Мумиска мумификация
![]() |
Часть серии о |
Культура Муиска |
---|
Темы |
География |
Соляные люди |
Основные соседи |
История и сроки |
Муиска Андах населяли Альтиплано Кундибоясенсе в Колумбийских до прихода испанцев и были развитой цивилизацией. Они мумифицировали членов высшего социального класса своего общества, в основном зипас , зак , касик , священников и их семьи. Мумии помещали в пещеры или специальные дома («мавзолеи») и не хоронили.
множество мумий чибча говорящих на языке коренных народов, На сегодняшний день обнаружено , в основном из муиска, лаче и гуане . В 1602 году первые испанские колонизаторы нашли в пещере недалеко от Суэски 150 мумий , которые имели живописную круглую форму с мумией касика в центре сцены. Мумии были окружены тряпками и горшками. В 2007 году мумия младенца была обнаружена в пещере недалеко от Гамесы , Бояка , вместе с небольшой миской, соской и хлопчатобумажными тряпками. Процесс мумификации продолжался и в колониальный период . Самые молодые мумии датируются второй половиной XVIII века. [1]
Ранние испанские летописцы Гонсало Хименес де Кесада , Педро Симон , Педро де Агуадо , Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес и другие предоставили первые исторические данные о мумиях Муиски. [2] Современными исследователями, которые внесли свой вклад в изучение мумий Муиска, были ученые 19 века Эсекьель Урикоэчеа и Либорио Зерда . В 20-м и 21-м веках Элиесер Сильва Селис и Абель Фернандо Мартинес Мартин анализировали различные мумии Муиски. [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Предыстория [ править ]

За столетия до испанского завоевания Муиски в 1537 году Альтиплано Кундибоясенсе , высокое плато восточных хребтов Колумбийских Анд , было заселено народом Муиска. Они были развитой цивилизацией, состоящей в основном из фермеров и торговцев . [10]
Муиска не строили каменную архитектуру, как это делали майя , ацтеки и инки ; их дома, храмы и святыни были построены из дерева и глины. Их называли «Соляными людьми» из-за добычи галита в различных соляных шахтах на Альтиплано, преимущественно в Сипакире , Немоконе и Таусе .
Описание [ править ]

Мумификация была обычной практикой в культурах Южной Америки. В Наска , Паракасе и Чачапойе в Перу проводились мумификации. [11] Самые старые свидетельства мумификации в Америке известны из культуры Чинчорро в пустыне Атакама на севере Чили и датируются 7000 лет назад . [12] Эта практика также применялась в различных доколумбовых культурах Колумбии. Из культур к юго-западу от Альтиплано мумификацию практиковали Калима , Пихао и Кимбайя . [2] [13] На Альтиплано и вблизи него Муиска, Гуане и Лаче мумифицировали своих мертвецов, а к северу от Альтиплано Читаро и Зену также выполнили процесс мумификации. [14] [15] Коренные народы, населявшие джунгли Дарьена , мумифицировали своих касиков . [16]
Муиска начали свою практику мумификации в период позднего Эррера , примерно с V века нашей эры. [13] [17] [18]
Использование веществ для бальзамирования тела и извлечения органов было описано францисканцем Эстебаном де Асенсио в 1550 году. Процесс высыхания тела пыльным бальзамом после извлечения кишечника занимал восемь часов. Хотя точный состав бальзама не определен, моке, вероятно, представлял собой разновидность смолы, используемой в других ритуалах и практиках, связанных с мумификацией. [19]
Другой способ приготовления мумий был более распространенным. Тело будет высушено огнем и дымом без извлечения органов. Тепло огня не только сушило тело, но и фенол, выделяемый дымом, сохранял тело и предотвращал его разложение. Этот процесс, который также использовали гуане для изготовления своих мумий, был описан Педро Симоном. [20]
Высушенные тела заворачивали в различные слои хлопчатобумажной ткани, в основном окрашенной. Изумруды клали в рот и прикрывали глаза и пупок умершего, а иногда даже вставляли ткань в прямую кишку . Уши и нос также были закрыты хлопчатобумажными тряпками. [21]
Во время ритуалов мумификации муиски пели песни и пили чичу несколько дней подряд. [22]
Поскольку Муиска верили в загробную жизнь, [23] мумии хоронили в окружении горшков с едой в виде бобов , кукурузы и чичи , мантий и золотых фигурок для их пребывания в другом мире, похожем на наш. [22] Мумии высших сословий украшались золотыми серьгами или серьгами в носу, золотыми коронами с перьями и изумрудами . [24]
Открытие пещеры в Гамесе , Бояка , в 2007 году доказало, что дети также были мумифицированы; мумифицированный ребенок двухмесячного возраста был завернут в хлопчатобумажную ткань и сопровождался прорезывателем , маленькой миской, тремя нитками хлопка и небольшой сумкой на шее. [24]
В храмах и местах, отведенных для мумий, тела клали на тростниковую платформу в виде приподнятого ложа, называемого барбакоас . Остальные мумии были помещены на небольшие деревянные табуретки. [20] Мумии остались там не похороненными. [24] Все найденные мумии находились в одинаковом сидячем положении со сложенными к туловищу руками и ногами. Эсекьель Урикоэчеа описал в 1854 году, что пальцы мумифицированных людей были связаны хлопковыми шнурами. [20] Некоторые из мумий, вероятно, воинов, были найдены с золотыми руками в руках. Бойцы были богато украшены изумрудами, коронами, прекрасными тканями и мешками из хлопка. [21]
По словам Гонсало Хименеса де Кесада , который первым вступил в контакт с муиска, во время завоевания воины геча носили на своих спинах мумии, чтобы служить примером и впечатлять своих врагов в их войне . [13] [21] [25] [26] [27] Когда его солдаты Мигель Санчес и Хуан Родригес Парра совершили набег на Храм Солнца в Согамосо в сентябре 1537 года, они обнаружили мумии, украшенные золотыми коронами, и другие предметы, сидящие на возвышениях. [13] [28] [29]
классы Социальные


Хотя общество Муиска в целом было эгалитарным, различия в процессах захоронения указывают на различие социальных классов. [30] Представители высших слоев общества и их семьи были мумифицированы, а представители низших классов — нет. [31] Места мумий зипа и заке , часто в храмах и пещерах, украшались золотыми табуретами и охранялись священниками. [22] [32] Касики были собраны вместе со своими рабами и женами , а священники ( шеки ) были помещены в секретные места. [23] Часто мумии касиков хранились в их собственных домах, и религиозные люди обращались к своим предкам в молитвах к ним. [14] В некоторых случаях специальные бохио для размещения мумий высших классов строились в качестве мавзолеев . [13]
Мумия SO10-IX [ править ]

Мумия из Сативанорте , получившая название SO10-IX и принадлежащая коллекции Сильвы Селиса в Археологическом музее Согамосо, подробно изучалась различными исследователями. [4] [33] Мумия была подарена археологу Авраамом Лопесом Авилой в 1962 году. [33] Интервью с Лопесом Авилой показали, что мумия была найдена детьми в окрестностях Сативанорте, Сативасура и Сокоты на западном берегу реки Чикамоча . [34]
датировали мумию радиоуглеродным возрастом Исследователи из Университета Уппсалы 615 +/- 35 лет до 1950 года; между 1300 и 1370 годами нашей эры. [33] [35]
Первый анализ мумии SO10-IX был выполнен в 2004 году группой исследователей UPTC в Тундже . [9] Мумия была развернута в сгибании, имитируя положение плода , без верхней левой конечности и с частичной потерей правой нижней конечности, с сохранением голени и ступни. Отмечается потеря кожи и мягких тканей до костей в области таза и брюшной полости. Верхние конечности были согнуты, руки переплетены и связаны ватным шнуром; они располагались на правой стороне головы. Мумию сопровождали три фрагмента хлопкового одеяла. На теле были обнаружены следы перфораций, вызванных трупной фауной. [34]
Были идентифицированы остатки жесткокрылых ( Ancognatha и Phyllophaga ), а в грудной полости описаны остатки левого легкого. Череп не был деформирован , на нем были видны остатки прямых черных волос со следами того, что они были подстрижены. Вата была обнаружена внутри уха и ноздрей. У одного из позвоночных обнаружен абсцесс. [36] Было установлено, что мумия, вероятно, принадлежала мужчине установленного возраста 30 +/- 5 лет. Длина особи оценивается в 166 сантиметров (5,45 фута). Зубы SO10-IX не имели полостей, а во рту остатки водорослей и диатомей . были обнаружены [37]
Судя по перфорированным ушам , анализ мумии показал, что это, вероятно, был шаман , и что он страдал от болезней конечностей, о которых заботилась община Муиска. [35]
андские Другие колумбийские мумии
Мумии Муиска были обнаружены в Гачантиве , Игуаке, Вилья-де-Лейва , Моникире , Сокоте , Согамосо , Тунхе , Убате , Писбе , Усме и Суэске , а мумии, завернутые в ткани, - в Боавите , Таско , Топаге , Гамесе и Гачансипе . [2] Мумии Усме, обнаруженные в 2007 году, представляют собой обширное захоронение площадью 30 гектаров (74 акра). Были найдены овальные и круглые могилы, а также урны , а некоторые находки свидетельствуют о жертвоприношениях . [23] 135 человеческих останков датируются периодом с 8-го или 9-го века до 16-го века нашей эры. Свидетельств существования живых захоронений было множество, и, по оценкам, для полного анализа места потребуется двадцать лет. [38]
Мумии окружающих групп были найдены в Чискасе , Сьерра-Невада-дель-Кокуй ( Лаче ), Музо ( народ Музо ), Букараманге , Ла-Беллезе и Лос-Сантосе ( Гуане ), Силосе ( Читареро ) и Оканье ( культура комаров ). [2] [39]
До 2012 года в Колумбии было проанализировано семьдесят мумий, из которых 54 — люди, говорящие на языке чибча . Остальные 16 мумий были найдены в Серрании-дель-Периха и принадлежали культуре Юко . [13] Большинство мумий, обнаруженных после завоевания, были найдены в пещерах и представляли собой сцены; они были организованы в кружки. В истории Муиски пещеры, а также озера, водопады и реки играли важную роль. В 1602 году в пещере Суэски было обнаружено 150 мумий , которые были организованы в круг вокруг мумии касика . Сцена была дополнена множеством маленьких хлопчатобумажных тканей. Круговая организация вокруг касика напоминала организацию деревень Муиска , где центральный бохио принадлежал правителю поселения . [24]
В 1885 году ученый из Муиски Либорио Зерда описал мумию молодой девушки, найденную в пещере в Парамо Токилья , на высоте 4000 метров (13000 футов) над уровнем моря в муниципалитете Аквитания . Мумию завернули в хлопчатобумажные мантии и украсили золотыми предметами. Тело было увековечено в сидячем положении . [20]
Некоторые из найденных мумий Муиски настолько хорошо сохранились, что выражение их лиц не походило на людей, умерших сотни лет назад. [16]
Зену и Панче ориентировали свои мумии головой на восток, а Музо хоронили умерших головой на запад. [15] [40] Муиска обычно направляла головы умерших на восток, хотя были обнаружены и другие могилы, ориентированные на юг. [38]
Коллекции музея [ править ]

Мумии Муиска выставлены или находятся в коллекциях музеев Колумбии. В Музее дель Оро (мумия из Писбы, Бояки), Археологическом музее Каса-дель-Маркиза де Сан-Хорхе и Национальном музее в Боготе выставлены мумии Муиска, а мумии из Сативасура и Гамесы хранятся в Археологическом музее в Согамосо. [14] [22] [24] [41] [42] Мумия, найденная в Гачантиве, является частью коллекции Британского музея в Лондоне . [19]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Мартинес и Мартинес, 2012, стр.74.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Вальверде, 2007, стр.280.
- ^ Мартинес и Мартинес, 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартинес Мартин и др., 2010 г.
- ^ Мартинес Мартин, sa
- ^ Вальверде, 2007, стр.281.
- ^ Оталора Касканте, 2006, стр.4.
- ^ Мартинес и Мартинес, 2012, стр.62.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартинес и др., 2010, стр. 113.
- ^ Окампо Лопес, 2007, стр.26.
- ^ Мартинес и Мартинес, 2012, стр.63.
- ^ Мартинес и Мартинес, 2012, стр.66.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Мартинес и Мартинес, 2012, стр.68.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с (на испанском языке) Мумия - Banco de la Republica
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вилла Поссе, 1993, стр.52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лангебек, 1995, стр.214.
- ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.149.
- ^ Гарсия, 2012, стр.27.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартинес и Мартинес, 2012, стр.70.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мартинес и Мартинес, 2012, стр.71.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мартинес и Мартинес, 2012, стр.72.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ортега Лоаиса и др., 2012, стр. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с (на испанском языке) Похоронное бюро Муиска - коренные народы
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Мартинес и Мартинес, 2012, стр.69.
- ^ Мартинес Мартин, sa, стр.3
- ^ Корреа, 2005, стр.204.
- ^ Тримборн, 2005, стр.305.
- ^ Родригес Куэнка, 2007, стр.115.
- ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.13.
- ^ Гарсия, 2005, стр.34.
- ^ Гарсия, 2005, стр.69.
- ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Оталора Касканте, 2006, стр.5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартинес и др., 2010, стр. 115.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартинес и др., 2010, стр. 118.
- ^ Мартинес и др., 2010, стр.116.
- ^ Мартинес и др., 2010, стр.117.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на испанском языке) Исследование гробниц Муиски вызывает миф о легенде об Эльдорадо.
- ^ Вальверде, 2007, стр.275.
- ^ Де Пердомо, 1975, стр.275.
- ^ Перес Рианьо, 2001, стр.86
- ^ Вальверде, 2007, стр.276.
Библиография [ править ]
- Корреа, Франсуа. 2005. Империя Муиска: изобретение истории и колонизация власти , 201–226. Университет Ла Хавериана .
- Гарсиа, Хорхе Луис. 2012. Продукты питания и сельскохозяйственные культуры Муиски: диетическая реконструкция промежуточных вождеств Боготы (Баката) и Тунха (Хунза), Колумбия (Массачусетс) , 1–201. Университет Центральной Флориды . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Хендерсон, Хоуп и Николас Остлер. 2005. Поселенческая организация Муиска и главный орган власти в Суте, Валье-де-Лейва, Колумбия: критическая оценка местных концепций дома для изучения сложных обществ. Журнал антропологической археологии 24. 148–178. .
- Искьердо Пенья , Мануэль Артуро. 2009. Календарь Муиска: приближение к системе хронометража древних коренных жителей северо-восточных Анд Колумбии (доктор философии) , 1-170. Университет Монреаля. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 1995. Как обратить индейцев и почему они не были обращены. Хуан де Варкарсель и идолопоклонство в высокогорье Кундибоясенсе в конце 17 века - Как обратить индейцев и почему они этого не сделали. Хуан де Варкарсель и идолопоклонство на Альтиплано Кундибоясенсе в конце 17 века. Журнал антропологии и археологии 11. 187-234. .
- Мартинес Мартин, Абель Фернандо и Лус Мартинес Сантамария. 2012. О мумификации и мумифицированных телах Муиски. История здоровья Журнал здоровья 1. 61-80. .
- Мартинес Мартин, Абель Фернандо; Фернардо Франсиско Мелендес и Фред Густаво Манрике. 2010. Биоантропология и палеопатология мумии SO10-IX Муиска из Сативанорте, Бояка, Колумбия. Медицинская Колумбия 41(2). 112-120. .
- Мартинес Мартин, Абель Фернандо. са. Между смехом и слезами. Взгляд на обычаи Муиски через летописцев – Между смехом и плачем. Взгляд на привычки муиска через летописцев , 1-16.
- Окампо Лопес , Хавьер. 2007. Великие культуры коренных народов Америки , 1–238. Plaza & Janes Editores Colombia SA.
- Ортега Лоаиса, Наталья; Диана Фернанда Грисалес Кардона; Алехандра Урибе Ботина и Хуан Камило Бландон Эрнандес. 2012. Погребальные обряды коренных народов .
- Оталора Касканте, Андрес Рикардо. 2006. Характеристика мумии Муиска, сделанная биоантропологом: выводы методолога из биологической антропологии. Журнал «Здоровье, история и здоровье» 1 (1). 4-9. .
- Де Пердомо, Люсия Р.. 1975. Археологические раскопки в районе Панче — Гуадуас, Кундинамарка , 247–289. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Перес Рианьо, Пабло Фернандо. 2001. Процессы взаимодействия в северном районе плато Кундибоясенсе и восточном Сантандере , 49-110.
- Родригес Куэнка, Хосе Висенте. 2007. Профессор Элиесер Сильва Селис (1914–2007): сугамукси, преданный делу муиска - Профессор Элиесер Сильва Селис (1914–2007): сугамукси, преданный делу муиска. Магуаре 21. 111–127. .
- Тримборн, Герман. 2005. Организация общественной власти в общих культурах чибча , 298-314. Университет Ла Хавериана .
- Вальверде, Алехандра. 2007. Погребальные практики из археологии: случай мумий Сьерра-Невада-дель-Кокуй - Погребальные практики в археологии: исследование мумий Сьерра-Невада-дель-Кокуй, Колумбия. Антипод 5. 275-291. .
- Вилла Поссе, Евгения. 1993. Мифы и легенды Колумбии - Том III - Мифы и легенды Колумбии - Том 3 , 1-160. ИАДАП.
Внешние ссылки [ править ]
- (на испанском языке) Анализ мумии из Писбы
- (на испанском языке) Мумии Муиски из Писбы и 10-летнего ребенка из Гачантивы - Museo del Oro
- (на испанском языке) Видео анализа мумии Муиска - Museo del Oro