Монреаля. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 2005. Праздники и Muisca caciques в Эль-Инфьернито, Колумбия: анализ взаимосвязи между праздниками и политической организацией. Вестник археологии 9. 281–295. .
- Миннити Морган, Эдгардо Рональд. 2005. Colombian Astronomy — Колумбийская астрономия . Астрономия в Латинской Америке _. 1–36. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Моралес, Хуан Давид. 2009. Археоастрономия на территории Муиска , 272–276. 409; Астрономическое общество Тихого океана. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Окампо Лопес , Хавьер. 2013. Мифы и легенды коренных народов Колумбии — Мифы и легенды коренных народов Колумбии , 1-219. Plaza & Janes Editores Colombia SA.
- Окампо Лопес , Хавьер. 2007. Великие культуры коренных народов Америки , 1–238. Plaza & Janes Editores Colombia SA.