Мумия Хуанита
Расположение | Гора Ампато , Перу |
---|---|
Координаты | 116.114 .117.118 |
Момиа Хуанита ( по-испански « Мумия Хуанита»), также известная как Леди Ампато , представляет собой хорошо сохранившееся замороженное тело девушки из Империи инков , которая была убита в качестве человеческого жертвоприношения богам инков где-то между 1440 и 1480 годами. когда ей было примерно 12–15 лет. [ 1 ] Она была обнаружена на спящем стратовулкане горе Ампато (часть Анд Кордильер на юге Перу ) в 1995 году антропологом Йоханом Рейнхардом и его перуанским партнером по альпинизму Мигелем Сарате. Другое ее прозвище, Ледяная дева , происходит от холодных условий и низких температур, которые сохранили ее тело на горе Ампато. [ нужна ссылка ]
Хуанита почти постоянно выставлялась в Католического университета Санта-Марии Музее андских святилищ (Museo Santuarios Andinos) в Арекипе, Перу , с 1996 года, а в 1999 году ее демонстрировали во время тура по Японии .
В 1995 году Time журнал включил ее в десятку лучших открытий мира. [ 2 ] В период с мая по июнь 1996 года она была выставлена в штаб-квартире Национального географического общества в Вашингтоне, округ Колумбия , в специально акклиматизированном природоохранном помещении. В июньском номере журнала National Geographic за 1996 год была опубликована статья, посвященная открытию Хуаниты. [ 3 ]
Открытие
[ редактировать ]В сентябре 1995 года во время восхождения на гору Ампато (20 700 футов; 6 300 м) Йохан Рейнхард и Сарате нашли в кратере сверток, упавший со стоянки инков на вершине из-за недавнего таяния льда и эрозии в результате извержения вулкана. . [ 1 ] К их удивлению, в свертке оказалось замороженное тело молодой девушки. Хуаниту нашли почти полностью замороженной, при этом сохранились ее внутренние органы, волосы, кровь, кожа и содержимое желудка. [ 4 ]
Они также нашли множество предметов, оставленных в качестве подношений богам инков, включая кости лам, небольшие фигурки и керамические изделия. Предметы были разбросаны по склону горы, с которой упало тело. В их число входили статуи, продукты питания (зерна кукурузы и початки) и Spondylus раковины , происходящие из океанских экосистем. [ 5 ] Они были связаны с церемониями дождя по всей Империи инков . [ 5 ] Одежда, которую она носила, напоминала ткани элиты Куско, столицы инков. Поскольку Хуанита является ближайшим к Куско обнаруженным жертвоприношением и была найдена среди тканей богатых людей, археологи полагают, что это может указывать на то, что она происходила из знатной семьи Куско. [ 4 ]
Тело и предметы были быстро перевезены в Арекипу, чтобы предотвратить оттаивание замороженного образца. Первоначально тело хранилось в специальном холодильнике Католического университета. [ нужна ссылка ] Тело Хуаниты было перевезено в Соединенные Штаты для компьютерной томографии в 1996 году, а затем в 1999 году выставлено напоказ в Японии. [ 1 ] Ее считают одной из наиболее хорошо сохранившихся мумий в Андах.
Еще две ледяные мумии, молодая девушка и мальчик, были обнаружены в ходе археологической экспедиции под руководством доктора Рейнхарда и профессора Хосе Антонио Чавеса в октябре 1995 года, а еще одну женскую мумию они обнаружили на Ампато в декабре 1997 года. Вулканический пепел из близлежащего вулкана извержение вулкана Сабанкайя вызвало таяние льда в этом районе, в результате чего захоронения инков обрушились в овраг или кратер, где они вскоре и оказались. обнаружен Рейнхардом и его командой. Рейнхард опубликовал подробный отчет об открытии в своей книге 2006 года под названием « Ледяная дева: мумии инков, горные боги и священные места в Андах» .
Научный анализ
[ редактировать ]Тело
[ редактировать ]Когда Рейнхард и Сарате изо всех сил пытались поднять на вершине Ампато тяжелый узел с телом Хуаниты, они поняли, что масса ее тела, вероятно, увеличилась из-за замораживания плоти. При первоначальном взвешивании в Арекипе сверток с «Хуанитой» весил более 90 фунтов (40,82 кг). Их реализация оказалась верной; Хуанита почти полностью заморожена, что делает ее важной научной находкой. Как и некоторые другие мумии инков, найденные на больших высотах, Хуанита была найдена замороженной, поэтому ее останки и одежда не высохли , как у мумий, найденных в других частях мира. Она была мумифицирована в условиях мороза на вершине горы, а не искусственно, как в случае с египетскими мумиями. Ее кожа, органы, ткани, кровь, волосы, содержимое желудка и одежда чрезвычайно хорошо сохранились, что дает ученым редкую возможность взглянуть на культуру инков во время правления Сапа Инка Пачакути (годы правления 1438–1471/1472 гг.).
Анализ содержимого ее желудка показал, что она ела овощи за шесть-восемь часов до смерти. [ 6 ] Некоторые данные свидетельствуют о том, что она могла происходить из знатной семьи Куско. Стабильный изотопный анализ других детей, принесенных в жертву в этом районе, выявил изменения в рационе питания в течение последнего года жизни, указывающие на то, происходили ли они из общих семей. [ 7 ] Обычно на это указывает количество потребляемого мясного белка. Благородные семьи регулярно потребляли мясо, тогда как в недворянских семьях этого, возможно, не было. Поскольку конкретного анализа Хуаниты нет, неясно, происходила ли она из знатной семьи или нет. Однако анализ подобных жертвоприношений детей в регионе показывает, что за шесть месяцев до своей смерти они были в Куско, вероятно, на церемонии перед путешествием в горы. [ 7 ]
Украшения и погребальный инвентарь
[ редактировать ]Хуаниту завернули в яркий погребальный гобелен (или «аксу»). Ее голову украшала шапка из перьев красного ара , а на ней была яркая шерстяная шаль из альпаки, застегнутая серебряной застежкой. Она была полностью одета в одежду, напоминающую лучшие ткани из столицы инков Куско . Эти принадлежности почти идеально сохранились, что дает ценную информацию о священных тканях инков и о том, как одевалась знать инков. Вместе с ней в погребальном гобелене была найдена коллекция погребального инвентаря: чаши, булавки, статуэтки из золота, серебра и ракушек.
Генетический анализ
[ редактировать ]По данным Института геномных исследований (TIGR), ближайшим родственником, которого они смогли найти в базе данных в 1996 году, был народ нгобе из Панамы , но более поздние исследования показали, что она разделяет генетические закономерности, обнаруженные у людей из Анд . Ученые из TIGR исследовали две митохондриальной ДНК последовательности D-петли и обнаружили, что гипервариабельная область 1 (HV1) соответствует митохондриальной гаплогруппе A2 , одной из пяти митохондриальных гаплогрупп коренных американцев. Гипервариабельная область 2 (HV2) включала уникальную последовательность, не обнаруженную ни в одной из существующих баз данных митохондриальной ДНК. [ 8 ] Ее гаплотипы — 16111T, 16223T, 16290T, 16319A. [ 9 ]
Реконструкция ее лица
[ редактировать ]В Арекипе в октябре 2023 года группа польских и перуанских ученых представила реконструированный силиконовый бюст ее лица. Используя цифровые изображения и сканы ее черепа, а также анализ ее ДНК для определения ее возраста, характеристик лица и цвета лица, он был создан шведским археологом и скульптором Оскаром Нильссоном сначала из глины, а затем отлит из силикона. [ 10 ]
Подготовка к смерти
[ редактировать ]Извлекая ДНК из хорошо сохранившихся волос мумии Хуаниты, ученые смогли определить ее рацион перед жертвоприношением. [ сомнительно – обсудить ] Анализ ее волос показал, что Хуанита ела такие продукты, как животный белок и кукуруза, которые были диетой элиты, в отличие от стандартной диеты инков, состоящей из овощей. [ 11 ] [ нужен лучший источник ]
Последние шесть-восемь недель жизни принесенного в жертву ребенка инков состояли из интенсивного употребления наркотиков и алкоголя. При сочетании коки и алкоголя чича дети находились бы в состоянии сильного психологического опьянения. Маркеры на волосах Хуаниты указывают на то, что перед смертью ей давали коку и алкоголь, что позволяет предположить, что она находилась в состоянии, близком к бессознательному. [ 11 ] [ нужен лучший источник ]
Причина смерти
[ редактировать ]Радиолог Эллиот К. Фишман пришел к выводу, что она погибла в результате тупой травмы головы. Он заметил, что ее треснутая правая глазница и двухдюймовый (5-сантиметровый) перелом черепа являются травмами, «типичными для человека, которого ударила бейсбольной битой ». Удар вызвал массивное кровоизлияние , заполнившее ее череп кровью и сместившее мозг в сторону. [ 12 ] Смерть от травмы головы была обычным методом принесения в жертву детей в ту эпоху, наряду с удушением и удушением (захоронением заживо). [ 13 ]
Капакоча
[ редактировать ]Ритуальное жертвоприношение под названием Капакоча (или Капак-хуча ) было ключевым компонентом Империи инков. Этот ритуал, который обычно включал в себя принесение в жертву детей, предназначался для праздничных мероприятий. Эти события включали ежегодное или двухгодичное событие в календаре инков, смерть императора, рождение королевского сына или победу в битве и проводились для предотвращения стихийных бедствий, таких как извержения вулканов, засухи, землетрясения и эпидемии. . [ 14 ] Помимо праздничных мероприятий и жертвоприношений в целях предотвращения, жертвоприношение детей представляло собой военную и политическую экспансию культуры, а также способность империи использовать принуждение и контроль. [ нужна ссылка ]
В качестве дани правители инков приказывали приносить в жертву мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 16 лет. Данные анализа стронция позволяют предположить, что детей забирали из нескольких разных географических регионов, привозили в столицу инков, а затем потенциально подвергали многомесячному путешествию к священному месту, где их должны были принести в жертву. [ 14 ] С помощью биохимического анализа археологи обнаружили, что кока (основной источник кокаина) и алкоголь обычно обнаруживаются в организме детей. [ 15 ] Хотя археологи не уверены в том, почему использовались наркотики и алкоголь, некоторые предполагают, что выбранные дети были введены в ступор перед смертью. [ нужна ссылка ]
Соединяя климат и культуру
[ редактировать ]Хуанита была убита во время практики капакоча , или детского жертвоприношения, чтобы умилостивить богов инков, или Апу . Эта практика часто включает в себя принесение в жертву ребенка в уаке или церемониальном святилище в важном духовном месте, в данном случае на горе Ампато . Дети были выбраны, поскольку они считались чистыми существами и достойными отдачи богам инков . Считалось, что после принесения в жертву эти дети становились посланниками ВСУ и выступали в роли переговорщиков от имени народа. Люди, в свою очередь, поклонялись принесенным в жертву детям наряду с поклонением богам. Церемониальные подношения совершались ежегодно, сезонно или по особым случаям. [ 5 ]
Хуанита и еще несколько человек, вероятно, были принесены в жертву, чтобы умилостивить богов после извержений близлежащих вулканов Мисти (1440-1450 гг.) и Сабанкайя (1466 г.). [ 16 ] Извержения вулканов вызывают нарушения климата, которые могут длиться от трех до пяти лет в зависимости от местоположения и интенсивности. В этих обстоятельствах характер осадков изменяется из-за присутствия твердых частиц в воздухе. На эти периоды обычно указывает аномальная сухость или влажность. В целом исследования показали, что извержения вулканов приводят к общей тенденции к засухе или уменьшению количества осадков. Частицы от взрывов также могут загрязнять водоснабжение и качество воздуха. [ 17 ] Это подтверждается наблюдениями и наблюдениями Райнхарда на поле: «Жертвоприношения приносились либо во время длительного периода сильной засухи, либо во время (или сразу после) извержений вулканов, либо и того, и другого. Только в такие периоды земля могла быть достаточно размороженной, чтобы позволить инкам построить эти места и закопать подношения, как они это сделали. И этот фактор может объяснить их важность. Засухи и вулканический пепел уничтожат пастбища, загрязнят и истощат источники воды, столь важные для жителей деревни». [ 5 ]
Вполне вероятно, что Хуаниту принесли в жертву из-за климатических нарушений, чтобы умилостивить богов в обмен на воду. [ 18 ] [ 5 ] Вера инков в то время заключалась в том, что горы (и их духи) управляют погодой и водой и, таким образом, были переплетены с деревнями внизу. Процветание посевов и людей зависело от разрешения горного божества обеспечить их водой для потребления и орошения. Вода является животворящим источником и считалась связанной с женственностью и плодородием. Поэтому горы, дающие воду, инки считали женскими божествами. [ 18 ] В Южном Перу считалось, что принесение в жертву молодой женщины умилостивит горное божество, которое, в свою очередь, обеспечит постоянное водоснабжение региона. [ 19 ]
Другие предполагают, что жертвоприношение детей могло частично использоваться лидерами инков в качестве политической стратегии для обеспечения контроля над империей. Жертвоприношения во время расширения империи привнесли бы сочетание уважения и страха, одновременно усиливая преданность. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Дети Льюльяйльяко
- мумии чинчорро
- « Девочка-мумия инков »
- Список нераскрытых убийств
- Эци Ледяной человек
- Сибирская Ледяная Дева
- Свинцовая мумия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Знакомство с 500-летней перуанской мумией» . ХаффПост . 15 декабря 2011 г. Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Горман, Кристина (6 ноября 1995 г.). «Археология: ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕДЯНОЙ ДЕВЫ» . Время . ISSN 0040-781X . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Рейнхард, Йохан: Ледяные девы Перу. National Geographic 189 (6) (июнь): 62–81, 1996 г.
- ^ Перейти обратно: а б «NOVA Online | Ледяные мумии инков | Высокие мумии (2)» . www.pbs.org . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рейнхард, Йохан (1998). Ледяная дева: мумии инков, горные боги и священные места в Андах . Вашингтон, округ Колумбия: National Geographic. ISBN 9780792271420 .
- ^ «Виртуальное вскрытие Ледяной Девы» . Андская экспедиция – в поисках тайн инков . Нэшнл Географик. 1997. Архивировано из оригинала 23 июня 2011 г. Проверено 19 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уилсон, А.С.; Тейлор, Т.; Черути, MC; Чавес, Дж.А.; Рейнхард, Дж.; Граймс, В.; Мейер-Огенштейн, В.; Картмелл, Л.; Стерн, Б.; Ричардс, член парламента; Воробей, М. (08 октября 2007 г.). «Стабильный изотоп и ДНК-доказательства ритуальных последовательностей жертвоприношений детей инков» . Труды Национальной академии наук . 104 (42): 16456–16461. Бибкод : 2007PNAS..10416456W . дои : 10.1073/pnas.0704276104 . ISSN 0027-8424 . ПМК 2034262 . ПМИД 17923675 .
- ^ «ДНК: ключ к тайне» . Андская экспедиция – в поисках тайн инков . Нэшнл Географик. 1997. Архивировано из оригинала 14 октября 2012 г. Проверено 19 мая 2011 г.
- ^ «Древняя ДНК» . www.isogg.org . Международное общество генетической генеалогии. 14 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 г. Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Диас, Джонни (1 ноября 2023 г.). «У 500-летней мумии инков в Перу теперь есть лицо» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стайс, Джоэл (8 сентября 2017 г.). «Познакомьтесь с Ледяной Девой Инков, возможно, самой хорошо сохранившейся мумией в истории человечества» . Все это интересно . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ «Смертельная травма головы: трещина глазницы и перелом черепа» . Андская экспедиция – в поисках тайн инков . Нэшнл Географик. 1997. Архивировано из оригинала 14 октября 2012 г. Проверено 19 мая 2011 г.
- ^ Дженнифер Налевицки (03 ноября 2023 г.). «Инк «Ледяная дева», умершая в жертвоприношении 500 лет назад, раскрыта в гиперреалистичной реконструкции лица» . Живая наука . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Херст, К. Крис. «Высотное жертвоприношение детей на церемонии инков Капакоча» . МысльКо . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ «Жертвы жертвоприношения детей инков были накачаны наркотиками» . Национальные географические новости . 29 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2019 года . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ Чавес Чавес, Хосе Антонио (2001). «ВЫСОГОРНЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ЮГЕ ПЕРУ». Чунгара (Арика) [онлайн] . 33 (2): 283–288.
- ^ Айлс, Карли Э.; Хегерль, Габриэле К.; Шурер, Эндрю П.; Чжан, Сюэбин (27 августа 2013 г.). «Влияние извержений вулканов на глобальные осадки: ВУЛКАНЫ И ОСАДКИ» . Журнал геофизических исследований: Атмосфера . 118 (16): 8770–8786. дои : 10.1002/jgrd.50678 . hdl : 1842/9918 . S2CID 56340465 .
- ^ Перейти обратно: а б Геллес, Пол Х. (2000). Вода и энергия в высокогорном Перу: культурная политика ирригации и развития . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-2807-6 .
- ^ Рейнхард, Йохан (ноябрь 1985 г.). «Священные горы: этноархеологическое исследование руин высоких Анд». Горные исследования и разработки . 5 (4): 299–317. дои : 10.2307/3673292 . ISSN 0276-4741 . JSTOR 3673292 .
- Рейнхард, Йохан (январь 1997 г.). «Острые глаза науки исследуют мумии Перу». Нэшнл Географик . 191 (1): 36–43.
- Рейнхард, Йохан (1998). Открытие Ледяной Девы Инки . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество. ISBN 9780792271420 .
- Рейнхард, Йохан (июль 1998 г.). «Новые мумии инков». Нэшнл Географик . 194 (1): 128–135.
- Рейнхард, Йохан (2005). Мумии инков, горные боги и священные места в Андах . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество. ISBN 9780792268383 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Андская экспедиция: в поисках секретов инков на National Geographic
- «El Museo Santuarios Andean» [Музей Андских святилищ] (на испанском языке). Католический университет Санта-Мария .