Jump to content

Мумия Хуанита

Мумия Хуанита
Тело мумии Хуаниты перед разворачиванием свертка.
Расположение Гора Ампато , Перу
Координаты 116.114 .117.118

Момиа Хуанита ( по-испански « Мумия Хуанита»), также известная как Леди Ампато , представляет собой хорошо сохранившееся замороженное тело девушки из Империи инков , которая была убита в качестве человеческого жертвоприношения богам инков где-то между 1440 и 1480 годами. когда ей было примерно 12–15 лет. [ 1 ] Она была обнаружена на спящем стратовулкане горе Ампато (часть Анд Кордильер на юге Перу ) в 1995 году антропологом Йоханом Рейнхардом и его перуанским партнером по альпинизму Мигелем Сарате. Другое ее прозвище, Ледяная дева , происходит от холодных условий и низких температур, которые сохранили ее тело на горе Ампато. [ нужна ссылка ]

Хуанита почти постоянно выставлялась в Католического университета Санта-Марии Музее андских святилищ (Museo Santuarios Andinos) в Арекипе, Перу , с 1996 года, а в 1999 году ее демонстрировали во время тура по Японии .

В 1995 году Time журнал включил ее в десятку лучших открытий мира. [ 2 ] В период с мая по июнь 1996 года она была выставлена ​​в штаб-квартире Национального географического общества в Вашингтоне, округ Колумбия , в специально акклиматизированном природоохранном помещении. В июньском номере журнала National Geographic за 1996 год была опубликована статья, посвященная открытию Хуаниты. [ 3 ]

Открытие

[ редактировать ]

В сентябре 1995 года во время восхождения на гору Ампато (20 700 футов; 6 300 м) Йохан Рейнхард и Сарате нашли в кратере сверток, упавший со стоянки инков на вершине из-за недавнего таяния льда и эрозии в результате извержения вулкана. . [ 1 ] К их удивлению, в свертке оказалось замороженное тело молодой девушки. Хуаниту нашли почти полностью замороженной, при этом сохранились ее внутренние органы, волосы, кровь, кожа и содержимое желудка. [ 4 ]

Они также нашли множество предметов, оставленных в качестве подношений богам инков, включая кости лам, небольшие фигурки и керамические изделия. Предметы были разбросаны по склону горы, с которой упало тело. В их число входили статуи, продукты питания (зерна кукурузы и початки) и Spondylus раковины , происходящие из океанских экосистем. [ 5 ] Они были связаны с церемониями дождя по всей Империи инков . [ 5 ] Одежда, которую она носила, напоминала ткани элиты Куско, столицы инков. Поскольку Хуанита является ближайшим к Куско обнаруженным жертвоприношением и была найдена среди тканей богатых людей, археологи полагают, что это может указывать на то, что она происходила из знатной семьи Куско. [ 4 ]

Тело и предметы были быстро перевезены в Арекипу, чтобы предотвратить оттаивание замороженного образца. Первоначально тело хранилось в специальном холодильнике Католического университета. [ нужна ссылка ] Тело Хуаниты было перевезено в Соединенные Штаты для компьютерной томографии в 1996 году, а затем в 1999 году выставлено напоказ в Японии. [ 1 ] Ее считают одной из наиболее хорошо сохранившихся мумий в Андах.

Еще две ледяные мумии, молодая девушка и мальчик, были обнаружены в ходе археологической экспедиции под руководством доктора Рейнхарда и профессора Хосе Антонио Чавеса в октябре 1995 года, а еще одну женскую мумию они обнаружили на Ампато в декабре 1997 года. Вулканический пепел из близлежащего вулкана извержение вулкана Сабанкайя вызвало таяние льда в этом районе, в результате чего захоронения инков обрушились в овраг или кратер, где они вскоре и оказались. обнаружен Рейнхардом и его командой. Рейнхард опубликовал подробный отчет об открытии в своей книге 2006 года под названием « Ледяная дева: мумии инков, горные боги и священные места в Андах» .

Научный анализ

[ редактировать ]

Когда Рейнхард и Сарате изо всех сил пытались поднять на вершине Ампато тяжелый узел с телом Хуаниты, они поняли, что масса ее тела, вероятно, увеличилась из-за замораживания плоти. При первоначальном взвешивании в Арекипе сверток с «Хуанитой» весил более 90 фунтов (40,82 кг). Их реализация оказалась верной; Хуанита почти полностью заморожена, что делает ее важной научной находкой. Как и некоторые другие мумии инков, найденные на больших высотах, Хуанита была найдена замороженной, поэтому ее останки и одежда не высохли , как у мумий, найденных в других частях мира. Она была мумифицирована в условиях мороза на вершине горы, а не искусственно, как в случае с египетскими мумиями. Ее кожа, органы, ткани, кровь, волосы, содержимое желудка и одежда чрезвычайно хорошо сохранились, что дает ученым редкую возможность взглянуть на культуру инков во время правления Сапа Инка Пачакути (годы правления 1438–1471/1472 гг.).

Анализ содержимого ее желудка показал, что она ела овощи за шесть-восемь часов до смерти. [ 6 ] Некоторые данные свидетельствуют о том, что она могла происходить из знатной семьи Куско. Стабильный изотопный анализ других детей, принесенных в жертву в этом районе, выявил изменения в рационе питания в течение последнего года жизни, указывающие на то, происходили ли они из общих семей. [ 7 ] Обычно на это указывает количество потребляемого мясного белка. Благородные семьи регулярно потребляли мясо, тогда как в недворянских семьях этого, возможно, не было. Поскольку конкретного анализа Хуаниты нет, неясно, происходила ли она из знатной семьи или нет. Однако анализ подобных жертвоприношений детей в регионе показывает, что за шесть месяцев до своей смерти они были в Куско, вероятно, на церемонии перед путешествием в горы. [ 7 ]

Украшения и погребальный инвентарь

[ редактировать ]

Хуаниту завернули в яркий погребальный гобелен (или «аксу»). Ее голову украшала шапка из перьев красного ара , а на ней была яркая шерстяная шаль из альпаки, застегнутая серебряной застежкой. Она была полностью одета в одежду, напоминающую лучшие ткани из столицы инков Куско . Эти принадлежности почти идеально сохранились, что дает ценную информацию о священных тканях инков и о том, как одевалась знать инков. Вместе с ней в погребальном гобелене была найдена коллекция погребального инвентаря: чаши, булавки, статуэтки из золота, серебра и ракушек.

Генетический анализ

[ редактировать ]

По данным Института геномных исследований (TIGR), ближайшим родственником, которого они смогли найти в базе данных в 1996 году, был народ нгобе из Панамы , но более поздние исследования показали, что она разделяет генетические закономерности, обнаруженные у людей из Анд . Ученые из TIGR исследовали две митохондриальной ДНК последовательности D-петли и обнаружили, что гипервариабельная область 1 (HV1) соответствует митохондриальной гаплогруппе A2 , одной из пяти митохондриальных гаплогрупп коренных американцев. Гипервариабельная область 2 (HV2) включала уникальную последовательность, не обнаруженную ни в одной из существующих баз данных митохондриальной ДНК. [ 8 ] Ее гаплотипы — 16111T, 16223T, 16290T, 16319A. [ 9 ]

Реконструкция ее лица

[ редактировать ]

В Арекипе в октябре 2023 года группа польских и перуанских ученых представила реконструированный силиконовый бюст ее лица. Используя цифровые изображения и сканы ее черепа, а также анализ ее ДНК для определения ее возраста, характеристик лица и цвета лица, он был создан шведским археологом и скульптором Оскаром Нильссоном сначала из глины, а затем отлит из силикона. [ 10 ]

Подготовка к смерти

[ редактировать ]

Извлекая ДНК из хорошо сохранившихся волос мумии Хуаниты, ученые смогли определить ее рацион перед жертвоприношением. [ сомнительно обсудить ] Анализ ее волос показал, что Хуанита ела такие продукты, как животный белок и кукуруза, которые были диетой элиты, в отличие от стандартной диеты инков, состоящей из овощей. [ 11 ] [ нужен лучший источник ]

Последние шесть-восемь недель жизни принесенного в жертву ребенка инков состояли из интенсивного употребления наркотиков и алкоголя. При сочетании коки и алкоголя чича дети находились бы в состоянии сильного психологического опьянения. Маркеры на волосах Хуаниты указывают на то, что перед смертью ей давали коку и алкоголь, что позволяет предположить, что она находилась в состоянии, близком к бессознательному. [ 11 ] [ нужен лучший источник ]

Причина смерти

[ редактировать ]

Радиолог Эллиот К. Фишман пришел к выводу, что она погибла в результате тупой травмы головы. Он заметил, что ее треснутая правая глазница и двухдюймовый (5-сантиметровый) перелом черепа являются травмами, «типичными для человека, которого ударила бейсбольной битой ». Удар вызвал массивное кровоизлияние , заполнившее ее череп кровью и сместившее мозг в сторону. [ 12 ] Смерть от травмы головы была обычным методом принесения в жертву детей в ту эпоху, наряду с удушением и удушением (захоронением заживо). [ 13 ]

Капакоча

[ редактировать ]

Ритуальное жертвоприношение под названием Капакоча (или Капак-хуча ) было ключевым компонентом Империи инков. Этот ритуал, который обычно включал в себя принесение в жертву детей, предназначался для праздничных мероприятий. Эти события включали ежегодное или двухгодичное событие в календаре инков, смерть императора, рождение королевского сына или победу в битве и проводились для предотвращения стихийных бедствий, таких как извержения вулканов, засухи, землетрясения и эпидемии. . [ 14 ] Помимо праздничных мероприятий и жертвоприношений в целях предотвращения, жертвоприношение детей представляло собой военную и политическую экспансию культуры, а также способность империи использовать принуждение и контроль. [ нужна ссылка ]

В качестве дани правители инков приказывали приносить в жертву мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 16 лет. Данные анализа стронция позволяют предположить, что детей забирали из нескольких разных географических регионов, привозили в столицу инков, а затем потенциально подвергали многомесячному путешествию к священному месту, где их должны были принести в жертву. [ 14 ] С помощью биохимического анализа археологи обнаружили, что кока (основной источник кокаина) и алкоголь обычно обнаруживаются в организме детей. [ 15 ] Хотя археологи не уверены в том, почему использовались наркотики и алкоголь, некоторые предполагают, что выбранные дети были введены в ступор перед смертью. [ нужна ссылка ]

Соединяя климат и культуру

[ редактировать ]

Хуанита была убита во время практики капакоча , или детского жертвоприношения, чтобы умилостивить богов инков, или Апу . Эта практика часто включает в себя принесение в жертву ребенка в уаке или церемониальном святилище в важном духовном месте, в данном случае на горе Ампато . Дети были выбраны, поскольку они считались чистыми существами и достойными отдачи богам инков . Считалось, что после принесения в жертву эти дети становились посланниками ВСУ и выступали в роли переговорщиков от имени народа. Люди, в свою очередь, поклонялись принесенным в жертву детям наряду с поклонением богам. Церемониальные подношения совершались ежегодно, сезонно или по особым случаям. [ 5 ]

Хуанита и еще несколько человек, вероятно, были принесены в жертву, чтобы умилостивить богов после извержений близлежащих вулканов Мисти (1440-1450 гг.) и Сабанкайя (1466 г.). [ 16 ] Извержения вулканов вызывают нарушения климата, которые могут длиться от трех до пяти лет в зависимости от местоположения и интенсивности. В этих обстоятельствах характер осадков изменяется из-за присутствия твердых частиц в воздухе. На эти периоды обычно указывает аномальная сухость или влажность. В целом исследования показали, что извержения вулканов приводят к общей тенденции к засухе или уменьшению количества осадков. Частицы от взрывов также могут загрязнять водоснабжение и качество воздуха. [ 17 ] Это подтверждается наблюдениями и наблюдениями Райнхарда на поле: «Жертвоприношения приносились либо во время длительного периода сильной засухи, либо во время (или сразу после) извержений вулканов, либо и того, и другого. Только в такие периоды земля могла быть достаточно размороженной, чтобы позволить инкам построить эти места и закопать подношения, как они это сделали. И этот фактор может объяснить их важность. Засухи и вулканический пепел уничтожат пастбища, загрязнят и истощат источники воды, столь важные для жителей деревни». [ 5 ]

Вполне вероятно, что Хуаниту принесли в жертву из-за климатических нарушений, чтобы умилостивить богов в обмен на воду. [ 18 ] [ 5 ] Вера инков в то время заключалась в том, что горы (и их духи) управляют погодой и водой и, таким образом, были переплетены с деревнями внизу. Процветание посевов и людей зависело от разрешения горного божества обеспечить их водой для потребления и орошения. Вода является животворящим источником и считалась связанной с женственностью и плодородием. Поэтому горы, дающие воду, инки считали женскими божествами. [ 18 ] В Южном Перу считалось, что принесение в жертву молодой женщины умилостивит горное божество, которое, в свою очередь, обеспечит постоянное водоснабжение региона. [ 19 ]

Другие предполагают, что жертвоприношение детей могло частично использоваться лидерами инков в качестве политической стратегии для обеспечения контроля над империей. Жертвоприношения во время расширения империи привнесли бы сочетание уважения и страха, одновременно усиливая преданность. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Знакомство с 500-летней перуанской мумией» . ХаффПост . 15 декабря 2011 г. Проверено 17 мая 2022 г.
  2. ^ Горман, Кристина (6 ноября 1995 г.). «Археология: ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕДЯНОЙ ДЕВЫ» . Время . ISSN   0040-781X . Проверено 20 мая 2020 г.
  3. ^ Рейнхард, Йохан: Ледяные девы Перу. National Geographic 189 (6) (июнь): 62–81, 1996 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «NOVA Online | Ледяные мумии инков | Высокие мумии (2)» . www.pbs.org . Проверено 25 ноября 2020 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Рейнхард, Йохан (1998). Ледяная дева: мумии инков, горные боги и священные места в Андах . Вашингтон, округ Колумбия: National Geographic. ISBN  9780792271420 .
  6. ^ «Виртуальное вскрытие Ледяной Девы» . Андская экспедиция – в поисках тайн инков . Нэшнл Географик. 1997. Архивировано из оригинала 23 июня 2011 г. Проверено 19 мая 2011 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Уилсон, А.С.; Тейлор, Т.; Черути, MC; Чавес, Дж.А.; Рейнхард, Дж.; Граймс, В.; Мейер-Огенштейн, В.; Картмелл, Л.; Стерн, Б.; Ричардс, член парламента; Воробей, М. (08 октября 2007 г.). «Стабильный изотоп и ДНК-доказательства ритуальных последовательностей жертвоприношений детей инков» . Труды Национальной академии наук . 104 (42): 16456–16461. Бибкод : 2007PNAS..10416456W . дои : 10.1073/pnas.0704276104 . ISSN   0027-8424 . ПМК   2034262 . ПМИД   17923675 .
  8. ^ «ДНК: ключ к тайне» . Андская экспедиция – в поисках тайн инков . Нэшнл Географик. 1997. Архивировано из оригинала 14 октября 2012 г. Проверено 19 мая 2011 г.
  9. ^ «Древняя ДНК» . www.isogg.org . Международное общество генетической генеалогии. 14 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 г. Проверено 5 апреля 2015 г.
  10. ^ Диас, Джонни (1 ноября 2023 г.). «У 500-летней мумии инков в Перу теперь есть лицо» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 ноября 2023 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Стайс, Джоэл (8 сентября 2017 г.). «Познакомьтесь с Ледяной Девой Инков, возможно, самой хорошо сохранившейся мумией в истории человечества» . Все это интересно . Проверено 25 ноября 2020 г.
  12. ^ «Смертельная травма головы: трещина глазницы и перелом черепа» . Андская экспедиция – в поисках тайн инков . Нэшнл Географик. 1997. Архивировано из оригинала 14 октября 2012 г. Проверено 19 мая 2011 г.
  13. ^ Дженнифер Налевицки (03 ноября 2023 г.). «Инк «Ледяная дева», умершая в жертвоприношении 500 лет назад, раскрыта в гиперреалистичной реконструкции лица» . Живая наука . Проверено 5 ноября 2023 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Херст, К. Крис. «Высотное жертвоприношение детей на церемонии инков Капакоча» . МысльКо . Проверено 24 ноября 2020 г.
  15. ^ «Жертвы жертвоприношения детей инков были накачаны наркотиками» . Национальные географические новости . 29 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2019 года . Проверено 24 ноября 2020 г.
  16. ^ Чавес Чавес, Хосе Антонио (2001). «ВЫСОГОРНЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ЮГЕ ПЕРУ». Чунгара (Арика) [онлайн] . 33 (2): 283–288.
  17. ^ Айлс, Карли Э.; Хегерль, Габриэле К.; Шурер, Эндрю П.; Чжан, Сюэбин (27 августа 2013 г.). «Влияние извержений вулканов на глобальные осадки: ВУЛКАНЫ И ОСАДКИ» . Журнал геофизических исследований: Атмосфера . 118 (16): 8770–8786. дои : 10.1002/jgrd.50678 . hdl : 1842/9918 . S2CID   56340465 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Геллес, Пол Х. (2000). Вода и энергия в высокогорном Перу: культурная политика ирригации и развития . Издательство Университета Рутгерса. ISBN  978-0-8135-2807-6 .
  19. ^ Рейнхард, Йохан (ноябрь 1985 г.). «Священные горы: этноархеологическое исследование руин высоких Анд». Горные исследования и разработки . 5 (4): 299–317. дои : 10.2307/3673292 . ISSN   0276-4741 . JSTOR   3673292 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32d778b3a6e6e9939ab00509246d08ac__1718838660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/ac/32d778b3a6e6e9939ab00509246d08ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mummy Juanita - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)